Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
Синод постановил утвердить следующий состав Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. 6 февраля в Князь-Владимирском храме Главного здания ПСТГУ почтили память новомучеников и исповедников Российских и совершили поминовение всех усопших, пострадавших за веру Христову в период гонений. В конференции «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» принял участие епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий, в сопровождении руководителя. В списке есть как новомученики, исповедники, так и неканонизированные христиане, жертвы политического террора государства в период после октября 1917-го года.
Слово в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских
Совершая молитвенное поминовение подвижников благочестия, прославляя новомучеников и исповедников Церкви Русской, изучая их жития, собирая по крупицам воспоминания уже совсем немногих очевидцев их подвига, мы приобщаемся к их духовному опыту деятельной любви ко Христу, укрепляемся их силой и научаемся поступать достойно званию, к которому мы призваны. Молитвами подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Церкви Русской да поможет и нам Господь быть верными свидетелями Его! Благодарим владыку Георгия за то, что когда-то в недрах Приволжского округа родилась идея проведения такого форума, которая потом распространилась по другим округам». С докладами на тему почитания местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви русской в монастырях епархий Русской Православной Церкви выступили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Вятский и Слободской Марк, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. В рамках выступления главы Нижегородской митрополии был продемонстрирован подготовленный телекомпанией «Образ» фильм, в котором представлена история развития традиций церковного почитания святых на протяжении пяти столетий. В частности, присутствующие смогли ознакомиться с историей сохранения памяти подвижников благочестия на нижегородской земле. На примере подвижников, входящих в Собор Дивеевских святых, в киноленте прослеживается путь от их народного почитания до общецерковного прославления. В настоящее время сестры Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря занимаются изучением фондов в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода относительно деятельности и подвижнической жизни первой настоятельницы Дивеевской обители игумении Марии Ушаковой. Была организована поездка на ее родину в город Тулу и Веневский район Тульской области, где состоялись встречи с краеведами и архивистами.
С 2008 года по благословению настоятельницы Дивеевской обители игумении Сергии Конковой ведется сбор данных о благодатной помощи по молитвам игумении Марии, основанный на свидетельствах сестер монастыря и приезжающих паломников. В 2018 году издана книга «Серафимо-Дивеевский монастырь и его первая игумения Мария Ушакова ».
Ежегодные концерты в Соборной палате стали доброй традицией Камерного хора в течение последних 5 лет. Также в рамках программы состоится серия бесплатных экскурсий по экспозиции «Московский Епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций». Нам бы очень хотелось, чтобы мероприятия, посвященные дню памяти святых Епархиального дома, стали традицией и проводились у нас ежегодно», — отмечает руководитель Центра «Соборная палата» Елизавета Алексеевна Фигуркова. Вход по бесплатной регистрации. Узнать больше о мероприятиях и зарегистрироваться можно на сайте Соборной палаты.
Согласно ленинской терминологии монашествующие теперь — «антисоветски настроенные лица», «ярые церковники», которые проводят «антисоветскую агитацию» при помощи своих «провокационных измышлений». Сотрудники ОГПУ, фабрикуя дела, писали просто: «контрреволюционные элементы, ведущие систематическую контрреволюционную агитацию, а также изготовляющие и распространяющие церковно-монархические произведения в виде гимнов, стихов и акафистов». Это наш народ, самые лучшие его представители, которые якобы мешали построить светлое будущее.
Мы знаем, что эти новомученики и исповедники сегодня молятся о стране нашей, о Церкви нашей, и не является ли тот подъем, духовный и материальный, который, несмотря на трудности, мы все сегодня видим, ответом Божиим на тот подвиг жертвенный и на ту молитву, которую возносят к Его престолу наши святые новомученики и исповедники, предшественники наши по пребыванию в ограде Святой Русской Православной Церкви? Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом создана и поддерживается документальная база данных, в которой собрана информация о более чем 32000 пострадавших священнослужителях и мирянах. Среди них, конечно, есть и новомученики, которые еще не канонизированы по недостатку достоверных сведений об их подвиге.
Когда люди читают древние жития великомученика Георгия, мученицы Татьяны, великомученика Пантелеимона и многих других, у них иногда возникает впечатление, что это сказка, потому что невозможно такое вытерпеть. Все эти колесования, протыкания копьями, другие страшные мучения. И долгие века, казалось, и ответить на это нечего. Ну, как человек может такое вытерпеть? До ХХ века, когда выяснилось, что неимоверное, неимоверное и физически, и нравственно, Бог дает силы перенести тем, кто на него уповает до конца. Известно уже теперь, что лучше НКВД и этой организации под всеми другими названиями , чисто статистически добиваться результата на следствии никто не умел. Результативность гестапо от результативности НКВД отставала на порядок.
«Святые примеры всегда зовут к подражанию» (память о новомучениках в Валаамском монастыре)
После Божественной литургии была отслужена панихида. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917—1918 годов. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Хотя верующие в советский период почитали новомучеников, празднование их Собора могло совершаться только тайно. Лишь в марте 1991 года Поместный Собор постановил восстановить поминовение тех, кто пострадал за веру. В воскресенье 4 февраля 2024 года в Казанском соборе города Людиново после Божественной литургии настоятель храма протоиерей Алексий Жиганов в сослужении клириков иерея Алексия Сначёва и диакона Андрея Соколова совершили панихиду о всех пострадавших и убиенных в годину гонений за веру Христову, не прославленных святых. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Многие прославлены в лике святых.
Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников : святителей и иереев , царственных страстотерпцев , благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен. Перевод: Цветы российского луга духовного во времена жестоких гонений удивительно расцветшие новомученики и исповедники бесчисленные, святители и пастыри, монахи и миряне, мужья, жены и дети, прекрасный плод в терпении Христу принесшие, молитесь Ему, как возрастившему вас, да избавит людей Своих от безбожных и злых, да укрепляется же Церковь Русская кровью и страданиями вашими для спасения наших душ.
Архив новостей.
Собор новомучеников и исповедников Российских
Смотрите онлайн видео «Памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.» на канале «Вера: основа жизни» в хорошем качестве, опубликованное 28 декабря 2023 г. 4:37 длительностью 00:31:45 на видеохостинге RUTUBE. Передвижная выставка "Русская Голгофа" памяти новомучеников и исповедников открылась во дворе храма иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Большой Ордынке. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Собор новомучеников и исповедников Российских | Храм Новомучеников и Исповедников Российских. |
Чувашская Митрополия и Чебоксарская епархия | 9 февраля 2020 г., в Неделю о мытаре и фарисее и день памяти новомучеников и исповедников Российских, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил Божественную литургию в Александро-Невском соборе г. Краснодара. |
Проповедь в день памяти Новомучеников и исповедников Российских
Левашовская пустошь в годы гонений на Церковь в 30-х годах ХХ столетия стала поистине Голгофой для Петербурга. В дороге в автобусе историк Марина Кузнецова-Миловидова рассказала об истории Левашовской пустоши - секретном полигоне НКВД, где в годы гонений было похоронено около 47 тыс. Возможно, это самый большой полигон в России. В храме Державной иконы Божией Матери есть их потомки и те, чьи предки прославлены в чине новомучеников и исповедников Российских.
Памятник "Молох тоталитаризма" напротив входа в Левашовскую пустошь. На территории Левашовской пустоши в бывшем домике караульного действует музей "Политических репрессий", в котором собраны свидетельства тех страшных лет - письма, документы, фотографии. Звонница на Левашовской пустоши.
В Соборной палате с 12:30 состоится показ избранных серий проекта «Слово новомучеников» и у гостей будет возможность задать вопросы авторам проекта. В завершение показа в Соборной палате состоится небольшой концерт фортепианной музыки. Ежегодные концерты в Соборной палате стали доброй традицией Камерного хора в течение последних 5 лет. Также в рамках программы состоится серия бесплатных экскурсий по экспозиции «Московский Епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций». Нам бы очень хотелось, чтобы мероприятия, посвященные дню памяти святых Епархиального дома, стали традицией и проводились у нас ежегодно», — отмечает руководитель Центра «Соборная палата» Елизавета Алексеевна Фигуркова.
The sister had received this particular number while at the concentration camp.
Now the Cup of Salvation is being given to each of you: will you be able to drink of it worthily? Before, you were together as if one large burning candle and now you are divided into separate tiny candles. Keep them aglow.
После сугубой ектении Владыка вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. По заамвонной молитве состоялись крестный ход и славление перед иконой новомучеников Новодевичьего монастыря. По окончании богослужения Его Высокопреосвященство обратился к собравшимся с архипастырским словом: Возлюбленные о Господе! Сегодня особый день в церковной жизни города Москвы и Новодевичьего монастыря, потому что мы празднуем память священномученика Сергия Лебедева, монахинь-преподобномучениц нашей обители и блаженной Матроны Московской. Когда речь заходит о жизненных трудностях, мы говорим: «В прежние времена жили святые, им Господь помогал, и они спасались».
Новости по теме
- Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
- 5 февраля — день памяти собора новомучеников и исповедников Российских
- Чувашская Митрополия и Чебоксарская епархия
- Читайте также
СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
В этот день Православная Церковь совершает память Новомуеников и Исповедников Царская семья являли всю полноту христианской любви. Как епархии и приходы Русской православной церкви хранят память о новомучениках и исповедниках, что делают для изучения их опыта любви, свободы и верности Христу и Церкви. 5 февраля Православная Церковь празднует память собора новомучеников и исповедников Российских. Сегодня Церковь чествует новомучеников и исповедников Российских. Когда они совершали свой подвиг, это была темная страница нашей истории: гонения на церковь и преследование священнослужителей и верующих. Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
День памяти Новомучеников и исповедников Мытищинских
Пожертвовать и попросить помолиться:Пожертвование на просветительские проекты или иные нужды:карта Сбербанка: 5469 5500 2810 6794карта ВТБ: 5368 2901 6029 07. 6 февраля, в день памяти собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова по окончании. Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских. Общецерковным празднованием считается 7 февраля () – если эта дата приходится на воскресенье.
Собор новомучеников и исповедников Российских
В конце 2000 года начал распространяться Православный церковный календарь 2001, изданный во Владимирской епархии по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Евлогия. В этот календарь внесены имена всех святых, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. Православный церковный календарь. С указанием дней памяти новопрославленных святых. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Следите за обновлениями: Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства - Доклад заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина, сделанный им на IV Валаамских образовательных чтениях «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего», посвященных Году Российской истории 18-19 мая 2012 г.
Нам очень далеко до их меры.
Они были воистину гигантами духа. Мы же до сих пор стоим на их плечах. Мы — духовные карлики, немощные, поврежденные страстями, слабые духом, малые верой и не способные вовсе перенести всех тех испытаний, которые выпали на их долю. Сегодня люди мечутся — одни уходят в страну греха, другие пытаются как-то утвердиться за счет прежних достояний и достижений, но часто не тех, на основании которых может созидаться и церковная жизнь, и жизнь семейная, общественная и государственная. В XX веке, когда писались хорошие книги и снимались добрые фильмы, когда люди еще как-то понимали, что такое хорошо и что такое плохо, и умели отличать белое от черного, грех от добродетели, — всё это совершалось вовсе не благодаря тем образчикам, к которым сегодня пытаются возвратиться в культурной и образовательной жизни, полагая, что в них кроется успех созидания, а благодаря тому духу, который был заложен людьми верующими и который они передавали своим детям и внукам, кои, может быть, и не были религиозными, но по духу, по сути по своей были продолжателями евангельской христианской жизни.
И если сегодня мы будем пытаться основывать воспитание и образование на каких-то прежних, советских формах, которые вроде бы и красивые, и правильные, но не имеют жизни, не укоренены в жизни евангельской, в вере в Бога, а значит, не освящены Им и не долговечны, — мы наступим на те же грабли, на которые наступили прежде бывшие поколения, которые разрушали церкви, презирали священнослужителей, гнали верных и боролись с Богом, думая, что без Него можно построить рай на земле, устроить счастье и решить все проблемы. Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века — вот то семя, которое и сегодня способно принести добрый плод. И именно к их примеру, к их житию, изучению их веры и подвигов, их историй мы должны вернуться сегодня, в тяжелые годы XXI века, и учить на их примерах, а не на каких-то других молодое поколение, называть в честь них улицы, города и веси, школы и университеты, в крещении — детей в честь них. Именно они подлинные герои духа и святые люди Отечества нашего. Мы перед ними в огромном долгу.
Сегодня мы прославляли их поименно: во время литии прозвучали имена архиереев, многих священников, монахов и мирян Тверской земли, которые прославлены у Бога как люди, которые кровью своей истину соблюли и веру не предали.
Его не расстреляли, но вызвали якобы на требу в соседнюю деревню морозным вечером, и в открытых санях возили вокруг, пока он не замерз. Приехали в галерею "Митьки", где была подготовлена выставка работ прихожан храма Державной иконы Божией Матери на тему "Родина". Некая доминанта, ради которой люди готовы и жизнь свою отдать.
А так как эту доминанту нельзя осязать, она принадлежит миру не физическому, а духовному. Мария Лазарева Матушка Людмила Кононова участвует в организаци литературно-музыкальных программ на Бутовском полигоне, в Санкт-Петербурге программа проходила впервые. Звучали стихи и песни, монолог о событиях русской Голгофы. Фон: декорации к спектаклю "Святитель Лука Войно-Ясенецкий ", подготовленному на детском отделении Церковно-приходской школы св.
Кроме того, церковь выступала за прекращение вражды между «красными» и «белыми», что делало ее непримиримым противником коммунистов. Вызывал обеспокоенность новой власти и авторитет священнослужителей среди населения. В январе 1918 года Союз народных комиссаров принял Декрет об отделении церкви от государства. Согласно новому закону, религиозные организации лишались права собственности и юридического лица, а церковное имущество подлежало национализации. Примерно в это же время начались репрессии против духовенства, которые продолжались до начала Великой Отечественной войны. Антирелигиозные кампании советской власти включали в себя изъятие церковных ценностей, уничтожение храмов, монастырей, икон, запрет религиозных праздников и другие ограничения. Однако главным испытанием для православной церкви стали аресты верующих: мирян, монахов, священников, архиереев. Только с 1929 по 1933 год было арестовано около 40 тыс.
Многие из них были расстреляны. А во время массовых репрессий 1937—1938 года число арестов среди духовенства превысило 130 тыс.
Смотрите также
- Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской: житие, иконы, день памяти
- Мы в соц. сетях
- Собор новомучеников и исповедников российских - 9 февраля празднуют
- ЖИТИЯ ОДИНЦОВСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ
- Смотрите также
В Брейтовском благочинии почтили память героев Ситской битвы
- День памяти новомучеников и исповедников Российских – Тульская епархия Русской Православной Церкви
- (Фил.4,4–9; Ин.12,1–18).
- Собор новомучеников и исповедников Российских
- День памяти
- Календарь новомучеников
В Кирове молитвенно почтили память новомучеников и исповедников Церкви Русской
Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь к лику святых причислены более тысячи новых мучеников. Среди пострадавших за веру в ХХ веке — святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя 1925 ; святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий 1937 ; священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий 1918 ; священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов 1937 ; ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр 1937 ; преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара 1918 ; и целый сонм святых явленных и неявленных.
Николай Ермолов , прот. Пётр Лебедев , прот. Александр Щукин , архиеп. Андрей Воскресенский , прот. Николай Соколов , прот. Сергий Покровский , прот. Герман Коккель , еп. Иоанн Родионов , прот.
Михаил Исаев , диак. Петр Кравец , диак. Дамиан Воскресенский , архиеп. Павлин Крошечкин , архиеп. Аркадий Ершов , еп. Неофит Осипов , архим. Софроний Несмеянов , иером. Серафим Самойлович , архиеп.
Герман Полянский , архим. Мина Шелаев , архим. Григорий Воробьев , иером. Александр Андреев , прот. Николай Богословский , прот. Николай Агафонников , прот. Николай Архангельский , прот. Евгений Ивашко , прот.
Анатолий Ботвинников , иером. Василий Архангельский , прот. Всеволод Смирнов , прот. Евфросин Антонов , иером. Петр Воскобойников , прот. Александр Шалай , прот. Александр Зверев , прот. Александр Парусников , прот.
Викентий Смирнов , прот. Владимир Писарев , прот. Павел Андреев , прот. Сергий Кедров , прот. Варлаам Никольский , игум. Гавриил Владимиров , иером. Гавриил Гур , иером. Арсений Троицкий , прот.
Никита Делекторский , еп. Кирилл Смирнов , митр. Сергий Зверев , архиеп. Михаил Гусев , прот. Николай Романовский , прот. Парфений Брянских , еп. Алексий Задворнов , иером. Димитрий Русинов , прот.
Илия Рылько , прот. Иосиф Сченснович , диак. Нестор Панин , прот. Павел Ансимов , прот. Феодор Чичканов , прот. Августин Беляев , архиеп. Прокопий Титов , архиеп. Иоанникий Дмитриев , архим.
Серафим Гущин , иером. Иоанн Сперанский , прот. Петр Павлушков , прот. Константин Успенский , прот. Симеон Кречков , диак. Александр Покровский , прот. Алексий Никологорский , прот. Аристарх Заглодин-Кокорев , иером.
Василий Лихарев , прот. Василий Никольский , прот. Георгий Извеков , прот. Димитрий Беневоленский , прот. Димитрий Лебедев , прот. Николай Виноградов , прот. Сергий Знаменский , прот. Сергий Руфицкий , прот.
Михаил Абрамов , прот. Пантелеимон Аржаных , игум. Александр Серебров , прот. Вениамин Зыков , архидиак.
Церковь была освобождена от тотального контроля со стороны государства, страдальцы за веру находились в тюрьмах и концлагерях до 1991 г. Церковная деятельность по увековечиванию и прославлению новомучеников[ править править код ] Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской , Дятлово , Гродненская область, Белоруссия 5 18 апреля 1918 года Поместный собор в Москве издал определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь», в котором в том числе постановил «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января 7 февраля или в следующий за сим воскресный день вечером всех усопших в нынешнюю лютую годину гонении исповедников и мучеников» [13]. Был установлен также день крестных ходов в приходах, где были новомученики — понедельник второй недели по Пасхе. Собор выработал механизм фиксации случаев насилия по отношению к Церкви и верующим. На основе этих материалов была составлена листовка, в которой содержались проповедь протоиерея Павла Лахостского «Новые священномученики» и список «Рабов Божиих за веру и Церковь Православную убиенных» 17 имён [14]. Участники собора, профессор Борис Тураев и иеромонах Афанасий Сахаров занимавшиеся составлением «Службы всех святых в земле Русской просиявших», включили в эту службу ряд песнопений, посвящённых мученикам, пострадавшим от большевиков [14].
После окончания Гражданской войны открытое поминовение за богослужением имён убиенных за веру практически прекратилось. Вызвано это было тем, что власть стала рассматривать деятельность убитых в предыдущие годы православных, как правило, как контрреволюционную. Но, несмотря на это, память о российских новомучениках и исповедниках хранилась в церковной среде. Многие священники и епископы поминали их имена за проскомидией [15]. Московская патриархия в своих официальных заявлениях в течение примерно 60 лет со времени «легализации» Временного патриаршего Священного синода при митрополите Сергии до эпохи Перестройки вынужденно отвергала факты преследований за веру в СССР. С позиции существовавших тогда законов и таких государственных учреждений, как Совет по делам религий , мелочно регламентировавших деятельность Русской православной церкви, вопрос о рассмотрении возможности канонизации новомучеников, пострадавших при коммунистическом режиме, не мог быть даже поставлен [16]. Тем не менее, среди верующих в СССР имело место почитание подвижников, подвергавшихся преследованиям со стороны властей. За пределами СССР шла работа по сбору данных о пострадавшем от репрессий духовенстве. В 1949 году Русская православная церковь заграницей опубликовала первый том книги протопресвитера Михаила Польского « Новые мученики Российские », в 1957 году увидел свет второй том. Это было первое систематизированное собрание сведений о русских мучениках и исповедниках веры [17].
Однако тема канонизации церковных деятелей, пострадавших от советских репрессий, в то время не ещё поднималась. Впервые в РПЦЗ вопрос о канонизации новомучеников был поднят в 1971 году на Архиерейском соборе РПЦЗ, принявшем резолюцию: «Архиерейский Собор с благоговением преклоняется перед священным подвигом Российских новомучеников и сочувствует их прославлению». Из документа следует, что РПЦЗ в этот период не планировала канонизировать новомучеников, выразив лишь сочувствие возможному их прославлению.
Вы пример всем, почитающим подвиг ваш, что ни скорбь, ни тоска, ни смерть от любви Божией отлучить нас не могут Рим. На сегодняшний день Церковь прославила уже почти 2000 человек.
При этом большая их часть, около 1000, канонизированы в 2000 г. Среди чтимых новомучеников и исповедников: император Николай II и его семья — супруга, Александра Феодоровна, дочери, сын, царевич Алексий, погибшие в 1918 г. Полный список можно найти: на сайтах епархий — материалы о мучениках, пострадавших на той или иной территории; в журналах заседаний Св. Одновременно продолжается сбор материалов для новых канонизаций пострадавших от гонений. Вместе с тем, в церковной среде можно встретить и мнения о том, что единовременное прославление большого количества святых не позволило создать их подробные жития, большинство из которых написано просто на материалах их следственных дел, а потому достаточно однотипны, содержа лишь данные о рождении, учебе, сане — и, наконец, выдержки из протоколов допросов об «антисоветской деятельности», за которыми практически не видно живого, реального человека.
Возможно, поэтому нередки ситуации, когда, например, на родине того или иного угодника Божия не только нет его храма, но часто отсутствуют даже иконы, да и сами верующие очень мало знают о святом или святой. Кроме того, у современного православного, часто глубоко погруженного в суету мира, нет и потребности молиться этим святым. Об этом говорит протоиерей Кирилл Каледа: «Придя в церковь, мы в первую очередь молимся о том, чтобы нам удачно поменять машину, чтобы дочка вышла хорошо замуж и так далее… А к новомученикам, у которых надо просить мужества стоять за веру, крепости в вере, мы не обращаемся. Потому что, оказывается, эти духовные ценности для большинства из нас являются совершенно абстрактными и непонятными. Поэтому и массового почитания новомучеников нет».
Икона дня Во многих храмах в этот день на аналое будет лежать копия образа, созданного в 2000 г. Икона «Собр новомучеников и исповедников Русской Церкви» с клеймами из храма Христа Спасителя Это — первый известный образ Собора Новомучеников и исповедников. На нем мы видим: Храм Христа Спасителя и пред ним — престол, покрытым алым пасхальным облачением; перед храмом предстоят Патриарх Тихон, святые епископы, Царственные Страстотерпцы; они окружены другими святыми вверху иконы — Христос с Богородицей и Иоанном Крестителем. Икона также имеет по краям клейма, изображающие страдание и кончину святых. Например: на одном из них мы видим суд на свт.
Вениамином Петроградским, на другом — разорение Троице-Сергиевой лавры; изображение кончины прмц. Владимира Богоявленского.