Дело в том, что в те зимние дни по инициативе товарища Сталина был создан СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года, но по-настоящему активная его деятельность развернулась после 1960 года. Исследователи института Вейцмана объявили об успешном завершении проекта по созданию первого израильского квантового компьютера. Высшим органом СЭВ являлась Сессия, на которой собирались представители стран-участниц.
Совет экономической взаимопомощи
день образования СЭВ, Совета экономической взаимопомощи стран социализма, созданного в 1949 году. СЭВ-3 В 1949 году 5 января создан Совет Экономической Взаимопомощи. Цель создания СЭВ — содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему.
СЭВ в 1973–1990 годах
- Совет экономической взаимопомощи — Википедия
- Создан СЭВ
- День в истории
- Внешняя политика СССР в 1945–1953 гг. Начало холодной войны
- Ответы : совет экономической взаимопомощи образон в каком году?
- Почему создали СЭВ. Создание СЭВ: цели, задачи и значение для международных отношений
Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
Институт Вейцмана заявил, что началась работа над 64-кубитным компьютером, который также будет соответствовать этому требованию. Профессор Озери рассказал, что он работает над квантовыми вычислениями с 2003 года, создал свою собственную группу в 2007 году, и что в последние два года он действительно сосредоточился на создании компьютера. Причина, по которой его команда сможет построить 64-кубитный компьютер всего за один-два года, заключается в том, что у него было две команды, работающие отдельно над меньшими и большими машинами, и что между командами существует уникальная синергия. Озери заявил, что после создания этой машины Институт Вейцмана будет на том же уровне, что и корпорация «Google», о квантовом компьютере которого мировые СМИ писали в октябре 2019 года.
А с 1964 г. В переводных рублях можно было оплачивать товары и услуги, определять цены, выдавать кредиты. Никаких взаимозачетов производить уже не надо было, излишек рублей можно было накапливать и потом покупать ни них то, что тебе надо в любой стране СЭВ. Использовалась эта валюта между государствами-участниками, среди населения переводной рубль не ходил. Также он не использовался в расчетах с капиталистическими странами. Для осуществления операций в переводных рублях был образован Международный банк экономического сотрудничества МБЭС.
В 1970 г. И вот, с развитием механизма и инструментов расчётов между странами СЭВ, появилась возможность полностью отказаться от использования доллара в этих расчётах. Именно для этого решения и было созвано Международное экономическое совещание в 1952 году. Попутно на нём обсуждались и решались и другие важные вопросы международных экономических отношений. Для нас же важным итогом этого совещания, имеющим и историческое значение, является то, что сама возможность выйти из-под экономической а значит — и из под политической зависимости стран от диктата наиболее сильных империалистических государств оказалась реально осуществлённой именно и только социалистическими странами на пути их экономической интеграции. Организация СЭВ Система руководящих органов СЭВ включала в себя: — собиравшийся на ежегодные сессии Совет СЭВ, в котором делегации стран возглавлялись главами правительств либо лидерами коммунистических партий стран; — Исполнительный комитет — главный исполнительный орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств, по одному от каждой страны; — Секретариат СЭВ, непосредственно руководящий повседневной экономической и административной работой СЭВ руководитель Секретариата — Секретарь СЭВ считался главным должностным лицом организации ; — различные комитеты и комиссии, занимавшиеся отнесенными к их ведению вопросами. Секретариат СЭВ располагался в Москве. В СЭВ не было правила обязательного подчинения стран-участниц решениям организации. Каждая страна сам решала, в каких программах СЭВ участвовать, а в каких нет.
СЭВ был весьма мягким объединением, без возможности принятия руководящими органами СЭВ обязательных для всех решений. Все ли возможное было сделано?
Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная смена политики позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны. Деятельность союза Стоит отметить следующий факт: несмотря на то, что создание СЭВ пришлось на 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководство самого крупного государства-участника СССР решило превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, подобный Европейскому экономическому союзу, обладающему общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов.
Через семь лет появилась новая финансовая структура.
В октябре 1950 г. Но практически разгромленная северокорейская армия получила мощную поддержку.
Но негласно в КНДР поставлялась военная техника, оказывалась финансовая помощь. Подбитые северокорейские танки Т-34-85. Фотография неизвестного американского солдата Советские военные специалисты прибывали в Северную Корею под видом корреспондентов ТАСС или китайских добровольцев.
КНР также официально в корейской войне не принимала участия. Регулярные китайские войска, которые были направлены в КНДР, формально считались соединениями так называемых «народных добровольцев». Ситуация в Корее снова кардинально изменилась.
Военные действия к концу 1950 г. Активное участие в боях принимала советская авиация. Численность направленного в Корею 64-й истребительного корпуса к 1952 г.
Возглавлял его прославленный ас Иван Кожедуб. Многие советские лётчики были участниками Великой Отечественной войны. Всего они сбили более 1 300 самолётов противника при собственных потерях в 335 самолётов.
Знаков различия никаких. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых лётчику-перебежчику гарантировалась премия в 100 тыс. Но это было ещё не всё.
Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по-китайски! Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою, и мы принялись учить говорить их по-китайски. Толку от этого было мало, тогда командование разрешило брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки.
Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко — чтобы отдать распоряжение своим пилотам, командир должен был продумать, как оно будет звучать покороче, затем, взглянув в блокнот мысленно перевести его на китайский язык и произнести вслух. Получив приказ, лётчики должны были выполнить всё в обратной последовательности.
На это уходило довольно много времени, что в условиях быстро меняющейся обстановки воздушного боя, на практике — неприемлемо. Вскоре наши мучения кончились. Что уж там кривить душой — бои были тяжелейшие…» Свернуть В мае 1951 г.
Ситуация зашла в тупик. Добиться окончательной победы той или иной стороне сколь-нибудь разумной ценой не представлялось возможным. Летом 1951 г.
Перемирие было подписано лишь в июле 1953 г. Резко сокращалось производство вооружений. Например, годовое производство артиллерийских орудий в 1946 г.
Но в то же время велась активная разработка новых видов оружия, прежде всего ядерного. Непосредственно к созданию атомной бомбы советские учёные приступили с 1943 г. Большую роль в продвижении проекта сыграла внешняя разведка СССР.
Были добыты подробные сведения о работах по созданию атомной бомбы в США, в Манхэттенский проект — группу по разработке ядерного оружия в США — удалось внедрить советского агента. Из книги Павла Судоплатова «Спецоперации. Лубянка и Кремль.
Обаятельная и общительная, она легко устанавливала дружеские связи в самых широких кругах. Элегантная женщина классической красоты, натура утонченная, она как магнит притягивала к себе людей, не только мужчин, но и женщин. Лиза была одним из самых высококвалифицированных вербовщиков агентуры.
Её главной заслугой явилось внедрение в мозговой центр Манхэттенского проекта выдающегося физика, завербованного советской военной разведкой, Клауса Фукса, который был передан на связь супругам Зарубиным. Став своими в семье научного руководителя проекта, советские разведчики уговорили его добиться перевода в Лос-Аламос Клауса Фукса, который и стал главным источником научно выверенной информации для Москвы. Но и, кроме того, Лиза близко сошлась с ещё одним крупнейшим учёным в атомном проекте, Силардом, и убедила его допустить в этот проект несколько завербованных специалистов…» Свернуть 29 августа 1949 г.
Но с 1947 г. Эта бомба была испытана в сентябре 1951 г. Она была почти в два раза легче копии американской и в два раза мощнее её.
Начало холодной войны и особенно война в Корее привели к усилению гонки вооружений, в которую активно включился и СССР. В 1949 г. Срок службы в сухопутных частях и авиации составлял три года, во флоте — четыре года.
Численность вооружённых сил к 1953 г. Быстрыми темпами вновь стало расти производство вооружений. Наиболее дорогостоящим проектом оставалось совершенствование ядерного оружия и средств его доставки.
По пятилетнему плану на 1951—1955 гг. Для решения оборонных проблем были созданы десятки закрытых городов с уникальными предприятиями, лабораториями, конструкторскими бюро: Арзамас-16, Снежинск, Маяк, Приозёрск, Шиханы, Горный, Камбарка, Капустин Яр, Сунгуль, целые районы вокруг Красноярска, Томска, Москвы. Задание 1.
Какие варианты внешнеполитической стратегии в послевоенный период рассматривались руководством СССР? Назовите действия СССР и западных стран, которые, по вашему мнению, способствовали началу холодной войны.
28 июля 1991 года был распущен СЭВ — "Совет экономической взаимопомощи"
СЭВ тогда выполнял больше политические, чем экономические задачи – закрепить советское доминирование в регионе путем формирования однотипных экономических механизмов. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января, официально об этом было объявлено 25 января 1949 года – именно эта дата и считается днём основания организации. Успешно решаются проблемы обеспечения стран — членов СЭВ топливом и энергией путем создания совместными усилиями дополнительных мощностей.
Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего
Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов.
Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование. В свою очередь, Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях. Имея в своем распоряжении СЭВ, и будучи связан с ним целым пулом союзников, он вынужден был постоянно согласовать с ними свою линию.
Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. Исходя из этого, М. Что дал СЭВ мировой экономике? Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет.
Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран. Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л. Брежневе была предпринята попытка одновременно поднять статус этой организации и вести переговоры с Европейским сообществом о равноправном сотрудничестве.
Но тут же выяснилось, что нужно поднимать вопрос о наднациональных структурах. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития. Например, Румыния и Болгария были заинтересованы в том, чтобы через механизмы СЭВ добиться больших привилегий в торговле с западноевропейскими странами, но они понимали, что позиции их слишком слабы для того, чтобы они смогли делегировать свои полномочия некоей внешней силе. Напротив, такие страны, как Польша и Венгрия, были готовы к этому, и даже настаивали на том, чтобы был выбран именно этот вариант интеграции. За время своего существования СЭВ пережил несколько волн реформ. В 1962 году их инициатором выступила Варшава, причем ее инициатива была предпринята вовсе не по указанию Москвы.
Наоборот, Советский Союз тормозил эти преждевременные, по его мнению, усилия Польши, а также более поздние предложения, направленные на формирование в рамках Совета единой внешнеполитической линии, обязательной для соблюдения всех ее членов. Материалы обсуждения Комплексной программы социалистической экономической интеграции в 1968-1969 годах, которые были малоизвестны в самом Советском Союзе, показывают, что Варшава и Будапешт хотели привязать Москву к этим коллективным решениям. Они видели в углублении интеграции возможности для сохранения и укрепления собственного суверенитета, а более слабые страны, такие как Румыния, Монголия, напротив, опасались, что могут оказаться в позиции сельскохозяйственного придатка. Поэтому София и Бухарест оставляли за собой свободу рук в различных внешнеполитических акциях. В конечном итоге СССР, обсуждая эту Комплексную программу в течение нескольких лет, пошел на массу уступок союзникам, отказавшись, в частности, от подписания обязывающего международного договора. Помимо масштабной комплексной программы на 100 страниц была и закрытая часть, где были отражены наиболее спорные документы.
Данные о численности сотрудников Секретариата в 60-е гг. В одних фигурирует информация, о том, что количество сотрудников превышает 2 тыс. Последняя цифра выглядит более достоверной, если в это количество включены только эксперты комиссии, рабочие группы и другие органы. Несколько позже, в 70-80-е гг. Секретариат возглавлялся секретарем при содействии трех заместителей.
Эти чиновники могли влиять на деятельность СЭВ путем осуществления руководящих координирующих функций Секретариата и посещая заседания органов СЭВ. Поэтому состав Секретариата представлял особый интерес, поскольку граждане отдельного государства-члена пытались получить льготный режим для своих стран в таких важных областях, как международная специализация или совместные инвестиционные проекты [13, с. Еще одним органом СЭВ являлись Постоянные комиссии. Они состояли из экспертов, привлеченных от государств-членов; их главная задача состояла в том, чтобы выработать детали политики, согласованной с высшими органами, а именно, Сессией и Исполнительным комитетом. Большинство комиссий имели дело с довольно узкими отраслями экономической деятельности.
Они, в основном, касались согласования производственных планов, установления приоритетов для производства определенных ключевых продуктов, формирования иностранных торговых соглашений и выбора новых инвестиционных проектов [6, с. Анализ их юрисдикции позволяет сделать заключение о том, что Постоянные комиссии были вправе вносить предложения на пленарные заседания Совета и Исполнительного Комитета и представлять ежегодные доклады по их деятельности. Каждая комиссия имела свой собственный секретариат, который был подотчетен Секретариату СЭВ и им же финансировался. Председательство каждой комиссии обычно проводилось представителем принимающей страны. Постоянные комиссии в соответствии со ст.
Первые 12 комиссий были сформированы на седьмой Сессии в мае 1956 г. С тех пор они были распущены или поглощены другими, а позднее к 1986 г. Рост числа Постоянных комиссий может быть рассматриваться как индикатор прогресса в направлении интеграции в СЭВ. Создание первых 12 комиссий совпало с новым этапом в деятельности организации. До 1956 г.
Создание Посто- янных комиссий в 1956 г. В 1960-е гг. Позднее также были созданы Международный инвестиционный банк, чья прерогатива заключалась в финансировании совместных проектов стран-участниц СЭВ. Помимо вышеуказанных органов, весомую роль в отдельных ключевых отраслях экономики играли такие дочерние организации, как Интерметалл, Интератоминструмент, НаЫех. Но следует отметить, что данные компании не входили в систему органов управления СЭВ [13, с.
Проблемами международного сотрудничества занимались научные институты СЭВ. В ведении первого находились теоретические проблемы экономической стандартизации, а второй институт вел консультативную деятельность по проблематике организации мировой социалистической системы и взаимодействия в ее рамках. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что рост институциональной структуры СЭВ в середине 60-х гг. От весьма незамысловатой и простой структуры в 50-х гг. Вместе с ростом структуры СЭВ, расширялась и нормативно-правовая база, регулирующая как отношения внутри организации, так и между странами-участницами и другими международными организациями.
И, несмотря на то, что страны Восточной и Центральной Европы со временем имели все больше возможностей получить информацию друге о друге и осознать, что образуя единый фронт, они могут в значительной степени смягчить силу главенствующей роли СССР и отстаивать свои личные интересы, СЭВ продолжал развиваться. Это, в свою очередь, значительно повысило статус организации и сделало ее одной из ключевых в экономической, политической и правовой жизни Восточной и Центральной Европы. Литература 1.
Шмаль отметил, что сейчас нужно учитывать опыт организации и строить отношения на взаимовыгодной основе. СЭВ тогда, считает он, стал механизмом передачи технологий и поднятия уровня жизни в этих странах. По словам Липкина, участники конференции заинтересованы в обмене информацией с представителями зарубежных стран, занимающимися изучением опыта СЭВ, в том числе в условиях кризисов, например, энергетического кризиса 1973 года. Ключевая задача организации заключалась в развитии экономического сотрудничества стран-членов, содействии и ускорении их экономического и научно-технического прогресса. За годы нахождения в СЭВ ряд стран прошли этап индустриализации, развили инфраструктуру и освоили масштабное строительство жилья.
Внешняя политика СССР в 1945–1953 гг. Начало холодной войны
75 лет конкуренту ЕС – Совету экономической взаимопомощи (СЭВ) | Они участвовали в создании «укрытия» над разрушенным четвертым блоком, в дезактивации площадки АЭС и других блоков, в работах в зоне отчуждения и временного отселения. |
Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего | день образования СЭВ, Совета экономической взаимопомощи стран социализма, созданного в 1949 году. |
Создан СЭВ Совет Экономической Взаимопомощи | СЭВ не являлся замкнутой организацией, в него могла вступить любая страна, разделяющая цели и принципы Совета и согласная принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства. |
Фотографии о событии
- Зачем Сталин создал СЭВ
- Когда появился Совет экономической взаимопомощи
- LEGAL BASIS FOR THE ORGANIZATION OF THE COUNCIL FOR MUTUAL ECONOMIC ASSISTANCE (CMEA)
- Решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) (1949 г)
Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего
В 1972—1974 гг. В 1975 г. К концу 1970-х гг. В условиях перестройки в СССР, отказа советского руководства от политики конфронтации с Западом и США была предпринята неудавшаяся попытка реформировать деятельность СЭВ на основе рыночной стратегии принята 44-й сессией в 1988. В июне 1991 г. Шейнин Эдуард Яковлевич.
Совет экономической взаимопомощи — это межправительственная организация, функционировавшая с 1949-го по 1991-й годы и объединявшая в единый экономический блок «страны народной демократии». Решение о его образовании было принято в январе 1949 года в Москве представителями правительств Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии позже в него вступили Албания, ГДР, Монголия и Куба и в первую очередь было продиктовано тяжелым экономическим положением этих стран в послевоенные годы. Американской альтернативой СЭВ стал так называемый «план Маршалла», целью которого заявлялось восстановление разрушенной войной европейской экономики. Считается, что в ходе реализации плана были созданы предпосылки для развития глобализации и последующего объединения стран в Европейское экономическое сообщество в 1957 году, послужившего одной из опор для создания Европейского союза. Существует точка зрения, что СЭВ — это неудавшийся ЕЭС, и если рассматривать его под таким углом, то придется согласиться. Но если посмотреть на цели, которые ставили перед собой Совет экономической взаимопомощи и Европейское экономическое сообщество, то можно увидеть различия. В Совете экономической взаимопомощи изначально такой цели не было. Сейчас новая волна молодых исследователей подходит к документам более эмпирически и приходит к пониманию, что на самом деле надо менять фокус: СЭВ можно сравнивать с Европейской экономической комиссией ООН, с Организацией европейского экономического сотрудничества, которая выросла из плана Маршалла. И если сравнить с этими организациями, то тут СЭВ ушел далеко вперед.
Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран—членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ. После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой. В 1991 году СЭВ общей волей своих членов прекратил существование, не оставив преемника. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции. Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ например, Международный банк экономического сотрудничества , Международный инвестиционный банк , Интерспутник , существуют и продолжают свою деятельность до сих пор. Причины распада СЭВ и его последствия Заседание Исполнительного комитета Совета Экономической Взаимопомощи Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ. Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали.
Целесообразно было обьединить участников в одну, управляемое сверху, «систему». Такой системой стало кооперативное обьединение Robotron 300, начиная с 1970 со штаб-квартирой в Дрездене, насчитывавшее более 25 предприятий. В апреле 1969 года был создан комбинат Robotron и Zentronik. В начале 1978 года комбинат Zentronik прекратил свое существование и его предприятия влились в Robotron. Вот некоторые из предприятий Robotron: Robotron в Дрездене Завод по производству бухгалтерско и счетно-фактурных машин в Хемнице Он был одним из крупнейших производителей компьютеров в ГДР. Также здесь занимались производством вычислительных элементов, например дисководов, также магнитных карт. Среди его плюсов: гибкие возможности изменения конфигурации, компактность, простота в обслуживании. Разработан был прежде всего для работы в офисе, но также применялся для разработки программного обеспечения, в качестве контрольно-измерительного центра, как терминал, для преобразования данных. Работал на процессоре U880 с частотой 2,5MHz, объем памяти как правило — 64Кб, работал с монохромным дисплеем. Поддерживаемые операционные системы: SIOS1526 — это была оригинальная операционная система для A5130. Поскольку эта операционная система была несовместима с международными операционными системами, ее использовали для работы в банках, на почте, железнодорожных кассах.
Создан Совет экономической взаимопомощи
Кроме того, по словам Кадара, при создании новой международной организации необходимо отказаться от одного из основных принципов, на котором строился СЭВ. Создание. СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода. Несмотря на его ликвидацию, наработанный СЭВ интеграционный опыт впоследствии использовался таким объединением как Европейский союз.