Новости закавказская социалистическая федеративная советская республика

Всякие там Бухарская Социалистическая Советская Республика и Хорезмская Социалистическая Советская Республика канули в жертву национальных образований. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика стала одной из соосновательниц СССР. Официально ЗСФСР (до 13 декабря 1922 года ― Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья) была образована 12 марта 1922 года на конференции в Тбилиси, в которой участвовали представители ЦИК трёх республик. Существовала ли закавказская социалистическая федеративная советская республика | Всё об играх на ПК и консоль.

Как история меняла границы между Арменией и Азербайджаном

в 1936-1937 годах, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов. Фактически это означает переход под контроль Азербайджана четырех сел, которые были в составе Азербайджанской ССР, а с 1990-х годов находились под контролем Армении. С 12 марта 1922 года являлась частью Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР).

Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР

Еще одна автономная республика была создана в июле 1920 г. Нахчыван , территория, граничащая с Арменией, Турцией и Ираном, на которую претендовали армяне и азербайджанцы. В Московский договор и по Карскому договору Нахчыванская область была признана автономной республикой под защитой Азербайджанской Советской Республики. Пожалуйста помоги улучшить эту статью от добавление цитат в надежные источники.

Формально в состав СССР вначале входили четыре союзные республики, но у каждой из них уже были договорные отношения между собой и внутри себя.

Но две последние в свою очередь включали еще две республики — причем без упоминания «автономная»: Нахичеванская — в Азербайжданской и Абхазия — в Грузинской. Позже все упорядочилось: Закавказская была расформирована, Абхазия и Нахичивань получили статус автономных. Всякие там Бухарская Социалистическая Советская Республика и Хорезмская Социалистическая Советская Республика канули в жертву национальных образований.

В то же время процент титульной нации в Армянской ССР был наибольшим. Марка 1922 года.

Формально в состав СССР вначале входили четыре союзные республики, но у каждой из них уже были договорные отношения между собой и внутри себя. Но две последние в свою очередь включали еще две республики — причем без упоминания «автономная»: Нахичеванская — в Азербайжданской и Абхазия — в Грузинской. Позже все упорядочилось: Закавказская была расформирована, Абхазия и Нахичивань получили статус автономных. Всякие там Бухарская Социалистическая Советская Республика и Хорезмская Социалистическая Советская Республика канули в жертву национальных образований.

Трансформации во благо: история Конституции Абхазии

Исполнительным органом Полномочной конференции являлся Союзный совет, члены которого избирались и отзывались конференцией. Союзный совет состоял из трех председателей по числу входящих в состав федерации республик и восьми членов. Полномочная конференция избрала также Президиум Союзного совета из трех лиц, которые поочередно исполняли обязанности председателя как Союзного совета, так и его Президиума. Кроме того, в состав Президиума входили председатели Центральных исполнительных комитетов Азербайджана, Грузии и Армении и руководители некоторых ведомств республик. Союзный совет созывал по своему усмотрению пленум и выполнял фактически функции правительства федеративного союза Закавказских республик. В целях единого руководства всеми экономическими органами Советского Закавказья союзный договор предусматривал создание Высшего Экономического Совета. Для окончательного оформления Закавказской федерации как своеобразной формы советского государственного устройства понадобилось довольно значительное время. И действительно, в процессе становления федерации можно выделить три основных периода. Первый, по существу, еще дофедеративный период, когда были уже, однако, сделаны серьезные практические шаги к государственному объединению Закавказских республик, начинается с мая 1921 г. Начало второму периоду было положено в марте 1922 г. В это время окончательно определились задачи Закавказской федерации.

Третий период связан с созывом в декабре 1922 г. I Закавказского съезда Советов, когда федеративный союз трех республик преобразовался в Закавказскую федерацию. Согласно Конституции, верховным органом государственной власти Закавказской федерации являлся Закавказский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов. Съезд Советов избирал Закавказский Центральный Исполнительный комитет. Закавказский ЦИК был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти в период между съездами Советов. Закавказский ЦИК избирал Президиум в составе 13 членов, в том числе трех председателей, по одному от каждой республики, которые поочередно председательствовали на заседаниях Исполнительного комитета. Еще до образования Закавказской федерации партийными организациями Азербайджана, Грузии и Армении в соответствии с принципами демокра- 30 "Сборник официальных документов по советскому государственному праву". В Азербайджане, Грузии и Армении существовали центральные комитеты коммунистических партий как руководящие органы партийных организаций соответствующих республик. Закавказская федерация показала на практике реализацию ленинской идеи экономического единства края. Она сыграла роль политического центра по объединению экономических ресурсов Закавказья.

Для разрешения жизненно необходимых задач Закавказской федерации была предоставлена широкая самостоятельность. Подъем экономического могущества Закавказского края и входивших в его состав советских республик во многом зависел от роста экономического могущества Союза Советских Социалистических Республик в целом и его государств-членов - в первую очередь РСФСР и Украинской ССР. Кроме того, и сами Закавказские республики - Азербайджан, Грузия и Армения - должны были, как республики единого экономического района, энергично помогать друг другу в подъеме народного хозяйства и укреплении социалистического уклада. Народам Закавказья пришлось строить основы социалистической экономики в чрезвычайно трудных экономических и политических условиях. Необходимо было наладить народное хозяйство, улучшить материальное положение рабочих и крестьян, поднять производительность труда. Ленин, проявляя заботу о трудящихся Закавказских республик, наметил первые планы развития хозяйства края. Он писал: "Сразу постараться улучшить положение крестьян и начать крупные работы электрификации, орошения. Орошение больше всего нужно и больше всего пересоздаст край, возродит его, похоронит прошлое, укрепит переход к социализму"32. Ленин лично руководил экономической помощью краю, возрождением его национальных республик. Примером заботы со стороны В.

Ленина служат его многочисленные телеграммы и письма, которые он адресовал руководителям национальных республик Закавказья, наркомам и уполномоченным.

Часть ССР в процессе становления страны были раздроблены на несколько отдельных республик, сохранивших все привилегии, другие оказались понижены в статусе. На 1 съезде партий стран-участниц союза в Баку 13 декабря 1922 года была разработана единая конституция и сменилось название, а 30 декабря того же года Закавказская республика стала частью СССР. Абхазия как равноправный член ЗСФСР была признана на первом съезде 13 декабря 1922 года, но её в 1931 году включили как автономную ССР в состав Грузии с целью «реорганизации госаппарата». Окончательная ликвидация ЗСФСР была оформлена в первой половине 1937 года вместе с принятием конституций вновь образованных республик.

Съезд также принял конституцию, назначил Центральный исполнительный комитет высший законодательный орган между сессиями Конгресса и Совет Народных Комиссаров правительство. Тбилиси был столицей республики. Однако отношения республики с Грузией и Россией не были урегулированы формально. Абхазия в Грузинскую ССР.

А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы. Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает. И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания". Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами. За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти. И хотя политические элиты советских республик продолжали подковерную борьбу, все это не находило особого отражения в обществах - люди вместе жили, творили, созидали, заключали смешанные браки. На самом деле сегодняшняя ситуация в регионе мало чем отличается от ситуации 1918-1920-х годов. Разве что приостановлены военные действия. Те же госграницы, то же столкновение геополитических интересов сверхдержав и разделительные линии, та же межнациональная вражда. Только продлилось все это не два года, как в начале XX века, а тянется долгие 12 лет и без видимых перспектив завершения на ближайшее будущее. Все предложения посредников основываются на существовании в Закавказье минимум трех независимых республик и не рассматривают возможности их объединения. Не рассматривается также возможность возникновения внешней по отношению к региону силы, которая, установив в Закавказье свое правление, может принудить всех находящихся в ее подданстве жить в мире. Такой, какой исторически была Россия. Между тем, идея формирования Закавказской или, как принято сейчас говорить, Южнокавказской федерации или конфедерации продолжает витать в воздухе и даже обретать некие зримые очертания. Кроме очень медленно, но все же набирающей обороты Южнокавказской парламентской инициативы, в конце 2005 года произошли события, которые некоторые наблюдатели склонны увязывать именно с перспективой создания такого гособразования. Речь идет о состоявшемся 29 ноября 2005 в Армении референдуме по конституционным поправкам, который очень активно лоббировался европейскими структурами. В числе многочисленных поправок, в реформированную Конституцию вошли такие пункты, как снятие запрета на двойное гражданство, передача права решения вопроса о госграницах Армении от плебисцита парламенту республики, пожизненная неприкосновенность президента республики: его неподсудность за деятельность, следующую из его статуса на срок своих полномочий "и после него". Следует отметить, что именно по этим пунктам в республике развернулись основные разногласия. Сторонники южнокавказской федерации комментируют их следующим образом: - двойное гражданство даст возможность быть одновременно гражданами и национальной республики, и конфедерации; - определение границ парламентом облегчит образование административных границ и утверждение государственной границы по всему периметру Южного Кавказа; - пожизненная неприкосновенность президента страны "в рамках его полномочий" позволит последнему избежать преследования за ущемление суверенитета республики, что неизбежно в случае вхождения в состав какого-либо гособразования. Не следует оставлять без внимания и прозвучавшее опять же в конце 2005 года заявление ряда объединяющих выходцев из Армении общественных организаций Азербайджана о необходимости "предоставления им в Армении автономии и двойного гражданства". Трудно сказать, в каком направлении будут развиваться события в Закавказье дальше. Определенно одно: любой вариант решения из числа официально предлагаемых ведет за собой победу одной и поражение другой стороны конфликта, что неминуемо станет в дальнейшем новым предметом внутриполитических спекуляций элит конфликтующих сторон, а значит и дальнейшего нагнетания атмосферы обоюдной неприязни. Официально стороны будут разведены, но конфликты не будут ни решены, ни даже загнаны вглубь, поскольку общественность "проигравшей" стороны будет оскорблена очередной "исторической несправедливостью", вину за которую она, не без помощи национальных властей, возложит не на международную общественность и посредников, а на народ-"победитель". А следовательно, единственным ресурсом действительного решения проблем Закавказья может стать лишь его объединение. Возможно ли это? Может ли Южнокавказская парламентская инициатива перерасти в Парламентскую Ассамблею, которой в дальнейшем могут быть делегированы определенные полномочия? Смогут ли придти ли к подобному решению Азербайджан, Армения, Грузия и три самопровозглашенные республики? Время покажет...

Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika

Закавказская Федерация — Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика азерб. Zaqafqasja sosjalist federativ şuralar Çymhurijjəti груз. ამიერკავკასიის საბჭოთა ფედერაციული სოციალისტური რესპუბლიკა арм.Հայաստանի Խորհրդային Սոցիալիստական. Суть ее заключалась в том, что существующие формально независимые республики, Украинская советская социалистическая республика (УССР), Белорусская советская социалистическая республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная. Официально ЗСФСР (до 13 декабря 1922 года ― Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья) была образована 12 марта 1922 года на конференции в Тбилиси, в которой участвовали представители ЦИК трёх республик. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика[1] (Закавказская Федерация[2][3], ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья).

Банкноты Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР)

А вместе троица еще и образует ЗСФСР — Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику. Видео о ИСТОРИЯ СССР 1917-1922 РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, 'Кавказская Застольная' — Патриотическая Песня Закавказской СФСР, День образования СССР, 101, история создания ссср, история создания ссср, ЗСФСР 1920. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. 11 марта 1922 г. путём объединения Армении, Азербайджана и Грузии создана Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика со столицей в Тифлисе. Всякие там Бухарская Социалистическая Советская Республика и Хорезмская Социалистическая Советская Республика канули в жертву национальных образований.

Спор об автономизации

  • Ответы : Почему была упразднена ЗСФСР?
  • 5000000 рублей 1923 г. Закавказье ЗСФСР, с водяным знаком (116)
  • Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР
  • Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — Википедия
  • СССР 1917-1922: egor_23 — LiveJournal
  • Национальный вопрос

Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika

Упраздненная Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР), включавшая в себя Грузию, Абхазию, Армению и Азербайджан. Социалистическая Советская Республика Абхазия (сокращённо ССР Абхазия, ССРА; абх. Советтә Социалисттә Республика Аҧсны, ССР Аҧсны; 4 марта 1921 — 19 февраля 1931) — бывшая независимая советская социалистическая республика. Ликвидация Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском (1936 г.) Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждение проекта новой конституции Союза. В 1922 году появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, охватывающая территории Грузии, Армении и Азербайджана. Существовала ли закавказская социалистическая федеративная советская республика | Всё об играх на ПК и консоль. государственное образование, существовавшее на территории современной Латвии в 1918-1920 годах.

5000000 рублей 1923 г. Закавказье ЗСФСР, с водяным знаком (116)

Закавказские советские социалистические республики превратились в несокрушимую крепость СССР на рубеже Ближнего Востока. С 13.12.1922 Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР). В этих целях полномочные представители всех республик Закавказья, собравшись на I закавказский съезд советов, постановили образовать Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику (ЗСФСР)».

Другие статьи номера

  • 13 декабря 1922 года образована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика
  • Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — Рувики
  • Флаг ЗСФСР
  • Герб Закавказской социалистической федеративной советской республики (ЗСФСР)
  • Мамед Аракелов: Дежавю: Третья попытка Закавказской федерации
  • Содержание

Создание СССР: как Ленин заложил атомную бомбу

В обнародованной декларации говорилось: «В продолжение свыше ста лет народы Закавказья, шедшие рука об руку с Россией и связавшие свою судьбу с ней, впервые в переживаемый исторический момент оказались предоставленными самим себе, и им приходится своими собственными силами принимать меры к предотвращению надвигающейся экономической и общественной катастрофы». Поначалу речь о полном отделении от России не шла, но после разгона большевиками Учредительного собрания 23 февраля 1918 года в Тифлисе образовали Закавказский сейм, высший представительный орган власти. Неизвестно, что вышло бы из этой инициативы в мирное время, но продолжающаяся Первая мировая война внесла свои коррективы. После неудачной попытки большевиков заключить мир с Центральными державами турецкие войска перешли в наступление и в начале 1918 года заняли Карскую, Ардаганскую и Батумскую области.

Брестский мир закрепил эти территориальные приобретения, и началась сложная игра, в ходе которой Сейм пытался восстановить довоенные границы, а турки отрицали субъектность закавказской власти и настаивали на правомерности мирного договора с большевиками. Силы были неравны, немецкие и турецкие войска продолжали занимать один регион за другим, и 26 мая Сейм констатировал распад Закавказья и сложил полномочия.

В 1918 году на обломках Российской империи образовалась Закавказская демократическая федеративная республика , которая располагалась на территории пяти губерний — Тифлисской, Кутаисской, Эриванской, Бакинской, Елизаветпольской; одной области — Карсской; и одного округа -Закатальского. В свою очередь понятие «Южный Кавказ», как синоним «Закавказья», стало широко применяться после распада Советского Союза, хотя первые попытки употребления этого термина относятся к периоду начала Первой мировой войны и распада Российской империи. Оно, как и понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья в пределах бывшей Российской империи , было предложено англичанами и подхвачено Турцией[источник не указан 265 дней]. Например, в 2007 году был открыт Южно-Кавказский газопровод. Но если понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья сохранилось в советский период и в Советском Союзе, то понятие «Южный Кавказ» не смогло вытеснить традиционное понятие «Закавказье». Пушкина, 2015 — С. Понравилась статья?

В свою очередь, молниеносный распад едва зародившейся ЗДФР показал, что между армянскими, грузинскими и азербайджанскими представительствами стояли непреодолимые препятствия на пути к взаимопониманию. А образование независимых Азербайджана, Армении и Грузии к этническим, религиозным и политическим разногласиям добавило еще и взаимные территориальные претензии: практически сразу после провозглашения независимости, в том же 1918 году вспыхнули армяно-грузинский, грузино-азербайджанский и армяно-азербайджанские конфликты, которые с различной интенсивностью длились вплоть до советизации всех трех республик. После ухода турок из ряда захваченных ими территорий в Закавказье, в том числе из областей Лори и Ахалкалак, в конце 1918 возник локальный грузино-армянский конфликт, который, однако, был быстро прекращен. Относительно же армянонаселенной области Ахалкалак было принято решение временно оставить её под властью грузинской стороны.

Одновременно началось наступление грузинских войск на Абхазию. В грузино-азербайджанском конфликте Тифлис претендовал на Закатальский район Азербайджана, населенный грузинами-ингилойцами, а Баку - на Марнеульский и Гардабанский районы Грузии, являвшиеся регионом компактного проживания азербайджанцев. Начавшийся конфликт вскоре перерос в интенсивные боевые действия, которые были приостановлены советизацией двух республик, не решившей, однако, сути конфликта. А армяно-азербайджанский конфликт на почве Нагорного Карабаха и Зангезура вылился в полномасштабную и кровопролитную войну.

Заключение К моменту провозглашения своей независимости Азербайджан, Армения и Грузия пришли без ясных и взаимопризнанных государственных границ. Самостоятельных государственных образований в Закавказье не было с незапамятных времен: с VII по XV века территория подвергалась нашествиям арабов, византийцев, турок-сельджуков, монголо-татар, с XVI по XVIII века Закавказье было предметом раздора между Турцией и Персией, время от времени в большом количестве возникали различные мелкие княжества и ханства, а в XIX веке вся территория современного Закавказья была включена в состав Российской империи. В результате бесконечных войн жителям азербайджанских, армянских и грузинских городов и сел приходилось кочевать с места на место, что в итоге образовало национальную чересполосицу и диаметрально противоположное понимание автохтонности того или иного народа на территории конкретных районов. В такой ситуации, в момент провозглашения независимости между новообразованными республиками не могло не возникнуть разногласий в вопросе определения границ, что, в свою очередь помноженное на многовековые локальные межэтнические конфликты и религиозное различие, привело к серьезным вооруженным столкновениям, в немалой степени провоцируемым извне.

Таким образом, проходившая под лозунгом "права первородства" борьба за спорные территории, по существу была ничем иным, как банальным "перетягиванием одеяла" новообразованных республик. И кровопролитие было прекращено лишь тогда, когда Закавказье было советизировано - когда молодые республики заполучили нового общего "патрона" в лице большевиков, а вопрос определения собственных границ вышел из сферы их компетенции и в какой-то мере потерял свою остроту. Попытка вторая В 1920-1921 не прекращались всякого рода провокации Закавказья со стороны Ирана и, особенно, Турции. Последняя вела, по существу, военные действия против cоветских республик и очень важно было сплотить Закавказские государства как на военном, так и на дипломатическом фронтах.

В этом отношении серьезное место занимали разнообразные переговоры Закавказских республик, завершившиеся Карсским договором с Турцией, который подтвердил суверенитет cоветских Азербайджана, Армении и Грузии над их территориями. В определении границ названных республик возникли две проблемы: с одной стороны, Турция старалась тем или иным способом взять некоторые земли под свой контроль часть Армении, включая Нахичевань, Аджарию , с другой стороны, возникла проблема ряда республик Абхазия, Аджария , которые хотели получить статус независимых, а не автономных. Карсский договор закрепил Нахичевань за Азербайджаном, но обязал его предоставить области определенную автономию. Суверенитет над Батумом и его округом был закреплен за Грузией.

В ходе работы Карсской конференции родилась и идея объединения Закавказских республик в федерацию. Вскоре после этого о ней шел разговор и на заседании Кавказского бюро РКП б. В ноябре 1921 года идея Закавказской Федерации уже широко и бурно обсуждалась в партийных организациях Закавказья, а затем решение этого вопроса было передано в центральные партийные ограны, в Москву. Все это происходило очень и очень негладко, поскольку в Грузии создалась оппозиция, направленная против объединения республик, но в итоге идея была в принципе одобрена.

В результате подготовительной работы 12 марта 1922 полномочная конференция Центральных исполнительных комитетов Закавказских республик приняла "Союзный договор об образовании Федеративного союза социалистических советских республик Закавказья". По существу, впервые в истории Закавказья создавалось классическое федеративное объединение: три государства соединялись в нечто новое. Органы Закфедерации помещались над органами всех трех республик, входивших в объединение на равных правах. По существу же Закавказский федеративный союз был не федерацией, а конфедерацией, поскольку конструкция государственных органов была еще довольно слабой и несовершенной.

Союз строился на модели, выработанной в Закавказье. Заключение Таким образом, провозглашение Советской власти, осуществление большевиками единого руководства закавказскими организациями привело к созданию второго после Закавказской Демократической Федеративной Республики, единого государственного образования в Закавказье, и первым после 1918 года шагом в направлении консолидации отведавших независимости Азербайджана, Армении и Грузии. Конечно, можно было включить уже советизированные закавказские республики в состав СССР и по отдельности, однако слишком живы были еще в народах воспоминания о недавних кровопролитных войнах, и фактическое утверждение республик в каких бы то ни было границах могло в тот момент привести к непредсказуемым последствиям. Объединение же их в единое федеративное государство с дальнейшим вхождением в СССР, с одной стороны, давало большевикам возможность централизованного управления всем Закавказьем, а с другой - снижало значимость предмета конфликта - оспариваемых пограничных "исторических территорий".

С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрь национальные чувства и их игнорирование таили в себе потенциальную опасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. К сожалению, в дальнейшем руководство СССР мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их "из рук в руки", от одной республики к другой, создавая таким образом еще один потенциальный источник напряженности. История повторяется Нельзя сказать, что межнациональные отношения в Закавказье в годы Советской власти были безоблачными.

Армянская ССР — 880 500 чел. Грузинская ССР — 2 666 500 чел. В то же время процент титульной нации в Армянской ССР был наибольшим.

Мамед Аракелов: Дежавю: Третья попытка Закавказской федерации

Наличие плодородных земель, водных ресурсов и мягкого климата способствовало созданию развитого сельского хозяйства — орошаемого земледелия, пастбищного животноводства. Торговля приводила к развитию ремёсел, строительству городов, развитию транспорта. С другой стороны, богатые земли постоянно привлекали внимание сильных и воинственных соседей — вначале это была Римская империя, затем — Византия, Парфия, Сасанидская империя, арабы. Средневековье было временем бесконечных войн, феодальных распрей и опустошительных походов различных завоевателей.

После распада Сефевидского Ирана, в середине XVIII века, на территории Закавказья образовываются ханства, в основном во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями. Границы Традиционно северной границей Закавказья считался Большой Кавказский хребет, а южной границей считалась государственная граница СССР между Чёрным и Каспийским морем Закавказский пограничный округ. Современная южная граница на турецком отрезке определена Московским и Карским договорами 1921 года.

Поскольку государственная граница условна Карсская область то входила в Закавказье, то выходила из него , то существуют попытки противопоставить Закавказью на юге Армянское нагорье от которого оно отделено Колхидской и Ленкоранской низменностью, однако такой подход исключает Армению из Кавказа в целом и Закавказья в частности.

Но в 1917 году было круче. Партийная комиссия во главе с Иосифом Сталиным, которая была создана в августе 1922 года для выработки предложения по объединению в единое государство независимых советских республик, предлагала именно эту форму территориального устройства будущей общей державы. Что в целом неудивительно: для марксистского учения унитарная форма построения государства куда предпочтительнее, чем федеративная.

Об этом писал Фридрих Энгельс в 1891 году: "По-моему, для пролетариата пригодна лишь форма единой и неделимой республики". Владимир Ленин еще в 1913 году сам выступал за унитарное государство. Однако к 1922 году концепция у Ленина изменилась, и они со Сталиным оказались сторонниками разных подходов к организации территориального устройства. Конечно, дискуссия Сталина с Лениным о модели будущего государства не отображает весь спектр полемики между сторонниками федерации и автономизации, но их аргументы в целом показывают, какие позиции занимали стороны в этом споре.

Он был всего лишь одним из двух советских лидеров за всю историю, кто не имел никаких связей с Украиной. Ни культурных, ни этнических, ни рабочих. Тем не менее, именно он оставил в истории УССР очень значительный след и отчасти сделал Украину такой, какая она есть сейчас Стоит сделать оговорку, что на взгляды как Ленина, так и Сталина относительно будущего устройства государства повлияло так называемое "Грузинское дело". Только выводы из него они сделали разные.

Грузия входила в состав ЗСФСР, однако это не нравилось части коммунистов страны, вождем которых был Поликарп Мдивани, они хотели, чтобы Грузия вошла в будущее государство как отдельный субъект. Страсти накалились до того, что Орджоникидзе ударил одного из своих политических оппонентов. В ситуацию пришлось вмешиваться Москве — в Закавказье выехала комиссия во главе с Феликсом Дзержинским. И, несмотря на то что Грузия все равно вошла в СССР в 1922 году в составе ЗСФСР, и Сталин, и Ленин понимали, что сам по себе факт конфликта, в основе которого лежат идеи национализма, — это вещь серьезная и может иметь последствия для будущего государства.

Свои аргументы в пользу автономизации Сталин изложил в письме Ленину.

В телеграмме из Нахичевани говорилось: «Были устроены доклады о федерации Закавказских республик на беспартийных участковых конференциях, митингах… Крестьянство и трудящееся население с радостью приветствует федеративное объединение Закавказских республик и воодушевлено мыслью о братском единении народов Кавказа». Широкие народные массы Закавказья выражали уверенность в том, что в закавказских республиках, руководимых коммунистической партией, в скорейшем времени объединятся трудящиеся всех национальностей на почве вольного труда и навсегда придёт конец национальным трениям. Все эти факты показывают, что решение ЦК РКП б о создании Федерации закавказских республик соответствовало чаяниям широких народных масс Армении, Грузии и Азербайджана, стремившихся к установлению братской дружбы и национального мира. Подводя предварительные итоги кампании за образование Федерации закавказских советских республик, Второе закавказское партийное совещание 7 декабря 1921 г. В январе и феврале 1922 г. Съезды единодушно одобрили решения Кавказского бюро от 3 ноября о создании Федерации и Второго Закавказского партийного совещания о необходимости перехода к практическому осуществлению Закавказской Федерации и просили Кавказское бюро ЦК РКП б ускорить этот переход. С 18 по 22 февраля 1922 г. Съезд констатировал, что подготовительная работа к созданию Федерации в основном закончена, и поручил новому Краевому комитету партии немедленно приступить к практическому осуществлению поставленной задачи. Одновременно съезд подверг резкому осуждению раскольническую деятельность национал-уклонистов и поручил новому Краевому комитету повести решительную и беспощадную борьбу против националистических тенденций и уклонов в партии.

На съезде были подведены итоги чистки партии в закавказских организациях. В период подготовительных работ к объединению закавказских республик в партийных организациях Закавказья была проведена чистка рядов партии от враждебных, чуждых и случайных элементов, примазавшихся к большевистской партии с намерением использовать принадлежность к ней для гнусной контрреволюционной работы. Очищение рядов коммунистических партий республик способствовало государственному объединению закавказских советских республик. I съезд Закавказских коммунистических организаций утвердил основные положения Союзного договора и положение о Закавказском экономическом совете, которые в дальнейшем были приняты полномочной конференцией центральных исполнительных комитетов Армении, Азербайджана и Грузии. Идея Закавказской Федерации, принятая с большим энтузиазмом и единодушием рабочими и крестьянами всех народов Закавказья, была враждебно встречена националистическими элементами, шовинистически настроенной частью буржуазной интеллигенции и остатками разбитых контрреволюционных буржуазно-националистических партий — дашнаков, меньшевиков и муссаватистов. Армянские, грузинские и азербайджанские национал-уклонисты, выступая против ленинско-сталинской национальной политики в Закавказье, хотели приспособить интернационалистскую политику рабочего класса к националистической политике буржуазии. Они отражали попытки «своей», «национальной» буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм. Они учитывали, что проведение в жизнь ленинско-сталинской национальной политики укрепляло советскую власть, диктатуру пролетариата в республиках Закавказья. Выступая против национальной политики партии, национал-уклонисты скатывались на позиции грузинских меньшевиков, армянских дашнаков и азербайджанских муссаватистов. В борьбе против образования Закавказской Федерации грузинские национал-уклонисты опирались на поддержку троцкистского шпиона Буду Мдивани.

Пробравшись к руководству ЦК КП б Грузии и правительства Грузии, национал-уклонисты стали проводить антисоветскую национальную политику. На границах Грузии были поставлены кордоны. Был запрещён товарообмен с Россией, Арменией и Азербайджаном. Национал-уклонисты выступали против монополии внешней торговли; пытались денационализировать батумские нефтяные предприятия и сдать их в концессию американскому империалистическому концерну «Standard Oil Company»; защищали ориентацию на капиталистический Запад. Под различными предлогами национал-уклонисты пытались выселить из Тифлиса людей негрузинской национальности. Они издали распоряжение, по которому грузинка, выходя замуж за негрузина, лишалась грузинского гражданства. Понимая, что образование Закавказской Федерации нанесёт сокрушительный удар их националистической политике, национал-уклонисты отчаянно боролись против объединения закавказских советских республик, используя антипартийные, антисоветские, троцкистские подрывные методы борьбы. Они созывали конспиративные собрания, а для обмана трудящихся распространяли ложные слухи, посылали в ЦК РКП б клеветнические доносы на руководителей Закавказского краевого комитета партии. Национал-уклонистов Закавказья поддерживали маскировавшиеся враги народа Троцкий, Бухарин и жалкая кучка их единомышленников. Вопреки кавказским национал-уклонистам и их прямым союзникам из троцкистско-бухаринской клики ленинско-сталинская линия партии в вопросе о создании Закавказской Федерации одержала полную победу.

Орджоникидзе, коммунистические организации Закавказья и руководимые ими трудящиеся массы дали сокрушительный отпор грузинским, армянским, азербайджанским националистам и национал-уклонистам и обеспечили образование Федерации закавказских республик. Согласно этому договору, высшей властью Союза республик являлась Полномочная конференция представителей, избиравшихся в равном числе правительствами республик. Исполнительным органом Полномочной конференции являлся Союзный Совет, члены которого избирались и отзывались конференцией. В ведении Союзного Совета были сосредоточены военные дела, финансы, иностранная политика, внешняя торговля, пути сообщения, народая связь, борьба с контрреволюцией и руководство экономической политикой на территориях договаривающихся республик. На конференции центральных исполнительных комитетов закавказских республик было избрано союзное правительство Закавказской советской федерации Союзный Совет в составе народных комиссаров: по военно-морским делам, финансов, труда, почт и телеграфа, внешней торговли, рабоче-крестьянской инспекции, управления путей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Союзный Совет возглавлялся президиумом из трёх лиц — по одному представителю от каждой республики, — выполнявших поочерёдно обязанности председателя Союзного Совета. Члены президиума Союзного Совета являлись представителями от республик и одновременно народными комиссарами иностранных дел своих республик. Они обязаны были всегда выступать совместно, все дипломатические документы, относившиеся к внешним вопросам, при опубликовании подписывались всеми членами президиума. Тифлисская конференция ЦИК закавказских республик избрала Краевой высший экономический совет. Принятие Полномочной конференцией в Тифлисе договора о федеративном союзе и образование высшего Объединённого государственного органа для всего Закавказья означали, что создание Закавказской Федерации стало фактом.

В восстановлении и развитии промышленности и сельского хозяйства, в культурном возрождении закавказских советских республик огромную помощь оказали ЦК РКП б , Ленин и Сталин. Все мероприятия в этой области находили систематическую поддержку со стороны правительства Советской России. Из России в Закавказье шли золото, хлеб, мануфактура, строительные материалы, оборудование для фабрик, заводов, электростанций, различный инвентарь для сельского хозяйства Значительную помощь Советская Россия оказывала закавказским республикам в деле культурного подъёма народов Армении, Грузии и Азербайджана. Например, из общего государственного фонда РСФСР на нужды Бакинского университета, политехникума и педагогического института в ноябре 1922 г. Великий русский народ оказывал всестороннюю систематическую помощь народам советского Закавказья. Выполняя указания Ленина и Сталина, Закавказский краевой комитет РКП б и Союзный Совет начали осуществление хозяйственного, политического и дипломатического объединения закавказских республик. В результате объединённых усилий советских республик Закавказья, энергичной деятельности большевистских организаций во главе с Закавказским краевым комитетом РКП б и Союзного Совета уже в 1922 г. Добыча нефти в Азербайджане в 1921 — 1922 хозяйственном году по сравнению с 1920 — 1921 г. В период господства буржуазных националистов и интервентов в 1918 — 1920 гг. То же самое можно сказать и в отношении других отраслей народного хозяйства.

В год установления советской власти посевная площадь Армении едва достигала 120 тыс. Общий урожай зерновых в 1922 г. Аналогичная картина была характерна и для других республик Закавказья. Деятельность большевистских организаций Закавказья и Союзного Совета, направленная на восстановление разорённого хозяйства, на охрану национального мира и укрепление дружбы народов, нашла одобрение и горячую поддержку у широких рабоче-крестьянских масс всего края. В это время национал-уклонисты Закавказья, особенно группа Мдивани, всеми способами и средствами препятствовали мероприятиям Закавказского краевого комитета и Союзного Совета, пытаясь помешать укреплению Федерации Закавказских Советских Социалистических Республик. Перекликаясь с буржуазными националистами, национал-уклонисты особенно активизировали свою борьбу против Закавказской Федерации, когда стал вопрос об объединении всех советских социалистических республик в Союз Советских Социалистических Республик. Разгром национал-уклонистов, яростно сопротивлявшихся объединению народов Закавказья, являлся обязательным условием обеспечения успешной деятельности Закавказской Федерации. Под руководствам В. Ленина и И. Сталина и их верных соратников Г.

Кирова закавказские большевики беспощадно разгромили национал-уклонизм в рядах коммунистических организаций Армении, Грузии, Азербайджана и, воспитывая народ в духе интернационализма, отстояли знамя великой дружбы народов Закавказья, укрепляя Закавказскую Федерацию. Во второй половине 1922 г. На II конференции коммунистических организаций Закавказья ноябрь 1922 г. Этим в основном и был завершён процесс образования Закавказской Федерации. Объединение закавказских республик прошло несколько этапов. Товарищ Сталин в своём заключительном слове по организационному отчёту ЦК на XII съезде партии дал блестящий анализ каждого этапа образования Закавказской Федерации. Этот шаг был предпринят еще в 1921 году. После того, как оказывается, что опыт сближения республик даёт благие результаты, делается следующий шаг — объединение в федерацию. Особенно в таком месте, как Закавказье, где без специального органа национального мира обойтись нельзя. Вы знаете, Закавказье — это страна, где имели место татарско-армянская резня еще при царе и воина при муссаватистах, дашнаках и меньшевиках.

Чтобы прекратить эту грызню, нужен орган национального мира, т. Она сыграла большую роль в процессе подготовки и образования СССР и укрепления братской дружбы закавказских народов с великим русским народом и другими народами Советского Союза. Вхождение закавказских республик в состав СССР стало возможным в результате правильного разрешения национального вопроса в крае, в результате объединения этих республик в ЗСФСР.

Абхазская интеллигенция требовала внести в текст Конституции положение о возможности свободного перехода автономных республик из одной союзной республики в другую, что по факту подразумевало право Абхазии на выход из состава Грузии.

Эти настроения вызвали обеспокоенность, и грузинское руководство предприняло ряд мер, чтобы стабилизировать ситуацию. Однако пойти на пересмотр сложившегося статус-кво Москва не могла. Требование демонстрантов о внесении в будущую конституцию положения о праве свободного выхода из одной союзной республики и перехода в другую, учтено не было", - говорится в работе Чирикба. Соответственно Абхазия не имеет правовых оснований оставаться в составе Грузии.

Декларация же объявляла Абхазию Советской социалистической республикой и определяла ее как "суверенное социалистической государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение". Верховный Совет Грузии декларацию и постановление счел недействительными и не обладающими юридической силой. Тем не менее, Конституция 1978 года продолжала действовать в республике до июля 1992 года, когда Верховный совет Абхазии принял постановление о прекращении ее действия. В постановлении отмечалось, что оно было принято "в целях преодоления правовой неурегулированности", возникшей после того, как Временный Военный совет Грузии в феврале 1992 года отменил Конституцию Грузинской ССР 1978 года и восстановил Конституцию Грузинской Демократической Республики 1921 года, в которой статус Абхазии не был конкретизирован.

При этом, действующая система органов законодательной, исполнительной и судебной власти сохранялась. Было также утверждено название "Республика Абхазия", принят новый флаг и герб Абхазии. Конституция 1925 года стала тем юридическим "инструментом", апелляция к которому послужила легитимации права Абхазии на суверенитет", - объясняет Чирикба. Желание Абхазии установить правовую справедливость привело к эскалации военного конфликта в августе 1992 года.

Отечественная война народа Абхазии длилась 413 дней и завершилась победой абхазского народа и фактической независимостью страны. Если не сейчас, то никогда26 ноября 1994 года на сессии Верховного Совета была принята Конституция Абхазии, в которой она была провозглашена суверенным, демократическим, правовым государством.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий