это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью. Граттаж — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью.
Граттаж — необычная техника выцарапывания рисунка: суть, виды, история
Как и обещали, здесь мы подробно описали все этапы подготовки к процессу выцарапывания и сам процесс рисования. ГРАТТАЖ (от француз. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Выполнение рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом бумаги, картона, заливаемых затем тушью, а также сам полученный таким способом рисунок. Граттаж или гратография (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или иным острым инструментом залитой тушью бумаги или картона. ГРАТТАЖ (от француз. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Юные художники научились рисовать картины в технике граттаж
Добужинский, создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Применяет его также литовский график Д. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечу. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Наберитесь терпения — тушь с трудом пристает к жирной поверхности. Это процесс длительный. Иногда приходится наносить тушь в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий. Стол и пол около стола советуем застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой: Когда тушь высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей — процарапывают рисунок рис.
В целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным. Техника выполнения граттажа. В дальнейшем легко несколько разнообразить эту технику. Заранее тонируйте бумагу акварелью, и тогда штрихи получатся цветными. Подумайте сами, что еще можно изобразить в технике граттажа, обращаем ваше внимание на тот немаловажный факт, что этот способ особенно полезен в качестве одного из путей подготовки к работе над гравюрой. Да и внешне произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются резким контрастом белых линий и черного фона, что делает их похожими на гравюру на дереве — ксилографию или на линогравюру. В дальнейшем для того, чтобы добиться нужного эффекта, попробуйте соединить несколько техник. Но для этого нужно, чтобы вы почувствовали себя свободнее, увереннее, раскованнее.
Для разнообразия работы можно применять аппликацию из разных материалов: бумага различной фактуры, ткань, ватные диски, салфетки, природный материал и многое другое. Такое разнообразие расширяет диапазон проявления творческого потенциала у детей дошкольного возраста. В итоге можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж комплексно воздействует на ребенка, развивая творческое воображение, мелкую моторику рук, креативность мышления и способствует его всестороннему развитию. Дети, владеющие этим нетрадиционным методом рисования, создают новый, самостоятельный, оригинальный продукт своей деятельности, в котором проявляется творчество, фантазия, реализация их замысла через нетрадиционные средства для его воплощения. Различают цветной и черно-белый граттаж. Технология изготовления многоцветного граттажа отличается от черно-белого только подготовкой основы. Бумага сначала разрисовывается цветными восковыми мелками, а потом уже покрывается тушью. Технология выполнения Этап первый: лист плотной бумаги картона полностью закрашиваем масляной пастелью восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок необходимо покрыть обычной восковой свечей. Этап второй: добавляем в черную гуашь жидкого мыла или шампунь, и этой смесью широкой кистью покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть. Как вариант можно использовать акрил. Этап третий: теперь самое интересное — берем специальную ручку для процарапывания или зубочистку, перо и т. Процарапываем рисунок по гуаши. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов. Данная техника не утомляет, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении отведенного на выполнение задания. Таким образом — использование нетрадиционной техники последовательно и планомерно позволяет развивать творческие способности воспитанников.
Секрет граттажных картин не в красках и кистях, а в том, как был заготовлен фон и какие узоры на нем процарапаны. Соответственно, отличается от привычного и инструментарий художника. Для творчества понадобятся: лист плотной бумаги или картона; парафин свеча , восковые мелки или масляная пастель; черная тушь или гуашь по желанию можно использовать темно-синий, фиолетовый, коричневый цвета ; жидкое мыло; губка или широкая мягкая кисть; острый инструмент для выцарапывания — специальная палочка, зубочистка, непишущая ручка. Если ребенку подарили набор с готовой граттажной раскраской, после его использования не выбрасывайте пластиковое перо, входящее в комплект. Эта заостренная палочка пригодится и для домашних художеств. Для дошкольников подходят разные способы выполнения рисунков, которые можно использовать в рамках одной и той же пошаговой инструкции: Подготовка рабочей поверхности и инструментов. Картон или плотную бумагу для рисования нужно закрепить на столе, например, скотчем. Грунтовка, первый этап. Классический граттаж предполагает наличие только двух цветов — черного и белого. Но выцарапывание рисунка на черном фоне становится похожим на настоящее волшебство, если сделать основу цветной. Для этого нужно полностью закрасить лист произвольными пятнами выбранной цветовой гаммы. Делать это можно либо обычными карандашами, и тогда сверху нужно будет тщательно натереть всю поверхность свечой, либо восковыми или пастельными мелками. Эту операцию смело поручайте ребенку. Грунтовка, второй этап.
Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику». Задания по образцу. Предлагаю выполнить простым карандашом несколько простых упражнений на обычном листе бумаги в технике граффити, дети копируют за взрослым изображения. Такие игры и упражнения облегчают в дальнейшем усвоение программного материала. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра. Использование дидактических игр и игровых упражнений облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала. Игра «Выполни упражнение по карточке» Цель: развитие внимания, двигательной координации. Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его. Знакомство с пиктограммами, зарисовка Основной этап Острой палочкой процарапывается рисунок. Сначала дети рисуют предметы, а в дальнейшем передают сюжеты. Объясняю детям, что любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой. Что можно изобразить? Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты. Конечно же, напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих. Для удаления стружки туши при работе нужно использовать сухую тряпочку.
МКОУ ДО Кумылженский ЦДТ
Как, впрочем, и любой рисунок карандашом. Если же принимать за гравюру только то, что наносится на особую твердую поверхность такую как дерево или металл , то рисование в технике граттаж — это своеобразная имитация гравюры, выполненная на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка острым предметом таким как перо, специальный резец, заостренная палочка на предварительно подготовленной для картины поверхности. Этапы создания шедевра в технике граттаж. Шаг первый - как выбрать основу гравюры Для создания шедевра в такой интересной технике для начала надо подготовить картон или лист плотной бумаги можно ватмана. Далее у художника есть несколько вариантов. Вариант первый - оставить бумагу просто белой. Вариант второй — сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель.
Вариант третий - хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски потребуется довольно толстый слой , не оставляя пустых пятен. Вариант четвертый — в качестве основы можно взять цветной картон. Вариант пятый - подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой. Шаг второй — нанесение воска Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.
Вариант первый — втереть в основу восковую свечу. Вариант второй — натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню.
Картины художника рассказывают о том, как проводили зиму ительмены и эвены, как они управляли собачьей упряжкой, как танцевали.
Как же так случилось, что житель села Тиличики начал творить в стиле граттаж? Как рассказывает сам Вячеслав: «Зашел в гости к местному художнику-самоучке Герману Яковач, увидел картины в такой технике и захотел научиться. Яковач умер, а я вот продолжаю его дело».
Село давно уже разрушено, на карте нет его, а вот в памяти художника оно осталось навсегда. Картины Красильникова, выполненные маслом и акварелью экспонируются в Олюторском краеведческом музее, в Палане, в Тиличиках. В интервью Вячеслав рассказал о том, как заезжали в Олюторский район туристы из Финляндии и покупали у него изделия из березы — увезли в далекую страну сувенирные нарды.
Наборы для гратографии воскографии сейчас можно приобрести в магазинах, однако цель урока состояла в том, чтобы самим научиться делать основу для рисования, тем более что процесс этот достаточно прост. На первом уроке обрабатывали бумагу восковыми мелками и парафиновыми свечами. Задача заключалась в том, чтобы плотно, без просветов закрасить поверхность листа. Затем лист покрывался тушью. Не всякая тушь может перекрыть воск, поэтому в нее добавляется небольшое количество жидкого мыла.
Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца XV в. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха — графической разработанности и орнаментальности изображения.
МКОУ ДО Кумылженский ЦДТ
При этом используется особый способ нанесения рисунка путем процарапывания острым предметом верхнего высушенного слоя краски, нанесенного на картон. Граттаж или граттография (фр. grattage, от gratter — «скрести», «царапать») — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом. Термин «гратография» или попросту граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Граттаж — необычная техника выцарапывания рисунка: суть, виды, история
Такие игры и упражнения облегчают в дальнейшем усвоение программного материала. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра. Использование дидактических игр и игровых упражнений облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала. Игра «Выполни упражнение по карточке» Цель: развитие внимания, двигательной координации. Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений.
Дети повторяют его. Знакомство с пиктограммами, зарисовка Основной этап Острой палочкой процарапывается рисунок. Сначала дети рисуют предметы, а в дальнейшем передают сюжеты. Объясняю детям, что любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.
Что можно изобразить? Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты. Конечно же, напоминаю о технике безопасности.
Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих. Для удаления стружки туши при работе нужно использовать сухую тряпочку. Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение. В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы: методы обучения:.
Да и внешне произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются резким контрастом белых линий и черного фона, что делает их похожими на гравюру на дереве — ксилографию или на линогравюру. Вот вы и освоили простейшие графические техники. Но не торопитесь с ними расставаться. Почаще возвращайтесь в работе к уже знакомым приемам. С каждым разом усложняются стоящие перед вами задачи — ведь ваше мастерство растет. В дальнейшем для того, чтобы добиться нужного эффекта, попробуйте соединить несколько техник. Но для этого нужно, чтобы вы почувствовали себя свободнее, увереннее, раскованнее. Вот очень простой пример. Наивный детский рисунок рис.
Не имея возможности воспроизвести его в цвете, попытаемся дать словесное описание. Здесь изображено утиное семейство. Фон — голубая поверхность реки или пруда. Утка — пестрая — желтая с коричневым, утята — ярко-желтые, а камыши — зеленые.
Примечателен граттаж своей простотой и доступностью — вот почему очень часто его используют на детских творческих занятиях, он подвластен всем. И даже дошколята с удовольствием окунаются в мир процарапывания картин, воспринимая это как небольшой художественный фокус. В этой графической технике действительно немало возможностей для самовыражения, и параметры, по которым работы принципиально отличаются друг от друга, многочисленны. Например, различаются они по типу основы — это может быть как бумага, так и картон.
Основы отличаются цветом: чёрная, белая, яркая и пёстрая, разноцветная. Рисунок бывает фактурным либо линейным, с применением штрихования. Наконец, важно, каким именно будет верхний слой — тушь, гуашь, а ещё масляные краски — и что идёт в качестве грунта: мел, глина, воск, даже простой желток. Если изображение делает мастер, который профессионально подходит к этой технике, он будет использовать разные резаки: ромбовидные, в виде ножа либо зубила. Дети же обычно прорисовывают изображение в граттаже зубочистками, скрепками, палочками для суши и т. История возникновения И хоть ему чуть более ста лет, если оценивать граттаж именно в современном восприятии слова и термина, история его уходит в античность. У римлян и греков очень популярной была техника украшения стен, называвшаяся «сграффито»: специальным образом процарапывался верхний штукатурный слой. Но истинную востребованность такая живопись получила во времена раннего Возрождения, когда античная культура не просто обрела новое звучание, но и стала символом эпохи.
И сейчас в некоторых европейских городах можно увидеть дома, декор которых как раз повторяет античную технику. Но вот XX век громко «выстреливает» авангардизмом, буквально ставит всё с ног на голову, и художники стремятся «отринуть старый мир», ищут новые формы и техники. За то, что граттаж стал таким, какой он есть, можно сказать спасибо западному авангардисту Максу Эрнсту: это он в 1925-ом, просто рассматривая старый паркет глаз художника — совершенно уникальный объектив , решил взять и процарапать бумажную основу. Через год автор выпустил сборник работ «Естественная история», а вскоре открылась и его персональная выставка в фактически реанимированной и переосмысленной технике. Новая мода пришлась по душе и другим авангардистам, которые стали искать своё лицо в этой технике. Работы получались новаторскими, смелое искусство оказалось популярным, прорывным. Помимо Макса Эрнста, технику граттажа великолепно удалось возвести на пьедестал модных течений Жоану Миро и Гансу Хартунгу. А ещё есть замечательный Джованни Гуйда, современный мастер граттажа, прославившийся очень молодым.
В России техника связана с именем М. Добужинского, экспрессивность работ которого впечатляла и тогда, и сейчас. Рисунки в технике граттаж нередко можно было встретить в печати, журналах и газетах. Но качество печати не всегда могло передать уникальность работы, её детализацию. А вот в рекламе граттаж визуализировался потрясающе, впечатляя удивительными возможностями техники. И сегодня она остаётся востребованной, богатой на потенциал художественных экспериментов.
И так приступаем к работе. На столы постелите газеты, чтоб не испачкать их.
Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание. Технология выполнения моделирование : Расположить лист перед собой, очертить сверху и снизу, слева и справа по 2 см, сделать внутреннюю рамку; Подготовить яичный желток; Загрунтовать желтком кистью внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием; Загрунтовать 1- 2 раза гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2 — 3 раз кистью до высыхания; - высушить. Грунтовка закончена.
«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования»
Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать. За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности, а также создать психофизиологическую базу для развития речи. Хотелось бы отметить одну из интересных нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж.
В дальнейшем легко несколько разнообразить эту технику. Заранее тонируйте бумагу акварелью, гуашью, акрилом, темперой и тогда штрихи получатся цветным. Для того, чтобы добиться нужного эффекта, попробуйте соединить несколько техник. Но для этого нужно, чтобы вы почувствовали себя свободнее, увереннее, раскованнее. Для работы вам потребуются материалы: 1. Плотная бумага. Тушь и мыло, гуашь, акварель, акрил. Воск или парафиновая свеча.
Инструменты для процарапывания. Картон изготавливается промышленным способом и обладает гладкой поверхностью на меловой основе, которая стимулирует образование очень ярких белых тонов.
Этому способствуют игры. Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику». Задания по образцу.
Предлагаю выполнить простым карандашом несколько простых упражнений на обычном листе бумаги в технике граффити, дети копируют за взрослым изображения. Такие игры и упражнения облегчают в дальнейшем усвоение программного материала. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра. Использование дидактических игр и игровых упражнений облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала. Игра «Выполни упражнение по карточке» Цель: развитие внимания, двигательной координации. Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его. Знакомство с пиктограммами, зарисовка Основной этап Острой палочкой процарапывается рисунок.
Сначала дети рисуют предметы, а в дальнейшем передают сюжеты. Объясняю детям, что любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой. Что можно изобразить? Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат.
Рисунок выполняется путем процарапывания слоя краски острыми инструментами. Участникам выдаются готовый листок обработанный восковыми мелками и покрашенный гуашью , а также металлическое перо и образец.
Выполнение рисунка путем процарапывания
При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.
Техника монотипия от греческого один - отпечаток, оттиск, касание, образ. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади пруда, озера, реки и т. Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается.
После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом.
Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Техника «набрызг» заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой или кистью проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.
Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом палочкой по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
Аккуратно, лучше после высыхания, снять шаблон или силуэт.
В детском творчестве рисунки могут выцарапываться всевозможными подручными средствами: зубочистками, заостренными палочками, скрепками, гвоздиками. История граттажа История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито». Пик ее популярности приходится на эпоху раннего Возрождения , до сих пор в разных городах Европы можно встретить дома, декорированные в технике сграффито.
Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Многое знает Википедия, но не знает она одного, что граттаж давно уже стал разноцветным. И хотя он придуман еще в 19 веке, больше ста лет был только черно-белым.
Конечно, это не умаляло его достоинства, в граттаже сделано очень много прекрасных иллюстраций и картин, им увлекались все знаменитые художники. И сегодня я хочу и вас, мои дорогие друзья, приобщить к этой прекрасной, волшебной технике. Эта техника очень хороша для картин в стиле вашего дизайна или для работы с детьми. Краски акварельные или жидкие для батика. Плотный гладкий ватман или картон. Тонкий не подойдет, он будет рваться при процарапывании рисунка. Тушь черная хотя используют и коричневую, зеленую, синюю , кисть мягкая толстая и кисть тонкая для заправки недочетов. Тушь ни в коем случае не разводить водой!
Иначе она размоет яичный слой. Широкая плоская кисть и лоток, в который вы будете сметать отцарапываемую краску. Инструменты для процарапывания рисунка могут быть разными, это зависит от величины работы и какие фрагменты вам нужно высветлять. Я в основном пользуюсь пустой капсулой от гелевой ручки, ее можно не вынимать из самой ручки, будет еще удобнее работать. Еще понадобится яичный желток, отделенный от белка сырого яйца и процеженный сквозь чайное ситечко.
Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: финансироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова «граттаж»
способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым. Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью. Граттаж или граттография — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Граттаж (от фр. gratter – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Значение слова «граттаж»
Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Граттаж, или воскография – увлекательный прием графики – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом или пером бумаги или картона, покрытых тушью или гуашью. Вот все ответы Выполнение рисунка путем процарапывания пером.