Крестьянские волнения Село бездна крестьяне. Антикрепостнические выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 года в ответ на Крестьянскую реформу 1861 года. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину.
Спасский район отметил 160-летний юбилей Бездненскому восстанию
Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян. «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии.
Оставляйте реакции
- Село Бездна и бездна проблем
- Подготовка крестьянской реформы
- Бездненское восстание 1861 г.
- После реформ: Народ и реформы // Николай Троицкий
Восстание крестьян в селе бездна. Бездненские волнения. Восстание крестьян в селе Бездна
Телеграфным распоряжением царя в ответ на донесение Апраксина было велено «Антона Петрова судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно». Петров был расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества. Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихидупо убитым. С горячей речью, полной ненависти к царизму, выступил молодой профессор истории А. В «Колоколе» А. Герцен дал подробное описание бездненской трагедии. Щапова 16 апреля 1861 г. Казань, 1948; Устюжанин Е. Безднин-ское восстание 1861 г.
Лемке, т. Выступление крестьян Казанской губ. Началось в с. Бездна Спасского у. Петров Антон Петрович Сидоров истолковывал нек-рые статьи "Положений 19 февраля" в интересах крестьян. В толковании Петрова настоящая воля заключалась в том, что "крестьяне ничего не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам". Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. Волнение охватило св. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. Крестьяне категорически отказались выдать Петрова.
Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам, когда толпа рассеялась. По офиц. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. По распоряжению Александра II Петров был предан воен. Наиболее активные крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич. Студенты Казанского ун-та и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на к-рой с речью выступил А. Щапов распространялась в рукописных списках, впервые опубл. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февр. Центр - село Бездна.
Руководитель - А. Отказ работать на помещиков, неповиновение администрации, требование раздела всей помещичьей земли. Безоружная толпа расстреляна войсками. Члены студенческих кружков ответили на расстрел Куртинской панихидой. Волнения начались в апреле 1861 года в селе Бездна Спасского уезда, где крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений 19 февраля» в интересах крестьян. В его толковании настоящая воля заключалась в том, что крестьяне не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам. Известия об этом распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч человек. Волнение охватило свыше 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского, Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний. Крестьяне отказались выдать Петрова, его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 человек.
По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек. Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Энциклопедический словарь.
Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды.
В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения. Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС. И ещё в затоне обосновалась крупная база нефтеналивного флота: здесь ремонтировались и зимовали баржи и буксиры, перевозящие нефть из Баку по Волге в северные города России. Во время Великой Отечественной войны завод по заказу военного ведомства производил детали корпусов для бомб и перестраивал пароходы в боевые канонерские лодки. В 1954 году, в связи со строительством Волжской ГЭС и предстоящим затоплением, было принято решение перевести Куйбышевский Затон вместе с заводом и пристанью на правый берег Волги, в залив у села Кирельское, где он под тем же названием располагается и сегодня. Жилые дома перевозили зимой по льду.
В результате было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям общее число жертв превышало 350 человек. А Антона Петрова, вышедшего из дома, неся Положение о крестьянах над головою, арестовали, и 19 апреля 1861 г.
Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества. Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихидупо убитым. С горячей речью, полной ненависти к царизму, выступил молодой профессор истории А. В «Колоколе» А. Герцен дал подробное описание бездненской трагедии. Щапова 16 апреля 1861 г.
Казань, 1948; Устюжанин Е. Безднин-ское восстание 1861 г. Лемке, т. Выступление крестьян Казанской губ. Началось в с. Бездна Спасского у.
Петров Антон Петрович Сидоров истолковывал нек-рые статьи "Положений 19 февраля" в интересах крестьян.
"Узнав про Бездну, Щапов говорил студентам: "Ну вот вам и деятельность!"
Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. Выступление крестьян в селе Кучки Пензенской губернии 5 августа 1918 г. вылилось в вооруженное нападение на продотряд, расправу с местным комбедом.
Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.
Бездненские крестьяне не поверили в подлинность оглашённого текста Положений, будучи убеждены, что помещики и начальство скрывают настоящие манифест и Положения. Движение возглавил молодой бездненский крестьянин Антон Петров. Он умел читать, и после усердного изучения Положений объявил своим односельчанам, что нашёл «настоящую полю». Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю».
Вскоре волнение охватило Спасский уезд , соседние Чистопольский и Лаипшвский, а потом смежные уезды Самарской и Симбирской губерний. По призыву Петрова крестьяне отказались ходить на барщину , вносить оброк помещикам, отказывались от подписания «уставных грамот», которыми должны были быть определены размеры наделай повинностей, забирали из помещичьих амбаров хлеб. Волнениями было охвачено свыше 75 селений.
Крестьяне, окружив избу своего руководителя, не пропускали к ней солдат. По приказу Апраксина солдаты открыли огонь по безоружной толпе, численность которой достигала 4 тысяч человек. Согласно официальному донесению военного губернатора министру внутренних дел, было убито вместе с умершими от ран 91 чел.
Телеграфным распоряжением царя в ответ на донесение Апраксина было велено «Антона Петрова судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно». Петров был расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки.
Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества. Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихиду по убитым. С горячей речью, полной ненависти к царизму, выступил молодой профессор истории А.
В «Колоколе» А. Герцен дал подробное описание бездненской трагедии. Щапова 16 апреля г.
Белинский В. Грановский Т. Нечаев С.
Николай I Огарёв Н. Ткачёв П. Ульянов В.
Чернышевский Н. Шервуд В. Крестьяне не поверили в подлинность оглашённого текста Положений и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения.
Царский манифест предостерегал от такого развития событий: "Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях.
Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим Рим. XIII, 1 , воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности. И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта".
Весной 1861 в ряде губерний произошли крестьянские волнения. В АП 1861 село Бездна стало центром крестьянских волнений. Он умел читать и после изучения Положений объявил своим односельчанам, что нашёл "настоящую волю".
Слух о "настоящей воле" дошёл до соседних селений. По призыву Петрова А. Волнениями были охвачены более 75 селений Спасского, Чистопольского, Лаишевского уездов Казанской губернии и смежных уездов Самарской и Симбирской губерний.
Восстание в Бездне было жестоко подавлено. По официальному донесению казанского военного губернатора министру внутренних дел, были убиты и умерли от ран 91 человек, более 350 человек были ранены. Подробное описание бездненской трагедии дал в "Колоколе " Герцен А.
Крестьяне получили "землю и волю", хотя и за деньги и в урезанных масштабах, помещики потеряли зависимых крестьян и часть земли, хотя и были компенсированы деньгами. Интересен тот факт, что три года спустя Симбирске охватили невиданные пожары. Губернатор Велио, человек деятельный, энергичный; он сразу забрал всё в руки, все подтянул, всех привёл к сознанию своего долга, в особенности полицию и пожарную команду.
У этого человека на всё хватало времени: и выслушать доклады, и сделать распоряжения, и распечь, и подтянуть кого следовало; с рассветом его уже можно было видеть на улице.
Свои излюбленные мысли на эту тему он развивал бесчисленное количество раз. Чем больше земли получили бы крестьяне в 1861 году и чем дешевле бы они ее получили, тем сильнее была бы подорвана власть крепостников-помещиков, тем быстрее, свободнее и шире шло бы развитие капитализма в России. Герцен создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. Рабье молчание было нарушено. Но Герцен принадлежал к помещичьей, барской среде. Он покинул Россию в 1847 г. Чернышевский, Добролюбов, Серно-Соловьевич, представлявшие новое поколение революционеров-разночинцев, были тысячу раз правы, когда упрекали Герцена за эти отступления от демократизма к либерализму.
Однако справедливость требует сказать, что, при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом, демократ все же брал в нем верх. Кавелин сразу узнал себя в этом портрете. И Тургенев сразу узнал себя. Он продолжал отстаивать свободу Польши и бичевать усмирителей, палачей, вешателей Александра II. Герцен спас честь русской демократии. Когда полковник Рейтерн застрелился в Варшаве 1860 г. Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их - и совершенно прав; но веришь еще в царя и архиерея... Царь с ними, и они его.
Его ты видишь теперь, ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе... Твои пастыри - темные как ты, бедные как ты...
Один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то», он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков.
Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний — крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды.
Одним из ее авторов был К. Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая... Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский - прокламацию «Бью челом народу православному... Все они содержали призыв крестьян к восстанию.
Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г. В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А. Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы...
Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства. Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны.
И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян. Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить.
Вопросы и задания 1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля? Дала ли им крестьянская реформа 1861 г. Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А. Петрова об открытой им воле? Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае? Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А.
Щапов во время Куртинской панихиды? Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки? Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали? В школу в Антоновке, что в Спасском районе, трудно найти сторожа. Мало охотников по ночам в ней сидеть. Говорят, там водятся привидения. Нынешний охранник Виктор Иванович Коровушкин рассказывает, что на чердаке постоянно слышатся чьи-то голоса, раздаются непонятные шорохи. Жуть берет! Школа размещена в бывшей помещичьей усадьбе графа Мусина-Пушкина — попечителя Казанского учебного округа.
Зданию почти два века, и его стены хранят много тайн. Что здесь только не происходило! От пышных графских балов до заседаний революционных трибуналов. Из подполья усадьбы проложен тайный лаз.
Определение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861»
По селениям этого уезда, как было выяснено во время следствия, быстро разнеслась весть о том, что Антон Петров «велел сменить старых начальников и на их место миром избрать других». В своем показании на следствии Антон признает, что сама мысль об избрании новых начальников принадлежала ему, но «сотские назначены были» не им самим, а «миром», следовательно, начальниками избирали тех, кого желали сами крестьяне. Много ли было избрано миром «новых начальников»? Сказать точно нельзя, но не менее двух десятков.
В чем же должна была состоять их основная функция? Антон Петров достаточно четко представлял себе это. Позже, в военно-полевом суде, он показал: «Чтобы больше привлечь крестьян к себе, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу… и чтобы не давать им [приходящим крестьянам] расходиться».
Реакция на события[ ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России и за границей. Даже казанский военный губернатор в своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.
Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862.
Радищева и др. Все это было изъято из большого тюка с его рукописями, доставленными в III отделение вместе со Щаповым из Казани. Рукописи были сильно перепутаны при обыске и в таком виде доставлены были в Петербург; большую часть из них Щапов получил обратно, а указанные нами были приложены к делу как вещественное доказательство. Из них мы помещаем заметки о народных движениях и декабристах, как наиболее цельные по смыслу отрывки.
Вторая категория его собственноручных бумаг заключает в себе "показание" Щапова о казанских событиях, письмо Александру II о реформе государственного строя и отрывки лекции "О конституции". Последняя опубликована нами в 1926 г. Но этот отрывок далеко не самая существенная часть показаний Щапова. Из бумаг, не принадлежащих перу Щапова, но касающихся его, обращают на себя внимание указанные выше письмо Козлянинова и выписка из донесения Собещанского. Интересно и мнение воинствующего реакционера митрополита Филарета о письме Щапова Александру II, в котором мы видим попытку вскрыть вредное для правительства направление взглядов Щапова. Играя словами, не входя в существо мысли Щапова, митрополит, в тон резолюции Александра II, порицает Щапова, видя в нем врага господствующего государственного и социального строя.
Отметим и интересные материалы, доставленные в III отделение жандармским полковником из Перми в начале 1862 г. Щапову" и копия речи на панихиде; копию речи в печати не воспроизводим, так как она отличается от опубликованной в "Красном Архиве" лишь стилистически, но, не сомневаясь, можно утверждать, что эта копия писалась со второго подлинника, о котором читаем в "показании" Щапова. Среди прочих документов этого дела отметим переписку о Щапове с III отделением министра внутренних дел Валуева, министра просвещения Головнина и госпитального начальства, которая вскрывает мелкие, но существенные детали о времени пребывания Щапова в столице и о высылке его в Сибирь. Эти материалы вполне позволяют нам выяснить политические взгляды одного из пионеров социалистического направления в начале 60-х годов XIX в. Его глубокие исторические познания прошлого России и в особенности крестьянства, живое участие в общественной жизни и критическое отношение к различным направлениям общественной мысли при его живой, восприимчивой и деятельной натуре создали в Щапове не только знатока истории народа, но и борца за его лучшее будущее. Провозгласив на панихиде демократическую конституцию как идеал в социально-политической борьбе ближайшего будущего, он проявил себя сторонником демократического государственного устройства, как мог его представить себе деятель, всецело проникнутый интересами трудовых классов населения России, и в особенности крестьянства.
Его политический демократизм проявился очень сильно в письме к царю, где он, не касаясь функций самодержавной власти, дает вполне ясное понятие о царе царствующем, но не управляющем, если не сказать еще больше. Эта мысль и дала повод митрополиту Филарету в страхе воскликнуть, что при осуществлении проекта Щапова монарху нечего будет делать. Бросаются в глаза чрезвычайно оригинальные мысли Щапова о народном просвещении. Идеи всеобщего обучения, профессионального образования, и особенно с сельскохозяйственным уклоном, идеи всесловности, приоритета общественной инициативы, пропаганды и введения специальных налогов на нужды просвещения, наконец, идея политического значения просвещения — все эти принципы Щапова в вопросе о просвещении нашли себе чрезвычайно полное выражение в письме к Александру II. Однако эти взгляды нельзя назвать окончательными, так как позже Щапов еще более их углубил, выдвигая на первый план в преподавании опыт и рисуя прообраз школы фабрично-заводского ученичества нашего времени.
Станут вас стращать войском, не бойтесь, никто не смеет бить народ православный без царского приказа. А если дворяне подкупят и будут в вас стрелять, то и вы рубите топорами тех царских ослушников… На сходке решили на другой день на барщину не выходить; слышал несколько выходок такого рода, что по бревнам нужно растащить барские усадьбы, потому что Антон говорит, что все вольные с десятой ревизии 1858 г. Дом Антона, двор, крыш вся улица перед домов шагов на пятьдесят были наполнены народом. Стали народ усовещать, просить, чтобы разошлись и выдали Антона, долго их просили, но, кроме крику и грубых выходок, ничего от толпы не добились.
Стал поп речь держать; он их умолял сперва разойтись, его обругали. Переменил поп речь, объявил им, что их будут расстреливать за неповиновение, что кто не хочет, пусть тот отойдет… Попа обругали опять… «Командуйте, капитан! Снова усо- вещевание и опять безуспешно. Число ружей увеличили, после залпов падало по 15 человек и больше, и на толпу не производило заметного влияния… Велели стрелять целой ротой, человек 40 от залпа упало — толпа осталась непокорна. Еще зал ротой, все засуетились, побежали, а кому от давки нельзя было бежать, завопил: «Выдадим, выдадим!
Особенности и бонусы слота
- Символика и тематика слота
- Вы точно человек?
- 21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний
- Бездненские волнения
- Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
Был отдан приказ открыть ружейный огонь. В промежутках между залпами из толпы раздавались крики: «Не бойтесь! В это время появился Петров, державшие на голове «Положение». Он был схвачен и отправлен в острог. В Бездне было устроено настоящее побоище.
А Антон Петров по приговору полевого военного суда был расстрелян 19 апреля вблизи своего села. Большинство дворян не скрывало своей радости. По свидетельству современника, «13 апреля Воскресенская улица в 1 час дня представляла вид необыкновенный: по ней катались коляски, дорожки и тарантасы помещиков, ехавших к губернатору. Только что было получено известие «о победе графа».
Примечательная и резолюция Александра II, наложенная им на рапорте главного усмирителя о событиях в Бездне. Она весьма определенна: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно не грустно, но нечего было делать другого». Граф был награжден орденом св. Владимира 3-й степени.
Протест против введения уставных грамот. Безднен-ское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных грамот осенью 1861 г. Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков.
Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд. Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела». Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности. Пущенные властями в ход розги не сломили их упорства.
За дело взялся военный суд. Около сорока человек понесли тяжелое наказание. В конце концов янасальских крестьян перевели на выкуп, снизив выкупную сумму, освободили от издольщины. Не скрывали своего недовольства и государственные крестьяне.
Так, в связи с несправедливым рекрутским набором в декабре 1862 г. Отклики на бездненские события. Куртинская панихида. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде.
Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Кровь жертв бездненского побоища взывала не только к состраданию, но и к протесту. С получением известий о событиях 12 апреля, кружок казанских студентов начал вырабатывать план действий. Студенты решили направить своих представителей в Бездну, провести сбор средств в пользу семей убитых и раненых, организовать демонстрацию.
В Бездну выехали С. Клаус и М. Элпидин, но там были арестованы и доставлены в Казань. Здесь их лично допросил губернатор Козлянинов.
Другие члены кружка 14-16 апреля занялись сбором средств среди профес-Цеоров, учителей, студентов, гимназистов, чиновников, купцов. То, что удалось собрать, было отправлено семьям юстрадавших. Во второй половине дня 16 апреля на Куртинском тадбище в приходской церкви состоялась панихида по битым в Бездне крестьянам. Ее инициаторами стали.
Умнов, И. Олигер, Н. Копиченко, А. Хрисэров, А.
Темников, составлявшие ядро кружка. Пе-собравшимися - а их было около 450 человек - шхиду служил священник И. Он прибывал помянуть «убиенных за свободу и любовь к отечеству». В конце панихиды с краткой и страстной вчью выступил А.
Заключая ее, он произнес: «Земля, которую Вы возделывали речь идет о Кертвах бездненского побоища , плодами которой пи-рал и нас, которую теперь желали приобрести в собстенность и которая приняла Вас мучениками в свои недра, - эта земля воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху Вашему и вечная историческая память Вашему самоотверженному подвигу. О ней незамедлительно телеграфировали яександру П. Императорская резолюция на телеграмме сила: «Щапова немедленно арестовать, а двух монахов очить в Соловецкий монастырь».
В монастырь должен был отправиться и Щапов, но под давлением общественного мнения царь отменил это решение. В 1864 г. Ранее из университета исключили девять, а из академии - троих студентов. В мае на события в Бездне откликнулся «Колокол».
Через два месяца на его страницах было опубликовано письмо либерально настроенного профессора русской литературы Казанского университета Н. Называлось оно «Граф Апраксин Бездненскии» и начиналось следующими словами: «Манифест и Положение об освобождении крестьян облились уже невинною кровью». Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К.
Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая... Студент Казанского университета А.
Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский - прокламацию «Бью челом народу православному... Все они содержали призыв крестьян к восстанию. Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г.
В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н.
Шатилов, А. Копиченко и другие.
Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10 тыс.
Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу. Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян. Крестьяне безропотно умирали, не издавая ни одного вопля,- рассказывает подпоручик Худеков.
После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле. Дренякин, боясь столкновения, не преследовал бегущих. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям.
В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло. Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением1. Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь.
Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь. Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек - розгами2. Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г. Однако надо вместе с тем подчеркнуть, что если со стороны крестьян были и убитые, и раненые, то с противоположной стороны не было ни одной жертвы.
Больших размеров достигло крестьянское движение в Виленской и Смоленской губерниях. В Виленской губернии крестьянское движение получило распространение особенно в трех уездах: Свенцянском, Ошмянском и Дисненском. В Дисненском уезде около 6 тыс. Волнения крестьян были ликвидированы в результате применения воинской силы - трех рот Муромского и двух рот Софийского пехотных полков.
Как сообщал в рапорте царю флигель-адъютант граф Олсуфьев, 30 человек было арестовано и значительное число крестьян наказано розгами3. Крупные волнения крестьян произошли в конце марта - начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии. Крестьяне десяти имений Ошмянского уезда и одного Минской губернии, собравшись на базарной площади, избили палками представителей местной администраций. Вызванные властями войска в составе четырех рот пехоты окружили двухтысячную толпу крестьян, которые, невзирая на это, продолжали упорно отказываться подчиняться.
Только в результате массовой порки местным властям удалось привести крестьян к повиновению. В Ковенской губернии после обнародования «Положений 19 февраля» в 35 имениях крестьяне отказались от исполнения повинностей и были усмирены только посредством военной экзекуции2. В Смоленской губернии крестьянским движением были охвачены все уезды. Наиболее активный характер носили крестьянские выступления в селе Самуйлове, имении князя Голицына Гжатский уезд.
Значительный размах получили крестьянские волнения и в Черниговской губернии. В Новгород-Северском уезде крестьяне слободы Каменской не только отказались выполнять барщину, но и препятствовали производить работу на помещичьих полях вольнонаемным рабочим. В Нежинском уезде той же губернии, в селе Безуг-ловке, крестьянские волнения приобрели такую силу, что для подавления их потребовалось три батальона пехоты. Серьезные волнения происходили также в Пермской губернии среди крестьян и крепостных рабочих4.
В апреле - июне, по данным Министерства внутренних дел, движение имело место в 42 губерниях из 43, на которые распространялись «Положения 19 февраля»5. Размах крестьянского движения в той или иной губернии определялся рядом местных условий: степенью эксплуатации крестьян помещиками, степенью ограбления их в период подготовки реформы, наличием местных вожаков и, наконец, степенью концентрации самих помещичьих крестьян, Наибольшего размаха крестьянское движение достигло в апреле-мае. Только с апреля по июль, по далеко не полным данным, приводимым в «Обзоре» Министерства внутренних дел, произошло 647 случаев выступлений крестьян. Действительно, определить число крестьянских выступлений не представляется возможным, так как в той или иной форме протестовало все крестьянство.
Крестьянское движение весной 1861 г. Начиная с июня наблюдается спад крестьянского движения. Так, в мае, по данным Министерства внутренних дел, крестьянское движение наблюдалось в 32 губерниях, в июне - в 16, в июле - в 122. Как правило, движение подавлялось вооруженной силой.
Значительная часть войск, как указывалось выше, находилась в непрерывном движении, переходя для экзекуции из одних населенных пунктов в другие.
Требованиям Апраксина крестьяне не подчинились. Был открыт огонь по безоружной толпе. По официальным данным, число убитых и раненых составляло 178 человек, в действительности — более 350. Петров был схвачен и 19 апреля по приговору военно-полевого суда расстрелян. Многие участники волнений подверглись телесным наказаниям и тюремному заключению. События в Русской Бездне получили широкий общественный резонанс. В Казани прошла Куртинская панихида, на которой с антиправительственной речью выступил А. Герцена в Лондоне. Источник Бездненское восстание 1861 г.
Казань, 1948. Литература Устюжанин Е.
Еще в Казани Щапов вошел в подпольную революционную деятельность, о чем ясно свидетельствует его старинный друг и знакомый в женевском журнале за 1876 год "Вестник Правды": узнав про Бездну, Щапов говорил студентам: "Ну вот вам и деятельность! Вы только собираетесь заводить по деревням своих агентов, закупаете шрифты и достаете литографские станки, а жизнь-то бьет своим обычным ключом". К революционной работе не остался он безучастным и в Петербурге; несмотря на свое поднадзорное положение и длительную болезнь, он принимает участие в составлении прокламации "к раскольникам", чтобы пополнить ею серию прокламаций, составленных Шелгуновым, Чернышевским и Михайловым. Сенатор Жданов, найдя в 1863 г.
Между тем культурное и революционное молодое поколение, старалось отдать должное Щапову в их политическом воспитании и революционной его деятельности как агитатора-пропагандиста, ставило его в один ряд с героями 14 декабря 1825 г. Бумаги, принадлежащие перу Щапова и находящиеся в его "деле" в архиве III отделения, могут быть разделены на две категории: а записки его лекций, научные заметки и выписки из источников и б бумаги общественного и революционного значения. Державина, А. Радищева и др. Все это было изъято из большого тюка с его рукописями, доставленными в III отделение вместе со Щаповым из Казани. Рукописи были сильно перепутаны при обыске и в таком виде доставлены были в Петербург; большую часть из них Щапов получил обратно, а указанные нами были приложены к делу как вещественное доказательство.
Из них мы помещаем заметки о народных движениях и декабристах, как наиболее цельные по смыслу отрывки. Вторая категория его собственноручных бумаг заключает в себе "показание" Щапова о казанских событиях, письмо Александру II о реформе государственного строя и отрывки лекции "О конституции". Последняя опубликована нами в 1926 г. Но этот отрывок далеко не самая существенная часть показаний Щапова. Из бумаг, не принадлежащих перу Щапова, но касающихся его, обращают на себя внимание указанные выше письмо Козлянинова и выписка из донесения Собещанского. Интересно и мнение воинствующего реакционера митрополита Филарета о письме Щапова Александру II, в котором мы видим попытку вскрыть вредное для правительства направление взглядов Щапова.
Играя словами, не входя в существо мысли Щапова, митрополит, в тон резолюции Александра II, порицает Щапова, видя в нем врага господствующего государственного и социального строя. Отметим и интересные материалы, доставленные в III отделение жандармским полковником из Перми в начале 1862 г. Щапову" и копия речи на панихиде; копию речи в печати не воспроизводим, так как она отличается от опубликованной в "Красном Архиве" лишь стилистически, но, не сомневаясь, можно утверждать, что эта копия писалась со второго подлинника, о котором читаем в "показании" Щапова. Среди прочих документов этого дела отметим переписку о Щапове с III отделением министра внутренних дел Валуева, министра просвещения Головнина и госпитального начальства, которая вскрывает мелкие, но существенные детали о времени пребывания Щапова в столице и о высылке его в Сибирь. Эти материалы вполне позволяют нам выяснить политические взгляды одного из пионеров социалистического направления в начале 60-х годов XIX в.
Отмена крепостного права
выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). 12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Из истории классовой борьбы в России в 60-х годах XIX века на примере событий в селе Бездна Казанской губернии После цикла очерков о крестьянском движении в Казанском крае в 1917 году.