Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. Полномочия Зураба Церетели на посту президента Российской академии художеств (РАХ) продлены на пять лет. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Зураб Церетели начинал с двадцати двух рублей в месяц.
Церетели Зураб Константинович
Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. На днях ребят, за создание мозаичного панно «Спас на троне», поблагодарил и наградил Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Зураб Церетели – выдающийся художник и скульптор, который оставил неизгладимый след в мире искусства.
Харизма Зураба Церетели
Личная жизнь Инессу Андроникашвили, свою будущую жену, Церетели встретил еще, будучи студентом художественной академии в Тбилиси. К слову сказать, девушка происходила из известного княжеского рода и имела хорошее воспитание. Личная жизнь супругов была основана на любви и взаимопонимании, возможно именно благодаря этому они и прожили вместе сорок пять лет. Инесса умерла в 1988 году. После ее смерти Церетели организовал свою первую выставку в Москве, которую посвятил покойной супруге. Зураб Церетели с женой Инессой В браке у супругов родилась дочь, которую назвали Елена.
Сегодня женщина вместе со своим супругом и детьми живут в Москве. Зураб Церетели счастливый дедушка и прадедушка. Общественная деятельность Общественная деятельность и благотворительность в личной жизни Зураба Церетели занимает огромное место. Некоторые из работ подарены городам безвозмездно, часть работ выполняется бесплатно и уходит в учреждения фонды. Скульптор постоянный участник благотворительных проектов, выставок и аукционов.
Средства от проданных работ мастера, не редко уходят на помощь детям с тяжелыми заболеваниями. В 2007 году печатное издание The Georgian Times назвало Зураба Церетели одним из самых богатых людей грузинской национальности, оценив его состояние в два миллиарда долларов. Он, как и прежде организовывает выставки, на которых представляет свои новые работы, а также приглашает на мастер-классы молодых художников и детей. В его голове масса новых идей и планов, которые он стремится реализовать. Секретом долголетия и здоровья скульптора является работа как сам он утверждает «без перерывов и отпусков».
Известные скульптуры.
Герой Социалистического Труда. Народный художник Российской Федерации. Лауреат Государственных премий. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия.
Мальчик вырос в семье инженера-строителя. Творческое влияние на ребенка оказал его дядя, художник Георгия Нижарадзе, в чьем доме проводил много времени. Также там часто бывали многие известные грузинские художники, которые и стали его первыми учителями в живописи. После окончания в 1958 году Тбилисской академии художеств Церетели начал свою творческую карьеру. Сначала работал художником в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии, что сыграло немалую роль в становлении его как художника и монументалиста.
В этих масштабных работах он получил возможность реализовать свои идеи по сочетанию монументальной скульптуры, архитектурных пейзажей и ярких трехмерных мозаичных композиций с природными и символическими мотивами. Этими работами восхищался Дэвид Альфаро Сикейрос, который прилетел из Мексики и посетил художника в 1972-1973 годах. После проекта в Пицунде в 1967 году Зурабу Церетели было присвоено звание Заслуженного художника Грузии. В 1970-е годы художник продолжал осуществлять многочисленные важные общественные проекты в Тбилиси, Ульяновске, Ялте и других городах. В постсоветской России Зураб Церетели продолжал работать над амбициозными общественными проектами в Москве. Он был главным проектировщиком Военно - мемориального комплекса на Поклонной горе, строительство которого было начато в конце 1980-х годов и завершено в 1995 году в ознаменование 50-летия Победы во Второй мировой войне.
Он был главным художником в проекте реконструкции храма Христа Спасителя 1994-1999. В 1996-1997 годах, в ознаменование 300-летия российского военно-морского флота, художник создал 98-метровый памятник Петру Великому на Москве-реке.
А я помню, что даже оглядывался по сторонам, чтобы кто-нибудь случайно не подслушал ее откровений. Отец говорил: "Будешь хорошо учиться, — отпустим к бабушке". Старался хорошо учиться. Не очень. Математику, физику, химию особенно не любил. Химию полюбил, когда эмалями стал заниматься… Наши педагоги цинично относились к тому, что от них требовали. Например, у нас была такая учительница Лордкипанидзе, если я не ошибаюсь, она конституцию читала.
Потом я понял, когда взрослый стал, какое благородное дело она делала. Начинала она три минуты, пять минут про конституцию, а потом тонко переходила на историю России, на историю Грузии. Откуда хорошо знал про Петра, про Екатерину, чей образ я сейчас стараюсь создать? Это все учителя, тонко и грамотно учили нас наши педагоги. Они хотели, чтобы наше поколение не забыло прошлое, знало правду. Поэтому наша грузинская интеллигенция огромную роль сыграла в советскую эпоху и в живописи, и в киноискусстве, и в скульптуре, и в литературе. Эта традиция, отношение к Пушкину, Лермонтову, отношение с Пастернаку, огромную роль сыграла в Грузии. Это у меня заложено. Я так шагаю и буду шагать.
Заполненный людьми и машинами неширокий проспект Плеханова, где растут деревья, скрывающие фасады домов, застроен и в наши дни в основном старыми двухэтажными зданиями. На нем — двухэтажный детский сад, откуда из окон верхнего этажа Зураб смотрел, что творится за окном. На нем — двухэтажный дом школы. На проспекте продавали горячие сладкие пончики, чей вкус не забыт поныне. Улица Крылова — такая же узкая, как проспект. Все рядом с домом. На работу Тамара ходила пешком, никуда не требовалось ехать. По описанию кинодраматурга Анатолия Гребнева, земляка Церетели: "То был наш Тбилиси отзывчивый, благородный и нищий, приноровившийся к своей обшарпанной бедности, но все еще с замашками князя. Тбилиси галерей, обращенных внутрь дворов, очередей за керосином, отдельно мужских и женских, огромных полупустых комнат, где в старой качалке бабушка с вязаньем, а с улицы голоса зовущих друзей".
У бабушки Зураба не было отдельной комнаты в тбилисской квартире. Ее топили дровами. Печь в коридоре согревала все комнаты. По коридору носились дети. Жизнь протекала, как во всех южных городах, во дворе. То был общий дом грузин, курдов, армян, русских, азербайджанцев… Старики сидели на верандах, на виду у взрослых играли дети, не рискуя попасть в руки маньяков и насильников. Тишину двора нарушала музыка похоронных оркестров. По давней традиции покойных везли на кладбище на катафалках, запряженных черными лошадьми. Во главе траурной процессии шел с флагом высокий черный как вакса человек.
В довоенном Тбилиси каким-то образом прижились два негра. Один служил в похоронной команде. Другой — в пожарной команде, поэтому пожарный постоянно ходил в блестящей каске. Черного пожарного обожали все мальчишки. За ним по улице тянулись дети, в свите негра пребывал и Зураб, ему казалось, что он очень добрый и сильный, готов защитить всех маленьких. Зураб рос отнюдь не тихим и послушным ребенком. Часами играл с мальчишками в футбол, когда ни мячи, ни форма в магазине не продавались. И мяч у нас был самодельный. Набитый песком чулок.
Купить билеты на стадион денег у нас не было. Но была своя дырка в заборе. Так что на всех матчах бывали. Помните знаменитого вратаря Хомича? Как раз мы играли на улице, а он вышел из гостиницы, остановился и долго молча смотрел на нас. А через полчаса вернулся и принес нам настоящий мяч. Это было радостно! После этого мы еще больше футбол полюбили. Как всех советских детей, его водили в детский сад.
Там ему в руки попали цветные карандаши и акварельные краски. Во всяком случае, на вопрос, где начал рисовать, Зураб Константинович отвечает: — Рисовать начал в детском саду. Самой моей любимой игрушкой был карандаш. Квартира инженера Церетели часто заполнялась гостями. Приходили сослуживцы. Но не только они. У дяди Георгия, в соседней комнате, собирались друзья. А были они известными художниками, удостоенными высших наград и званий, их знали все, кто ходил на выставки, любил искусство. Они часто бывали в доме моего дяди, родного брата мамы.
Там они часами говорили об искусстве, спорили о разных направлениях в живописи. Эти люди казались мне богами. Они же были друзьями моего отца. И в нашем открытом доме мне часто приходилось их видеть. Я слушал их молча, затаив дыхание. Тогда родилась у меня мысль быть таким всемогущим, как они, стать художником. Зураб учился в грузинской 12-й средней школе, как я уже сказал, расположенной на проспекте Плеханова. Эта одна из главных магистралей протянулась на левом берегу Куры. За фасадами домов росли старинные сады, вечером на проспекте становилось шумно и весело.
Люди шли в филармонию и театр оперетты, заполняли кинозалы, расположенные вблизи студии «Грузия-фильм». Сюда пригласят Церетели, чтобы украсить фасад монументальной картиной, выполненной резьбой по камню… А на проспекте Плеханова, на фасаде двухэтажного дома алеет самая поразительная абстрактная мозаика Зураба, украшающая бывший Дом политпросвещения, занятый ныне другим учреждением. После уроков в школе рисовал. И на этот вопрос получил детальный ответ. Потом разъединились. Там в классе девочка сидела. Нравилась мне эта девочка. Я все время смотрел на нее, а все в классе смеялись, потому что я все забывал, когда смотрел, ручка у меня застывала в руке, с нее капали чернила, я их не замечал. Все смеялись.
Когда я хоронил отца, она пришла. Я ее узнал, но это была не девочка, а дама. Еще раз я влюбился летом в деревне, когда жил у бабушки. Там строилась фабрика чая. На стройке работали, а мы рядом играли в футбол. Увидел я там маленькую девочку. Ее мама работал на стройке маляром. Она бросила мяч, я бросил мяч. Ну, вечером назначил первое свидание.
Какой это был класс? Не помню. Маленький был. Я пошел на стройку на свидание. Говорили много. На второй день снова там встретились. Я все бабушке рассказывал. Она была блондинка, чудная такая. Вот это была моя первая любовь, с тех пор такие типы мне нравятся.
Я спросил у бабушки, как ее поцеловать? А ты ее в это время поцелуй. Я жду, когда луна выйдет. Наконец, в два часа ночи поднялась. Я и сказал, ой, луна поднялась! Она повернула голову, и я уткнулся ей в затылок. Но, конечно, потом я ее поцеловал, безусловно. Она заплакала и убежала. На следующий день пришла Наташа с мамой вместе за ручку.
Другой рукой мама держала мою руку. И гуляем, и гуляем. Мама какие-то рассказы говорила, потом стихи, потом начала петь. Мы ее тоже поддерживали, вот такая вечеринка, чудная женщина была мама. Вышел какой-то мужчина на стройке и спросил: "Это что, папа? Было у Зураба в школьные годы еще одно увлечение другого свойства. Во дворе жила смуглая пожилая женщина, про нее взрослые говорили, что она иранская подданная. Зураб ей приглянулся. Одинокая соседка рассказывала ему сказки, читала стихи.
И учила немецкому языку. Женщина ходить не могла, сидела в кресле и ждала, когда появится Зураб. Прибежав из школы, он на скорую руку ел и выглядывал во двор, ждал условный сигнал. Когда в окне загорался свет, это значило, путь открыт, можно бежать к доброй волшебнице. Возможно, Зураб овладел бы немецким языком, если бы вся эта идиллия не закончилась трагедией. Однажды, придя из школы, Зураб увидел во дворе черную машину с милиционерами. Несчастную вынесли из комнаты вместе с креслом и увезли. В тот день по всему городу отлавливали "иранских подданных". Когда Зурабу сказали, что больше никогда эта женщина не вернется во двор, он заплакал.
И забыл мгновенно все немецкие слова и фразы, которые знал. Они приходили во двор с табуретками и меняли их на продукты, на то, кто что даст. Я им давал сухарики, мне их жалко было. Дома сухарики сушили и удивлялись, куда они подевались. Зураб гордится внуком Васей, который знает не только русский, грузинский, но и английский в совершенстве. Президент поразился его произношением и спросил: — Ты что, Вася, в Англии учился? После семилетки поступать в техникум, где обучали живописи, по совету художников не стал. Зачем учиться в техникуме, когда первые шаги его поддержали профессора, такие как художник Уча Джапаридзе, любивший детские рисунки Зураба. В техникуме могли погубить природный дар, лишить индивидуальности.
Уча рисовал сцены сельской жизни, хорошо ему знакомые с детства. Но известность и признание у власти принесли картины на "историко-революционные темы".
Зураб церетели биография кратко
Сегодня работы Церетели — по всему миру. Но монументальное искусство всегда было на первом месте». Но больше всего его работ, конечно же, в России, которую грузин Церетели считает своей второй родиной. Памятник Петру I, оформление мемориального комплекса на Поклонной горе, фонтаны на Манежной площади, клоуны на Цветном бульваре, «Дружба навеки» на Тишинке и многое-многое другое. Российская Академия Художеств Церетели любит масштабные проекты: например, тот же Колумб в Пуэрто-Рико высотой с 42-этажное здание. Возвести такую статую — это как построить небоскреб. Его работы часто вызывают бурную дискуссию.
И Церетели этому рад: самое страшное для творческого человека — когда он безразличен. Если неправильно критикуют, тоже приятно. Потому что это реклама». Он и художник, и скульптор, и дизайнер, и монументалист.
Церетели был знаком со многими выдающимися творческими людьми своего времени. Многие из них специально приезжали, чтобы посетить его персональные выставки и творческие мастерские.
Высокие достижения Начиная с 1970 года, карьера и творчество Зураба Церетели стали развиваться еще стремительнее. Именно он в качестве художника-руководителя принял участие в подготовке московской летней Олимпиады, которая с успехом прошла в 1980 году. В 1997 году Зураб Церетели стал главой Российской академии художеств, где до этого назначения работал в должности вице-президента. Среди наиболее известных работ Церетели — участие в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве, художественном оформлении Манежной площади и Зоопарка.
Ему исполнилось 90 лет. По его словам, за годы неустанного творческого поиска Зураб Церетели в полной мере реализовал свой щедрый, самобытный талант, добился высокого профессионального признания. Будущий скульптор родился в 1934 году в Тбилиси. Получил образование в Тбилисской академии художеств, окончив живописный факультет. В 1980-м стал главным художником проходящих в Москве Олимпийских игр.
Зураб Церетели прошёл огромный путь от малоизвестного живописца до президента Российской академии художеств, на эту должность он был избран в 1994 году.
Я ее узнал, но это была не девочка, а дама. Еще раз я влюбился летом в деревне, когда жил у бабушки. Там строилась фабрика чая. На стройке работали, а мы рядом играли в футбол. Увидел я там маленькую девочку. Ее мама работал на стройке маляром. Она бросила мяч, я бросил мяч. Ну, вечером назначил первое свидание.
Какой это был класс? Не помню. Маленький был. Я пошел на стройку на свидание. Говорили много. На второй день снова там встретились. Я все бабушке рассказывал. Она была блондинка, чудная такая. Вот это была моя первая любовь, с тех пор такие типы мне нравятся.
Я спросил у бабушки, как ее поцеловать? А ты ее в это время поцелуй. Я жду, когда луна выйдет. Наконец, в два часа ночи поднялась. Я и сказал, ой, луна поднялась! Она повернула голову, и я уткнулся ей в затылок. Но, конечно, потом я ее поцеловал, безусловно. Она заплакала и убежала. На следующий день пришла Наташа с мамой вместе за ручку.
Другой рукой мама держала мою руку. И гуляем, и гуляем. Мама какие-то рассказы говорила, потом стихи, потом начала петь. Мы ее тоже поддерживали, вот такая вечеринка, чудная женщина была мама. Вышел какой-то мужчина на стройке и спросил: "Это что, папа? Было у Зураба в школьные годы еще одно увлечение другого свойства. Во дворе жила смуглая пожилая женщина, про нее взрослые говорили, что она иранская подданная. Зураб ей приглянулся. Одинокая соседка рассказывала ему сказки, читала стихи.
И учила немецкому языку. Женщина ходить не могла, сидела в кресле и ждала, когда появится Зураб. Прибежав из школы, он на скорую руку ел и выглядывал во двор, ждал условный сигнал. Когда в окне загорался свет, это значило, путь открыт, можно бежать к доброй волшебнице. Возможно, Зураб овладел бы немецким языком, если бы вся эта идиллия не закончилась трагедией. Однажды, придя из школы, Зураб увидел во дворе черную машину с милиционерами. Несчастную вынесли из комнаты вместе с креслом и увезли. В тот день по всему городу отлавливали "иранских подданных". Когда Зурабу сказали, что больше никогда эта женщина не вернется во двор, он заплакал.
И забыл мгновенно все немецкие слова и фразы, которые знал. Они приходили во двор с табуретками и меняли их на продукты, на то, кто что даст. Я им давал сухарики, мне их жалко было. Дома сухарики сушили и удивлялись, куда они подевались. Зураб гордится внуком Васей, который знает не только русский, грузинский, но и английский в совершенстве. Президент поразился его произношением и спросил: — Ты что, Вася, в Англии учился? После семилетки поступать в техникум, где обучали живописи, по совету художников не стал. Зачем учиться в техникуме, когда первые шаги его поддержали профессора, такие как художник Уча Джапаридзе, любивший детские рисунки Зураба. В техникуме могли погубить природный дар, лишить индивидуальности.
Уча рисовал сцены сельской жизни, хорошо ему знакомые с детства. Но известность и признание у власти принесли картины на "историко-революционные темы". Они выполнялись по заказу, приносили почет, положение в обществе, звание народного художника СССР. И достаток. Другой друг дяди Георгия, график, театральный художник и живописец Серго Кобуладзе, народный художник Грузинской ССР, прославился перед войной. Тогда с необыкновенным размахом под патронажем Сталина по Советскому Союзу прошли празднества в честь Шота Руставели и его поэмы "Витязь в тигровой шкуре". Лучшие поэты переводили стихи с грузинского на все языки народов СССР, лучшие артисты исполняли поэму с эстрады и по радио, ученики заучивали отрывки из «Витязя». Серго проиллюстрировал роскошное издание поэмы. Самым пожилым в компании художников был Давид Какабадзе — живописец, график, сценограф.
И теоретик искусства. Он писал большие картины, вдохновляла его Имеретия. Десять лет Какабадзе прожил во Франции, прошел "парижскую школу", самую авангардную в то время. Ему пришлось, чтобы не прослыть чуждым социалистическому реализму, писать картины на темы индустриализации. Его хвалили за "новь социализма", большие "тематические картины". На вопрос, помнит ли первый рисунок, Зураб ответил так: — Маленький был, еще до школы. Однажды остался один в комнате, взял стул, стал на него и начал карандашами и красками рисовать на белой стене. На ней все поместилось — дома, солнце и луна, пароход и самолет, машины и повозки. Думал, придут взрослые, обругают.
Пришли художники и стали говорить, пора Зурабу за масло браться. А я и не понял, о каком масле они говорят, сливочном или подсолнечном? Рисовал больше, чем читал. Тем же занимался летом на каникулах, когда его с сестрой отправляли к бабушке в деревню. В школе оформлял стенную газету, писал лозунги, как все советские дети рисовал войну, красноармейцев… Летом ездил не только к бабушке, но и в пионерский лагерь. Перед тем как туда отправиться, Зураба впервые повели к портному. И отец пошил мне пиджак. Он был коричневого цвета. Я поехал в Сурами.
