Новости включение дивидендов в таможенную стоимость

ВС РФ по всем трем делам в едином составе судей отменил решения нижестоящих судов и указал на необходимость включения дивидендов в таможенную стоимость, если декларантом не представлены доказательства, подтверждающие соответствие стоимости.

Защита документов

Дивиденды и платежи по договору коммерческой концессии: вопрос о необходимости их включения в таможенную стоимость будет решаться заново. Принимая решение о включении дивидендов в таможенную стоимость товаров, таможенные органы придерживаются следующей логики. Таким образом, включение ди-видендов в таможенную стоимость ввезенных товаров правомерно только в случае, когда таможенным органом доказано, что продажа ввезенных товаров обусловлена выплатой в будущем дивидендов. В декабре 2022 года Верховный суд разъяснил, могут ли дивиденды включаться в таможенную стоимость товара. Суд указал, что таможенным органом не доказано влияние взаимосвязи заявителя и продавца ввозимых товаров на стоимость таких товаров и дальнеишее распределение прибыли заявителя. В статье рассматриваются вопросы регулирования таможенной стоимости товаров, исследуется правовая природа дивидендов как одного из элементов системы таможенного обложения в праве ЕАЭС.

Дивиденды и таможенная стоимость: включать или не включать

Как отметили в ФТС России, в октябре прошлого года в отношении широкой номенклатуры товаров были введены вывозные таможенные пошлины, размер которых привязан к курсу рубля. Новые ставки пошлин распространяются на алкоголь, табак, рыбу, сахар и молочную продукцию, кондитерские изделия, какао, продукцию горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, драгоценные металлы и удобрения.

А08 Решение АС Белгородской области от 04. Следует ориентироваться на перечень условий, которые привел ВС. Еще до проверок и судов возможно подготовить защитный файл и заранее сформулировать аргументы в пользу компании. Рекомендуем проанализировать ценообразование импортных товаров, а также провести самоконтроль по таким вопросам: входит ли иностранный поставщик в состав участников или акционеров; платил ли российский импортер дивиденды за последние три года; формируется ли доход российского покупателя преимущественно за счет продажи ввезенных товаров.

Если хотя бы на два вопроса ответ «да», компания в зоне риска. Он остается, даже если продавец, хотя и не является учредителем, входит в одну группу компаний с покупателем и учредителем: группа может оказывать влияние на ценообразование товаров.

В связи с этим органы, уполномоченные проводить контроль, могут и должны выяснять действительный экономический смысл спорных платежей или операций. По результатам проведения таможенного контроля таможенным органом могут приниматься решения о том, что различные виды платежей, осуществляемых декларантом, в том числе и дивиденды, имеют действительный экономический смысл, отличающийся от понимания сущности этих платежей декларантом.

По мнению проверяющих, у одного платежа может возникнуть несколько разных экономических смыслов. Так, дивиденды возможно признать доходом от перепродажи товара на территории РФ. Однако таможенные органы не осуществляют налоговую переквалификацию дивидендов в доход от перепродажи товара, тогда как последствия переквалификации будут скорее выгодны налогоплательщику, чем бюджету РФ.

Так, в случае налоговой переквалификации, для «дохода от перепродажи товара» перестает действовать установленный для дивидендов запрет на их включение в расходы при исчислении налога на прибыль п.

Включение дивидендов в таможенную стоимость товаров

Мы рекомендуем импортерам заблаговременно оценить риски включения дивидендов в таможенную стоимость товаров и подготовить документы, подтверждающие отсутствие фактов манипулирования элементами таможенной стоимости, принимая во внимание позиции судов. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, дивиденды в целом не включаются в таможенную стоимость импортируемых товаров. обращение в Минфин РФ, ЕЭК за разъяснениями о порядке включения сумм дивидендов в таможенную стоимость товаров. Напомню, в этих делах была изменена позиция судов (и таможенная политика соответственно) по вопросу о включении в таможенную стоимость дивидендов, выплачиваемых учредителям, являющимся одновременно поставщиками по внешнеэкономическим сделкам.

Включение дивидендов в таможенную стоимость ввозимых товаров

С учетом приведенных норм по результатам проведения таможенного контроля таможенным органом могут приниматься решения о том, что различные виды платежей, осуществляемых декларантом, в том числе и дивиденды, имеют действительный экономический смысл, отличающийся от понимания сущности этих платежей декларантом. Например, если внешнеторговые покупки товаров у зарубежного контрагента осуществляются российским покупателем у единственного лица, которое при этом является единственным акционером этого покупателя, то выплачиваемые продавцу дивиденды фактически ничем не отличаются от подлежащего включению в таможенную стоимость товаров дохода выручки , полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу подпункт 3 пункта 1 статьи 40 Кодекса. С учетом изложенного, считаем, что практическое решение проблем, связанных с наличием либо отсутствием необходимости включать в таможенную стоимость товаров платежи, которые стороны внешнеторговой сделки рассматривают в качестве дивидендов, находится в обосновании того, что товары, таможенная стоимость которых определяется, приобретены в рамках конкурентных рыночных условий, что предусматривает, в том числе возможность приобретения товаров любыми иными заинтересованными лицами на тех же условиях, что и импортер - плательщик дивидендов, но без акционерных отношений. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

В чем заключалась позиция Верховного суда и каких позиций придерживаются арбитражные суды теперь? Соответственно, по общему правилу, перечисляемые покупателем продавцу дивиденды не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров. Однако платежи, поименованные в качестве дивидендов и являющиеся таковыми лишь по форме prima facie , признаются связанными с ввезенными товарами и включаются в их таможенную стоимость на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, если по своей сути они обеспечивают получение продавцом части причитающегося ему дохода от продажи ввезенных товаров и выполняют данную функцию в отношениях между сторонами внешнеторгового контракта. В ситуации, когда ввоз товаров осуществляется по сделкам между участниками одной группы компаний, а доход импортера - формируется преимущественно за счет продажи ввезенных товаров, возникает риск манипулирования элементами стоимости товара, формирующими его таможенную стоимость. При наличии признаков такого рода «манипулирования» по сделкам между взаимосвязанными лицами, таможенные органы применительно к пункту 5 статьи 39 ТК ЕАЭС вправе провести анализ обстоятельств, сопутствующих продаже товаров, а импортер обязан подтвердить, что ЦФУ была установлена в отсутствие влияния на нее взаимосвязи, в том числе посредством раскрытия информации о ценообразовании.

Необходимо отметить, что Верховный суд не представил мнений и позиций о том, как арбитражные суды должны оценивать отсутствие фактов «манипулирования» по сделкам между взаимосвязанными лицами, а также какая именно информация о ценообразовании может быть представлена импортером. При этом, как уже отмечалось ранее, в таможенном законодательстве термин «манипулирование по сделкам» отсутствует в принципе, а способы доказывания отсутствия манипулирования не установлены. Вместе с тем в таможенном законодательстве используется термин «влияние взаимосвязи на цену сделки», а также установлены способы, которыми импортер вправе подтвердить, что взаимосвязь сторон сделки не оказала влияние на цену товаров, в том числе посредством предоставления расчета проверочных величин. Несмотря на это, арбитражные суды при разрешении споров о правомерности включения дивидендов в таможенную стоимость товаров самостоятельно не предлагают использовать указанный инструмент, а идут по прямому указанию Верховного Суда РФ и предлагают импортерам представлять: документы и сведения о ценообразовании, которое применялось при экспорте товаров в Россию; расчет себестоимости импортируемых товаров с раскрытием всех слагаемых наценки, образующих «цену продажи», а также прибыли иностранного продавца в результате их реализации для вывоза в Россию. На практике предоставление указанных сведений является крайне сложным, поскольку иностранные продавцы производители не часто готовы раскрывать подобные сведения. При этом на практике наиболее доступной для импортеров проверочной величиной является именно проверочная величина по методу вычитания, предусмотренная подпунктом 2 пункта 5 статьи 39 ТК ЕАЭС. Хочется отметить, что, несмотря на складывающийся консервативный правоприменительный и судебный подход по данному вопросу в 2023 году, нельзя утверждать, что результат проверок по вопросу включения дивидендов в таможенную стоимость является изначально предрешенным. Арбитражные суды при рассмотрении споров однозначно отмечают, что такое включение необходимо исключительно в случаях невозможности устранить сомнения в отсутствии фактов манипулирования элементами таможенной стоимости.

Какие компании под риском таможенного контроля и включения дивидендов в таможенную стоимость товаров?

Дивиденды, уплаченные Обществом за проверяемый период одному из своих продавцов, подлежат включению в таможенную стоимость товаров, ввезенных по соответствующему внешнеторговому договору. В связи с этим таможенный орган принял решения о корректировке таможенной стоимости ввезенных Обществом товаров и начислении Обществу дополнительных таможенных платежей.

Общество обжаловало данные решения в Центральное таможенное управление, которое оставило в силе решения таможни. В связи с этим Общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области. Суд, удовлетворяя требования Общества, исходил из следующего.

В отношении включения роялти за использование ноу-хау, программного обеспечения, вебсайта и коммерческого обозначения: Предоставленные Обществу права на использование коммерческого обозначения, ноу-хау, программного обеспечения не имеют прямой и непосредственной связи с товаром, поскольку не используются в его производстве, не являются его частью. Указанные права служат для индивидуализации предприятия и используются в организации его административно-хозяйственной деятельности.

Однако Верховный Суд РФ указал, что вопрос зависимости поставки товаров от совершения определенного платежа должен быть разрешен, в том числе, с учетом анализа корпоративных взаимоотношений и правил ведения деятельности внутри группы компаний. Так в части вознаграждения за использование коммерческого обозначения, ноу-хау, программного обеспечения и пр.

В части дивидендов компаниям-заявителям предстоит доказывать, что фактически уплаченная за товар цена была установлена в отсутствие влияния на нее взаимосвязи сторон сделки, в том числе посредством раскрытия информации о ценообразовании, как это делается при трансфертном ценообразовании. Окончательные результаты споров будут известны в следующем году. И многие импортеры с любопытством следят за формированием судебного подхода, который должен расставить необходимые акценты в вопросах таможенной оценки лицензионных платежей и дивидендов в разрезе внутрикорпоративных взаимоотношений групп компаний.

Минфина России от 25.01.2024 N 27-01-21/5737

Какую методологию включения дивидендов в таможенную стоимость используют таможенные органы по результатам таможенных проверок? Вероятность включения в таможенную стоимость дивидендов по результатам проверок контролирующих органов существенно выросла за последние два года. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, дивиденды в целом не включаются в таможенную стоимость импортируемых товаров.

Таможня забирает добро

Вместе с тем имеет место практика, когда одни и те же платежи могут "позиционироваться" лицами при проведении различных видов контроля налоговый, таможенный, валютный и т. В связи с этим органы, уполномоченные проводить контроль, могут и должны выяснять действительный экономический смысл спорных платежей или операций. По результатам проведения таможенного контроля таможенным органом могут приниматься решения о том, что различные виды платежей, осуществляемых декларантом, в том числе и дивиденды, имеют действительный экономический смысл, отличающийся от понимания сущности этих платежей декларантом.

Такие дивиденды, выплаченные лицу, выступающему одновременно и учредителем, и поставщиком товаров, должны рассматриваться как составная часть таможенной стоимости, то есть данные платежи являются дополнительным начислением к цене товара, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Соглашения подпунктом 3 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса. В ходе рассмотрения дела таможенным органом последовательно приводились доводы о том, что общество «Шанель» является единственным уполномоченным эксклюзивным продавцом товаров торговой марки «Chanel» в России. При этом единственным поставщиком и одновременным учредителем общества «Шанель» является иностранное лицо - компания «Шанель» Франция , в адрес которого и выплачиваются дивиденды. Иные лица, отличные от общества «Шанель», не уполномочены правообладателем на импорт товаров, маркированных товарным знаком «Chanel». Таможенный орган обращал внимание на то, что товарные знаки «Chanel» включены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, общество является уполномоченным импортером товаров, маркированных товарными знаками «Chanel». При этом компания «Шанель САРЛ» Швейцария - правообладатель товарных знаков «Chanel», компания «Шанель» Франция - продавец товаров, маркированных товарными знаками «Chanel», общество «Шанель» - российский покупатель, товаров, маркированных товарными знаками «Chanel», входят в группу компаний «Шанель». В ходе таможенной проверки установлено, что наибольший объем при формировании финансового результата общества составила выручка от продажи ввезенных товаров, приобретённых у компании «Шанель», основным источником дохода общества являются поступления денежных средств от продажи импортируемых товаров, а основным видом деятельности общества является ввоз и реализация ввозимых товаров. Таким образом, как неоднократно указывала таможня, учитывая, что компания «Шанель» является одновременно и учредителем общества, и поставщиком товаров, реализацию которых на территории Российской Федерации осуществляло общество, выплаченный в адрес компании «Шанель» доход чистая прибыль в размере 1 100 385 000 рублей, является доходом, полученным в связи с реализацией ввезенного в рамках договоров от 14.

Следовательно, взаимосвязь указанных выше лиц и особенности корпоративных отношений между ними послужили, как указывает таможенный орган, основанием для принятия оспариваемых решений. На запрос таможни о предоставлении документов и сведений, подтверждающих или опровергающих признаки недостоверного определения таможенной стоимости, общество «Шанель» ответ не представило, в том числе не раскрыв документы и сведения о ценообразовании, которое применялось при экспорте товаров в Российскую Федерацию. Однако указанные выше доводы таможенного органа и представленные в их подтверждение доказательства не получили надлежащей судебной оценки. Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что судебные акты, принятые без исследования всех существенных обстоятельств и доказательств, на которые ссылалась сторона спора, нарушают принципы законности, равноправия и состязательности определения Верховного Суда Российской Федерации от 28. Таким образом, допущенные судами при рассмотрении дела существенные нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход настоящего дела, в связи с чем, судебные акты по делу на основании части 1 статьи 291. При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, дать надлежащую оценку всем доводам и доказательствам, представленным сторонами, вынести законные и обоснованные судебные акты. Руководствуясь статьями 176, 29111-29115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Арбитражного суда города Москвы от 12.

Довод Общества о том, что Решение относилось ко всей чистой прибыли, накопленной с момента создания Общества, не является обоснованным. Более того, представление письма от участника с разъяснением периода выплаты не может быть принято во внимание, поскольку противоречит содержанию Решения. Данное дело продолжает негативную практику включения суммы чистой прибыли дивидендов в таможенную стоимость товаров, ввезенных по внешнеэкономическим договорам от учредителя. Специалисты налоговой и таможенной практики юридической фирмы Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам определения таможенной стоимости товаров, в том числе в части необходимости включения в нее сумм уплачиваемых декларантами лицензионных платежей и дивидендов, а также сопровождения споров с таможенными органами как на этапе досудебного урегулирования, так и на этапе судебного разбирательства и будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.

Общество также осуществляло ввоз оборудования для магазинов на основании договора поставки с компанией «IТХ Merken B. Таможенная стоимость ввозимых товаров была заявлена Обществом c учетом указанного платежа за использование товарного знака. Платежи за использование иных объектов интеллектуальной собственности ноу-хау, программное обеспечение и др. Один из продавцов в указанный период также являлся участником Общества, которому выплачивалась часть чистой прибыли Общества в качестве дивидендов по результатам хозяйственной деятельности Общества. В результате проведения камеральной таможенной проверки в 2019-2020 гг. Дивиденды, уплаченные Обществом за проверяемый период одному из своих продавцов, подлежат включению в таможенную стоимость товаров, ввезенных по соответствующему внешнеторговому договору. В связи с этим таможенный орган принял решения о корректировке таможенной стоимости ввезенных Обществом товаров и начислении Обществу дополнительных таможенных платежей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий