Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чём мечтают. Отходники – вынужденный уход крестьян из родных мест в XVIII-XIX веках на заработки на мануфактуры или на сельскохозяйственные работы. Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места.
Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...
Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Во-первых, отходники могут содержать опасные вещества или быть потенциально опасными для окружающей среды. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают.
Отходничество в современной России
Впервые зародилось в период позднего феодализма примерно с 17 в. Зародилось на У. С этого времени благодаря положению У. Являлось важным фактором формирования рынка наёмной рабочей силы как в сельском хозяйстве, так и в других сферах экономики.
Крестьяне-отходники участвовали в процессе градообразования, составляли значительную часть городского населения в XVIII - 1-ой четверти XX века, работали в сфере строительства, в торговле, на транспорте, фабриках и заводах, были в услужении. В отдельных видах промыслов, наряду с индивидуальной, была распространена артельная форма отходничества. Отходничество в пореформенной России.
Наиболее широкие размеры Отходничество приняло после крестьянской реформы 1861 года, которая привела к бoльшей свободе передвижения крестьян. Отходники стимулировали аграрное перенаселение, появление массы обедневших крестьян, увеличение спроса на наёмную рабочую силу, возросшие темпы урбанизации всего уровнем промысловых заработков. Наиболее притягательными для отходников являлись Санкт-Петербскоая и Московская губернии, другие индустриально развитые районы Центральной России Владимирская, Калужская, Костромская, Нижегородская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Рязанская, Ярославская губернии , Прибалтика, а также Архангельская, Олонецкая и Новгородская губернии, где открывались широкие возможности для работы на лесозаготовках.
Согласно данным паспортной статистики МВД по 50 губерниям Европейской России, на заработки уходило в среднем ежегодно в 1861 - 1870-е ггоды около 1,3 миллиона человек, в 1881-1890 годы - свыше 4,9 миллионов человек, в 1891-1895 - 6,8 миллионов человек, в 1896-1900годы - 7,8 миллионов человек, в 1901-1905 годы - 8,9 миллионов человек, в 1906-1910 годы - 9,4 милллионов человек в урожайные годы число отходников в целом уменьшалось, в неурожайные - росло. В земледельческий отход, также существенно возросший к концу XIX века, шли преимущественно малоземельные крестьяне центральночернозёмных губерний. Основными тенденциями развития Отходничества, помимо роста числа отходников, являлись углубление региональной специализации отходников крестьяне отдельных губерний, уездов или волостей занимались определёнными видами промыслов , увеличение продолжительности отхода и расширение его географии, вовлечение в отход женщин и подростков.
В период революций 1917 года и Гражданской войны 1917-1922 годов разрушение прежних хозяйственных связей, предельно ограничившее возможности для промысловых заработков, а также уравнительное перераспределение земли и продовольственный кризис, побуждавшие отходников возвращаться к занятию сельским хозяйством, привели к фактическому прекращению Отходничества. Крестьянская промысловая миграция вновь возобновилась с переходом к НЭПу.
Кроме того, в северо-западных областях была возможность работать на лесозаготовках. В это время отходничество приобретает специфические черты: число мигрантов неуклонно возрастает; появляются специализации деятельности ушедших крестьян, то есть работники их конкретных губерний занимаются определенными промыслами; время отхода увеличивается; география явления расширяется; в отход вовлекаются женщины, дети и подростки. После ухода на работу крестьянин не вычеркивался из сельской общины. Однако оставшееся население спешило исключить, долго не возвращавшихся крестьян, из земельных наделов.
Вернувшись, такие крестьяне с трудом добивались получения земельного участка, им могли дать надел худшего качества. Сферы занятости Чем конкретно занимались крестьяне-отходники? Это еще один интересный вопрос. Вот основные сферы их деятельности: транспортные перевозки чаще всего в зимнее время ; промысел на судах весной и осенью ; работа на промышленных предприятиях в основном, текстильной направленности ; строительство; выпас скота. Это основные занятия отходников. Несмотря на существование трудовой миграции, «раскрестьянивание» не приобрело массового характера.
Имущественное положение крестьян практически не менялось. По-прежнему доминирующей группой оставалось крестьянство среднего достатка. Советское время Во время революций начала XX века и Гражданской войны наблюдался распад связей в хозяйственной сфере. Возникший продовольственный кризис побуждал ушедших крестьян возвращаться и заниматься сельским хозяйством. В указанный период отходы практически прекратились. Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа.
Так, из 54703 человек по Ярославской губернии, числившихся в отходе на 1843 год, женщин лишь 1494. Местных причин массового отхода можно выделить несколько: невозможность поддержки местных торговых предприятий и производства, поскольку большинство уездных городов находилось в стороне от центральных торговых путей; отсутствие достаточного для прокормления семьи надела; развитие кустарных промыслов в губернии. Заработки отходников в Москве и Санкт-Петербурге были значительно выше, чем в самой губернии. Так, заработная плата работников, занятых в местных промыслах составляла в 1850—ых годах от 19 до 54 рублей серебром в год в зависимости от квалификации. Отходники же зарабатывали в столицах по 66—72 рубля.
Крестьяне уходили на заработки, получая годовые паспорта или более краткосрочные билеты. Для уменьшения числа отходников правительство приняло следующие правила: крестьянин обязывался состоять в сельской общине, ежегодно откупать у помещика уплатой оброка право отхода; была введена система паспортного контроля, лишавшая отходника права свободного передвижения.
Толковый словарь Ушакова. Занятия отхожим промыслом. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. В конце 18 1 й половине 19 вв. Усилилось после крестьянской… … Русская история Отходничество — в России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Усилилось после крестьянской реформы 1861.
Политическая наука:… … Политология. В России до 1917 г. Впервые зародилось в период позднего феодализма примерно с 17 в. Зародилось на У. С этого времени благодаря положению У. Являлось важным фактором формирования рынка наёмной рабочей силы как в сельском хозяйстве, так и в других сферах экономики. Крестьяне-отходники участвовали в процессе градообразования, составляли значительную часть городского населения в XVIII - 1-ой четверти XX века, работали в сфере строительства, в торговле, на транспорте, фабриках и заводах, были в услужении. В отдельных видах промыслов, наряду с индивидуальной, была распространена артельная форма отходничества.
Сельские "промышленники" и отходники 19 века.
Каждый пятый — руководитель, каждый четвертый — квалифицированный рабочий, две трети оформлены официально. Проблемы пространственной мобильности населения России постоянно обсуждаются как на уровне экспертного сообщества, так и в государственных структурах. Утверждается, что низкая мобильность россиян служит тормозом экономического и социального развития страны, не способствует накоплению человеческого капитала и так далее. Но так ли уж на самом деле низка мобильность россиян и что под ней понимают те, кто об этом говорит? В мировой литературе давно уже стало общим местом утверждение о связи миграции и экономического роста. О пространственной мобильности внутри России и ее роли как средства снижения межрегионального неравенства в России не раз писал Сергей Гуриев см. Как считать внутреннюю миграцию Что в России понимается под внутренней миграцией?
Статистика Росстата, основанная на данных регистрации граждан по месту жительства или пребывания, дает представление о людях, меняющих постоянное место жительства или по крайней мере переезжающих на длительный срок не менее девяти месяцев. По интенсивности такой миграции Россия не уступает странам Восточной и Южной Европы, но находится на более низком уровне по сравнению, например, с США, Великобританией, Австралией и рядом других государств. Эксперты считают такие оценки существенно заниженными, в то же время масштабных исследований по этой теме явно недостаточно. Мы впервые последовательно в 2015 и 2018 годах , по одной и той же методике изучили распространенность внутренней трудовой миграции на примере сначала малых российских городов до 50 тысяч жителей; всего в таких городах проживает 16 млн россиян , а затем средних городов 50—100 тысяч жителей; всего около 11 млн россиян.
Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. Важное хозяйственное значение имел также отход крестьян центрально-промышленной губернии в колонизующиеся районы Востока и Юга.
С развитием капитализма вширь темпы роста Отходничества в Центрально-промышленном районе постепенно замедляются. Отходничество глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в промышленное население страны. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. Том 10.
А земля живет сезонами. Соответственно крестьяне снимались с мест осенью-зимой и возвращались к началу полевых работ. У современного отходника связь с землей ослабла, но сохранились сезонность домашних дел, сезонный характер заработков у себя дома. Принципиально то, что отходник не тронется в путь, пока дома есть возможность достойно обеспечивать семью. Например, шофер Гарик обращает свой взгляд на Москву не раньше ноября, когда поток туристов в Ереван иссякает.
И ждет их весеннего возращения, как ребенок — Новый год. Правда, ребенок ждет чуда, а Гарику нужны деньги. Все остальное вытравилось вечными размышлениями на тему, где их взять. Современное отходничество возродилось в начале 1990-х годов. Поразительно, как быстро реанимировались практики, казалось бы, надежно забытые за полвека развитого социализма. Ведь в 1930-е годы отход был заменен на оргнаборы: выходцы из деревень и малых городов уезжали на стройки века и назад не возвращались, да и ехали не вполне добровольно. Так что с отходничеством было покончено. Как оказалось, ненадолго. Архаическая модель жизнеобеспечения восстановила свои права, как только вернулась нехватка ресурсов. С той лишь разницей, что прежде нехватка ресурсов сводилась к малоземелью и низкому плодородию почв, а теперь — к отсутствию или низкому качеству рабочих мест на местном рынке труда.
Таким образом, отходничество носит, как и прежде, вынужденный характер. Однако, как и прежде, эта вынужденность весьма относительная: «Мотивация отходника обусловлена не только нуждой, он движим стремлением улучшить жизнь своих близких, желает, чтобы его семья жила в достатке» с. Достаток понимается как стандартный набор вещей, которыми надо окружить близких во что бы то ни стало. Плюс, конечно, оплата образования детей. Вызывает уважение такая самоотреченность, но, видя этих людей в деле, не могу отделаться от мысли, что они не работают, а «ишачат». Видимо, воедино слились рассказы шофера Гарика и торчащие из каждой сувенирной лавки Еревана ослиные уши. В 1990-е годы отходничество, начавшееся с окраин бывших союзных республик, охватило малые города европейской части России. В 2000-е произошли два сдвига — отходничество сместилось, во-первых, на восток страны и, во-вторых, из малых городов в деревни. Причины, по которым малые города передали эстафету деревням, понятны. Не имея подсобного хозяйства и потеряв предприятия, жители малых городов первыми почувствовали, что вопрос «быть или не быть?
Понятливые и энергичные пошли в отход. Деревни пытались пережить смутные времена, кормясь с земли.
Ассенизатор см. О словаре «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова. Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия.
“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи
Отходники – это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны. Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Отходос или отходняк– это совокупность физических и психологических симптомов, которые возникают у зависимых от психоактивных веществ при прекращении. Кто такие отходники? Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить».
Отходничество в современной России
Вот если бы мы заработали сдельно - канавы рыли, землю возили, - это другое дело, тогда нам было бы выгоднее больше сделать, сработать на 75 копеек, на рубль в день, а этого на одной картошке не выработаешь. Тогда бы мы ели прочную пищу - сало, кашу. Известно, как поедаешь, так и поработаешь. Ешь картошку - на картошку сработаешь, ешь кашу - на кашу сработаешь. Отчего же? Если такое будет ваше желание - можно, - усмехнулся рядчик. Работа огульная, сообща, счесть ее нельзя. Мы и теперь не сидим сложа руки, работаем положенное, залогу делаем, как по закону полагается. И тогда так же бы работали - ну, приналегли бы иногда, чтобы удовольствие вам сделать, особенно, если б вы ребятам водочки поднесли. Так ведь, ребята? Ребята, то есть граборы-артельщики, засмеялись...
Работаем, да не так, как сдельно, все же каждый себя приберегает - не убиться же на работе, - меры тут нет, да и плата все равно поденно. Харч работать не заставит, когда сам не наляжешь Харч, сам знаешь, только на баловство порет, а на работу нет... А из-за чего налегать-то, плата поденная, счесть работу нельзя, работаем сообща - я налягу, а другой нет. Счесть нельзя, вот что. Тут и сам себя приналечь не заставишь, да и как налечь, сколько? Разделил бы на нивки, чтобы каждый свою нивку гнал - нельзя, лужаечки все такие маленькие, тесные, неровные, куст разный. Вот если бы можно было от десятины чистить, на отряд, это другое дело. Мы и сами этих поденщин не любим, заработок плохой, работы настоящей нет, скучно. То ли дело сдельная работа, - нам самим приятней. На сдельной работе вольней, хозяину до нас дела нет, что сработали, за то и платит, залогуем, когда хотим по своей воле...
Тогда бы у нас харч в жир пошел, мы бы тогда у вас за осень во как отъелись, ребята ни одной бабе проходу не дали бы! Граборы засмеялись. При сдельной работе каждый на себя работает, каждый свою дольку канавы роет, каждый свою долю земли возит, каждый на себя старается, сколько сработает, столько и получает. Да и работа там мерная, хотим - на рубль в день выгоняем, хотим - на семь гривен, как согласие артели. И сдельно не всегда одинаково. В весеннюю упряжку с начала весны работаем побольше, на рубль в день выгоняем, а к концу работаем полегче, гривен на восемь и того меньше - к покосу себя приберегаем. Нам, сами знаете, домашний покос дело самое важное, тут мы во всю силу работаем. Погони-ка всю весеннюю упряжку на земляной, денег заработаешь много, да косить-то потом дома как будешь? Все нужно с расчетом. На чугунке вон как гоняют на земляной, да что толку-то потом.
Наши оттого на чугунку и не ходят. Я думал, он не умеет, не настоящий грабор, ан канавы сделал хорошо. Только они разделившись. Фетис одиночка, жена, дети маленькие. В артель ему стать нельзя, далеко от дому отойти нельзя. Он и ходит в одиночку, отсеевшись. Найдет поблизости от дому работу - и славу богу. Дома у него в покос работы много, вот он и приберегает себя. Пробовали наши и на чугунку ходить. Заработать там много можно, если бог здоровья даст, да что толку.
В одно лето так собьешься, что потом в год не поправишься. Там, на чугунке, сибирная работа, сверхсильная, до кровавого пота - за непочтение к родителям такую работу делать. Там работают с загонщиками - гони за ним. А загонщиками-то подобраны молодцы, притешают их тоже. Ну, и убивается народ. Нет, наши граборы на чугунку не ходят - туда безрасчетный народ идет, за большими заработками гонятся, или от нужды, на задатки их тоже ловят. И много их там пропадет, умрет, либо калекой вернется. Все, что я слышал от граборов теперь и впоследствии, когда обратил особенное внимание на этих замечательных рабочих, было для меня ново. Не знаю, как другие, но я, по крайней мере, никогда до того не слыхал и не читал о том, что иногда бывает, что не стоит хорошо есть. Не стоит хорошо есть, потому что работаем с поденщины.
Значит, хорошо едят только тогда, когда это стоит, то есть только для того, чтобы хорошо работать? Нет работы, дешева работа, плата не зависит от количества работы, поденщина - и есть хорошо не стоит. Да, это так: когда глубокой осенью нет работы для лошадей, им овса не дают, весною, когда много работы, дают овес. Это так. Харч хороший работать не заставит, если нет личной выгоды сработать более. Если нет выгоды более сработать, если работаешь не на себя, если не работаешь вольно, если работу сам учесть не можешь, то и не заставишь себя более сделать, - все будешь прилениваться, приберегать себя, в жир пойдешь, отъедаться станешь. Чтобы хорошо работать, каждый должен работать на себя. Поэтому-то в артели, если только есть возможность разделить работу, ее делят, и каждый работает свою дольку, каждый получает, сколько заработал. Отец с сыном, брат с братом при рытье канавы делят ее на участки и каждый отдельно гонит свой участок. Работая, можно приберегать себя, можно работать и на рубль, и на восемь гривен, и на полтину.
Даже следует приберегать, если предстоит другая, более выгодная работа. Всех денег не заберешь, работая сверх сил, только себя надсадишь и это на тебе же потом отзовется, тебе же в убыток будет... Так как черный ржаной хлеб составляет главную составную часть пищи, то хлеб должен быть крут, не вадок, не тестян, хорошо выпечен, из свежей муки. На хлеб рабочий обращает главное внимание. Хороший хлеб - первое дело, но одного только хлеба для полной работы мало. Затем, прочная пища должна состоять из щей с хорошей жирной солониной или соленой свининой ветчиной — только не копченой и гречневой каши с топленым маслом или салом. Если при этом есть стакан водки перед обедом и квас, чтобы запить эту прочную, крутую пищу, то пища будет образцовая, самая прочная, такая, при которой можно сделать maximum работы, вывезти наибольшее количество земли, нарезать наибольшее количество дров, выпилить наибольшее количество досок. С такой пищей можно перейти Альпы, перетащить через Балканы, под звуки дубинушки, пушки, отмахать поход в Индию. Совершенно понятно, что нормальная пища солдат - щи и каша,- выработанная продолжительным опытом, совпадает с образцовой народной пищей, при которой можно произвести наибольшую работу. Никакие гороховые колбасы, никакие консервы не могут заменить этой простой пищи, и вся задача только в том, чтобы эта пища была хорошо приготовлена и из хороших материалов.
Щи и каша - это основные блюда. Уничтожить кашу - обед не полный, уничтожить щи - нет обеда. Разумеется, если добавить что-нибудь к такому прочному обеду, так не будет хуже. И после такого обеда артель в 20 человек с удовольствием съест на закуску жареного барана или теленка, похлебает молока с ситником, но все это уже будет лакомство. В постные дни солонина в щах заменяется снетком, который кладется только для вкуса, или горячие щи заменяются холодными, то есть кислой капустой с квасом, луком и постным маслом. Коровье масло или сало в каше заменяется постным маслом. Солонины, говядины или свинины в скоромные щи кладется немного, так что крепкого бульона не получается - лишь бы только навару жиру было побольше, если говядина не жирна, то к ней прибавляют свиного сала. Мы видим, что в этой образцовой пище много жиру, да и животные азотистые вещества употребляются в трудно переваримой форме: говядина заменяется солониной, свежая свинина - ветчиной. Замена различных составных частей нормальной прочной пищи другими делает пищу более или менее легкой, то есть такой, которая быстрее переваривается, быстрее выпоражнивается. Но тут необходимо еще заметить, что с понятием о хорошей прочной пище соединяется еще и то, что пища имеет густую консистенцию и бросает на пойло.
Если солонину в щах заменить свежей говядиной, то пища уже будет менее прочная; она сделается еще менее прочною, если солонину заменить свежей свининой, потому что свежая свинина нудит. Замена солонины салом и, наконец, снетками еще понижает достоинство щей, но только в таком случае, если солонина жирная; при тощей солонине щи с салом предпочитаются. Точно так же пища сделается менее прочною, если крутую гречневую кашу - самое любимое кушанье - заменить размазней, киселем, густой картофельницей, супом-крупником; хотя бы даже и с говядиной. Все эти замены сильнее понижают прочность пищи, так что уже оказывают влияние на количество работы, чем замена в щах солонины салом или снетком. Молоко сладкое и кислое считается легкой пищей, только творог, который на треть с гречневой крупой едят в пирогах или с лепешками, считается прочной пищей. Я имел случай наблюдать, как питаются рабочие, работающие сдельно артелью на своих харчах при условиях, когда выгодно хорошо есть. Это были резчики дров, работавшие не у меня, но в соседнем лесу, и забиравшие у меня некоторые материалы для харчей. Народ - молодцы на подбор. Работали замечательно, дров нарезали количество непомерное. На харчи денег не жалели: каждый день водка, каша, такая крутая, что едва ложкой уколупнешь, с коровьим маслом, щи жирные.
Но мяса ели мало, и вот тут-то я и убедился, что работающие люди вовсе не придают значения мясу, как питательному веществу: водку, например, предпочитают мясу во всех отношениях. Но я не могу сказать, чтобы это были пьяницы. Грешный человек, я сам предпочту обед, состоящий из стакана водки, щей с салом и каши, обеду, состоящему из щей, мяса, каши, но без водки. Я это испытал в путешествиях, когда лазил по оврагам Курской губернии для исследования фосфоритов, когда всходил на Качканар, когда плавал по озерам и речкам Олонецкой губернии. Думаю, что со мною согласятся интеллигентные люди, служившие солдатами в последнюю войну. Желал бы слышать и возражения только не теоретические, не немецкие, отзывающиеся колбасой гороховой. Все время самых трудных работ проходит без мяса. Петровки, когда производятся земляные работы - а это самое лучшее время для таких работ: сухо и день велик - пост, да и пост-то самый неудобный, потому что даже огородина не поспела. В ильинский мясоед - трудное время покоса - мясо еще не поспело, бараны не выросли, скот не вполне отъелся, да и сохранить мясо, даже посоленное, в жаркое летнее время невозможно. И зимней солонины в это время достать трудно, потому что она начинает портиться: дух пускает, червяк заводится.
Потом, опять пост - спасовки, время уборки хлеба. Да еще постоянно - середа да пятница, середа да пятница. Конечно, и говорить нечего, если бы было достаточно мяса, сала, молока то есть творогу , то и в деревне летом никто постов не держал бы. В нынешнем году у меня летом не хватило постного масла, масло было дорого, да и достать его негде, между тем свиного сала было достаточно, я предложил рабочим есть скоромное. Все ели, за исключением одного очень богомольного. Когда поп приехал перед петровым днем собирать яйца - перед окончанием поста попы ездят по деревням разрешать на скоромину и выбирают в петровки яйца, в филипповки горох, великим постом не ездят потому, вероятно, что выбирать нечего, - то и разрешать было некому. Какое малое значение придается мясу, видно из того, что рабочий человек всегда согласится на замену мяса водкой. На это, конечно, скажут, что известно, мол, русский человек пьяница, готов продать за водку отца родного и т. Но позвольте, однако же тот же рабочий человек не согласится заменить молочную кислоту нормальной пищи водкой, не согласится заменить водкой жир или гречневую кашу. Однако пора уже возвратиться к обедающим вареной картошкой граборам, замечание которых, что не стоит лучше есть, когда работаешь с поденщины, за 45 копеек день, дало мне повод сделать такое длинное отступление.
Я хотел сначала только рассказать о наших граборах, как об одном из самых интереснейших, интеллигентнейших и самобытных типов артельных рабочих нашей местности, но что же делать, если, говоря об этих людях, приходится постоянно отвлекаться. Каюсь, что ужасно люблю наших граборов или, лучше сказать, граборские артели. В них есть что-то особенное, благородное, честное, разумное, и это что-то есть общее, присущее им, только как артельным граборам. Человек может быть мошенник, пьяница, злодей, кулак, подлец, как человек сам по себе, но как артельный грабор он честен, трезв, добросовестен, когда находится в артели. Недалеко от меня, за Днепром, есть несколько волостей, населенных граборами, исконными, старинными граборами, которые еще при крепостном праве занимались этим ремеслом. Специальность граборов - земляные работы: рытье канав, прудов, погребов, отсыпка плотин, плантовка лугов, выкапывание торфяной земли, штыкование садов и огородов, отделка парков, словом - все работы с заступом и тачкой. Но, если требуется, граборские артели исполняют и всякие другие хозяйственные работы: корчуют пни, деревья, кусты, косят, пашут, молотят, словом - делают все, что потребуется в хозяйстве. Все хозяйственные работы граборы исполняют хорошо, потому что они сами хозяева и занимаются дома земледелием, а граборское ремесло служит им только подспорьем. Исконные, старинные граборы, из поколения в поколение занимающиеся граборским делом, достигли в земляном деле высочайшей степени совершенства. Нужно видеть, как режет грабор землю, вырывая, например, прудок, - сколько земли накладывает он на тачку, как везет тачку!
Нужно видеть, как он обделывает дерном откосок! До какого совершенства, до какого изящества доведена работа! Грабор работает, по-видимому, медленно: он тщательно осматривает место работы, как бы лучше подладиться, тщательно выбирает такой дерн, какой ему нужен, режет землю тихо, аккуратно, так, чтобы ни одной крошки не осталось, ни одной крошки не свалилось с заступа, - он знает, что все это будет потеря работы, что все эти крошки придется опять поднять на ту же высоту, с которой они свалились. Нельзя не залюбоваться на граборскую работу, тем более, что вы не видите, чтобы грабор делал особенные усилия, мучился на работе, особенно напрягал мускулы. Ничего этого нет. Он работает, как будто шутя, как будто это очень легко: дерн, глыбы земли в пуд весом грабор отрезывает и выкидывает на тачку, точно режет ломтики сыру. Так это все легко делается, что кажется, и сам так бы сделал. Только тогда и поймешь, как трудна эта граборская работа, сколько она требует науки, когда рядом со старым опытным грабором увидишь молодого, начинающего, недавно в артель. Старый уже выкидал свою дольку земли и сел трубочку покурить - залогу делает, а молодой еще возится на своей дольке, и глыбы земли у него не такие, и земля крошится, и подчистки много, и тачку опрокинул, не довезя до конца доски, подчищать нужно. Старые позаложили, отдохнули, пора за новые дольки браться, а ему и отдохнуть некогда, потому что нужно выгнать столько же, сколько и другие товарищи артели.
Положим, в артели каждый получает за то количество кубов земли, какое он вывез, но ведь едят сообща, совестно отставать от артели. И вот, нервно пососав трубочку, отдохнув всего какую-нибудь минуту, молодой грабор опять берется за заступ и спешит на свою дольку. Искусство граборов в земляном деле еще более ярко выделяется, если посмотреть на эту же работу, когда ее делают обыкновенные крестьяне, не граборы.
Неуправляемый тренд «Пока у нас нет реальной политики, отходники не станут политической силой. Эта группа деидеологизирована, — рассуждает Кордонский. Если государство начнет давить на отходников и будет недоговороспособным, отходники будут откупаться или отстреливаться, предупреждает Кордонский. Но у отходничества, к сожалению, большие перспективы.
Ухудшение экономической конъюнктуры увеличивает это явление: люди уходят в тень, убегают от государства. У нас по-другому: либо мы живем автономно от государства, любо пытаемся вредить ему по мере возможности», — говорит Гонтмахер. Поколение детей будет воспроизводить модель поведения отцов: дети бюджетников захотят получать деньги в бюджетном секторе, а дети отходников, скорее всего, пойдут за своими отцами, считает Плюснин. При этом отходничество — это износ человеческого капитала, который еще остался в России. Это его самая варварская эксплуатация. Они живут потенциально относительно меньше, чем средний гражданин», — подчеркивает Гонтмахер. Как экономическая, так и социальная политика способствуют отходничеству в стране, считает Гонтмахер.
Люди не будут обращаться к ней и не станут в ней нуждаться. Они будут знать, что не способны заработать стажа, баллов. Мы идем к царским временам, когда пенсионная система была достоянием военных, ограниченного круга квалифицированных рабочих, привилегией очень небольшого круга людей. И отходничество, тем самым, только сильнее закрепляется в обществе», — резюмирует Гонтмахер.
Отхожий промысел. Сотрудники пивоварни. Крестьянское восстание 1905 года.
Крестьяне 1905 год. Беглые крестьяне в России 17 век. Русские крестьяне 17 века. Русские крестьяне 16 век. Шапка крестьянина 17 века. Русские крестьяне 17 века картинки. Крестьяне при Петре 1.
Осада Риги 1709-1710. Осада Риги 1710. Ништадтский мир гравюра. Крестьяне Енисейской губернии 19 века. Рыболовство Казаков. Каторжники в Сибири 19 век. Каторга в Сибири 18 век.
Ссылка крестьян в Сибирь 19 век. Каторжники крестьяне 19 век. Крестьяне Тульской губернии 19 век. Российская Империя 19 век крестьяне. Крестьяне 17 века в России. Крестьянин Бессарабская Губерния 19 век. Дмитриев крестьянин большие Пекселы.
Крестьяне 19 20 века в России. Крестьяне Ярославской губернии 19 века. Артель Плотников 19 век. Бурлаки в СССР. Женщины бурлаки. Советские люди. Бурлаки Артель.
Чтение манифеста 1861 Александром вторым. Чтение манифеста 19 февраля 1861 года Кившенко. Сибирские каторжники 19 века. Крестьяне 20 века в Российской империи. Вятка крестьяне 19 века. Крестьяне 19 века в Ставрополье. Отходничество в Российской империи.
Дворцовые крестьяне 17 века. Черносошные крестьяне 17 век. Черносошные крестьяне в России 17 века. Ермила Гирин портрет. Положение основных слоев общества во второй половине 19 века. Кто такие крестьяне отходники.
Замена различных составных частей нормальной прочной пищи другими делает пищу более или менее легкой, то есть такой, которая быстрее переваривается, быстрее выпоражнивается. Но тут необходимо еще заметить, что с понятием о хорошей прочной пище соединяется еще и то, что пища имеет густую консистенцию и бросает на пойло. Если солонину в щах заменить свежей говядиной, то пища уже будет менее прочная; она сделается еще менее прочною, если солонину заменить свежей свининой, потому что свежая свинина нудит. Замена солонины салом и, наконец, снетками еще понижает достоинство щей, но только в таком случае, если солонина жирная; при тощей солонине щи с салом предпочитаются. Точно так же пища сделается менее прочною, если крутую гречневую кашу - самое любимое кушанье - заменить размазней, киселем, густой картофельницей, супом-крупником; хотя бы даже и с говядиной. Все эти замены сильнее понижают прочность пищи, так что уже оказывают влияние на количество работы, чем замена в щах солонины салом или снетком. Молоко сладкое и кислое считается легкой пищей, только творог, который на треть с гречневой крупой едят в пирогах или с лепешками, считается прочной пищей. Я имел случай наблюдать, как питаются рабочие, работающие сдельно артелью на своих харчах при условиях, когда выгодно хорошо есть. Это были резчики дров, работавшие не у меня, но в соседнем лесу, и забиравшие у меня некоторые материалы для харчей. Народ - молодцы на подбор. Работали замечательно, дров нарезали количество непомерное. На харчи денег не жалели: каждый день водка, каша, такая крутая, что едва ложкой уколупнешь, с коровьим маслом, щи жирные. Но мяса ели мало, и вот тут-то я и убедился, что работающие люди вовсе не придают значения мясу, как питательному веществу: водку, например, предпочитают мясу во всех отношениях. Но я не могу сказать, чтобы это были пьяницы. Грешный человек, я сам предпочту обед, состоящий из стакана водки, щей с салом и каши, обеду, состоящему из щей, мяса, каши, но без водки. Я это испытал в путешествиях, когда лазил по оврагам Курской губернии для исследования фосфоритов, когда всходил на Качканар, когда плавал по озерам и речкам Олонецкой губернии. Думаю, что со мною согласятся интеллигентные люди, служившие солдатами в последнюю войну. Желал бы слышать и возражения только не теоретические, не немецкие, отзывающиеся колбасой гороховой. Все время самых трудных работ проходит без мяса. Петровки, когда производятся земляные работы - а это самое лучшее время для таких работ: сухо и день велик - пост, да и пост-то самый неудобный, потому что даже огородина не поспела. В ильинский мясоед - трудное время покоса - мясо еще не поспело, бараны не выросли, скот не вполне отъелся, да и сохранить мясо, даже посоленное, в жаркое летнее время невозможно. И зимней солонины в это время достать трудно, потому что она начинает портиться: дух пускает, червяк заводится. Потом, опять пост - спасовки, время уборки хлеба. Да еще постоянно - середа да пятница, середа да пятница. Конечно, и говорить нечего, если бы было достаточно мяса, сала, молока то есть творогу , то и в деревне летом никто постов не держал бы. В нынешнем году у меня летом не хватило постного масла, масло было дорого, да и достать его негде, между тем свиного сала было достаточно, я предложил рабочим есть скоромное. Все ели, за исключением одного очень богомольного. Когда поп приехал перед петровым днем собирать яйца - перед окончанием поста попы ездят по деревням разрешать на скоромину и выбирают в петровки яйца, в филипповки горох, великим постом не ездят потому, вероятно, что выбирать нечего, - то и разрешать было некому. Какое малое значение придается мясу, видно из того, что рабочий человек всегда согласится на замену мяса водкой. На это, конечно, скажут, что известно, мол, русский человек пьяница, готов продать за водку отца родного и т. Но позвольте, однако же тот же рабочий человек не согласится заменить молочную кислоту нормальной пищи водкой, не согласится заменить водкой жир или гречневую кашу. Однако пора уже возвратиться к обедающим вареной картошкой граборам, замечание которых, что не стоит лучше есть, когда работаешь с поденщины, за 45 копеек день, дало мне повод сделать такое длинное отступление. Я хотел сначала только рассказать о наших граборах, как об одном из самых интереснейших, интеллигентнейших и самобытных типов артельных рабочих нашей местности, но что же делать, если, говоря об этих людях, приходится постоянно отвлекаться. Каюсь, что ужасно люблю наших граборов или, лучше сказать, граборские артели. В них есть что-то особенное, благородное, честное, разумное, и это что-то есть общее, присущее им, только как артельным граборам. Человек может быть мошенник, пьяница, злодей, кулак, подлец, как человек сам по себе, но как артельный грабор он честен, трезв, добросовестен, когда находится в артели. Недалеко от меня, за Днепром, есть несколько волостей, населенных граборами, исконными, старинными граборами, которые еще при крепостном праве занимались этим ремеслом. Специальность граборов - земляные работы: рытье канав, прудов, погребов, отсыпка плотин, плантовка лугов, выкапывание торфяной земли, штыкование садов и огородов, отделка парков, словом - все работы с заступом и тачкой. Но, если требуется, граборские артели исполняют и всякие другие хозяйственные работы: корчуют пни, деревья, кусты, косят, пашут, молотят, словом - делают все, что потребуется в хозяйстве. Все хозяйственные работы граборы исполняют хорошо, потому что они сами хозяева и занимаются дома земледелием, а граборское ремесло служит им только подспорьем. Исконные, старинные граборы, из поколения в поколение занимающиеся граборским делом, достигли в земляном деле высочайшей степени совершенства. Нужно видеть, как режет грабор землю, вырывая, например, прудок, - сколько земли накладывает он на тачку, как везет тачку! Нужно видеть, как он обделывает дерном откосок! До какого совершенства, до какого изящества доведена работа! Грабор работает, по-видимому, медленно: он тщательно осматривает место работы, как бы лучше подладиться, тщательно выбирает такой дерн, какой ему нужен, режет землю тихо, аккуратно, так, чтобы ни одной крошки не осталось, ни одной крошки не свалилось с заступа, - он знает, что все это будет потеря работы, что все эти крошки придется опять поднять на ту же высоту, с которой они свалились. Нельзя не залюбоваться на граборскую работу, тем более, что вы не видите, чтобы грабор делал особенные усилия, мучился на работе, особенно напрягал мускулы. Ничего этого нет. Он работает, как будто шутя, как будто это очень легко: дерн, глыбы земли в пуд весом грабор отрезывает и выкидывает на тачку, точно режет ломтики сыру. Так это все легко делается, что кажется, и сам так бы сделал. Только тогда и поймешь, как трудна эта граборская работа, сколько она требует науки, когда рядом со старым опытным грабором увидишь молодого, начинающего, недавно в артель. Старый уже выкидал свою дольку земли и сел трубочку покурить - залогу делает, а молодой еще возится на своей дольке, и глыбы земли у него не такие, и земля крошится, и подчистки много, и тачку опрокинул, не довезя до конца доски, подчищать нужно. Старые позаложили, отдохнули, пора за новые дольки браться, а ему и отдохнуть некогда, потому что нужно выгнать столько же, сколько и другие товарищи артели. Положим, в артели каждый получает за то количество кубов земли, какое он вывез, но ведь едят сообща, совестно отставать от артели. И вот, нервно пососав трубочку, отдохнув всего какую-нибудь минуту, молодой грабор опять берется за заступ и спешит на свою дольку. Искусство граборов в земляном деле еще более ярко выделяется, если посмотреть на эту же работу, когда ее делают обыкновенные крестьяне, не граборы. Мне достаточно посмотреть то место, с которого брали землю, чтобы безошибочно определить, кто работал: граборы или крестьяне. Где брали землю неграборы, тотчас видно, что люди делали огромную массу непроизводительной работы, бесполезно растрачивали силу. Крестьяне, впрочем, за настоящие граборские работы никогда почти и не берутся, и если в деревне нужно вырыть канаву или пруд, то нанимают граборов. Инструменты грабора, заступ и тачка, - топор они употребляют очень редко и даже при корчевке кустов обыкновенно отсекают коренья заступом - доведены ими до высокой степени совершенства. Применяет грабор эти инструменты опять-таки наисовершеннейшим образом, да оно и понятно, что человек, который совершенно точно знает, сколько на каком харче можно сработать, который считает, что на дешевой работе не стоит хорошо есть, такой человек не сделает лишнего взмаха заступом, не выкинет лишнего фунта земли, и для выполнения каждой работы употребит minimum пудо-футов работы. Понятно, что у таких людей и инструмент налажен наисовершеннейшим образом. Нужно заметить, что наладка инструмента очень характеризует работника. У хорошего работника инструмент всегда отлично налажен и индивидуально приспособлен. Он всегда знает свой инструмент и свою работу. Когда я удивлялся этому, видя, что человек тотчас узнает свою завязку на мешке, след от своего лаптя и т. Разве вам все равно, каким пером писать? Особенно хорошо поймешь всю важность наладки инструмента, когда увидишь, как работает человек из интеллигентных, которому нужны месяцы работы для того только, чтобы понять всю важность и суть наладки - не говорю уже выучиться насаживать и клепать косу, делать грабли, топорища, оглобли, оброти и тысячи других разнообразнейших предметов, которые умеет делать мужик. Сравнительное ли благосостояние, вследствие большого заработка, или особенности граборской работы, требующей умственности, тому причиною, но граборы очень интеллигентны, и смышлены. Не говоря уже о том, что настоящий грабор отлично определит, как нужно провести канавы, чтобы осушить луг, отлично опустит воду, сделает запруды и стоки, чтобы наидешевейшим образом исправить худое место на дороге - сам становой со всеми своими "курятниками" не сделает лучше, - вычислит емкость вырытого пруда для этого всегда в артели есть особенный умственный человек , поставит лизирки, чтобы нивелировать местность. Замечательно еще и то, что граборы обладают большим вкусом, любят все делать так, чтобы было красиво, изящно. Для работ в парках и садах, при расчистке пустошей, если кто хочет соединить полезное с приятным, граборы - просто клад. Даже немцы-садовники, презирающие "русски свинь мужик", дорожат граборами. В самом деле, стоит только сказать грабору, чтобы он так-то и так провел дорожку, обложил дерном, перекопал клумбу, сделал насыпь, сточную канаву, и он тотчас поймет, что требуется, и сделает все так хорошо, с таким вкусом, с такою аккуратностью, что даже немец удивляться будет. Расчищая на луга заросшие пустоши, я хотел так расчистить поляны между рощами, чтобы пустоши превратились в красивый парк. Стоит такая расчистка не дороже, а между тем и самому приятней, и для скота хорошо, если всюду есть чистые проходы, наконец, и ценность имения возвышается. Линии лужаек на пустошах определялись рощами, но необходимо было сделать опушки красивыми, оставить кое-где деревья на полянах, осушить низкие места, сделать просеки или дорожки, по которым пастух мог бы опережать стадо, и пр. Наняв для расчистки пустошей граборов с тем, чтобы они, расчищая, выбирали все годное на дрова, срезали кочки, давали, где нужно, канавки, я объяснил рядчику, чего бы мне хотелось достигнуть. Он понял с двух слов. Чтобы, значит, поляны были для травы, чтобы скот на виду у пастуха шел, чтобы красиво было. Понимаю: чтобы в роде гульбища было. А деревья какие на лужайках оставлять? Да ты работал где-нибудь в парках? Дорожек только не будет. Вот эту низину мы на этой неделе к субботе отделаем. Пожалуйте тогда посмотреть. Будете довольны. Знаю, что ребятам по стаканчику поднесете. В субботу я пришел посмотреть расчистки. Поражен был - просто прелесть. Поляна уже обозначилась, опушки рощ были подчищены и выровнены, лом везде подобран, кусты и лишние деревья на поляне вырублены, кочки срезаны. Грабор тотчас же заметил, что я доволен. Я здесь на лужке, в закоулке, сосенку подпустил, сосенка-то она не того, чтобы очень, пораскидистее бы нужно, да что делать, какая есть, все-таки хорошо будет на березе темным отдавать - вот отсюда посмотрите. Действительно, на красивой лужайке, окруженной березовыми зарослями, была оставлена небольшая сосна, темная зелень которой превосходно оттеняла освещенную вечерним солнцем светлую зелень молодых берез. Грабор сам любовался и сиял удовольствием. Там над рвом на бичажку я еще дубок оставил, славный дубок, пряменький, на всякую поделку годен. Нет раскидистых дубов, а раскидистый бы лучше, и ни в какое дело не годится, целее бы был. Ну, да попытаем на счастье оставить. В Петлине работали, дерева там сажали всякие. Да мы у самой Шепелихи работали, а уж та ли барыня не чудила. Чего-чего там не делала, на полях пруды рыли, дерном откосы обкладывали, дорожки по полям проводили, цветы сажали, горы насыпали. Уж так чудила, так чудила, аглицкую парку из всего имения сделать хотела, чтобы всюду чисто было, духовито. Коровы с колоколами. Уж на что ваша Брендиха чудит, каждый год кусты с места на место пересаживает, а про Шепелиху и говорить нечего. Чудная барыня, нужно чуднее, да не найдешь. Денег сколько хочешь — одних граборов больше ста человек артель, да и цены-то какие - 60 копеек поденщина. Жаль, умерла эта барыня, много граборам работы давала. Как умерла, все работы прекратились... А вот тут канавку нужно дать, - остановился грабор. У вас тут с этой луговины сена страсть что будет. Следовало бы ребятам четвертушку поставить, заморились за эту неделю во как, лозник, ведь, все, мокрота. Уж так старались. Граборы в общей сложности принадлежат к числу зажиточных крестьян нашей местности. Некоторые деревни после "Положения" уже успели приобрести в собственность значительные помещичьи хутора, смежные с их деревнями. Они арендуют заливные луга большей частью на деньги. Дома граборы занимаются хозяйством, а зимою многие деревни занимаются обжиганием извести, выламыванием и доставкою известковой плиты. Граборские заработки составляют для них важное денежное подспорье. Главное для граборов - это иметь по возможности близко от дома заработок. На дальние заработки, на железные дороги граборы, по крайней мере обстоятельные хозяева, не ходят - разве только какие-нибудь обедневшие одиночки, бобыли, бросившие землю. Граборы ищут работы главным образом вблизи, у соседних помещиков. В настоящее время, когда помещичьи хозяйства поупали, работ стало меньше, граборы разбились на мелкие артели в 5-10 человек и очень дорожат работой у помещиков, особенно у молодых, рьяных, новеньких, которые садятся на хозяйство с деньжонками, мало знакомы с делом, любят проводить канавы на лугах и полях, копать прудочки, причем скоро ухлопывают деньжонки на дорогие граборские работы, часто для хозяйства совершенно бесполезные. Не только граборские рядчики, но и большинство граборов отлично понимают хозяйственное значение своих работ и пользу, которую они могут принести. Если хозяин будет советоваться с грабором, не будет чудить, будет требовать от грабора, чтобы делалось то, что может принести пользу, то можно вполне положиться на рядчика, что он не сделает бесполезных работ. Хороший рядчик не только сумеет осушить луг, но, как хозяин, может наперед сказать, стоит ли осушать. Он точно так же может сказать, стоит ли расчищать какую-нибудь заросль под луг или поле, нужно ли провести те или другие канавки на полях. Я много раз слышал советы опытного рядчика, что такую-то луговину не стоит осушать, потому что травы на ней все равно не будет, а в сомнительных случаях советует попробовать сначала отделать небольшую частицу и т. Но если барин сам загадывает работы, сам назначает, где проводить канавы, где плантовать, где расчищать, то грабор не только беспрекословно будет исполнять, но даже и замечаний никаких не сделает, хотя очень хорошо будет понимать, что пользы от работы не будет. Видя однажды, что граборы у соседнего помещика роют совершенно бесполезную, даже вредную канаву, я спросил у знакомого рядчика, зачем это? А нам что? Денег, должно быть, у него много, деньги ведь ему ничего не стоят, а нам что! Приказано, ну и роем. Ничего не понимает. Да ведь не всякому сунешься говорить. Коли резон представишь? Да и резоны-то наши не всегда попадают.
Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты
Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников. Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных. Кто такие отходники. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории.
Отходники в истории: понятие и значение
Распространение отходничества. Отхожие промыслы | Отходники – вынужденный уход крестьян из родных мест в XVIII-XIX веках на заработки на мануфактуры или на сельскохозяйственные работы. |
Отходники в истории: понятие и значение | Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. |
Что такое отходник? | ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. |
ДЕНЬ ВАХТОВИКА | В 1897–98 в Алатыр., Буин., Курмыш., Козьмодемьян., Тетюш., Цивил., Чебоксар., Ядрин. уездах было соответственно 4022, 1622, 29, 2064, 975, 1639, 1365, 2213 отходников, что составляло 8,1% от трудоспособного муж. населения этих уездов. Основными направлениями О. были. |
Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты | Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. |
Отходничество в россии - фотоподборка
системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. рег. тот, кто занимается ассенизацией — системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников.
Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства
В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну. крестьяне, уходящие (отходящие) из мест постоянного проживания на заработки в города. Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком. авангард пресловутого «нового опасного класса - прекариата» в современной России.
Сельские "промышленники" и отходники 19 века.
Но оказывается, еще в 18 веке возникло понятие «отходники» - крестьяне, уходящие отходящие из мест постоянного проживания на заработки в города. Возвращались выплатить денежную ренту помещику, а затем снова уезжали на заработки. В период становления капитализма отходничество было источником рынка рабочей силы. А сегодня?
В 2017 году в России насчитывалось около 1,5 млн. Вахтами работают теперь не только в нефтегазовой отрасли. И вахтовики сегодня другие.
Конечно, они по-прежнему стремятся в хорошо оплачиваемые сферы — строительство или лесозаготовки. Но в основном люди из провинции работают в Москве и С. Самая распространенная работа среди мужчин-вахтовиков - в охранных компаниях.
Вахтовики используются во всем мире, в Европе — на международных рейсах водителями, в США и Канаде — на рыболовецких судах, в Южной Корее - на полевых работах, пусть с изнуряющими условиями, но приличной зарплатой. Психологи утверждают, что работа вахтами — это образ жизни.
Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов. Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи — Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом подушной податью.
Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город.
Видны включения раковин Фото: Артём Топчий, ru. Булыжные мостовые столицы выкладывали булыжником, привезенным ими. А собирали тот камень по большей части на дне Ладожского озера. Долгое время и мостовые и каменные дома в столице строили в основном из пудожского камня. Как и пригороды, Гатчину, Петергоф, Ораниенбаум. В Петербурге отходники занимались почти всем. Приехавшие на сезонные работы крестьяне выкладывали булыжные мостовые гранитными булыжниками, собранными другими отходниками в разных волостях Санкт-Петербургской губернии. Другие приезжие привозили в город все виды провианта и обеспечивали своим трудом все этапы превращения привезенного в пищу: обращая содержимое кулей с зерном в ситный хлеб, булочки и буханки, а привезенных в город животных — в порционные куски мяса в мясницких лавках. Молочный ряд на Сытном рынке. Фото: Общественное достояние Кто-то привозил в голод молоко, а кто-то варил на нем кашу и кормил детей, находившихся на попечении.
Приезжие строили дома, штукатурили их, ремонтировали давно возведенные постройки.
Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного оброка. Играло значит, роль в период становления капитализма. При О.
Отходничество в россии - фотоподборка
Что такое отходничество в истории кратко | Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». |
Распространение отходничества. Отхожие промыслы | Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. |
Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест
Отходничество — Википедия | Кто такие отходники. |
Очерки истории родных мест. - Отходничество крестьян. | Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. |
Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это... | Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». |
Отходничество | Во-первых, отходники могут содержать опасные вещества или быть потенциально опасными для окружающей среды. |
Отходники современной России
Если учитывать данные, указанные в «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» «Сведения о крестьянском хозяйстве», Гороховецкий уезд, выпуск II, Т. Несмотря на кажущуюся близость друг от друга волостей и деревень, каждая имела свои промысловые особенности, в той или иной местности были развиты разнообразные ремесла. И человек, мастерски владеющий каким-либо промыслом, находил себе занятие в соседних волостях, а иногда даже губерниях, для этого было необходимо взять паспорт или билет , который бы разрешал им выезд за пределы места проживания и занятие отхожим промыслом. Упомянем самые распространенные: пильщики, офени, плотники, котельщики и т.
Шло время, гремели над страной революции, унося с собой привычный уклад. Новое советское государство с ленинскими декретами перевернуло обычное бытие народа. Разные правители разрушали старый мир до основания, создавали новый социалистический строй.
Гремели масштабные коммунистические стройки, появлялись протяженные каналы, строились железные дороги — силами заключенных ГУЛАГА. Трудилось неустанно и относительно свободное население. Отхожие промыслы отмерли за ненадобностью.
Теперь каждый в новом государстве был обеспечен работой и крепко привязан к месту. Но и такому глобальному социалистическому проекту, как СССР, было предрешено погибнуть. Его крах до сих пор сравнивают по своим губительным разрушительным масштабам с «тихой» гражданской войной.
И на обломках большой страны возникло новое общество: с рыночной экономикой и остальными прелестями загнивающего буржуазного строя. В1990-е годы, когда началось массовое закрытие предприятий, жители сёл и малых городов вновь занялись отхожим промыслом, казалось бы ушедшим безвозвратно. Давайте проследим сходства и различия прошлых и современных реалий.
Пилить пилой, гнуться спиной Славились далеко за пределами своих волостей местные пильщики. Это была трудоемкая и тяжелая работа. В основном на работы отправлялись целые бригады, артели по 20-40 человек.
Работали в паре, поскольку приходилось большой продольной пилой «добывать» из бревна доски, в основном толстый половой тес. Трудиться начинали в октябре с Покрова или Успенья и до Пасхи, также был сезон с начала мая до Петрова дня середина июля. Заготавливали и «круглый» лес.
В «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» сообщается: «Мытские пильщики известны давно и везде. Но последнее время, благодаря конкуренции машин, ряды пильщиков стали заметно редеть. Раньше из Верхнеландеховского района уходили в один Галич по 300 пар, теперь же только пар 30.
Но зато теперь и работа стала дороже, и живут на промысле лучше и чище. Ходят большей частью недалеко, по окрестностям, в своем уезде, под г. Владимиром …, и лишь незначительная часть пробирается за пределы губернии — в Рязанскую губернию и даже в Сибирь».
Уже с пятнадцать лет подростку можно было идти и трудиться вместе с бригадой пильщиков, этот возраст считался достаточным, чтобы освоить эту профессию. Но практика, для того чтобы стать опытным продольным пильщиком, требовалась продолжительная - чтобы стать сносным работником, нужно было проработать более двух лет. Заработок трудяги считался по тем временам значительным.
Вот как описана эта трудоемкая работа: «Работа пильщиков - одна из самых тяжелых и поравняться может разве с землекопной. Принимаются за дело чуть свет и работают до тех пор, пока ничего не станет видно. Продольные пильщики кончают несколько раньше, так как им нельзя работать в полутьме — надо разглядывать черту, по которой пилится тес; поперечные же пильщики захватывают и весь вечер.
Пятнадцати-восемнадцатичасовой рабочий день кажется короток не знающему устали пильщику, спешащему, несмотря на закат солнца, зашибить лишнюю деньгу… Можно ли удивляться, что в округе пильщиков свирепствуют по деревням ревматизм, колики в боках, какие-то удушья. Человек, проработавший 20 лет, уже не может разогнуть спины; захочет сделать в церкви земной поклон — не может подняться на ноги». Такая рабочая категория, как пильщики, продолжает существовать и по сей день.
Современные пильщики тоже трудятся в лесах Верхнеландеховского района, в соседних районах и даже нанимаются на работу на пилку леса в другие области. Существует и обратная связь: приезжают на работу в Верхнеландеховский район из других районов и даже других областей. Этот труд требует и сейчас большой затраты собственных сил, но, конечно, современная техническая оснащенность даже не снилась нашим далеким предкам.
Двуручную пилу заменила бензопила, а доску любого размера и толщины изготовят на пилораме. И двое современных пильщиков за рабочий день могут заготовить в среднем 20-30 м3 круглого леса, о такой продуктивности дореволюционные пильщики даже мечтать не могли. Работая столь интенсивно, человек получает неплохую, по местным нынешним меркам, заработную плату: если работаешь на своей технике трактор , то данная величина составляет 25-40 тысяч рублей, без техники — около 15-20 тысяч рублей.
Большое подспорье в передвижении работников даже на далекие расстояния дает автомобиль, если работаешь в своем или соседнем районе, на работу в лес можно ездить каждый день из дома, после трудового дня возвращаясь назад. У наших далеких предков такой возможности не было, они уходили на промысел надолго, жили в бревенчатых избушках в лесу по 30-40 человек, спали на деревянных кроватях, сколоченных в 3-4 яруса, такие условия не назовешь комфортабельными. Когда разговор заходит об этой профессии, сразу же вспоминается удалая песня, в основу которой взят отрывок из поэмы великого русского поэта Н.
Некрасова «Коробейники». Они еще называются «игольщики» или «коробейники». Мытская волость насчитывала 124 человека, занимающихся этим видом деятельности, из Мыта и деревень: Маклаково прослеживается этимология - «маклак» - мелкий торговец , Петелино, Подраменье, Князьково, Криковская в источнике «Материалы для оценки земель Владимирской губернии» этот населенный пункт значится как Крюковская , Детково, Высоково, Чихачи.
В Кромской волости задействовано уже большее число - 202 человека из деревень: Агафониха, Поневерье, Б. Молябуха, Б. Во времена крепостного права ходили офени исключительно от хозяина по 20-30 человек.
После освобождения от крепостной зависимости стали работать самостоятельно, имея собственный небольшой капитал в 5-20 рублей. Приходя в очередной город, офеня пускал весь свой капитал в оборот, скупал в городской лавке различный мелкий товар: бусы, платки, крестики, ленты, кольца, кружева и многое другое — который сбывался иногда в этом же населенном пункте или в окрестных деревнях и селах. Зачастую товар расходился настолько быстро, что эту лавку приходилось посещать по несколько раз на дню, приобретая новую «мелочь».
Не хватает у местных щеголих денег, офеня сейчас их выводит из затруднения: берет вместо денег и холст, и тальки, и лен, и даже тряпки. Все это он сбывает в другой деревне, часто соседней, сбывает с выгодой» источник см. Этот промысел значительно распространен и сейчас.
Конечно, у современных офеней, как правило, имеется личный транспорт, ассортимент торгующих лоточников намного разнообразнее, чем у стародавних коробейников. В этом можно убедиться, если посетить в базарный день поселок Верхний Ландех или село Мыт. Многочисленные шатры и палатки занимают практически всю территорию центральной площади.
Здесь можно приобрести всё: продукты питания, бытовую химию, бижутерию, духи, одежду, постельное белье, матрасы, подушки, занавески, технику, семена и посадочные материалы это по сезону. Базарный день напоминает массовое гулянье — многие стараются в этот день запастись продуктами, считается, что пищевые продукты свежее и дешевле, что не всегда является действительностью. Да и различные предметы одежды отличаются ценой, иногда одна и та же вещь стоит в полтора, а то и в два раза дешевле в торговых центрах города Иваново.
Именно этот момент обеспечивает приличный заработок торговцу. Судя по обновляющемуся личному транспорту в сторону его оснащенности и дороговизны — этот вид деятельности приносит неплохой доход современным офеням. Есть и такие «коробейники», которые торговле на улице в ярмарочный день предпочитают обходить с «красным товаром» различные учреждения, предлагая книги, парфюмерию, посуду, одежду, тюль и занавески.
По данным «Материалов оценки земель Владимирской губернии» в Верхнеландеховской волости 161 человек профессионально владел этим ремеслом, в Мытской волости — 44 человека, в Кромской — 23. О распространенности других строительных профессий в этой местности: каменщики, маляры, штукатуры — данный источник умалчивает. Зато на современном этапе многие жители Верхнеландеховского района, получив необходимое профессиональное обучение, могут благополучно устроиться и устраиваются на работу на большие и малые стройки городов Иваново, Москва, Владимир, Саратов, Рязань и многих других — по специальностям: монтажники, бетонщики, сварщики, маляры-штукатуры, отделочники… Правда, зачастую условия проживания бывают, мягко говоря, удалены от идеала.
Иногда приходится жить в подсобных помещениях строящегося объекта, где у людей нет даже элементарной возможности помыться. Некоторые же строительные фирмы предоставляют своим работникам общежитие и питание. Человек, обладающий профессиональными навыками и имеющий опыт, всегда найдет себе применение.
Изучив объявления в сети интернет о приеме на работу по различным строительным специальностям вахтовым методом в столице нашей родины Москве, можно обозначить такую ценовую политику: заработная плата строителей-разнорабочих — от 25 000 рублей; штукатуров-маляров, отделочников — от 30 000 до 40 000 рублей; монтажников, бетонщиков — от 45 000 до 55 000 рублей заработная плата в северных городах значительно выше, в городе Тобольске заработная плата монтажников и бетонщиков обозначена от 80 000 до 100 000 рублей и т. На рынке труда ценится профессия сварщик, в зависимости от опыта работы, разряда и профиля выполняемых работ заработная плата колеблется от 30 000 до 60 000 рублей. На данный момент это, наверное, самый распространенный «отхожий промысел» населения не только Верхнеландеховского района, но и многих областей России.
В дореволюционной Росси порядок и охрану населения обеспечивала полиция и жандармы. В Советском Союзе на себя все эти функции взяло МВД, вспомним расхожую фразу: «Моя милиция меня бережет…» После развала СССР разгул бандитизма достиг невероятного масштаба, в 1990-е годы стали организовываться частные охранные предприятия, вставшие на защиту интересов зарождающегося малого и среднего бизнеса. Первое охранное предприятие было создано в 1989 году, оно носило название «Кооперативное частное бюро».
И около двух десятилетий охранная сфера деятельности развивалась огромными темпами. Но только в 2009 году профессия «охранник» была официально зарегистрирована в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих».
Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 - начале 20 вв. Доля промышленного О. XIX в.
Большая советская энциклопедия. Смотреть что такое "Отходничество" в других словарях: В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город. Толковый словарь Ушакова. Занятия отхожим промыслом. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. В конце 18 1 й половине 19 вв. Усилилось после крестьянской… … Русская история В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности.
Усилилось после крестьянской реформы 1861. Политическая наука:… … Политология. А; ср. В России до 1917 г. Впервые зародилось в период позднего феодализма примерно с 17 в. В России получило распространение с кон. Отмечалось и ранее у оброчных владельческих крестьян бурлачество, извоз , у чуваш. В 1-й пол. В 1897—98 в Алатыр. Основными направлениями О.
Чуваши, не владевшие рус. Заработки колебались от 30—40 руб. Развитие О.
Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег, возвращались к семье. Отходники имели региональную специализацию, сохранявшуюся до Первой мировой войны 1914—1918 гг. Так, отходники из Ярославской губернии занимались торговлей, строительством, огородничеством, работали в трактирах; отходники из Санкт-Петербургской губернии большей частью женщины нанимались в услужение, мужчины летом шли на строительные работы, зимой занимались извозом.
Корзухин сбор недоимок картина.
Крестьяне на заработках в городе. На заработки картина. На заработки в город картина. Крестьянин уходивший на заработки в город. Отходники на Руси. Нижегородская ярмарка торговцы 19 век. Рыбный промысел 17 века Россия. Торговля в России 19 век.
Термин отходничество в истории. Украинский Селянин 19 век. Украинские крестьяне 17 век. Беглые крестьяне 18 век. Бондарь 17 век. Сельское хозяйство России в пореформенный период. Крепостные крестьяне 19 век. Сельское хозяйство России 19 век.
Сельское хозяйство в пореформенный период 19 века. Финские крестьяне. Капиталистыt крестьяне. Капиталист е крестьяны это. Крестьяне отходники это в истории. Босяцкий цикл Горького. Батрак Российская Империя. Крестьяне Смоленской губернии 19 века.
Крестьянские промыслы Нижегородской губернии в 18 веке. Кустарные промыслы Нижегородской губернии. Крестьяне 19 века в России стройка. Деревянные постройки в Российской империи. Деревня 19 века в России. Крестьяне 19 века Владимирской губернии. Сибирские крестьяне 19 век. Быт крестьян в 19 веке в России крестьян в 19 веке.
Отходничество причины. Старинные профессии Бондарь. Бондарь в древней Руси. Бондарь профессия. Селянин древней Руси. Отходники в России. Развитие отходничества. Нижегородская Губерния 19 век горожане.
Крестьяне Воронежской губернии 19 век. Герасимов Крестьянское восстание 1860. Крестьянский бунт мятеж восстание.