Спали мы все в зале, там стояли наши кровати. Я повесил перед сном пиджак на спинку кровати. Утром просыпаюсь, нет пиджака. Даже не успел поносить. Он очень хотел, чтобы Зураб пошел по его стопам, поступил на инженерный факультет, учился в Москве или в Ленинграде. Это ему самому не удалось, о чем всю жизнь сожалел. У Константина Ивановича дела шли хорошо. Он день и ночь занимался «техникой» в первых рядах "кадров, решавших все". Когда по примеру донбасского шахтера Стаханова повсюду устанавливали производственные рекорды, в Тбилиси открыли "школу стахановского движения".
Ее директором назначили Церетели. Если отбросить партийную риторику, то главное внимание уделялось в той школе НТО — научной организации труда, новым методам и технологиям. До войны организовали Всесоюзный трест по технике безопасности, контролировавший предприятия Закавказья. Главным инженером назначили Константина Ивановича. Он читал лекции в Политехническом институте. Общность интересов свела коллег и переросла в доброе знакомство. Деловитость и доброжелательность Константина Ивановича притягивала к нему многих, сердца открывались жизнерадостному грузину. Пораженный гостеприимством Церетели, московский профессор оставил ему ключи от квартиры и уехал на Кавказ. В той квартире провел в столице весь отпуск Константин Иванович, вызвавший Тамару срочной телеграммой.
Они погуляли в Москве, ездили в метро, обошли вокруг Кремля ворота для посетителей были закрыты , увидели Манеж, из которого выезжали легковые правительственные машины. И не догадывались, что их сыну предстоит преобразить громадную Манежную площадь. Вернулись домой в то воскресенье, когда началась война. И обратил внимание на тяжелое положение селения. Его обошло стороной внимание всесильного земляка. Каждый знал, здесь в семье сапожника Иосифа родился сын, поменявший грузинскую фамилию на русский псевдоним — Сталин. К тому времени всю страну этот человек застроил заводами и фабриками, новыми городами, победил Гитлера. А про малую родину забыл. Константину Ивановичу приходилось бывать здесь по делам шелкоткацкой фабрики.
В Гори даже гостиницы не существовало. Воду брали из Куры. Местным жителям работать было негде. Все это происходило на родине вождя. Показал для него место. Косыгину идея понравилась. Вскоре вышло постановление правительства о строительстве комбината. Вместе с цехами со временем появились водопровод, жилые дома, Дворец культуры, гостиница. И музей Сталина.
Дом сапожника покрыли саркофагом, чтобы сохранить на века. Как хорошо вы сделали в Гори. Обеспечили людей работой. Комбинат построили. Даже гостиницы не было, теперь она есть. Я ему все доложил и сказал, что Косыгин все сделал. Если бы таких Церетели было много, мы бы все жили хорошо. По словам Константина Ивановича, в кабинете Сталина он бывал несколько раз. Преуспели в жизни и другие бывшие выпускники Политехнического института.
Потому отец так хотел, чтобы сын поступал в институт. Тогда бы он ему смог помочь, ведь в Москве во всех министерствах служили инженеры, бывшие студенты Церетели. Быть может, Константин Иванович воспрепятствовал бы такому ходу событий, если бы не друг семьи Уча Джапаридзе. Профессор живописи не сомневался в одаренности сына инженера. А был он не только другом, но и ректором Академии художеств. Знали там абитуриента другие профессора, друзья, знакомые отца и дяди Георгия, Гиглы. На живописный факультет принимали семь студентов. Заявления подали 120 человек. Хотел ехать в Москву поездом на важное совещание, но сдал билет.
Стал ждать результатов экзаменов.
Харизма Зураба Церетели
Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. Зураб Константинович Церетели возглавляет Российскую академию художеств с декабря 1997 года. Зураб Константинович Церетели возглавляет Российскую академию художеств с декабря 1997 года. Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет
Будут показаны редкие произведения ученического периода, созданные под влиянием педагогов и ранние живописные работы, которые отмечены активными поисками собственного голоса в искусстве, а также работы 1960-1980-х годов, когда Церетели становится одним из главных представителей советского монументального модернизма. Выставка продемонстрирует основные станковые серии новейшего этапа творческого пути художника, отмеченного масштабом, технической сложностью и визионерским духом. Остановками на пути зрителя станут специальные разделы экспозиции. Мифологические, христианские и исторические сюжеты, важные для понимания творческой философии Церетели, будут раскрыты в трех особых залах, которые сфокусированы на сквозных для художника персонажах-героях Прометей, Святой Георгий и Петр I.
Помимо творчества, Церетели активно занимается и общественной деятельностью. С 1997 года является президентом Российской академии художеств, где, прежде всего, ведет работу по развитию академического художественного образования. С 1999 года Церетели также является директором созданного им Московского музея современного искусства, а в 2001 году открылась Галерея искусств Зураба Церетели.
Также, являлся президентом Московского международного фонда содействия и послом Доброй воли ЮНЕСКО, академиком Международной академии творчества, Российской академии художеств, Грузинской академии наук, членом-корреспондентом Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо и Академии изящных искусств Франции, почетным профессором многих академий и университетов, членом Общественной палаты РФ. Жизнь Зураба Церетели тесно связана с благотворительностью. Часть работ создана мастером безвозмездно, как дар тому или иному городу, учреждению, фонду. Художник участвует в благотворительных выставках и аукционах, направляя средства от проданных произведений на борьбу с детскими заболеваниями. Дом-музей Зураба Церетели в Переделкине открыт в 2016 году. Музей представляет собой сад скульптур под отрытым небом и творческую мастерскую автора.
Я приобрел им квартиру. Вы не думайте, они не лодыри. Просто когда у девочек появились свои семьи, я чувствовал себя перед ними обязанным. У меня какой-то странный характер в этом плане. Я всегда чувствовал ответственность за тех, кто рядом, чувствовал, как будто я виноват перед ними, и начинал опекать. Знаете, вот с Высоцким я дружил.
Так вот, с холодильником — это я был. Или взять свадьбу Марины с Высоцким. Лиля сделала пирог яблочный. Андрей Вознесенский две бутылки шампанского купил... А свадьба — я знаю, какая должна быть. Грузины стихи читают, поют — не дают возможности Высоцкому спеть.
Марина — умирает от смеха. А она в центре сидела и случайно задела один из столов. Они вдруг опрокинулись. И все фамильные андрониковские сервизы — бр-р-ра-м на пол. Эта мысль-заноза все сидела во мне, я все беды ждал, и раз — действительно, жизнь у Марины с Володей не состоялась... Если подумать, у меня много детей оказалось.
Люда родила двух девочек. В честь моей жены и дочери назвала их Инессой и Ликой. Люда с мужем все шесть лет помогали моей супруге, когда она болела и лежала в американском госпитале. Там Инессе давали серьезные лекарства и благодаря этому продлили жизнь... Удивительное наследство Помню, у нас во дворе жила иранская подданная, женщина в летах. Она уже даже ходить не могла.
Когда я возвращался из школы, я кушал, потом сверху смотрел на ее окна: если там горел свет — спускался и занимался с ней немецким языком. У меня получалось очень хорошо. Я даже пел на немецком: тогда такая мода была в Грузии. А однажды вижу: возле нашего дома стоит машина — началась ссылка иранских подданных и евреев. Моя учительница только и успела помахать мне. Я плакал.
Я так ее любил! Никто не мог занять ее место. Так постепенно немецкий у меня атрофировался... С супругой мы разговаривали на русском. А с дочкой я говорил и по-русски, и по-грузински. Сейчас я понял, что обязательно надо было выучить иностранный язык.
Хочу, чтобы дети получили то, чего не хватало мне в жизни. Мой старший внук Вася учился в Америке. Сначала он занимался английским в Тбилиси. И я оставил Васю за границей: там можно узнать язык лучше, чем здесь через педагога. Моя супруга осталась там с внуком как раз тогда она параллельно проверяла свое здоровье в американском госпитале. Поскольку Инесса очень хотела, чтобы все дети были с ней, то постепенно мне пришлось перебросить в Америку и младшего внука Зуку, и остальных.
Сейчас Василий — исполнительный директор музея в Москве. Его жена — дизайнер. Зука закончит школу в Америке и вернется... Меня воспитывали те русские педагоги, которых после революции сослали в Сибирь, а оттуда на Кавказ. В то время нельзя было имя Пастернака произносить, но они мне еще в школе заложили, что это — великий человек. Они отдали свой талант, образование, чтобы мы, их ученики, твердо стояли на ногах.
Я как будто жил в России и получал российское образование. Своей грузинской учительнице я обязан хорошим знанием образов Петра I, Екатерины, Шувалова.
Подымается вечером домой, а с ней... Грязные — ужас. Ждем родителей. Никто не приходит. Тут приходит их бабушка: по ней видно — любила выпить. Выясняется, что девочки из Воронежа. Отец погиб. Мама пьет...
Девочки называли меня просто Зура, официально я их не удочерял. Не хотел оскорблять родственные чувства: все-таки их мама жива. Тем не менее они стали жить у нас. У Лики была своя комната, у сестер — своя. Но воспитывал я всех троих абсолютно одинаково. После школы Лика поступила в МГУ на искусствоведение. Защитила кандидатскую в Санкт-Петербурге. Сейчас мы издаем ее книгу. Люда с Таней окончили институт. Таня вышла замуж за грузина, осела дома.
Люда — за русского парня, музыканта. Я приобрел им квартиру. Вы не думайте, они не лодыри. Просто когда у девочек появились свои семьи, я чувствовал себя перед ними обязанным. У меня какой-то странный характер в этом плане. Я всегда чувствовал ответственность за тех, кто рядом, чувствовал, как будто я виноват перед ними, и начинал опекать. Знаете, вот с Высоцким я дружил. Так вот, с холодильником — это я был. Или взять свадьбу Марины с Высоцким. Лиля сделала пирог яблочный.
Андрей Вознесенский две бутылки шампанского купил... А свадьба — я знаю, какая должна быть. Грузины стихи читают, поют — не дают возможности Высоцкому спеть. Марина — умирает от смеха. А она в центре сидела и случайно задела один из столов. Они вдруг опрокинулись. И все фамильные андрониковские сервизы — бр-р-ра-м на пол. Эта мысль-заноза все сидела во мне, я все беды ждал, и раз — действительно, жизнь у Марины с Володей не состоялась... Если подумать, у меня много детей оказалось. Люда родила двух девочек.
В честь моей жены и дочери назвала их Инессой и Ликой. Люда с мужем все шесть лет помогали моей супруге, когда она болела и лежала в американском госпитале. Там Инессе давали серьезные лекарства и благодаря этому продлили жизнь... Удивительное наследство Помню, у нас во дворе жила иранская подданная, женщина в летах. Она уже даже ходить не могла. Когда я возвращался из школы, я кушал, потом сверху смотрел на ее окна: если там горел свет — спускался и занимался с ней немецким языком. У меня получалось очень хорошо. Я даже пел на немецком: тогда такая мода была в Грузии. А однажды вижу: возле нашего дома стоит машина — началась ссылка иранских подданных и евреев. Моя учительница только и успела помахать мне.
Я плакал. Я так ее любил!
"Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства
смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (с 20 августа 1936 года — Тбилиси) в грузинской семье. 4 января знаменитому художнику-монументалисту, скульптору Зурабу Константиновичу Церетели исполняется 85 лет.
Скандальная слава монументов мэтра Церетели
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография | Звание грузинского миллионера Зураб Церетели получил уже в 70-е, и есть прелестная легенда о том, что 50-рублевую купюру в это. |
4 скандальных работы Церетели, от которых отказались жители | 360° | Биография Зуpaба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки. |
Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85! - Статьи - Музеи - РЕВИЗОР.РУ | Амбивалентное отношение к искусству Зураба Церетели является неоспоримым подтверждением судьбоносности его принадлежности к этой редкой когорте великих мастеров ХХ-ХХ1 столетий. |
Зураб Константинович Церетели (художник) - краткая биография
Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. ГЛАВА ВТОРАЯ, уточняющая некоторые факты биографии художника, начавшейся в Тбилиси в семье советского молодого специалиста инженера Константина Ивановича Церетели. художник, а Дарья Донцова - писатель.
"Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства
Галерея искусств Церетели О его родителях Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в грузинской семье. Зрителю предоставляются лучшие произведения художника. Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ. Недавно Зураб Церетели закончил работу над серией скульптур, запечатлевших представителей династии Романовых.
Семь известнейших работ Зураба Церетели
Все это расширяет и укрепляет связи Академии с различными сферами отечественной художественной культуры, содействует объединению творческих сил, а также дает ориентиры для развития современного искусства. Российская академия художеств, согласно её Уставу, является не просто художественным, а и высшим научно творческим центром нашей страны. Научная работа ведется в ней на кафедрах вузов при РАХ, в которых преподают академики и члены-корреспонденты Академии, и прежде всего, в НИИ теории и истории изобразительных искусств, объединяющем крупнейших ученых искусствоведов в данной области. За десятилетия своего существования Институт подготовил и выпустил целую библиотеку книг, альбомов, учебников и учебных пособий, словарей и энциклопедий, популярной литературы, обогативших нашу культуру и сыгравших немалую роль в просвещении и духовном развитии любителей изобразительного искусства, как и в формировании профессионалов. С началом президентства З. Церетели расширилась пропагандистская и популяризаторская деятельность Академии. Продолжалось издание «Информационого бюллетеня» о её деятельности. Стал систематически выходить журнал «ДИ» диалог искусств , широко и глубоко освещающий творческую жизнь Академии и актуальные вопросы художественного развития. На протяжении ряда лет издавался журнал «Академия»,в котором публиковались материалы, посвященные истории и современной деятельности Академии художеств. Деятельность Академии освещается также в печати и в электронных средствах массовой информации.
О творчестве всех членов Академии создаются документальные, видео фильмы, диски CD. Появился сайт Академии, академические страницы в социальных сетях в Интернете. Всё это способствует повышению престижа и авторитета Академии в общественной и художественной жизни России. Крупными культурными инициативами З. Церетели стало создание первого в стране Московского музея современного искусства, Галереи искусств на Пречистенке,19 , международной кафедры ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры при Российской академии художеств, что позволило развернуть ее многообразную деятельность. В 2007 году широко отмечалось 250-летие академии художеств. Масштабные выставки работали в Московском Манеже ,Санкт- Петербурге, других российских городах. Юбилейные мероприятия прошли в институте им. Несмотря на сложности, связанные с реформой государственных академий наук в России с 2013 года , уходом из ее структуры ряда учреждений, Академия осталась одним из ведущих учреждений культуры в стране.
Усилия президента З. Церетели направлены на возвращение Академии образовательных функций. Благодаря его деятельности, в состав Академии возвращены творческие мастерские, региональные отделения, ряд других подразделений. Не прекращается активная выставочная деятельность, проводятсмя масштабные российские и международные конференции. В 2010-годы стартовали крупные долгосрочные научные проекты «Искусство и наука в современном мире», «Искусство, наука и религия», «Гуманистические основы и социальные функции искусства» и многие другие. Изучаются, осваиваются и внедряются новейшие технологии. В 2017 году отмечалось и 260-летие Академии. В рамках юбилейных мероприятий прошел крупный международный научный форум и масштабная интерактивная выставка, представившая все периоды истории Академии художеств. В своих публичных выступлениях и интервью З.
Церетели говорит о программных задачах Академии. Он подчеркивает необходимость приумножать богатство российской культуры, развивать индивидуальность художника и сохранять традиции реалистического искусства. Но на процессы современного искусства необходимо смотреть широко. По мнению З,К.
Также художник откликнулся на трагедию Башен Близнецов, произошедшую 9 сентября 2001 года. Он создал монумент "Слеза скорби" установленный в Нью-Джерси. Церетели — транслятор, он остро реагирует на события в мире, как на современные, так и на исторические. Фото: ktelegraf.
Конечно, как и любой творец, Церетели не избежал критики, например, против московского памятника Петру I даже собирали подписи. Но разве Эйфелева башня сразу полюбилась парижанам, и стала одной из главных достопримечательностей Франции? Широко известен пример — Ги де Мопассан терпеть не мог Эйфелеву башню, но каждый раз обедал именно в ресторане Эйфелевой башни. Писатель объяснял это тем, что в Париже нет другого места, откуда не было бы видно этого сооружения. Монументы Зураба Константиновича Церетели даже те, что поначалу воспринимаются неоднозначно, со временем становятся неотъемлемыми и любимыми символами города. Церетели — мастер памятников, посвящённых личностям. В Сен-Жиль-Круа-де-Ви во Франции был установлен памятник Марине Цветаевой, куда она эмигрировала: он был приурочен к 120-летию поэтессы в 2012 году. На лавочке, где сидит Цветаева, много свободного места.
Художник комментирует это так: "Я оставил пустое место на скамейке рядом с Мариной. А кто тут должен сидеть, пусть решат люди". Фото: www.
Лауреат Государственных премий. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Мальчик вырос в семье инженера-строителя. Творческое влияние на ребенка оказал его дядя, художник Георгия Нижарадзе, в чьем доме проводил много времени. Также там часто бывали многие известные грузинские художники, которые и стали его первыми учителями в живописи. После окончания в 1958 году Тбилисской академии художеств Церетели начал свою творческую карьеру. Сначала работал художником в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии, что сыграло немалую роль в становлении его как художника и монументалиста.
Уже тогда Зураб начал участвовать в различных выставках, а в 1964 году прошел курс обучения во Франции, где имел возможность общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. С конца 1960-х годов Церетели большое внимание уделял работе в области монументального и мозаичного искусства, которые на долгие годы стали любимыми техниками мастера и принесли ему известность, как в России, так и за рубежом.
Творец лично появился на церемонии и под конец мероприятия начал писать картину перед собравшейся публикой. Художник также пообщался с журналистами и рассказал, что его вдохновляет. Так было и раньше. И потому гиганты-художники были в России», — сказал мастер. Сотрудники музея рассказали, что картина еще не дописана.
Зураб Церетели – биография, фото, личная жизнь, новости, скульптуры 2023
Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети > Человек и здоровье | В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. |
Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё | Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. |
Telegram: Contact @rousso_touriste | В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. |
Скандальная слава монументов мэтра Церетели
Скандальная слава монументов мэтра Церетели | В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество. |
Зураб Церетели биография кратко и интересные факты - | Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии. |
Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды» | Артгид | Великому скульптору — 90 лет! #зураб_церетели #москва #новости | Вступай в группу Комсомольская правда в Одноклассниках. |
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет | Знаменитый скульптор Зураб Церетели ответил на вопрос, каким должен быть памятник ему самому. |
Гости на юбилее Зураба Церетели - Экспресс газета | С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства. |
Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Или у вас в сутках не 24 часа, а больше? Сегодня часто вспоминаю Василия Шухаева русский и советский живописец, график, сценограф, педагог — Ред. Он научил меня, что главное - поймать первое впечатление. Я рисую и пишу быстро. А скульптура, монументальное искусство требую четкости в исполнении. Действительно, когда в процесс отливки, формовки, выкладки мозаики вовлечены другие люди, важно все четко организовать, чтобы успевать делать все в срок.
Но иногда мне кажется, что 24 часа для меня мало… Зураб Церетели заканчивает работу над первым гербом РФ, который будет установлен на здании правительства. Октябрь 1994 года. Вот и сейчас у меня не поменялось мнение. Для меня произведения, как дети.
Соседом Вано был его родственник Савле, служивший в Москве военным врачом.
Его сын Како строил знаменитый Кара-Кумский канал и заслужил в первые годы советской власти премию имени Ленина. Спустя полвека Ленинской премией отмечен его земляк и родственник Зураб…. Дом Вано Церетели в Перевиси до революции, индустриализации с коллективизацией вкупе, звенел детскими голосами. Жена родила четырех сынов и трех дочерей. Они подрастали, когда главные события мира происходили вдали от Кавказских гор.
Революция 1905 года, Первая мировая война не нарушили покой семьи. Чиатуру задел промышленный подъем, охвативший Российскую империю. Здесь нашли богатые залежи марганца. Села соседствовали с рудниками. В двухэтажном доме Церетели квартировали немецкие инженеры.
Все рудники на одной стороне селения эксплуатировали германские горняки, а на другой стороне — руду добывали американцы, вызывавшие пристальный интерес местных жителей образом жизни и преуспеванием. Вано Церетели владел виноградником. Вина хватало гостям и на продажу. Одних доходов от сада недоставало семье. Маро, бабушка Зураба, слыла хорошей портнихой, шила и мужскую, и женскую одежду.
Лучше всех в Перевиси жили иностранные инженеры. Поэтому Вано и Маро стремились дать сыновьям высшее образование, чтобы они стали инженерами. Константин поступил в гимназию в Чиатуре. Закончил ее, когда умер Ленин. Каждый грузин тогда знал и гордился тем, что в далекой Москве место убитого императора и покойного вождя занял в Кремле Иосиф Сталин, по фамилии Джугашвили, родом из Гори.
Спустя четверть века вождь, по словам Константина Ивановича, примет в кремлевском кабинете командира производства инженера Церетели… Чтобы так высоко подняться, пришлось добиться поставленной в юности цели — получить диплом инженера. Это было очень непросто. Семья после революции обеднела, денег не нашлось на дорогу в Тбилиси. Пришлось наняться на рудник чернорабочим. Работал Константин в ночную смену, когда больше платили.
Хотел быстрее накопить на жизнь и учение в большом городе, где его не ждали. Константин рвался в Ленинград, в знаменитый Политехнический институт. На его счастье, Политехнический институт открылся в Тбилиси. Но и туда он не стал поступать из-за большого конкурса. Сдал документы в университет.
Учился в хорошей компании, с Векуа, Харадзе, будущими известными математиками, академиками. Нуждался, голодал. Жил на чердаке в общежитии гостиницы. Отсюда пешком добирался до университета, чтобы сэкономить на обед. Учился легко, на отлично сдал экзамен Мусхелешвили, профессору и ректору Политехнического института, читавшему лекции в университете по совместительству.
К нему отправился, ничего не сказав друзьям, на Арсенальную гору. Там возвышался над городом желанный институт, ковавший кадры для индустриализации, начатой Сталиным. Среди доводов Константина был один, который в России не имел бы особого значения для ректора. Математики нужны нам. Но еще нужнее инженеры.
Ты, я вижу, хороший сын. Так сбылась мечта. В 27 лет получил Константин Церетели диплом инженера. От отца унаследовал талант организатора, руководителя. И добрый нрав.
Он без очков читает, пишет, ходит каждый день десять километров на кладбище, туда-сюда, на могилу к маме. И этим живет. За столом сидит прямо. Гости из-за стола пять раз в туалет сбегают, а он как статуя. Прошу его переехать ко мне.
Нет, говорит, не могу твой музей оставить без внимания. Знаете, что он музеем зовет? Те две комнаты, в которых живет. Они с пола до потолка обклеены статьями обо мне. Он говорит, вот какой у меня сын.
Такие люди в Грузии еще не рождались. Пишет воспоминания, так хвалит, что даже стыдно… Отец всю жизнь вставал утром, включал радио, включал телевизор, бритву и еще пел. Бедная мама уши затыкала. Я уже не мог спать. Просто я сильно пошел в отца, — эту запись я сделал в 2000 году со слов сына, незадолго до смерти Константина Ивановича.
На инженерной стезе Константин Церетели добился некоторых успехов. Его приглашали читать лекции студентам в институте, но защитить диссертацию доктора технических наук, удостоиться звания профессора, каким он себя видел в мечтах — не удалось. Вспоминая о прошлом в свои без малого сто лет, называл себя "большим человеком", "хозяином в Закавказье", "главным инженером Закавказья", на что имел некоторые основания. В руднике поработать, как инженерам-иностранцам, не пришлось. Национальные кадры очень ценились и выпускника Политехнического назначили сразу на руководящую должность.
Началась кочевая жизнь, командировки. Общался молодой начальник с первыми лицами городов и районов трех республик Закавказья, снимал с должности нерадивых, отдавал под суд. Все шло хорошо, но оставался холостяком до 30 лет! Времени не хватало, чтобы ухаживать за невестой. Да и не встретилась она на рудниках и заводах.
Родственники заволновались. В доме Вано Церетели квартировал одно время горняк Нижарадзе. У его брата Семена, занимавшего хорошую должность в Хони, выросла дочь Тамара. Нижарадзе знал Константина с детства и пришел к мысли, хорошо бы его женить на племяннице, красавице Тамаре. Братья узнали местопребывание Константина и отправили ему телеграмму с просьбой срочно прибыть по указанному в депеше адресу.
Открыв дверь, увидел за столом братьев Нижарадзе рядом с Тамарой. Так их познакомили. Посидели, выпили, закусили. И оставили молодых в пустой квартире. В ту ночь 1933 года стали они мужем и женой.
Тамара Нижарадзе, в замужестве — Церетели, родила сына. Мальчика окрестили и назвали по просьбе деда Зурабом. На простой, казалось бы, вопрос — где родился Зураб Константинович Церетели — советские энциклопедии дают неоднозначный ответ. По одним источникам это произошло в столице, Тбилиси, по другим — в Цулукидзе, как назывался при советской власти маленький город Хони. Не внесли ясность анкеты и автобиографии, хранящиеся в отделе кадров Российской академии художеств.
Там точно такая картина. В одних документах, появившихся с 1979 года, в графе "место рождения" значится Цулукидзе, в других — Тбилиси. Окончательно поможет разрешить загадку дубликат метрики, поскольку оригинал, выданный в загсе так давно — пропал при нередких переездах с квартиры на квартиру. По воспоминаниям родственников, в Хони дедушка, отец Тамары, ведал местной потребительской кооперацией. Там у него была квартира, где и появился на свет внук, роды которого принял известный в округе акушер, некто Бахтадзе.
Поблизости от Хони в деревне Нижарадзе имел собственный дом. Спустя два года молодая мать родила дочь по имени Нели. О матери на вопрос: "Кем она была? Жила в Тбилиси, очень красивая. А в Москве была певица — тоже Тамара Церетели.
С изумительным голосом. Когда была война, она пела на фронте русские романсы. А моя мама получала от фронтовиков письма с признанием в любви. Отец страшно ревновал. Думал, когда его нет, она по телефону с ними разговаривает.
Но сильно краснел за свои слова, когда видел, что на конверте со штампом полевой почты адрес выведен рукой солдата. Мама над ним смеялась, а он отвечал: "Вот видишь, что с нами делает ваша красота". Несли солдатские письма с адресом "Тбилиси, Тамаре Церетели" в руки матери Зураба, потому что она работала на почтамте. По версии Константина Ивановича — управляла делами. По версии сына — сортировала конверты.
И об отце сын не устает рассказывать, убежденный, что желание постоянно что-то делать у него от отца. У меня работать всегда настроение есть. За минувшие годы сын создал монументальный словесный образ отца, не заглядывая в документы. Константин Церетели хотел, чтобы в доме росло много детей, как у предков. Так могло бы случиться.
Но Тамара тайком от мужа несколько раз прерывала беременность. Она понимала, несколько детей не поднять при всем желании увлеченного строительством социализма мужа. Большевики не вернули инженерам то высокое положение, какое они занимали в Российской империи. Трехкомнатная квартира с верандой в 160 квадратных метров была построена дедом, Семеном Нижарадзе, по словам Зураба, "красавцем мужчиной"… Обзавелся этой квартирой он для детей. По советским понятиям квартира считалась большой.
Но без удобств. Топили зимой дровами. И жила там не одна, а три семьи родственников. Тамара с мужем и детьми занимали одну комнату. По словам Нели Константиновны, в комнате той 25 квадратных метров.
А третья комната досталась одинокой Сашуре, тете Зураба. Жили дружно, как одна большая семья. Константин Иванович хорошо помнил даты, числа, фамилии, адреса в отличие от сына, мыслящего образами. От Церетели к сыну перешло умение считать. Про него в Тбилиси сложилась легенда, будто голова Зураба анализирует варианты решений как компьютер.
Брат Тамары, Георгий, слыл в Грузии известным художником. Он писал пейзажи и портреты. Моя попытка увидеть его картины не увенчалась успехом в 2002 году. Дочь художника, Нани, показала мне в Тбилиси старые маленькие черно-белые потемневшие от времени фотографии отца и несколько репродукций его картин. По ее словам, "он писал их на продажу".
В музеи они не попали, возможно, украшают ныне чьи-то квартиры. Самая большая картина, как ей помнится, навеяна была легендой об основании Тбилиси. Ее заказал ресторан, она висела в зале. Нет больше того ресторана, исчезла картина.
В Ялте можно увидеть его тончайшую работу в гостиничном комплексе «Ялта Интурист». В Сочи известный скульптор поработал над парком «Ривьера», а в столице России занимался Новой сценой Большого театра. Побывал Церетели также в Тбилиси, чтобы удивить людей своим творчеством и видением. Скульптор создал монументы, которые до сих пор можно увидеть на территории России и других стран. Он посетил Лондон, чтобы оставить там монумент «Разрушить стену недоверия». Биография Зураба Церетели Талантливый человек родился в Грузии.
Светланова, снисходительного Ю. Любимова, артистично-спокойного А. Вознесенского, ироничного О. Табакова, взволнованного А. Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях. Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства — изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества. Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» — портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами. Так, помимо концертных выступлений М. Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации. На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя — одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами. На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей — не люблю перерисовывать. Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья — Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы». В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен — в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма — их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие — кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства». Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора — Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия — Б. Ахмадулиной и Б. В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором — череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов тогда — Тифлис , Л. Гудиашвили писал: «Тбилиси — город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная. Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда». Имена С. Есенина, В. Маяковского, О. Мандельштама , К. Бальмонта, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Н. Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию. И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно. Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя. Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники». Так, образы В. Высоцкого, И. Бродского, Р. Нуриева, М. Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон. Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М. Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа 2012. Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения. Это статуи М. Ростроповича, О. Табакова, Н. Михалкова, В. Гергиева, А. Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе. По мнению А. Много писали, например, о памятнике В. Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста. Или о памятнике И. Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую — в одежде Нобелевского лауреата. Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта! Автор отзывается о портрете В. Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом! Народ должен об этом знать. Подобные ёмкие детали-характеристики говорят невообразимо много каждому, кто знаком с историей жизни этих выдающихся личностей. Памятник А. Солженицыну — особенный, не похожий на других. В нем нет атрибутов, связанных с его деятельностью как писателя, или правозащитника, или историка. В нем отсутствуют метафоры и аллегории, наталкивающие зрителя на некие параллели и ассоциации с жизнью и творчеством этого уникального человека. Этот памятник сам является символом — символом вечной боли за родную страну. Именно так, на наш взгляд, Зураб Церетели понял и средствами пластики передал жизнь Александра Исаевича, подняв образ реальной личности до значения символа. В конце своей «Автобиографии», изложенной по просьбе Нобелевского Комитета в 1970 году, А. Солженицын написал: «Даже событий, уже происшедших с нами, мы почти никогда не можем оценить и осознать тотчас, по их следу, тем более непредсказуем и удивителен оказывается для нас ход событий грядущих». Эти слова, прежде всего, относятся к самому Александру Солженицыну, к тому, что означает для нашей страны его явление в русской философии, истории, литературе, нравственности, да и просто к его явлению как мужественного и цельного человека. В скульптурном портрете работы Зураба Церетели А. Солженицын изображен в погребальном саване. Его земная жизнь висела на волоске от смерти слишком много раз, он неоднократно становился жертвой разных обстоятельств, в том числе самой Истории. Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности — жизни духа, будто «материя и тело не напоминали о себе». Большую роль в портрете играют руки. Как говорит скульптор, «я очень старался поймать его характер — как он руками разговаривал. У каждого человека искусства есть какая-то особенная деталь… присущая лишь ему одному». Почти соединенные, но так и не сомкнувшиеся пальцы рук А.