Новости сколько героев в войне и мире

Итак, обсуждая низший разряд героев «Войны и мира», мы пришли к выводу, что в нём есть своя “масса” (Анна Павловна Шерер или, например, Берг), свой центр (Курагины) и своя периферия (Долохов).

Война и мир краткое содержание

Возраст героев в романе "Воина и мир". Главная антигероиня «Войны и мира» Элен Курагина каждый миг в обществе ведет себя так, будто на нее направлен с десяток-другой объективов. Второстепенные мужские персонажи Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир». Итоговый вывод Второй том Часть 3.

Краткое содержание "Война и мир"

II, 4, IV Данило, доезжачий. I, 1, X Максимка, садовник графа Ростова в подмосковном имении. II, 5, XVI. Реальный персонаж, кучер Анатолия Барятинского [10]. Гаврило, лакей Ахросимовой.

II, 4, X Прокофий, выездной лакей Ростовых. II, 4, IV Данило, доезжачий. I, 1, X Максимка, садовник графа Ростова в подмосковном имении. II, 5, XVI.

Схема героев война и мир 1 том. Схема героев произведения война и мир. Отношения в войне и мире схема. Война и мир Льва Николаевича Толстого. Роман л. Лев Николаевич толстой война и мир иллюстрации. Война и мир Роман эпопея Толстого. Николай толстой война и мир. Ростов Николай война и мир 1812. Николай Ростов 1812. Николая Ростова в романе война и мир. Древо семей в войне и мире. Родословная Болконских война и мир. Война и мир Древо персонажей. Генеалогическое Древо семьи Болконских война и мир. Древо семей в романе война и мир. Федор Долохов война и мир 2007. Фёдор Долохов война и мир 1965. Фёдор Долохов Николая Ростова. Долохов и Курагин война и мир. Народ в романе война и мир. Какая война в романе война и мир. Тема войны в романе война и мир таблица. Герои мира и войны в романе война и мир. Андрей Болконский портрет. Андрей Болконский война и мир. Иннокентий Смоктуновский Андрей Болконский. Андрей Болконский портрет героя. Генеалогическое Древо Анна Каренина. Анна Каренина герои романа схема. Анна Каренина Древо героев. Семейное Древо персонажей Анна Каренина. Николай Ростов война и мир 1 том. Николай Ростов война и мир характеристика. Граф Николай Ростов. Николай Ростов толстой. Система героев в романе война и мир. Смысл названия войны и мира. Война и мир название. Семейное Древо война и мир. Анатоль Курагин и Федор Долохов. Фёдор Долохов война и мир. Герои война и мир Долохов. Федор Долохов 1956. Исторические персонажи Толстого война и мир. Герои войны и мира Толстого. Таблица героев война и мир 1 том. Толстой война и мир таблица героев. Наташа Ростова и Николай Ростов. Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе война и мир. Наташа и Николай война и мир. Классификация персонажей «войны и мира».. Персонажи война и мир генеалогическое дерево. Андрей Болконский один из любимых героев Льва Толстого. Война и мир герои Андрей Болконский.

Привет, эрудит! Самое время сохранить свой прогресс. Подтверди свой E-Mail и получи 50 приветственных монет 7 656 игроков онлайн Подписываясь на QuizzClub, вы соглашаетесь получать ежедневные вопросы Сменить язык с Русский на English.

Краткое содержание "Война и мир"

В этом смысле, ничего нового Толстой не изобрел. Расчеты показывают, что коэффициент "старения от возраста" в романе равен 0. Результат неудивительный. Гораздо интереснее, как Толстой подает возрасты своих героев, как он их по шкале "молодые - старые" оценивает. Начнем с самого начала. До десяти лет Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Бывало приведут ему полную горницу.

Шагу ступить некуда, а он все кричит: Еще! Хармс Хармс, безусловно, прав. Персонажей младенческого возраста в романе множество. Общим для них является, пожалуй, то, что они не кажутся самостоятельными единицами, наделенными своими проблемами и переживаниями. Возраст до десяти лет является как бы сигналом того, что герой будет, по сути, маленьким рупором для автора. Дети в романе видят мир удивительно тонко и правильно, они занимаются систематическим "остранением" окружающей обстановки.

Они, не испорченные бременем цивилизации, успешнее взрослых решают их моральные проблемы и при этом как бы начисто лишены разума. Поэтому столь юные персонажи, число которых к финалу вырастет до невероятных пределов, смотрятся весьма искусственно: Через пять минут маленькая черноглазая трехлетняя Наташа, любимица отца, узнав от брата, что папенька спит в маленькой диванной, не замеченная матерью, побежала к отцу... Николай обернулся с умиленной улыбкой на лице. Такой вот назидательный маленький персонаж. А вот следующий - немного постарше: Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе... Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между "дедушкой" и "длиннополым", как она называла Бенингсена.

Потрясающая проницательность! Последний по возрасту персонаж, проявляющий признаки такого же "детски-бессознательного" поведения, как все малолетние персонажи Толстого, - вечно шестнадцатилетняя Наташа Ростова: В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками... После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, все это было дико и удивительно ей. Итак, Наташа видит мир тем же самым детским неразумным образом.

Не по возрасту же взрослые дети смотрятся как юные старики. Стремясь к глобальности, автор "Войны и мира" теряет мелочи, индивидуальность младенцев, например, дети у Льва Николаевича идут не штучно, а в комплекте: За столом были мать, жившая при ней старушка Белова, жена, трое детей, гувернантка, гувернер, племянник со своим гувернером, Соня, Денисов, Наташа, ее трое детей, их гувернантка и старичок Михаил Иванович, архитектор князя, живший в Лысых Горах на покое. Индивидуальность в этом перечислении полагается всем, даже старушке Беловой, которую мы встречаем в первый и в последний раз. Даже гувернер, и гувернантка, и еще гувернер не сливаются в обобщающее понятие "гувернеры". И только дети, бесполые и безликие, идут скопом. Хармсу было что пародировать.

До двадцати Первые "признаки жизни" подает уже девятилетний Петя: - Петя, ты глуп, - сказала Наташа. Петя действительно уже не ребенок, а, скорее, подросток. Возрастное пространство от десяти до двадцати лет у Толстого наиболее насыщено и делится даже на отдельные подпространства. В этом возрасте у героя определяется пол до и отчасти после герои "бесполы" ; полярность в младенчестве они все положительные, отрицательным героям детства не полагается вовсе ; в этом возрасте герой станет военным или штатским; в этом возрасте, наконец, решается, будет ли вообще у героя возраст или не будет, то есть включать для него хронометр или нет. В некоторых случаях отрицательных героев в этот романтический возрастной промежуток не впускают, а положительных, соответственно, не выпускают за его пределы. Однако в памяти еще живо то время, когда этот возраст считался вполне взрослым: - О нет, какой рано!

Возраст тринадцать-пятнадцать лет изобилует стереотипами "первая любовь - первый поцелуй": Наташа... Так смотрят именно девочки тринадцати лет, иногда пятнадцати, ни в коем случае не семнадцати, о чем позже. В пятнадцать лет у героинь Толстого закладывается не только пол, но и полярность. Взять, например, Соню в пятнадцать лет: она плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. К шестнадцати годам формирование благополучно завершится: Соне минуло уже шестнадцать лет, и она была очень красива... Положительные юноши, подобно своим сестрам, тоже непременно проходят через этот благотворный период: Петя был теперь красивый румяный пятнадцатилетний мальчик.

Николенька был теперь пятнадцатилетний умный мальчик. Вообще же три стадии формирования взрослого героя наглядно показаны в следующем отрывке: Вера была двадцатилетняя красивая девица; Соня была шестнадцатилетняя девушка во всей прелести полураспустившегося цветка; Наташа полубарышня, полудевочка, то детски смешная, то девически обворожительная. На момент появления в романе Вера уже благополучно миновала "пик совершенства" - шестнадцать лет. Соня была к нему близка, и наконец достигла. Наташа тоже постепенно движется к этому рубежу, когда она будет неотразимо хороша. После шестнадцати Ты дал мне детство лучше сказки И дай мне смерть в семнадцать лет.

Марина Цветаева И действительно, положительные героини семнадцатилетними уже не бывают. Для героев же возрастной промежуток от шестнадцати до двадцати вполне нейтрален. Пьер, Николай, Борис появляются в романе двадцатилетними, и для них в этом возрасте жизнь только начинается, они - "молодые люди". А теперь шагнем еще дальше. До сорока Перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Иосиф Бродский Герои старше двадцати уже явно не "молодые люди": Долохов был человек среднего роста, курчавый и со светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Жюли было двадцать семь лет... Люди до сорока лет у Толстого не молодые и не старые: Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно беспременно решил князь Андрей. Однако уже через два года мы узнаем, что Князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем. И это в неполные тридцать три года!

Чем ближе к сорокалетию - этому знаменательному рубежу - тем больше неопределенности.

Одним из ключевых элементов этой литературной шедевральной работы является множество персонажей. Главный вопрос, который многие задают себе, когда читают этот роман, - сколько же всего героев в "Войне и Мире"? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. В романе "Война и Мир" порядка 580 персонажей, что делает его одним из самых роскошных и запутанных произведений в плане количества персонажей. Толстой внес большое разнообразие в роман, чтобы более полно охарактеризовать общество и эпоху Российской империи.

У него есть исторические персонажи, такие как Наполеон и другие политические деятели.

Он призывает нас не довольствоваться чужими советами и рецептами, а присоединиться к нему и его героям в поисках более глубоких смыслов, продолжать задавать самим себе важные вопросы и во всём находить собственный, достоверный опыт. А наша судьба — это то, что мы сами со всем этим делаем». Это увлекательное чтение «Война и мир» - роман, наполненный таким объемом человеческого опыта, какой даже не снился ни одному другому произведению современной беллетристики. На протяжении трехсот шестидесяти одной главы, выписанной с кинематографической образностью, Толстой плавно перемещается из бального зала на поле битвы, со свадьбы к месту смертельного побоища, от частной жизни к массовым сценам. В Толстовском мире вы видите, слышите и чувствуете всё: вот загорелся восход, вот просвистело пушечное ядро, вот лихо мчится конная упряжка, вот чье-то чудесное рождение, вот чья-то жестокая смерть, а вот всё, что было между ними. Всё, что способно испытать человеческое существо, способен описать Толстой в «Войне и мире». Вы узнаете множество интересных людей. Точнее, почти 600.

Часто ли нам удаётся повстречать за короткий срок столько людей из самых разных сфер жизни? И каждый из этих людей, даже самый незначительный из них, абсолютно живой и узнаваемый. В «Войне и мире» нет ни одного однозначно плохого или безупречно хорошего персонажа, что и делает их таким реальными и человечными.

Художник Д. Шмаринов сумел заново прочитать народно-героическую эпопею Толстого, выдвинув на первый план событийность. Исключительный дар мгновенного погружения в самые разные культурные слои и исторические эпохи дал возможность художнице Наде Рушевой 1952-1969 создать серию уникальных иллюстраций к роману «Война и мир». Эпопея 1812 года, воссозданная рукой иллюстратора А. Николаева род. Other albums.

Семь причин прочитать "Войну и мир"

Более 600 Время действия - С эпилогом — 15 лет (1805–1820) Что лежит в основе сюжета - Судьба народа (в том числе и героев). В целом в «Войне и мире» нет ни одного по настоящему положительного героя — все совершают ошибки. Главныи и второстепенные герои романа Толстого «Война и мир»: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и другие. Краткая характеристика персонажей, описание внешности и характера, роль в произведении. Сколько лет Наташе Ростовой в "Войне и мире"? Ниже представлен список персонажей романа Льва Толстого «Война и мир». Список включает имена как основных, так и второстепенных и эпизодических действующих лиц романа. 10 ответов на вопрос “Сколько героев в романе война и мир?”.

Герои в произведении война и мир таблица. Главные герои романа «Война и мир

РИА «Новости». Сколько лет героям «Войны и мира»? Почему Толстой неточен в указании их возраста? Внимательный читатель заметит, что с возрастом некоторых героев в романе происходит что-то странное. произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500. Четырехтомник Толстого «Война и мир» – классика, которая никогда не потеряет актуальности.

Читайте также:

  • Главные герои "Война и мир" (и второстепенные) - Знания!
  • Форма поиска
  • Селфи, яжематери и другие современные явления в романе «Война и мир» | Онлайн-журнал Эксмо
  • Главные герои "Война и мир" (и второстепенные) - Знания!
  • «Война и мир»
  • Княжна Марья

Сколько всего томов в войне и мире?

В "Войне и мире" около 600 персонажей. Ниже представлен список персонажей романа Льва Толстого «Война и мир». Список включает имена как основных, так и второстепенных и эпизодических действующих лиц романа. Тегитолстой война и мир главные герои, кто из перечисленных героев романа толстого война и мир не является истинным патриотом россии, как толстой срывает маски со своих героев в романе война и мир, сколько лев толстой писал войну и мир, сколько персонажей в романе. «Война и мир», роман-эпопея Л. Н. Толстого. Написан в 1863–1869 гг. Сюжет составляют события из жизни графа Пьера Безухова и персонажей. Том 4 Четвертый том войны и мира охватывает события Отечественной войны второй половины 1812 года, а также мирную жизнь главных героев в Москве, Петербурге и Воронеже.

Порядок персонажей «Войны и мира» по внешнему виду - War and Peace characters order by appearance

Каждый из этих героев имеет свои сильные и слабые стороны, и их истории взаимодействуют друг с другом, создавая сложный и интересный портрет общества России в начале XIX века. Краткое содержание Том 1 Первый том "Войны и мира" посвящен знакомству с главными героями и описанию обстановки в России перед началом войны 1805 года. Роман начинается с визита главного героя Пьера Безухова к своему отцу, который умирает и оставляет Пьеру значительное наследство. Затем читатель знакомится с богатой и общительной княгиней Анной Павловной Шерер, которая является своего рода связующим звеном между различными персонажами романа. В первом томе также описываются события войны 1805 года, включая битву при Аустерлице. Том 2 Второй том романа описывает жизнь главных героев после окончания войны 1805 года. Читатель знакомится с жизнью великороссов и масленницей в деревне, где живут Наташа Ростова и ее семья.

Также описывается личная жизнь главных героев, их романы, дружбы и вражды. Затем начинается новая война, и главные герои отправляются на передовую. Том 3 Третий том романа описывает войну 1807 года между Россией и Францией. Главные герои участвуют в битве при Эйлау, и Толстой описывает жизнь на передовой, включая трудности, с которыми сталкиваются солдаты и офицеры. В этом томе также описывается личная жизнь главных героев, их любовные треугольники и конфликты. Том 4 Четвертый том романа описывает финал войны 1812 года и события после нее.

В этом томе Толстой описывает битву при Бородино, захват Москвы французами и последующее отступление Наполеона и гибель большей части его армии во время зимнего похода. Роман заканчивается описанием возвращения главных героев к обычной жизни и тем, как они находят свое место в новом порядке вещей после войны. Заключение "Война и мир" - это грандиозный эпический роман, который по праву занимает свое место в истории мировой литературы.

Главный вопрос, который многие задают себе, когда читают этот роман, - сколько же всего героев в "Войне и Мире"?

Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. В романе "Война и Мир" порядка 580 персонажей, что делает его одним из самых роскошных и запутанных произведений в плане количества персонажей. Толстой внес большое разнообразие в роман, чтобы более полно охарактеризовать общество и эпоху Российской империи. У него есть исторические персонажи, такие как Наполеон и другие политические деятели.

Каждый из этих персонажей имеет свою уникальную историю и развитие, что делает их живыми и узнаваемыми.

А через год после окончания войны Наташа вышла замуж за честного и доброго Пьера Безухова. Именно брак с простосердечным Пьером стал лучшим вариантом для Ростовой: они стали жить душа в душу, и Наташа полностью растворилась в заботе о муже и своих четверых детях. Подробная характеристика Наташи Ростовой Пьер Безухов Можно сказать, что этот персонаж с начала романа прошел наибольший путь.

Изначально он появился как незаконнорожденный сын графа Безухова, не принимаемый высшим обществом. Он выглядит нелепо и обладает непривлекательной внешностью. Однако вскоре Пьер получил наследство и титул от своего отца. Он быстро понял, что теперь элита будет относиться к нему по-другому хотя это изменившееся отношение и было неискренним и стал прогуливать отцовские деньги.

Легкомысленность Безухова привела его к нежеланному браку и масонству. Впрочем, как масон Пьер не стал успешен — пусть он искренне хотел вводить реформы, но ему не хватало для этого практической сметки и терпения. Измениться и нравственно вырасти Пьеру помогло участие в Отечественной войне 1812 года и французский плен. Познакомившись с простым мужиком, Каратаевым, Безухов перенимает его философию и начинает относиться ко всему окружающему с любовью и смирением.

А вернувшись к мирной жизни, он, наконец, сделал предложение Наташе Ростовой. Поддержка любимой женщины и то, что он увидел на полях сражений, сделало Пьера целеустремленным и уверенным в себе человеком. В конце романа есть намек на то, что в 1820-ых годах он присоединится к декабристскому движению. Второстепенные герои романа Среди второстепенных героев произведения можно встретить представителей высших сословий Петербурга и Москвы — государственных служащих, военных командиров, аристократов.

Однако больше всего внимания Л. Толстой уделяет трем семьям: Болконских, Ростовых и Курагиных. А среди простых мужиков-солдат наиболее примечательным персонажем считается Платон Каратаев, с которым Пьер Безухов познакомился, когда находился в плену в горящей Москве. Граф Илья Андреевич Ростов Добрый мужчина, щедрость которого граничит с расточительностью.

Больше всего на свете он ценит семью, поэтому всегда готов помочь своим детям, регулярно принимающим неправильные решения. Граф умудряется жить в мире со своей черствой и иногда даже жестокой женой, так как искренне любит ее. Хозяйственности же главе семьи Ростовых очень не хватало. Из-за неумения вести дела и чрезмерной расточительности он за несколько лет обанкротил свою семью и поставил ее на грань бедности.

Во второй половине романа Граф Ростов умирает, и заботы о семье ложатся на плечи Николая. Графиня Наталья Ростова Графиня всегда отлично держалась в высшем обществе и умела не показывать то, что в ее семье не все в порядке с финансами. Она тоже искренне любит своего мужа и детей, но жесткий характер не позволяет ей показывать это слишком часто. Наталья — добрая к близким, но расчетливая и даже несколько жестокая по отношению к окружающим.

Считает, что лучше понимает жизнь, поэтому всеми силами старается повлиять на те решения своих детей, которые считает неправильными. Николай Ростов Старший сын семьи Ростовых проходит путь большого роста за время действия романа. Участие в войне заставляет его повзрослеть и отбросить юношескую легкомысленность.

Почему же его задают именно в связи с этим романом, и сколько же там было героев? И как только он их запомнил? Все дело в том, что роман включает в себя просто потрясающее количество героев.

Д’Артаньян

  • Другие работы автора
  • Читайте также
  • Характеристики главных героев Война и мир, Толстой. Их образы и описание
  • Другие важные персонажи

Главные герои романа "Война и мир" и их краткая характеристика - 3 варианта

Николай Андреевич Болконский — князь, отставной генерал. Умный, строгий и требовательный человек, любящий отец он стыдится своей любви к детям и старается ее не показывать. В ходе действия романа он умирает от инсульта. Марья Болконская — принцесса, непривлекательная, но очень красивая девушка с сияющими глазами. Образованный, религиозный и склонный к самопожертвованию. Она заботится об отце и племяннике, позже выходит замуж за Николая Ростова и посвящает себя детям.

Елена Курагина — княгиня, дочь князя Василия, лучезарная красавица, любимица всего мира, мечта многих мужчин. Не умный, но сообразительный. Она вышла замуж за Пьера Безухова. Она умерла от болезни. Анатоль Курагин — князь, сын князя Василия, красивый мужчина, беспринципный и безнравственный.

Он организовал пьянство и разврат. Он был влюблен в Наташу Ростову и хотел похитить и жениться на ней, хотя уже был женат. Федор Долохов — офицер, общительный человек среднего роста. Он циничен, жесток и авантюристичен. Он храбр, честен и нежно любит свою мать.

У него роман с Элен Безуховой, женой Пьера, ради которой он устраивает дуэль с Пьером. Он хотел жениться на Соне Ростовой, но был отвергнут ею. За кого вышла замуж княжна Марья Болконская? Марья Болконская вышла замуж за Николая Ростова. Кто из героев романа выступает за теорию непротивления?

Ответ: Платон Каратаев. Этот персонаж является популярным носителем идеи непротивления, что, по мнению автора, говорит о том, что философия непротивления злу силой заложена в природе русского народа. Знакомство Пьера Безухова с Платоном Каратаевым производит на него большое впечатление. Какое влияние оказала Аустерлицкая битва на князя Андрея? Принц понимает, что слава и власть не имеют никакого значения по сравнению с человеческой жизнью.

Для тех, кто так и не осилил роман Четыре тома, тысячи страниц и сотни персонажей содержатся в романе Льва Толстого «Война и мир». Сюжет в общих чертах известен, наверное, каждому. Но не все успели ее прочитать.

II, 4, IV Данило, доезжачий. I, 1, X Максимка, садовник графа Ростова в подмосковном имении. II, 5, XVI.

Реальный персонаж, кучер Анатолия Барятинского [10].

Напротив, Наташу, которая получила такой же титул в конце романа, называют "графиня Безухова" лишь однажды. Элен Графиня Безухова Популярность имени "Элен" в русских текстах с 1800 - 2012 Чаще всего персонажа называют по имени на французский манер. Его не зовут по имени и отчеству, не указывают его титул. Вероятно, это связано с тем, что Анатоль предстает перед читателями в качестве беспокойного, буйного и самодовольного героя. Фамилия указывает на дворянское происхождение, встречается не так часто, как имя, потому что нрав и поведение Анатоля не соответствуют дворянским манерам. Курагин Анатоль Популярность имени "Анатоль" в русских текстах с 1800 - 2012 По фамилии Долохова часто называют не для того, чтобы показать его происхождение, ведь он "небогатый человек, без всяких связей".

Частое упоминание персонажа именно по фамилии говорит об отношении Толстого к герою - он показывает Долохова как жестокого, холодного человека. Федей Долохова зовет Николай Ростов, тем самым подчеркивая свое дружеское отношение к нему.

В этом же эпизоде Б.

Его жена умирает при родах, но ребенок выживает. Герой потрясен смертью жены и чувствует свою вину перед ней. Он решает больше не служить, поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, воспитанием сына, читает много книг.

Во время поездки в Петербург Б. В нем пробуждается глубокое чувство, герои решают пожениться. Отец Б.

После измены невесты он возвращается в армию под руководство Кутузова. Во время Бородинского сражения смертельно ранен. Случайно он покидает Москву в обозе Ростовых.

Перед смертью он прощает Наташу и понимает истинный смысл любви. Ее отношение к какому-либо человеку или событию полностью зависит от последних политических, придворных или светских соображений. Она дружна с князем Василием.

В 1812 году ее салон демонстрирует ложный патриотизм, едя щи и штрафуя за французскую речь. Багратион Это реальное историческое лицо , один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б.

В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением, которого Кутузов благословил на спасение армии. Просто присутствие Б. Его все любят и уважают за решительность и отвагу.

Во время самого решительного момента сражения Б. Во время Аустерлицкого сражения Б. Он один отбивал неприятеля, который был явно вдвое сильнее, а потом, при отступлении, вывел с поля боя свою колонну нерасстроенной.

Толстой отмечает, что когда давался обед в честь Б. Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это "свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный".

В начале произведения Б. Он точен, спокоен, учтив, но очень эгоистичен и скуп. Любит и может разговаривать только о себе и своих успехах.

Окружающие посмеиваются над ним, он чужой в доме Ростовых. Им непонятны его расчетливость, скупость. Этот герой явно неприятен и чужд самому Толстому.

С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Внешне это "высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица". Так, князь Василий находит ему место в гвардии.

Спустя время становится любовником Элен. В 1809 году вновь встречает Наташу и увлекается ею, даже думает на ней жениться. Но это помешало бы его карьере.

Поэтому Б. В конце концов он женится на Жюли Карагиной. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост.

Отношение ко всем окружающим у князя В. Автор показывает своего героя "в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица", с "надушенной и сияющей лысиной". Но, когда он улыбался, в его улыбке было "что-то неожиданно грубое и неприятное".

Специально князь В. Он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. Герой считает себя образцовым отцом, он делает все возможное, чтобы устроить будущее своих детей.

Он пытается женить своего сына Анатоля на богатой княжне Марье Болконской. После смерти старого князя Безухова и получения Пьером огромного наследства, В. Князь В.

Очень добродушный, щедрый человек, любящий жизнь и не очень умеющий рассчитывать свои средства. Граф привык жить на широкую ногу, и тогда, когда средства уже не позволяют этого, постепенно разоряет свою семью, от чего сильно мучается. При выезде из Москвы именно Р.

Так он наносит один из последних ударов по бюджету семьи. Гибель сына Пети окончательно сломила графа, он оживает лишь тогда, когда готовит свадьбу для Наташи и Пьера. В том же году Р.

Графиня Ростова Жена графа Ростова, "женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми... Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение". Известие у смерти младшего и любимого сына Пети едва не сводит ее с ума.

Она привыкла к роскоши и выполнению малейших капризов, и требует этого после смерти своего мужа. Автор описывает Федора Долохова так: "Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять.

Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица".

Этот герой небогат, но умеет поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. Он любит развлекаться, причем достаточно странным и порой жестоким способом. За один случай издевательства над квартальным, Д.

Но во время военных действий вновь обрел свой чин офицера. Это умный, храбрый и хладнокровный человек. Он не боится смерти, слывет злым человеком , скрывает свою нежную любовь к матери.

На самом деле Д. Он разделяет людей на вредных и полезных, видит вокруг себя в основном вредных и готов от них избавиться, если они вдруг встанут на его дороге. Капитан Тушин Это штабс-капитан, герой Шенграбенского сражения.

Этот герой робеет перед начальством, чувствует себя виноватым, маленьким. Накануне сражения Т. Но во время сражения герой преображается.

Он чувствует себя "огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра". Батарея Т. Во время сражения штабс-капитан уже не боится смерти или ранений, ему становится все веселее и веселее, солдаты слушаются его как дети.

Солдаты чудом выживают благодаря героизму Т. Княжна М. Она часто принимает у себя всевозможных богомольцев, странников.

У нее нет близких друзей, она живет под гнетом отца, которого любит, но невероятно боится. Старый князь Болконский отличался скверным характером, М. Всю свою любовь она отдает отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать.

Жизнь М. Именно он увидел все богатство и красоту ее души. Они женятся, М.

Блестящая петербургская красавица с « неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту». Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспе- чивает ей постоянный успех.

Выйдя замуж за Пьера Безухова, героиня обнаруживает перед своим мужем не только ограниченность ума, грубость мысли и вульгарность, но и циничную развращенность. После разрыва с Пьером и получения от него по доверенности большой части состояния, она живет то в Петербурге, то за границей, то возвращается к мужу. Несмотря на семейный разрыв, постоянную смену любовников, в числе которых Долохов и Друбецкой, Э.

В свете она делает очень большие успехи; живя одна, она становится хозяйкой дипломатического и политического салона, приобретает репутацию умной женщины. Решив перейти в католичество и обдумывая возможность развода и нового брака, запутавшись между двумя очень влиятельными высокопоставленными любовниками и покровителями, Э. Реальное историческое лицо, главнокомандующий русской армией.

Для Толстого он идеал исторического деятеля и идеал человека. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое". Его поведение естественно, автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость.

Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Враг вытеснен за границы России, больше этому народному герою нечего делать. Лиза Болконская Жена князя Андрея.

Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют "маленькой княгиней". Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение".

Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. После отъезда Андрея на войну, Л. Наполеон Это реальное историческое лицо, французский император.

Толстой решил развенчать легенду о Наполеоне с позиций настоящего гуманизма. Великим человеком. Но постепенно эти лучшие герои Толстого разочаровываются в своем кумире.

Похожие материалы:.

Порядок персонажей «Войны и мира» по внешнему виду

Толстой шесть раз приступал к написанию произведения, но создал лишь несколько начальных глав. В наиболее пространной, шестой версии содержалось девять глав и было конспективно намечено дальнейшее развитие сюжета. Приступая к написанию романа в седьмой раз, Толстой отодвинул начало действия к кануну первой войны России с Наполеоном, к лету 1805 г. В 12-м варианте произведение получило заглавие «С 1805 по 1814 год», начальная часть была названа «1805-й год». Автор дал своему произведению жанровое определение «роман». В период с ноября 1865 по май 1866 гг. Произведение в этой редакции в большей степени напоминало семейный роман, чем известная нам «Война и мир». Например, описание Бородинского сражения не было развёрнутым и сама битва не истолковывалась как ключевое событие войны 1812 г. Андрей Болконский и Петя Ростов в этом варианте редакции не умирали. В августе 1867 г. Толстой начал переписывать текст романа, получившего новое название — «Война и мир», некоторые изменения были весьма существенными.

Так, ни в первой, ни во второй редакции 4-го тома ещё не было образа Платона Каратаева: он появляется только в третьей редакции. Правка вносилась писателем и в корректуру произведения вплоть до 1869 г. Башилову Толстой Л. Полное собрание сочинений. Москва, 1953. Первая часть романа, озаглавленная «Тысяча восемьсот пятый год», соответствующая 1-й и 2-й частям позднейшего, первого тома, была впервые напечатана в журнале «Русский вестник» в 1865 г. При издании «Войны и мира» отдельной книгой этот текст подвергся переработке. В декабре 1867 г. Отредактированный вариант этого текста был издан в 1868—1869 гг. В дальнейшем автор внёс существенные изменения в текст романа, переиздавая его в 1873 г.

Этот текст был воспроизведён в издании 1880 г. В новом издании 1886 г. Толстой и литературного критика и философа Н. Страхова , был повторён текст второго отдельного издания 1868—1869 гг. Писатель к этому времени потерял интерес к своим прежним творениям и печатание книги не контролировал. Вопрос о выборе для публикаций признанного, канонического текста «Войны и мира» был предметом филологического спора в конце 1950-х — 1970-х гг. Современные исследователи считают каноническим текст издания 1886 г.

Это типично ростовский взгляд — взгляд честного, но поверхностного офицера, влюблённого в своего государя.

Затем мы увидим царя глазами услужливо-горделивого Друбецкого том III, часть первая, главка III , восторженного Пети Ростова главка XX, те же часть и том , Пьера — в тот момент, когда он захвачен общим воодушевлением во время московской встречи государя с депутациями дворянства и купечества главка XXIII... Повествователь же со своим отношением до поры до времени остаётся в глухой тени. Лишь здесь, да и то ненадолго, он выказывает своё сдержанное неодобрение. Ведь речь идёт об отставке Кутузова, только что одержавшего вместе со всем русским народом победу над Наполеоном! Обычные люди И прожигателям жизни, и вождям в романе противопоставлены обычные люди во главе с правдолюбицей, московской барыней Марьей Дмитриевной Ахросимовой. В их мире она играет ту же роль, какую в мирке Курагиных и Билибиных играет петербургская дама Анна Павловна Шерер. Они не поднялись над общим уровнем своего времени, своей эпохи, не познали правду народной жизни, но инстинктивно живут в условном согласии с ней. Хотя и поступают подчас неверно, и человеческие слабости им присущи в полной мере.

Это несовпадение, эта разница потенциалов, сочетание в одной личности разных качеств, хороших и не очень, выгодно отличает обычных людей и от прожигателей жизни, и от вождей. Герои, отнесённые к этому разряду, как правило, люди неглубокие, и всё же портреты их написаны разными красками, заведомо лишены однозначности, однотипности. Таково — в целом — хлебосольное московское семейство Ростовых. Старый граф Илья Андреич, отец Наташи, Николая, Пети, Веры, — человек слабохарактерный, позволяет управляющим грабить себя, страдает при мысли, что разоряет детей, но ничего поделать с этим не может. Отъезд в деревню на два года, попытка перебраться в Петербург и получить место мало что меняют в общем положении вещей. Граф не слишком умён, но при том он в полной мере наделён Богом сердечными дарованиями — гостеприимством, радушием, любовью к семье и детям. Две сцены характеризуют его с этой стороны — и обе пронизаны лиризмом, упоением восторга: описание обеда в ростовском доме в честь Багратиона и описание псовой охоты. Самостоятельно проанализируйте обе эти сцены, покажите, с помощью каких художественных средств рассказчик выражает своё отношение к происходящему.

И ещё одна сцена необычайно важна для понимания образа старого графа: отъезд из горящей Москвы. Именно он первым отдаёт безрассудное с точки зрения здравого смысла распоряжение пустить на подводы раненых; сняв с подвод нажитое добро ради русских офицеров и солдат, Ростовы наносят последний, непоправимый удар по собственному состоянию... Зато не только спасают несколько жизней, но и неожиданно для самих себя дают Наташе шанс примириться с Андреем. Жена Ильи Андреича, графиня Ростова, тоже не отличается особым умом — тем абстрактным учёным умом, к которому повествователь относится с явным недоверием. Она безнадёжно отстала от современной жизни; а когда семейство окончательно разоряется, графиня даже не в состоянии понять, почему они должны отказаться от собственного экипажа и не могут послать карету за кем-нибудь из её подруг. Более того, мы видим несправедливость, подчас жестокость графини по отношению к Соне, совершенно неповинной в том, что она бесприданница. И всё-таки у неё тоже есть особый дар человечности, который отделяет её от толпы прожигателей жизни, приближает к жизненной правде. Это дар любви к собственным детям; любви инстинктивно-мудрой, глубокой и самоотверженной.

Решения, какие она принимает в отношении детей, продиктованы не просто стремлением к выгоде и спасению семьи от разорения хотя и этим тоже ; они направлены на то, чтобы обустроить жизнь самих детей наилучшим образом. И когда графиня узнаёт о гибели на войне любимого младшего сына, жизнь её, по существу, завершается; едва избежав помешательства, она мгновенно стареет и теряет деятельный интерес к происходящему вокруг. Все лучшие ростовские качества передались детям — всем, кроме сухой, расчётливой и потому нелюбимой Веры. Выйдя за Берга, она закономерно переместилась из разряда обычных людей в число прожигателей жизни. Особенно трогателен младший, Петя, который полностью впитал атмосферу ростовского дома. Подобно отцу и матери, он не слишком умён, зато предельно искренен и душевен; эта душевность особенным образом выражается в его музыкальности. Петя мгновенно отдаётся сердечному порыву; поэтому именно с его точки зрения мы смотрим из московской патриотической толпы на государя Александра I — и разделяем неподдельный юношеский восторг. Хотя и чувствуем: рассказчик относится к императору не столь однозначно, как юный персонаж.

Смерть Пети от вражеской пули — один из самых пронзительных и самых запоминающихся эпизодов толстовской эпопеи. Но как есть свой центр у прожигателей жизни, у вождей, так есть он и у обычных людей, населяющих страницы «Войны и мира». Этот центр — Николай Ростов и Марья Болконская, чьи жизненные линии, разделённые на протяжение трёх томов, в конце концов все равно пересекаются, подчиняясь неписаному закону сродства. Но зато весьма эмоционален, порывист, сердечен, а потому и музыкален, как все Ростовы. Его жизненный путь прослежен в эпопее почти столь же подробно, сколь и пути главных героев — Пьера, Андрея, Наташи. В начале «Войны и мира» мы видим Николая юным студентом университета, который бросает учёбу ради армейской службы. Затем перед нами молодой офицер Павлоградского гусарского полка, который рвётся в бой и завидует закалённому вояке Ваське Денисову. Один из ключевых эпизодов сюжетной линии Николая Ростова — переправа через Энс, а затем ранение в руку во время Шенграбенского сражения.

Это переживание не только не снижает образ героя, наоборот: именно в тот момент и происходит его духовное взросление. И всё же недаром Николаю так нравится в армии — и так неуютно в обычной жизни. Полк — это особый мир ещё один мир посреди войны , в котором всё устроено логично, просто, однозначно. Есть подчинённые, есть командир, и есть командир командиров — государь император, которого так естественно и так приятно обожать. А жизнь штатских вся состоит из бесконечных хитросплетений, из человеческих симпатий и антипатий, столкновения частных интересов и общих целей сословия. Приезжая домой в отпуск, Ростов то запутывается в своих отношениях с Соней, то вдрызг проигрывается Долохову, чем ставит семью на грань денежной катастрофы, — и фактически бежит из мирской жизни в полк, как монах в свой монастырь. Он добрый малый, честный человек, а потому, дав юношеское обещание жениться на бесприданнице Соне, считает себя связанным до конца жизни. И никакие уговоры матери, никакие намёки близких на необходимость поиска богатой невесты его поколебать не могут.

При том, что чувство его к Соне проходит разные стадии — то полностью угасая, то возвращаясь вновь, то опять исчезая. Поэтому самый драматический момент в судьбе Николая наступает после встречи в Богучарове. Здесь во время трагических событий лета 1812 года он случайно встречается с княжной Марьей Болконской, одной из самых богатых невест в России, на которой его мечтали бы женить; Ростов бескорыстно помогает Болконским выбраться из Богучарова — и оба они, Николай и Марья, внезапно чувствуют взаимное притяжение. Но то, что в среде прожигателей жизни да и большинства обычных людей тоже считается нормой, для них оказывается препятствием, почти непреодолимым: она богата, он беден. Лишь сила естественного чувства оказывается способной превозмочь эту преграду; поженившись, Ростов и княжна Марья живут душа в душу, как потом будут жить Кити и Левин в «Анне Карениной». Однако в том и различие между честной посредственностью и порывом правдоискательства, что первая не знает развития, не признаёт сомнений. Как мы с вами уже отметили, в первой части эпилога между Николаем Ростовым, с одной стороны, Пьером Безуховым и Николенькой Болконским — с другой, назревает незримый конфликт, линия которого тянется вдаль, за пределы сюжетного действия. Пьер ценой новых нравственных мучений, новых ошибок и новых исканий втягивается в очередной поворот большой истории: он становится членом ранних преддекабристских организаций.

Николенька полностью на его стороне; нетрудно подсчитать, что к моменту восстания на Сенатской площади он будет молодым человеком, скорее всего — офицером, и при таком обострённом нравственном чувстве окажется на стороне восставших. А искренний, добропорядочный, недалёкий Николай, раз навсегда остановившийся в развитии, заранее знает, что в случае чего будет стрелять в противников законного правителя, его возлюбленного государя... Правдоискатели Это самый важный из разрядов; без героев-правдоискателей никакой эпопеи «Война и мир» вообще не было бы. Их нельзя назвать безусловно положительными; для создания их образов повествователь использует самые разные краски — но именно благодаря неоднозначности они кажутся особенно объёмными и яркими. Оба они, князь Андрей и граф Пьер, богаты Болконский — изначально, незаконнорожденный Безухов — после внезапной смерти отца , умны, хотя и по-разному. Ум Болконского холоден и остр; ум Безухова наивен, зато органичен. Как многие молодые люди 1800-х годов, они без ума от Наполеона; горделивая мечта об особой роли в мировой истории, а значит, убеждённость в том, что именно личность управляет ходом вещей, в равной мере присуща и Болконскому, и Безухову. Из этой общей точки повествователь и прочерчивает две очень разные сюжетные линии, которые поначалу расходятся очень далеко, а потом вновь соединяются, пересекаясь в пространстве истины.

Но здесь-то как раз и обнаруживается, что правдоискателями они становятся вопреки своей воле. Ни тот, ни другой правду искать не собираются, к нравственному совершенствованию не стремятся и поначалу уверены, что правда явлена им в образе Наполеона. К напряжённому поиску истины их подталкивают внешние обстоятельства, а быть может — и само Провидение. Просто душевные качества Андрея и Пьера таковы, что каждый из них способен ответить на вызов судьбы, отозваться на её немой вопрос; только потому они в конечном счёте и поднимаются над общим уровнем. Князь Андрей Болконский в начале книги несчастлив; он не любит свою милую, но пустую жену; равнодушно относится к будущему ребёнку, да и в будущем не проявляет особых отцовских чувств. Ни холодная пустота большого света, ни теплота семейно-родового гнезда не влекут его. Зато прорваться в число избранных вождей он не просто мог бы, но и очень бы хотел. Наполеон, повторим ещё и ещё раз, для него — жизненный пример и ориентир.

Узнав от Билибина, что русская армия дело происходит в 1805 году попала в безнадёжное положение, князь Андрей почти рад трагическому известию. Чем это кончается, вы уже знаете, сцену с вечным небом Аустерлица мы разбирали подробно. Казалось бы, сюжетная линия Болконского исчерпана уже в конце первого тома, и автору ничего не остаётся, как объявить героя погибшим. И тут, вопреки обыденной логике, начинается самое важное — правдоискательство. Приняв истину сразу и во всей полноте, князь Андрей её неожиданно утрачивает — и начинает мучительный, долгий поиск, боковой дорогой возвращаясь к тому чувству, которое однажды посетило его на поле Аустерлица. Вернувшись домой, где все считали его погибшим, Андрей узнаёт о рождении сына и о смерти жены: маленькая княгиня с короткой верхней губкой исчезает с его жизненного горизонта в тот самый момент, когда он готов наконец-то открыть ей своё сердце! Это известие потрясает героя и пробуждает в нём чувство вины перед умершей женой; бросив военную службу вместе с тщетной мечтой о личном величии , Болконский поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, читает, воспитывает сына. Казалось бы, он предваряет путь, по которому в конце четвёртого тома пойдёт Николай Ростов — вместе с сестрой Андрея, княжной Марьей.

Самостоятельно сравните описания хозяйственных забот Болконского в Богучарове и Ростова в Лысых Горах — и вы убедитесь в неслучайном сходстве, обнаружите очередную сюжетную параллель. Но в том и различие между обычными героями «Войны и мира» и правдоискателями, что первые останавливаются там, где последние продолжают неостановимое движение. Болконский, узнавший истину вечного неба, думает, что достаточно отказаться от личной гордыни, чтобы обрести душевный покой. Но на самом деле деревенская жизнь не может вместить его нерастраченную энергию. А истина, полученная как бы в подарок, не выстраданная лично, не обретённая в результате долгих поисков, начинает ускользать от него. Андрей в деревне вянет, душа его словно бы усыхает. Лишь на миг в князе просыпается счастливое чувство причастности к истине — когда впервые после ранения он обращает внимание на вечное небо. А затем пелена безнадёжности опять застилает его жизненный горизонт.

Что же случилось? Душе князя Андрея предстоит сложная работа, ему придётся пройти через многочисленные испытания, прежде чем он вернёт себе ощущение незыблемой правды. И с этой минуты сюжетная линия князя Андрея уподобляется спирали: она идёт на новый виток, на более сложном уровне повторяя предыдущий этап его судьбы. Ему суждено опять полюбить, опять предаться честолюбивым помыслам, опять разочароваться — и в любви, и в помыслах. И, наконец, заново прийти к истине. Третья часть второго тома открывается символичным описанием поездки Андрея в рязанские имения. Наступает весна; при въезде в лес Андрей замечает старый дуб на краю дороги. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками.

С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Понятно, что в образе этого дуба олицетворён сам князь Андрей, который не отзывается на вечную радость обновляющейся жизни, омертвевший. Но по делам рязанских имений Болконский должен будет встретиться с Ильёй Андреичем Ростовым — и, заночевав в доме Ростовых, князь вновь замечает светлое, почти беззвёздное весеннее небо. А затем случайно услышит взволнованный разговор Сони и Наташи. В сердце Андрея подспудно просыпается чувство любви хотя сам герой этого пока не понимает ; как персонаж народной сказки, он словно бы сбрызнут живой водой — и на возвратном пути, уже в начале июня, князь снова видит дуб, олицетворяющий его самого. Сквозь жёсткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья... Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна...

Его новым героем, вождём, кумиром становится молодой энергичный реформатор Сперанский.

Созданные им более ста лет тому назад, иллюстрации сохранили теплоту и притягательность; их историческая и эстетическая ценность несомненна Следующего иллюстратора романа Толстого А. Апсита 1880-1944 называли «холодным виртуозом», который попытался объяснить всю громаду «Войны и мира». Он иллюстрировал «Войну и мир» для роскошного Сытинского издания 1912 года. Апсит создал огромное количество картин, заставок, виньеток, буквиц, уловил и отметил в тексте романа массу сюжетов. Пастернак 1862-1945 был первым русским художником, который считал «иллюстрирование серьезным и самостоятельным, независимым родом художественного творчества». Он старался передать не столько сюжет, сколько психологические характеристики героев, колорит эпохи, настроение каждой сцены.

Но переживания, выпавшие на долю Безухова во французском плену, а главное — знакомство с Платоном Каратаевым довершат ту работу, которая уже началась в нём. Во время казни пленных сцена, опровергающая жестокие доводы Андрея во время последнего бородинского разговора Пьер сам сознаёт себя инструментом в чужих руках; его жизнь и его смерть от него на самом деле не зависят.

Назначение человека не в том, чтобы стать яркой личностью, отдельной от всех других личностей, а в том, чтобы отразить в себе народную жизнь во всей её полноте, стать частичкой мироздания. И он проговорил вслух сам с собою: — Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня — мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звёзд. Недаром эти размышления Пьера звучат почти как народные стихи, в них подчёркнут, усилен внутренний, нерегулярный ритм: Не пустил меня солдат.

Истина звучит как народная песня, — а небо, в которое устремляет свой взгляд Пьер, заставляет внимательного читателя вспомнить и финал третьего тома, вид кометы и, главное, небо Аустерлица. Но различие между аустерлицкой сценой и переживанием, посетившим Пьера в плену, принципиально. Андрей, как мы уже сказали, в конце первого тома встречается лицом к лицу с истиной вопреки собственным намерениям. Ему лишь предстоит долгий кружной путь к ней. А Пьер впервые постигает её в итоге мучительных исканий. Но в эпопее Толстого нет ничего окончательного. Помните, мы сказали, что сюжетная линия Пьера лишь кажется кругообразной, что, если заглянуть в эпилог, картина несколько изменится? Пьер, тот самый Пьер Безухов, который уже постиг полноту общенародной истины, который отрёкся от личных амбиций, вновь заводит речь о необходимости исправить общественное неблагополучие, о необходимости противодействия ошибкам правительства. Нетрудно догадаться, что он стал членом ранних декабристских обществ — и что на историческом горизонте России начала взбухать новая гроза.

Наташа своим женским чутьём угадывает вопрос, который явно хотел бы задать Пьеру сам рассказчик. Как он? Одобрил бы он тебя теперь? Герой начал уклоняться от обретённой и выстраданной истины? И прав средний, обычный человек Николай Ростов, который с неодобрением отзывается о планах Пьера и его новых товарищей? Значит, Николай теперь ближе к Платону Каратаеву, чем сам Пьер? И да, и нет. Да — потому что он уже прошёл в свой масонский период через соблазн стремления к общественному благу, а через соблазн личными амбициями — в момент, когда подсчитывал число зверя в имени Наполеона и убеждал себя, что именно он, Пьер, предназначен избавить человечество от этого злодея. Нет — потому что вся эпопея «Война и мир» пронизана мыслью, которую Ростов постичь не в состоянии: мы не вольны в своих желаниях, в своём выборе — участвовать или не участвовать в исторических потрясениях.

Вступая в тайное общество, Пьер удаляется от идеала и в известном смысле возвращается в своём развитии на несколько шагов назад, — но не потому, что он хочет этого, а потому, что он не может уклониться от объективного хода вещей. И, может статься, частично утратив истину, он ещё глубже познаёт её в финале своего нового пути. Мудрецы Мы с вами сказали о прожигателях жизни, о вождях, об обычных людях, о правдоискателях. Но есть в «Войне и мире» еще один разряд героев, зеркально противоположный вождям. Это — мудрецы. То есть персонажи, которые постигли истину общенародной жизни и являют собою пример для других героев, ищущих правду. Таковы, в первую очередь, штабс-капитан Тушин, Платон Каратаев и Кутузов. Штабс-капитан Тушин появляется в сцене шенграбенского сражения; мы видим его вначале глазами князя Андрея — и это не случайно. Если бы обстоятельства сложились иначе и Болконский был бы внутренне готов к этой встрече, она могла бы сыграть в его жизни ту же роль, какую в жизни Пьера сыграет встреча с Платоном Каратаевым.

Защитив Тушина в главке XXI том I, часть вторая , когда тот виновато молчит перед Багратионом и не хочет выдавать начальника, — князь Андрей не понимает, что за тушинским молчанием кроется не раболепие, а понимание скрытой этики народной жизни. Болконский пока не готов к встрече со своим Каратаевым. Но для чего такое внимание уделено столь незначительной фигуре, причём в сцене, которая непосредственно следует за главкой, посвящённой самому Наполеону? Догадка приходит к читателю не сразу. Но вот он доходит до главки XX, и образ штабс-капитана постепенно начинает разрастаться до символических масштабов. Накануне сражения этот маленький неловкий человечек говорил о страхе перед смертью и полной неизвестности насчёт вечной жизни; теперь он преображается у нас на глазах. В эту секунду противостоят друг другу не русская и французская армии — друг другу противостоят маленький Наполеон, воображающий себя великим, и маленький Тушин, поднявшийся до истинного величия. Он не боится смерти, он боится лишь начальства, и немедленно робеет, когда на батарее появляется штабной полковник. Во втором томе мы ещё раз встретимся со штабс-капитаном Тушиным, потерявшим на войне руку самостоятельно проанализируйте главку XVIII части второй Ростов приезжает в больницу , особенное внимание обратите на то, как — и почему именно так — Тушин относится к намерению Василия Денисова подать жалобу по начальству.

Но Тушин ощущает себя неотъемлемой частью общей народной жизни лишь в самом разгаре войны, а в мирных обстоятельствах он простой, добрый, робкий и очень обычный человек. А Платон причастен этой жизни всегда, в любых обстоятельствах. И на войне и особенно в состоянии мира. Потому что он носит мир в своей душе. Пьер встречается с Платоном в нелёгкий момент своей жизни — в плену, когда судьба его висит на волоске и зависит от множества случайностей. Первое, что бросается ему в глаза и странным образом успокаивает , — это округлость Каратаева, гармоническое сочетание облика внешнего и облика внутреннего. Андрей Болконский во время Шенграбенского сражения не был готов к встрече со своим Каратаевым, штабс-капитаном Тушиным. А Пьер к моменту московских событий дозрел до того, чтобы научиться у Платона многому. И прежде всего — истинному отношению к жизни.

Ведь ещё на возвратном пути из Бородина в Москву Безухову приснился сон, во время которого Пьер слышал голос. И они просты. Они не говорят, но делают. Сказанное слово серебряное, а несказанное золотое. Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё. Всё соединить? Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли — вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!

Можно ли назвать Платона Каратаева яркой личностью? Нет, ни в коем случае. Наоборот: он вообще не личность, потому что у него нет своих особых, отдельных от народа духовных запросов, нет стремлений и желаний. Он для Толстого больше чем личность, он — частица народной души. Каратаев не помнит собственных слов, сказанных минуту назад, поскольку он не мыслит в привычном значении этого слова, то есть не выстраивает свои рассуждения в логическую цепочку. И к барину Пьеру, и к французскому солдату, который заказал Платону пошив рубахи, и к колченогой собачке, привязавшейся к нему. Не будучи личностью, он не видит личностей и вокруг себя, каждый встречный для него — такая же частица единого мироздания, как и сам Платон. Смерть или разлука поэтому не имеют для него никакого значения; Каратаев не расстраивается, узнав, что человек, с которым он сблизился, вдруг исчез — ведь от этого ничего не меняется! Вечная жизнь народа продолжается, и во всяком новом встречном обнаружится её неизменное присутствие.

Только она даёт человеку настоящее чувство свободы. И когда Каратаев, заболев, начинает отставать от колонны пленных и его пристреливают, как собаку, — Пьер не слишком огорчается. Индивидуальная жизнь Каратаева кончилась, но вечная, общенародная, которой он причастен, — продолжается, и ей не будет конца. Потому-то Толстой завершает сюжетную линию Каратаева вторым сном Пьера, который привиделся пленному Безухову в деревне Шамшеве. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог... И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию... Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой.

И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали её, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. Встреча Платона Каратаева вплотную приближает Пьера к постижению этой истины. От образа штабс-капитана Тушина мы поднялись, как на ступеньку вверх, к образу Платона Каратаева. Но и от Платона в пространстве эпопеи вверх ведёт ещё одна ступенька. Образ народного фельдмаршала Кутузова поставлен здесь на недосягаемую высоту. Этот старый человек, седой, толстый, тяжело ступающий, с пухлым, изуродованным раной лицом, возвышается и над капитаном Тушиным, и даже над Платоном Каратаевым: истину народности, воспринятую ими инстинктивно, он постиг сознательно и возвёл в принцип своей жизни и своей полководческой деятельности. Главное для Кутузова в отличие от всех вождей с Наполеоном во главе — отклониться от личного горделивого решения, угадать верный ход событий и не мешать им развиваться по Божьей воле, по правде. И не сразу понимаем, что маска нерассуждающего служаки, которую Кутузов надевает, приближаясь к властвующим особам, прежде всего к царю, — всего лишь один из многочисленных способов его самозащиты.

Ведь он не может, не должен допустить реального вмешательства этих самодовольных особ в ход событий, а потому обязан ласково уклоняться от их воли, не противореча ей на словах. Так он будет уклоняться и от битвы с Наполеоном во время Отечественной войны. То есть выслушать все доклады, все главные соображения, полезные то есть согласные с естественным ходом вещей поддержать, вредные отклонить. А главная тайна, которую постиг Кутузов, каким он изображён в «Войне и мире», это тайна поддержания народного духа, главной силы в любой борьбе с любым врагом Отечества. Потому-то этот старый, немощный, сластолюбивый человек олицетворяет собою толстовское представление об идеальном политике, который постиг главную мудрость: личность не может повлиять на ход исторических событий и должна отречься от идеи свободы в пользу идеи необходимости. А главное... Наташа Ростова Если перевести типологию героев эпопеи на традиционный язык литературоведческих терминов, то сама собой обнаружится внутренняя закономерность. Миру обыденности и миру лжи противостоят драматические и эпические характеры. Драматические характеры Пьера и Андрея полны внутренних противоречий, всегда находятся в движении и развитии; эпические характеры Каратаева и Кутузова поражают своей цельностью.

Но есть в портретной галерее, созданной Толстым в «Войне и мире», характер, который не вписывается ни в один из перечисленных разрядов. Это лирический характер главной героини эпопеи Наташи Ростовой. Принадлежит ли она к прожигателям жизни? Об этом и помыслить невозможно. С её-то искренностью, с её обостренным ощущением справедливости!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий