Это золотая молодёжь Ирана до исламской революции Большинстао было как в обычном Иране.
Иран: страна и люди до "революции 1979 года" (фотографии из коллекции Максима Мировича)
Самый мощный обстрел Белгорода за всю войну / Новости России. Фото ирана до исламской революции и после революции. До исламской революции Иран был наследником промышленности, которая была намного зависима от иностранных государств. Интересный взгляд на события в Иране перед исламской революцией 1979-го года глазами советского специалиста, который мог наблюдать исторический разворот Ирана практически из первых рядов. Исламская Республика Иран отмечает годовщину Исламской революции 1979 года, когда Шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви был свергнут и в стране установилась шиитская теократия.
Иран - до и после исламской революции
Жизнь проституток была ожидаемо безрадостной: они страдали от насилия, героиновой зависимости, сифилиса и нищеты, особенно, когда становились слишком старыми, чтобы работать. С 1975 по 1977 годы иранский фотожурналист Каве Голестан приходил в «Цитадель», чтобы запечатлеть быт живущих здесь женщин. Результатом стали эти фото:.
До ее начала, в 1960-70-х годах, на Западе считали Иран одной из самых прогрессивных и светских мусульманских стран, с ним активно сотрудничали США и Израиль.
Но всего за один год ситуация резко поменялась — и Иран стал Исламской республикой. Демонстранты в Тегеране протестуют против шаха Мохаммада Резы Пехлеви. Один из участников на переднем плане держит плакат с портретом аятоллы Хомейни. Сорок пять лет назад правящий шах Ирана покинул страну, а исламская революция свергла остатки его временного правительства.
Последствия революции 1979 года, включая захват посольства США в Тегеране и кризис с заложниками, до сих пор отражаются на чпезвычайно напряженных отношениях между Ираном и Америкой AP С 1963 года иранский шах Мохаммед Пехлеви проводил политику модернизации, названную «белой революцией» и призванную сделать страну «пятой индустриальной державой мира». Первые протесты под религиозными лозунгами вспыхнули уже тогда: сторонники духовенства выступали против земельной реформы и эмансипации женщин. Декабрь 1978 года. Власти арестовали его и выслали из страны.
Он провел почти 15 лет в эмиграции, поддерживая связь со своими иранскими единомышленниками и за это время успел стать непререкаемым авторитетом для значительной части иранцев. Но его критики продолжали указывать на экономические просчеты, а в 1970-х годах стремление иранского монарха к строительству крупных инфраструктурных объектов и масштабным соцпрограммам обернулась гиперинфляцией. Власти пытались бороться с ней, наказывая «спекулянтов», чем вызвали возмущение базарных торговцев, которые веками жили по законам свободного рынка. Программа ликвидации массовой неграмотности привела к появлению большого количества образованных людей, но рабочих мест для них не хватало, и выпускники вузов сидели без работы.
Шахские реформы все больше воспринимались как разрушительное вторжение в жизнь простых людей. Сотрудник дорожной полиции Тегерана регулирует движение в первый день работы временного правительства. Но высокая рождаемость при шахе население выросло вдвое , неровный подход к развитию регионов и коррупция среди чиновников нивелировали экономические достижения Пехлеви и увеличивали социальное неравенство. Все политические партии, кроме провластного «Возрождения», были запрещены, роль парламента стала номинальной, а население контролировала тайная шахская полиция САВАК.
Согласно Книге Ездры Кир заплатил за восстановление еврейского храма в Иерусалиме и он единственный челочек в еврейской Библии который сам не еврей. Цилиндр принадлежит Британскому музею который позднее в этом году отправит его во временное пользование в Иерусалим. Это возмутило иранского режима. В январе Хади Мирзаи глава управления музеев Тегерана пригрозил Британскому музею судебным иском и добавил «Объект столь культурного значения для Ирана не может быть доверен Израилю», стране против которой Исламская Республика недавно нанесла воздушные удары. Сегодня Кир стал символом лидеров, особенно американских и дружественно настроенных по отношению к Израилю. Биньямин Нетаньяху и многие консервативные христиане сравнили Дональда Трампа с персидским королем после того, как он перенес американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим в 2018 году. Гарри Трумэн, первый мировой лидер признавший государство Израиль в 1948 году пошел еще дальше, сказал , «Я Кир! Ее религиозные лидеры предпочитают считаться мусульманами.
Но почему же всё пошло по одному месту? А потому что темпы роста экономики начали снижаться существенно на фоне нефтяного кризиса. И если прогрессивная молодёжь была разных взглядов: кто за капитализм, кому коммунизм, лишь бы не шах, то селюкам, до которых светские ценности ещё не успели дойти, отлично сплотились под предводительством исламских имамов, обиженных тем, что государство вместо мечетей людей грамоте решило учить. И пока мальчики в галстучках и девочки в юбочках спорили друг с другом, из сёл пришли радикально настроенные "войны аллаха", которые власть силой и отжали.
Иран до и после исламской революции фото
Поделиться: Появление корпуса стражей исламской революции Возникновение Исламской Республики в 1979 году полностью изменило быт жителей Ирана. В ходе революции шах Мохаммед Реза Пехлеви был вынужден покинуть страну. Власть получил аятолла Рухолла Хомейни, назвавший себя в конституции «высшим духовным авторитетом». Он же создал в Иране специальные отряды, которые следили за нравами граждан, а также ввёл исламские законы. Всех тех, кто выступил против режима Хомейни, устранили или с применением силы заставили изменить своим взглядам. Занимались карательными операциями члены Корпуса стражей исламской революции КСИР , созданного 5 мая 1979 года. Согласно решению Высшего совета обороны, эта силовая организация должна была «оказывать содействие армии в деле защиты независимости, территориальной целостности государства и исламского республиканского строя». Студентки после занятий.
Была сильно повреждена инфраструктура нефтяной промышленности. Война обошлась Ирану в 500 млрд долларов США, но при этом с самого начала войны рост ВВП не прекращался и по её окончании продолжился ещё быстрей. Иран в годы второй мировой войны В 1997 году президентом Ирана стал Мохаммад Хатами, который провозгласил начало реформ, направленных на построение более демократичного толерантного общества в стране и более терпимых отношений по отношению к странам Запада. При их осуществлении Хатами столкнулся с жесткой оппозицией консерваторов. Совет стражей конституции часто прибегал к своему праву вето в отношении наиболее радикальных законопроектов, разработанных правительством. В 2003 г. США обвинили Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Ещё в 2002 г.
Как и Ататюрка в Турции, шах Реза предпринял ряд реформ, направленных на превращение Ирана в современное европеизированное государство. Эти реформы включали структурирование Ирана вокруг центральной персидской идентичности, часто жестокое подавление религиозного недовольства, а также расширение прав женщин. В частности женщинам рекомендовалось посещать школу и получать образование. Была упразднена закрытая одежда для женщин, что, конечно, вызывало недовольство шиитского духовенства Королевская семья личным примером задавала направление на вестеризацию. На фото императрица Сорая.
Статья об объединениях работников иранского трудового закона, принятого в 1990 году, говорит о том, что работникам позволено создавать исламские общества «в целях пропаганды и распространения исламской культуры и защиты завоеваний исламской революции». Слово «профсоюз» в иранском трудовом законодательстве прямо не упоминается. Еще в 1986 году была принята норма, согласно которой на предприятиях, где трудится как минимум 35 человек, создаются так называемые «исламские советы трудового коллектива», членство в которых было разрешено благочестивым сотрудникам, осуществляющим надзор за соблюдением трудовых прав и условиями труда на предприятии. На практике «исламские СТК» стали трехсторонними органами, в которых, помимо работников и администрации, начали присутствовать и представители Минтруда. Координирующим центром для «исламских СТК» стало объединение «Дом рабочего». Свое имя эта структура унаследовала от созданной в конце 1950-х годов светской рабочей организации, ликвидированной в начале восьмидесятых; затем «Дом рабочего» был фактически учрежден заново — как центральная, тесно связанная с государством и финансово от него зависимая структура. У «исламских трудовых советов» и огромной империи «Дома рабочего» есть легальная альтернатива: работникам и работодателям разрешено объединяться так называемые «гильдейские ассоциации» с одобрения Министерства труда. Но Трудовой кодекс 1990 года более подконтрольным исламским советам трудового коллектива отдавал явное предпочтение: гильдейские ассоциации могут создаваться только там, где таких СТК нет... В том же году президентом Ирана стал Хашеми Рафсанджани, который взял курс на либерализацию истощенной войной экономики и реформы социальной сферы в «рыночном духе». Его преемник, Мохаммад Хатами, в 1997 году занявший кресло президента, объявил о политике большей открытости Ирана миру и попытался ограничить влияние консервативного духовенства. В это время страна пошла и на расширение сотрудничества с МОТ, подписав 11 ее конвенций но в это число так и не вошли документы, касающиеся свободы ассоциации работников. Экономическая либерализация, затеянная Рафсанджани, вывела людей на улицу — по всей стране начались протесты и демонстрации против экономической политики государства. В свою очередь, либерализация политическая, робко начавшаяся при Хатами, позволила создавать независимые от государства и всевидящего ока богословов-консерваторов гражданские организации и ассоциации. И в конце 1990-х — начале 2000-х в разных отраслях экономики Ирана начинают появляться и активно заявлять о себе новые независимые профсоюзы. Количество рабочих выступлений в иранских городах, по независимым источникам, тогда исчислялось сотнями в год. Не признавая права рабочих на забастовку, иранские силы безопасности подавляют рабочие выступления как антиправительственные. Профсоюзы Ирана: страницы истории Убийство протестующих строителей в Хатунабаде. Бабак, провинция Керман, 2004 г. Зимой 2004 года рабочие, по большей части местные жители, строившие медеплавильный завод компании «Назхатон» в деревне Хатунабад близ города Бабак на юго-востоке страны, начали сидячую забастовку против массовых увольнений, объявленных менеджментом несмотря на то, что строительство не было завершено и компания продолжала найм новых работников. К строителям присоединились их семьи. На восьмой день протестующие, среди которых было немало женщин и детей, были разогнаны иранскими силами безопасности с применением оружия. Четыре человека погибло, количество пострадавших, по разным оценкам, колеблется от нескольких десятков до трех сотен. События в Хатунабаде вызвали волну международных протестов и всемирную кампанию профсоюзной солидарности с иранскими рабочими. В самом Иране расстрел рабочей акции стал катализатором для роста независимого профсоюзного движения, создания «рабочих советов» на предприятиях и массовых забастовок. Но репрессии рождают противодействие. После того, как в 2004 году силовики жестоко задавили протест обманутых строителей медеплавильной фабрики в Хатунабаде, по Ирану прокатилась волна массовых стачек. Забастовали учителя в Исфахане, был создан несистемный рабочий совет в Саккезе, одном из центров Иранского Курдистана. В том же 2004 году транспортники Тегерана возродили запрещенный после прихода фундаменталистов к власти Синдикат работников автобусной компании города Тегерана и пригородов; на вышедший из подполья профсоюз вскоре обрушились репрессии. Лидер синдиката Мансур Осанлу не раз приговаривался к тюремным срокам; в заключении к арестованному активисту применяли пытки. В 2010 году в тюрьму попал и казначей профсоюза, Реза Шахаби, став одним из самых известных «профсоюзных» сидельцев современного Ирана: на свободу он вышел лишь весной 2018 года. В тюрьме здоровье Шахаби было серьезно подорвано. Впрочем, судьба некоторых профсоюзных деятелей была трагичнее. В 2015 году Шахрух Замани, профактивист из Тебриза, столицы Иранского Азербайджана, приговоренный к 11 годам тюрьмы за «антиправительственную деятельность», умер в заключении при загадочных обстоятельствах. Победа на выборах 2016 года реформиста Хасана Рухани и «ядерная сделка» с западными державами в обмен на частичное снятие санкций для многих в Иране означали надежду на скорые перемены в жизни страны. Тем не менее профсоюзные лидеры и по сей день находятся за решеткой, несмотря на то, что их освобождения добиваются профактивисты по всему миру. Среди таких сидельцев, многие из которых приговорены к значительным тюремным срокам, — глава Иранской ассоциации учителей Эсмаил Абди, вице-президент тегеранского Синдиката водителей автобусов Ибрагим Мадади. К сожалению, этот список можно продолжить...
Иран до исламской революции (13 фото)
Англо-иранская община вместе со сторонниками Национального совета сопротивления Ирана (NCRI) отметила 45-ю годовщину демократической революции в Иране, подавленной теократическим режимом в 1979 году. Авиасейлс – пропаганда дешёвых авиабилетов среди совершеннолетних: автора:Карта Сбербанк: 4276 6800 2817 9552Карта. Иран до и после исламской революции.
Факты про Иран. Жизнь до Исламской Революции
После Исламской революции, с уходом из Ирана иностранных компаний в виде кадров и капитала, Тегеран столкнулся с вызовом, который обернул в свою пользу. до и после исламской революции Без религии хорошие люди будут делать добро, и плохие люди будут делать зло. Сам факт того, что женщин в Иране не превратили в рабочих ломовых лошадей, уже показывает, что там корпорации СССР крепко дали по хребту и выгнали уже в конце 1970х под предлогом исламской революции.
Иран и ХАМАС: с чего всё начиналось
- Появление корпуса стражей исламской революции
- Как выглядел Иран до Исламской революции
- Деятельность духовного лидера
- Иран до исламской революции(1979) | Пикабу
Опустить занавес: как выглядели иранки до того, как им приказали носить хиджабы
Поэтому Армия Исламской Республики Иран и Корпус Стражей Исламской Революции создаются в соответствии с упомянутыми целями. Исламская революция 1979 года принесла в Иран сейсмические изменения, не в последнюю очередь для женщин. Иран после Исламской революции: 1 февраля 1979 года опального аятолла Хомейнина улицах Тегерана встречали криками: «Шах ушел, Имам пришел!». По своей значимости для исламского мира переворот в Иране схож с Великой Октябрьской революцией или Великой французской революцией. «На всех этих фото, кроме последней, Иран до Исламской революции. На заглавном фото великолепная Лорен Хаттон позирует для Vogue в Персеполе в 1969 году – это одна из самый известных фотосессий в истории журнала. По всему Ирану прошли массовые митинги в честь 41-ой годовщины Исламской революции.
Как Иран поддерживает ХАМАС в Палестине?
Сейчас это трудно представить, но до исламской революции в Тегеране существовал открытый и процветающий квартал красных фонарей. До Исламской революции Иран выглядел так 1 из 47 Пара танцует в Тегеране. Сейчас это трудно представить, но до исламской революции в Тегеране существовал открытый и процветающий квартал красных фонарей.
Иран до исламской революции, 1970-е годы.
Восточные страны до и после Исламской революции | За десятилетия до исламской революции 1979 года Ираном правил шах, чья диктатура подавляла инакомыслие и ограничивала политические свободы. |
Иран до исламской революции | Иран до исламской революции (24 фотографии) Фотографии Ирана до исламской кая революция — цепь событий в Иране в январе 1978 — феврале 1979 годов, следствием которых стало свержение шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. |
Исламская революция в Иране — Википедия | Авиасейлс – пропаганда дешёвых авиабилетов среди совершеннолетних: автора:Карта Сбербанк: 4276 6800 2817 9552Карта. |
Таким был Иран до того как США решили "демократизировать" его "тоталитарный" режим
Ещё один иранский ансамбль. После того, как к власти пришли фундаменталисты — они стали изымать и сжигать все пластинки с весёлой музыкой, уничтожать плакаты исполнителей и стирать память о прошлой жизни. Девичий поп-квартет из Ирана, фотоснимок начала 1970-х годов. Интересно, как сложились судьбы исполнительниц... А вот такую музыку выпускали иранские лейблы — с ней можно ознакомиться в этой подборке. Местами весьма неплохой рок-н-ролл с местным колоритом — добавлением народных инструментов и мелодий в гармоническом "восточном" миноре. А это — модный иранский журнал дореволюционных лет.
Ещё один журнал, рассказывающий о моде: И вот ещё. Вы верите, что это Иран? А это Иран. Тогда в массовой культуре арабские надписи на черном фоне больше ассоциировались с модными журналами, а не с флагами всяких террористов.
Но высокая рождаемость при шахе население выросло вдвое , неровный подход к развитию регионов и коррупция среди чиновников нивелировали экономические достижения Пехлеви и увеличивали социальное неравенство. Все политические партии, кроме провластного «Возрождения», были запрещены, роль парламента стала номинальной, а население контролировала тайная шахская полиция САВАК. Одним из поводов стал расстрел мирной студенческой демонстрации, участники которой протестовали против приезда президента США.
Другим — вышедшая через несколько дней статья в главной провластной газете: ее авторы называли аятоллу Хомейни гомосексуалом, агентом британской разведки и пособником коммунистов. После этого протесты вспыхнули с новой силой, и полиция активно применяла оружие для их разгона. Жертвами пожара стали более 400 человек, в основном — обычные зрители, пришедшие посмотреть фильм. В начале сентября в Тегеране начался новый антиправительственный митинг, против которого согнали военную технику. В результате погибли около 90 иранцев. Аятолла Хомейни в Тегеране после 14 лет изгнания. В своем обращении он объявил действующее правительство Ирана незаконным, поскольку оно было назначено шахом.
В октябре 1978 года Иран охватили забастовки работников чуть ли не всех отраслей, а в ноябре власти окончательно утратили контроль над происходящим. Советские наблюдатели подсчитали, что в митингах участвовал каждый десятый иранец, и с каждым разом эти акции были организованы все лучше и лучше. В начале января 1979 года шах назначил последнего премьера — лидера светской либеральной оппозиции Шахпура Бахтияра, а в середине месяца вместе с семьей покинул страну. Его отъезд был встречен ликованием. Бахтияр, стремясь стабилизировать ситуацию, пригласил в Иран изгнанника аятоллу Хомейни. В Тегеране духовного лидера встречали миллионы сторонников, уже считавших его главой государства. Вскоре он сформировал альтернативное правительство.
Сегодня по милости Бога, в вузах уже сделаны замечательные и большие научные работы, которые и продолжаются дальше блогодаря усилиям профессоров и элитных студентов, а также в мастер-классах. Британская ежедневная газета The Times публикует ежегодный рейтинг лучших вузов мира. В последней рейтинге лучших вузов мира газеты за 2021 год вошло 47 иранских университетов. Это показывает увеличение на 7 вузов по сравнению с 2020 г. Иран добился больших успехов в академической сфере, включив 47 иранских университетов в число 1527 лучших вузов среди 93 стран мира в рейтинге 2021 года. Также, согласно рейтингу Shanghai World Universities ARWU в 2020 году, Иран занимает первое место по количеству университетов в регионе среди исламских стран. Это в то время, как количество университетов в стране не достигло даже 20 до революции. Увеличение числа часто цитируемых статей Ирана Одним из критериев оценки качества статей в мире является индекс научного цитирования Clarivate Analytics или ISI. В 2007 г.
Однако, в 2019 году достигло 473 статей, то есть оно увеличилось почти в восемь раз. Кроме того, рейтинг Ирана в этой области повысился с 38 в 2011 г.
Энергичное послание престарелого аятоллы застало идеолога перестройки врасплох: Горбачев не знал, как реагировать. После некоторых раздумий было решено обойти религиозные аспекты и выдержать ответ в традиционном русле. Для вручения письма в Иран был делегирован Шеварднадзе. По всей видимости, аятолла считал это направление своей политики очень важным, а потому пренебрег рекомендациями.
Привыкший к роскоши советский чиновник испытал сильнейший шок и никак не мог понять, как руководитель и духовный вождь большой страны может жить в простой комнате без излишеств. Весь интерьер помещения состоял из небольшого коврика для молитвы, постели, книг и Корана. Хомейни не занимал какого-либо государственного поста, но в то же время он был духовным вождем и фактически первым лицом государства. Его письмо заставило Горбачева задуматься. Он не знал, что ему ответить. Я тоже, конечно, не знал.
Хомейни в своем письме, положительно оценив мужество Горбачева в отношении приятия решений по важнейшим событиям той эпохи, заявлял, что безуспешность коммунизма стала очевидной. Однако для иранского вождя не это было главным. Письмо Хомейни носило философский характер. Имам писал: «Я хотел привлечь внимание Горбачева к проблеме мира земного и мира потустороннего. В этом заключался основной смысл моего письма». Горбачев в своем ответе ограничился вопросами двусторонних отношений и регионального сотрудничества».
Визит Шеварднадзе к Хомейни По словам Шеварднадзе, его визит в Тегеран был важен еще и потому, что в тот период Запад и, в частности, США оказывали на Иран сильнейшее политическое давление и за десять лет свели политические связи со страной до минимального уровня. Для меня было сделано исключение, причиной чего было то, что я являлся министром иностранных дел великой державы. Возможно, что была и другая причина. Мне пришла даже такая мысль, что, может быть, это было связано с такой исторической причиной, как давнее внимание Ирана к Грузии. Шел снег. Хомейни жил на высоком месте.
При входе нужно было, как и в мечети, снимать обувь. Я разулся и остался в носках. Это было для меня несколько неудобно. Представьте себе человека, одетого в соответствии с дипломатическим этикетом, но без ботинок. Как если бы мы находились в святилище, с той разницей, что нам нельзя было отделяться от других, и нам нужно было разговаривать. Одновременно мне нужно было добиваться согласия своего собеседника.
С самого начала мне было сказано, что я являюсь первым политиком, которого принимает имам, и что после исламской революции вплоть до сегодняшнего дня никто из иностранных гостей с ним не встречался.
Иран до исламской революции, 1970-е годы.
Они делают проще: получая дивиденды от санкционной политики, выделяют бюджетные средства оппозиционерам, в том числе наследнику шаха. Таким образом они полностью контролируют их, превращая в приспешников Запада», — заявил Сафаров. Кто может свергнуть режим айятоллы в Тегеране? После установления исламистского режима в Иране почти все страны в регионе стали относиться к Тегерану почти так же враждебно, как и Израиль и США. Неслучайно, что в апреле 2024 года иранские ракеты и беспилотники сбивались силами ПВО не только Израиля, но и Иордании, и Саудовской Аравии. За два года до этого события, в 2022-м, по Ирану прокатилась волна кровавых беспорядков. Восставшая молодежь, недовольная строгими правилами соблюдения норм шариата, в том числе в сфере частной жизни, едва не обрушила режим. Политолог, эксперт по Израилю Александр Каргин считает, что Израиль подливает масло в огонь иранских протестов, но взаимодействует не с самими протестующими внутри Ирана, а с иранскими диаспорами в Европе и Северной Америке. В этом плане у него есть достижения.
Например, Иордания сбивала иранские ракеты, а Саудовская Аравия косвенно, но поддержала Израиль». По мнению Каргина, отношения Ирана и Израиля до 1979 года нельзя расценивать как дружеские или союзнические. Он не выступал сам в качестве стороны [конфликта] и не разрывал дипломатические отношения — это правда, но в ООН Иран голосовал против Израиля и был критиком этой страны». Эксперт также отметил, что отношения между странами стали жесткими в 1980-е и далее раскручивались по спирали эскалации. Поэтому в Израиле они начали видеть не только противника, но и возможного союзника против Ирана, поскольку ничто так не сближает, как дружба против кого-то», — заключил востоковед.
Фотография опубликована в соответствии с разделом 27а израильского закона об авторском праве. Если вы являетесь владельцем этой фотографии, пожалуйста, свяжитесь с нашим сайтом. Быстрые ссылки.
А потому что темпы роста экономики начали снижаться существенно на фоне нефтяного кризиса. И если прогрессивная молодёжь была разных взглядов: кто за капитализм, кому коммунизм, лишь бы не шах, то селюкам, до которых светские ценности ещё не успели дойти, отлично сплотились под предводительством исламских имамов, обиженных тем, что государство вместо мечетей людей грамоте решило учить.
И пока мальчики в галстучках и девочки в юбочках спорили друг с другом, из сёл пришли радикально настроенные "войны аллаха", которые власть силой и отжали. С тех пор Иран стал шариатской помойкой, которой и остаётся по сей день.
В декабре 1979 года приняли новую конституцию страны , в которой специально оговорили, что высшая власть в стране принадлежит духовенству в лице имама Хомейни после его смерти — его преемнику , а гражданскую политическую власть осуществляют президент, меджлис и премьер [18]. Внутриполитические последствия[ править править код ] Государственная , кооперативная и частная собственность — три сектора экономики новой республики. Вмешательство и влияние западных держав ликвидируются. Страна принципиально отвергает капитализм и коммунизм и противопоставляет им собственный, «исламский» путь развития. Что это означает практически — не вполне ясно. Известно лишь, что развитие страны по тому пути, который был избран для неё шахом , приостановилось. Капиталистический свободный рынок продолжает существовать, как существует и мощнейший, созданный ещё усилиями шаха, государственный сектор в экономике.
Но в условиях резко обострившегося противостояния Ирана вначале чуть ли не всему миру, затем в основном странам Запада в первую очередь — США говорить о продолжающемся развитии капиталистических связей приходится с осторожностью и оговорками. Если они и продолжали существовать и более или менее активно развиваться, так только в тех сферах, которые были жизненно необходимы для страны — в реализации иранской нефти и в закупках оружия, которое требовалось для войны [18]. Внешнеполитические последствия[ править править код ] Революция встревожила соседние страны со значительным шиитским населением, так как их власти не всегда безосновательно боялись экспорта исламской революции. Уже в декабре 1979 года шииты Саудовской Аравии провели демонстрации в Ашуру [19]. Тегеран иногда поддерживал экспорт революции. Например, в Иране был создан «Исламский фронт освобождения Бахрейна», который провёл в том же 1979 году демонстрации у себя на родине [19]. В 1979 году в Бахрейн отправили представителя Хомейни Хади аль-Мударриси и аятолла Садек Роухани, которые два месяца произносили проповеди, в которых Роухани призывал к аннексии Бахрейна [20]. Оба были выдворены из страны. Тем не менее, поддержка официального Тегерана экспорту исламских революций была очень осторожной и сдержанной.
Например, когда в декабре 1981 года в Бахрейне была проведена попытка вооружённого переворота под руководством Исламского фронта освобождения Бахрейна, призывавшего к присоединению страны к Ирану, среди 73 диверсантов, арестованных властями, не было ни одного иранского гражданина [20]. Тегеран решительно отрицал свою причастность к этим событиям. Тем не менее, в 1981 году Бахрейн разорвал отношения с Ираном [20]. В 1990-е годы не раз в Бахрейне вспыхивали шиитские волнения, в подготовке которых местные власти обвиняли Иран [21]. В Кувейте зять Хомейни Аббас ал-Мухри стал представителем Тегерана и в 1979 году создал организацию «Арабские революционные бригады», после чего в том же году был лишён кувейтского гражданства и выслан из страны [19]. Исламская культурная революция[ править править код ] Задача формирования исламского режима и обеспечения его живучести поставила шиитских богословов перед необходимостью подчинить своей воле сознание народа. Месяцы борьбы за свержение монархии показали, что народные массы и так стали послушным орудием в руках шиитских лидеров в условиях политического подъёма. После свержения монархии, когда стал формироваться исламский режим и когда начались будни, не предвещавшие лёгкой жизни власти предержащим, задача подчинения сознания масс воле духовенства встала по-новому: оказалось необходимым обеспечить постоянное воспроизводство послушания. Средством решения этой задачи шиитские богословы избрали исламизацию всех сфер духовной жизни и быта общества на всех его уровнях путём проведения так называемой культурной революции.
Намечено было фронтальное наступление исламской «массовой культуры», изобилующей атрибутами исламского средневековья. Масштабы поставленной задачи были таковы, что для её решения требовалось создание новых исламских институтов, формирование системы общественных организаций и государственных органов, которые своей деятельностью должны были обеспечить воспроизводство послушания [22]. Сознавая, что в стране имеются силы, не приемлющие их господства, шиитские богословы включили в программу «культурной революции» не только созидание, но и разрушение. Важнейшим объектом, который надлежало, по их мнению, разрушить, чтобы затем воссоздать его заново, была система высшего образования как средоточие сил — в лице подавляющего большинства студентов и профессорско-преподавательского состава, — противостоявших исламскому режиму. Не случайно началом «исламской культурной революции» считается 5 июня 1980 г. Соруш и Р. Амлаши [24]. Для проведения «культурной революции» шиитская элита использовала не только традиционные исламские институты: мечети, медресе, шиитские центры паломничества, но и вновь созданные «революционные» органы. Штаб «культурной революции» располагал боевыми силами КСИР насчитывавшего в середине 1980 г.
Штабу помогал образованный в этот период «Созидательный джихад», выполнявший одновременно боевые, пропагандистские и экономические функции по всей стране. В число «революционных» органов вошли многочисленные «революционные комитеты», «революционные трибуналы» и «координационные комитеты», осуществлявшие проведение «культурной революции». Хомейнисты призывали покончить с «врагами Бога», под которыми имели в виду буржуазных либералов и левые силы [25]. С особой ненавистью они относились к профессорско-преподавательскому составу и студентам университетов, а также к интеллигенции, получившей образование на Западе. Выступление Хомейни, назвавшего университеты «центрами разврата», которые плодили левых экстремистов и коммунистов, а также являлись скопищем людей, находившихся на службе у империалистов, его призыв организовать «подлинные исламские учебные центры» — все это было воспринято Бехешти , Бахонаром и Раджаи как сигнал к началу проведения на практике «культурной революции». Из высших учебных заведений изгонялись сотни людей. Только из Тегеранского университета было уволено 389 профессоров, преподавателей и сотрудников; всем им было предъявлено стандартное обвинение в сотрудничестве с шахским режимом и САВАК. В общей сложности в июне 1980 г. В результате столкновений были арестованы, ранены и убиты сотни студентов [27].
Выступивший 9 июня 1980 г. По его мнению, закрытие университетов на длительный срок могло привести к тому, что Ирану придётся импортировать специалистов [28]. Хомейни потребовал изменить содержание деятельности средств массовой информации, нанесшей во времена шаха, как он считал, наибольший ущерб исламу [29]. Он приказал вести борьбу с теми, кто преклонялся перед Западом, и заменить их «стопроцентными мусульманами». Почти все сотрудники газет «Эттелаат» и «Кейхан» были уволены. Для работников радио и телевидения он наметил молодёжную программу, пропагандирующую исламский образ правления, беседы об «империалистической» политике «сверхдержав», проведение диспутов в области политики, экономики и культуры для укрепления мусульманского единства и выработки практического пути решения злободневных вопросов. Были запрещены: демонстрация иностранных фильмов, хранение и продажа видеокассет, иностранных кинолент с развлекательными программами. Для контроля над средствами массовой информации было образовано Бюро по борьбе с непристойностями, которое возглавил аятолла Гиляни, снискавший сомнительную славу своими передачами по телевидению о предписаниях шариата, над которыми потешалась вся иранская интеллигенция. В результате налёта погромщиков из « Хезболла », организованного Гиляни, было опечатано восемь крупных магазинов, торговавших телезаписями, уничтожено много кинолент и видеокассет.
Была разрешена продажа записей только религиозного характера [30]. Они не были закрыты, но главными предметами в них стали учение ислама главным образом, в его шиитском варианте , Коран и шариат , а в старших классах — фикх теория мусульманского права. Большое внимание в начальных и средних школах стало уделяться военному делу. Началось переиздание всех школьных учебников по гуманитарным предметам. Вся европейская история в учебниках была заменена историей стран мусульманского региона, в первую очередь, Ирана , в том числе, в новейшее время. В учебнике по истории Ирана, в разделе, посвящённом национально-освободительному движению, о духовенстве говорилось как о главной силе этого движения в борьбе с английским « империализмом » и русским царизмом в новое время и с американским «империализмом» — в новейшее время [31]. Культ Хомейни стал господствовать в учебниках по гуманитарным предметам. Первые страницы учебника по литературе для 6-го класса были отданы революционной тематике и песням, обязательно с прославлением личности Хомейни: «О Хомейни! Ты — отражение света Бога!
В одной песне говорилось о Хомейни как о спасителе угнетённых народов, в другой — о наказаниях, которые ждут предателя-шаха и Америку. Полностью была предана забвению классическая иранская поэзия средневековья, игнорировались имена современных иранских поэтов и прозаиков. Имя великого поэта Фирдоуси , писавшего о доисламском Иране, запрещено было даже произносить. Мешхедский университет, названный его именем при шахе, был переименован [30]. Проведение «культурной революции» особенно тяжело отразилось на положении женщин. Ещё с мая 1980 г. Телесные наказания по шариату за воровство, употребление спиртного и смертная казнь за измену родине, шпионаж, супружескую неверность и наркоманию были распространены на женщин. В мае 1980 г. Особенно строго контроль над выполнением женщинами предписаний шариата осуществляли члены КСИР и «Хезболла».
Нередко женщин, осмелившихся выйти на улицу без чадры или хиджаба, они забивали камнями насмерть. По личному указанию аятоллы Монтазери пасдарам было разрешено принуждать к сожительству женщин, обвинённых в борьбе против режима, поскольку по мусульманским законам они считаются военнопленными и рассматриваются как добыча «правоверных» мусульман. Положение, в которое была поставлена женщина в ходе «культурной революции», вопиющее само по себе, оказалось в глубоком противоречии с тем, что зафиксировано в конституции: отмечая, что государство обязано гарантировать права женщин во всех областях, соблюдая при этом положения ислама, конституция возлагает на государство, прежде всего, обеспечение благоприятных условий для развития личности женщины и возрождения её материальных и моральных прав [33]. Во время «культурной революции» особенно усердствовал аятолла Хальхали. Под видом борьбы с наркоманией, супружеской неверностью, шпионажем, изменой родине он без суда и следствия приговаривал к тюремному заключению сотни невинных людей, подвергал их пыткам и предавал казни. Во время одной из облав, организованных по настоянию Хальхали на тегеранском ипподроме, который он назвал «гнездом шпионажа и проституции», было арестовано 3 тыс. Он присутствовал при пытках и казнях, считая, что для расправы с врагами «все средства хороши». Поскольку вся доисламская цивилизация Ирана была объявлена «несуществующей», Хальхали взялся за уничтожение памятников материальной культуры, созданных до VII в. Хомейни и Бехешти, поручив карательные функции Хальхали, «забыли», что продолжительное время этот человек проходил курс лечения в психиатрической больнице [32].
Проведение «культурной революции» вызвало усиление роли мечетей как главных политических и пропагандистских центров. Обязательный публичный намаз по пятницам сделал мечети местом регулярных встреч населения с предстоятелями пятничных молитв и муллами, которые информировали народ о предписаниях Хомейни, внутренней обстановке и событиях, происходивших в других мусульманских странах. Муллы консультировали прихожан по житейским и религиозным вопросам, следили, чтобы они вносили вовремя религиозный налог, выполняли предписания шариата и участвовали в совместной молитве. В Тегеране имамом-джоме был назначен член руководства ПИР ходжат оль-эслам Бахонар, а в Куме — аятолла Монтазери, родственник и личный представитель Хомейни. Это было сделано вопреки желанию общины Кума, где до 23 мая 1980 г.