Одним из преимуществ производственного кооператива является возможность оптимизации деятельности и использования ресурсов. Преимущества и недостатки потребительского кооператива. Среди преимуществ кооперативов стоит выделить такие. Преимущества и недостатки производственного кооператива как организационно-правовой формы коллективного участия лиц в гражданском обороте.
Как открыть кооператив и почему этого не стоит делать
Преимущества и недостатки производственный кооператив – Производственный кооператив — в чем его плюсы и в чем минусы. в экономии на взносах. Достоинства оборачиваются недостатками, если посмотреть на них с другого ракурса. Учреждать кооператив — плохое решение, если вы. Преимущества производственного кооператива. Выбор такой организационно-правовой формы как кооператив позволяет получить множество преимуществ перед другими видами бизнеса. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не. Достоинства оборачиваются недостатками, если посмотреть на них с другого ракурса. Учреждать кооператив — плохое решение, если вы. Преимущества и недостатки ведения бизнеса через производственный кооператив.
Производственный кооператив: плюсы и минусы
Одним из преимуществ производственного кооператива является возможность оптимизации деятельности и использования ресурсов. Субсидиарная ответственность членов кооператива 03:55 Шестое отличие Производственного кооператива от ООО. Преимущества и недостатки правовой формы Производственный кооператив обычно считается обладающим следующими плюсами: Кооперация.
Что такое кооператив и есть ли они сейчас в России
Аграрная кооперация популярна во многих странах мира, в том числе с развивающейся экономикой. Например, кооператив Akkain Ouargane в Марокко объединяет 20 женщин для производства и сбыта арганового масла. Вместе они закупили оборудование, чтобы производить большие партии продукции для косметических и кулинарных целей. Социальные кооперативы Интересен опыт государственной поддержки социальных кооперативов в Италии. В 1991 году здесь приняли закон о социальных кооперативах. В нем указано, что подобные объединения должны преследовать интересы всего общества, а не только своих пайщиков. Ранее организационно-правой формы, подобной итальянскому социальному кооперативу, в европейской традиции не было. Яркий пример — кооператив Con i Bambini, основанный в 2016 году.
Главные сферы деятельности: профилактика раннего ухода из школы, разных форм неблагополучия и правонарушений несовершеннолетних, помощь сиротам. Con i Bambini объединил более 7 тысяч организаций, включая НКО, государственные и частные школы. Их деятельность охватывает 500 тысяч детей. Опыт Италии внедряют в других европейских странах. Каждый проект решает задачи по реабилитации и интеграции в общество лиц, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Однако в пространстве ЕС в последние 10—15 лет большую популярность набирает другой подход — решать проблемы интеграции социально уязвимых категорий людей через социальное предпринимательство. Так, в Великобритании создают компании общественных интересов сommunity interest company.
Интересно, что благотворительная организация может владеть компанией общественных интересов. Примером служит история Эндрю Парди, который решил спасти от закрытия старинный деревенский магазин в Норфолке. Сейчас в магазине продают местные продукты, непродовольственные товары, работает почта и кафе с доступом в интернет. Кооперативы в России В России роль кооперации по сравнению с мировым опытом довольно низкая. Причина — слабая поддержка государства и непроработанная правовая база.
Статус члена кооператива он приобретет после внесения своих акций в качестве дополнительного паевого взноса. Серьезным препятствием на пути такой трансформации собственности может стать неотработанность механизма списания долгов, отсутствие порядка оценки и переоценки имущества, нежелание юридических лиц — акционеров участвовать в процессе преобразования, усложнение взаимоотношений с бюджетом налоги и т. Одним словом требуется принятие специального постановления Правительства РФ по данному вопросу.
Государство и производственные кооперативы. Рассмотрим здесь эту проблему как общефедеральную особенностям кооперативной региональной политики посвящена отдельная статья. Теперь посмотрим, как эти рекомендации используются в России, в том числе применительно к производственным кооперативам. Государством в лице законодательной власти в последние годы совершен заметный прорыв: приняты федеральные законы о сельскохозяйственной кооперации, о производственных кооперативах, дана по существу новая редакция закона о системе потребительской кооперации, готовится Закон о кредитных союзах кооперативах. Государство в лице исполнительной власти занимает неопределенные политические и экономические позиции в отношении кооперативного сектора, ведет себя индифферентно. До сих пор нет ясной концепции перспектив развития кооперативного движения и кооперативного строительства. Определенной дискриминации подвергаются производственные кооперативы артели. Если потребительские центросоюзовские и сельскохозяйственные кооперативы могли даже рассчитывать на материальную помощь списание долгов , то производственные кооперативы не получали даже моральной поддержки.
С начала 90-х годов по ним не было принято не то что постановления правительства, но даже ни одного нормативного акта на уровне министерств. В значительной степени судьбу кооперации в России определяет приватизационная политика государства. Идеологи кооперации не против, а за приватизацию государственной собственности. Однако было ошибочно ее проводить как строго централизованную спланированную акцию как большевистскую коллективизацию , рассматривать способы приватизации как варианты государственного управления экономикой и осуществлять приватизацию государственного имущества, не отказываясь от идеологического влияния общих условий деятельности и менеджмента предприятий. При подготовке государственной программы по приватизации было бы целесообразно учесть, что трансформация государственной собственности в частную акционерную вовсе не единственный путь. Были механизмы более естественной, хотя и не такой быстрой эволюции — превращение государственных предприятий в кооперативные, особенно в сфере производства товаров народного потребления и услуг, научно-исследовательской, культурной сферах. Этот путь учитывал экономические интересы и психический склад определенных и весьма многочисленных групп людей, не отталкивая их от рыночных реформ. Однако в результате в гражданский оборот были допущены только такие организационно-правовые формы, как акционерное общество и хозяйственное товарищество, и на значительном отрезке времени в ряде случаев это имело решающее значение были исключены рыночно ориентированные производственные кооперативы.
Наконец, эффективнее всего воздействие государства на развитие производственных кооперативов оказывается опосредованно путем соответствующего налогообложения особенно в отношении образования резервов. Во Франции, Италии, Великобритании передача средств в фонд неделимых резервов производственных кооперативов освобождается от налогообложения. С таким же предложением в Государственную Думу РФ в связи с обсуждаемым Налоговым Кодексом РФ вошло Некоммерческое партнерство объединенных производственных кооперативов и рассчитывает на понимание депутатов. Любая организационно-правовая модель не является самоцелью. Она лишь средство для решения определенных социально-экономических задач ее участников. До тех пор, пока не будут найдены иные лучшие модели, имеющиеся должны получить право на существование. Тенденция к трансформации, переходным и смешанным формам, когда при определенных условиях они самораспускаются или преобразуются, если их участники более не испытывают в них необходимости, должна рассматриваться не как вырождение, а как нормальный ход развития. В полной мере это может быть отнесено и к производственным кооперативам.
По мере продвижения рыночных реформ, заметной диверсификации альтернативных организационно-правовых форм будет увеличиваться дефицит в институциональной сети за пределами отдельного предприятия. Этот дефицит и не использованный до сих пор потенциал развития должны послужить основой стратегии поддержки кооперативов в России. Когда заходит речь о кооперативном праве, то во многих странах при этом имеют в виду наличие законов о кооперативах, принятых специально для них как особой организационно-правовой формы юридического лица. В других странах, где кооперативы не выделяются как особая организационно-правовая форма, а понимаются как форма хозяйственной деятельности, в отношении кооперативов обычно применяется общее законодательство об обществах и товариществах Гражданский кодекс или Торговый кодекс. В этом случае учредители могут любую организацию с собственной правосубъектностью, например, акционерное общество или хозяйственный союз в рамках уставной автономии путем соответствующего оформления устава изменить так, чтобы приспособить ее к особым требованиям кооператива как ориентированной на личность и контролируемой членами пользователями организации самопомощи на основе кооперативных принципов. Организации, контролируемые членами пользователями , отличаются от обычных обществ на капиталах, которые, как правило, контролируются инвесторами и в которых все нормы, регулирующие их деятельность, направлены на привлечение и защиту капитала инвесторов и обеспечение их прав контроля. В кооперативах же права и обязанности их членов ориентированы на личность, а не на долю участия в капитале. По сравнению с традиционными обществами на капиталах организации, контролируемые своими членами пользователями , преследуют иные цели и достигают их иными способами.
В таких организациях все нормы, регулирующие их деятельность, направлены на обеспечение ориентации менеджмента на достижение производственного результата, выполнение задач по удовлетворению потребностей, а именно потребностей членов пользователей и контроль с их стороны. Ниже будут рассмотрены некоторые вопросы относительно роли права при развитии кооперативов, а именно: А. Знают ли члены кооперативов законодательство, регулирующее деятельность кооперативов, и как оно применяется на практике? Полезно ли действующее законодательство о кооперативах для их развития или оно представляет собой тяжелую ношу прошлого, которая лишь тормозит деятельность кооперативов по сравнению с их коммерческими конкурентами? Имеются ли в действующем законодательстве о кооперативах недостатки и как их можно было бы устранить? Законы о кооперативах. Нормы права, относящиеся к кооперативам, могут находиться в многочисленных других законах, причем далеко за пределами закона о кооперативах и постановлений о его применении. Будучи особой формой частной хозяйственной организации, кооперативы подпадают под действие нормативных правовых актов общеобязательного характера, например, обязательственного права, если их общие правила однозначно не заменены специальными нормами закона о кооперативах.
Это относится к нормам, содержащимся в торговом, налоговом и трудовом праве, а также в законодательстве о конкуренции. Поэтому невозможно полностью понять кооперативное право, если читать только закон о кооперативах. Особенно лица, задачей которых является донесение кооперативного права до других, должны владеть по меньшей мере базовыми знаниями национально-правовой системы, неотъемлемой составной частью которой является кооперативное право. С другой стороны, юристы, работающие в области кооперативного законодательства, должны быть знакомы с теорией и практикой кооперативного строительства. Эта интеграция кооперативного права в национальную правовую систему устанавливает определенные рамки для формы и содержания закона о кооперации каждой конкретной страны. Хотя и выработаны международные принципы кооперации, которые должны восприниматься национальными законами о кооперативах, национальная правовая система отражает действующие политические и правовые структуры конкретного государства, влияющие в свою очередь на интерпретацию международных принципов кооперации в национальном законе о кооперативах. Это может привести как к открытым, так и скрытым конфликтам. На какие группы лиц в обществе нацелено кооперативное право?
Если акционерное право, в основном, нацелено на коммерсантов и инвесторов, работающих в так называемом формальном легальном спектре экономики, то есть на лиц, которые либо сами имеют знания и опыт в области права, либо имеют доступ к профессиональным консультантам-юристам, то кооперативное право, главным образом, адресовано лицам без таких знаний, опыта и доступа к консультантам. Часто в кооперативы объединяются наемные работники, потребители разнообразных товаров, домохозяйки или наниматели имущества. Это могут быть также индивидуальные и мелкие предприниматели из сферы теневой экономики из неформального сектора, строго говоря, из нелегального , чтобы совместно осуществлять хозяйственную деятельность, а благодаря регистрации в качестве кооператива формализовать и легализовать ее. При работе над законами о кооперативах необходимо иметь в виду потребности именно этой группы. Но с другой стороны, нужно учитывать, что кооперативы создаются не только лицами с малыми доходами. Их членами могут быть также мелкие и средние предприниматели, а также лица свободных профессий врачи, аптекари, консультанты по налогово-правовым вопросам и т. Часто наблюдается развитие кооперативов от мелких и простых социально-экономических групп типа союзов, сообществ делового сотрудничества или объединений, преследующих общие интересы, управление в которых организовано на общественных началах, до крупных предприятий с профессиональными менеджерами. Закон о кооперативах должен перекрывать весь диапазон групп, создаваемых для достижения хозяйственных целей.
Он должен содержать нормы права, отвечающие потребностям как мелких и простых общих коллективных предприятий, так и крупных, комплексных хозяйств. Именно по этой причине в некоторых странах принято по несколько законов о кооперативах, учитывающих интересы различных отраслей, уровней развития и величины соответствующих кооперативов. Чтобы кооперативное право было понятным для лиц с относительно низким уровнем образования, закон о кооперативах должен иметь ясную структуру и написан простым языком. Разработчики правовых норм должны всегда помнить, что текст закона о кооперативах предназначен не столько для юристов, сколько для обыкновенных граждан, рассчитывающих на его ясность. Особенно это важно во времена экономических и социальных переломов, потому что посредством закона о кооперативах вводятся правовые нормы правила поведения для создания и организации деятельности коллективных предприятий, контролируемых членами пользователями , которые отличаются от традиционных и привычных правил хозяйственной деятельности. Группы коллективы лиц, которым адресован закон о кооперативах, должны быть в состоянии понимать новые нормы и правила и признавать их целесообразными. В противном случае не следует ожидать, что они станут руководствоваться этими новыми нормами и правилами в своей хозяйственной деятельности. Против положения, что закон не может быть написан в виде учебника для начинающих можно было бы возразить.
Однако имеется огромное пространство для свободы действий между текстами законов, составленных как чисто специальные документы на языке с высокой степенью абстракции, и множеством перекрестных ссылок, понятных лишь юристам, и текстами законов, которые сознательно написаны простым языком для обыкновенных граждан. Что должно быть урегулировано законом о кооперативах? Закон о кооперативах должен обозначить правовые рамки, в которых могут создаваться и функционировать кооперативы. Это означает, что в законе в первую очередь должны быть сформулированы нормы, учитывающие специфику кооперативов как особой организационно-правовой формы. Какие же признаки кооператива отличают его от иных организационно-правовых форм? Как создается кооператив, как он регистрируется, функционирует, финансируется, управляется и проверяется? Какую роль играют члены кооператива в такой организации? Одновременно в законе о кооперативах должны быть учтены кооперативные принципы, которые, с одной стороны, представляют собой проверенные жизнью руководства к действию для функционирования организаций, контролируемых членами пользователями , а с другой — отражают особую систему ценностей, специфических для кооперативов.
Организационная структура, типичная для кооперативов, которая должна быть урегулирована в законе о кооперативах, включает организованный коллектив членов, который совместно финансирует принадлежащее ему предприятие, управляет и пользуется им, контролирует его. В теории кооперативного строительства это описывается через двойственную природу кооператива: коллектив с принадлежащим ему предприятием характеризуется "принципом кооперативной идентичности" — совпадением собственников как лиц, принимающих решения, и пользователей. Кроме того, необходимо учитывать, что кооператив, как частная хозяйственная организация, подпадает под действие общеобязательных норм национального гражданского, торгового, трудового права и законодательства о конкуренции. Как правило, закон закрепляет лишь самые общие правила поведения. Базовая структура, которая закреплена в законе о кооперативах, обязательна для всех кооперативов. Она должна быть приспособлена к особым потребностям каждого конкретного кооператива. С этой целью закон предусматривает уставную автономию. Пределы этой автономии определяются либо самим законом о кооперативах, либо кооперативными принципами.
Добротный закон о кооперативах должен позволять и стимулировать все хорошие начинания то есть все практические действия, отвечающие потребностям организации, контролируемой членами пользователями , и соответствующие кооперативным принципам и запрещать все рискованные и сомнительные действия например, обыкновенная имитация правил, предназначенных для организаций, контролируемых инвесторами, и нарушение кооперативных принципов. Кроме того, закон о кооперативах должен позволять четко отличать кооперативы от юридических лиц других организационно-правовых форм например, от акционерных обществ и государственных предприятий , поэтому в нем должна быть закреплена ни с чем не смешиваемая кооперативная идентичность. Из опыта развивающихся стран известна тенденция идущая еще с колониального времени и продолжившаяся по его окончании превращения кооперативов практически в "филиалы" государственного управления путем предоставления государственным органам широких правомочий по наблюдению, вмешательству в деятельность и контролю за кооперативами. Эта тенденция в процессе развития самостоятельных кооперативов дала не столько пользы, сколько принесла вреда. В новой декларации Международного кооперативного альянса о кооперативной идентичности, объявленной во время манчестерского конгресса в 1995г. Он гласит: "Кооперативы являются автономными организациями самопомощи, которые управляются своими членами. Если они заключают соглашения с третьими лицами в т. Этот новый принцип кооперативной идентичности содержит ясную подсказку для правительства — уменьшить давление на кооперативы, если оно намерено развивать самостоятельное кооперативное движение.
В прошлые годы проявилась еще одна опасная тенденция — подгонка кооперативного права к современным условиям путем усиления хозяйственной роли кооперативного предприятия: в закон о кооперативах сознательно включались новые правила, которые были направлены на увеличение экономической эффективности кооперативов и их конкурентоспособности по отношению к иным хозяйствующим субъектам. Эту тенденцию характеризуют, например, следующие признаки: укрепление позиций менеджмента путем расширения правомочий менеджеров и усиления их независимости от контрольных функций членов кооператива; закрепление новых возможностей привлечения капитала путем приема в члены кооператива инвесторов лиц, участвующих лишь в капитале, но не пользующихся услугами кооператива и допущение не голосующих, передаваемых членам и не членам паев, которые могут обращаться даже на бирже; закрепление возможностей инвестирования крупных сумм нераспределенной прибыли при исключительном контроле со стороны менеджмента и устранении контрольных функций членов кооператива; облегчение процедур концентрации и слияния, чтобы позволить кооперативам создавать крупные предприятия и усиливать свою конкурентоспособность при одновременном дистанцировании от своих членов. Все эти новые нормы законов о кооперации ослабляют контрольные функции членов пользователей и более или менее заметно входят в противоречие с кооперативными принципами. В конечном итоге они усиливают власть менеджмента, уменьшают влияние его членов и все больше и больше приближают кооператив к модели акционерного общества. Вследствие этого увеличивается опасность освобождения кооперативного предприятия от влияния своих членов, превращения их в обыкновенных потребителей услуг без реальных прав для активного сотрудничества и опасность сведения участия членов кооператива в капитале к символическим суммам. При таком развитии событий кооперативы утрачивают свой специфический профиль организаций, основанных на членстве, ориентированных на членов и контролируемых ими. Теряют они и свою кооперативную идентичность организаций самопомощи. Добротные законы о кооперативах не должны содержать норм, приводящих к деградации этой организационно-правовой формы.
Взаимодействие кооперативов с государством. Закон о кооперативах и иные законы, под которые подпадают кооперативы, например, законы налогового права, должны определить взаимодействие государства и кооперативов. Во многих развивающихся странах но не только в них отношения между государством и кооперативом строятся по типу отношений "господин — слуга". При этом слугой государства выступают, конечно же, кооперативы. Они, якобы, должны реализовать его политику развития на практике и за это получают профессиональную поддержку и "инструктаж" через чиновников от кооперативов, а также финансовую поддержку, освобождение от налогов и прочие льготы и привилегии. На протяжении многих лет роли государства как спонсора, консультанта и контролера кооперативов в законах о кооперативах уделялось много внимания. Еще и сегодня государственная поддержка кооперативов рассматривается некоторыми лицами как нечто такое, от чего нельзя отказаться. Часто наблюдательные и контрольные функции государства распространяются на все кооперативы, независимо от того, нуждаются они в таком наблюдении и контроле или нет, работают ли они с государственными кредитами и дотациями или обходятся средствами своих членов.
Этот патерналистский прием поддержки со стороны государства породил у многих членов кооперативов необоснованные притязания на привилегии и субвенции. Они не понимают, что на самом деле чрезмерная регламентация деятельности кооперативов, усиленный надзор государства и использование им кооперативов для решения своих, некооперативных задач вредят имиджу кооперативов не только в глазах своих членов, но и в глазах общественности. В течение прошедших десятилетий во многих странах призыв покончить с государственным контролем за кооперативами рассматривался как нарушение некоего табу. Это было характерно даже для Международного кооперативного альянса — известного хранителя и защитника кооперативных принципов. Лишь несколько лет назад началось открытое обсуждение отрицательных последствий чрезмерной регламентации деятельности кооперативов и неоправданно сильного государственного контроля. Финансовый дефицит заставил правительства сократить государственные расходы и аппарат чиновников, чрезмерно раздутый и индифферентный. В то время как в некоторых странах Африки "чиновники от кооперативов" были уволены или переведены в разряд обыкновенных государственных служащих по реестру, а большинство прежних задач государство переложило на кооперативные союзы, в других странах было отменено право государственных служащих чиновников вмешиваться в деятельность кооперативов. Так, например, были отменены нормы законодательства о получении у государства разрешения на принятие решений кооперативом о направлении использования своего собственного капитала.
В настоящее время повсеместно признано, что государственная помощь кооперативам и государственный контроль над ними приносит больше вреда, чем пользы. Эта "помощь" государства помешала кооперативам превратиться в самостоятельные, автономные организации самопомощи для поддержки своих членов, а государственный контроль противоречил кооперативным принципам. После многих десятилетий работы контролируемых государством кооперативов в развивающихся странах, политики и "планировщики" их развития наконец-то поняли, что с членами кооперативов и избранными ими представителями нужно обходиться как со взрослыми людьми, которые сами должны решать, как им вести свои дела. Кооперативы имеют право на успех, но должны также нести и риски неудач. Все больше и больше признается, что кооперативы могут превратиться в самостоятельные организации лишь при условии, если им будет дан шанс учиться на своих собственных ошибках. Взаимодействие кооперативов со своими членами. Что касается взаимодействия кооперативов со своими членами, то и здесь необходимо внести ясность и осмыслить заново основную идею кооператива как ориентированную на членов организацию. После довольно продолжительного периода постепенного сближения кооперативного права и стиля хозяйственной деятельности кооперативных предприятий с правилами функционирования контролируемых инвесторами предприятий путем того, что: экономическому росту, конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов отдавалось предпочтение перед поддержкой членов пользователей и участием в управлении предприятием; члены кооператива постепенно превращались в обыкновенных потребителей, которые почти ничего не получают от "своего" кооператива и поэтому мало что могут потерять.
Многие успешно функционирующие кооперативы в промышленно-развитых странах оказались на перепутье и должны принять решение, останутся ли они при своей стратегии сближения с моделью хозяйственной деятельности, направленной на достижение экономических показателей по типу акционерного общества как образцу контролируемых инвесторами организаций, или они намерены заново открыть кооперативы как ориентированные на членов пользователей и контролируемые ими организации, в которых они: могут предоставить членам конкретные и ощутимые материальные и нематериальные блага, делающие членство привлекательным и целесообразным; членов пользователей из псевдо участников с минимальным капиталом пре вращают в настоящих финансовых участников путем увеличения доли в капитале предприятия; членам пользователям придают большее значение. Как улучшить действующие законы о кооперативах? Во многих развивающихся странах с колониальным прошлым законы о кооперативах были "импортными", то есть они были "ввезены" в эти страны извне и более или менее приспособлены к местным условиям, как это понимали политики и законодатели, которые не имели, как правило, основательных знаний о кооперативных принципах мышления и функционировании кооперативов. Ь этой связи часто не удавалось, а иногда вообще не предпринималось попыток сформулировать кооперативные принципы языком правовых норм. Многие нормы таких законов остались невостребованными практикой кооперативного строительства. Члены кооперативов и их руководящий персонал не знают закона или не понимают значение его отдельных норм. Вместо того, чтобы знать и понимать закон они отыскивают пути его обхода или использования лазеек в законе, либо применяют закон лишь потому, что боятся быть наказанными в случае неисполнения его предписаний. Вместо того, чтобы придерживаться норм закона, они прибегают к собственному "здравому смыслу" при решении конкретных вопросов повседневной деятельности.
Чаще всего это проявляется в созыве собраний с нарушением кворума, без ведения протоколов, без соблюдения повестки дня, ведении хозяйственной деятельности с нарушением требований бухгалтерского учета, без ревизии деятельности и т. Если закон о кооперативах должен выполнять свое предназначение, а именно служить руководством для членов кооператива как им создать кооператив и успешно организовать его деятельность, а также избежать рискованных и опасных начинаний, то члены кооператива должны рассматривать предписания закона о кооперативах как разумные правила поведения, которые им следует соблюдать в их же собственных интересах. Члены кооператива должны знать цели включения в закон отдельных правовых норм, понимать и признавать их, потому что они считают разумными и полезными положенные в их основу ценности и принципы. Чтобы согласовать кооперативное право с фактическими потребностями практики кооперативного строительства и обеспечить более полное понимание отдельных его норм, членам кооператива должна быть предоставлена возможность активно участвовать в разработке закона о кооперативах. Это можно сделать с помощью принципа партиципативного законодательства, то есть путем организации дискуссий рядом рабочих групп и общественности со всеми заинтересованными группами и лицами выявить слабые места современного кооперативного права и собрать предложения по их совершенствованию. Такого рода дискуссии были, например, проведены на Филиппинах в 1990 г. Результаты более чем десятка таких мероприятий в различных провинциях страны были представлены законодателю в виде доклада под названием "Что хотели бы с удовольствием отметить члены кооперативов на Филиппинах в своем новом законе о кооперативах". Некоторые пожелания из этого доклада были действительно восприняты филлипинскими законодателями при разработке нового закона о кооперации, например, относительно процедур принятия постановлений исполнительной властью, которые стали больше соответствовать закону, чем прежде.
Во многих промышленно развитых странах процесс сближения законов о кооперативах и способов хозяйственной деятельности кооперативных предприятий с правилами и практикой деятельности контролируемых инвесторами организаций в течение ряда лет продвинулся так далеко, что лишь сознательное и мощное противодействие ему со стороны кооперативных союзов может приостановить эту тенденцию. Лишь в случае, если руководящий персонал национальных кооперативных союзов готов переосмыслить свою политику и отказаться от стратегий сближения в пользу стратегий дифференциации, то есть стратегий, которые подчеркивали бы специфический характер кооперативов как организаций, ориентированных на членов, прибегающих к его услугам и контролируемых ими, то в расчете на среднюю перспективу кооперативы могут сохраниться как самостоятельные организационно-правовые формы и формы хозяйствования. Заключительные положения. Хорошо продуманный концептуально, написанный простым языком и ясно структурированный закон о кооперативах может способствовать их прогрессивному развитию. Хорошая концепция означает в этой связи, что нормы закона о кооперативах и соответствующие правила Торгового кодекса, налогового законодательства и законодательства о конкуренции учитывают особый характер кооператива как ориентированной на членов пользователей организации на основе проведенных принципов и собственной философии предпринимательства, деятельность которой направлена "не на извлечение прибыли, не на достижение благотворительных целей, а на удовлетворение потребностей членов и их поддержку". Если кооперативное право преследует иные цели и направлено на превращение кооперативов либо в полутосударственные институты, в инструменты управления в руках государства, в организации общеэкономического толка на благо всего общества или в ориентированные на менеджмент хозяйствующие субъекты, тогда они утратят свой специфический профиль ориентированных на членов и контролируемых ими организаций и будут не в состоянии мобилизовать собственные ресурсы членов для их развития. Принятые в таком ключе законы о кооперативах с ошибочной концепцией программы кооперативного строительства не способствуют, а наоборот лишают и препятствуют развитию кооперативов. Кооперативы утратят свою специфику, сутью которой является ориентация на членов и контроль ими созданных организаций и более или менее сблизятся с предприятиями, контролируемыми инвесторами, если они: стремятся в первую очередь к экономическому росту, увеличению своей до ли на рынке и формированию независимых от членов резервов; управляются профессиональными менеджерами, а не избранными членами органами кооператива; привлекают капитал инвесторов, а не членов пользователей ; выплачивают дивиденды на инвестированный капитал вместо того, чтобы гарантировать кооперативные выплаты в зависимости от объема участия члена в хозяйственной деятельности своего предприятия, тогда отпадает обоснование необходимости иметь особый закон о кооперативах и предусматривать специальные нор мы в налоговом, трудовом законодательстве и в законодательстве о конкуренции.
В таком случае кооперативные предприятия с точки зрения законодательства должны рассматриваться как и любые иные коммерческие, контролируемые инвесторами хозяйственные организации, которые вполне могут довольствоваться общими нормами торгового права. Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законами о производственных кооперативах. В настоящее время в России действуют два таких закона: федеральный закон о производственных кооперативах и федеральный закон о сельскохозяйственной кооперации. Последний согласно статье 14 Федерального закона о введении в действие Гражданского кодекса РФ должен был отразить особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов. Наличие двух законов естественно ставит вопрос о сфере действия каждого из них. Законом о производственных кооперативах предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции; торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания; добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов; сбор и переработку вторичного сырья; проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг.
Субсидиарная ответственность членов кооператива 03:55 Шестое отличие Производственного кооператива от ООО.
ООО Юрком-Консалтинг, основано в 1993 году. Показать больше.
То есть один плательщик взносов - один голос. При этом направление деятельности общества может быть любым: есть строительные, жилищные, гаражные, дачные, сельскохозяйственные и другие кооперативы. Люди, состоящие в этих организациях, объединены одной целью. Государством предусмотрено регулирование некоторых видов кооперативов отдельными законодательными актами. К ним относятся сельскохозяйственные, кредитные и жилищные кооперативы. Регулируются они, соответственно, Жилищным кодексом и Законами "О сельскохозяйственной кооперации" и "О кредитной кооперации".
Формы потребительских кооперативов В зависимости от проблемы, для решения которой создается потребительское сообщество, кооперативы подразделяются на несколько форм. Ниже приведен список с расшифровкой. Строительно-потребительский кооператив. Создается с целью владения и пользования объектами недвижимого имущества различных построек. Жилищно-строительный кооператив. Члены данного сообщества организовали свой кооператив с целью постройки жилого здания, в котором в последующем будут проживать. Гаражный кооператив. Включает в себя собственников гаражей, выстроенных на отдельной территории.
Дачный кооператив. Группа людей, владеющих земельными участками, используемыми в качестве дачи или сада, на определенной территории. Жилищный накопительный кооператив. В такие общества вступают граждане, которые совместными усилиями хотят приобрести или построить жилье. Потребительское общество или потребительский кооператив граждан - кооперация между гражданами и юридическими лицами. Особое распространение получила эта форма в СССР. Сельскохозяйственный кооператив. В него входят сельскохозяйственные предприятия, а также индивидуальные фермеры, занятые ведением собственного хозяйства.
Обслуживающие кооперативы. Могут вести достаточно обширную и многообразную деятельность - страхование, транспортные услуги , курорты, медицинское обслуживание, ремонтные работы, консультации в различных сферах. Кредитный потребительский кооператив. Создается для решения финансовых вопросов участников. В кооператив привлекаются личные накопления под процентную ставку, выдаются займы, осуществляется финансовая взаимопомощь. Смысл открытия кооперативов Некоммерческий потребительский кооператив - ранее очень распространенная организационно-правовая форма. Кооперативы открывались повсеместно территориально и во всех экономических сферах. Их численность постепенно сократилась после перестроечных времен 1991 года.
Собственность кооперативов была приватизирована более предприимчивыми людьми, да и граждане разучились выстраивать отношения на доверии. Однако, практика кооперативов доказала свою эффективность. Люди создают такие сообщества с совершенно различными целями: приобретать товары по более низким ценам, равномерно распределять затраты на обслуживание хозяйств и ремонтные услуги, совместно накапливать капитал и строить жилье. Преимущества кооперативов очевидны: за счет большого количества участников можно осуществлять оптовые закупки по ценам гораздо ниже рыночных, есть возможность накопления фондов и рационального его распределения в вопросах обслуживания участков и прочего имущества. При этом правление в кооперативах осуществляется голосованием, что позволяет высказаться всем членам общества, а не передавать всю власть в одни руки. Некоторые виды деятельности без кооперативов и сегодня вообразить невозможно - гаражи, сады, дачи, сельские общины. Плюсы и минусы открытия кооператива Любая организационно-правовая форма несет в себе определенные преимущества и недостатки. Такая же ситуация и с кооперативами.
Организация потребительского кооператива несет участникам следующие преимущества: Равноправие и решение вопросов посредством голосования. Неважно, какой взнос внес участник, сумма может значительно отличаться, но вот "весомость" голоса будет одинаковой у всех. Важные вопросы решаются только совместно, некоторые решения могут быть приняты и вовсе только при единогласном голосовании. В кооперативах все участники трудятся. Неработающих может быть не больше четверти от общего числа людей. При этом и наемных работников - минимум. Частота распределения доходов устанавливается в кооперативе также посредством голосования. При этом делить заработанное можно хоть ежедневно.
Но размер выданных дивидендов не должен превышать половины чистого дохода. Работа проходит в коллективе из "своих". Вопросы о принятии нового члена также принимаются на голосовании. Если кто-то будет против расширения количества участников, принять новичка нельзя. Количество участников не ограничено. Их может быть бесконечно много. Но существует минимальный порог - 5 человек. Организация потребительского кооператива хороша еще и в плане налогообложения.
Если количество участников меньше 100, а доходы меньше 80 тысяч рублей, кооператив вправе применять УСН.
Но есть и минусы
- Плюсы и минусы юридических лиц (ООО, АО и производственных кооперативов)
- 2.31.1. Определение производственных кооперативов I
- Как организовать производственный кооператив?
- Производственные кооперативы
- Кооператив: хорошо забытое старое или модная бизнес-идея?
Как действуют производственные и потребительские кооперативы
Последний шаг — зарегистрировать кооператив. Подать документы можно лично в инспекции, но тогда придется заплатить госпошлину, в МФЦ или через сайт налоговой службы, если у всех учредителей есть квалифицированные электронные подписи. Другой вариант — всем участникам прийти к нотариусу. Он составит заявление, заверит подписи учредителей и передаст документы в налоговую. Чтобы вступить в кооператив, они платят паевые взносы.
Эти юридические лица существуют в двух вариантах. Публичного и не публичного типа. Разница между ними заключается в том, как именно будут размещены акции компаний на вторичных рынках ценных бумаг. АО — юридическое лицо, которое может объединять физические и юридические лица для мобилизации их капиталов. В обществах не публичного типа все акции будут вращаться только в определенном круге лиц. Публичные акционерные общества могут распределять ценные бумаги без согласия ее участников.
Плюсы АО: Являясь юридическим лицом, общества могут совершать практически все виды лицензионной деятельности. Высоколиквидный вид деятельности, возможно его переоформление. Государственная регистрация для покупки АО не нужна, что значительно упрощает всю процедуру его перехода к новым акционерам. Не нужен особый учет при покупке и продаже отдельных акций общества. Минусы: Нужна государственная регистрация при открытии подобного юридического лица плюс отдельная регистрация при выпуске акций. Законодательство строго преследует нарушителей законов в лице акционерных обществ , поскольку они также будут участниками в гражданском обороте. Производственные кооперативы Производственный кооператив выступает юридическим лицом. Это объединение его участников для производства материальных ценностей и ресурсов. Огромный плюс такого объединения в том, что фирма или отдельный человек будет принимать непосредственное участие во всех кооперативных делах, то есть иметь реальное влияние на положение. Принимается во внимание демократический принцип в управлении, это хорошо сказывается на отношениях рабочего коллектива и руководства.
Преимущества: Производственные кооперативы совершают множество лицензированных видов деятельности. Имеют налоговые и прочие льготы при совершении некоторых видов деятельности. Недостатки: Если кто-либо желает выйти или присоединиться к членам кооператива для этого требуется выделения пая имущественный взнос , также такое действие должно быть зарегистрировано определенным образом. Передать такой бизнес довольно сложно, поскольку ввод и вывод участников должен быть государственно зарегистрирован. Предусмотрена солидарная ответственность всех участников, если кооператив имеет долги. Производственный кооператив — организация, в которую собираются подсобные работники или владельцы фермерских хозяйств для того, чтобы иметь возможность вести общую предпринимательскую деятельность и отстаивать свои интересы наиболее эффективно. Подобный подход распространен в сфере сельского хозяйства и набрал популярность в начале двадцатого века. Есть два варианта, в которых могут существовать кооперативы: Колхоз. В свою очередь, это может быть как сельскохозяйственный кооператив, занимающийся земледелием или скотоводством, так и рыболовная артель, которая вылавливает и заготавливает рыбу. В обоих случаях члены кооператива группируются для производства и сбыта продукции, объединяя свое имущество как деньги, так и недвижимость, землю, сельскохозяйственное оборудование на паевых основах.
Отличие колхоза в том, что все члены обязаны в нем работать и при этом все они считаются производителями товара вне зависимости от того, какую функцию они выполняют. В названии же объединения обязательно должно фигурировать слово «колхоз» или «артель», чтобы каждый, кто захочет воспользоваться его услугами, понимал, с чем имеет дело. Если в колхоз могут вступать люди, у которых из всех активов — руки и голова на плечах, в коопхоз могут объединиться только главы , обладающие землей для того, чтобы всем вместе её обрабатывать, собирать урожай и отстаивать свои права от любого, кто на них посягнет. Общее трудовое участие не требуется, как и передача всей имеющейся у конкретного члена земли в общее хозяйство — достаточно небольшого участка. В названии объединения обязательно должно фигурировать слово «коопхоз». В целом, объединения являются добровольными и создаются исключительно для того, чтобы всем вместе получить прибыль наиболее выгодным способом. Учредители и учредительные документы Учредителями колхоза могут стать несколько человек, договорившихся между собой и на паевых условиях собравших начальный капитал. Единственный учредительный документ, которым они должны руководствоваться и который они же и составляют — Устав , в котором обязательно должна быть следующая информация: Наименование и адрес кооператива. Срок, на который он создан, или, если он собирается действовать бессрочно, указание на это намерение. Цели, которые данный субъект деятельности будет преследовать в дальнейшем — они могут быть как четкими, так и размытыми, главное указать, что объединение может заниматься любой деятельностью, которая в него вписывается.
Порядок, в котором колхоз собирается набирать новых членов: на каких условиях и за какой взнос их готовы принять. Тут же следует указать, на каких условиях членство может быть прекращено и по чьей инициативе это может произойти. Размер паевых взносов, которые ожидаются от членов кооператива, порядок их внесения и наказание за просрочку. Условия образования любых фондов, которые могут потребоваться объединению. Как будут распределяться прибыль и убытки. Права и обязанности членов, их ответственность по обязательствам. Органы управления, а также все важные моменты , которые здесь можно найти: условия принятия решений, условия вступления в них и выхода, границы их власти. Начало и конец финансового года, по которому собирается ориентироваться кооператив. Условия участия в общей работе : минимальный, максимальный размер, зависимость прибыли от участия, случаи, когда человек может отказаться от работы и не понести за это наказания. В каком порядке будет оцениваться имущество, вносимое в качестве взноса.
В каком порядке объединение может быть реорганизовано или ликвидировано: при каких условиях, в какие сроки, какие документы для этого потребуются. Закон позволяет членам производственного кооператива проявлять при составлении Устава определенную свободу — они вольны выбирать все исходя из собственных условий и из того, какими возможностями обладают. Определение правовой формы по ГК РФ вы можете узнать из следующего видео: Уставный капитал Чтобы организация начала функционировать, ей нужны деньги, как и для того, чтобы вести деятельность. Потому ее участники должны время от времени вносить членские взносы, формирующие так называемый уставный капитал. В каком порядке это будет происходить, какое наказание ждет тех, кто задержит взнос и другие подобные детали определяет каждый хозяйственный субъект самостоятельно ещё в самом начале своего существования. Минимального или максимального размера уставного капитала не существует. С ним связано всего одно правило: к тому моменту, когда кооператив будет создан и поставлен на государственный учет, каждый его член должен внести не меньше десяти процентов паевого взноса. Участники, их количество, права и обязанности В данном объединении есть два типа участников: Члены кооператива : те, кто вносил паевой взнос и является полноправным членом организации. Могут участвовать в работах, могут принимать участие в решениях, которые окажут влияние на дальнейшую судьбу субъекта. Количество их не может быть меньше пяти человек.
Работники : те, кто нанимаются по трудовому договору как специалисты в любой другой сфере. Не имеют права голоса, не должны участвовать в паевых взносах, работают в условиях, обычных для наемной рабочей силы.
Создание неделимого фонда в производственном кооперативе практически не урегулировано законодателем. Все вопросы, связанные с его формированием, размером, перечнем входящего в него имущества, относятся к исключительной компетенции общего собрания. По общему правилу решение о создании и составе неделимого фонда принимается всеми членами кооператива единогласно. В уставе можно предусмотреть иное. При этом перечень активов, которые могут составлять неделимый фонд Производственного кооператива, ничем не установлен деньги, здания, сооружения, основные средства производства, оборудование, транспорт, доли в компаниях и т. Одной из задач фонда, по сути, является обеспечение стабильности кооператива. Если пайщик вышел из кооператива, либо его исключили - имущественные интересы ПК будут обеспечены. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 2.
В этом смысле плюсы Производственного кооператива в сравнении с ООО понятны. Для сравнения: при обращении взыскания на долю в ООО кредиторы получат стоимость доли собственника с учетом рыночной стоимости имущества. Кредиторам члена ПК выплатят действительную стоимость пая без учета неделимого фонда. Определение Верховного Суда РФ от 22. При наличии неделимого фонда у наследников нет способа потребовать выплаты им справедливой компенсации стоимости активов, а во вхождении в состав пайщиков им можно отказать.
Очевидный плюс также и в том, что пайщики кооператива не учитываются при расчете лимита численности сотрудников для применения упрощенной системы налогообложения. Поэтому стабильная и лояльная часть сотрудников действительно могла бы выполнять данную роль. Но этот подход совершенно не применим, если у вас высокий удельный вес «текучих кадров» — устанете оформлять включение новых членов и исключение старых: смена членов кооператива должна отражаться в ЕГРЮЛ, а решения должны приниматься на общем собрании единогласно. А вот к нотариусу водить сотрудников пайщиков , вопреки расхожему мнению, не нужно. Изменения вносит председатель. Любой член кооператива может выйти из его состава и забрать пропорциональную часть общего имущества. Учитывая это, встает закономерный вопрос — какова судьба денежных средств, перечисленных основными компаниями бизнеса в кооператив? На этот случай есть такой инструмент, как неделимый фонд. Создание неделимого фонда в производственном кооперативе практически не урегулировано законодателем. Все вопросы, связанные с его формированием, размером, перечнем входящего имущества, относятся к исключительной компетенции общего собрания. По общему правилу решение о создании и составе неделимого фонда принимается всеми членами кооператива единогласно в уставе можно предусмотреть иное. При этом перечень активов, которые могут составлять неделимый фонд, ничем не установлен. Это могут быть деньги, здания, сооружения, основные средства производства, оборудование, транспорт, доли в компаниях и т. Основное преимущество неделимого фонда — пайщики не могут претендовать на него при выходе из кооператива. Неделимый фонд кооператива может быть распределен между членами кооператива только в случае ликвидации. В целом, мы против массового использования этой конструкции и видим перспективы только в случае точечного применения.
Отличие ООО от производственного кооператива.
В России действуют потребительские и производственные кооперативы, но нет единого закона, который регулирует их деятельность. Преимущества производственного кооператива. Преимущества и недостатки потребительского кооператива. Среди преимуществ кооперативов стоит выделить такие.
Производственный кооператив: плюсы, минусы и перспективы
Преимущества производственных кооперативов в том, что не все выплаты в пользу физических лиц-пайщиков облагаются страховыми взносами. Преимущества и недостатки производственных кооперативов 15. Преимущества и недостатки производственных кооперативов 15. Таким образом, использование производственного кооператива требует сдержанного подхода, а некоторые его действительно уникальные и эффективные особенности открываются только продвинутым пользователям.