Новости день макария

В этот день отмечается память Макария Великого — христианского святого, отшельника, почитаемого в лике преподобного. Краткое житие святителя Макария, митрополита Московского и всея РусиРусская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников.

Макарьев день, Макар – весноуказчик

празднования 1000-летия Крещения Руси. 1 февраля отмечается народный праздник Макарьев День или День Макария. День преподобного Макария Великого, одного из отцов-основателей Древней Церкви, православные верующие отмечают 1 февраля. В первый день февраля православные верующие чествуют преподобного Макария Великого, святого отшельника Египетского. В воскресенье, 4 февраля, отмечается 401 годовщина со дня кончины преподобного Макария Жабынского.

1 февраля - день памяти Макария Великого

Как и в любой другой день, 1 марта, запрещено ругаться с близкими, а также сплетничать. Категорически нельзя отказывать в этот день в милостыне. Не стоит в первый день весны заниматься финансовыми вопросами. Народные приметы также помогают определить погоду на будущие месяцы.

Если весь день светит солнце, то нужно ждать заморозков.

Спустя немного времени после посещения братьев преподобным Макарием, преставился к Господу старший брат, а чрез три дня после его кончины почил и младший. Когда впоследствии приходили к преподобному кто-нибудь из честных отцов, он приводил их в келью тех двух братьев и говорил: — Пойдемте, посмотрим на то место, где подвизались великие рабы Христовы. Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: — Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе. Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины. Макарий постучался в дверь. Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великою радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им: — Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывал.

Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, убежденные им, женщины сказали: — Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе, в одном доме; во все время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Но до настоящего времени прожили в мире и согласии между собою и недавно единомысленно решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Но мы не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас, хотя с большою настойчивостью и многими слезами молили их об этом. Не получив желаемого разрешения, мы заключили завет с Богом и между собою — не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей. Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: — По истине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись. В дни жизни сего преподобного Макария египетского просиял добродетельного жизнью в тех же пустынных местах, где жил и Макарий египетский, другой преподобный — Макарий Александрийский. Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи[12]. Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и скитом. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию египетскому и многократно они вместе ходили по пустыне, ибо они питали друг к другу великую любовь.

Когда воцарился нечестивый император Валент арианин[13], то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ[14], с многочисленным войском, который сверг с епископской кафедры православного епископа, блаженного Петра, преемника святого Афанасия Великого. Кроме сего епископ Лукий послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех святых отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария. Воины взяли их ночью и, посадив на корабль, отвезли на один отдаленный остров, жители которого не знали истинного Бога, но поклонялись идолам. У одного из идольских жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом. Почувствовав пришествие преподобных вместе с другими отцами на остров, девица эта побежала на встречу им, громко взывая: — Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище. Преподобные, сотворив молитву, изгнали беса из девицы, и она стала совершенно здоровою. Увидав это, отец ее, идольский жрец, тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение.

Также и все жители того острова обратились к Христу и обратили свой языческий храм в христианскую церковь. Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он таковых великих отцов изгнал из их монастырей. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания. Таким образом, преподобный Макарий египетский снова возвратился в скитскую пустыню, а преподобный Макарий Александрийский в вышеназванное место келью; также и прочие честные отцы возвратились в свои обители. Между тем к преподобному Макарию египетскому отовсюду приходило множество народа: одни — ради душевной пользы, чтобы получить от него наставления, иные — для исцеления от недугов своих, и таковых болящих к нему стекалось великое множество. Поэтому явилась необходимость в построении гостиницы, где бы могли находить приют странники и больные. Это и устроил преподобный Макарий. Каждый день он имел обычай исцелять одного болящего, помазуя его святым елеем и совершенно здоровым отпуская домой. Так поступал преподобный, имея ту мудрую цель, чтобы другие болящие, не сразу им исцеленные, проживали у него некоторое время, и тем получали врачевание не только тела, но и души, внимая в это время его боговдохновенным поучениям. Для служения при гостинице, преподобный поставил одного из иноков.

Инок этот, смущаемый бесом, предался страсти любостяжания, для удовлетворения которой стал утаивать понемногу из того, что отпускалось на содержание бедных. Преподобный Макарий узнал об этом, и призвав к себе инока, сделал ему наставление, сказав: — Брат Иоанн! Послушайся меня и прими мое наставление, которое да послужит тебе на пользу. Вот тебя искушает дух сребролюбия, — ибо это открыто мне, — и я знаю, что если ты примешь мое наставление и перестанешь поступать греховно, то окончишь дни свои в страхе Божием, и в делах благих успеешь, и на месте сем прославишься, «и язва не приблизится к жилищу твоему» Пс. Если же ты не послушаешь меня и не перестанешь согрешать, то тебя постигнет участь Гиезия, страстью которого ты страдаешь 4 Цар. Но Иоанн не послушался преподобного и не переставал совершать свое дурное дело. Спустя пятнадцать или двадцать лет после блаженной кончины преподобного Макария, в течение которых названный инок продолжал работать на наложившего на него петлю сребролюбия Иудина, присваивая себе часть содержания, назначенного для убогих, внезапно все тело его было поражено проказой, и он умер, не только погубив греховно собранное им имущество, но и душу свою. Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику: — Пойди немного впереди меня. Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно.

Увидав его, инок закричал: — Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь? Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив затем брошенное было бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему: — Спасайся, трудолюбец, спасайся. Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его: — Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами? Тогда жрец сказал: — Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти. И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: — Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком. И он пошел вместе со святым Макарием.

Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление: — Злое слово, — говорил он, — и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми. Однажды преподобный Макарий пришел в обитель аввы Памвы[15]. Здесь старцы просили преподобного: — Скажи, отче, слово для назидания братии. Соглашаясь на их просьбу, Макарий стал так говорить: — Простите меня, ибо я плохой инок; но я видел иноков. Так однажды я сидел в скиту в своей келье, и мне пришло помышление пойти во внутреннюю пустыню, чтобы посмотреть, что там такое. В течение пяти лет я боролся с этой мыслью, думая, что это меня искушают бесы.

Но когда, и по истечении пяти лет, меня преследовала та же мысль, то я решился отправиться во внутреннюю пустыню. Придя туда, я нашел громадное болото, посредине которого увидал остров. В это время пустынные звери пришли, чтобы напиться воды. Среди зверей я увидал двух нагих людей, и все тело мое затрепетало, ибо я подумал, что вижу бестелесных духов. Увидав, что я очень испугался, люди эти сказали мне: — Не бойся, ибо и мы такие же, как и ты, люди. Тогда я спросил их: — Откуда вы пришли в эту пустыню? И вот уже тридцать лет, как мы ушли из обители. Один из нас египтянин, другой — ливиянин. Потом и они спросили меня: — В каком положении находится теперь мир? Наполняются ли еще реки своими ручьями?

Изобилует ли земля обычными своими плодами? Я отвечал им: «да». Затем, снова спросил их: — Каким образом могу я сделаться иноком? Они отвечали мне: — Если человек не откажется от всего, что находится в мире, он не может быть иноком. На это я сказал: — Немощен я, и потому не могу быть таким, как вы. И снова я спросил их: — Когда наступает зима, не страдаете ли вы от сильной стужи? Равно также, когда наступает весьма жаркое лето, не опаляются ли ваши тела жарою? Они на это ответили мне: — Господь Бог даровал нам такие тела, что мы ни зимой не страдаем от мороза, ни летом — от зноя. Однажды преподобного Макария спросили скитские отцы, каким образом он достиг того, что тело его всегда остается худощавым? Ибо не только тогда, когда он постится, но даже и тогда, когда вкушает пищу — тело его всегда остается худощавым.

Преподобный Макарий дал такой ответ вопрошавшим его: — Как кочерга, которой переворачивают горящие дрова и хворост в печи, всегда опаляется огнем, так у человека, который устремляет ум свой всегда к Господу и всегда содержит в памяти страшные мучения в огне гееннском, — этот страх не только снедает тело, но и иссушает кости. Затем братия снова спросили преподобного: — Скажи нам, отче, как надлежит молиться? Преподобный дал им такое наставление: — Для молитвы не требуется многоглаголания, но надобно воздавать свои руки горе и говорить: Господи! Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: Господи помилуй. Господь знает, что для нас полезно и сотворит нам милость. В другой раз авва Исаия попросил преподобного: — Скажи мне, отче, какое-нибудь наставление на пользу душевную. Преподобный отвечал ему: — Сиди в своей кельи, и сокрушайся о грехах своих. Ученику же своему Пафнутию[16] преподобный сказал: — Никого не обижай, не клевещи ни на кого, — поступая так, спасешься. Кроме того, преподобный дал еще и такое наставление: — Не ночуй в кельи брата, имеющего дурную славу. Пришел к преподобному и другой инок и спросил его: — Авва, что мне сделать, чтобы спастись?

Инок пошел на кладбище и, как сказал ему преподобный, бранил там мертвецов, разбивал камнями гробницы их и, возвратившись, рассказал обо всем преподобному. Преподобный спросил его: — Сказали ли что-либо тебе умершие? Тогда преподобный сказал: — Ступай опять, и теперь хвали их. Инок пошел и начал ублажать мертвецов разными похвалами: — Апостолы, святые и праведники, — говорил он. Затем, снова придя к преподобному, он рассказал ему, что хвалил умерших. Тогда преподобный дал ему такое наставление: — Видишь, — сказал он, — что ни тогда, когда ты бранил умерших, они ничего тебе не отвечали, и ни тогда, когда ты ублажал их похвалами, они ничего тебе не ответили. Так и ты, если желаешь спастись, будь как мертвец: — не гневайся тогда, когда тебя бесчестят, не превозносись тогда, когда тебя восхваляют. Поступая так, как эти мертвецы, спасешься. Братия рассказывали еще о преподобном Макарии следующее. Если кто-либо приходил к нему из братий, как к святому и великому человеку, преподобный ничего не говорил с таковым.

Если же какой-нибудь инок, нисколько не почитая преподобного, говорил ему: — Авва! И когда кто-либо подобным образом разговаривал с преподобным, он с радостью беседовал с таковым и охотно отвечал на все его вопросы. Однажды старцы, жившие на Нитрийской горе, прислали в скит к преподобному Макарию, с такой просьбой: — Отче! Чтобы не утруждать все множество братий пришествием к тебе, ты сам прежде, нежели отойдешь к Господу, приди к нам. Преподобный исполнил их просьбу и пришел на Нитрийскую гору. Узнав о его пришествии, собрались к нему все иноки, живущие там, и старцы усердно просили его, чтобы он сказал что-либо в назидание братии. Преподобный, прослезившись, стал так говорить: — Братия! Внимая наставлению преподобного, все проливали слезы и, упав ниц, просили его: — Отче! Однажды преподобный Макарий, в то время, когда он проживал еще в Египте, застал в своей кельи вора, похищающего вещи, находившиеся в ней. Снаружи, около келью, был привязан осел, на которого вор накладывал украденные вещи.

Преподобный, увидя это, не дал понять вору, что он домохозяин, но показался как бы чужим. И не только не воспрепятствовал вору, но даже сам стал ему помогать брать вещи и класть их на осла. Потом с миром отпустил его, размышляя в себе: — Мы ничего с собой не принесли в этот мир, — ясно, поэтому, что мы ничего не можем и унести отсюда. Все нам дал Господь, и как Он желает, так все и происходит. Да будет благословен Бог во всем! О сем же преподобном Макарии отцы рассказывали, что он сделался как бы земным богом, ибо, подобно тому, как Бог, хотя и видит весь мир, но не карает грешников, так и преподобный Макарий покрывал немощи человеческие, какие он видел. И был он видящий, как бы не видящие, и слышащий, как бы не слышащие.

Также архипастырь напомнил собравшимся о последнем богослужении, которое святитель Макарий совершил в Томске, заметив, что эта Божественная литургия очень значима для всех томичей, поскольку в ее завершении святитель заключил с местными жителями духовный договор: — Он заручился от томичей гарантией, что они не забудут его в молитвах, обещая взамен не забывать в молитвах ни града Томска, ни своей томской паствы. И тогда томичи это обещали владыке Макарию. Продолжая тему, Его Высокопреосвященство отметил, что святитель Макарий и при своей земной жизни оставался верен своему обещанию и всегда из Москвы проявлял заботу о Томске, об Алтайской духовной миссии, «всячески поддерживая те благочестивые начинания, которые здесь имели место быть». И после своей блаженной кончины святитель Макарий в молитвах своих никогда Томска не оставлял, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса, которые совершались и совершаются на Томской земле по молитвам святителя Макария. Но святитель Макарий своими сильными и мощными ходатайствами за нас возносит их к Престолу Вседержителя, и его святыми молитвами мы обретаем благословение, помощь и поддержку, — отметил иерарх. В своей проповеди митрополит Ростислав назвал святителя Макария дорогим и любимым святым архипастырем: — В день памяти святителя и чудотворца Макария желаю всем нам молитвенного его предстательства пред Престолом Божиим, чтобы всегда укреплял он нас духовно. А чтобы мы, верующие православные христиане Томской земли, всегда радовали нашего дорогого, любимого святого архипастыря, умножая его и без того великую радость пребывания пред Престолом Господним в Царствии Небесном, — напутствовал богомольцев архиерей. В завершение проповеди митрополит Ростислав поздравил с 60-летним юбилеем протоиерея Николая Абрамова, руководителя Отдела по Церковной благотворительности и социальному служению Томской епархии, настоятеля храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба села Корнилово и храма святителя Луки Войно-Ясенецкого при «Доме сестринского ухода». В честь юбилея протоиерея Николая, который он отмечал 3 марта, Его Высокопреосвященство пожелал юбиляру крепости сил, благословения Господа и молитвенного предстательства пред Престолом Божиим святителя и чудотворца Макария. В своей поздравительной речи, обращенной к юбиляру, архипастырь отметил, что отец Николай является примером ревностного отношения к Церкви Божией: — Вы, совершая служение в настоящее время на Томской земле, во многом являете пример и младшим священникам, и прихожанам ревностного отношения к Церкви, к святыням ее, показываете пример многим и в том, что служение Господу не ограничивается служением Божественных литургий, богослужений в храме. Дело священника — не только молитва, хотя это самое главное.

Известно, что Макарий был наделен способностью возвращать мертвых к жизни, а также обращаться к тем, кого уже давно нет с нами, чтобы они поговорили с ним вслух. Например, Макарий мог помочь умершему свидетельствовать для того, чтобы оправдать невиновного. Еще одному умершему Макарий позволил рассказать о спрятанных ценных вещах, что, в свою очередь, освободило семью покойного от рабства. Во времена правления императора-ариана Валента отшельника сослали на населенный язычниками остров. На этом острове Макарий исцелил дочь местного жреца и обратил всех жителей в христианство. Молитвы в День преподобного Макария Великого За свою жизнь Макарий успел жениться в раннем возрасте, овдоветь, похоронить родителей и стать учеником Антония Великого. Мастер направил молодого Макария в Скитскую пустыню. Молитва 1-я, святого Макария Великого Среди всех молитв именно утренняя молитва этому святому обладает наибольшей силой. Текст молитвы на русском языке необходимо читать сразу после пробуждения, вместе с другими утренними молитвами.

1 февраля - Макарьев день

Новостная служба Великие Макарьевские Минеи Четьи — сокровище духовной письменности. Cвятитель Макарий, Митрополит Московский — 12 января Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом. Святитель Макарий — это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях.

С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея — Тысячелетия Крещения Руси.

Уже в детстве он проявлял редкостные способности.

В 1874 г. В 1880 г. Он написал книгу о преподобном Сергии, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные "Троицкие листки". В 1904 г.

В это время он стал одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества. Был близок к организатору Русской монархической партии, редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» В. Грингмуту день памяти 11 октября. В апреле 1906 г.

В 1908 г. Синода и членом Государственного Совета от Синода. Часто бывая в Петербурге, владыка принимал активное участие в деятельности старейшей монархической организации Русского Собрания РС , был избран членом Совета РС, а затем и почетным членом Собрания. В 1913 г.

Он продолжал поддерживать монархистов, благословляя их начинания. В 1915 г. Лейтмотивом всех его выступлений был призыв к единству, в одном из обращений он писал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов.

Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродётели. Не посрами нас, к тебё с верою притекающих.

Вси православнии христиане, твойми чудесы исполненнии и милостьми облагодётельствованнии, исповёдуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви дрёвния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шёствующих.

Через всю жизнь пронес святитель Макарий любовь к своей обители, и, уже будучи митрополитом в Москве, он неоднократно просил царя отпустить его на «смиренное житие» в монастырь своего игуменства или в монастырь своего монашеского пострига. На второй год своего архиерейского служения 1528 г. Большую заботу проявил святитель и о создании храмов в своей епархии. Святитель Макарий в 1529 году принимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четьи-Миней. Этот труд у святителя занял 12 лет. После этого мор прекратился. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает у молящихся деньги для выкупа соотечественников у татар, посылает великому князю часть свечи от мощей преподобного Варлаама Хутынского, чудесным образом возгоревшейся ночью, поет молебны по случаю победы над татарами.

7 августа — День святого Макария и колокольных звонов

До наших дней из 12 томов сохранилось 9 книг, утрачены тома за декабрь, январь и апрель. Медовый Спас в 2023 году отмечают 14 августа — в день начала Успенского поста, который предшествует Успению Пресвятой Богородицы. Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы. В народе этот день еще часто называют Макарьев день или день Макария Весноуказчика, поскольку по погоде в этот период судили о приходе весны. День Макария Великого чтят православные 1 февраля. 5 апреля 2024 года в день памяти священномученика Макария Оренбургского Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Петр.

Please wait while your request is being verified...

Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы. 5 апреля 2024 года в день памяти священномученика Макария Оренбургского Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Петр. Крестный ход в день Макария на Унже поднимается от Макарьева источника к монастырю. Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы. В день памяти Макария Невского нельзя лениться.

1 февраля - день памяти Макария Великого

День памяти Святителя Макария После распада «избранной рады» Макарий остался наставником государя и служил ему до последних дней.
День Макария-Весноуказчика: какие приметы и традиции соблюдают 1 февраля В первый день февраля православные верующие чествуют преподобного Макария Великого, святого отшельника Египетского.
30 марта – день памяти Преподобного Макария Калязинского | Братская епархия - официальный сайт Но иеромонах Макарий уже зрелый духовно человек: 15 лет в монастыре, 10 лет мантийного пострига.
«Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего» Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна – скорее всего, он преставился ко Господу в конце первой четверти XV столетия.
Православные верующие отметят 1 февраля Макарьев день в России Медовый Спас в 2023 году отмечают 14 августа — в день начала Успенского поста, который предшествует Успению Пресвятой Богородицы.

7 августа – день памяти преподобного Макария, основателя Свято-Троицкого Желтоводского монастыря

В церковном календаре это день памяти преподобного Макария Великого. По церковному календарю 1 февраля 2023 года верующие отмечают день святого Макария Великого, которого в народе прозвали весноуказчиком. 1 февраля православные верующие чтят день памяти Преподобного Макария Великого. Макарий, первый февральский день, «о весне задумался», вытянув сосульки-капельники до самой земли, словно собираясь попробовать, хорошо ли матушка снегом укрыта. В первый день февраля православные верующие чествуют преподобного Макария Великого, святого отшельника Египетского.

1 февраля православные отмечают День преподобного Макария Великого

Это было непростое время, но святой сохранял твердость духа, а также помогал всем нуждающимся до самого последнего дня своей собственной жизни. Он входил в число избранных царя Ивана Грозного, что само по себе уже требовало мудрости, терпения и высокой степени дипломатии. После распада «избранной рады» Макарий остался наставником государя и служил ему до последних дней. Он ушел к Господу спокойно после ежечасных молитв, которые он возносил про себя Богу. Перед выносом тела из покоев, монахи открыли лицо старца.

Были возведены каменные церкви и в Пскове, кроме того в городе были выстроены новые крепостные стены и отреставрированы старые. Много потрудился владыка и для прославления местных святых. Большую работу вел архиепископ Макарий с языческими обычаями и языческим богослужением на западных землях Водской пятины территории, расположенной между реками Волхов и Луга, получившей свое название по финно-угорскому народу водь, проживавшему на этих землях. Архиепископ Макарий был возведен на митрополичий престол 19 марта 1542 года. О его высоком статусе говорит тот факт, что он лично венчал на царство первого русского царя — Иоанна Грозного. В 1547 и 1549 годах митрополит Макарий созвал в Москве два Собора, справедливо называемые историками «Макарьевскими».

На Соборе 1547 года решался вопрос о принципе прославления на будущее время, но главным стало торжественное прославление новых русских святых. В связи с этим была продолжена работа по составлению их житий, начатая владыкой еще в Новгороде. Были написаны новые жития, похвальные слова, службы и иконы русским святым. Зачастую духовные писатели трудились по благословению самого митрополита Макария. Множество писцов переписывали рукописи. На Соборе 1549 года была продолжена канонизация святых. Эти Соборы — новая страница в истории канонизации русских святых, они вызвали большой духовный подъем в русском обществе и, несомненно, способствовали и развитию русской культуры, книжности, литературы и иконописи. В 1551 году по инициативе митрополита Макария был созван знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви, названный так по разделенным на сто глав его определениям.

Имя Мария получила лишь на 15-ый день по иудейскому обычаю. К слову, назвали ее так, как повелел сделать ангел, сказав, что имя дочери Анны и Иоакима уготовил сам господь. Помимо этого, в церковном календаре день 7 августа связан с личностью преподобного МакарияУнженского, Желтоводского, который родился в Нижнем Новгороде и проповедовал христианство на территории Чувашии. Был монахом по времена правления князя Василия Иоанновича и прожил 95 лет. Умер в 1504 году. На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями. Интересно, что в народе 7 августа называли днем Анны Летней, но при этом она сама у славян считалась зимоуказательницей.

Повитухам важно было набирать полуденный снег. Его нужно было растопить, а также умываться им, вымывать руки. Тогда руки станут чистыми, заряженными силами, которые понадобятся для хороших родов и принятия ребенка. Полдень - время, когда нужно обтереть руки снегом. Руки будут гладкие и нежные. Беременная женщина может до рассвета встать на пригорок, и встретить рассвет, смотря на 1-мартовское весеннее Солнце. Тогда родится здоровый, крепкий малыш. Талая вода и снег, которые можно собрать 1 марта, наши предки считали целебными. Работать не стоит. Давать и брать в долг не следует. Иначе можно оставаться в долгах. С должником можно в будущем разругаться. Стирка запрещается.

7 августа — День святого Макария и колокольных звонов

«Известия» рассказали россиянам о традициях в Макарьев день В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление.
День Памяти Преподобного Макария Желтоводского : ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В этот день, православная церковь чтит память преподобного Макария Великого.

Памяти Святителя Макария

Скончался чудотворец в своем монастыре в 391 году. Что можно и что нельзя делать на Макаров день 1 февраля 2023 года Люди чаще всего в этот праздничный день отправлялись в гости к родственникам и друзьям, чтобы весело провести время. Наши предки верили в то, что если в этот день приснится сон до пробуждения, он будет вещим. Сны, которые снились людям на день Макария Великого, были предвестниками благополучия. Все дела, которые начинались в этот праздничный день, были обречены на успех, особенно если они были направлены на блага других людей.

На день святого Макария принято молиться о здоровье, так как чудотворец откликается на просьбы нуждающихся. Считается, что в этот день женщины могут даровать здоровье всей семье. Они должны заварить чай из зверобоя, душицы, иван-чая и шиповника.

В связи с этим была продолжена работа по составлению их житий, начатая владыкой еще в Новгороде. Были написаны новые жития, похвальные слова, службы и иконы русским святым. Зачастую духовные писатели трудились по благословению самого митрополита Макария. Множество писцов переписывали рукописи. На Соборе 1549 года была продолжена канонизация святых. Эти Соборы — новая страница в истории канонизации русских святых, они вызвали большой духовный подъем в русском обществе и, несомненно, способствовали и развитию русской культуры, книжности, литературы и иконописи. В 1551 году по инициативе митрополита Макария был созван знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви, названный так по разделенным на сто глав его определениям. Собор принял «Судебник», отверг секуляризационные планы правительства, его постановления затрагивали церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление, жизнь высшего и низшего духовенства, монашества, христианскую жизнь мирян. Немало усилий было приложено митрополитом Макарием по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была основана первая типография Печатный двор в Москве. В год его смерти в ней была напечатана первая книга — «Апостол». Но главным делом всей жизни митрополита Макария стало составление и издание «Великих Миней Четий» и «Степенной книги». Еще в бытность свою архиепископом новгородским он поставил себе задачей собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются». Над изданием Миней владыка работал долгие годы.

Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. И множество иных «плодов добрых» Мф. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку. Ко времени избрания святителя Макария на престол Московских чудотворцев Петра , Алексия и Ионы ему было около 60 лет. В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя. Незадолго перед казанским походом царь, озабоченный возникшим в новооснованном городе Свияжске бедствием, обращается к митрополиту с вопросом, как помочь случившейся беде. На что святой старец дерзновенно отвечает: «Да принесутца мощи всех святых в церковь соборную, да совершица над ними служба и святится с них вода, да пошлетца тобою, государем, нашим смирением хто от священник на Свиягу к Пречистей честнаго Ея Рождества и всем церквам да такоже молебные службы совершатся и святят воды и съвокупят въедино, да святят город крестным обхождением и водами святыми, и всех людей оградят крестом и водою кропят, да негли Христос за молитвы святых Его утолит праведный Свой гнев, да и к живущим в град послати поучение, в чем якоже человецы согрешиша, да поне мало предстанут от злоб своих». После молебна митрополит Макарий написал учительное послание во Свияжский град. В нем он побуждает жителей ревностно исполнять христианские традиции, памятуя страх Божий и избегая греховных поступков. Освященная на молебне вода вместе с посланием была послана в 1552 г. В 1552 г. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был устроен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание евангельского события святитель совершал торжественное шествие на осляти в праздник Вербного воскресения. В 1547 и 1549 гг. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские Соборы 1547 г. Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их молитвенному предстательству с усердием обращались русские люди. Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Всем этим занимается первосвятитель Макарий славы ради Божией и Его святых угодников, которых «Господь Бог прославил многими чудесы и различными знаменми». Историк Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше». В начале 1551 г. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамоты, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 г. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений.

Cвятитель Макарий, Митрополит Московский — 12 января Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом. Святитель Макарий — это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях. С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея — Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.

В Лавре почтили память Патриархов Алексия Ι и Пимена

Аз же сия видев, страха же и радости исполнен быв, текох скоро из келлии, и едва достигох Митрополита Макариа, и поклонихся ему, и вопросих его, глаголя: «О святый Владыко, повеждь ми, како тебе затворилося десное око? Егда же преподобный прииде ко дверем церкве Святыя Троицы, и знамена Честным Крестом, абие отверзошася двери, и внидоста оба в церковь; и паки затворится двери церкове, и ктому невидимы быша». Это благодатное явление двух светильников духа, записанное агиографом, интересно для нас и тем, что оно свидетельствует о несчастье, случившемся с митрополитом, о «затворенном его десном оке». Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром.

За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Все лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник, «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть. После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам.

По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах. В 1555 г. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.

Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды в Успенском соборе после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повелел отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника.

Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех Святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению. Основой добродетельной жизни митрополита Макария был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы.

Один из неизвестных его современников писал: «Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное... О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 г. Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины.

Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев!

Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего! И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет? И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли»».

Это важное сообщение пискаревского летописца сближает образ митрополита Макария со вселенскими патриархами Геннадием 458—471; пам. Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».

В середине сентября 1563 г. Вечером он «нача сказывати старцом своим, что изнемогает зелне, тело его студено со болезнью одержимо суть». Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутиево-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей, который, несомненно, знаменовал собой заболевшему иерарху самого преподобного Пафнутия, имевшего обычай духовно утешать перед кончиной болящих, исповедуя их и подготавливая к отходу в иной мир.

Затем святитель у всех смиренно испросил прощения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь, но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться. Наступил праздник Рождества Христова, но жизнь святителя уже гасла.

Он не мог больше сам читать Евангелие, что делал всю жизнь, и теперь Священное Писание читали по его просьбе близкие ему духовные лица.

Родители преподобного Макария, священник Авраам и его жена Сарра, были, подобно великим праотцам, бесплодны до глубокой старости. После нападения варваров на Египет они переселились на окраину Египта в селение Птинапор, вблизи пустыни Нитрийской, и там у них родился сын Макарий. Когда мальчик подрос, родители женили его, но юноша вскоре овдовел. После кончины жены преподобный Макарий укрепился в своем желании избрать иноческий путь. Господь послал ему опытного духовного наставника в лице старца, который помог ему устроить себе келию, научил его плести циновки, чтобы зарабатывать на хлеб. Через некоторое время местные жители узнали о юном отшельнике, который вдали от селения проводил время в строгом уединении и молитве, и сообщили о нем местному епископу.

Тот поставил Макария чтецом в церковь, но преподобный, стремясь к иноческому уединению, ушел из селения и поселился в другом месте. Живя отшельником, преподобный подвергался тяжелым искушениям: в его хижину вползали змеи, вокруг бродили дикие звери, но святой Макарий пел псалмы, и все страшные видения рассеивались. Тогда враг рода человеческого, видя свое бессилие, решил оклеветать святого: дочь одного из поселян забеременела и по наущению своего любовника оклеветала святого. Разъяренные родители и подстрекаемые ими жители селения напали на келию, выволокли оттуда преподобного, нещадно избили и бросили полумертвого. Когда преподобный пришел в себя, родители девицы потребовали, чтобы он давал им деньги на пропитание. Преподобный Макарий все перенес с кротостью и лишь стал усерднее плести циновки, чтобы заработать нужные деньги. Когда преподобный Макарий достиг 40 лет, он был посвящен в сан иеромонаха и получил великий дар исцеления: разрушая диавольские козни, он исцелил околдованную молодую женщину, помазанием елея излечил от проказы девушку.

В это время преподобный Макарий был избран настоятелем аввой иноков, живших в Скитской пустыне. Преподобный Макарий поучал свою паству с глубоким смирением и кротостью.

При его участии активно реставрировались старинные храмы и иконы.

Митрополитом его избрали в 1542 году. Иван Грозный при нем стал царем и прислушивался к советам Макария, который был инициатором проведения двух Московских Соборов, где канонизированы русские святые. Также он принимал участие в знаменитом Стоглавом соборе РПЦ, где не дал секуляризировать монастырские земли, как того хотел протопоп Сильвестр.

Митрополит Макарий был инициатором открытия первой московской типографии, на которой стали печатать священные и богослужебные книги. В конце 1563 года состоялась встреча Ивана Грозного и Макария, от которого царь узнал намерение об уходе с митрополичьей кафедры и поселении в Пафнутиевом монастыре. Государю не хотелось расставаться с Макарием, который умер через несколько недель после их разговора.

В конце Литургии состоялся крестный ход, во время которого владыки окропили богомольцев святой водой. Затем было совершено славление преподобному Макарию Унженскому перед ракой с его святыми мощами. Митрополит Ферапонт поздравил настоятеля, насельников монастыря и всех пришедших в этот день в храм разделить радость престольного торжества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий