В этом же году им предстояло начать первый этап по восстановлению и развитию Ленинграда согласно принятому Генплану. Особенностью послевоенного восстановления памятников стало то, что многие подлинные объекты не получили в 1940-х гг. музейного статуса: больше внимания уделялось разрушенным дворцам и павильонам. Восстановление Ленинграда (1943—1945). Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, фашисты полностью разрушили 840 зданий промышленных предприятий, нанесли серьёзный материальный ущерб свыше 3 тыс. зданий. Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны.
Презентация на тему Восстановление Ленинграда
это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. В 1948 г. был принят Генеральный план развития Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство в окраинных районах, в том числе на Охте и Пороховых. Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство.
Послевоенное восстановление
Демографические последствия Ленинградской блокады до сих пор не изучены, рассказали «Известиям» ученые. По их мнению, социально-демографический и культурный облик Ленинграда изменила не только почти трехлетняя блокада, но и управленческие решения властей, которые стремились максимально быстро вернуть городу статус второй столицы и центра военной промышленности. К 80-летию освобождения Ленинграда «Известия» разбирались, чем «новый», послевоенный город отличался от «старого». Начало перелома в ходе Великой Отечественной Уходили первыми К началу войны Ленинград с населением 3 млн 173 тыс. Он уступал только четырем столицам — Лондону, Берлину, Москве и Парижу. Его демографическая структура имела особенности.
В то же время Ленинград выделялся численностью студентов и преподавателей, деятелей науки и культуры. А особенно — промышленных рабочих, что стало следствием огромной роли, которую город сыграл в индустриализации 1930-х годов. Подростки из провинции стремились встать в ряды питерского пролетариата и заполняли многочисленные школы фабрично-заводского ученичества и ремесленные училища.
Там в статье О. Шилиной «Врачеватели красоты» есть интересный пример, имеющий отношение к укрытию Александрийского столпа - гранитной колонны высотой в 47,5 метров. Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести. Выдвигались разные предложения, однако решение было такое: «Ладно, пусть так стоит».
И памятник в честь Победы 1812 года, без которой немыслима и вся торжественная Дворцовая площадь —выстоял. Также лектор на примере двух знаменитых объектов - Исаакиевского собора и Зимнего дворца — рассказала, с каким трудом восстанавливали и оберегали живописные фрески и витражные окна, лепнину и гранитные столпы, купола и музейные ценности. Иногда в буквальном смысле не жалея жизни... Здесь хочется вспомнить строки из стихотворения «Моему городу» поэта Василия Чернавского: В небо уходят Герои блокады В вечный апрель душ живых И нет для павших большей награды, Чем наша память о них...
Уже в первые дни после блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Об этом периоде красноречиво говорят плакаты, листовки 1944 года с призывами к ленинградцам восстанавливать город: «Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Отдадим все силы на восстановление родного города! Ленину, реставрируют Исаакиевский собор, Театр оперы и балета имени С. Кирова, Пулковскую обсерваторию, отстраивают заново разрушенные дома, восстанавливают электросети, водопроводные магистрали, трамвайные пути и разбитые набережные.
Главные городские доминанты — золоченые шпили и купола Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Михайловского замка — освобождаются от маскировочных чехлов и серой краски. Их демаскировку проводит команда альпинистов, в составе которой легендарная ленинградская альпинистка Ольга Фирсова. Именно она с товарищами проводила маскировку архитектурных доминант города в самые тяжелые дни блокады в 1942 году. На выставке можно увидеть личные вещи куртку и спортивные туфли и портрет Ольги Фирсовой под названием «Память», выполненный Борисом Лесовым в 1985 году. Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города.
Для просмотра полного размера — кликните по картинке Рассуждая о возможностях строительства домов с отдельными квартирами, архитекторы обращаются к иностранному опыту. Именно стремление сохранить важнейшее преимущество индивидуальных квартир — их обособленность и одновременно не повышать стоимости строительства привело американцев к строительству однокомнатных квартир с очень малыми кухнями, часто освещаемыми вторым светом или кухнями — нишами».
В Ленинграде среди жителей проводили опрос на эту тему. И люди высказались в пользу отдельного жилья с маленькими кухнями со вторым светом, нежели в пользу коммунальных квартир. Население готово поступиться рядом удобств, имеющихся в больших коммунальных квартирах. Так, например, устраивают кухню, а иногда и столовую со вторым светом, уменьшают передние до 1,5-2 кв. Тогда же архитекторы начинают планировать кухни на площади в 3-4 кв. Также решался вопрос перепланировок в старых домах. Там, где перегородки сохранились, считали нецелесообразным тратить время и силы на изменение площадей комнат.
Там, где перегородки разрушены, предлагалось более рационально распланировать жилые помещения. О чем свидетельствует справка на имя Секретаря тов. В ней говорится о том, что за 3 квартал 1944 года в торговую сеть поступило 251 тысяча пар детской обуви. Не получено ни одной пары мальчиковой обуви 31-34 размеров. О безопасности 14 июля 1944 года было выпущено решение Ленгорсовета депутатов трудящихся «Об усилении охраны домов». Обеспокоенность депутатов вызвало резкое увеличение краж и хищений имущества граждан. В целях усиления охраны домов было решено восстановить круглосуточное дежурство в домах.
Привлекать группы самозащиты, а при недостаточности их — домовых работников дворников, сторожей. Про метро Документы 1944 года показывают и то, что ревностное отношение к Москве у Ленинграда было всегда. Напомним, что нынешняя компания «Метрострой» существовала уже тогда, она была основана еще в 1941 году. Из этого документа видно, что пока город был в блокаде, архитекторы занимались проектированием. В 1944 году, пока строительство еще не возобновлено, архитекторы предлагают провести экспериментальные работы по изготовлению отделочных материалов станций. В частности, предлагают производить конструктивные элементы тоннеля из кембрийских глин, взамен чугунных тюбингов. А также применять не такие материалы для отделки, как в столице: «Отделка станций ленинградского метро должна быть отличной от станций московского метро.
Наши станции могут быть не менее эффектными по своему облику и более дешевыми, если мы сможем своевременно в заводских условиях разработать и освоить такие рожденные в Ленинграде материалы как декоративный фарфор и художественное стекло. Художественное стекло дает необычайно интересные возможности, так как позволит имитировать драгоценные отделочные материалы, исключит потребность применяемых в Москве — мрамора, яшмы и т. Для просмотра полного размера — кликните по картинке Об увековечении памяти на Пулковских высотах О проведении мероприятий по установке на братской могиле на Пулково монумента-памятника — свидетеля несокрушимой мощи русской гвардии и трудящихся гор. Ленина просит 10 июля 1944 года в своем обращении к председателю Ленинградского городского совета депутатов трудящихся тов. Он сообщает, что в феврале 1944 года в результате боев до 1000 бойцов и офицеров гвардейцев, отдавших свою жизнь за Родину, были захоронены в братских могилах на вершине Пулковской высоты. При захоронении, силами корпуса на могиле был установлен временный памятник из дерева, который «в настоящее время пришел в ветхость и разрушается». Про рабочих После запуска процесса восстановления города, как водится, пошли проверки.
Одна из них касалась выполнения постановления бюро Горкома от 22 декабря 1943 года «О подготовке квалифицированной рабочей силы на промышленных предприятиях г. Выводы, отраженные в документе от 18 января 1945 года, не лестные. Предприятия предоставлены самим себе. Расточница 4-го разряда тов. Демидова того же цеха отказывается посещать занятия потому, что считает их излишними и неинтересными. Техническая пропаганда, недостаточно развернута…».
От войны к миру
В мае VII сессия Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся обсудила и одобрила план первоочередных работ, по восстановлению городского хозяйства. В постановлении Совет указал: «Выполнение больших восстановительных работ в городском хозяйстве может быть обеспечено только при активном участии всех трудящихся города». Ленинград получил новую технику. Предприятия общего машиностроения получили более 500 единиц нового оборудования. Учитывая потребность в кадрах, комитет обороны разрешил набрать за пределами Ленинграда 30 тысяч производственных рабочих, на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО - 1-8 тысяч человек сельской молодежи. В апреле группа старейших рабочих Кировского завода обратилась с призывом трудиться сверхурочно. Трудящиеся Выборгского, Октябрьского и Приморского районов показали пример восстановления своими силами разрушенных жилых домов, массовые субботники и воскресники стали обычным делом.
Но люди в ватниках, синих халатах продолжали рыться, работать среди развалин. Потом начались субботники, куда выезжали ленинградцы, помогая расчищать парки. Из укрытий, из ям извлекались припрятанные статуи, памятники. Заделывались пробоины дворцовых стен, возводили кровлю. Так исподволь, без лишнего шума начиналась великая, воистину беспримерная эпопея Восстановления.
Проверка показала, что водопроводные и отопительные сети из-за длительного неиспользования пришли в негодность. Без крова остались сотни тысяч людей. Но изменить что-либо комиссия не могла, так как коммунальная служба не работала.
Поэтому вскоре по городу стали развешивать плакаты, которые призывали подготовиться самостоятельно к зиме, а это означало, что нужно было сложить печь из кирпичей, которые также надо где-то найти. Нужно было трубы обернуть бумагой и заделать щели. Ленинградские коммуналки После каждого обстрела в городе постоянно старались быстро заделать поврежденную кровлю. Но делали это не квалифицированные рабочие, а женщины и дети. Из мальчишек, которым едва исполнилось четырнадцать лет, создавались целые бригады кровельщиков.
Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе. Но кое-что осталось на фасаде дома номер 14.
Эта надпись в те годы кому-то спасла жизнь. Этот подвиг навсегда в наших сердцах.
Ленинград в 1946-1947 годах
Восстановление Ленинграда (1943—1945). Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, фашисты полностью разрушили 840 зданий промышленных предприятий, нанесли серьёзный материальный ущерб свыше 3 тыс. зданий. Восстановление послевоенного Ленинграда. Стремянная улица, 1946 г. Санкт-Петербург 07.11.2021. Её лекция посвящена процессу восстановления исторической части Северной столицы после Великой Отечественной войны.
Ленинград в 1944 году. Возрождение
На нем – восстановление Ленинграда после войны и блокады. История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы.
Материалы рубрики
- Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
- Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
- Послевоенное восстановление Ленинграда ⋆ Советские памятники
- Восстановление жилищного фонда Ленинграда после разрушений за годы ВОВ
- Кривая преступности
Восстановление и преображение: Ленинград после войны
Когда обстрел закончился, рабочие умозаключили, мол, ну спасибо, зато яму под фундамент копать не придется. Ленинградцы хотели быстрее вернуть город к жизни. И вернули! Эта ситуация во многом характеризует общие настроения, которые царили в разрушенном городе. Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы, да просто сажали цветы! Тем временем в городе была острая нехватка жилья, и виноваты в этом были не только обстрелы. Блокадники разбирали деревянные дома на дрова, из-за чего многим, возвращающимся из эвакуации, идти уже было просто некуда. К мирной жизни Музейное воспроизведение комнаты в блокадном Ленинграде.
Впрочем, бесконтрольно ничего не происходило. Сотрудники НКВД держали ситуацию на контроле, позволяя вернуться специалистам, которых вызывали на предприятие на работу, либо те горожане, жилье которых сохранилось и это подтверждено. С остальными вопрос решался индивидуально, ведь резко хлынувший поток переселенцев могут губительно сказаться на ситуации в городе, который только начал восстанавливаться. Впрочем, восстановление жилого фонда шло семимильными шагами, только за 44-45 годы ленинградцы собственными силами смогли восстановить более полутора миллионов квадратных метров жилья, две сотни школ, десятки детских садов. Однако была еще и другая проблема — квартиры продолжали отапливать печками. Вместо воды - талый снег. Параллельно началось разбирательство амбразур, происходило это уже после войны, в 1946 году. Об этом свидетельствуют газетные архивы, в которых пишут о том, что разобрана амбразура по Владимирскому проспекту, баррикады в Кировском районе.
В работах участвовали и пленные немцы. Все об этом знали, ведь им приходилось буквально бок о бок работать с теми, против кого они недавно воевали. Однако стройка была лишь вершиной айсберга, ведь нужны были строительные материалы, а ведь все производство было в вынужденной остановке. Уже в 1943 году принимается решение создать завод по производству стройматериалов. К этому времени из 17 заводов по производству кирпича в Ленинграде, 15 не работали. Несмотря на все попытки возобновить деятельность заводов и фабрик, в основном для строительства и ремонта зданий использовалось то, что находилось под завалами разрушенных зданий По следам городских комиссий Восстанавливали город дружно. В мае 1945 года, после того как война официально была закончена, в Ленинграде прошла комиссия, которая должна была определить нанесенный ущерб и наметить фронт работ. Именно эта комиссия постановила, что длительное отсутствие отопления, воды губительно сказалось на водопроводных и отопительных системах, в буквально смысле приведя их в негодность.
Были практически полностью разрушения предприятия культурной направленности. Оказались полностью разрушенными более двух сотен каменных домов, почти 2 тысячи деревянных домов, повреждено 6,5 тыс каменных и 700 деревянных омов. На дрова разобрано почти 10 тыс домов из дерева. Если переводить эти цифры в людей, которые некогда жили здесь, даже с учетом того, что многие попросту не дожили до Победы, то без крова оставались сотни тысяч людей. Еще во время осады города, жители находились в постоянном страхе лишиться жилья, постоянные обстрелы и бомбежки, пожары уничтожали один дом за другим. Во время очередного налета, убегая в ближайшее бомбоубежище, жители не могли знать, смогут ли они обратно вернуться к дому или к его руинам. Понятно, что в таких условиях никто особенно не следил за тем, кто и где жил и на каком основании это делал. Ремонта требовало буквально все.
Семьи часто переезжали в чужие квартиры, которые уцелели, а вот их хозяева — нет. Как правило, это делалось без никакого на то разрешения, самовольно.
Для открытия движения поездов между столицами по главному пути Октябрьской железной дороги предстояло в сжатые сроки восстановить сильно разрушенный участок Поповка — Любань — Чудово — Дубцы. Работать приходилось в условиях тридцатиградусного мороза и сильной пурги. На участке Поповка — Дубцы из глубоких минных колодцев, шахт и тоннелей было извлечено более 10 тыс. В кратчайшие сроки был возведен большой мост через реку Волхов вблизи станции Чудово, восстановлены пути и станционные устройства.
Инфраструктура[ править править код ] Шла масштабная реконструкция городской водной сети, к 1941 году было проложено более 1000 километров водопроводных труб, водопровод появился на Удельной , Автове , Пискарёвке и Полюстрове [10]. Существовавшие деревянные трубы заменялись бетонными. К 1935 году водопроводная сеть выросла в 1,5 раз в сравнении с 1913 годом, канализационная — в 2 раза. В городе появилась полноценная канализация , были установлены насосные станции и коллекторы, однако она оставалась несовершенной и многие сточные воды продолжались сливаться в реки [10]. Площадь Лассаля, столб с рекламой, 1933 год С 1937 года началась активная газификация центральных районов города, внедрялось центральное отопление [10]. После войны шла полная реконструкция канализации, заново строились сточные выпуски и очистные сооружения [8]. Вместе с расширением границ города обсуждался план по созданию единой системы вывода очищенных сточных вод в невскую губу, к канализации подключали дальние районы, где шла новостройка [8]. Несмотря на проводимые работа по восстановлению канализации и водопровода, её мощностей едва ли хватало для удовлетворения потребностей растущего города и промышленности [8]. Набережная лейтенанта Шмидта, 1959 год Широко распространялось радио, первая радиостудия была открыта ещё в 1924 году на Песочной улице. Позже работниками Центральной радиолаборатории была создана первая широковещательная радиостанция, в Ленинграде устанавливали первые радиоточки [86] — рупорные громкоговорители [10]. На Итальянской улице расположился Дом Радио. Продолжительность радиопередач и разнообразие программ расширялось [85]. Шла радиофикация жилых домов и учреждений [86]. Первые таксофоны появлялись в 1927 году и к 1937 году их количество составляло уже около 1800 [85]. Однако основным способом дальнего общения оставалась почта, в городе развивалась почтовая инфраструктура, почтальонов обеспечивали современным оборудованием [85]. Во время Блокады Ленинграда прекратила работу основная городская инфраструктура, прекратили работу электричество, водопровод и отопление [87]. Городские станции останавливались либо от бомбёжек, оказавшись у линии фронта или от того, что у них заканчивалось топливо [87]. Оставшееся электричество перераспределялось на военных предприятиях, госпиталях и некоторых госучреждениях [88]. В городе работало радио, установленное во всех домах. По радио предупреждали о вражеских налётах, поднимали дух у горожан и фронтовиков [89]. В 1941 и 1942 годах улицы не убирались зимой, от чего после таяния город утопал в грязи, что угрожало эпидемиями, в городе весной 1942 года были налажены бригады по уборке грязи с участием женщин и детей [90]. В ноябре 1941 года была налажена « дорога жизни» по замерзшей Ладоге , по которой поставлялось продовольствие и эвакуировались дети [91]. Водопровод и канализация были уничтожены в годы блокады Ленинграда, после войны в рамках восстановления города шло и восстановление водопровода [45] , налаживали систему центрального отопления [35] , восстанавливали общественные бани [35]. В конце 1940-х годов восстановили работу тепло- и гидроэлектростанций [34]. Благоустройство и дорожная сеть[ править править код ] В конце 1920-х годов началось активное благоустройство Ленинграда, появлялись новые общественные парки и места для отдыха [92]. В историческом центре было разбито несколько скверов — на стрелке Васильевского острова, была восстановлена Кленовая аллея , созданы Сампсониевский сад на месте бывшего кладбища и Сад Девятого Января на проспекте Стачек , который был украшен чугунной оградой из сквера Зимнего дворца [47]. На Елагином острове был открыт Центральный парк культуры [92]. У стен Петропавловской крепости был устроен пляж [92]. Строительство Володарского моста , 1930-е годы В историческом центре велось благоустройство, были созданы Синопская и Свердловская набережные, для чего сносились складские помещения и на их месте устраивались бульвары. Многие участки Невы, ещё имевшие деревянное укрепление или не имевшие его — были одеты в гранит [4]. Были построены Пироговская , Новодеревенская , Шлиссельбургская набережные [11]. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда [38]. Были созданы парки Победы в Приморском и Московском районах, скверы у Казанского и Исаакиевского соборов, на улицах создавали газоны и ставили клумбы. Обязательное озеленение шло в новых кварталах [3]. В честь 250-летия города на Марсовом поле зажгли первый вечный огонь [36]. На бывших рубежах обороны Ленинграда в результате длительных боёв была уничтожена большая часть озеленения, которую будут восстанавливать в 1960-е годы в рамках проекта Зелёного пояса славы [93]. В 1936 году был построен мост имени Володарского и первый мост в СССР с железобетонными арками [5] , был достроен Дворцовый мост [11] , реконструирован мост Лейтенанта Шмидта [11]. После войны был построен Большой Крестовский мост [94]. Были отремонтированы многие мостовые города [11]. Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой.
Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А. Гессена и художника-керамиста Б. Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б. Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата. Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б. Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика. К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В. Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей. Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России. Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше. Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи. Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг. В 1978 г. Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг. Возрождение интерьеров завершили их ученики. Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов. Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г. Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника. В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня. Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы. Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля. Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества. Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г. Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…». В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г. Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется.
Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе
Начало перелома в ходе Великой Отечественной Уходили первыми К началу войны Ленинград с населением 3 млн 173 тыс. Он уступал только четырем столицам — Лондону, Берлину, Москве и Парижу. Его демографическая структура имела особенности. В то же время Ленинград выделялся численностью студентов и преподавателей, деятелей науки и культуры. А особенно — промышленных рабочих, что стало следствием огромной роли, которую город сыграл в индустриализации 1930-х годов.
Подростки из провинции стремились встать в ряды питерского пролетариата и заполняли многочисленные школы фабрично-заводского ученичества и ремесленные училища. Автор книги «Блокадная этика» Сергей Яров утверждает, что почти все они, оказавшись вдали от родителей, запертые в окруженном городе, умерли от голода, а кто-то и от побоев за воровство еды, от которого не имели сил удержаться. К январю 1944 года в городе оставалось всего 579 тыс. К этому моменту было эвакуировано около 1,7 млн человек, от голода и обстрелов, по официальным данным, погибли 672 тыс.
Предусматривалось развитие морского фасада Ленинграда от Стрельны до Автово и далее на север, широкомасштабное озеленение всего города. Генеральный план включал также развитие и реконструкцию архитектурных ансамблей Пушкина, Павловска, Петродворца. Строительство новых жилых домов в первые послевоенные годы было малоэтажным, к началу 1950-х годов начали возводить 5—6-этажные каменные дома. Это так называемый «сталинский ампир», который и сегодня высоко ценится на рынке жилья. Красивые, комфортные дома с лифтами, мусоропроводами, горячим водоснабжением. Однако обеспеченность горожан жильем оставалась низкой. В середине 1950-х годов начался переход к индустриальному строительству. К концу 1950-х годов в Ленинграде была создана мощная отрасль по производству сборного железобетона, которая максимально отвечала задачам ускорения и расширения массового жилищного строительства. Одновременно было налажено массовое производство прогрессивных по тому времени индустриальных отделочных материалов: линолеума, сухой штукатурки, пленок, плиток, обоев. Сразу после войны перед специалистами нового многопрофильного проектного института «Ленгипроинжпроект» была поставлена задача газификации Ленинграда.
В 1947—1948 годах в Ленинский, Фрунзенский, Куйбышевский и частично Московский районы была начата подача газа. Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами. С 1949 года к числу газифицированных районов добавились Октябрьский, Смольнинский, Дзержинский. Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 года, и сланцев Эстонской ССР и Ленинградской области г. Сланцы , откуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км. Зв годы войны в Ленинграде было уничтожено и повреждено 187 из 300 находившихся под государственной охраной исторических зданий и сооружений. На месте всемирно известных дворцовых ансамблей ленинградских пригородов остались руины. С воссозданием величайшего архитектурного наследия в Ленинграде сформировалась уникальная школа реставрации, заслужившая признание и авторитет у профессионалов реставрационной отрасли Европы и мира. Еще до окончания войны началось восстановление Адмиралтейства, Смольного монастыря, Театра оперы и балета им. Кирова, Елагина дворца и других зданий.
После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. Реставрация дворцов и парков города растянулась на десятилетия, однако работа по воссозданию и сохранению исторического дворцово-паркового наследия была признана беспрецедентной и уникальной в мировой практике. Cправка Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, было полностью разрушено 840 зданий промышленных предприятий, нанесен серьезный материальный ущерб свыше 3 тыс. Из каждых 100 кв. Приглашаем всех ветеранов строительной отрасли вспомнить, как это было, сохранить для потомков память о той колоссальной работе, благодаря которой было воссоздано богатейшее архитектурное наследие Петербурга, одного из красивейших городов мира, а кроме того — сформирована комфортная, современная и позитивная городская среда Ленинграда. Нам есть что хранить и чем гордиться! Источник Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период. Немецко-фашистские варвары разрушили и повредили сотни ценнейших исторических памятников русской и мировой культуры. Бомбы и снаряды попали во многие исторические здания; в Оперный театр бывший Мариинский , Инженерный замок, Русский музей, Эрмитаж, Зимний дворец и др. Были разрушены замечательные пригороды: Петродворец б.
Петергоф , Пушкин, Павловск, Стрельна, Урицк и др. Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г. В плане четвертой пятилетки 1946—1950 гг. Перед партийной организацией, трудящимися Ленинграда стояли чрезвычайно сложные задачи. Валовая продукция всех предприятий в 1945 г. В сентябре 1945 г. Работы по восстановлению промышленности и городского хозяйства начались после снятия блокады. Уже в 1944 г. Значительные трудности представляло восстановление электростанций Ленэнерго. В 1945 г.
В 1940 г. Довоенный уровень производства электроэнергии этими станциями был значительно превзойден к концу пятой пятилетки. Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания п архитектурные памятники. Под этим лозунгом коммунисты Ленинграда поднимали на активное участие в восстановительных работах сотни тысяч ленинградцев. К тридцатой годовщине Октябрьской революции 1947 г. Ленинград в основном восстановил свой довоенный облик. В восстановлении Ленинграда своим патриотическим трудом прославились новаторы: мастер каменной кладки А.
В день захвата Петергофа от снаряда загорелся Большой дворец. Дворец горел три дня, и петергофцы, которых угоняли из родного города, долго видели зарево над ним. Серьезно пострадали Ольгин и Розовый павильоны, были варварски уничтожены отделки Монплезира, Коттеджа, Эрмитажа, в котором был разрушен знаменитый подъемный стол.
От бомбы замедленного действия, уже после ухода агрессоров, взорвался Марли. Оккупанты вывезли из Петергофа несколько тысяч музейных экспонатов, похитили оставшуюся на Большом каскаде скульптуру в том числе и знаменитого «Самсона» , вырубили и сожгли треть всех зеленых насаждений. Сразу после освобождения Петергофа в январе 1944 года начались работы по возрождению дворцово-паркового комплекса. Одновременно с саперами, которые уничтожать мины, бомбы и снаряды, оставленные захватчиками, в Петергофе начали свою работу музейные сотрудники и реставраторы. Они собирали сохранившиеся архитектурные детали, фрагменты лепки и резьбы, делали обмеры, готовили необходимую для восстановительных работ документацию. На расчистке погубленных фашистами парков, среди колючей проволоки, противотанковых заграждений, окопов и траншей работали солдаты, жители Петергофа и Ленинграда, молодежь, приезжавшая на субботники. Тогда почти невозможно было представить, что этот памятник русской культуры сможет вновь обрести былой блеск и великолепие. Однако восстановительные работы велись повсеместно, усилиями изнуренных голодом и болезнями людей, которые жили в ужасающих бытовых условиях. Восстановление требовало не только огромных средств и больших усилий, не только знаний и самоотверженности, но и глубокой любви к памятникам архитектуры и искусства, невиданной преданности культуре. Только это могло заставить поверить в победу над неописуемым хаосом развалин и обломков.
Довоенная жизнь Петергофа: по страницам советских газет Существует обширная литература о военных разрушениях и последующей реставрации, написанная музейными работниками и реставраторами. Советские газеты 1930-х и 1940-х гг. Они поразительно позволяют ощутить аромат эпохи, буквально «увидеть» запечатленным на одной странице все, что происходило тогда. В 1930-е гг. В парках проходили массовые праздники, митинги, встречи с героями, писателями, артистами, спортивные соревнования. Во дворцах открывали выставки, приуроченные к годовщинам великих людей и событий. В 1941 г. Газеты сообщали о том, что в Пушкине заканчивается реставрация Екатерининского дворца, намечена частичная реставрация Александровского дворца и Камероновой галереи, впервые за много лет восстановлен и открыт для публики Готторпский глобус, а в павильоне Китайского театра можно осмотреть выставку, посвященную истории создания Александровского парка. К летнему сезону 1941 г. И, конечно, журналисты писали о занятиях по противовоздушной обороне, о жизни военных частей и наборе в военные училища.
Газеты за 22 июня 1941 г. Сообщение о начале войны прозвучит по радио в два часа дня, а газеты сообщат о войне только 23 июня. В середине сентября немецкие войска вышли к берегу Финского залива в районе Стрельны, 23 сентября 1941 г. По предварительным расчетам, для того чтобы восстановить разрушенное, нужно 65 человеко-лет или 9 миллиардов рублей, то есть нужно, чтобы в течение 10 лет работали над этим ежедневно 6,5 тысячи человек Читая газеты 1944 г. Что происходило в захваченных дворцовых пригородах в течение двух лет, никто толком не знал, особенных надежд питать не приходилось. То, как обращаются захватчики с памятниками культуры, было более или менее известно. Однако картина, представшая перед глазами очевидцев после освобождения пригородов, потрясала даже видавших виды военных. Это зрелище так жестоко, так страшно, что сначала кажется почти нереальным. Только уродливые клетки стен с провалами окон глядят на взморье. Нет пленительных статуй Самсона, Нептуна, Львиного каскада, фонтана Евы.
Все истреблено. Я был здесь перед самой войной. Ленинград прощался с белыми ночами. Фонтаны в многоцветных лучах прожекторов, синие и золотые ракеты, музыка, плеск падающей воды сливались в одну вдохновенную песню». Приходится пробираться по каменным глыбам развороченных мостов. Сквозь вековые деревья парка видны строгие очертания Гатчинского дворца. Его серые стены почернели от пламени. Сизый дым тянется из окон. Кое-где еще полыхает огонь. Снег вокруг почернел от пепла».
Весной 1945 г. Открытие первого послевоенного сезона было намечено на 15 июня 1945 г. Если в центральных и общегородских газетах информация о работах в пригородных парках и дворцах публиковалась нечасто, то местные газеты порой почти целиком были посвящены восстановительным работам. Газетные статьи воодушевляли, критиковали, торопили. И вот, наконец, 15 июня 1945 г. В первые послевоенные годы много писали о том, какими будут возрождаемые пригороды. Сообщалось, что после восстановления Большой дворец Петродворца намечено использовать для культурного отдыха трудящихся. Здесь предполагается устроить зрительный, танцевальный, библиотечный залы, биллиардные комнаты, ресторан. Из стенограмм совещаний и воспоминаний музейных работников первых послевоенных лет становится понятно, что решения о том, какими будут дворцы, да и будут ли они вообще, принимались в очень сложной ситуации. Еще было не ясно, хватит ли материалов для научной реставрации.
Предложения превратить дворцы во «дворцы культуры» большой санаторно-курортной зоны не воспринимались всерьез архитекторами и музейщиками. Для них такой подход был недопустим. Все остальное разрушено, искалечено, осквернено, взорвано, сожжено». В июне 1946 г. Не только восстановление парков, но и возвращение примет довоенной жизни как-то особенно ценилось. В Петродворце были открыты Нижний парк и Александрия, где, как и до войны, оборудован пляж. Пристань в Петродворце была разрушена, но прибытие яхт в день открытия парка воспринималось как обещание восстановить морскую дорогу из Ленинграда в Петродворец. Под Шахматной горой вновь играл оркестр, и были танцы. В Ассамблейном зале Монплезира открылась выставка фонтанной парковой скульптуры, а в Коттедже — выставка по истории дворцов и парков Петергофа-Петродворца. Был на этой выставке и отдел, посвященный разрушениям, в нем показывали остатки дубовой панели из Петровского кабинета Большого дворца, найденной в дзоте и использованной как простая доска, панно из Китайского кабинета в Монплезире, которыми были заколочены окна Коттеджа.
Сезон 1947 г. Парки Петродворца открылись 10 июня, когда «впервые после войны торжественный праздник открытия летнего сезона был отмечен пуском фонтаном». Организаторы летних праздников 1947 г. Кроме митинга, концертов и танцев в Петродворце снова состоялись сеансы одновременной игры в шахматы: «В два часа в садике Монплезира Левенфиш провел сеанс одновременной игры на 25 досках». Впервые после войны в 1947 г. Кульминацией летнего сезона 1947 г. Много раз за лето газеты сообщали о том, как идет работа над новым «Самсоном»: какие трудности, связанные с недостатком иконографии, пришлось преодолеть при изготовлении модели, как благодаря оригинальному изобретению скульптора В. О возвращении «Самсона» в сентябре 1947 г. Пуск второй очереди фонтанов произошел 14 сентября. Это был день танкиста, и во всех других пригородных парках летний сезон заканчивался массовым праздником, а в Петродворце — как бы вновь открывался, правда ненадолго.
В 1947-м петергофские фонтаны работали до конца сентября и только по воскресеньям. По материалам публицистики 1937—1947 гг. Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца Хижинский Л. Февраль 1944. Из кн. Художники осажденного города: Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и крышей, простоял он до начала 1944 г. Уникальный дворцово-парковый ансамбль представлял собой ужасающее зрелище: центральная часть Большого дворца и Верхний грот взорваны, серьезно пострадали все дворцы и павильоны, расположенные в парках, сами парки изрыты рвами и воронками, большинство деревьев повалены или засохли, все фонтаны разорены, а украшавшие их многочисленные скульптурные группы исчезли, городская застройка потерпела катастрофические разрушения. Практически сразу после освобождения города были начаты работы по разминированию парков. Специалистам было необходимо разобрать завалы дворцов и павильонов, провести фотофиксацию и выборочные обмеры.
Тогда же начались поиски архивных текстовых и графических материалов, разбросанных по разным хранилищам Ленинграда и Москвы. Желание возродить былое великолепие объединило только что пришедших с фронта людей в едином порыве, обусловило невиданный энтузиазм тех, кто работал на расчистке парков и завалов. В боевом военном обмундировании и ватниках, испытывая лишения и голод, люди работали под угрозой обрушения едва державшихся остатков стен и дымоходов, передвигаясь по доскам, наспех переброшенным на сохранившихся устоях, разбирали завалы, выбирали из груд строительного мусора и битого кирпича бесценные уцелевшие фрагменты отделки. Идею реставрации памятников дворцово-паркового «ожерелья» города на Неве тогда поддержали академик И. Грабарь и архитектор А. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов оказалось уникальным по своим масштабам. В процессе его осуществления были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений, разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма. Большой дворец и каскад, разрушения. Золоченую скульптуру, демонтированную в начале войны и уцелевшую в замаскированных гротах и фонтанных коллекторах, очистили и установили на свои места, восстановили водоподводящие трубы. В 1947-м свое место занял «Самсон, раздирающий пасть льву», его заново выполнили по историческим фотографиям скульпторы В.
Симонов и Н. Воссозданную скульптурную группу провезли на передвижной платформе по Невскому проспекту, для многих это стало незабываемым событием, символизирующим торжество созидания над разрушением и забвением. В 1946 г. В первую очередь необходимо было восстановить его фасады. Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат. Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную. В то, что исторические интерьеры дворца можно восстановить, верили тогда единицы. Исключительную инициативу проявил энтузиаст своего дела, ревностный хранитель памятников Н. Белехов настоял на разработке новых предложений с ориентацией на максимальное сохранение исторической планировки.
Автором еще одной концепции стал архитектор Ф. Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам. Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы.
Ваша борьба и ваш труд, слившиеся с борьбой и трудом всего советского народа, не пропали даром. Враг разбит и повержен». На вручение медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг. За два послеблокадных года в городе появилось более 18 000 фонарей, и только к концу 1950 года их количество превысило довоенный уровень. Настало время позаботиться о внешнем облике опор и светильников, а также о качестве освещения.
В послевоенные годы трест «Ленсвет» в содружестве с коллективом института «Ленпроект» разработал несколько новых типов чугунных опор, декоративное оформление которых напоминало фонари XIX века. На верхней части высоких столбов размещали от двух до шести светильников. Вскоре новые фонари появились на Московском и Кировском Каменноостровском проспектах, на Васильевском острове, осветили ряд других площадей и улиц, удачно вписавшись в городскую архитектурную среду. На Невском проспекте чугунные опоры фонарей, установленные еще в начале XX века, в 1950-е годы заменили копиями, окрашенными, как и прежде, в серебристый цвет. Шарообразные стекла светильников оставались молочно-белыми. К празднованию 250-летия Петербурга-Ленинграда были отреставрированы или воссозданы старинные фонари у памятников, на мостах, на фасадах зданий.
Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда
- Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны - смотреть бесплатно
- Строительство ленинграда после войны
- Другие сюжеты
- Уменьшение жилищного фонда
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ
Дело было засекречено самим Сталиным, ходили лишь невнятные слухи, что «ленинградцы» затеяли какой-то национализм и пытались перенести столицу РСФСР к себе и «противопоставить себя партии». Сталин несколько лет накапливал у себя прослушки разговоров «ждановцев» про несправедливое отношение к России и русским, ложившиеся ему на стол министром МГБ Абакумовым и, в конечном счете, дал им ход, видимо решив, что с русскими ему в деле строительства социализма не по пути. Главными лоббистами репрессий против ждановцыв был старый аппаратный противник идеолога — Маленков и поддерживавший его Берия. Формальным поводом была избрана проведенная в Ленинграде Всероссийская оптовая ярмарка, куда съехались хозяйственные и партийные руководители со всей РСФСР и из многих союзных республик и где были заключены прямые сделки о поставках товаров. Современные неосталинисты, которым важно любой ценой оклеветать «ленинградцев» утверждают, что якобы на ярмарке «пропало» товаров на четыре миллиарда рублей. Это беспардонная ложь — на ярмарку привозились образцы товаров, по которым заключались договора. Мало того, элиты националов вынуждены были ехать в Россию и договариваться, предлагая что-то взамен, вместо того, чтобы получать все как манну из Москвы. Проведшие ярмарку предсовмина РСФСР Родионов и ленинградский партсекретарь Попков, прикрываемые Вознесенским и Кузнецовым, посягнули на святая святых ленинско-сталинской системы сверхэксплуатации «великорусского держиморды» в пользу «угнетенных окраин». Видимо, это стало для Сталина спусковым крючком — он дал подчиненным разрешение расправиться с ждановскими кадрами. Ну а тем два раза повторять было не надо — ленинградцев пытали, мучили, психологически ломали, уговаривали все подписать и после формального приговора к смерти отправиться подпольщиками в капстраны. Эти мероприятия Кузнецов и другие мотивировали в своей среде клеветническими доводами, будто бы ЦК ВКП б и Союзное Правительство проводят антирусскую политику и осуществляют протекционизм в отношении других национальных республик за счет русского народа» — грозило письмо ЦК, которое Маленков и Берия предлагали разослать по партийным организациям, но Сталин резонно решил, что обезглавив русское движение в партийной верхушке лучше не дразнить русские кадры «крамольными» мыслями, пусть и как осуждаемыми.
Вознесенский, А. Кузнецов, М. Родионов, П. Попков, Я. Капустин, П. Лазутин были расстреляны и захоронены на Левашевской пустоши под Ленинградом. Началась жестокая чистка «ждановских» кадров — расстрелы, аресты, увольнения с волчьим билетом с работы. Сделал вождь исключение лишь для Алексея Косыгина расправы с которым особенно хотел Маленков. Именно это исключение и было залогом того, что многие советские люди запомнили «брежневскую», а на самом деле — косыгинскую в материально-хозяйственном смысле эру практически как рай — расстреляй тогда Косыгина как друга и единомышленника Вознесенского и наши шестидесятые-семидесятые возможно выглядели бы по другому. Любопытно, что современные неосталинисты ни о каких троцкистах-бухаринцах не пишут с такой ненавистью, как о вроде бы верных сталинцах — жертвах «ленинградского дела».
То их голословно обвиняют в коррупции и растрате, то рассказывают, что проекты усиления РСФСР привели бы к распаду Союза — тем самым в их логике получается, что Союз только и стоял на сверхэксплуатации русского народа. На самом деле «ленинградцы» защищали простую мысль, что СССР выживет и окрепнет, только если он будет русоцентричным государством, укрепляющим благосостояние и идентичность русского народа. А антирусское государство обречено на крах, как оно и вышло. За эту простую истину они и поплатились жизнью. Так печально закончилась судьба людей досрочно вернувших Городу на Неве Невский проспект и Дворцовую площадь. Кузнецов, Попков и Капустин вместе со Ждановым и подготовили в свое время то историческое постановление о возвращении исторических названий улицам. Скорее всего, победи они во внутрипартийной борьбе, они распространили бы успешный ленинградский опыт возвращения исторических названий и на всю страну — ведь сохранение культурного и исторического своеобразия занимало в программе ждановских национал-коммунистов видное место.
Тимков Н.
Салют в Ленинграде 27 января 1943 Рубанчик Я. Без названия. Будет отопление.
Пуск Большого Каскада фонтанов 14 сентября 1947 года.
Гуляния на Дворцовой. Обратите внимание - девушки танцуют с девушками, а молодых людей значительно меньше. Думаю, почему так объяснять не нужно. Столпотворение на углу Невского проспекта и Садовой улицы.
Ещё один интересный вид сверху - на гостиницу "Октябрьская" с крыши дома на Лиговском проспекте. Как вам такой вариант площади Восстания? Школьный базар в Пассаже - первый после завершения войны. На Дворцовой убирают снег при помощи шнекороторной снегоуборочной машины РС-1.
Ленинградцы подготавливают книги для отправки в сельские библиотеки страны. ДК хлебопекарной промышленности на улице Правды. Сейчас в этом здании находится гостиница "Эрмитаж". Заснеженный Невский проспект с троллейбусом МТБ-82.
В 1947 году была проведена реформа по смене номерных знаков автомобилей. На фото - нанесение нового госномера на грузовик ЯГ-6. Первые трелевочные трактора КТ-12 на испытаниях около Кировского завода. Узнаете площадь у Финляндского вокзала?
Вот и я не сразу узнал её в таком виде. Поливальная машина орошает Невский проспект. Восстановление Ростральных колонн и моста Строителей ныне Биржевой мост. А на месте современной Пионерской площади в довоенное время находился ипподром.
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д. Кушкуль г.
Популярное
- Ленинград в 1944 году. Возрождение - Государственный музей истории Санкт-Петербурга
- Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир
- Восстановление города после войны
- От войны к миру
- Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады - Новости