26 февраля митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий совершил вечерню с чином прощения в Свято-Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара. 17 марта 2024 года, в Прощёное воскресенье, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил вечерню с чином прощения в Иверском Валдайском монастыре. Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил вечерню с чином прощения во Владимирском кафедральном соборе. 17 марта 2024 года, вечером в Прощённое воскресение, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил вечерню с чином Прощения в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.
Вечерня с чином Прощения 26 февраля 2023, Храм Христа Спасителя, г. Москва
В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона (см. выше) следующим образом. Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Владимир молился за Вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. 26 февраля, в Прощеное воскресенье, совершена Вечерня с чином прощения.
Вечерня с Чином прощения в нашем храме
Опубликовано расписание богослужений на Страстной седмице и на Пасху. Ознакомиться можно в разделе " Расписание богослужений ". Призываем всех прийти помолиться о здравии наших защитников!
Заказать поминовение Внести пожертвование В канун Великого поста на подворье состоялась вечерня с чином прощения 18 февраля, в прощеное воскресенье, на подворье Оптиной пустыни было совершено вечернее богослужение с коленопреклоненными молитвами, которое завершилось чином прощения. Чин прощения возглавил настоятель игумен Арсений.
По окончании службы отец Арсений благословил всех на начало Великого поста и обратился с напутственным словом о необходимости примирения друг с другом для того, чтобы приступить к Святой Четыредесятнице с душевным миром и чистым сердцем. Отец Настоятель также сказал: «…В храме Сам Господь, присутствующий невидимо, помогает нам.
Первая часть вечерни совершалась в светлых облачениях.
После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. По окончании вечернего богослужения Владыка Игнатий прочитал молитвы, в которых испрашивал для своей паствы благословение Божие на достойное прохождение Великого поста. В своём архипастырском слове правящий Архиерей призвал верующих к покаянию и прощению друг другу всех прегрешений и обид, очищению плоти и духа от всякой греховной скверны и насаждению христианских добродетелей, напутствовал к великопостному деланию.
Если ты видел человека смиренного, знай, что он имеет великую силу, ибо мир — это плод победы, а победа — это плод борьбы». Видео проповеди.
Митрополит Никодим совершил вечерню с чином прощения в Вознесенском соборе
Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил вечерню с чином прощения во Владимирском кафедральном соборе. 26 февраля 2023 года, в последнее воскресенье перед Великим постом, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил вечерню с чином прощения в Воскресенском кафедральном соборе города Вологды. О расхожих стереотипах — в материале РИА оттепель не навредила"Чин прощения", пожалуй, — самая трогательная из православных традиций.
Неделя сыропустная. Вечерня с чином прощения
Душа в следах бесчисленных отметин… За всё придётся ныне отвечать. Дрожит всех осуждающее эго,.
Марии Египетской, автором которого является свт. Софроний, Патриарх Иерусалимский. В воскресный день перед первой седмицей Великого поста монахи приходили на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме. После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Возвращались подвижники в монастырь по окончании сорокадневного поста. По мнению профессора И.
Мансветова, «возвращение в монастырь в субботу Лазареву дало содержание стихирам на вечерне недели Ваий «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» и, таким образом, нашло себе отголосок в самом составе службы»10. Но здесь следует заметить, что из повествования свт. Софрония ясно, что этот обычай был особенностью распорядка жизни монастыря, где жил авва Зосима, и в иных общежительных монастырях его, по всей видимости, не было. Известно, что имели обыкновение проводить Четыредесятницу в уединении в пустыне прп. Евфимий Великий и прп. Савва Освященный того же обычая впоследствии держался прп. Феодосий Печерский. Однако удалялись они из монастыря заранее, а не в воскресный день накануне начала поста11. Следует также отметить, что в повествовании свт. Софрония речь идет о прощании монахов, связанном с предстоящей разлукой.
В нем нет речи о том, что в этот вечер монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные огорчения, причиненные в течение совместной жизни в киновии общежитии. В богослужебных книгах, чье происхождение связано с иерусалимской савваитской богослужебной традицией, — Типиконе, Постной Триоди — также не содержится никаких указаний на то, что после окончания вечерни в канун первого дня Великого поста полагается испрашивать взаимного прощения см. В стихирах Триоди также не содержится фраз, которые могли бы служить малейшим намеком на какой-либо литургический обряд прощения. В Студийской обители существовал обычай, согласно которому монахи испрашивали друг у друга прощения ежедневно в течение Великого поста: «Надлежит знать, что после каждого повечерия бывает крестообразное — посредством рук — целование, служащее знаком примирения каждого с каждым вследствие ежедневных случающихся столкновений»12. Далее стихиры на 10, от стиха «Изведи из темницы душу мою…». Указаны четыре покаянных стихиры из Октоиха, три — из Триоди, три — из Минеи, на Слава — святому из Минеи, если имеется, на И ныне — Богородичен во глас Минеи. Рекшу иерею "Премудрость", глаголем "Свете Тихий"». Поется великий прокимен «Не отврати лице Твое от отрока Твоего, яко скорблю. Скоро услыши мя, вонми души моей и избави ея». На «Сподоби, Господи» полагается три поклона.
По просительной ектении — стихиры на стиховне из Триоди. По «Ныне отпущаеши» — Трисвятое с тремя поклонами. После «Отче наш» следуют тропари «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» с поклоном на каждый тропарь. Также поется «Под Твою милость…»13 без поклона. По возгласе «Сый благословен…» молитва «Небесный Царю» с поклоном, заключительные молитвы «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови». После возгласа сотворяем прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…» с тремя поклонами. Такой порядок полагается на вечерне во все воскресные дни Четыредесятницы. В уставе, датируемом второй половиной XVI века, содержатся те же самые указания относительно службы с единственным прибавлением: «Виждь, яко всю Четыредесятницу на вечернях недельных от начала метания не творим, но от "Сподоби, Господи" начинаем поклоны»16. Печатный устав, подготовленный при Патриархе Иоасафе I и изданный после его смерти, в 1641 году, немного подробнее излагает порядок пения стихиры на «Господи, воззвах»: «И поем стихиры, покаялны, во Октаи, 4, гласу.
Также здесь отражена древнерусская практика исполнения гимна «Свете Тихий», согласно которой священник возглашает «Премудрость» и запевает первые два слова — «Свете Тихий». Певцы продолжают пение гимна от слов «святыя славы…»17. Типикон, изданный в 1695 году при Патриархе Адриане, которым руководствуется Русская Православная Церковь поныне, излагает ту же схему богослужения, за исключением изменений в самих богослужебных текстах. Нет указания о цвете облачения, а также указания целовать нательный крест. Современную богослужебную практику Греческих и Болгарской Церквей регламентирует Типик Церковный по чину Христовы Великия Церкви, составленный протопсалтом Константином и изданный впервые в 1838 году. В 1851 году Типик был переведен на церковнославянский язык и издан иеромонахом Неофитом Рыльским. Относительно служения вечерни до отпуста в Типике содержатся те же указания, что и в русском Типиконе. Патриарх благословляет христиан всех до конца, затем «Молитвами святаго владыки нашего …» и конец. Типик Великия Церкви отражал преимущественно практику служения Константинопольского Патриарха в кафедральном соборе св. Георгия на Фанаре.
Нужно отметить, что в данном случае патриаршее благословение после вечерни не соответствовало нашему чину прощения, поскольку подобное окончание вечерни предписывается для каждой воскресной вечерни в течение пяти седмиц Великого поста. В болгарском Типиконе, изданном в 1909 году, чин прощения кратко изложен в подстрочнике параграфа, в котором содержатся богослужебные указания относительно вечерни в неделю Сыропустную. Священники и испрашивают друг у друга прощения, присутствующие христиане приемлют по порядку благословение и целуют руки священникам. Хор пространно поет какой-либо ирмос»20.
Вечерня с Чином прощения состоялась в Никольском кафедральном соборе 26 февраля 2023 года, в Неделю воспоминания изгнания Адама из Рая, епископ Искитимский и Черепановский Лука совершил вечерню с Чином прощения в Никольском кафедральном соборе города Искитима. По традиции, в этот день испросить прощения и благословения в предстоящем поприще Великого Поста собрались клирики Искитимской епархии, сотрудники Епархиального управления и прихожане собора.
Краткая справка Обычай начинать Великий пост с прощения уходит корнями в древнюю монашескую традицию. Раньше палестинские монахи проводили пост в полном одиночестве. Для этого они удалялись в дальние, пустынные места, где, живя в совершенном уединении, проводили время в безмолвии и молитве. Пустынножительство таило множество опасностей: монахи рисковали встретиться с разбойниками, дикими зверями и болезнями. Каждый пост мог стать для монаха последним.
Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя
После отпуста вечерни Преосвященнейший владыка прочитал молитву на начало Великого поста и обратился к собравшимся с архипастырским словом — наставлением на Святую Четыредесятницу, в завершение которого испросил прощения у клира и прихожан. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения. 26 февраля 2023 года, в Неделю воспоминания изгнания Адама из Рая, епископ Искитимский и Черепановский Лука совершил вечерню с Чином прощения в Никольском кафедральном соборе города Искитима. Вечером 17 марта 2024 года, в Прощеное воскресенье, в Спасском кафедральном соборе города Пензы состоялась вечерня с чином прощения. Кульминационным моментом богослужения стала коленопреклоненная молитва, возносимая архиереем за Чином прощения.
17 марта 2024. Вечерня с чином прощения
В завершение проповеди владыка Серафим испросил прощения у духовенства и паствы. Все молящиеся ответили архипастырю земным поклоном. Затем все присутствующие в храме священники и миряне испросили друг у друга прощения.
Песнопения литургии исполнил Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря под управлением Марии Быковой. За богослужением молились прихожане кафедрального собора и православные псковичи.
Жизнь человеческая в руках Божиих, только Он знает, кто и когда будет призван на суд Божий... Мы должны попросить друг у друга прощения и простить своих ближних если не от полноты нашей духовной жизни, то хотя бы от страха быть непрощенными перед лицом Божиим" Да не осудит нас Господь, да будет сердце наше спокойным, а молитва чистой и искренней; да будет время поста для нас не отягчающим бременем, но временем духовного осмысления жизни…». Завершая проповедь, Глава Донской митрополии испросил прощения у клириков и всех верующих.
За вечерним богослужением молились настоятели и клирики приходов города Казани, монашествующие, сотрудники епархиального управления, студенты Казанской духовной семинарии, прихожане храмов столицы Татарстана. Песнопения исполнили архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова и архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко. После отпуста вечерни владыка Кирилл прочитал молитвы на начало Великого поста. Затем глава митрополии обратился к духовенству и мирянам со словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Прежде всего, хотел бы в этот святой день передать вам всем благословение ангела нашей Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с которым вчера у нас по милости Божией состоялась краткая беседа. Святейший просил передать всем вам благословение и пожелание доброго, спасительного, благодатного поста.
Священная традиция испрашивать друг у друга прощения пришла к нам от египетских монахов, из древнего, старого и близкого к святости мира. Когда мы читаем жития этих подвижников, мы не можем поверить, что все описанные события случались с людьми, которые, как и мы, имели плоть и кровь. Святые мужи в египетских пустынях собирали свои общины. Но на Великий пост насельники уходили в уединение и, уходя, просили прощения друг у друга, потому что не знали, кто вернётся назад, а кто нет. Каждый в одиночестве уходил в пустыню, в которой в которой мог быть как холод, так и зной. В пустынях были дикие звери, разбойники ходили тогда свободно. А потому каждый инок, который покидал свою обитель, прощаясь с братом, уходил как бы навсегда. Прощаясь с ближним, он просил прощения и сам прощал всё то, что могло отягощать душу при жизни в общежитии.