Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности: «Русский авангард — самое известное направление русского искусства в мире. части выставки Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности предусмотрено два выставочных простанства для временных выставок. В марте экспонируются две: «Энди Уорход» и «Еврейский авангард. В Еврейском музее выставка с работами знаменитых художников – Шагала, Альтмана и других. Читайте главные новости часа на сайте Yarach Новостей и будьте в курсе последних событий.
Еврейский авангард. Национальные течения в международном модернизме
В Еврейском музее и центре толерантности предусмотрено два выставочных простанства для временных выставок. В марте экспонируются две: «Энди Уорход» и «Еврейский авангард. Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной. Очередная выставка русского авангарда на этой площадке. еврейский музей, выставка, еврейский авангард В экспозиции можно увидеть проекции панно Марка Шагала для ГОСЕТа.
«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
части выставки Еврейский авангард. Несмотря на название «Мир как беспредметность», кураторы выставки старались показать авангард как можно более конкретно. Еврейский музей и центр толерантности в Москве открыл свой главный весенний проект — выставку «Еврейский авангард 1910–1930 годов. части выставки Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности в Москве прямо сейчас проходит выставка «Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. Это и не только на новой выставке в Москве, которая открылась в Еврейском музее и Центре толерантности.
В Еврейском музее открылась выставка Марка Шагала и других авангардистов
Труднейшие проблемы проявились уже на самых ранних ступенях возрождения еврейского искусства. Поиски национальной самотождественности с необходимостью опирались на индивидуальный путь развития художника, на его упорный самостоятельный труд, на эмансипацию личности. И здесь начинали действовать законы развития новейшего искусства, общие для расширившегося мира начала XX века, - к ним не могли остаться слепыми и глухими талантливейшие люди нации. Со времен Ренессанса неотъемлемой, бережно культивируемой чертой художнической личности был индивидуализм; романтизм XIX века укрепил представление о художнике как личности творца-демиурга; в XX веке утверждение полной автономии художника-индивидуума приобрело гипертрофированные формы вплоть до полного герметизма художественного высказывания с вечными попытками личности спастись, раствориться в коллективном, общем, соборном и т.
Острая коллизия между созданием единого национального художественного стиля и сугубо индивидуальным путем развития, приводившим к универсальности творчества, остро ощущалась деятелями еврейского искусства. Вопрос - что есть еврейское искусство вообще и, в частности, что есть новейшее еврейское искусство, - был жгучим, сложным, трудным. Устроители выставок еврейских художников в Петрограде, Москве, Киеве столкнулись с этой проблемой вплотную, и их подход продемонстрировал один из путей ее разрешения.
Во внимание была принята одна-единственная объединяющая, неколебимо общая черта - кровное происхождение, этнические корни, гены матери и отца. По принципу национального происхождения и были сформированы большие выставки художников-евреев в 1916-1920 гг. В экспозициях выставок, по существу, был представлен весь спектр и европейского, и российского искусства тех дней: от академическо-натуралистической скульптуры Михаила Блоха и Бернарда Кратко до кубистических, экспрессивных, обобщенно-декоративных работ Натана Альтмана, Владимира Баранова-Россинэ, Нины Нисс-Гольдман, Марка Шагала, Иосифа Школьника и других.
Особо надо отметить тот факт, что в выставках участвовали художники-авангардисты, до той поры никак не акцентировавшие свое происхождение Баранов-Россинэ, Нисс-Гольдман, Школьник , - из чего следовало, что в них нашел сочувственный отклик призыв коллег-единокровцев, и они посчитали необходимым разделить национальную эйфорию, присоединиться к волне национального восторга. Несколько нарушая хронологию повествования, необходимо остановиться на одной примечательной черте долгожданного расцвета, явленного работами талантливейших людей нации. Русский авангард, как известно, был знаменит женщинами-творцами - Наталья Гончарова, Елена Гуро, Александра Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова не уступали в яркости и силе таланта коллегам-мужчинам.
Среди новейших художников-евреев также обращало на себя внимание активное появление женщин-художниц, происходивших, как правило, из просвещенных семей, живших в Петербурге, Москве, крупных провинциальных центрах российской черты оседлости - Киеве, Витебске, Харькове, Одессе. Некоторые из вышеперечисленных художниц - кто раньше, кто позже - уехали из России и осели на Западе Соня Терк прославилась под фамилией Делоне; произведения Хентовой и Шлезингер имели хорошую прессу. Однако в 1910-1920-е гг.
Так, скульптор Нина Нисс-Гольдман, жившая в Париже в 1910-1915 гг. Ее статуи и изваяния, равно как и произведения Беатрисы Сандомирской, отличались пластической мощью, не дававшей никаких оснований дискриминировать их как "женские" работы. Софья Дымшиц-Толстая вторая фамилия появилась после ее краткого замужества за известным русским писателем Алексеем Толстым с головой погрузилась в оригинальные опыты с живописью по стеклу.
Судьба свела ее с титаном русского авангарда Владимиром Татлиным, чьим единомышленником и преданной помощницей она была в героические годы создания Башни III Интернационала. Стеклянные объемы куба, конуса, шара составляли важнейшую компоненту в идейно-пластическом замысле Башни: именно Софье Дымшиц-Толстой принадлежала "разработка стекол" в знаменитом проекте, оказавшем могучее влияние на процессы формообразования в XX веке. Возвращаясь к феномену многослойности, многоукладности творческих достижений, явленных выставками художников-евреев конца 1910-х годов, подчеркну, что именно он и являлся предметом анализа и теоретического осмысления критиков.
Будучи и творцами, и идеологами новейшего искусства, молодые художники, прошедшие искус новаторских художественных систем, понимали тупиковость пути, замыкавшегося на репродуцировании, подражании, стилизации. Этап любовного проникновения и следования наиболее выразительным внешним чертам народного искусства с необходимостью перерос в этап вычленения "национальной чисто пластической формы", поисков "национального элемента в искусстве", воплощаемого "живописными абстрактными ощущениями, которые раскрываются через специфический материал восприятия". Известно, что беспредметное, геометрически-абстрактное направление являлось самым радикальным, крайне левым течением в русском авангарде.
Малевич, наиболее репрезентативная фигура этого направления, разработал систему супрематизма, заключавшуюся в абсолютном отвлечении живописи от конкретно-чувственных образов внешнего мира и конструировании новой реальности. Линия, цвет, плоскость в супрематизме не несли на себе сюжетной, информативной нагрузки, а использовались лишь в их формально-техническом значении. Полный отказ от фигуративного искусства на практике означал редукцию семантической многозначности образов, лишение изобразительного искусства традиционных культурных "нагрузок".
Идеология русского авангарда также претерпела значительные изменения на протяжении 1910-х годов, придя от поисков национальной самобытности, противопоставления почвенного "восточного" искусства космополитическому "западному" Ларионов и его единомышленники к формированию интернациональных утопически-мессианских концепций футуристы, Малевич, Татлин, конструктивисты. Ярко выраженный мессианский дух русского авангарда революционных лет нашел глубинный отклик у художников еврейского происхождения, будучи органично родственным, близким национальному менталитету. Мессианские идеи авангарда с неизбежностью были увязаны с другой, не менее существенной интенцией, - стремлением донести свет своих откровений до всего человечества, невзирая ни на какие социальные и национальные различия.
Художники-авангардисты с большим энтузиазмом приступили к проектированию и созданию утопического "нового мира", прекрасного и единственного для всех обитателей планеты; они полагали возможным осчастливить людей посредством слияния искусства и жизни, путем устройства действительности по гармоничным законам эстетической деятельности. Первым мероприятием, окрылившим многих художников, стали декоративно-оформительские работы в честь первой годовщины Октября, повсеместно проведенные в российских городах и весях, - тогда создалось впечатление, что объективную реальность так же легко переделать в "правильную" и "справедливую", как заставить обширные городские пространства принять вид ярких театральных декораций. Альтман превратил площадь Урицкого в Петрограде в огромную сцену для ликующих толп народа - беспредметная, супрематического толка декорация дерзко, остро взаимодействовала с барочной и классицистической архитектурой самой торжественной площади бывшей Российской империи.
Марк Шагал в провинциальном Витебске на фасадах и крышах домов разместил эффектные декоративные панно - горожане и гости долго помнили его необычных "летающих евреев" и "зеленых коз". Художники и скульпторы еврейского происхождения энергично участвовали в возведении по всей стране памятников в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды: среди них назову имена Виктора Синайского, Соломона Стража, Давида Якерсона, Беатрисы Сандомирской, Нины Нисс-Гольдман, Михаила Блоха, Исаака Менделевича, Ефима Равделя, не говоря уж о вездесущем Натане Альтмане с его многочисленными рельефами сумевшем к тому же стать одним из основоположников изобразительной "ленинианы" - прижизненные изображения вождя легли затем в основание несметного числа поточно изготавливаемых статуй, бюстов и композиций. Авангард революционных лет предпочитал оперировать всеобщими категориями - Земля, Человечество, Пролетариат, История и т.
Логическое, последовательное и жестко выдержанное следование концепциям беспредметного творчества, их абстрактно-отвлеченному пафосу неизбежно приводило к полному исчезновению традиционно-национальной специфики - ибо "чистое" пространство и время, с которыми стремились совладать художники-радикалы, трудно было определить по ведомству одной нации, одного народа. Среди самых бескомпромиссных русских авангардистов оказались братья Неемия и Натан Певзнеры, прославившиеся впоследствии под именами Наум Габо и Антуан Певзнер. Драматическая борьба, подспудно протекавшая как бы внутри двуединой природы евреев-авангардистов, определила характер этого периода - с предрешенной победой авангардного мышления у большинства мастеров.
С хрестоматийной отчетливостью воздействие новых художественных и социальных концепций отразилось на биографии Лазаря Лисицкого. Страстный энтузиаст развития еврейского искусства, энергичный деятель Культур-Лиги, автор великолепных книг, новаторских по духу и, вместе с тем, порожденных богатейшей национальной книжной культурой, - еврей Лазарь Лисицкий стремительно превратился в интернационалиста Эль Лисицкого, с необыкновенной пылкостью предавшись разработке и углублению супрематических идей Казимира Малевича. Произошло это в Витебске, городе, бессмертие которому подарил его великий сын - Марк Шагал.
Роль Лисицкого в развитии русского авангарда была уникальной. Влиятельные формообразующие концепции - супрематизм и конструктивизм - претендовали на монополию в становлении нового стиля, определяющего лицо XX века; эти концепции в непримиримой полемике взаимно отрицали друг друга, хотя в творчестве их сторонников можно было обнаружить определенные взаимовлияния. В процессе созревания нового стиля возникла настоятельная потребность в интеграции выразительных приемов и средств каждой из этих концепций.
Талантом, сумевшим синтезировать все необходимые для нового стиля черты, был именно Лисицкий. Лисицкий нащупал возможности перевода супрематизма из плоскости в предметно-пространственный мир - в 1919-1920 гг. Именно не считаясь, что и придавало таланту Эль Лисицкого уникальные интегрирующие качества.
Для него важнее были не границы подчас полярных течений, а то, что их объединяло; причем мощный синтезирующий склад пластического дарования Лисицкого проявлялся не только на стилеобразующем, формообразующем уровне, но и на уровне семантическом. Ему было даже под силу создать убедительный синтез художественных приемов двух непримиримых антагонистов, Марка Шагала и Казимира Малевича, - иллюстрация Эль Лисицкого к книге Ильи Эренбурга "6 повестей о легких концах" 20 с парадоксальным монтажом "наивных" рисунков и его собственных картинок к "Супрематическому сказу про 2 квадрата" доказывает это с полной очевидностью. Художник синтезирующего, интегрирующего дарования, Эль Лисицкий работал во всех видах и жанрах искусства, что имело большое значение на этапе формирования интернационального стиля XX века.
В разных сферах творчества он с успехом создавал убедительные по художественному качеству произведения, несмотря на то, что в них были как бы перемешаны свойства и черты различных пластических стилей. Характерно, что многим мастерам в ту эпоху была более свойственна приверженность определенной художественной системе - и поэтому художники-интеграторы воспринимались и коллегами, и критиками, и теоретиками как всеядные "стилизаторы", "эклектики", беспринципно использующие в своих произведениях элементы различных стилеобразующих концепций. Не избежал таких упреков и Эль Лисицкий - хотя теперь, в перспективе времени, ясно, сколь велика была его заслуга в становлении художественно-пластического облика нашего столетия.
О синтезирующих, интеграторских особенностях художественного мироощущения речь заходит и в случае "химии" Марка Шагала, и при анализе сложной, многоликой природы дарования Натана Альтмана, и в случае "многовалентного" таланта Эль Лисицкого. Сам собой напрашивается вывод, что именно в этом поразительном феномене заключалась национальная специфика, неуловимое и могучее свойство национальной природы, национального менталитета - способность синтезировать, объединять, сплавлять разнохарактерные, полярно ориентированные концепции и пластические идеи в убедительнейшее художественное целое, обогащающее в конечном итоге и мировое, и региональное, и национальное искусство. В разной степени чертой интеграционного дарования обладали также Давид Штеренберг, Роберт Фальк, Иосиф Чайков - следует отметить, что такое свойство национального гения выделялось в качестве основополагающего в их искусстве многими критиками, внимательно следившими за развитием национальных тенденций.
Благодарными учениками витебского патриарха Ю. Большинство из них поступило в Витебское Народное художественное училище, созданное в 1918 г. Марком Шагалом; здесь они продолжали работать с полным доверием к образно-фигуративному искусству.
Пророк супрематизма Казимир Малевич, прибывший в Витебск по инициативе Лисицкого в ноябре 1919 г. Отряхнув прах фигуративно-сюжетного искусства, черпавшего свои образы из окружающей жизни а она неизбежно несла на себе печать национального быта и бытия , они обратились к изучению новейших систем в искусстве, от кубизма до супрематизма, по формулировке самого Малевича. Группа Уновис Утвердители нового искусства , сформировавшаяся в 1920 г.
Очевидно, процесс "денационализации" искусства происходил не так гладко в пэновском, шагаловском Витебске - ибо Малевич, никогда до сей поры не высказывавшийся по поводу национальных проблем, счел необходимым заявить в манифесте УНОМ: "... Они продолжили традиции наставника и в том, что стремились теоретически осмыслить свои творения - осенью 1920 г. Хидекель - автор ряда супрематических полотен, рисунков, проектов, статей и теоретических разработок - впоследствии все свои усилия посвятил архитектуре.
Супрематические полотна и рельефы Чашника, одного из самых талантливых последователей Малевича, являлись своеобразными моделями, проектами, лабораторными разработками небывалых конструкций, предвосхитивших новую космическую эру в истории человечества. Синтезирующая компонента дарования Чашника позволила ему создать произведения, в которых, с одной стороны, были интегрированы принципы контррельефов Татлина, с другой - метафизические откровения супрематической живописи Малевича. Но в те годы большинство из них были восторженными адептами новых систем в искусстве - даже 50-летняя Цивия Розенгольц с успехом писала кубофутуристические работы.
Нина Коган в Витебске создала один из первых в мире перформансов; за отсутствием жанрового определения он был назван "супрематический балет". Суетина, Хидекеля, полотна Хаи Каган выказывали ее внимательное и бережное отношение к плоскости; работы одаренной витеблянки отличались также тонкостью и живостью колорита. Впоследствии она работала под руководством Малевича в петроградском Государственном институте художественной культуры; деятельность Хаи Каган в качестве художницы Ленинградского фарфорового завода придала новые качества ее абстрактному геометризму - кагановские полотна и росписи по фарфору синтезировали супрематические уроки и сочную нарядность европейского Арт Деко.
Заключительный этап русского авангардизма обнаружил его органичные видоизменения - наступил черед отрицания предыдущего формально-аналитического пути. Витебск и его художественная жизнь и тут могли послужить моделью общих сложных процессов. Часть учеников Малевича, упорно овладевавших новыми системами в искусстве, не чувствовали себя удовлетворенными строгим, без-образным, умозрительным абстрактным искусством.
Приехавший в Витебск Роберт Фальк с его живописным сезаннизмом и почитанием натуры оказался для многих из уновисцев гораздо привлекательнее. Однако возвращение к фигуративному искусству вовсе не означало возникновения былых национальных интересов: поиски национальной самотождественности остались в далеком прошлом, не волновали молодых живописцев, хотя все они успели родиться в черте оседлости и ушли к художнику, служившему - наряду с Шагалом и Альтманом - образцом и примером новейшего еврейского живописца. Решающую роль сыграло здесь укоренившееся со времен революционного авангардизма представление, что все передовое, прогрессивное, новаторское - интернационально, и, напротив, все национальное - отсталое, устаревшее, отжившее.
Творческое развитие представителей художественной генерации, родившейся около 1900 г. Учениками столпов авангардизма - Малевича, Татлина, Родченко, Удальцовой, Экстер - числили себя молодые художники, воспитывавшиеся во Вхутемасе. В стенах этого знаменитого учебного заведения, бурлящего всевозможными художественными направлениями, одной из самых ярких стала группировка проекционистов, сложившаяся к 1922 г.
Идеологом и организатором ее был живописец Соломон Никритин. Местом собраний они избрали Музей живописной культуры, один из центров аналитического изучения искусства в Москве: Никритин был председателем исследовательского отдела Музея, в художественный совет которого вошли также Вильямс, Лабас, Тышлер. В стенах Музея была устроена первая выставка проекционистов декабрь 1922 г.
Сформировавшись в лоне авангардизма, собственный вариант левого искусства проекционисты представили на 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в Москве май 1924 г. Зрелый мастер, преподаватель Вхутемаса, он солидаризировался с ищущей молодежью - его мини-выставка высветила те глубинные изменения, что произошли в художественном мировоззрении бывшего киевлянина, активного деятеля Культур-Лиги. Скульптор Иосиф Чайков пережил эволюцию, в чем-то сходную, в чем-то отличную от эволюции своего коллеги Лисицкого.
Сперва Чайков из страстного энтузиаста национального возрождения превратился в не менее страстного поборника безнационального, но классового "нового мира", став создателем выразительных скульптур конструктивистского склада именно они и были показаны на 1-й дискуссионной выставке. Чайков был по-своему логичным и последовательным мастером, - ибо, утвердившись в новом художественном мышлении, он, по мере нарастающей агрессии официальной коммунистической идеологии, развивался в нужном ей направлении и безоговорочно принял впоследствии идею Советского государства как подлинного воплощения "нового мира"; скульптор верой и правдой служил ему, став одним из столпов социалистического реализма. Возвращаясь к группе проекционистов, нужно подчеркнуть, что название свое она получила от теорий, проповедуемых ее инициатором Никритиным; он же являлся автором декларации объединения, помещенной в каталоге выставки.
Спектакли "Проекционного театра" в режиссуре Никритина сочетали своеобразное кинетическое искусство, "заумную" поэзию, пантомиму, "конкретную" музыку шумов и звукоподражаний и т. Они, как и следовало ожидать, вызвали бурно-негативное отношение к себе партийных и пролетарских критиков. Так, целокупным творением Никритина была емкая экспозиция, составленная из графиков, чертежей, таблиц, пояснительных текстов, утверждающих проекционизм и в качестве метода, и в качестве объекта репрезентации; увенчивал же весь этот комплекс своеобразный артефакт, натуралистически написанный портрет с экспликацией: "Выставляю, как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его социально реакционным".
Метод проекционизма был оригинальным вкладом Никритина и его друзей в актуальнейший в те годы художественно-общественный процесс, протекавший под лозунгом "искусство в жизнь". Однако в отличие от производственников и конструктивистов, конструировавших среду обитания "нового человека", проекционисты избрали полем деятельности духовную сферу, полагая необходимым прежде всего разбудить творческие способности каждого индивидуума. Искусство самого Никритина, генератора смелых художественных идей, и в дальнейшем развивалось под знаком стремления вернуть художнику роль философа и пророка в жизни общества.
Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев, которые после отмены черты оседлости устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре произошел небывалый национальный подъем, и ведущие еврейские художники, такие как Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, начали адаптировать формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства». На выставке представлено более 100 их живописных и графических работ из частных коллекций и крупнейших российских музеев, среди которых Государственный музей изобразительных искусств имени А. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей истории евреев в России, Государственный центральный театральный музей имени А.
Покажут и произведения Марка Шагала, Роберта Фалька и других художников эпохи авангарда. Кроме того, в экспозиции представлены исторические документы, дневники, письма. К выставке подготовлен специальный проект "Я - Малевич": с помощью смартфона, наушников и QR-кода посетитель сможет увидеть выставку глазами одного из художников, чьи работы представлены в экспозиции. Выставочный проект реализован музеем совместно с "Энциклопедией русского авангарда" и екатеринбургским "Ельцин центром". Посетить выставку можно будет до 19 февраля 2023 года.
В этом контексте Титаны — это то колоссальное, незыблемое, неоспоримое, можно сказать вечное, что имеет Человечество. То, что является непоколебимым фундаментом нашего нынешнего мировоззрения, культуры и искусства. То, из чего берет свое начало современная живопись, скульптура, архитектура, цифровые медиа, литература и т.
Титаны — это Адам и Ева, наскальные рисунки первобытных людей, барельефы Урарту, саркофаги Древнего Египта, иконы Византии, деревянное зодчество Древней Руси и многое-многое другое. В каждом уголке планеты существуют свои глубинные «Титаны».
אָפּהיטן אונדזער ייִדישע קולטור־ירושה
Гости выставки увидят живопись, графику и скульптуру, созданные ведущими художниками еврейского происхождения, которые внесли свой неоценимый вклад в искусство XX века. После того как была отменена черта оседлости, еврейские деятели искусства направились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. Особое место в еврейской культуре в то время занимал Московский государственный еврейский камерный театр, которому на выставке посвящён один из разделов. Именно с ним связан знаменитый цикл Марка Шагала «Введение в еврейский театр», представленный в экспозиции.
Malka 0 Сегодня выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» открылась для широкой публики. Проект знакомит с зарождением и развитием еврейского модернизма как самобытного феномена в мировой истории искусства ХХ века через произведения выдающихся мастеров — Марка Шагала, Натана Альтмана, Эль Лисицкого, Давида Штеренберга, Роберта Фалька, Александра Тышлера и других.
Но до этого никак не доходят руки.
И вот всё время попадают на разные выставки одна-две работы. Например, его пейзаж, который нам дала Третьяковская галерея, не выставлялся больше 20 лет, — отметила Гадас. Из Третьяковки на выставку приехали пять работ Иосифа Чайкова, «Россия. Труд» и «Съезд работниц и крестьянок Северной области» Натана Альтмана, а также «Цветоформальное построение красного цвета» Александра Тышлера. Еще семь его работ предоставил ГМИИ, также приславший картины «Стакан и булка» и «Натюрморт с черным подносом», работу из цикла «Фактурные искания» и титульный лист к альбому «Автолитографии» Давида Штеренберга. А Русский музей поделился семью работами — Альтмана и Штеренберга. Театр имени Вахтангова тоже помог: от него в экспозицию вошла записка Евгению Вахтангову по поводу Театральной студии «Культур-Лиги» от Альтмана, датированная 1922 годом.
Выставка станет главным проектом институции этой весной, потому что в экспозицию вошло более ста произведений из крупнейших музеев и частных собраний России, считает исполнительный директор музея, искусствовед Кристина Краснянская. Выставка «Еврейский авангард 1910—1930 годы. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» пройдет с 6 марта по 9 июня.
Это, в частности, работы Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга, за тем исключением, что Шагал представлен проекциями, а не реальными картинами. И эта оценка имеет стадию исторической перспективы. Наверное, когда она организовывалась, не было ощущения, что это высшая точка, после которой ничего не последует», — рассказала «Известиям» куратор проекта Еврейского музея Мария Гадас.
В создании масштабного проекта приняли участие в том числе ГМИИ имени Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей истории евреев в России, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частные коллекционеры. В экспозицию вошли более 100 произведений еврейского искусства.
Выставка русского авангарда открылась в Еврейском музее
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» В Еврейском музее и центре толерантности 5 марта прошло открытие выставки «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Они обрели популярность после...
Еврейские краски на палитре русского авангарда 21. Банк ВТБ — генеральный партнер выставки «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Работы Натана Альтмана на выставке «Еврейский авангард. Однако мы мало задумываемся о том влиянии, которое национальная и религиозная принадлежность могла оказать на их творчество и судьбу.
Еврейский музей исправляет это упущение. В рамках новой выставки столичному зрителю предлагают не только насладиться первоклассной живописью и графикой авангардистов, но и поразмышлять на тему национальных влияний, контекстов и важных культурных еврейских инициатив послереволюционных лет. Экспозиция объединила более сотни картин и рисунков из ведущих столичных и крупных региональных музеев, а также из частных собраний. Все представленные работы укладываются в четкие хронологические рамки двух пред- и постреволюционных десятилетий — 1910-е и 1920-е. Начало выставки напоминает о том, что детские годы большинства знаменитых художников-евреев прошли в так называемых «местечках». Это были небольшие национальные поселения вдалеке от столиц, за чертой оседлости, с очень своеобразным и колоритным укладом жизни.
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Экспозиция проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового явления в искусстве ХХ века. Выставка продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.
Зрители познакомятся с периодом искусства ХХ века, когда ведущие еврейские художники и другие авторы, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств «Это выставка о происхождении еврейского авангарда, откуда он возник, — говорит Мария Гадас. Авангардный язык не подразумевал отказ от традиций. Это была трансформация, попытка переосмысления, на чем мы делаем большой акцент». Кем же на момент выставки 1922 года были ее участники и что ждало их впереди? Марк Шагал. Фото: Государственная Третьяковская галерея 35-летний Марк Шагал 1887—1985 преподавал в колонии для беспризорных в подмосковной Малаховке и работал в Еврейском камерном театре сценографом. Вскоре после выставки он навсегда уехал из России — его ждала невероятная международная слава.
Евреи в русском авангарде
Период с начала XX в. В то время почти не было ничего второстепенного. Даже мастера второго ряда часто не уступают главным героям». Это заметно в подборе работ — именитые художники выставлены в одном пространстве с менее известными авторами, качество работ которых заставляет подолгу останавливаться для изучения деталей. В фокусе внимания выставки — деятельность так называемой Культур-лиги, объединения еврейских художников, писателей, издателей.
Созданное в 1918 г. За шесть лет существования Культур-лиги ее отделы были созданы в Москве, Риге, Витебске, Минске, Вильно и других городах. В 1992 г. Сохранился ее каталог, в котором перечислено 55 работ.
В одном из залов Еврейского музея сделали своеобразный трибьют этой выставке, постаравшись визуально и композиционно восстановить ту известную экспозицию.
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. Революция 1917 года провозгласила равноправие всех наций, за которой последовала отмена черты оседлости. Талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема.
Восхищаясь их многообразием, невозможно не поражаться их общностью. Авторы и участники проекта уверены в том, что эти визуальные образы способны пробудить глубинный отклик каждого человека на Земле. Пробудить наших внутренних Титанов. До встречи в Центре культуры «Рекорд»!
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» открылась для широкой публики. Проект знакомит с зарождением и развитием еврейского модернизма как самобытного феномена в мировой истории искусства ХХ века через произведения выдающихся мастеров — Марка Шагала, Натана Альтмана, Эль Лисицкого, Давида Штеренберга, Роберта Фалька, Александра Тышлера и других. В экспозицию вошли живописные и графические произведения, архивные фотографии и документы, театральные макеты и эскизы из музейных и частных коллекций, а также скульптуры, воссозданные специально к выставке.
В Москве открывается выставка об истории создания школы авангардного искусства
Это и не только на новой выставке в Москве, которая открылась в Еврейском музее и Центре толерантности. В Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны «Еврейский авангард. Это и не только на новой выставке в Москве, которая открылась в Еврейском музее и Центре толерантности. Новая выставка в Еврейском музее и центре толерантности, посвященная эпохе русского авангарда, имеет все причины называться главной московской выставкой не только недели. Фотографии из репортажа РИА Новости 05.03.2024: Выставка "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы. В Еврейском музее и центре толерантности 6 марта открывается выставка, которая проследит эволюцию еврейского авангарда в России: от актуализации еврейского народного искусства.
Новая выставка в Еврейском музее – «Еврейский авангард.
Арт 05. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», посвященная одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев и демонстрирующая эволюцию еврейского авангарда в России. После Октябрьской революции 1917 года, провозглашения равноправия всех наций и отмены черты оседлости еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. Одновременно в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема. Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр ГОСЕТ.
С ним сотрудничал в том числе и Марк Шагал. Его театральные композиции, по многим свидетельствам, влияли не только на общее оформление постановки, но и на стиль театральной игры еврейских актеров. Представленный на выставке цикл произведений «Введение в еврейский театр» признан одной из бесспорных вершин творчества Шагала. Марк Шагал. Аша и Е.
Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. После отмены черты оседлости талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема.
В то же время в еврейской культуре начался период национального подъема. Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие художники, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства». Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной форме. Произведения предоставлены крупнейшими российскими музеями, среди которых Государственный музей изобразительных искусств имени А.
Шагал, Альтман и Штеренберг: еврейский авангард на выставке в Москве
6 марта 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард. 23 марта в Российском Еврейском музее и Центре толерантности в Москве стартует цикл из 9 лекций «Евреи в Авангарде». Несмотря на название «Мир как беспредметность», кураторы выставки старались показать авангард как можно более конкретно. Выставка «Еврейский авангард 1910–1930 годы. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» пройдет с 6 марта по 9 июня. В Еврейском музее и центре толерантности прошел предпоказ главного выставочного проекта весны «Еврейский авангард. В Еврейском музее выставка с работами знаменитых художников – Шагала, Альтмана и других. Читайте главные новости часа на сайте Yarach Новостей и будьте в курсе последних событий.
Евреи в русском авангарде
Еврейский музей представил четвертый проект русского авангарда | части выставки Еврейский авангард. |
В Еврейском музее открылась выставка Марка Шагала и других авангардистов | На новой выставке "Еврейский авангард" представлены работы, относящиеся к началу 20 века, созданные в самых разных странах, в большинстве своем художниками-евреями. |
В Еврейском музее Москвы откроется выставка русских авангардистов | 6 марта в Еврейском музее и центре толерантности стартует масштабный выставочный проект «Еврейский авангард. |