Новости характеристика цифровой зависимости

цифровая зависимость (как интернет-зависимости, так и зависимости от гаджетов), современные стратегии профилактики, диагностики и лечения данных состояний (прежде всего у детей и подростков), которые в обобщенном виде можно представить следующим образом. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, кор­ рекция и профилактика: Монография.—. это не просто увлечение, а патологическое желание использовать девайс.

В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян

У Анны был типичный случай цифровой зависимости — все симптомы, названные учеными, были налицо. Интернет зависимость – навязчивое и неконтролируемое желание проводить как можно больше времени в сети для общения или игр. Этот материал посвящен вопросу, что такое интернет-зависимость, почему она может возникать, как ее распознать и помочь человеку, застрявшему в «паутине». 55% утверждают, что не страдают цифровой зависимостью: 35% скорее убеждены в этом, 20% однозначно не видят у себя никаких ее признаков. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости. Интернет зависимость – навязчивое и неконтролируемое желание проводить как можно больше времени в сети для общения или игр.

Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы

И как только мы хотим добавить радости в свою жизнь, самый простой способ — залезть в Instagram. Потому что там все красочное и яркое, мы получаем свою дозу дофамина, нам становится полегче». Самое неприятное, что постоянно потребляющему информацию мозгу некогда заниматься ее последующим анализом, он не тратит энергию на так называемую дефолт-систему — создание нейросети, которая в дальнейшем и формирует наше поведение, привычки, саму логику жизни. Андрей Курпатов: «Если дефолт-система не работает, то дистальные видения, то есть возможность заглядывать вперед, по сути, утрачивается.

Человек не может заглядывать вперед, не может мотивироваться, не может ставить перед собой цели». Как выйти из этого бесконечного скроллинга жизни? Анна, например, на время перешла на телефон-звонилку и обнаружила, что освободилась уйма времени на книги, а жизнь стала спокойной и упорядоченной.

Такой отдых называется цифровой детокс digital detox. Во всем мире уже есть отели, которые построили бизнес на отказе от смартфонов. В пятизвездочном отеле в Дублине предлагают на время пребывания обменять свой смартфон на комплект из настольной игры, бумажной карты и набора, чтобы посадить дерево.

Библиотека есть в каждом номере. Совсем радикальный подход предлагает итальянский отель, где номера больше смахивают на кельи. Уединенное место, умиротворение и тишина, говорят авторы проекта, — лучшее средство излечиться от цифровой зависимости.

В роскошном отеле в австралийской Тасмании можно временно обменять свое устройство на комплект услуг по цифровой детоксикации. Приключения и кенгуру прилагаются. Но не обязательно так далеко лететь, чтобы избавиться от зависимости.

Дмитрий Никитин, основатель офлайн-лагеря : «Зависимость эту можно сравнить с зависимостью от веществ. Были проблемы со сном, стрессы, я понял, что я не живу своей жизнью, я не один такой».

Европейский Союз уже является лидером в этой области и будет продолжать подавать пример. Вместе мы должны убедиться, что дети готовы к решению цифровых проблем в будущем.

В отчете также подчеркивается важность предотвращения использования вызывающих привыкание и вредных средств массовой информации, таких как игры, с помощью таких действий, как предварительная регистрация, обеспечение наличия соответствующего возрасту контента и обеспечение ответственности компаний за контент, который они создают. Международное партнерство за здоровье детей в Интернете IPCH — это многосторонняя организация, которая продвигает передовой опыт управления и защиты здоровья детей в Интернете путем мобилизации политики и планов действий со стороны правительств, гражданского общества, научных организаций и промышленности. В России проблемой цифровой зависимости занимаются многие психиатры и нейрофизиологи, например, Андрей Курпатов и Татьяна Черниговская, разработавшие когнитивную терапию цифрового лечения зависимости в России, и Юрий Кореценко, который является изобретателем цифровой детокс-терапии. Также этой проблеме посвящены иследования [1, 2, 3, 4].

Цифровое лечение детоксикации основано на эффективности методов нейробиоуправления, которые дают некоторое представление о структуре мозга, а это означает, что понимание структуры мозга и нейрофизиологии зависимости от цифровых технологий сможет повысить эффективность этого лечения. Нейробиоуправление основано на адаптации конкретной электрической активности мозга. Электроэнцефалограмма головного мозга ЭЭГ регистрирует электрическую активность в коже черепа во время ее наблюдения. Затем эта мозговая активность преобразуется в визуальные образы, такие как частота, скорость и синхронизация стрельбы.

Таким же образом можно использовать и другие инструменты, регистрирующие электрическую активность, но исследователи предпочитают использовать ЭЭГ, потому что она дает больше деталей, таких как p-сквозной потенциал мозга. Дэнни Шандор, клинический психолог из Израиля, считает создание параллельной реальности с помощью цифровых устройств симптомом цифровой зависимости и, как следствие, ослаблением социальных связей между детьми и окружающими их людьми. Эта проблема становится все острее, и, хотя дети становятся зависимыми от цифровых технологий, родители теряют ответственность за помощь им в решении этой проблемы. Единственное решение — скрыть такие приложения от ребенка, но это сомнительное решение», — добавляет Шандор.

Первый вариант: смартфоны и мобильные приложения разрушают традиционные отношения и структуры, превращают людей в замкнутых на себе и своих гаджетах индивидов. Люди меньше общаются лицом к лицу, меньше времени проводят вместе и так далее. Согласно второму, более консервативному подходу технологии встраиваются в уже существующие отношения и если меняют их, то лишь незначительно. Проблема в том, что сторонники и противники этих моделей, как правило, считают, что возможно только одно решение в разных ситуациях: то есть технологии либо разрушают создают новое общество, либо встраиваются в уже существующее.

Но скорее всего, нам следует принять релятивистскую позицию: воздействие технологии зависит от ситуации. Говоря о технологиях, мы обычно забываем об экологических катастрофах, экономической и политической нестабильности. Эти факторы могут существенно повлиять на траекторию технологических изменений. Кажется, что технологии, став неотъемлемой частью тела, будут давать больше возможностей и гибкости для изобретения социальных стратегий.

В то же время, как мне кажется, будут изобретаться и множиться пуристские и луддитские практики запрета и отказа от технологий. Летом я был на классной научной школе под Тюменью. На турбазе, где она проходила, практически не было интернета и мобильной связи. Лично я обрадовался, поскольку давно мечтал о пятидневном цифровом детоксе.

Организаторы за день до начала протянули проводной интернет на один компьютер, чтобы связываться по скайпу с иностранными спикерами. Был даже запасной вариант — вывозить участников в университет на скайп-сеансы. Сами участники школы всеми возможными способами пытались поймать сигнал: одни кружили по базе и за ее пределами в поисках наиболее удачного спота, другим удавалось найти такое расположение телефона возле кровати, в котором сообщения пробивались к абоненту. Некоторые, кто мог себе позволить, вызывали такси и за тысячу рублей уезжали в цивилизацию, пить нерастворимый кофе и наслаждаться чатами и электронной почтой.

Организаторы разрешили пользоваться проводным интернетом по ночам, и особо страждущие составляли списки, ждали своей очереди и засиживались до утра вместо шашлыка и душевных разговоров у костра. Недавно в Англии пошли на эксперимент в школах и университетах. Британские ученые били во все колокола: использование гаджетов существенно снижает производительность труда. Мобильные технологии в учебных заведениях мешают концентрации внимания, что в итоге влияет на оценки.

Если на лекции сидишь в чате, в котором переписываются те, кто сейчас на лекции, материал запоминается хуже и лекция вдохновляет слабее. Решение предложили несколько студентов из Копенгагена.

Часть респондентов, которые не устраивают отдых от гаджетов, объясняют это тем, что не могут позволить себе остаться без связи. Некоторые отказавшиеся организовать цифровой детокс воспринимают гаджеты и интернет как естественную среду обитания. Ранее Superjob выяснил , что каждый второй россиянин поддерживает введение четырехдневной рабочей недели.

Цифровая зависимость. Миф или реальность?

Каждый четвертый уверен, что зависимость от цифрового мира формируется не только из-за того, что дети много времени проводят за устройствами, а вследствие комплекса факторов. Однако взрослые не всегда понимают, как зависимость проявляется на самом деле. По мнению каждого десятого, то, что сегодня многие принимают за зависимость от гаджетов, не является таковой в классическом ее проявлении. Интернет и гаджеты — естественная среда для современных детей.

Интернет и гаджеты — естественная среда для современных детей. Поэтому в большинстве случаев речь идет не о зависимости, а о том, что они не представляют своей жизни без технологий. Импортонезависимость «Конечно, случаи цифровой зависимости у детей встречаются, и это серьезная проблема. Однако такое заключение может дать только квалифицированный специалист, он же поможет справиться с проблемой, — отметил Андрей Сиденко , руководитель направления « Лаборатории Касперского » по детской онлайн-безопасности.

В новый документ включены более 55 тыс.

Среди новшеств - появление в документе главы о традиционной медицине, что обусловлено ее популярностью среди миллионов людей, а также включение видео- и цифровой игромании в список расстройств, связанных с зависимостью. Эксперт отметил, что эта проблема не является новой, активное обсуждение ее в медицинском сообществе идет последние 20 лет: "На определенном этапе уровень дискуссий и обсуждений игровой зависимости привело к тому, что она была признана по-настоящему значимой и внесена в МКБ-11 как достоверный диагноз". Как определить зависимость В целом, все основные проявления при игровой зависимости представляют собой гиперболизированный вариант обычного поведения человека, отмечает Петелин. Согласно МКБ, есть три основных симптома, при отчетливом наблюдении которых у человека на протяжение года или более можно поставить достоверный диагноз. То есть неспособность пациента контролировать время начала игры, частоту, в частности сколько раз человек играет в течение недели, интенсивность, длительность, а также окончание. Человек с компьютерной зависимостью не может пропустить игру, если в его поле зрения попал компьютер или появилась минимальная возможность поиграть.

Другие считают, что социальные сети плохо повлияли на их самооценку: 26 процентов подростков отмечают, что эти сайты заставляют их быть недовольными своей жизнью Исследовательский центр Пью Вкупе с этими данными статистика использования подростками технологий способна ввергнуть в панику обеспокоенных родителей и педагогов. Компания Google узнала , что зумеры раньше своих предшественников получали собственные смартфоны: примерно в возрасте 12 лет. Согласно исследованию компании Global Web Index, большинство представителей поколения Z проводят онлайн хотя бы один час каждый день. При этом общее экранное время, которое они тратят ежедневно на потребление контента из разных платформ — смартфонов, планшетов, ноутбуков, телевидения, — оценивается во внушительные восемь часов.

Они процветают в этой обстановке, но также показывают признаки зависимости от нее. Такое тесное взаимодействие зумеров с миром технологий с раннего возраста привело к изменению восприятия виртуальной сферы: в отличие от старших поколений, у «зетов» цифровая и аналоговая реальности почти не разграничены, а представляют единое целое «Если говорить о поколении Z и технологиях, здесь почти нет разделения. Я даже не знаю, считают ли зумеры это технологиями. Они просто воспринимают технологии как есть. Технологии попросту прочно укоренились в их ежеминутных действиях», — рассуждает Джек Маккензи, вице-президент компании по маркетинговым исследованиям PSB. Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты из университета штата Аризоны. Они выяснили, в частности, что многие зумеры не проводят грань между офлайн- и онлайн-общением, в отличие от представителей предыдущих поколений. Многозадачные и мыслящие «клипами» Совмещать непрекращающийся интернет-серфинг с насущными делами зумерам помогает многозадачность, которая выражается в способности одновременно пользоваться гаджетом возможно, и не одним и заниматься делом в аналоговом мире. Они также больше всех других поколений склонны принимать пищу 59 процентов , слушать музыку 59 процентов , говорить по телефону 45 процентов или танцевать 28 процентов , просматривая страницы в интернете Squarespaceкомпания, занимающаяся созданием веб-сайтов и программного обеспечения для управления контентом Однако многозадачность вкупе с обилием потребляемой информации создает нагрузку на нервную систему, что также связывают с нарушением контроля внимания. Поколению Z свойственно поверхностное считывание контента ради экономии времени.

При потреблении информации их внимание фокусируется на ярких заголовках и визуальных образах, отметили исследователи из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ РАНХиГС Асия Бухарбаева и Людмила Сергеева в статье о клиповом мышлении. Что такое клиповое мышление? Клиповое мышление подразумевает, что человек воспринимает информацию фрагментарно, в виде коротких и ярких образов. Зачастую феномен такого мышления связывают именно с поколением Z как с наиболее активными потребителями контента в медиасфере, обилие которого, как считается, и стало причиной такого восприятия информации. Понятие «клиповая культура» в 1980-е годы предложил американский социолог Элвин Тоффлер, а термин «клиповое мышление» в отечественной науке впервые употребил философ Федор Гиренок в 1990-е годы. Поколение Z сознательно блокирует информационные потоки, абстрагируясь, будто не замечая их, учится избирательно их потреблять», — утверждают специалистки РАНХиГС.

Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять

За пять лет доля ежедневных пользователей выросла на 12 п. С 2018 года процент ежедневных пользователей сети в молодежной среде изменился несильно: среди 18-24-летних прирост составил 4 п. Наиболее заметный рост вовлеченности в интернет приходится на группу 45-59 лет — на 21 п. В этой же группе быстрее всего растет доля «heavy users» 2018 г. Как и в 2018 году, сегодня именно старшая когорта в основном составляет группу тех, кто совсем не пользуется интернетом 2018 г.

На активность пользования интернетом влияет уровень образования.

Тем не менее отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье. Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, отчёт о котором был опубликован в American Journal of Geriatric Psychiatry, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих память , язык , чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений, благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит [12].

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что опрошенные студенты имеют лишь умеренный уровень зависимости от социальных сетей. Более того, качество жизни большинства студентов оценивается в диапазоне выше среднего [13]. Интернет-зависимые в разных странах мира[ править править код ] В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости» [14]. В Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью и подтвержденным врачом диагнозом предоставляют отсрочку от армии на 3 года [15]. Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию данной зависимости болезнью, и первым начал открывать клиники [16].

Снижается концентрация внимания. Это связано с тем, что человек по своей природной сути нацелен на получение удовольствия. А теперь для того, чтобы его достичь, не нужно прилагать много усилий. Стимулы стали проще и интенсивнее, они требуют меньшей концентрации внимания, чем книга, статья и даже простое общение. И из-за этого человек теряет способность к ее тренировке.

Надо понимать, что большинство исследований основаны на субъективной оценке испытуемых, а не на объективных данных. Так как цифровой зависимости пока нет в компетентных источниках — DSM-5 и МКБ-10, анализировать этот феномен и своё состояние можно только самостоятельно. Если чувствуете, что смартфон и ноутбук становятся проблемой — вы часами зависаете в сети и наблюдаете у себя описанные феномены — то, скорее всего, цифровая зависимость у вас есть. А стоит ли вообще беспокоиться? Можно долго спорить, насколько вредны или полезны гаджеты, видеоигры и TikTok, но реальная дисфункциональная зависимость — не самая лучшая перспектива.

Однако у цифровой среды действительно есть свои преимущества, вот исследования, которые это подтверждают: Соцсети лучше всего помогают поддержать уже существующую дружбу, выяснили учёные Амстердамского университета. Так происходит потому, что в интернете есть возможность раскрыть себя. Когда мы пишем посты, выкладываем новые фото и составляем плейлисты, то помогаем окружающим лучше узнать наш внутренний мир. Зависимость от YouTube тоже интересует учёных. В 2017 году был сделан вывод о том, что интернет помогает самореализоваться и получить социальное одобрение, к которому, однако, человек быстро привыкает.

А еще оказалось, что от YouTube больше зависят не обычные пользователи, а создатели контента. Для них платформа работает как агрегатор социального одобрения. Также и с соцсетями — нам нравится получать лайки, мы привязываемся к этому ощущению. Бельгийские исследователи доказали , что компьютерные игры помогают некоторым подросткам пережить глубокие эмоциональные переживания, взглянуть на некоторые темы с разных сторон и столкнуться с проблемой морального выбора. Как устроить себе цифровой детокс?

Но так ли это на самом деле? Помогает ли вам ваш гаджет в работе или скорее отвлекает от неё? Давайте разбираться. Во-первых, вы вероятно проводите в телефоне больше времени, чем вы думаете. Люди используют свой смартфон в среднем 5 часов в день, нажимая на экран более 2,500 раз. А особо увлеченные - более 5000 раз. Однако по личным ощущениям человеку кажется, что он проводит с гаджетом в два раза меньше времени, чем есть в действительности. Во-вторых, телефон ухудшает вашу способность к концентрации. Люди используют более 50 разных приложений и сайтов в день и более 300 раз переключаются между задачами, отвлекаясь в среднем каждые 3,5 минуты. Но чтобы сосредоточиться на одной задаче, мозгу требуется 23 минуты.

Неудивительно, что времени на сфокусированную работу просто не остается. И чем чаще вы отвлекаетесь, тем более «раздраженным» становится ваш мозг.

Интернет-зависимость: современное состояние проблемы

И виной этого является использование смартфонов и гаджетов. Отчет ВОЗ показывает, что количество детей и подростков, имеющих проблемы с поведением, выше в развивающихся странах, где цифровые технологии более доступны. Детская зависимость от цифровых устройств стала реальностью, с которой необходимо бороться и предотвращать. Социальные сети должны быть безопасными, чтобы дети не попадали в ловушку «онлайн-ухода» или компьютерных игр». В отчете также говорится, что родители должны играть большую роль в цифровом благополучии и поведении своих детей не только дома, но и за его пределами. Однако, когда этих детей нет дома, увеличивается количество причин для плохого поведения. Цифровые платформы оказывают сильное влияние на поведение и умственное развитие детей, что может иметь долгосрочные последствия для их физического и психического здоровья и благополучия. Однако родители и учителя имеют ограниченную информацию и ресурсы, которыми они могли бы помочь, когда ребенок использует цифровые устройства в социальной или онлайн-среде. Развитие детей в понимании своих эмоций и эмоций других людей, обмене ими и взаимодействии с ними, а также в умеренном использовании цифровых устройств в ранние годы имеет решающее значение для лучшей подготовки детей к преодолению рисков зависимости от этих устройств. Европейский союз недавно начал уделять внимание цифровым и смежным вопросам.

В июньских выводах Совета 2018 года о цифровой трансформации экономики подчеркивается важность защиты детей и подростков от таких опасностей, как цифровая зависимость. Европейский Союз уже является лидером в этой области и будет продолжать подавать пример. Вместе мы должны убедиться, что дети готовы к решению цифровых проблем в будущем. В отчете также подчеркивается важность предотвращения использования вызывающих привыкание и вредных средств массовой информации, таких как игры, с помощью таких действий, как предварительная регистрация, обеспечение наличия соответствующего возрасту контента и обеспечение ответственности компаний за контент, который они создают.

Это один из основных рисков воздействия цифровой среды на сознание, воспитывающей «реактивный» характер взаимодействия с миром.

Конечно, это не абсолютное зло опустим очевидные аргументы о полезности цифровых сервисов и устройств , но психологам и исследователям взаимодействия «человек — машина» уже известно, что вовлечённость в цифровую сферу постепенно превращается в зависимость и приводит к развитию депрессии, тревожных расстройств, фобий и других проблем. Цифровая зависимость не метафора, а настоящее заболевание, со всеми ключевыми особенностями и стадиями зависимости. В последние 10—15 лет это признали большинство психиатров и психологов. Основные типы цифровых зависимостей, по мнению современных психологов, таковы. Навязчивое «чтение Интернета» — бездумный, хаотичный веб-сёрфинг, поиск в поисковиках, пролистывание новостных тизеров по аналогии с постоянным переключением каналов ТВ-пультом.

Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, большие объёмы переписки, постоянное общение в мессенджерах, чатах, блогах, соцсетях, избыточное количество знакомых и «друзей» в Сети, постоянное навязчивое ожидание прихода новых сообщений, комментариев, оценок от «друзей». Навязчивое влечение к посещению порносайтов, поиск новых видов порно, снятие сексуального напряжения «в онлайне». Навязчивое увлечение играми на смартфоне, компьютере или по Сети. Игра по Сети в азартные игры, навязчивые покупки в интернет-магазинах, постоянное участие в интернет-аукционах, попытки играть на бирже, поиски «заработка» в Сети. Пристрастие к просмотру видеороликов, сериалов, фильмов через Интернет.

Что это значит? Мы видим окружающий мир из-за того, что изображение, возникшее на сетчатке глаза, проходит сложное преобразование в мозге. В ходе такой конвертации изображение переворачивается на 180 градусов как в выпуклой линзе , и устраняются все геометрические искажения. Изображение на экране дисплея также искажено и, прежде всего, кривизной поверхности экрана. Однако его мы практически не замечаем, поскольку и здесь включается в работу мозг, преобразуя изображение.

Попытка сфокусировать то, что не фокусируется, и устранить искажения, характер которых непредсказуем, приводит к сильной перегрузке отдельных участков головного мозга при относительно слабой загруженности других. Последствия могут возникнуть вплоть до расстройства вегетативной нервной системы. Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое воздействие на живой организм. Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону. Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается.

Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух. Доказано, что красный цвет возбуждает и может вызвать повышение артериального давления, голубой или светло-зеленый — успокаивает. Таким образом, используя специальное цветовое решение, можно изменять психоэмоциональное состояние человека. Особенно опасно длительное нахождение перед экраном компьютера для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями. На сами глаза также ложится большая нагрузка.

Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить отсутствие резкости. Дополнительную нагрузку на зрение оказывает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки. Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и нарушение кровообращения.

Человеческий глаз эволюционно не рассчитан на специфику зрительных нагрузок, возникающих при постоянной работе за монитором. К данным нагрузкам относится постоянная фиксация зрения на экране, сопровождаемая резким уменьшением частоты моргания. В итоге слезная пленка, защищающая роговицу глаза, пересыхает. Также необходимо упомянуть, что изображения на экране монитора мерцают, в отличие от природных объектов; они имеют уменьшенную степень контрастности, а также являются самосветящимися и дискретными. Постоянное перемещение взгляда с клавиатуры на экран лишь усиливает нагрузку на органы зрения.

Этому также способствует низкое разрешение монитора. Экраны, в которых использованы электроннолучевые трубки, являются более опасными, чем жидкокристаллические. Кроме того, усугубляющими факторами являются неправильная настройка яркости экрана монитора; расстояние от глаз до монитора менее 30 см в идеале должно быть 50-70 см ; нарушено правило, согласно которому центр монитора должен находиться на 10-15 см ниже, чем глаза сидящего за ним человека; световые блики на экране компьютера, стенах комнаты, рабочем столе; слишком яркое освещение рабочего места как искусственное, так и естественное. Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы.

Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам. Исследование М. Шоттон Обратимся к психологическим исследованиям. Первое серьезное исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 80-х годах английским психологом Маргарет Шоттон. Исследование, в котором участвовало более 100 проявляющих зависимость от компьютера профессиональных программистов и работающих с компьютерами любителей, осуществлялось посредством опроса испытуемых.

В нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Наряду с теми, кто характеризовался как зависимый от компьютера, были исследованы таким же способом две контрольные группы. Согласно выявленным Шоттон социально-демографическим параметрам, проявляющие зависимость от компьютера — это чаще всего высокообразованные мужчины. Средний возраст выборки составляет около 30 лет, они обычно работают в области науки или техники, более половины из них — перворожденные дети у своих родителей. По сравнению с контрольной группой среди них больше холостяков.

У зависимых от компьютера испытуемых оказался высокий уровень интеллектуального развития. Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером. Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения.

Кнопка «Like» — яркий пример захватывающей функции дизайна. Трепет и разочарование от постоянной проверки того, сколько «лайков» появляется в социальных сетях, тесно связано с чувствами от азартных игр. При регулярном использовании соцсетей поведение пользователей может приобрести нейрокогнитивные характеристики, типичные для фармакологической и поведенческой зависимости. Это в большей степени относится к подросткам.

Например, согласно исследованию Facebook , Инстаграм оказывает негативное воздействие на подростков, в особенности девочек. Функция бесконечной прокрутки, а также функция автоматического обновления приводят к безостановочной прокрутке негативных новостей doomscrolling. В США в связи с обостряющейся проблемой постоянного просмотра цифрового контента существует мнение о том, что «doomscrolling» — это такая же привычка как курение. Если раньше считалось нормой курение в общественных местах, то сейчас место сигареты занял просмотр лент в соцсетсях.

Освобождение от цифровой зависимости

Впервые об интернет-зависимости заговорили в 1995 году, когда Всемирная паутина еще только начинала захватывать мир. Кроме того, цифровая зависимость может привести к социальной изоляции и отсутствию реальных контактов с другими людьми. По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью».

Цифровая зависимость. Причины, последствия и меры борьбы

Плюсы «звонилок» не только в том, что они помогают бороться с цифровой зависимостью, но и в их способности держать заряд. Основные признаки цифровой зависимости Придание сверхзначимости постоянному присутствию и общению в социальных сетях, непрерывному ознакомлению с лентой новостей и т.п. Формирование эмоциональной зависимости от возможности. О причинах и рисках зависимости от интернета с онлайн-конференции «Интернет-зависимость: опасность или просто дух времени».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий