29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка, дислоцированного в районе г. Василькова (в 30 км к юго-западу от Киева). 11 ноября 1909 г. утвержден полковой знак Черниговского полка (на серебряном щите чёрный одноглавый орёл под золотой короной, держащий в левой лапе золотой крест), окружённый полувенком из лавровых и дубовых ветвей, завязанным внизу лентой с датами: "1700-1900". Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка Киянская Оксана Ивановна.
Вы точно человек?
Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Восстание черниговского полка кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Восстание черниговского полка. Следствие и суд над декабристами Восстание черниговского полка 1825
Тем не менее, уже 3 января 1826 года, в бою под Устимовкой полк был наголову разбит частями, верными присяге и новому императору Николаю I. Муравьев-Апостол получил тяжелое ранение и был пленен наряду с другими офицерами. Его брат Ипполит, во избежание позора, застрелился. Дальнейшее следствие показало, что у Муравьева и других руководителей восстания отсутствовал четкий план действий. Солдат они склонили на свою сторону прямым обманом, а пресечь в их рядах пьянство, мародерство и дезертирство так и не сумели. В кульминационный момент боя солдаты не оказали помощи раненому командиру — напротив, убили штыком его лошадь, чтобы тот не смог скрыться. По итогам следствия Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин, а также арестованный ранее Пестель были приговорены к повешению наряду с двумя наиболее активными руководителями Северного общества — Рылеевым и Каховским. Казнь состоялась в конце июля 1826 года.
Дело в том, что после кончины Александра I, императором должен был стать его брат Константин. Однако еще при жизни Александра I, Константин отрекся от престола в пользу младшего брата Николая. Руководителем восстания декабристов, был назначен полковник Генерального штаба С. Время шло, а остальных частей не было. Генерал Милорадович вышел к войскам и предложил им разойтись. В ответ на это, один из офицеров, Каховский — член Северного общества, смертельно ранил Милорадовича.
Этот выстрел сделал ход событий необратимым. Руководители восстания медлили с началом боевых действий.
Муравьев-Апостол получил тяжелое ранение и был пленен наряду с другими офицерами. Его брат Ипполит, во избежание позора, застрелился. Дальнейшее следствие показало, что у Муравьева и других руководителей восстания отсутствовал четкий план действий. Солдат они склонили на свою сторону прямым обманом, а пресечь в их рядах пьянство, мародерство и дезертирство так и не сумели.
В кульминационный момент боя солдаты не оказали помощи раненому командиру — напротив, убили штыком его лошадь, чтобы тот не смог скрыться. Расскажем, что за события происходили накануне восстания на Сенатской площади. Затем обсудим день выхода декабристов на площадь 14 декабря 1825 года и восстание Черниговского полка на Украине. Таймкод: 0:00 Тема и план урока 0:40 Накануне восстания 1:43 Восстание 14 декабря 1825 г.
Причем командир Черниговского полка Густав Гебель, получив известие о восстании в Санкт-Петербурге, успел принять превентивные меры — арестовал Муравьева-Апостола. Судя по всему, Гебель уже имел данные о Южном обществе декабристов. Но не знал, сколько офицеров участвовало в деятельности общества. Это его едва не погубило. Несколько офицеров Черниговского полка освободили Муравьева-Апостола.
При это этом полковник Гебель получил 14 штыковых ран. Все они, однако, оказались неопасными для жизни — Гебелю при помощи одного из рядовых полка удалось спастись. Вообще, поведение нижних чинов как раз представляет во всей этой истории наибольший интерес. С офицерами все было более-менее понятно — часть состояла в Южном обществе, часть осталась верной присяге. А вот что касается рядовых и унтер-офицеров… По некоторым данным, многие солдаты полка все пять дней, что продолжалось это странное восстание, были пьяны.
Восстание Черниговского полка
Он мог попытаться ощутить себя сверхчеловеком, отвергавшим все и вся, отрицавшим общество, государственные институты, человеческий род в целом, поскольку они не соответствовали его идеалу. Или, напротив, взять за образец поведение античного героя-стоика, жертвующего собой ради счастья сограждан. Нарочито афишируемая деятельность, а то и показательная гибель такого героя должны были, по представлениям романтика, вдохновить людей на борьбу с традиционными порядками, приблизив победу общества справедливости. Оба варианта романтического поведения роднит одно; подлинным историческим деятелем в них предстает только и исключительно сильная личность.
С данной точки зрения Сергея Муравьева-Апостола можно назвать образцовым русским романтиком 1820-х годов. Это подтверждает и далеко не случайно брошенная им однажды фраза: «Масса — ничто, она будет тем, чего захотят личности, которые всё». Борьба самолюбий Муравьев-Апостол не только ощущал себя избранной и призванной на подвиг личностью, но и имел перед глазами образец того, как подобный герой обязан действовать в критической ситуации.
Рафаэль Риего, подполковник испанской армии, в 1820 году поднял свой полк, стоявший в Андалусии, дошел до Мадрида и, опираясь на поддержку части армии, крестьянства и горожан, заставил короля Фердинанда VII восстановить упраздненную им было Конституцию Испании. Муравьев-Апостол верил, что у него тоже хватит мужества и воли, чтобы возглавить столь же победоносную военную революцию в России. Его, как и Риего, боготворили солдаты, и он искренне считал, что за его восставшим батальоном пойдет весь полк, а за полком — и вся армия.
Он также не сомневался, что переворот в России, как и в Испании, обойдется без крови, поскольку кто же в силах противиться требованиям просвещенного офицерства, разоренного дворянства, несчастного крепостного крестьянства, задавленных муштрой солдат и обиженных горожан? Пестель, человек сугубо рациональный, волевой, мужественный, был далек от романтической позы и предпочитал обходиться без романтических масок. План восстания, разработанный руководителем Южного общества, заметно отличался от того, что предлагал один из представителей разветвленного семейства Муравьевых, которое современники подчас называли «муравейником ».
Пестель полагал, что восстание на юге страны начнет его Вятский полк, который должен был прежде всего арестовать в Тульчине командование армии. Одновременно поднимаются те части 19-й дивизии, которыми командовали генерал-декабрист Сергей Волконский и другие члены Южного общества. При этом центром восстания, местом, где решалась его судьба, для Пестеля, бесспорно, оставался Петербург.
Поэтому он сам сразу же после начала событий на юге собирался отправиться в столицу, чтобы лично контролировать происходящее в самой важной точке. Однако данному плану не суждено было осуществиться. Сначала внезапная смерть Александра I спутала заговорщикам все карты, а вскоре после нее на Украину с особой миссией прибыл генерал-адъютант Александр Чернышев.
Он должен был, опираясь на доносы капитана Аркадия Майбороды и генерала Ивана Витта, арестовать руководителей Южного общества, что и было сделано. В итоге Пестель попал под арест 13 декабря 1825 года — за день до восстания на Сенатской площади. С этого момента судьба восстания на юге России целиком оказалась в руках Муравьева-Апостола.
Известие о разгроме мятежа 14 декабря донеслось до южан к концу года. Подполковник С. Муравьев-Апостол был одним из наиболее авторитетных руководителей Южного общества — особенно после ареста лидера южан, П. Командир полка Г. Гебель распорядился арестовать Муравьева как деятеля, непосредственно связанного со столичными заговорщиками. Однако в селе Трилесы, где временно поместили арестованного, несколько офицеров предприняли успешную попытку освободить любимого командира. Уже на другой день ведомые Муравьевым роты вступают в город Васильков, захватывая при этом оружие и полковую казну. Еще сутки спустя солдатам озвучивают т.
Неожиданная смерть Александра I и угроза вступления на престол консерватора Николая I внесли смуту в планы декабристов. Они были вынуждены поспешно готовить выступление. Разброд и шатания в лагере дворянских революционеров, предательство некоторых членов общества привели к тому, что 14 декабря на Сенатской площади правительственные войска достаточно быстро разогнали мятежные полки. Разгром петербуржского восстания привёл к тому, что в руках у правительства оказались подробные списки с именами революционеров. Это касалось и деятельности южного общества декабристов. В Малороссии начались аресты, был схвачен глава Южного общества Пестель. Карта восстания Черниговского полка с указанием занятых им населённых пунктов В этих условиях поднимать новое восстание было почти безумием, однако южные декабристы не хотели сдаваться без борьбы. Главной силой восставших стал Черниговский полк, в котором на руководящих постах находилось много заговорщиков. Заняв находящийся возле лагеря расквартирования полка город Васильков, лидеры восстания объявили на площади манифест, в котором содержались основные пункты программы южных декабристов. У офицеров, возглавлявших мятеж, не было твёрдого мнения о том, в каком направлении стоит двигаться.
Муравьев-Апостол рассчитывал на «союзные» части, расположенные в Житомире и Брусилове на западе и в Белой Церкви на юге, хотя в реальной жизни эти части оставались на стороне государства. Смерть Александра прервала планы декабристов и вынудила их действовать немедленно. Он потерпел неудачу, унеся жизни 1271 человек, в основном мирных жителей. Дибич, не имеющий отношения к делу, арестовал Пестеля 25 декабря [ О. Декабристы на Украине запаниковали, но не предприняли никаких действий, надеясь, что арест - это единичный эпизод и что их главарь будет хранить молчание. Десять дней спустя они получили известие о неудавшемся восстании и массовых арестах в Санкт-Петербурге. Поручик Андреевич отправился в Радомышль возбуждать Алексопольский полк. Муравьев-Апостол едва избежал предъявленного ему ордера на арест , который на следующий день был доставлен в Васильков. Бестужев-Рюмин первым сумел дозвониться до Муравьева-Апостола и предупредил его о розыске. Двух заговорщиков отпугнул отказ Артамона Муравьева присоединиться к восстанию со своим Актырским полком. Группа задержания следовала за беглецами через Житомир и Любар и, наконец, арестовала их в Трилисах 8 января [ OS 28 декабря]. Сподвижники Муравьева Кузьмин, Щепило, Соловьев и Сухинов поняли, что теперь кольцо сузились вокруг себя и согласились на открытое восстание. Полковник Гебель был ранен в схватке на мечах и оставлен истекать кровью, но выжил. Солдаты 5-й роты Кузьмина Черниговского полка, дислоцированные в Трилисах, поддержали своих офицеров, а на следующий день Муравьев-Апостол принял командование и объявил открытое восстание. В отличие от акции в Санкт-Петербурге, где солдат заманивали на защиту Константина Павловича как законного монарха, солдатам Черниговского полка было ясно сказано об антиправительственном, антимонархическом характере восстания. Они двинулись на запад к соседней Коваливке и поглотили 2-ю роту. Майор Трухин, высокопоставленный сторонник черниговского полка, попытался подавить восставших и был линчеван на месте. Без дальнейшего сопротивления весь полк объединился в открытом восстании против монархии. Повстанцы насчитали теперь тысячу человек, в комплекте с полковым знаменем, кошельком и даже собственным капелланом Дэниелом Кейзером, но без полевой артиллерии. Их лидеры разделились в ходе действий.
Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка
Подпустив полк на расстояние выстрела, генерал велел артиллеристам открыть огонь на поражение. Залпы картечи посеяли панику среди солдат, но большинство офицеров шли за своим командиром. Я привел роты, мною водимые, в порядок, приказал солдатам не стрелять, а идти прямо на пушки, и двинулся вперед со всеми оставшимися офицерами. Солдаты следовали нашему движению, пока попавшая мне в голову картечь не повергла меня без чувств на землю.
Когда же я пришел в себя, нашел батальон совершенно расстроенным и был захвачен самими солдатами в то время, когда хотел сесть верхом, чтобы стараться собрать их. Захватившие меня солдаты привели меня и Бестужева к Мариупольскому эскадрону, куда вскоре привели и брата, и остальных офицеров», — рассказывал Сергей Муравьев-Апостол. Считается, что один из солдат попытался добить его, назвав обманщиком, но Соловьев закрыл раненого собой.
По другой версии, рядовой убил штыком лошадь Сергея Муравьева-Апостола, решив, что он хочет скрыться на ней с поля боя. Было арестовано 869 солдат и пять офицеров восставшего Черниговского полка. Брат Муравьева-Апостола Ипполит, только что прибывший из Петербурга вестником северного восстания, застрелился на поле боя.
Щепилло был убит. Сухинов бежал. Сергей Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были арестованы на поле боя с оружием в руках.
Раненый Кузьмин скрыл в рукаве пистолет и застрелился в первой корчме, где остановился его конвой». Сергея Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина приговорили к смертной казни. Нескольких человек, в том числе Соловьева и Сухинова, отправили из Киева пешком в Сибирь на каторжные работы.
Некоторым, как Матвею Муравьеву-Апостолу, изменили наказание на ссылку в начале своего царствования декабристов амнистировал Александр II. Большинство же чинов Черниговского полка, более 800 человек, подвергли телесным наказаниям, разжаловали и отправили воевать на Кавказ. Уже после разгрома Черниговского полка члены Общества соединенных славян пытались поднять на восстание свои части.
Последняя такая попытка была зафиксирована в феврале 1826 года в Полтавском полку. Но массовой поддержки среди солдат, в отличие от офицеров-черниговцев, их последователи не нашли.
Цель определяла средства, в том числе и такие, которые не согласовывались с представлениями о поведении дворянина и офицера: цареубийство, финансовые махинации, подкуп, шантаж и т. Но движение декабристов не сводимо только лишь к «грязным» средствам достижения сомнительной с исторической точки зрения цели. Составляя заговор, декабристы не могли не знать, что по российским законам, в которых умысел на совершение государственного преступления приравнивался к самому деянию, за то, чем они занимались на протяжении почти десяти лет, вполне можно заплатить жизнью. Не могли не знать, что Империя сильна, что сила — не на их стороне и что добиться торжества их собственных идей будет трудно, практически невозможно.
Знали — но все же вели смертельно опасные разговоры, писали проекты конституций, выводили полки на Сенатскую площадь и в степи под Киевом. Собственно, члены тайных обществ остались в активной исторической памяти именно потому, что впервые попытались открыто протестовать против ограничения прав. Более того, они стали символом борьбы за человеческие права. Едва ли не каждый, кто мыслил себя в оппозиции режиму монархическому, советскому или постсоветскому , так или иначе ассоциировал себя с декабристами. Декабристы стали символом российской интеллигенции. Мог ли мятеж «кончиться удачей»?
Трудно сказать. С одной стороны, бурное «осьмнадцатое столетие» было богато успешными переворотами. Но, с другой стороны, все 10 лет существования тайных обществ лидеры заговора не могли найти общий язык, не могли договориться о том, кто будет главным в новом российском правительстве. Заговорщики не сумели договориться и о совместных действиях, и это значительно уменьшало их шансы на успех. Однако победа императора Николая I над декабристами обернулась для него историческим поражением. Случайный путешественник-француз, пораженный устройством русского государственного механизма, писал о нем: «Россия — империя каталогов; она замечательна, если читать ее как собрание этикеток; но бойтесь заглянуть дальше заголовка!
Если вы откроете книгу, то не найдете ничего из обещанного: все главы в ней обозначены, но каждую еще предстоит написать» [4].
Обязательно нужно кому-то присягнуть. Кто-то из солдат был уверен, что они присягают великому князю Константину, который был силой отстранён от престола, но бежал, переоделся в крестьянскую одежду и сейчас ожидает восставших чуть ли не на расстоянии дневного перехода. Однако подавляющее большинство поняло зачитанный документ своеобразно: «Многие из нижних чинов, напившись, кричали, что теперь настала вольность». И вот тут началось то, чего офицеры боялись больше всего. Реальная пугачёвщина. Но без видимой цели и без надежды на «чудесно спасшегося законного императора». В этом случае ещё возможно было наладить хоть какое-то подобие дисциплины. В случае Муравьёва-Апостола — нет. Уже вечером 31 декабря нижние чины вваливались к нему в квартиру, будучи вдребезги пьяными.
Разбои, мародёрства, повальное пьянство — всё это сделалось возможным по той простой причине, что начальство городит какую-то невнятную ерунду, а реальных целей не ставит. И за что воевать, совершенно непонятно. Они, в общем, и не воевали. И причиной тому вовсе не приказ Муравьёва-Апостола не стрелять. Он мог бы отдать и приказ вести огонь на поражение. Толку от этого было бы немного. При осмотре конфискованных ружей выяснилось: «Большая их часть была не заряжена и имела деревянные кремни». Те, которые были заряжены, тоже вряд ли могли бы выстрелить: «Иные были заряжены странным образом: наоборот, то есть пулей внизу, а порохом сверху. Иные же вместо заряда имели кусок сальной свечки». Да и не в этом даже дело.
Ключевой его фигурой стал подполковник Сергей Муравьев-Апостол. Причем командир Черниговского полка Густав Гебель, получив известие о восстании в Санкт-Петербурге, успел принять превентивные меры — арестовал Муравьева-Апостола. Судя по всему, Гебель уже имел данные о Южном обществе декабристов. Но не знал, сколько офицеров участвовало в деятельности общества. Это его едва не погубило.
Несколько офицеров Черниговского полка освободили Муравьева-Апостола. При это этом полковник Гебель получил 14 штыковых ран. Все они, однако, оказались неопасными для жизни — Гебелю при помощи одного из рядовых полка удалось спастись. Вообще, поведение нижних чинов как раз представляет во всей этой истории наибольший интерес. С офицерами все было более-менее понятно — часть состояла в Южном обществе, часть осталась верной присяге.
Глава шестая. Мятеж черниговского полка
Да, конечно, Бог наш рек: Бог в вас, да будет вам слуга, а цари тиранят только народ. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воли Божьей? Среди солдат появились сомневающиеся, первоначальный пыл угас. Тогда Муравьев-Апостол сменил маршрут, решил следовать в Житомир. Позже эти метания наведут на очевидные мысли о том, что четкого плана у восставших все же не было. Потому и их путь на карте напоминал две петли.
И никто тогда не предполагал, что полк уже взяли в «клещи» правительственные части. А отряд генерала Гейсмара перекрыл Черниговскому полку путь вперед. Декабрист Горбачевский позже так вспоминал произошедшее: «Едва колонна вышла из околицы и сделала не более четверти версты, как пушечный выстрел поразил слух изумленных солдат, которые увидели в довольно значительном расстоянии орудия, прикрытые гусарами. За сим выстрелом последовало несколько других, но ни один из оных не причинил ни малейшего вреда колонне, может быть, стреляли холостыми зарядами». Муравьев-Апостол призвал солдат принять бой.
Солдаты стали проверять оружие, но снова грохнули пушки, на этот раз заряженные картечью.
Однако признав, что в основе цареубийственной идеи Пестеля действительно лежит личная обида на царя, необходимо понять, почему он решил ввести цареубийство в программу тайного общества. Ведь согласившись видеть Россию республикой, заговорщики уже сошлись на том, что в будущем государственном устройстве царя быть не должно. Более того, присутствующий одном из совещаний Николай Тургенев произнес свой знаменитый афоризм: «Le president sans phrases», «президент без дальних толков». И заговорщики, по верному замечанию исследователей М. Одесского и Д. Фельдмана, не могли не опознать тут перифраз формулы, использованной французскими радикалами 1793 года в Конвенте, когда на голосование был поставлен вопрос о казни короля: «La mort sans phrases», «смерть без дальних толков»[35]. Здесь Пестель, очевидно, счел, что совещания — подходящий повод для новой попытки сделать организацию боевой и сплоченной. В принципе, теоретические рассуждения о «монархии» и «республике» не заключали в себе ничего противозаконного.
Иное дело — цареубийство. Соглашаясь на него, члены тайного общества не оставляли себе пути к отступлению. Возможность проводить время в праздных разговорах о «благе отечества» сводилась на нет: каждый из них, по российским законам, в случае разоблачения мог быть казнен. У них оставалась только одна дорога — дорога конкретного революционного действия. В результате, несмотря на все старания Пестеля, результаты совещаний оказались более чем скромными. Сам Пестель после их окончания начал писать свой первый, конституционно-монархический, вариант «Русской Правды». А попытка «привить» Союзу радикальную программу закончилась, по мнению С. Чернова, развалом организации. От Союза благоденствия стали отпочковываться малочисленные миниобщества, в основном не принявшие идею республики.
И все закончилось в 1821 году роспуском Союза на съезде в Москве[36]. Как известно, Пестель на этот съезд не поехал. Декабрист Иван Якушкин свидетельствует, что его отговорил Бурцов — боясь, «что если Пестель поедет в Москву, то он своими резкими мнениями и своим упорством испортит там все дело». Ему доказали, что «так как два депутата их уже будут на этом съезде, то его присутствие там не необходимо, и что, просившись в отпуск в Москву, где все знают, что у него нет ни родных и никакого особенного дела, он может навлечь на себя подозрение тульчинского начальства, а может быть, и московской полиции»[37]. Решение съезда о роспуске тайной организации на самом деле было фиктивным: полиция внимательно следила за деятельностью заговорщиков, и надо было ввести ее в заблуждение. Кроме того, необходимо было «отделаться» как от многочисленных случайных в заговоре людей, так и от Пестеля — радикального сторонника республики и цареубийства. Привезли в Тульчин известие о роспуске организации участвовавшие в его работе капитаны Бурцов и Комаров. В марте 1821 года, собрав всех находившихся в Тульчине членов Союза, он «спросил, ужели собравшиеся в Москве члены имели право разрушать общество и согласны ли мы его продолжить? На что все единогласно изъявили свое намерение его продолжить».
Затем Пестель, «объясняя подробно, что общество рушилось от несогласия в целях и средствах, положил необходимым определить оные и вследствие сего сказал, что для введения нового порядка вещей нужно необходимо смерть» императора Александра I. С чем тульчинские заговорщики и согласились. Таким виделось начало этого исторического заседания князю Александру Барятинскому, впоследствии одному из главных действующих лиц заговора на юге[38]. Так возникло Южное общество, которое справедливо представлялось Пестелю не отдельной вновь построенной организацией, а продолжением старого общества — Союза благоденствия. Пестель стал его руководителем, директором. Южное общество действовало на достаточно обширной территории: по сути — чуть ли не всей Украине и Бессарабии, где были расквартированы части 1-й и 2-й армий. Новое общество было четко структурировано. Руководила всем обществом Директория во главе с председателем — самим Пестелем. Кроме председателя, среди директоров — генерал-интендант 2-й армии Алексей Юшневский, он же «блюститель», секретарь Директории.
Заочно в Директорию был избран служивший тогда в Гвардейском генеральном штабе столичный заговорщик Никита Муравьев — «для связи» с Петербургом. Реально Никита Муравьев, как известно, в руководстве Южным обществом не участвовал. Директории подчинялись три отделения, или, как их называли, управы. Окончательно управы сложились в 1823 году. У каждой из них были свои руководители. Центр первой — Тульчинской — управы по-прежнему находился в Тульчине. Управой этой, как и Директорией, руководил Пестель. Своего рода столицей второй, Васильковской, управы стал расположенный в тридцати верстах от Киева уездный город Васильков, где располагался штаб 2-го батальона Черниговского пехотного полка, входившего в состав 1-й армии. Командир батальона, подполковник Сергей Муравьев-Апостол, был председателем этой управы; вместе с ним управу возглавлял его друг, молодой подпоручик Полтавского пехотного полка Михаил Бестужев-Рюмин.
Центром же третьей, Каменской, управы, во главе которой стояли отставной полковник Василий Давыдов и генерал-майор Сергей Волконский, была деревня Каменка, имение Давыдова. В 1823 году руководители южных управ приняли ее основные положения в качестве программы собственных действий после победы революции. Свой проект Пестель писал пять лет. По авторитетному мнению М. Нечкиной, первые строки самой ранней редакции этого документа появились в 1820 году, когда во время петербургских дискуссий членов Союза благоденствия Пестель сделал доклад о преимуществах республиканской формы правления над монархической и предлагал голосовать за цареубийство[39]. Впоследствии этот документ несколько раз переделывался: известны его три редакции. Первая из них дошла до нас в кратком изложении на следствии Никиты Муравьева, вторая и третья — в рукописях самого Пестеля[40]. Название своему проекту Пестель придумал только в 1824 году. Однако ни одна из редакций не была закончена.
Поэтому сегодня в полном объеме содержание этого документа можно восстановить с большей или меньшей долей условности, с помощью показаний на следствии самого Пестеля и его товарищей по заговору. Некоторые сведения можно почерпнуть и из подготовительных документов к «Русской Правде», а также из текста под названием «Конституция Государственный завет» — краткой выжимки основных идей проекта[41]. О том, для чего на самом деле составлялся заговор декабристов, Пестель прямо говорит в «Русской Правде». Уже в преамбуле ко второой ее редакции читаем: «Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума, сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого себя курсив в тексте. Естественное право человека — право на жизнь — Пестель толкует «расширительно», понимая его прежде всего как «любовь к самому себе», законодательно закрепленное право на эгоизм. Именно из таким образом понятого права на эгоизм проистекает важнейшая идея «Русской Правды» — идея всеобщего юридического равенства граждан перед законом. Ведь только в обществе равных возможностей эгоизм каждого гражданина государства может быть реализован в полной мере. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно ровны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным», — писал автор «Русской Правды»[42].
Согласно предположениям Пестеля сословное деление общества уничтожалось. Однако юридическое неравенство подразумевает два предела: условно говоря, верхний и нижний. Применительно к России нижний предел неравенства являли собой бесправные крестьяне. Верхний же — государь император, который мог все. Естественно, что уравнение должно было приближаться к верхней границе, иначе вообще теряло смысл. Однако для того, чтобы столь страстно желаемое юридическое равенство было реальным, необходимо было прежде всего освободить и дать права гражданства крестьянам. По Пестелю, «право обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для своей прибыли, выгоды и прихоти есть дело постыдное». Пестель прекрасно понимает, что для истинного освобождения крестьян одних «правильных» законов мало. Освобождение без земли окажется пустым звуком, приведет их к разорению.
Между тем как «освобождение сие должно доставить лучшее положение противу теперешнего»[43]. Отсюда напрямую вытекает аграрный проект «Русской Правды» — пожалуй, важнейший и сложнейший для ее автора, вызывавший острую критику со стороны многих декабристов, в том числе того же Николая Тургенева[44]. Этот проект хорошо известен историкам. Пестель исходит из того, что земля «есть собственность всего рода человеческого», но не ставит под сомнение и важнейшее естественное право — право частной собственности, в том числе и на землю. Он планирует разделение всей пахотной земли на две части: «Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной». Граждане, приписанные к определенной волости, имеют право получить свои наделы из общественной земли — «не в полную собственность, но для того, чтобы их обрабатывать и пользоваться их произрастениями». Подобная система предусматривала и конфискацию значительной части помещичьей земли. Идея всеобщего юридического равенства вполне воплотилась и в национальной программе «Русской Правды». Давно отмечено, что программа эта была крайне жесткой по отношению к населяющим Россию «инородцам»: предлагала «силою переселить во внутренность России» «буйные» кавказские народы, выселить два миллиона русских и польских евреев в Малую Азию, изгнать из России цыган, которые не пожелают принять христианство, истребить древние татарские обычаи многоженства и содержания гаремов.
В итоге подобных действий национальности, подобно сословиям, должны быть уничтожены, «все племена должны быть слиты в один народ». Все обитатели России должны стать русскими. Дело здесь, конечно же, не в том, что Пестель не любил татар, евреев или цыган. Любое национальное своеобразие: культурное, религиозное или политическое, уничтожало принцип равных возможностей. И поэтому народам предоставлялся выбор: либо слиться с русскими, приняв их образ жизни и формы правления, либо испытать на себе много неприятностей — вплоть до выселения из страны. Все части России должны были связаны общностью русского языка, православной веры, законодательства и традиций. Южный лидер прекрасно понимал, что ввести все эти преобразования мирно невозможно.
Сухинов см. Соловьев в д. Трилесы силой освободили арестованных братьев С. Муравьева-Апостола см. Муравьев командовал в Черниговском полку батальоном, М. Муравьев был отставным офицером , ранив при этом командира полка Гебеля. Возглавив находившуюся в Трилесах роту, они в тот же день перешли в д. Ковалевку, соединились с другой ротой того же полка и 30 декабря вошли в г. Васильков, где к ним примкнула оставшаяся часть Черниговского полка. Руководил восставшими С. Муравьев, его ближайшим помощником был М.
Рядовые и нижние чины вообще не представляли себе, как это может быть: «Присяга царям богопротивна. Цари предписывают принуждённые присяги народу для губления его, не призывай всуе имени Господня. Итак, всякая присяга человеку противна богу, ибо принадлежит ему одному». Такого в понимании простого народа и солдат и быть не могло. Обязательно нужно кому-то присягнуть. Кто-то из солдат был уверен, что они присягают великому князю Константину, который был силой отстранён от престола, но бежал, переоделся в крестьянскую одежду и сейчас ожидает восставших чуть ли не на расстоянии дневного перехода. Однако подавляющее большинство поняло зачитанный документ своеобразно: «Многие из нижних чинов, напившись, кричали, что теперь настала вольность». И вот тут началось то, чего офицеры боялись больше всего. Реальная пугачёвщина. Но без видимой цели и без надежды на «чудесно спасшегося законного императора». В этом случае ещё возможно было наладить хоть какое-то подобие дисциплины. В случае Муравьёва-Апостола — нет. Уже вечером 31 декабря нижние чины вваливались к нему в квартиру, будучи вдребезги пьяными. Разбои, мародёрства, повальное пьянство — всё это сделалось возможным по той простой причине, что начальство городит какую-то невнятную ерунду, а реальных целей не ставит. И за что воевать, совершенно непонятно. Они, в общем, и не воевали. И причиной тому вовсе не приказ Муравьёва-Апостола не стрелять. Он мог бы отдать и приказ вести огонь на поражение. Толку от этого было бы немного.
Восстание черниговского полка — история России
Восстание Черниговского полка. Первой поднялась Пятая рота, в течение дня – уже весь полк. Восстание Черниговского полка было возглавлено членами "Южного общества" и "Общества соединённых славян", персонально это были ёв-Апостол и впоследствии,после поражен. Третье: во время восстания Черниговского полка солдаты напились и даже буянили, что было моральным падением мятежных офицеров. Участники восстания Черниговского полка. Сергей Иванович Муравьев-Апостол, подполковник, командир 2-го батальона, 30 лет.
Восстание черниговского полка. Следствие и суд над декабристами Восстание черниговского полка 1825
Восстание Черниговского полка было вторым и последним крупным вооруженным конфликтом декабристского восстания в бывшей Российской империи. 3 января 1826 г.) - M.: Российск. Вполне естественно, что декабризм вообще и восстание Черниговского пехотного полка (29 декабря 1825 3 января 1826 г.) в частности изучены достаточно полно. Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г (10-15 января 1826 г н. ст. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Восстание Черниговского полка. О неудачном восстании в Петербурге членам Южного общества стало известно 6 января 1826 г. В это время аресты на юге продолжались, угрожая полным разгромом и этой организации.