Куда выливают святую воду? Иногда случается, что освященная вода испортилась, и человек опасается употреблять ее внутрь. Когда можно освятить вербу. Освящать ветви можно на Всенощном бдении, которое будет проходить вечером накануне праздника, то есть в субботу, 27 апреля. Если святая вода испортилась, это не является каким-то дурным предзнаменованием. Купаться в святой воде можно в исключительных случаях.
Куда можно вылить старую святую воду?
Можно ли святую воду выливать в раковину. По мнению отца Николая, поступать со старыми запасами освященной в церкви воды нужно со знанием дела. Как использовать святую воду с прошлого года. Святая вода не теряет благодатной силы долгое время, и избавляться от нее нет никаких оснований. Лучше не выливать святую воду в канализацию, где она смешается с нечистотами. Существуют места, куда всё же не стоит выливать святую воду, если она испортилась. Куда девать старые церковные газеты и журналы? Что делать со старым Церковным Календарем? Когда набирать святую воду на Крещение в 2024 году по времени.
Как поступить со святой водой, набранной более года назад?
Существуют места, куда всё же не стоит выливать святую воду, если она испортилась. Можно святой водой, хоть и прошлогодней и дальше пользоваться, так как с ней ничего не случается: не зеленеет, не мутнеет и не портится. А вот выливать святую воду нельзя. Известно, что святую воду категорически запрещено выливать в раковину и в другие места, куда попадает проточная вода. Святую воду можно вылить в так называемое непопираемое место, где святыню не будут топтать ногами: в водоем с проточной водой или в цветочные горшки. Где можно взять святую воду в другие дни?
Как хранить и использовать крещенскую освящённую воду
Приближается один из самых значимых зимних праздников. Крещение, часто многие начинают задумываться над тем, куда девать святую воду с прошлого года. Также может оставаться святая вода, которую вылить жалко и употреблять не стоит. Крещенская вода Крещенской водой называют воду, освященную в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Но чаще всего крещенской называют воду, которую освятили 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином и обладает одинаковыми свойствами и иначе называется Великая Агиасма святыня. Крещение и Богоявление — названия одного и того же праздника.
Верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, как великую святыню.
На вопрос отвечает иерей Владимир Быков, настоятель Иоанно-Предтеченского соборного храма г. Кумертау: Срок хранения крещенской воды довольно долгий. Воду можно хранить несколько лет, и ее первоначальные качества не будут утрачены. Поэтому прошлогоднюю крещенскую воду используют с тем же успехом, что и набранную в этом году. Крайне редко бывает, что святая вода портится, такое случается, если хранить её ненадлежащим образом, например, под воздействием прямых солнечных лучей.
Как использовать святую воду с прошлого года Святая вода не теряет благодатной силы долгое время, и избавляться от нее нет никаких оснований.
Если жидкость не испортилась, помутнела или приобрела дурной запах, то воду спокойно употребляют внутрь при любых нуждах с молитвой и почтением, а в экстренных случаях — ежедневно. Нужно помнить, что святая вода это дар, который принимают с благодарностью. Но если человек по каким-то причинам опасается употреблять драгоценную влагу, то помогут рекомендации по использованию давней освященной воды: Умывание. Небольшим количеством воды протирают лицо, не допуская попадания жидкости в сточные воды. Особенно благоприятно воздействие агиасмы для заболевших и беспокойных маленьких детей. Вытирать лицо не обязательно, нужно дать высохнуть каплям. Принимать ванну с добавлением святой жидкости Церковью не возбраняется только в исключительных случаях, болящим и обессиленным людям и только с разрешения священнослужителя.
Здоровым духом и телом людям достаточно протереть туловище смоченными в святой воде ладонями после купания в обычной воде. Прошлогодней жидкостью можно полить цветы. Окропление постели и пищи болящего человека, смачивание компрессов и наложение на места, удручённые недугами.
Опять таки порочить СВ - святотатство и грех за коий там много всего полагается... Так чта все спиртоделы служители сатаны или просто грешники. Но святая вода сильне демонической сущности в любом проявлении.
Великая Агиасма: как набрать, хранить и использовать крещенскую воду в 2024 году
Макс им Козлов под черкнул, что святую воду «не должно употреблять с простыми бытовыми целями», например мыть ей посуду или поливать растения. Однако, если по какой-то причине, например из-за небрежного хранения или загрязнения емкости для хранения, вода испортилась, то ее нужно вылить в «непопираемое» место. По словам священнослужителя, в канализацию выливать святую воду нельзя.
Окропление постели и пищи болящего человека, смачивание компрессов и наложение на места, удручённые недугами. Использовать при поливе комнатных растений. Крестообразное окропление жилого и рабочего помещения, личных вещей или автомобиля, сопровождая чтением молитвы. Очищение жилища от негатива или при частых ссорах домочадцев, совмещая агиасму, церковную свечу и проговаривая молитву. Окропление домашних животных, защищая молитвами от болезней. Давать пить жидкость питомцам не стоит, животное не сможет воспринять воду как святыню. Помазание водой перед принятием важного решения. Не стоит набирать впрок освященную воду.
Благочестивую жидкость всегда можно набрать в ближайшем храме в любой день. Куда можно вылить Читайте также: Самый страшный грех: гордыня Святыню лучше хранить рядом с иконами. Сосуд со святой водой хранят в темном месте, рядом с домашними иконами.
Вылить святую воду можно, если она испортилась. Хотя святая вода остается свежей долгое время, и крещенскую воду верующие хранят обычно целый год, а бывает, и несколько лет, случается все же, что она становится непригодной для употребления. Но если приходится выливать святую воду, то нужно найти непопираемое по которому не ходят чистое место. Можно ли выливать святую воду в раковину? В раковину выливать святую воду нельзя.
Это святыня — и даже если она потеряла свою свежесть, ее нельзя выливать в канализацию, куда сливают всякие нечистоты. Всегда можно найти чистое место, более подходящее для того, чтобы вылить святую воду. Куда можно вылить святую воду? Святую воду можно вылить в так называемое непопираемое место, где святыню не будут топтать ногами: в водоем с проточной водой или в цветочные горшки. Можно вылить святую воду также под дерево, возле ствола которого никто не ходит и не бегают собаки. Когда можно набирать святую воду на Крещение? Святую воду на Крещение можно набирать после Божественной Литургии и Великого освящения воды 18 и 19 января. Накануне Крещения, в Сочельник, 18 января, воду освящают первый раз и начинают раздавать верующим.
В некоторых храмах раздача воды в эти два дня идет и днем и ночью с перерывами во время богослужения и набрать святую воду на Крещение можно практически круглосуточно. В других храмах, где не так много народу, воду раздают только сразу после службы и освящения или в часы, когда храм обычно открыт. Лучше уточнить заранее, как будет организована раздача в том храме, где вы собираетесь набирать святую воду на Крещение. Когда в церкви можно набрать святой воды? Набрать в церкви святой воды можно в течение всего года. Малое водосвятие может совершаться в храмах практически ежедневно, поэтому и святая вода почти всегда есть в церкви. А вот более торжественное Великое водосвятие бывает всего два раза в году — в канун и в сам праздник Крещения Господня. Крещенскую святую воду можно набрать во всех действующих православных храмах в эти два дня.
Освященная 18 и 19 января вода называется Великой Агиасмой, и отношение к ней особое. Но и освященная в течение года, и крещенская — это святая вода, во время освящения которой священник и верующие молились о Божьей милости, и нельзя сравнивать, какая вода более благодатная. Можно ли кипятить святую воду? Кипятить святую воду незачем. Святой вода становится после водосвятия — малого или великого, — то есть после чтения над ней священником особых молитв и опускания в нее креста. Воду для этого обычно берут питьевую. Во время чина освящения вода получает Божью благодать, которая в течение долгого времени сохраняет ее свежей и чистой. Если же святая вода испортилась, что тоже бывает, то ее нужно не кипятить, а вылить в какое-то чистое место.
А заваривать чай или использовать ее для готовки нельзя: святая вода — это святыня, и отношение к ней должно быть соответствующее. Можно ли пить святую воду во время месячных? Пить святую воду во время месячных можно. По благочестивой традиции женщины во время менструации не подходят к Причастию, но нет никаких запретов на принятие в эти дни святой воды и просфоры. Святую воду разрешается пить даже людям, за какие-то очень серьезные грехи временно отлученным от Святых Тела и Крови Христовых. А месячные — это естественный процесс в организме женщины, и никакой ее вины в нем нет, а потому тем более нет причины не пить святую воду во время «критических» дней. Можно ли умываться святой водой? Умываться святой водой — то есть набрать немного в ладонь и протереть лицо — можно.
Но не нужно умываться святой водой, как будто бы это вода в умывальнике, разбрызгивать ее во все стороны и выливать излишки в раковину. Это святыня, и отношение к ней должно быть бережное. Умываться святой водой нужно не для того, чтобы, например, «снять порчу» как иногда думают люди , а чтобы соприкоснуться с дарованным нам источником Божьей благодати. Можно ли умывать ребенка святой водой? Умывать ребенка святой водой можно, аккуратно растерев небольшое количество у него по лицу. Но делать это нужно не «от сглаза», как иногда думают родители, а с верой, что святая вода дает нам возможность соприкоснуться с Божьей благодатью. Можно ли умывать святой водой некрещеного? Умывать святой водой некрещеного можно.
Пить или помазываться святой водой могут все, кто верит в ее благодатное действие, но кто при этом не относится к святой воде как к некоему оберегу. Святая вода — это не волшебное лекарство, а святыня, которая, если человек сам стремится к Богу, может дать ему некоторую поддержку на этом его пути. Можно ли мыть полы святой водой? Мыть полы святой водой нельзя. Даже старую, неподходящую к употреблению святую воду выливают в так называемое «непопираемое место», то есть туда, где не ходят ногами, где не будут топтать святыню.
Это центр богослужебной жизни христианина. Есть традиции благочестивые, в которых нет ничего плохого — наоборот, они помогают человеку приблизиться к Богу. Они не главные, и в определенные моменты могут меняться, уходить, приходить.
А есть уже околоцерковные традиции, иногда даже суеверия, которые пришли из внешних сфер жизни, даже из языческого прошлого. И они как раз и могут человека увести в сторону. Вот очень яркий пример второстепенных традиций — культ источников. Святые источники есть во всех религиях мира. Это памятные места, они святы своей древностью, они святы для нас памятью о том человеке, с которым связан этот источник, но они не являются самодостаточной святыней, которая может человека привести к Богу сама по себе. Священник Виктор Гавриш И когда человек приезжает в Дивеево — я знаю такие случаи, — он не идет на литургию, он не идет на исповедь или Причастие, он вообще проходит мимо богослужения. Он бежит скорее — ему надо в этот источник окунуться, в этот, в этот, туда сходить, сюда сходить, приложиться к камешку, к дереву, еще к чему-то. Получается, что вроде и хорошее дело, но для него второстепенное становится на место главного.
В этом нет личных отношений с Богом. И в самих по себе ритуалах вроде бы нет ничего плохого. Скажем, молодой человек девушке дарит цветок — это ведь тоже ритуал. Проблема в чем? Когда внешняя оболочка наполнена внутренним содержанием — это одно. Когда за внешним не стоит ничего, тогда этот ритуал теряет свой смысл. Муж и жена в напряженных отношениях, он весь год ее унижает, а на 8 Марта покупает дежурный букет. Мы чувствуем, что за этим мало что стоит.
Ужасно, когда эта фальшь начинается в духовной жизни. И здесь можно найти много разных причин. Одна из них — психологическая. У человека в принципе может быть много внутренних проблем, и его повышенная тревожность нуждается в компенсации. Человек эту компенсацию находит в неких внешних действиях. И вот он выполняет иногда не совсем понятные ему действия в надежде, что тревога уйдет. Но в духовной жизни так не работает. У большинства людей понятие о благодати Божией как об электричестве.
Ты включаешь вилку в розетку — если контакт нигде не нарушен, лампочка загорелась. Главное — выполнить правильную последовательность определенных ритуалов, и тогда обязательно будет благодать. Поэтому так и распространены сборники, где нужно прочитать сорок раз такую-то молитву, сделать определенное количество поклонов, съездить подать поминания по семи монастырям или даже по сорока, и тогда обязательно должен быть какой-то результат. В сорок монастырей — это чтобы ее ведрами можно было носить? И если ты выполнил все правильно, но твоя душа не чиста, Господь не то что не услышит твою молитву, Он может ее не исполнить. Как в Евангелии сказано: «…если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим». То же самое происходит в любой другой сфере духовной жизни. Мы надеемся на правильное совершение тех или иных действий, забывая о внутреннем преображении, о работе над собой.
И это свойственно не только малоцерковным людям, это очень часто встречается и среди прихожан с большим стажем. Люди едут поклониться мощам, набирают этих бутонов, камешков, мешочков с землей с могил старцев, поясков и прочее. В чем принципиальное отличие таких «святынек» и амулетиков от частиц мощей? Например, мы почитаем такого-то святого, да? От него осталась одежда, остались вещи, которыми он пользовался. Они святы для нас как память об этом человеке, мы ощущаем близость этого святого, когда молимся рядом. Например, епитрахиль праведного Иоанна Кронштадтского. Когда я стоял в двух шагах от нее, я ощутимо себе представил, что сам отец Иоанн надевал эту епитрахиль, молился за людей.
И у меня было желание обратиться к нему с молитвой. Но можем ли мы считать, что сама по себе эта епитрахиль по умолчанию раздает благодать? Является ли она тем самым проводом, по которому электричество оттуда с неба придет на землю, чтобы загорелась лампочка? Все зависит от человека, от его веры. Для человека верующего, который осознает, что это святыня, она может быть подспорьем в обращении к святому в молитве, но опять же не самодостаточной вещью, которая автоматически совершает чудеса. Я знаю людей, которые собирают дома целые коллекции камешков, песочка из монастырей, из разных памятных мест, водичку от разных молебнов разным святым: эта вода от Пантелеимона, эта от Неупиваемой Чаши, эта от того, эта от сего. Извините, самая высокая святыня — Евхаристия. Сам Господь в этой Чаше.
Мы молимся о том, чтобы Господь вошел и был посреди нас на литургии. Как память — это понятно. Человек привозит домой камешки, я в свое время тоже привозил до определенного момента, ну как-то интересно было. Плохо, когда люди начинают приписывать этим вещам какие-то чудотворные свойства. Я лично это не приветствую. В церковной лавке должны быть иконы, Священное Писание, духовная литература в первую очередь. Когда человек обставляется огромным количеством вот этого всего, на мой взгляд, нарушается заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе». Когда у человека дома две-три иконы, перед которыми он молится, он относится к ним с благоговением.
Когда у него тысяча и одна иконка — ламинированные, маленькие и большие, и такие, и сякие, которые он отовсюду привез, — они пылятся. Я считаю, что в этом есть определенное небрежение. То же самое, например, когда люди набирают бесконечное количество святой воды, потому что она «будет стоять дома, меня оберегать». При этом человек ее не пьет, не молится, не ходит в храм. Зачем тогда она у него стоит? На соборование его приносят банками, потом хранят. Естественно, масло портится, банки приносят назад на следующий год. Какой в нем сакральный смысл?
Я, наверно, сейчас как-то сложновато выразился… Например, священник кладет епитрахиль, читает разрешительную молитву, крестит человека. Является ли возложение епитрахили само по себе гарантией прощения грехов? Это внешнее действие, которое сопутствует. Апостолы не возлагали епитрахиль, в то время не было еще облачений. То есть здесь присутствуют покаяние и молитва человека, облеченного даром священства, чтобы прощать грехи.
Зачем святить вербу в Вербное воскресенье: история и традиции
- Как правильно набирать святую воду на Крещение и что нельзя с ней делать
- Когда и где можно набрать святую воду?
- Как можно использовать святую воду после Крещения в 2024 году
- Что делать с прошлогодней крещенской водой? Рекомендации, что можно делать со старой святой водой.
- Куда нужно девать прошлогоднюю воду накануне Крещения
- Что можно, а что нельзя делать со святой водой
Что делать с прошлогодней крещенской святой водой?
Это можно сделать на любом участке земли, где не ходит человек и не пробегает бродячее животное. Можно вылить в реку или ручей с течением,также в сухой колодец или дренажную систему при храме. Это надо делать с разрешения священника. Непозволительным считается соприкосновение освященной влаги с нечистотами — канализационным сливом или выгребной ямой.
Что делать со старым Церковным Календарем? Церковное Масло испортилось, что делать? Как правильно поступить чтобы не допустить греха и проявить к ним положенное почтение... Об этом Вам расскажет иерей Димитрий.
Но если человек по каким-то причинам опасается употреблять драгоценную влагу, то помогут рекомендации по использованию давней освященной воды: Умывание. Небольшим количеством воды протирают лицо, не допуская попадания жидкости в сточные воды. Особенно благоприятно воздействие агиасмы для заболевших и беспокойных маленьких детей. Вытирать лицо не обязательно, нужно дать высохнуть каплям. Принимать ванну с добавлением святой жидкости Церковью не возбраняется только в исключительных случаях, болящим и обессиленным людям и только с разрешения священнослужителя.
Здоровым духом и телом людям достаточно протереть туловище смоченными в святой воде ладонями после купания в обычной воде. Прошлогодней жидкостью можно полить цветы. Окропление постели и пищи болящего человека, смачивание компрессов и наложение на места, удручённые недугами. Использовать при поливе комнатных растений. Крестообразное окропление жилого и рабочего помещения, личных вещей или автомобиля, сопровождая чтением молитвы. Очищение жилища от негатива или при частых ссорах домочадцев, совмещая агиасму, церковную свечу и проговаривая молитву.
Не стоит ставить святую воду в холодильник. Недопустимо и то, чтобы святая вода попала в сток.
Святую воду нельзя выливать в раковину или канализацию. Если вода испортилась, её необходимо вылить в реку или другой природный источник. Святую воду не выплёскивают на землю. Её выливают в «непопираемое» место, то есть в то место, по которому не ходят люди не попирают ногами и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, в цветочный горшок, в чистое место под деревом. Принимая или отдавая крещенскую воду, ни в коем случае нельзя ругаться, ссориться, сквернословить.
Рекомендации, что можно делать со старой святой водой
Святую воду нужно и можно пить, но делать это следует натощак. Её нельзя выливать в раковину, если появилась такая необходимость, то это нужно сделать в цветочный горшок, под дерево, в какой-либо водоём и пр. Набрать в церкви святую воду можно в течение всего года. Нет, это очень хороший вопрос, потому что, думаю, будет немало вопросов, что делать с бутылками, на которых наклейки с храмами, крестами, иконами. Уже появля. Можно ли разбавлять святую воду?
Как хранить и использовать крещенскую освящённую воду
А так же можно ли выбрасывать вещи, окропленные святой водой, на помойку? Можно сжечь и пепел закопать в чистом месте. Можно, наконец, отнести в храм и отдать сторожу. Там ее благочестиво «утилизируют». Думаю, что здесь вопрос в отношении к этому человека. В принципе вода святой по всему миру не становится. Если вода освящена в реке, то именно в этой реке вода будет святой.
Что такое святая вода? Обычная по происхождению и составу вода, которая после совершения особого молебна приобрела освящающие, благодатные и исцеляющие свойства. Молебен называется водоосвящением, или водосвятием. Для чего используют святую воду?
В православной Церкви святая вода считается источником Божьей благодати в таинственном освящении всех и всего. Она сопровождает верующего с момента его крещения и до упокоения: тело усопшего, гроб, и даже земля на кладбище кропятся святой водой. Святая вода сопутствует верующему всю его жизнь, и не только в болезнях. Святой водой благословляют путешествующего, окропляют учащихся перед началом обучения. Освящают дом - перед началом строительства, и потом, когда мы там уже живем. И, конечно, святой водой окропляют все предметы церкви, имеющие священное назначение. На основании чего святой воде приписывают такую силу? На основании опыта миллионов. Специально не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую людей просвещенных. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.
Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет. А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника "Очерки гнойной хирургии", врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач.
Опять же, означает ли это, что Бог не услышит ее молитву? Господь услышит. Здесь уже момент чисто культуры и эмпатии. Я уважаю людей, которые стоят со мной в храме, я не буду приходить в одежде, пахнущей бензином, в грязной одежде или в одежде, которая будет мешать другим молиться. Странно приходить девушке в монастырь, где люди приняли обет безбрачия, в соблазняющей одежде. А с другой стороны, если у нее что-то случилось, она пришла в первом попавшемся, — да, ну пришла и пришла. Слава Богу, пришла, а не в петлю полезла… Как-то приходит ко мне женщина, лет 35-ти. Говорит: «У нас ссора, муж не церковный, и он запрещает мне в храм ходить. Наверное, я с ним разведусь». Я прошу: «Подождите, поподробнее… С чего все началось? Это очень хорошо. Человек старался проникнуться духом монашеской жизни. Но ей какая-то матушка сказала, что Страшный Суд может наступить в любой момент, а ты должна предстать перед Богом одетой. И ты тоже должна спать в халате и платочке, потому что должна предстать перед Богом, как в храме стоишь». Представьте реакцию мужчины, мало воцерковленного, у которого вдруг жена приехала из монастыря. Они люди молодые, и он ждет, что она наденет какую-нибудь кружевную рубашечку, которая ему нравится. А она вместо этого напяливает халат махровый, повязывает платок и ложится в таком виде. Сказать, что я был в шоке, — это не сказать ничего, хотя я много чего слышал. Давайте определимся: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Семья есть малая церковь. Это тоже определенная социальная ячейка. Вы тот устав сюда не несите. Принято у них так в монастыре — пожалуйста, там можете спать как угодно. Но то, как муж и жена одеваются в своей семье, что они делают в своей спальне, — это не касается никого. И не надо сюда подводить никаких религиозных мотиваций, потому что на кону стояла семья этой женщины, она трещала по швам. А женщина была недавно воцерковленная и все воспринимала как откровения небесные. Я сказал: «Не беспокойтесь, Господь нас видел голенькими, когда мы рождались. Он нас сотворил». Говорят, что после Причастия нельзя плеваться. Соответственно, нельзя чистить зубы, есть семечки и рыбу, чтобы тоже потом не плюнуть. Они, в общем-то, вполне понятны. То есть человек принял святыню — и, конечно, чтобы не выплюнуть частички Причастия, лучше какое-то время от подобных вещей воздержаться. С другой стороны, человек же Причастие запивает. Запивка — как раз для того, чтобы ополоснуть уста и чтобы никакие крошки не остались. Я своим прихожанам советую, что три часа после Причастия лучше все-таки не выплевывать. Но если у человека какие-то болезни, если ему приходится сплюнуть, тут я рекомендую лучше взять с собой бутылочку воды и хорошенько прополоскать рот сразу после Причащения. Но, извините, после Причастия до вечера проходит много часов. И перед сном надо почистить зубы. В общем-то, я чищу. Первые два-три часа все-таки в полости рта что-то может быть в промежутке между зубами. Это чисто практические вещи. Опять же, вот человек пообедал, съел первое, второе, к этому моменту, думаю, он уже все частички поглотил. Если вдруг ему надо есть рыбу и попалась косточка, то надо сплюнуть все и спокойно к этому относиться. Есть другой момент. Я лично думаю, что лучше на день Причастия не планировать визит к стоматологу. Это имеет под собой какие-то основания? Если человек на следующий день собирается причащаться, он исповедовался накануне, то лучше ему вечером не идти в компанию, где будут пересуды, ненужные разговоры и сплетни — чтобы сохранить вот эту сосредоточенность. Но это не означает, что он не должен ни с кем общаться. Например, если его пригласили в гости, он может пойти к своим друзьям, к родным, поздравить близких людей. Например, очень яркая ситуация — первое января. Время от времени каждому священнику приходится служить первого января, даже если он не служит ночную. А его родные пригласили праздновать Новый год. Он что, должен сказать: «Вы знаете, у меня служба и вообще пост, и вы все тут безбожники, а я такой благочестивый, я к вам не пойду»? Да нет, сходи, поздравь близких, покушай там чего-то постненького. Конечно, если я приду в эти гости и буду там отплясывать, петь песни, участвовать в каких-то обсуждениях, что вот вокруг все плохие, мы одни хорошие, это будет неправильно. Надо смотреть, что за гости, что за люди меня приглашают. Тут уже здравый смысл и личная ответственность христианина. Только он ответственен за свою духовную жизнь — не батюшка, не кто-то там, не книжка, которую ты прочитал, а ты сам, взрослый человек. Чего только не встретишь. Нельзя слишком кланяться, потому что преломляешь крест. И наоборот: надо кланяться на совесть. Надо часто. Надо редко. И пусть меньше, да лучше. Количество не всегда здесь переходит в качество. Я знаю людей, которые во время чтения молитв начинают беспрерывно креститься часто или медленно — и это уже идет как невроз. То есть человек не может без креста читать молитву. Лучше перекреститься благоговейно — не торопясь, полностью, а после поклониться. И сделать это один раз. Можно перекреститься и поклониться два, три, пять раз за всю службу, не обязательно это делать на каждом прошении ектеньи, на каждый возглас или каждый раз, когда хор поет «Аминь». Здесь это вообще не регламентировано. Если это помогает нам молиться, хорошо.
Вероника Словохотова Сергей Щедрин И почему в храм можно ходить без платка Приложить к больному месту цветок, освященный на мощах, найти самую эффективную молитву, подать записки в семи монастырях, набрать 50 литров святой воды, чтобы она охраняла дом… Это далеко не полный перечень околоцерковных суеверий. Что с ними не так и почему они уводят от настоящей духовной жизни, Вероника Словохотова узнала у священника Виктора Гавриша. Как вы относитесь к таким просьбам? Это безобидное суеверие. Но плохо, когда человек уходит от реальной духовной жизни в обрядоверие. Он собирает дома цветочки, камешки, они его лечат, как он себе это представляет… Причем человеку реально может становиться лучше: он себя настроил, заварил эти листочки — психосоматику никто не отменял. Вопрос в том, что все это может уводить от главного. И второе — их «целебный», так скажем, потенциал бывает переоценен. Я знаю несколько таких случаев, когда людям с онкологическими заболеваниями говорили, что врач не поможет, а помогут поминания в сорока монастырях. И человек старательно ездил. Конечно, его стремление похвально, но проблема в том, что он ездил не ко Христу. Для него литургия была не связью с Богом — просто надо было выполнить непонятный, но, как ему казалось, эффективный духовный ритуал. В результате это не помогло, время было упущено, болезнь перешла в неизлечимую стадию. Священник Виктор Гавриш — клирик в храме Михаила Архангела, г. Талдом Московская область. В Церкви есть Традиции с большой буквы. Скажем, Евхаристия. Это центр богослужебной жизни христианина. Есть традиции благочестивые, в которых нет ничего плохого — наоборот, они помогают человеку приблизиться к Богу. Они не главные, и в определенные моменты могут меняться, уходить, приходить. А есть уже околоцерковные традиции, иногда даже суеверия, которые пришли из внешних сфер жизни, даже из языческого прошлого. И они как раз и могут человека увести в сторону. Вот очень яркий пример второстепенных традиций — культ источников. Святые источники есть во всех религиях мира. Это памятные места, они святы своей древностью, они святы для нас памятью о том человеке, с которым связан этот источник, но они не являются самодостаточной святыней, которая может человека привести к Богу сама по себе. Священник Виктор Гавриш И когда человек приезжает в Дивеево — я знаю такие случаи, — он не идет на литургию, он не идет на исповедь или Причастие, он вообще проходит мимо богослужения. Он бежит скорее — ему надо в этот источник окунуться, в этот, в этот, туда сходить, сюда сходить, приложиться к камешку, к дереву, еще к чему-то. Получается, что вроде и хорошее дело, но для него второстепенное становится на место главного. В этом нет личных отношений с Богом. И в самих по себе ритуалах вроде бы нет ничего плохого. Скажем, молодой человек девушке дарит цветок — это ведь тоже ритуал. Проблема в чем? Когда внешняя оболочка наполнена внутренним содержанием — это одно. Когда за внешним не стоит ничего, тогда этот ритуал теряет свой смысл. Муж и жена в напряженных отношениях, он весь год ее унижает, а на 8 Марта покупает дежурный букет. Мы чувствуем, что за этим мало что стоит. Ужасно, когда эта фальшь начинается в духовной жизни. И здесь можно найти много разных причин. Одна из них — психологическая. У человека в принципе может быть много внутренних проблем, и его повышенная тревожность нуждается в компенсации. Человек эту компенсацию находит в неких внешних действиях. И вот он выполняет иногда не совсем понятные ему действия в надежде, что тревога уйдет. Но в духовной жизни так не работает. У большинства людей понятие о благодати Божией как об электричестве. Ты включаешь вилку в розетку — если контакт нигде не нарушен, лампочка загорелась. Главное — выполнить правильную последовательность определенных ритуалов, и тогда обязательно будет благодать. Поэтому так и распространены сборники, где нужно прочитать сорок раз такую-то молитву, сделать определенное количество поклонов, съездить подать поминания по семи монастырям или даже по сорока, и тогда обязательно должен быть какой-то результат. В сорок монастырей — это чтобы ее ведрами можно было носить? И если ты выполнил все правильно, но твоя душа не чиста, Господь не то что не услышит твою молитву, Он может ее не исполнить. Как в Евангелии сказано: «…если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим». То же самое происходит в любой другой сфере духовной жизни. Мы надеемся на правильное совершение тех или иных действий, забывая о внутреннем преображении, о работе над собой. И это свойственно не только малоцерковным людям, это очень часто встречается и среди прихожан с большим стажем. Люди едут поклониться мощам, набирают этих бутонов, камешков, мешочков с землей с могил старцев, поясков и прочее. В чем принципиальное отличие таких «святынек» и амулетиков от частиц мощей? Например, мы почитаем такого-то святого, да? От него осталась одежда, остались вещи, которыми он пользовался. Они святы для нас как память об этом человеке, мы ощущаем близость этого святого, когда молимся рядом. Например, епитрахиль праведного Иоанна Кронштадтского. Когда я стоял в двух шагах от нее, я ощутимо себе представил, что сам отец Иоанн надевал эту епитрахиль, молился за людей. И у меня было желание обратиться к нему с молитвой. Но можем ли мы считать, что сама по себе эта епитрахиль по умолчанию раздает благодать? Является ли она тем самым проводом, по которому электричество оттуда с неба придет на землю, чтобы загорелась лампочка? Все зависит от человека, от его веры. Для человека верующего, который осознает, что это святыня, она может быть подспорьем в обращении к святому в молитве, но опять же не самодостаточной вещью, которая автоматически совершает чудеса. Я знаю людей, которые собирают дома целые коллекции камешков, песочка из монастырей, из разных памятных мест, водичку от разных молебнов разным святым: эта вода от Пантелеимона, эта от Неупиваемой Чаши, эта от того, эта от сего. Извините, самая высокая святыня — Евхаристия. Сам Господь в этой Чаше. Мы молимся о том, чтобы Господь вошел и был посреди нас на литургии. Как память — это понятно. Человек привозит домой камешки, я в свое время тоже привозил до определенного момента, ну как-то интересно было. Плохо, когда люди начинают приписывать этим вещам какие-то чудотворные свойства.
Вербное воскресенье в 2024 году: когда освящать вербу и чем её можно заменить
Куда выливают святую воду? Иногда случается, что освященная вода испортилась, и человек опасается употреблять ее внутрь. Тогда остатки воды выливают в место, далекое от нечистот. Вылить на тропу, где ходят люди или животные, в канализацию — нельзя! Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Святую воду можно использовать как душе угодно.
Как утилизировать святую воду: 5 безопасных мест
- Как поступить со святой водой, набранной более года назад?
- Что делать с прошлогодней освященной водой?
- История праздника
- Есть только два места, куда можно вылить святую воду. Раковину к ним не относят