Новости за что достоевский попал на каторгу

Сибирь и каторжные работы неотделимы в нашем сознании от политических заключённых, которые в XIX веке считались «уголовниками», за которыми следили особым образом. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ.

Информация

По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Когда-то сам Достоевский сказал, что «нужно говорить глаз на глаз чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Потом Достоевский говорил, что на каторге он сошелся и братски соединился с народом, но тут же прибавляет, что ему трудно было бы рассказать историю перерождения его убеждений. Но именно на каторге Достоевский переосмыслил себя и превратился в убежденного консерватора с христианской подкладкой. 24 декабря, в ночь под Рождество, на ноги Достоевскому надели пятикилограммовые кандалы, и сани повезли его на каторгу, в Сибирь. Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова.

Омск — гадкий городишко, или Как в нашем городе жил Фёдор Достоевский

Достоевский на каторге «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Одной из основных причин, по которым Достоевский попал на каторгу, было его причастие к кружку петрашевцев. На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора. Достоевскому была назначена четырехлетняя каторга с последующим определением в солдаты. В Семипалатинске Фёдор Достоевский познакомился со своей будущей женой Марией Исаевой.

За что сидел в тюрьме Достоевский

Первое знакомство с литературой Образованию и наукам уделяли много времени в семье Достоевских. Еще в раннем возрасте Федор Михайлович открыл для себя радость общения с книгой. Самые первые произведения, с которыми он познакомился, - народные сказки Арины Архиповны, нянюшки. После этого были Пушкин и Жуковский - любимые писатели Марии Федоровны. Федор Михайлович в раннем возрасте познакомился с основными классиками зарубежной литературы : Гюго, Сервантесом и Гомером. Отец его по вечерам устраивал семейное чтение произведения Н. Карамзина "История государства Российского". Все это привило будущему писателю ранний интерес к литературе.

Жизнь и творчество Ф. Достоевского во многом сложились под влиянием среды, откуда вышел этот писатель. Михаил Андреевич добивается потомственного дворянства Михаил Андреевич в 1827 году за усердную и отличную службу был отмечен орденом 3-й степени а еще через год удостоился также чина коллежского асессора, дававшего в то время право человеку на потомственное дворянство. Отец будущего писателя хорошо понимал ценность высшего образования и стремился поэтому серьезно подготовить к поступлению в учебные заведения своих детей. Трагедия из детства Достоевского Будущий писатель в юные годы пережил трагедию, оставившую неизгладимый след в его душе на всю оставшуюся жизнь. Он полюбил детским искренним чувством дочку повара, девятилетнюю девочку. Однажды в летний день раздался крик в саду.

Федор выбежал на улицу и заметил ее, лежащую в белом изорванном платье на земле. Над девочкой склонились женщины. Из разговора их Федор понял, что виновником трагедии стал пьяный бродяга. После этого отправились за отцом, однако помощь его не понадобилась, поскольку девочка уже скончалась. Образование писателя Федор Михайлович первоначальное образование получил в частном пансионе Москвы. Он в 1838 году поступил в находившееся в Петербурге Главное инженерное училище. Закончил его в 1843 году, став военным инженером.

В те годы это училище считалось одним из лучших в стране учебных заведений. Оттуда не случайно вышло множество знаменитых людей. Среди товарищей Достоевского по училищу было много талантов, впоследствии превратившихся в известных личностей. Преподавались здесь как гуманитарные, так и специальные дисциплины. Например, мировая и отечественная история , российская словесность, рисование и гражданская архитектура. Трагедия "маленького человека" Достоевский шумному обществу студентов предпочитал уединение. Чтение было его любимым занятием.

Начитанность будущего писателя изумляла товарищей. Но стремление к одиночеству и уединению в его характере не было врожденной чертой. В училище Федору Михайловичу пришлось пережить трагедию души так называемого "маленького человека". Ведь в данном учебном заведении студентами являлись в основном дети чиновничьей и военной бюрократии. Родители их одаривали преподавателей, не жалея средств. В этой среде Достоевский выглядел чужим, часто подвергался оскорблениям и насмешкам. В его душе в течение этих лет разгоралось чувство уязвленного самолюбия, что отразило в дальнейшем творчество Достоевского.

Но, несмотря на эти трудности, Федору Михайловичу удалось добиться признания и товарищей, и учителей. Все убедились со временем, что это человек незаурядного ума и выдающихся способностей. Смерть отца В 1839 году, от апоплексического удара скоропостижно скончался отец Федора Михайловича. Ходили слухи, что это не была естественная смерть - его убили за крутой нрав мужики. Известие это потрясло Достоевского, и с ним впервые случился припадок, предвестник будущей эпилепсии, от которой Федор Михайлович страдал всю жизнь. Служба в должности инженера, первые произведения Достоевский в 1843 году, окончив курс, был зачислен в инженерный корпус на службу при инженерной команде Санкт-Петербурга, однако недолго там прослужил. Через год он принял решение заняться литературным творчеством, страсть к которому испытывал давно.

Сначала он стал переводить классиков, например Бальзака. Через некоторое время возник замысел романа в письмах под названием "Бедные люди". Это было первое самостоятельное произведение , с которого начинается творчество Достоевского. Сближение с кружком петрашевцев, трагические последствия 1847 год отмечен сближением с Буташевичем-Петрашевским, который проводил знаменитые "пятницы". Это был пропагандист и поклонник Фурье. На собраниях петрашевцев обсуждались социалистические учения, планы революционных переворотов. Достоевский был сторонником немедленной отмены в России крепостного права.

Однако правительство узнало о кружке, и в 1849 году 37 участников, включая Достоевского, были заключены в Петропавловскую крепость. Их приговорили было к смертной казни, но император смягчил приговор, и писатель был сослан на каторгу в Сибирь. В Тобольске, на каторге Он отправился в Тобольск по страшному морозу на открытых санях. Здесь Анненкова и Фонвизина, навестили петрашевцев. Подвигом этих женщин восхищалась вся страна. Они подарили каждому приговоренному по Евангелию, в которое были вложены деньги. Дело в том, что арестантам не позволяли иметь свои сбережения, поэтому это смягчило на некоторое время суровые условия жизни.

На каторге писатель осознал, как далеки рационалистические, умозрительные идеи "нового христианства" от чувства Христа, носитель которого - народ. Федор Михайлович отсюда вынес новый Основу его составляет народный тип христианства. Впоследствии это отразило дальнейшее творчество Достоевского, о котором мы вам расскажем чуть позже. Военная служба в Омске Для писателя четырехлетняя каторга сменилась через некоторое время военной службой. Его сопроводили из Омска под конвоем в город Семипалатинск. Здесь жизнь и творчество Достоевского продолжились. Писатель служил в должности рядового, получив затем чин офицера.

Он вернулся в Петербург лишь в конце 1859 года. Издание журналов В это время начался духовный поиск Федора Михайловича, который в 60-х годах завершился формированием почвеннических убеждений писателя. Биография и творчество Достоевского в это время отмечены следующими событиями. Писатель с 1861 года вместе с Михаилом, своим братом, стал издавать журнал под названием "Время", а после запрещения его - "Эпоху". Работая над новыми книгами и журналами, Федор Михайлович выработал свой взгляд на задачи общественного деятеля и писателя в нашей стране - русский, своеобразный вариант социализма христианского. Первые произведения писателя после каторги Жизнь и творчество Достоевского после Тобольска сильно изменились. В 1861 году появился первый роман этого писателя, который он создал после каторги.

В этом произведении "Униженные и оскорбленные" отразилось сочувствие Федора Михайловича к "маленьким людям", которые подвергаются со стороны сильных мира сего беспрестанным унижениям. Приобрели большое общественное значение также "Записки из мертвого дома " годы создания - 1861-1863 , которые были начаты писателем еще на каторге. В журнале "Время" в 1863 году появились " Зимние заметки о летних впечатлениях". В них Федор Михайлович критиковал системы западноевропейских политических убеждений. В 1864 году вышли в свет "Записки из подполья". Это своеобразная исповедь Федора Михайловича. В произведении он отрекался от своих прежних своих идеалов.

Дальнейшее творчество Достоевского Кратко опишем и другие произведения этого писателя. В 1866 году появился роман под названием "Преступление и наказание", который считается одним из наиболее значительных в его творчестве. В 1868 вышел "Идиот", роман, где была предпринята попытка создать положительного героя , который противостоит хищническому, жестокому миру. В 70-е годы творчество Ф. Достоевского продолжается. Широкую известность приобрели такие романы, как "Бесы" год издания - 1871 и "Подросток", появившийся в 1879 году. Он подводил итог творчества Достоевского.

Годы выпуска романа - 1879-1880. В этом произведении главный герой, Алеша Карамазов, помогая другим в бедах и облегчая страдания, убеждается в том, что самое главное в нашей жизни - чувство прощения и любви. В 1881 году, 9 февраля, Достоевский Федор Михайлович умер в Петербурге. Жизнь и творчество Достоевского кратко были описаны в нашей статье. Нельзя не сказать о том, что писателя всегда интересовала больше всех остальных проблема человека. Напишем об этой важной особенности, которую имело творчество Достоевского, кратко. Человек в творчестве писателя Федор Михайлович на протяжении всего своего творческого пути размышлял над основной проблемой человечества - как преодолеть гордость, являющуюся главным источником разъединения людей.

Конечно, существуют и другие темы творчества Достоевского, но оно во многом основано именно на данной. Писатель полагал, что любой из нас обладает способностью творить. И он должен это делать, пока живет, выражать себя необходимо. Теме Человека писатель посвятил всю свою жизнь. Биография и творчество Достоевского это подтверждают. Сохранилось немного изображений второй омской крепости, где прошли четыре каторжных года Федора Михайловича Достоевского. Крепость располагалась на правом берегу реки Оми у ее впадения в Иртыш, была окружена земляным валом и рвом и со всех сторон отделялась от города огромным свободным пространством - эспланадой.

Вот редкая фотография крепости середины ХIХ века из журнала omchanin , вид с левого берега Оми: Но 23 января 1850 года в третьем часу пополудни Достоевский въезжал в Омск совсем с другой стороны. Из книги омского краеведа А. Палашенкова "По следам Ф. Достоевского в Омске" 1965 г. А вскоре перед ехавшими открылась большая площадь - эспланада Омской крепости. Кругом вдали виднелись городские постройки, посреди площади - старая городская роща с кривыми, редко разбросанными березами и небольшим, занесенным снегом вокзалом. Тройки повернули к земляной второклассной крепости".

Сегодня на месте рощи - центральная площадь города с восстановленным Свято-Успенским собором возведен в 1898 году, разрушен в 1935-м. Достоевского, молодыми специалистами нашего методического отдела был организован флешмоб, посвященный великому классику. Участники флешмоба прошли тем же путем, каким Достоевский въезжал в Омск - через Тарские крепостные ворота снесены в 1950-х годах, восстановлены в 1991-м. Прекрасную экскурсию для участников флешмоба провела Алина Гермизеева, специалист библиотечного центра "Дом семьи". Кибитка с Достоевским въехала в крепость и сразу повернула налево - к Омскому каторжному острогу. Острог стоял на краю крепости и расположен был в ее Степном бастионе за нынешним драматическим театром. Тыльная часть театра виднеется в конце улицы Красина: Вид на фасад омского драматического театра с центральной улицы Ленина: Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию караульную , где им немедленно придали новое обличие арестантов.

Достоевскому обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. Сегодня у места каторжного острога, рядом с драмтеатром, установлен памятник "Крест несущий" работы омского скульптора Александра Капралова. Скульптура весьма необычна, выполнена из сварного металла, и благодаря тому, что не поставлена на постамент, создает мощное впечатление присутствия Достоевского в нашем мире, его тяжкого вечного хода под грузом страданий и размышлений. А мы с вами сейчас вернемся к Тарским воротам и пройдем тем путем, каким Достоевский ходил ежедневно, отправляясь на назначенные работы. Теперь это улица Спартаковская. Справа - здание военного суда, здесь Достоевский участвовал в штукатурных работах. Ныне это один из корпусов омской медицинской академии.

Впереди перед собой мы видим фигуру идущего привычной дорогой Федора Михайловича Достоевского: в конце улицы Спартаковской, напротив бывшей площади плац-парадов ныне выставочный сквер , установлен еще один памятник писателю - работы Сергея Голованцева. У памятника завершился флешмоб омских библиотекарей и их читателей, а мы с вами продолжим прогулку по омской крепости. Слева мы видим здание бывшей гаупвахты 1781 г. Деревянная башенка на нем восстановлена совсем недавно. Справа от памятника сегодня проводятся раскопки и предполагается восстановление Воскресенской военной церкви, первого каменного сооружения Омска, построенного в 1769-1773 годах. Закладывал церковь знаменитый сибирский летописец Иван Черепанов. В эту церковь арестантов гоняли говеть - исповедовать тяжкие грехи.

Конвой, впрочем, не входил в церковь. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона, да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника... Арестанты молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный сбор: "Тоже ведь и я человек", может быть, думал он или чувствовал, подавая: "перед богом-то все равны... Достоевский Зимний вид крепости на старой открытке напоминает эпизод, рассказанный Шимоном Токаржевским, тоже каторжанином - о том, как однажды над городом пронесся ужасающий трехдневный ураган: "Он опрокидывал деревянные дома, как карточные домики, повырывал деревья с корнями, засыпал все улицы снегом и затруднил вход в дома. Город казался вымершим. Только верхние половины домов выглядывали из-под снега". Вооруженные лопатами, ломами и колунами, мы должны были исправлять повреждения, причиненные разгулом стихии.

Прежде всего мы разбивали ломами ледяные горы и расчищали дороги для свободного санного проезда. Ледяные глыбы со снегом накладывали в сани и увозили и откапывали покрытые снегом дома. Это были кровавые труды, тяжесть которых усугублялась понудительными криками наблюдавших за работами... Повернув направо по улице Партизанской, мимо раскопок старой церкви, мы направимся к Тобольским крепостным воротам, через которые каторжан часто водили на берег Иртыша - разбирать барки или работать в алебастровом сарае. Здесь сегодня создается историко-культурный комплекс "Омская крепость". Бывшие казармы и инженерная мастерская еще ждут реставрации. А вот и денежная кладовая, и сами Тобольские ворота - единственные из 4-х ворот крепости, избежавшие полного разрушения.

Давайте пройдем через ворота на берег Иртыша. Отсюда не раз смотрел на Иртыш Федор Михайлович Достоевский. Об этом виде он написал в романе "Преступление и наказание": "Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку.

Каторжный опыт писателя лег также в основу эпилога «Преступления и наказания».

Тут и стена непонимания между ним, арестантом «из благородных» и уголовниками из простого народа. Он жил, как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом.

Казалось, он и они были разных наций». Глава II «Фёдор Достоевский на каторге», худ. Гелий Коржев-Чувелев 1986-1990 И, наконец, выход из тупика — так же, как у Раскольникова, с Евангелием в руках. В последних строках «Преступления и наказания» Достоевский передал свой опыт духовной трансформации: «История постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

По приговору после каторги он должен был отбывать армейскую службу рядовым. Но уже не в Омске, а ещё более отдалённом Семипалатинске. Записки из мёртвого дома. Введение «Изображение императора Николая I на смертном одре», худ.

Владимир Гау 1855 Пока он находился на каторге, вспыхнула и вовсю бушевала Крымская война. Бои шли далеко: на Соловках, в Крыму, на Камчатке и на Кавказе. До Семипалатинска война не дошла — но вести приходили, пусть и с опозданием. Писатель с болью воспринимал новости о поражении России.

Они же свели в могилу его недавнего судью — Николая I. Новость о смерти монарха дошла до Семипалатинска лишь месяц спустя. Вскоре был опубликован манифест нового царя, слова которого коснулись и Достоевского: «Мы признали за благо... Манифест императора Александра II о дарованных милостях и облегчении участи преступников по случаю восшествия на престол.

Таким образом, возникла надежда на полную амнистию. Кроме того, в Семипалатинске Достоевский встретил и полюбил свою будущую жену - Марию Исаеву. Тогда она была замужем за местным чиновником, пьющим и опустившимся человеком.

Николай Гоголь и Виссарион Белинский Именно из-за этой малоизвестной книги Гоголя и завязалась роковая для петрашевцев переписка с критиком Виссарионом Белинским. В письме, датированном 15 июля 1847 годa Белинский критикует писателя, и ставит под сомнение его искренность. Параллельно Виссарион Григорьевич издевается над духовенством и особой императора. Речь идет о произведении «Солдатская беседа», которое позднее Достоевский признал бездарным.

В нем были не просто издевательства над верой и властью, а конкретные призывы к перевороту. Следователи настаивали на том, что Петрашевский и его товарищи прониклись этими идеями и были готовы к активным действиям. Возможно, в этом была доля правды, так как среди кружковцев царили радикальные настроения. Спустя годы, переосмыслив многое, Достоевский опишет своих товарищей в романе «Бесы». Каторжники Кстати, сам автор «Солдатской беседы» Григорьев тоже пострадал. Ему присудили целых 15 лет каторги. Достоевский же после помилования отправился с товарищами по этапу в Сибирь.

Проезжая Тобольск, они встретились с женами декабристов. Свой экземпляр Федор Михайлович хранил всю жизнь как реликвию. После 4 лет каторги его отправили служить простым солдатом в забытый Богом Семипалатинск.

Вместе с ним на встречи приходил его брат Михаил.

Также здесь собирались поэт Алексей Плещеев, критик Александр Милюков, поручик Александр Пальм и некоторые другие петрашевцы. В основном они были умеренных взглядов. Впоследствии Пальм станет писателем и опишет свой опыт участия в кружках в романе «Алексей Слободнин». Эта книга интересна содержащимися в ней характеристиками петрашевцев.

Но молодого Достоевского тянуло и к крайностям. Он не только продолжал периодически приходить по пятницам к самому Петрашевскому, но и вошел в «тайную семерку» — кружок наиболее радикально настроенного петрашевца Николая Спешнева. Чем занимались участники кружков? Тайная полиция выслеживала 13 месяцев деятельность петрашевцев и представила их как революционную организацию, угрожающую основам общества.

На самом же деле большая часть участников кружков просто проводили время в занимательных беседах и увлекательных спорах. Они рассуждали о будущем России, осуждали крепостничество, мечтали о социальной справедливости. Политические взгляды у петрашевцев были различными — от умеренных до радикальных. Подавляющее большинство симпатизировали социалистическим идеям Фурье.

Но были и сторонники капитализма. Например, Дмитрий Ахшарумов в качестве идеала видел буржуазную конституционную монархию. Константин Васильев «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского» Константин Васильев «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского» В таких тонкостях сотрудникам Третьего отделения разбираться совершенно не хотелось — из 34 арестованных 23 апреля 1849 года петрашевцев 21 были осуждены на смертную казнь. Среди приговоренных к расстрелу были и радикальный Спешнев, и умеренный Ахшарумов, и мечущийся Достоевский.

Самое серьезное, что смогли отыскать полицейские, это некоторые типографские принадлежности у Спешнева.

ПОЧЕМУ ДОСТОЕВСКИЙ ПОПАЛ НА КАТОРГУ

Достоевский ф. Достоевский 1859 год. Федор Михайлович в Омском Остроге. Достоевский в Омском Остроге. Достоевский в Омском Остроге кратко. Очерки Достоевского. Федор Михайлович Достоевский стихи. Произведение Достоевского про каторгу.

Письмо Белинского о России. Мем письмо Белинского. Письмо Белинского Гоголю за которое осудили Достоевского. Послание Белинского к Достоевскому. Соня и Раскольников на каторге. Раскольников на каторге. Острог Раскольникова.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников на каторге. Ссылка Декабристов в Сибирь. Каторга Декабристов в Сибири. Ссыльные декабристы в Сибири. Декабристы отправляются в ссылку. Каторжные работы Достоевского. Федор Михайлович Достоевский ссылка в Сибирь.

Памятник Достоевскому на каторге в Омске. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849. Арест Достоевского в 1849. Причина ареста Достоевского. Военная служба Достоевского. Достоевский на службе. Достоевский прапорщик.

Достоевский в 1860 годах. Достоевский Тобольск ссылка. Достоевский и жены Декабристов. С кем встретился Достоевский в Тобольске. Ареста ф. Достоевского в 1849 году?. Арест Достоевского.

Революционная деятельность. Омская каторга Достоевского.

По воле судьбы, Достоевского отправили до Омского острога именно 25 декабря 1849 года, то есть в Рождество. По пути до места каторги писатель встретился с жёнами декабристов, которые подарили ему Евангелию которая являлась единственной разрешённой для прочтения книгой в заключении. Михаилу Фёдоровичу приходилось работать долго и изнурительно в качестве чернорабочего. Но, как человек высокого искусства, для Достоевского главной тяжестью этого бремени была не физическая, а психологическая. То есть писатель стал осознавать многие проблемы нашего общества, которые раньше не воспринимал. Именно на каторге, Михаил Фёдорович понял насколько велика пропасть между социальными слоями велика. Для простых людей дворяне — это чужаки, которых можно и надо презирать. Для простого люда интеллигенция чужда и вряд ли когда-нибудь сможет сблизиться к русской культуре и народу.

За «мыслепреступление» — за намерение «возбуждать во всех классах народа негодование против правительства». Казнь заменили на каторгу непосредственно в день приведения приговора в действие. Эти «десять безмерно страшных минут ожидания смерти» оказались тем еще испытанием для психики Достоевского! Свободолюбивая молодежь встречала каторжанина как героя, прошедшего все круги ада. Некоторые видели в нем будущего вождя революционной бури, защитника обездоленных. Но именно на каторге Достоевский переосмыслил себя и превратился в убежденного консерватора с христианской подкладкой.

Он уже проклинал своего недавнего учителя — покойного Виссариона Белинского. В своих книгах и статьях он яростно наносил удары по врагам престола и церкви, проповедовал крайний патриотизм и верность православию. А в романе «Бесы» так «раскрыл» замыслы революционеров устами одного их своих героев, Петра Верховенского: «Мы сделаем такую смуту, что все поедет с основ. Раскачка пойдет такая, какой еще мир не видал. Все рабы и в рабстве равны… Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Не нужно высших способностей — их изгонят или казнят… Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности.

Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, доносы; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство… Все эти реформы нынешнего царства произвели то, что им нужно было произвести, — волнения, а главное — беспорядок. Беспорядок — чем хуже, тем лучше. Кажется, это вы сказали, что если в России бунт начинать, то непременно чтоб с атеизма… Русский Бог уже спасовал перед «дешевкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты… Когда в наши руки попадет, мы, пожалуй, и вылечим… если потребуется, мы на 40 лет в пустыню выгоним… Но одно или два поколения разврата теперь необходимо: разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, — вот чего надо! А тут еще свеженькой кровушки подпустить, чтобы попривык…» Так напрямую, конечно, никто из революционеров не рассуждал да и не думал.

Но были и сторонники капитализма. Например, Дмитрий Ахшарумов в качестве идеала видел буржуазную конституционную монархию. Константин Васильев «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского» Константин Васильев «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского» В таких тонкостях сотрудникам Третьего отделения разбираться совершенно не хотелось — из 34 арестованных 23 апреля 1849 года петрашевцев 21 были осуждены на смертную казнь. Среди приговоренных к расстрелу были и радикальный Спешнев, и умеренный Ахшарумов, и мечущийся Достоевский. Самое серьезное, что смогли отыскать полицейские, это некоторые типографские принадлежности у Спешнева.

О них знал только он сам и студент Филиппов, но Спешнев взял всю вину на себя. Что же было в приговоре у Достоевского? Федор Михайлович был признан одним из «важнейших преступников». Главным пунктом обвинения против него стало даже не участие в кружке, а публичное чтение письма Белинского к Гоголю. В этом известном в свое время письме содержалась критика правительства и церкви.

Жестокий спектакль Процедура казни многократно описана и самим Достоевским в его романах и дневниковых заметках, и в биографических воспоминаниях петрашевцев. Им зачитали приговоры и надломили над их головами шпаги, что означало лишение их всех прав состояния. До этого петрашевцы провели 8 месяцев в Петропавловской крепости в одиночных камерах. Нервы у всех были на пределе. Один из петрашевцев прямо тут, на плацу, сошел с ума.

И вот в последние секунды несчастным людям у эшафота объявили о помиловании. Петрашевскому заменяли казнь на бессрочную каторгу, остальные приговаривались к разным срокам каторжных работ. К чему была вся эта инсценировка?

Биография :: Арест Достоевского и каторга

Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией. Игроманские запои продолжались и при новой жене. В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые. Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа.

Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления. Они были важной темой и для самого Достоевского.

Он играл в рулетку не потому, что ему нравился процесс, а потому, что был одержим навязчивой идеей выиграть крупную сумму. При этом Достоевский добился цели, которую себе ставил, он стал профессиональным литератором и зарабатывал только писательским трудом, что было относительно редким явлением в те времена, когда писателями были либо праздные богачи, либо высокопоставленные чиновники. Достоевский не был самым высокооплачиваемым писателем в стране, но зарабатывал достаточно. Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей.

Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов. Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам. Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино. Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым. С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы. Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой.

Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым. Достоевского часто критиковали за бедность языка. Выдающийся художник слова Бунин морщился: "Знаете, почему у Достоевского нет описаний природы? Да потому что он не умеет писать! В "Бесах" он выступает уже не как писатель, а как пророк и визионер. В сцене бала, в описании одного из выступавших революционеров, ясно угадывается грядущий вождь пролетариата Ленин: "Улыбок не примерял, хотя часто и плотоядно улыбался.

Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично. Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника". Достоевский признавал, что его язык нельзя оценить как вершину мастерства, но на это у него были вполне убедительные аргументы. И Тургенев потомственный миллионер , и Толстой аристократ-миллионер никогда ни в чём не нуждались и могли позволить себе потратить год на то, чтобы обдумать, как лучше сформулировать пару строк из произведения. Тогда как Достоевский творил в условиях жесточайшего цейтнота, подгоняемый растущими долгами и нетерпеливыми издателями. При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период.

Тогда как Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов. Достоевский ещё при жизни утвердился в России в роли одного из главных писателей. А после его смерти началось триумфальное шествие его произведений по западным странам, где случился настоящий вал изданий его сочинений. Великие мастера оценивали его труды по-разному. Набоков и Бунин считали, что он не умел писать. Горький полагал его вторым гением в литературе после Шекспира, но гением злым.

Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Эйнштейн считал "Братьев Карамазовых" величайшей из прочитанных им книг, а папа римский Бенедикт XVI цитировал Достоевского в своих энцикликах.

Сразу же после начала службы рядовым в 7-м Сибирском линейном батальоне на киргизской казахской границе по Иртышу он попросился в действующую армию на только что начавшуюся в ту пору Крымскую войну с турками, англичанами, французами и сардинцами! Отказали, наверное, боялись, что перебежит к туркам. В солдатах стало легче — местное начальство прослышало о его книгах, которыми зачитывалась вся Россия царю и в голову не пришло запретить его книги, в которых никакой политикой в ту пору и не пахло. Знаменитому писателю местные начальники сделали разные поблажки — разрешили ночевать в нанятой квартире в городе, а не в казарме с солдатами, разрешили за небольшую взятку несколько отлынивать от тяжёлых солдатских обязанностей, приглашали писателя даже местные офицеры и генералы к себе в гости, познакомиться. Достоевский в солдатах немедленно возобновил свою половую жизнь — стал «иметь» жену одного местного пьющего мелкого чиновника Исаева. Через год после начала такой «любви втроём» пьющий муж увёз-таки своё семейство подальше от любовника жены, да ещё и известного писателя, в Кузнецк ныне Новокузнецк, в 600 километрах от Семипалатинска и там быстро умер. В новом месте своего жительства дама завела себе другого молодого человека, забыв о семипалатинском своём писателе рядовой Достоевском. После своего увольнения в запас Достоевский женился-таки на этой энергичной на мужиков вдове, но девушка его не любила, быстро умерла, а Достоевский перед её смертью ей изменял со своей знаменитой юной тигрицей Аполлинарией Сусловой.

Также позабавился писатель в Семипалатинске и с местной простой девочкой 17-и лет, которой давал у себя на квартире некие «уроки», наверное, учил грамоте. Он, тридцатипятилетний бывший каторжник, любил совсем юных дев. Как известно, есть правдоподобные сведения, что Достоевский впоследствии не отказывал себе и в развлечениях с 12-13-илетними своими пассиями. Общество и государство в то время сквозь пальцы смотрело на такие развлекухи стоялых жеребцов. Крепостное право, ничего не поделаешь. О чём думает молодой помещик, владелец крепостных рабов? Правильно, думает о совсем своих юных, то есть достаточно нестроптивых и привлекательных, рабыньках.

Хотя накануне сорокалетнего юбилея за плечами у писателя были, как минимум, продолжительные отношения с Исаевой и Сусловой, на то время его женщины еще не подарили ему такое счастье, как дети. Этот недостаток восполнила вторая жена писателя — Анна Сниткина. Она стала не только верной супругой, но и прекрасным помощником писателя: взяла на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей. Увы, Софья, которая должна была стать первым ребенком супружеской четы, скончалась через несколько месяцев после родов. Из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор. Начало творческого пути Хотя семья и не одобряла решения молодого Федора, он усердно принялся корпеть над начатыми ранее произведениями и развивать идеи новых. Успех произведения превзошел все ожидания автора. Критики и литераторы высоко оценили роман Достоевского, поднятые в книге темы нашли отклик в сердцах у многих читателей. Федора Михайловича приняли в так называемый «кружок Белинского», его начали называть «новым Гоголем». Успех продлился недолго. Примерно через год Достоевский представил на суд публики книгу «Двойник», однако она оказалась непонятной для большинства почитателей таланта молодого гения. Восторг и восхваление писателя сменились критикой, неудовлетворением, разочарованием и сарказмом. Впоследствии литераторы оценили новаторство этого произведения, его непохожесть на романы тех лет, но в момент выхода книги этого не прочувствовал практически никто. Вскоре Достоевский поссорился с Тургеневым и был выдворен из «кружка Белинского», а также поссорился с Н. Некрасовым, редактором «Современника». Впрочем, публиковать его произведения тут же согласилось издание «Отечественные записки» под редакцией Андрея Краевского. Тем не менее, феноменальная популярность, которую принесла Федору Михайловичу его первая публикация, позволила ему завести ряд интересных и полезных знакомств в литературных кругах Санкт-Петербурга. Многие его новые знакомые отчасти стали прототипами различных персонажей последующих произведений автора. Арест и каторга Судьбоносным для писателя стало знакомство с М. Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана. Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым. Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек включая его самого и Федора Михайловича , которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено. В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости. К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. А в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты. Несмотря на все тяготы и лишения, которые предполагал подобный приговор, поступление в солдаты означало полное возвращение Достоевскому его гражданских прав. Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант. Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула. В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти. Расцвет творчества В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» — хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу. Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения. Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте». Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал — под названием «Эпоха». Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых — именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году. В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок». В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни. Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем. Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах. Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа.

В сочетании все эти факторы привели к тому, что Достоевского отправили на каторгу, где он должен был провести большую часть своей жизни. Однако, как следует из истории, это решение не повлияло на его творчество — наоборот, оно стало непреодолимым стимулом для его духовного и художественного развития. После тюремного срока Достоевский продолжил удивлять своих читателей своими шедеврами, которые стали неотъемлемой частью мировой литературы. В целом, решение об отправке Достоевского на каторгу было результатом сложного сочетания общественного климата, политических аспектов и личных взглядов на жизнь. Однако все это не помешало ему продолжать свою творческую деятельность и стать одним из крупнейших писателей своего времени. Его произведения до сих пор вызывают интерес и восторг у читателей по всему миру, а его идеи и мысли остаются актуальными и сегодня. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь что бы добавить комментарий. PRO — ваш источник исчерпывающих ответов и волнующих вопросов! На нашем сайте мы используем передовые технологии, включая мощный искусственный интеллект GPT, чтобы обеспечить вас ответами от опытных экспертов в различных областях.

Ссылка Достоевского

Достоевского после этого ожидало раскаяние. Как Раскольников из «Преступления и наказания», он поедет на каторгу в Сибирь. Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. Приговор о казни для 20 ти, в том числе и для Достоевского, был заменён 8-ю годами каторги.

Достоевский в местах лишения свободы

В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. Считается, что начало приходу Достоевского к Богу положило его «стояние у эшафота», а каторга этот приход окончательно утвердила. В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. В дальнейшем Достоевский неоднократно писал и говорил, что каторга полностью изменила его.

Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»

Тем более что его первый роман «Бедные люди» нашел поддержку королей тогдашней литературной журналистики — Николая Некрасова и Виссариона Белинского. Слава вскружила голову молодому автору. Отныне он не говорил, а вещал. И любил окружать себя сонмом поклонников. Когда в литературных кругах стали высмеивать это «гениальничанье» Достоевского, тот смертельно обиделся, порвав почти со всеми старыми друзьями.

А потому нет ничего удивительного, что он связался с молодыми радикалами, сплотившимися вокруг Петрашевского. Строго говоря, петрашевцы не представляли угрозы: не объявляли себя тайным обществом или политической партией, не замышляли революционных действий, не плели заговоров и не налаживали связей с военными. Они просто собирались на квартире М. Буташевича-Петрашевского, где обменивались мнениями и обсуждали идею социализма — западную интеллектуальную новинку.

И тем не менее наказали их с неслыханной строгостью. Арестовали более 40 человек, более 20 приговорили к расстрелу. За что? За «мыслепреступление» — за намерение «возбуждать во всех классах народа негодование против правительства».

Казнь заменили на каторгу непосредственно в день приведения приговора в действие. Эти «десять безмерно страшных минут ожидания смерти» оказались тем еще испытанием для психики Достоевского! Свободолюбивая молодежь встречала каторжанина как героя, прошедшего все круги ада. Некоторые видели в нем будущего вождя революционной бури, защитника обездоленных.

Но именно на каторге Достоевский переосмыслил себя и превратился в убежденного консерватора с христианской подкладкой.

Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н.

Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М.

Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105]. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А. Краевского [107].

Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова [108] , где познакомился с И. Гончаровым [109]. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями [110]. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея [111] и Николая , в который входили поэт А.

Майков , критик В. Майков, А. Плещеев [112] , друг и врач писателя С. Яновский , Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Достоевский в 26 лет, рисунок К.

Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Петрашевским [114] [115]. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Весной 1849 года Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова [116] , состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н.

Спешневым , вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество.

Я написала тебе, что полюбила другого». Ты счастлива?

Он меня не любит». Оказалось, Аполлинария завела роман с испанцем по имени Сальвадор, студентом-медиком: «этакий красивый зверь, без сомнений и предрассудков». Пресытившись ею за несколько дней, Сальвадор её бросил.

И теперь Аполлинария гонялась за ним по Парижу, то умоляя вернуться, то бросаясь на него с ножом. Достоевский снова подавил в себе гордость и ревность, утешал, уговаривал и в конце концов увёз «бедняжку» от греха подальше в Германию. Аполлинария не переставала его мучить, придумывая всё новые и новые «казни».

Чтобы отвлечься от всего этого, он в первый раз пошёл в игорный зал. Рулетка мгновенно увлекла его, она же спасла от любовницы. С этой «соперницей» Аполлинарии было не совладать, и ей пришлось ретироваться из жизни Достоевского.

Жена, Марья Дмитриевна Вернувшись в Россию, он нашёл жену умирающей, опомнился, раскаялся и несколько месяцев провёл у её постели. А когда Мария Дмитриевна всё-таки умерла, за ней — совершенно неожиданно для всех — последовал и Михаил Достоевский, брат и партнёр Фёдора. Своим наследникам он оставил 300 рублей и долги: его папиросную фабрику совершенно «съели» издательские издержки.

Ни один человек не поступил бы так, как Фёдор Михайлович. Формально все долги за журнал были на Михаиле, а не на нём. Наследники — вдова с малолетними детьми — по закону ни за что не отвечали.

Речь шла всего лишь о добром имени покойного. И это решило дело: Фёдор Михайлович, не имея за душой ни гроша, взял на себя обязательства брата. Ничего не смысля в делах, он раздавал векселя всем подряд, не требуя никаких доказательств, что брат этим людям вообще что-то должен, просто веря на слово.

В результате долгов вышло на 25 тысяч. Это была катастрофа! А ведь на руках у него оказались великовозрастный пасынок Павел, вдова Михаила Эмилия Фёдоровна с детьми и… любовница Михаила, тоже с сыном.

В довершение всего младший брат Николай запил, лишился службы и тоже поступил на иждивение Достоевского. Попытки пристроить к делу хотя бы Пашу провалились. Сколько бы раз Фёдор Михайлович ни определял его на службу, пасынок принимался похваляться, что его «папаша Достоевский знаком с министрами и всем вам тут покажет», покровительственно хлопал начальство по плечу, дерзил и в результате нигде больше месяца не задерживался, неизменно возвращаясь к Достоевскому, словно неразменный рубль.

Вся надежда была на литературу. Фёдор Михайлович выпрашивал у издателей плату за свои романы авансом, писал много и быстро, но выбраться из своих затруднений не мог. Да и платили ему в три, а то и в пять раз меньше, чем Тургеневу и Толстому: издатели понимали, что Достоевскому не до выбора, тогда как писатели, живущие в достатке, могли и не согласиться на скромный гонорар.

Словом, Стелловский знал, что делал, когда предложил тот грабительский контракт. Теперь вся надежда была на помощь 20-летней стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной. О какой Анне речь, или о прототипе Аглаи Анна Корвин-Круковская Вот странность: влюбчивый Достоевский на эту умную и добрую девушку сначала и внимания не обратил.

Может быть, именно потому, что слишком торопился с романом. А может, Анна была для него слишком доброй и умной, обычно ему нравились совсем другие женщины. А может, дело в том, что в его душе ещё бушевала другая страсть.

Ведь после Сусловой он успел пережить очередную любовную бурю, хоть и не такую разрушительную. Та девушка, как и Аполлинария, тоже мнила себя писательницей. Анна Васильевна Корвин-Круковская, генеральская дочь.

Очень красивая и гордая, в семье на её замужество возлагали особые надежды, и тут Достоевский со своей нелепой любовью. Фрак сидел на нём мешком даже удивительно для человека, окончившего военное училище! Вроде смертной казни.

Словом, вёл себя примерно как князь Мышкин с Аглаей, в образе которой, между прочим, изображена именно Корвин-Круковская. Барышне хоть и лестно было поклонение такой знаменитости, но сам Достоевский её пугал. Зато её младшая сестра Софья, куда менее красивая и заметная, была отчаянно влюблена в писателя.

И таяла от радости, когда он говорил Анне: «У вас душа злая, не то что у вашей сестры. Да она вас и красивее, если присмотреться». Однажды Софья увидела, что Фёдор Михайлович сидит с её старшей сестрой на диване близко-близко и руку её прижал к губам… Оказалось, это он делал предложение и был отвергнут.

В ту ночь, каждый у себя дома, рыдали двое: Достоевский и юная Софья. Обо всём этом Фёдор Михайлович тоже не преминул рассказать стенографистке. Так что она подумала, что речь идет об Анне Корвин-Круковской, когда писатель повел с ней очень странный разговор.

Дело было 8 ноября, через 9 дней после окончания романа «Игрок» для Стелловского. Достоевский закончил работу в последний момент, едва успев к 1 ноября 1866 года. Правда, издатель попытался схитрить — специально уехал, чтобы не получить от Достоевского рукопись вовремя.

Но Фёдор Михайлович отдал роман на сохранение приставу, и тот проставил дату. Так Достоевский был спасён от издательского рабства, хвала приставу и стенографистке! Так вот, 8 ноября Фёдор Михайлович зазвал свою спасительницу под предлогом новой работы и сказал: «Я, Анна Григорьевна, новый роман задумал.

Хочу с вами посоветоваться. Вот, представьте, пожилой и больной человек, вдовец, очень несчастливый в первом браке, ну вот примерно моих лет, много переживший, весь в долгах, полюбил молодую и прекрасную особу. Назовем ее Анной.

Как вы думаете, согласится ли она выйти за него замуж? Анна Григорьевна, сразу понявшая, что это не роман, что Достоевский говорит о самом себе, подумала: «Анна? Знаю я, кто эта ваша Анна!

С чего бы это, спрашивается? Как бы то ни было, стенографистка принялась ругать Корвин-Круковскую: мол, если б та была девушкой с сердцем, то сумела бы полюбить художника, но такая, как она, пустая красотка, вряд ли умеет любить. Представьте на минуту, что этот художник — я, а героиня — вы и что я прошу вас быть моей женой.

Что бы вы мне ответили? Анна Григорьевна взглянула на него и вдруг догадалась, кто на самом деле эта Анна. Она даже не успела хорошенько подумать, как ответ вылетел у неё сам собой: «Я бы ответила, что люблю вас и буду любить всю жизнь!

Через три месяца они обвенчались, несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте… Родственники-мучители Первые два месяца супружества, вопреки её ожиданиям, оказались для Анны безрадостны. Пасынок Павел, всегда живший в одной квартире с Фёдором Михайловичем, и теперь остался с ними и как мог изводил «мачеху» — свою ровесницу. Вроде бы, всё какая-то бытовая и глупая ерунда, недостойная внимания… К примеру, Фёдор Михайлович просил жену, чтобы та проследила за прислугой: с утра нужно вымыть полы в его кабинете.

А Павел возьми да отошли Федосью с поручениями купить папирос и отнести письмо приятелю. Прислуга возразила, что барыня дала ей иное распоряжение, и пасынок принялся кричать: «Кто в доме хозяин, я или Анна Григорьевна? Или выпивал перед самым завтраком все сливки, а виновата перед Фёдором Михайловичем оказывалась молодая жена, не умеющая рассчитать продукты на семью.

Пасынок Павел При этом в присутствии «папаши» Павел был к Анне необыкновенно предупредителен, так что Фёдор Михайлович радовался: «Надо же, как благодетельно действует на Пашу присутствие женского элемента в доме. Наконец-то его манеры исправляются». Тем временем вдова брата, Эмилия Фёдоровна, часто приходившая к ним за деньгами, тоже подливала масла в огонь, без конца ставя Анне на вид, что прежняя жена Достоевского, Мария Дмитриевна, была прекрасной хозяйкой.

Больше всего молодую супругу обижало, что её муж, великий сердцевед и главный психолог русской литературы, не замечал, как мучают её эти люди. Сама же Анна не решалась с ним об этом заговорить. К счастью, однажды Фёдор Михайлович вернулся домой раньше времени и застал жену в слезах, следы которых она не успела скрыть, как обычно делала.

Стал расспрашивать — тут-то всё и выяснилось. Решили на время уехать ото всех за границу. Да вот эта нелепая поездка за границу!

Это — ваша прихоть, и я ни в каком случае не допущу такой траты… Деньги нужны не для вас одной, Анна Григорьевна, деньги у нас общие! Сокрушительный удар плану нанесла Эмилия Фёдоровна, которая категорически не согласилась ограничиться предложенной суммой: ей нужно было в два раза больше. Денег нам пока не хватает», — сказал Достоевский.

И тут Анна крепко призадумалась. Она не отвечала, а про себя рассчитывала, сколько можно выручить, заложив собственное приданое: мебель, посуду, столовое серебро… Да. Это был выход!

Они хотели провести в Европе два-три месяца, но поездка растянулась на долгих четыре года: Фёдор Михайлович рад был подольше не встречаться с кредиторами. Зато родственникам исправно высылал деньги. Бывало, в Женеве закладывали шубку Анны Григорьевны, чтобы выслать деньги на выкуп из заклада шубки Эмилии Фёдоровны в Петербурге.

Паша тем временем распродавал по книжке уникальную библиотеку, которую «папаша» оставил ему на сохранение. Зато от назойливого присутствия родственников удалось избавиться, и муж с женой, наконец, остались наедине. И тут Анна столкнулась с новыми «сюрпризами».

Фёдор Михайлович оказался страшно раздражителен, особенно после эпилептических припадков.

Положительный ответ он так и не получил. В 1859 году, отбыв всё наказание и возвращаясь из Семипалатинска в европейскую часть России, Достоевский проезжал через Омск. Остановился он как раз в доме Граве, и литературоведы считают это стопроцентным доказательством того, что между комендантом и каторжником установились в своё время добрые отношения.

Именно в доме Граве был открыт в 1983 году литературный музей имени Достоевского. Важную роль в судьбе Достоевского сыграла Мария Дмитриевна Францева — дочь тобольского прокурора. Она встретилась с писателем, когда он ехал на каторгу, и передала с сопровождавшим его жандармом письмо своему хорошему знакомому в Омске — подполковнику Ивану Викентьевичу Ждан-Пушкину, инспектору классов Сибирского кадетского корпуса. В этом письме содержалась просьба по возможности оказывать помощь Достоевскому и Дурову.

Ждан-Пушкин по словам Достоевского, «человек образованнейший, с благороднейшими понятиями о воспитании» к этой просьбе прислушался. Он «адресовался к разным лицам с расспросами о возможности, о способах облегчить участь гг. Дурова и Достоевского». Одним из этих «лиц» был старший доктор военного госпиталя Иван Иванович Троицкий.

Когда Фёдор Михайлович оказался в лазарете, Троицкий «толковал с ним, предлагал ему лучшую пищу, иногда и вино»; тот отказался, но попросил, чтобы его клали на лечение почаще и подбирали ему комнату посуше выше шла речь о грязи и сырости в остроге. Перед каторжником Достоевским открывались унылые пейзажи Источник: Александр Зубов Эта просьба была исполнена. К тому же Троицкий добился для Достоевского разрешения получать с воли книги и журналы. В августе 1850 года один из друзей писателя сообщил своему знакомому в Тобольске, что тот «почти постоянно в лазарете» и «пользуется столом от лекаря Троицкого».

Жена последнего, «прелестнейшая и добрейшая женщина», тоже заботилась о Достоевском. Именно в лазарете писатель смог начать работу над «Сибирской тетрадью», и там же он хранил рукопись в принципе каторжникам запрещалось иметь принадлежности для письма. Там у Достоевского появилось свободное время; известно, что, лёжа на больничной койке, он прочёл романы Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» и «Дэвид Копперфилд». В «Записках из Мёртвого дома» упоминаются инженеры, «очень симпатизировавшие» главному герою.

Имеется в виду, в частности, подпоручик Константин Иванович Иванов — адъютант штаба генерал-инспектора по инженерной части, окончивший Инженерное училище на год позже, чем Достоевский. По-видимому, эти двое были знакомы ещё с тех времён, а в Омске стали друзьями. Она и её муж стали главными героями советского фильма «Звезда пленительного счастья», а дочь Анненковых в 1852 году вышла замуж за Иванова. Вообще семьи декабристов, оказавшиеся в Сибири на четверть века раньше Достоевского Якушкины, Анненковы, Фонвизины , сыграли важную роль в его судьбе.

Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас... Гасфорта Чоканом Чингисовичем Валихановым — молодым казахским аристократом, который только что окончил Сибирский кадетский корпус. Позже Валиханов стал путешественником, просветителем, этнографом и фольклористом, но Достоевский ещё в те годы пророчил своему знакомому большое будущее.

Это знакомство продолжилось в Семипалатинске. Валиханов даже стал другом Достоевского, а после ранней смерти — предполагаемым прототипом одного из героев романа «Подросток». Счастливый финал Мемориальная доска с именем Достоевского висит на стене гауптвахты — старейшего здания Омска Источник: Николай Эйхвальд Всего Достоевский провёл в Омске четыре года. В феврале 1854 года он уехал в Семипалатинск, где ему предстояло ещё четыре года служить рядовым.

Впрочем, в 1856 году новый император Александр II его простил, а в 1857 году помиловал. Ещё через два года писателю разрешили, наконец, вернуться в столицу.

Достоевский Фёдор

Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге за участие в 1847–1849 гг. в кружке М.В. Петрашевского, являвшегося сторонником взглядов революционного характера. Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. Федор Достоевский, приручивший пса, второй раз в жизни избежал гибели. Удивительным образом писателю удалось спасти уже на каторге.

Поиск по сайту

  • Мировоззрение после каторги
  • Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
  • Почему Достоевский Попал На Каторгу
  • Подпишитесь на рассылку

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий