Предусматривалось ускоренное восстановление Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра страны. После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам. В течение года восстановили работу ещё 12 клубных учреждений, и в Ленинграде стало действо-вать более трёх десятков клубов и Домов культуры.
От войны к миру
Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. Восстановление послевоенного Ленинграда. Стремянная улица, 1946 г. Санкт-Петербург 07.11.2021. Данная разработка урока посвящена восстановлению пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга после ВОВ, восстановлению пригородов Ленинграда.
Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство. одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период.
Петергоф: послевоенное возрождение
Гистограмма просмотров видео «Как Восстанавливали Ленинград После Войны И Блокады» в сравнении с последними загруженными видео. Послевоенная жизнь жителей Ленинграда Образ жизни ленинградцев. Победа была великим событием и в жизни страны, и в жизни каждой семьи, и каждого. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео лекция восстановление ленинграда после великой отечественной войны онлайн которое загрузил SPbGASU 25 апреля 2022 длительностью 00 ч 53 мин 28 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим. Бесплатные онлайн экскурсии по по послевоенному восстановлению Ленинграда (СПб) от ведущих искусствоведов и историков города. Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех.
Строительство ленинграда после войны
Да и возникал вопрос: надо ли вообще строить метро в Ленинграде, ведь в нем после освобождения от блокады остались лишь 546 тысяч жителей? Требовалось очистить строительные площадки, разобрать завалы, заняться расконсервацией пройденных до войны стволов, откачкой воды из затопленных шахт, строительством наземных сооружений. К 1947 году шахты удалось осушить, почти все они были использованы повторно. Возобновилась работа по проходке тоннелей. В том же году началась разработка архитектурной части станций первой очереди. Довоенный проект был кардинально пересмотрен, теперь намечалось восемь станций — от «Площади Восстания» до «Автово». Строительство финансировалось лишь из городского бюджета, поэтому средств не хватало. Власти Ленинграда призвали заводы и фабрики города оказать шефскую помощь, и те выделяли «Метрострою» из своих запасов транспорт, механизмы, материалы.
В первую очередь откликнулись крупнейшие предприятия Кировского района — торговый порт, Кировский и судостроительный заводы. Председатель Ленгорисполкома Петр Лазутин, расстрелянный позднее по «Ленинградскому делу», в своем выступлении на пленуме обкома сетовал, что город долгое время пытался решить вопрос выделения средств через заместителя председателя Совета министров СССР Николая Вознесенского.
Главным символическим акцентом зала является художественная инсталляция «Разрушенный и восстанавливаемый дом». Руины здания соседствуют с вновь возведенными стенами, разбросанные в хаотичном порядке игрушки, посуда и предметы быта с одной стороны и восстанавливаемая квартира с сервированным для мирного чаепития столом — с другой. Уже в первые дни после блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Об этом периоде красноречиво говорят плакаты, листовки 1944 года с призывами к ленинградцам восстанавливать город: «Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Отдадим все силы на восстановление родного города! Ленину, реставрируют Исаакиевский собор, Театр оперы и балета имени С. Кирова, Пулковскую обсерваторию, отстраивают заново разрушенные дома, восстанавливают электросети, водопроводные магистрали, трамвайные пути и разбитые набережные.
Главные городские доминанты — золоченые шпили и купола Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Михайловского замка — освобождаются от маскировочных чехлов и серой краски. Их демаскировку проводит команда альпинистов, в составе которой легендарная ленинградская альпинистка Ольга Фирсова. Именно она с товарищами проводила маскировку архитектурных доминант города в самые тяжелые дни блокады в 1942 году.
В конце года набиралась сумма трудодней.
За каждый можно было что-то получить. Например, по 5 грамм меду, по 3 грамма шерсти. У меня за первый год накопилось 800 трудодней включая учебу. По результатам работы колхоза оценивалась стоимость одного трудодня, в зависимости от того как сработал колхоз.
В 50-ом году в нашем колхозе он стоил 5 копеек и в конце года я получила 160 рублей за 800 трудодней. В 54 году, уже в Тресковицах в богатом колхозе "Штурм" трудодень стоил 10 рублей. Вопрос: Доводилось ли в эти годы выезжать из деревни и зачем? Ответ: В Ленинград ездила каждую неделю на рынок продавать молоко, масло, сметану.
Этим и жили. В 1946 году часто ездила в Нарву за хлебом, здесь его купить было негде. В Нарве целых домов совсем не осталось, жили в подвалах. Ленинград тоже был очень сильно разрушен.
Вопрос: Платили ли налоги? Ответ: Налог платили со всего: за корову, за яблоню, за скотину, за землю... Два кило шерсти, кило масла, сколько-то яиц. Хоть есть у тебя куры, хоть нет, а яйца сдашь.
Приемные пункты были в Волосово. Не скажу как в городе, а в Волосово в магазинах у нас было все. Денег не было. Вопрос: А чем кормили скотину?
Ответ: Поросенка кормили травой, зерном, картошкой. Это теперь воображают, а у нас все сами выращивали. Лен сеяли. Вопрос: Было ли медобслуживание в послевоенное время?
Ответ: С медициной после войны было лучше, чем сейчас. Тогда больницы открывались, теперь закрываются. Сегодня мне чтобы в больницу попасть надо направление получить в амбулатории. Амбулатория в Большой Вруде, работает по расписанию, автобусы, практически, не ходят, потом в Волосово.
Очень стало плохо. Вопрос: Много ли пили алкоголя в деревне и были ли бездельники? Ответ: У нас совсем не пили - финская деревня. Ну, может где-то, кто-то, но я не знаю.
Пиво варили, это да. Лентяи наверно были, как и везде, но не особо. И не из-за водки. На то, какие сейчас, ничего похожего.
У женщин вообще моды не было. Раз в году, когда все убрано, на "праздник урожая" женщины варили какой-то квас, что ли, хмельной, а может какой подобный напиток. Самогонки вообще не помню. Но у нас в доме мужчин то не было...
Пиво варили. Особенно у мамы хорошо получалось. Это не брага была, брага другое - калью по-фински. Бочка с квасом всегда была.
Вопрос: Когда появилось электричество? Ответ: Для нас, простых людей, электричество появилось в 1957 году. До этого электричество подавалось от дизеля, который работал на известковом заводе, но не всем, только работникам завода, в школу, сельсовет, на водонапорную башню. Простые люди использовали керосиновые лампы для освещения.
Керосин продавался. С появлением электричества стало очень хорошо. Вопрос: Где Вы брали воду? Ответ: В деревне было три колодца, мы брали воду с ближайшего "на Федотке".
Чтобы принести два ведра требовалось минут 40. Позднее появилась деревянная водонапорная башня для снабжения фермы, но там нам давали воду неохотно. Вопрос: Ваш родной язык финский, мужа эстонский. Почему вы детей этим языкам не научили?
Ответ: А как их учить? Я на эстонском говорю слабо, муж на финском слабо. С первого дня наш общий язык был только русский. И в деревне, где я вышла замуж говорили только по-русски.
Семья мужа возвратилась из Эстонии после войны намного раньше нас. Они туда на лошади уехали под Тарту , на ней и вернулись, не дожидаясь формирования поезда. К тому моменту от их Тарасино ничего не осталось, все сгорело. В Волосово, в райисполкоме, они получили направление в Тресковицы, тут были пустые дома, выписали лес на строительство нового дома, сдали лошадь и всю сбрую.
Быстро построились. В 1954-ом мы поженились и оба оказались в русскоговорящей деревне. Вопрос: Известно, что в местности типично было хуторное хозяйство, как получилось, что хуторов не осталось? Ответ: Про ликвидацию хуторов не знаю, это было до меня, в начале 30-х.
Знаю, что на хуторах жили эстонцы, финны жили в деревнях. Сегодня хуторами называют места на которых когда-то либо жили, либо находились строения, либо это место чем-то отлично от остальных. Вопрос: Как обстояло дело с образованием в послевоенные годы? Можно ли было закончить институт после деревенской школы.
Ответ: Можно и многие институты заканчивали. Школы были повсеместно. Мой брат, например, закончил неполную среднюю в деревне, потом 10 классов в Волосово, поступил в военное училище и закончил службу полковником. И он не один такой.
Вопрос: Как Вы встретили известие о смерти Сталина? И как люди вашего круга относились к советской власти? Ответ: Дело было так. Утром завтракаем с подружкой, рассказываю ей, что видела удивительный сон, будто Сталин умер и лежит он в колонном зале что такое колонный зал я и сейчас не знаю.
Не успела договорить, заходит один гражданин, решил какие-то дела по работе и говорит: - "Кстати! А вы знаете что Сталин умер? У нас никто волосы на себе не рвал, но другие рассказывали, что плакали и ревели. К советской власти относились нормально, принимали как есть.
Мама Сталина не любила. Ленин, говорила интеллигентный, а Сталин посадский.
Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе. Но кое-что осталось на фасаде дома номер 14.
Эта надпись в те годы кому-то спасла жизнь. Этот подвиг навсегда в наших сердцах.
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Из блокадного времени вспоминает спасительный символ Ленинграда — черный репродуктор. А после войны особенно впечатлял Елисеевский магазин. Редкие места остались неизменными с тех пор. Разве что любимый Ниной Георгиевной Екатерининский сквер всё так же свеж. А вот 49-й школы в доме 2 по улице Полозова уже нет. А когда-то здесь училась Зоя Алексеевна Тютина.
Зое Алексеевне 99. Из дома на Московском проспекте давно не выходит. Перенестись в родной Петроградский район постарались виртуально. И деревья были большими, и развлечения другими.
В 1946 году здание восстановили, вернув фасадам первоначальный вид. С тех пор этот дом остается жилым. Закругленный дом Адамини, построенный в XIX веке в стиле классицизм, знаменит тем, что Маяковский написал в нем стихотворение «Ананасы в шампанском», а Ахматова гостила там у подруги. Павловские казармы Павловские казармы во время блокады и в наши дни Сегодня: закрыты на реконструкцию Адрес: Марсово поле, 1 В 1941 году в памятник архитектуры попала бомба весом 250 килограммов, которая пробила крышу, обрушила перекрытия, выгнула фасадную стену наружу. Снаряды попадали в казармы еще дважды. Во время реставрации ГИОП настояла, чтобы выгнутую историческую стену выпрямили с помощью домкратов. В 1946 году специалисты отреставрировали фасады, а в 1949 реконструировали интерьеры правого корпуса. Здания бывших казарм Павловского полка не всегда были единым целым — до 1817 года на их месте стояли отдельные дома, которые затем соединили и поселили там лейб-гвардейскую часть. Инженерный Михайловский замок Инженерный замок во время блокады и в наши дни Сегодня: филиал Русского музея Адрес: Садовая, 2 Во время блокады в здание, где тогда работал госпиталь, попала авиабомба. Она разрушила крышу и парадную столовую. Восстановили замок лишь в 50-х годах. Дворцу впервые попытались вернуть исторический вид. Например, воссоздали Кленовую аллею и сквер, который до ВОВ заняли постройки военного ведомства. Окончательно дом реконструировали после передачи Русскому музею в 90-х годах. Таинственный замок, которым пугают туристов, значительно пострадал еще в довоенное время. После убийства во дворце Павла I с замка сняли большую часть украшений, а серебряные ворота переплавили для сервиза сестре Александра I. Гостиный двор Гостиный двор: слева — во время блокады, справа — в наши дни Сегодня: торговый центр Адрес: Невский проспект, 35 Гостиный двор стал одной из самых популярных у немцев мишеней для бомбежки. В 1941 году две фугасные бомбы разрушили дворовые корпуса и торговые помещения в средней части здания, 98 посетителей универмага погибли. В 1942—1944 здание многократно обстреливали.
В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах. За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания. Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А. Гессена и художника-керамиста Б. Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б. Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата. Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б. Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика. К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В. Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей. Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России. Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше. Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи. Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг. В 1978 г.
Я в стационаре при больнице. Ноге несколько лучше. Питают сносно. Главное — дают масло 50 гр. Конечно, мало. Ночью была сильная канонада. Днем тихо. Вялость в людях и в природе. Тяжело ходить. Рабочий день. На улицах мало флагов, никаких украшений. Солнце чудное. Первый раз вышла без платка. После работы пошла в театр. Место было хорошее. В пол-восьмого дома. Был артобстрел. Тревога была в 5, в пол-шестого кончилась. День холодный. Взяла на 10 мая билет в Филармонию на 5-ю симфонию Чайковского, дирижер Элиасберг. В пол-шестого начался сильный обстрел, где-то близко. В 7 была в Филармонии. В войну служил политруком кавалерийского эскадрона. После войны преподавал в ленинградских вузах. Умер в 1981 году. Сегодня исполнилось 25 месяцев со дня начала великих испытаний. Я не в состоянии хронологически освещать события, буду делать краткие зарисовки. Если не суждено будет самому воспользоваться, пусть эти строки останутся памятью обо мне для моей бесконечно любимой дочурки. Подрастет, прочтет и поймет, как жили и боролись люди за ее будущее счастье. Вчера Сталин подписал приказ о провале летнего наступления немцев. Думаю, следующим летом будем праздновать победу. Разгром Германии возможен даже в этом году, если союзники все же высадят десант в Европе. А ведь было время, многие не верили в наши силы. Помню разговор в августе 1941-го с майором Т. Он знал меня еще мальчиком. В армии служит лет 10. Наше с тобой положение безнадежно. Наши войска под Ленинградом, даже некуда будет отступать. Мы в мышеловке. В те дни многие метались: эвакуироваться из города или остаться? Прорвется немец в город или нет? Начался артобстрел. Стены содрогались от близких разрывов. Но публика спокойно сидела в темном зале. Досмотрели до конца. Таков теперь быт ленинградцев: ходят в кино, в театры, а где-то рядом рвутся снаряды, замертво падают люди. При этом работа предприятий и учреждений не прекращается. Где же фронт, где тыл? Как определить границу между геройством и беспечностью? Что это — мужество или привычка? Каждый в отдельности взятый ленинградец ничего такого не совершил, чтобы наградить его орденом, но все они вместе взятые, безусловно, воплощают в себе звезду Героя Советского Союза. В последние дни освобождены 10 городов в Донбассе, взят Таганрог. Во время концерта объявили о взятии Харькова. Зал рукоплескал стоя. У нас назначен новый командарм. Низкого роста, коренастый, говорит медленно, увесисто, видимо, волевой, жесткий человек. Этот будет покрепче предшественника. Его приход подкрепляет предположение, что нашей армии предначертаны наступательные операции не местного значения. Похоже, город доживает последние месяцы блокады. Помню всеобщее ликование ленинградцев, когда впервые после 5-месячного перерыва по улицам загрохотали трамваи. Было это 15 апреля 1942 года. А сегодня трамвай уже стал обычным явлением, и, когда приходится ждать его больше 5 минут, это вызывает недовольство. На днях возьмем Пушкин и Гатчину. Наши соседи взяли Мгу, Волхов. Еще несколько дней — и Ленинград будет полностью недосягаем для артобстрелов. Двигаемся вперед. Возможно, сегодня в последний раз вижу свой город. Начинается кочевой образ жизни… Ленинград пережил страшную блокаду, голод, бомбежки. Люди ждали окончания войны, но в итоге наступивший мир принес новые испытания. Город стоял в руинах, повсюду нищета, разруха и разгул уличной преступности: появились банды и убийцы-одиночки. Кривая преступности В послевоенные годы почти не охотились на драгоценности и деньги, воровали, в основном, одежду и продукты. Ленинград был переполнен сомнительными элементами и отчаявшимися от нищеты людьми. Горожане больше не умирали от дистрофии, но большинство из них продолжали испытывать постоянное чувство голода. Например, рабочие в 1945-46-х годах получали в день 700 грамм хлеба, служащие - 500 грамм, а иждивенцы и дети - всего по 300 грамм. На «черном рынке» продуктов было предостаточно, но для обычной питерской семьи со скромным бюджетом они были недоступны. Неурожай 1946 года еще более усугубил ситуацию. Неудивительно, что кривая преступности в Ленинграде быстро ползла вверх. Грабители-одиночки и организованные банды действовали во всех районах города. Одно за другим следовали ограбления продовольственных баз, магазинов, квартир, случались вооруженные нападения на улицах, во дворах, подъездах. В руках у бандитов после войны было огромное количество огнестрельного оружия, его нетрудно было найти и добыть на местах недавних боев. Лишь за один четвертый квартал 1946 года в городе было совершено более 85 разбойных нападений и вооруженных ограблений, 20 убийств, 315 случаев хулиганств, почти 4 тысячи краж всех видов. Эти цифры рассматривались тогда, как очень высокие. Надо учесть, что среди бандитов было много участников войны. На фронте они научились стредлять и убивать, и поэтому не раздумывая решали проблемы с помощью оружия. Например, в одном из Ленинградских кинотеатров, когда зрители сделали замечание курившей и громко разговаривающей компании, раздались выстрелы. Погиб милиционер, было ранено несколько посетителей. Преступники из уголовной среды даже следовали своеобразной моде - носили металлические фиксы на зубах и низко надвинутые на лоб кепки.
Блокадное наследство: каким был Петербург с 1941 по 1944 год
Как начали восстанавливать Ленинград после блокады. 80 лет назад Ленинград сбросил оковы блокады, в которой был зажат 872 дня. Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили. Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения. Общество - 27 ноября 2022 - Новости Санкт-Петербурга - Интересует тема "Восстановление Ленинграда"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь!
Tg: СОЛОВЬЕВ
Главная» Новости» 80 лет снятия блокады ленинграда 2024. Как возобновилось строительство метро после войны | ФОТО Unsplash. Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны. Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города.