По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев. При академии был открыт Академический университет (1726— 1766 гг.) — первое в России светское высшее учебное заведение. 7 января 1726 года официально открыли Академию наук в Санкт-Петербурге.
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724
В этот знаменательный день в истории российского государства был одобрен и утвержден «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств». 1 августа 1725 года в Петербурге открылась Российская Академия наук. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. Российская академия медицинских наук не дожила до своего 70-летия. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. Российская академия наук (РАН), высшее научное учреждение России. Академия наук (АН) образована по указу императора Петра I, объявленному из.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Премьер-министр встретился с главой Российской Академии Наук, которой исполнилось 300 лет. Российская (РАН), отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны. В Москве основана школа математических и навигацких наук, которая положила начало морскому образованию в России. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани.
Главная по науке
С 21 ноября 1991 года — Российская академия наук. Воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. За правительством закрепляется право устанавливать число академиков и членов-корреспондентов РАН, размеры их окладов по представлению общего собрания академий [8].
Необходимо говорить о вкладе ученых в историческое развитие нашей страны, донести до молодого поколения значимость и ценность исследовательской деятельности.
Поэтому в 2022 году будет продолжена работа по подготовке публикации архива «300 знаковых документов за 300 лет истории Академии наук». Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Ключевым событием юбилейных мероприятий станет Всемирный научно-образовательный Форум «Наука — обществу и миру» в июле будущего года в Санкт-Петербурге.
В числе прочих планируемых мероприятий — создание документальных фильмов об Академии наук и выдающихся ученых РАН, масштабная юбилейная выставка, присуждение премий за научные достижения, выездное заседание Президиума в Санкт-Петербурге и др. С планом основных мероприятий можно ознакомиться по ссылке.
Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В.
Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «...
Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии.
Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений.
Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи.
Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания.
Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России.
Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К.
Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С.
Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П.
Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И.
Крамского, И. Шишкина, И. Репина, И. Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах.
Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В. Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков.
Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений. Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах это было вменено ИАХ в обязанность. Заседание Совета Императорской Академии художеств При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры. В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б. В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел. Марии Павловне с представлением следующего содержания: «...
Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А. Щусева и открыт в 1914 году. Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале. Президент ИАХ вел. Мария Павловна 1854-1920 в 1910 году высказала идею о постройке в Петербурге выставочного «Дворца искусств».
Через два года Академии был передан участок земли, примыкавший к Михайловскому дворцу со стороны набережной Екатерининского канала. Проект здания разработал ректор архитектуры Академии художеств Л. Бенуа, но на его осуществление требовалась огромная сумма - более миллиона рублей. В феврале 1913 года петербургские и московские банкиры собрали миллион рублей для увековечения 300-летнего юбилея Дома Романовых. Дарители просили Николая II «предначертать цель и назначение» этой суммы. И хотя императору предлагали использовать эти деньги по-разному, он отдал предпочтение предложению вел.
Марии Павловны. Уже летом император и великая княгиня заложили первые кирпичи в основание будущей постройки. Здание было впоследствии передано Русскому музею, сохранив до сих пор свое название «корпус Бенуа». Портрет художника И. ГРМ Великий художник академик И. Айвазовский 1817-1900 много сделал для родного города Феодосии.
Трогательно звучат слова его духовного завещания: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю ее родному городу Феодосии, моему родному городу... Так, академик В. Поленов 1844-1927 в своем имении устроил даже небольшой художественный музей, так как считал необходимым поднимать культуру сельских жителей. ГТГ 4 марта 1915 года в Академию была препровождена копия духовного завещания скончавшейся в 1914 году Наталии Борисовны Нордман, жены И. Репина"»[16] Музей-усадьба И. Репина «Пенаты».
Фото С. Архив З. Церетели После октябрьских событий Совнарком декретом от 12 апреля 1918 года упразднил Императорскую Академию художеств. Ее деятельность, в том числе и по созданию художественных училищ и музеев, была приостановлена, академическое сообщество распущено, однако лишь немногие академики покинули Россию, закончив свою жизнь во Франции, Италии или Латвии. Среди тех, кто разделил свою судьбу с судьбой родины и кто продолжал плодотворно трудиться на пользу русского искусства, можно назвать известные имена. За творческие успехи ряд из них получили звания народных или заслуженных художников, архитекторов или артистов, звания заслуженных деятелей искусства, стали лауреатами Сталинских премий, были награждены орденами.
Однако, несмотря на эти почести, они всегда гордились званиями академиков, полученными от Императорской Академии художеств, ставя их выше других заслуженных наград. Несмотря на упразднение Императорской Академии, моральные принципы, по которым жило до революции академическое сообщество, сохранялись в советское время. Так, академик живописи И. Куликов 18751941 , с 1930 года преподававший в художественной студии в городе Муроме, основал краеведческие музеи в Муроме и селе Павлово. Академик И.
Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный. Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье. В 1748 году Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла. Он провёл обширные исследования в области горного дела, астрономии. Велика его роль в развитии русского языка, он создал учебник «Российская грамматика». Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками. Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами. Среди них десять учёных за выдающиеся открытия в области физики, в том числе: П.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие | Академия наук 13 Васильевский остров 51 наука и образование 116 открыты 376 Правление Екатерины I 13. |
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история | Неудача конкурса Императорской Академии наук В 1826 году Императорская Академия наук России объявила конкурс, предложив ученым ответить на несложный, казалось бы, вопрос: «Какие последствия произвело господство монголов в России, и именно. |
Учреждение Академии наук при Петре I - предыстория создания и история развития Академии наук | Петербургская академия наук появилась благодаря желанию Петра I поставить Россию на одну ступень с прогрессивной Европой. |
Российская академия наук | Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. |
Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук | Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания. |
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Главная по науке | В 1841 г. Российская академия была упразднена, а часть ее членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности. |
К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук | 7 января 1726 года официально открыли Академию наук в Санкт-Петербурге. |
В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие
ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. К 300-летнему юбилею Российской академии наук На фото: Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев. В 1841 году Академия Российская превращается во Второе отделение, русского языка и словесности, Императорской Петербургской Академии наук.
Российская академия наук. Досье
У истоков создания Российской Академии наук стоял царь-реформатор Петр I Великий. Он отчетливо понимал, что развитие промышленности и торговли в России в большой мере связано с уровнем развития науки. Российская академия наук в санкт-петербурге. Поиск. Смотреть позже. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др.
День в истории: в России пустили троллейбусы, в Казани открыли филиал Академии наук
Столяров Петербург 1783 года. Торжественное открытие Российской Академии. Ее первым президентом стала Екатерина Романовна Дашкова, а главным трудом - первый толковый словарь русского языка. Работа над шеститомным изданием шла 11 лет. Словарный материал собирали, можно сказать, "всем миром". На одном из заседаний - обсуждался проект издания - Дашкова спросила "государственных мужей" - и в частности Гаврилу Державина: а почему слово "ёлка" у нас пишется как "iолка". Почему нужно один звук изображать двумя буквами? Не лучше ли ввести новую букву - Ё?.. Научный авторитет Екатерины Романовны был столь высок, что возразивших не нашлось. Для первого словаря Дашкова не только собрала более 700 слов, но и многим из них дала толкование..
Результаты исследования представлены в научно-популярных статьях об открытиях и изобретениях российских ученых. Все статьи распределены по разделам: науки о Земле, биология, химия, физика, техника и технические науки, общественные и гуманитарные науки. Отдельно выделены краткие биографические справки об ученых.
Семёнов создал теорию разветвлённых цепных реакций. В предвоенные годы П. Черенков открыл, а И. Тамм и И. Франк теоретически объяснили эффект излучения света заряженной частицей при её движении со скоростью, превышающей фазовую скорость света в среде. В 1950-е Н. Басов и A.
Прохоров создали ряд типов лазеров. Перечисленные открытия были отмечены Нобелевскими премиями. Запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли и полёт в космос Ю. Гагарина 1961 год стали возможными благодаря научным коллективам, возглавляемым С. Ряд математических проблем теории вероятностей и функционального анализа был решён в трудах академика А. Нобелевской премии удостоился Л. Канторович за работы по математической экономике. В 1950—1970-х годах биологи АН СССР создали антиполиомиелитную вакцину , а затем соучаствовали в иммунизации населения Земли против оспы. Заметными были и успехи в гуманитарных науках — так, огромная работа по изучению языков народов России и мира проведена академиками-филологами В. Виноградовым и Л.
Постсоветские годы нельзя отнести к периоду расцвета науки в стране. Однако в это время российские учёные были дважды удостоены Нобелевских премий по физике за более ранние работы. Такую награду получили академики Ж. Алфёров 2000 год за труды по изучению полупроводниковых гетероструктур , а также В. Гинзбург и А. Абрикосов 2003 год за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей. На всех исторических этапах Академия играла центральную роль в укреплении обороноспособности страны. Перед Первой мировой войной академик Н. Зелинский создал противогаз , В. Ипатьев в 1916—1920 гг.
Мстислав Всеволодович Келдыш. Впрочем, в 1957 году в Новосибирске было создано Сибирское отделение Академии наук, призванное как бы заменить отсутствующую академию РСФСР открывать ее в Москве по политическим причинам представлялось нецелесообразным. Анатолий Петрович Александров. Конец 1970-х гг. Архив РАН Советский период оказался, пожалуй, наиболее ярким в истории отечественной академической науки: был создан ракетно-ядерный щит нашей страны, осуществлен прорыв в космос. В послевоенный период Академию возглавляли физик-оптик Сергей Иванович Вавилов 1945—1951 , химик-органик Александр Николаевич Несмеянов 1951—1961 , математик и механик Мстислав Всеволодович Келдыш 1961—1975 , атомщик Анатолий Петрович Александров 1975—1986 , специалист в области вычислительной математики, физики атмосферы, геофизики Гурий Иванович Марчук 1986—1991. Юрий Сергеевич Осипов. Автор С.
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
«Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук. Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества. Премьер-министр встретился с главой Российской Академии Наук, которой исполнилось 300 лет.
Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка
300 лет служения человечеству | Новости Новости. |
300 лет Российской академии наук | Много интересного об эпохе Петра I, открытии Академии наук России и её известных академиках вы можете прочитать в книгах, которые ждут вас в детских библиотеках города. |
Историческая справка | 1 октября 1783 г. в Петербурге торжественно открылась Российская академия наук 1.11.2004 11:52 | Д. Ю. Столяров Петербург 1783 года. |
Главная по науке — Бизнес России | Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени. |