Банки с 25 июля 2024 года начнут по новой схеме возвращать клиентам деньги, украденные мошенниками, сообщили в ЦБ. Средства будут поступать в течение 30 дней с момента подачи соответствующего заявления от клиента. Банки начали возмещать клиентам украденные мошенниками средства. Идея нововведений проста: если счет клиента был использован мошенниками для перевода денег без его согласия, то банк несет ответственность за эту операцию и должен вернуть клиенту все потерянные средства.
Теперь можно вернуть деньги? Банки обяжут возмещать ущерб тем, кто пострадал от мошенников
То есть, по факту жертва сама раскрывает мошеннику все данные своей карты, свои персональные данные, коды из смс-сообщений или вообще самостоятельно переводит деньги на якобы «безопасный счет». Недавно мошенники пошли еще дальше, теперь жертв уговаривают набрать кредитов и перевести их на «защищенные счета», чтобы выбрать весь кредитный лимит. В крайних случаях жертвы даже продают квартиры. Жертвами мошенников становятся все — и пожилые пенсионеры, и молодежь, и профессоры из МГУ, и программисты. С помощью методов социальной инженерии было проведено 105 тысяч атак — и это лишь за 3 месяца. С этим явно нужно что-то делать, и Центробанк не так давно предложил целый комплекс мер по борьбе с банковским мошенничеством: ввести упрощенный порядок возврата денег тем, кто пострадал от мошенничества. Центробанк намерен дать право банкам списывать деньги со счета не сразу, а в течение 1-2 рабочих дней. Это будет применяться даже к тем операциям, которые одобрил клиент ведь он мог согласиться с переводом, не понимая сути операции ; заставить банки проверять операции на признаки мошенничества, сверяясь с базой переводов без согласия клиента; разрешить банку блокировать расходные операции по счету на срок в 5 рабочих дней, если на этот счет пытались перевести деньги без согласия клиента.
Из пяти предложений ЦБ вполне логичны третье, четвертое и пятое — по сути, они не потребуют от банка чего-то сверхъестественного только настроить свои информационные системы и отладить антифрод-защиту. Но вот предложение заставить банки возмещать сумму украденных денег выглядит вовсе не так однозначно. Заставить банки платить? Идея Центробанка заключается в том, что банки должны будут за свой счет возмещать своим клиентам украденные мошенниками суммы — в пределах определенного лимита. Такая формулировка поставила слишком много вопросов: что в данном случае считать мошенничеством — несанкционированный доступ к счету или использование методов социальной инженерии? Другими словами, не до конца понятно, какие случаи мошенничества подпадут под планируемый механизм компенсаций, а какие — нет. Ведь формально, если клиент отправляет деньги со своего счета или диктует кому-то код из смс, он соглашается с транзакцией, а значит банк не виноват в краже.
Опрошенные нами эксперты соглашаются, что предложение выглядит не очень хорошо проработанным. Так, по словам доцента Финансового университета Оксаны Васильевой, стоит различать мошенничество, произошедшее по вине банка и кражи, в которых виноват сам клиент: У меня двоякая точка зрения по данному конкретному вопросу. С одной стороны, если персональные данные лица действительно оказались в руках злоумышленников по причине уязвимости систем банка или он иным образом повлиял на это, то, разумеется, банк должен быть как минимум тоже привлечен к ответственности за подобный казус. И тем самым он обязан возместить ущерб, нанесенный его клиенту. Однако, при условии, что данные личности оказались на руках у мошенников не по вине банка, то никакой обязанности о возмещении денег на него возложено быть не может. Ибо банк может привести в довод главное основание — это договор, который подписывает держатель банковской карты. Там четко прописано, что он не имеет права передавать кому-либо данные по своей карте.
Об этом сообщили на официальном сайте. В частности, банки, которые не будут проверять переводы россиян на предмет мошенничества, должны будут вернуть им украденные деньги. Там отметили, что такой закон обязует операторов проверять подозрительные переводы и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физических лиц, даже если на то есть согласие клиента. Банки, которые не будут исполнять новые обязательства, отмечается на сайте Госдумы, должны будут вернуть россиянам украденные мошенниками средства.
Ранее Госдума приняла закон о внедрении цифрового рубля.
Сроки возмещения средств — до 30 дней. Если заявление о возмещении подал клиент-физлицо, срок увеличивается до 60 дней.
Исключение составят случаи, когда оператор докажет, что клиент сам нарушил порядок использования электронных платежей. Кроме того, банки смогут замораживать подозрительные операции на два дня и отключать дистанционное обслуживание мошенника при наличии информации от МВД о возбужденном уголовном деле или записи в книге учета состава преступлений.
Как будут возвращать деньги Для возврата денег банк должен точно знать, что перевод осуществляется в пользу мошенников и это происходит не по желанию клиента. Эти вопросы вызывают большие трудности, рассказывает Олег Матюнин, управляющий партнер Адвокатского бюро «Матюнины и Партнеры». Как банки должны решать такую сложную задачу? Остается только надеяться на помощь Центрального банка России», — считает эксперт. Закон обязывает банк вернуть похищенные злоумышленниками средства в течение 30 календарных дней. Однако это произойдет только в случае, если деньги перевели на счет, который указан в «черном списке».
Банки будут возвращать клиентам украденные деньги по новой схеме
Полковая, д. Политика, экономика, происшествия, общество. Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ Информационное агентство «ФедералПресс» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 21.
То есть банк получит право на два дня блокировать перевод. И если вы в течение этих двух дней подтвердите свое желание перевод сделать - деньги уйдут. Плюсы: мошенникам сложно будет два дня поддерживать легенду. Минус - от перевода через банкомат не спасет. Не спасет и в случае, если человек очень верит в то, что ему лечат, и все равно подтвердит перевод. Большой плюс В случае, если, несмотря на направление клиентом подтверждения распоряжения или осуществление действий по совершению повторной операции, указанной в пункте 3 части 36 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает прием к исполнению подтвержденного распоряжения клиента на два дня со дня направления клиентом подтверждения распоряжения или отказывает в совершении клиентом повторной операции.
Соответствующие поправки внесли в закон «О национальной платежной системе». Они закрепляют обязанность операторов возвращать клиенту сумму перевода или восполнять остаток денег на карте в полном объеме, если оператор получил информацию о ЦБ о том, что операция была выполнена без согласия клиента. Сроки возмещения средств — до 30 дней. Если заявление о возмещении подал клиент-физлицо, срок увеличивается до 60 дней.
Злоумышленники пользуются для обмана своих сограждан самыми разными методами — от создания поддельных сайтов до обзвона и социальной инженерии. Только за третий квартал 2021 года мошенники тем или иным способом украли у россиян порядка 3,2 млрд рублей.
Согласно источнику, ЦБ РФ предлагает установить фиксированную сумму возмещения украденных с карт или счетов клиента средств. По словам представителей ведомства, эта инициатива призвана повысить процент возмещения жертвам их потерь — осуществлять возврат будут банки. Сейчас финансовые организации в большинстве случаев отказываются что-либо компенсировать клиентам, но в будущем это может измениться.
«Сбер» начал возвращать украденные мошенниками деньги
Банки будут возвращать россиянам похищенные мошенниками деньги по новой схеме. Российские банки с 25 июля 2024 года будут обязаны проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возвращать полученные мошенниками средства. Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя Банка России. Банки стали возвращать деньги, украденные мошенниками, до вступления в силу соответствующего закона — до июля 2024 года, выяснили «Известия». Специальный сервис по защите от социальных инженеров и возмещению средств запустил один из банков. Через год после опубликования вступит в силу закон, обязывающий банки возвращать клиентам деньги, которые похитили мошенники.
Депутат Гаврилов разъяснил, в каких случаях банк вернет деньги жертвам мошенников
Банки будут тщательнее отслеживать операции физических лиц, предупреждать клиентов о возможных рисках и даже возвращать переведенные мошенникам деньги из своего капитала. Сейчас вернуть украденные деньги непросто, но возможно. Государственная Дума РФ приняла во втором и третьем чтении закон, который обязывает банки в течение 30 дней возмещать россиянам деньги, похищенные с их счетов мошенниками. Деньги вернут, но поднимут комиссии: как будет работать механизм компенсации похищенных мошенниками средств? Банку, который не проследил за наличием согласия клиента на перевод, придется возвращать человеку украденные деньги. Центробанк намерен обязать банки в течение 30 дней возвращать клиентам деньги, похищенные мошенниками.
Российские банки вернут украденные мошенниками деньги по новым правилам
Эти правила начнут действовать в июле 2024 года. Как банки будут проверять переводы в 2024 году У Центробанка есть собственная база данных о попытках финансового мошенничества, где указаны владельцы подозрительных счетов. Эта информация поступает от российских банков, которые регистрируют жалобы своих клиентов на то, что операции на счетах проводились без их согласия. Как банки будут проверять переводы в 2024 году Фото: 1MI Кроме того, банки теперь обязаны не допускать обслуживания подозрительных лиц, если финансовая организация получит уведомление от МВД, что такие клиенты занимаются переводами и обналичиванием украденных средств. Каждый перевод будет проверяться по определенным критериям на признаки мошенничества. В первую очередь под подозрение попадут счета и люди, которые есть в базе Центробанка либо МВД. Также банк будет приостанавливать операции, которые отличаются от типичных операций того или иного клиента. Например, если деньги отправляют с новой локации или сумма перевода слишком велика.
А банк имеет право запросить у клиента подтверждение его добровольного согласия. Если получатель денег или сам счет числится в базе связанных с мошенничеством, то банк даже после подтверждения вправе задержать операцию еще на два дня. Если и после этого клиент подтвердит операцию и деньги попадут к мошенникам, то банк не будет нести за это ответственность: клиента предупредили и он сам принял решение. Но не будут рассматриваться и приостанавливаться операции с участием денег, относящихся к зарплате или другим доходам, для которых установлены ограничения размеров удержания или введен запрет на взыскание. В каких случаях деньги можно вернуть. Банк будет обязан возместить ущерб, если нарушил требования нового закона: Сделал перевод получателю, связанному с мошенничеством, не уведомив клиента о рисках и не задержав операцию на два дня. Не уведомил клиента о том, что операция может проводиться без его добровольного согласия.
Оператор по переводу денежных средств в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом, обязан незамедлительно уведомить клиента о приостановлении приема к исполнению подтвержденного распоряжения клиента или об отказе в совершении клиентом повторной операции с указанием причины такого приостановления отказа и срока такого приостановления, а также о возможности совершения клиентом последующей повторной операции. Если в базе данных светится этот "счет", то перевод сделать не дадут даже если очень просить. Но мошенники счета меняют как перчатки. Читаем далее 314. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 31 - 35, 38 - 311 настоящей статьи, а также частями 112 - 1111 статьи 9 настоящего Федерального закона. Если деньги все-таки ушли, они ушли с концами.
Согласно законопроекту, устанавливать эти факты будет Банк России, так как у его сотрудников есть счета получателей, которые находятся в черном списке. Таким образом, деньги будут возвращаться при условии, если они действительно ушли на «черный счет». Эксперты отмечают, что новый закон никак не влияет на безопасность россиян. Благодаря нововведениям могут поднять размер комиссий за переводы, которые, возможно, будут распространяться не только между двумя разными банками, но и между одним и тем же.
Госдума обязала банки возвращать россиянам украденные мошенниками деньги
Банк отправителя должен вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней в случаях: Когда банк допустил перевод на мошеннический счет, который находится в спецбазе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента»; Если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода, который был сделан без согласия клиента; Когда клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этом. Если банк не предупредили о потере контроля над картой, то он может не возмещать средства. В этом случае также указан срок для возврата трансграничного перевода — 60 дней. Кроме того, банки смогут на два дня блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов.
Сейчас время возврата зависит от суммы украденных средств.
При больших объемах срок — «Газета. Ru» может достигать нескольких недель», — сообщил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Условия возврата денег Согласно разработанным поправкам, банк отправителя должен вернуть полную сумму украденных средств после получения соответствующего заявления от клиента — физического лица — сразу в следующих случаях. Во-первых, похищенные деньги должны быть возмещены, если перевод средств был совершен без согласия клиента, а банк не направил ему уведомление о транзакции.
Кроме того, возврат средств предусмотрен, если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия. Но в этом случае клиент должен своевременно уведомить банк об этих фактах. Если человек не предупредил банк о потере контроля над средством платежа, то деньги ему не вернут.
Как рассказал представитель Центробанка, с 25 июля 2024 года вступает в силу соответствующий закон, разработанный при участии ЦБ. Законом предусмотрен комплекс механизмов, которые направлены на то, чтобы стимулировать банки улучшать качество работы своих антифрод-систем", — приводит его слова РБК. Так, предполагается, что банки должны будут проверять денежные переводы своих клиентов и в течение 30 дней возмещать им средства после получения соответствующего заявления от клиента, а также в установленных законом случаях. Полная сумма вернётся, если банк допустил перевод на мошеннический счёт, находящийся в специальной базе Центробанка, а также не направил клиенту уведомление о транзакции, которая прошла без его согласия.
В «Зените» сказали, что будут полностью технически готовы к моменту вступления закона в силу. Точные сроки еще не определены, но ВТБ уже приступил к оценке требований законодательства и внедрению всех необходимых технологических изменений, заявили в банке. Там уточнили, что не ограничиваются только проверкой получателей из специальной базы ЦБ, но и проводят изменения во внутренних процессах по выявлению подозрительных операций — Уже сегодня в своей работе по противодействию мошенническим схемам Почта Банк сверяется с базой ЦБ в дополнение к своим внтуренним практикам фрод-мониторинга, что значительно сокращает случаи переводов на подозрительные счета, — сообщили в кредитной организации, не уточнив, возмещают ли в случае ошибок средства. Россияне стали реже попадаться на уловки и чаще рассказывать о таких случаях Доработки нужны Установленный законом срок — максимально допустимый для внедрения технологии защиты, но желательно как можно быстрее это сделать, заявил «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Он считает, что по мере подключения банков к базе ЦБ сервис можно запустить и раньше. Депутат пояснил, что срок устанавливался по просьбе участников рынка, поскольку им нужно проводить технологические доработки для обмена информацией с базой регулятора. По словам Анатолия Аксакова, когда банки реализуют требуемый законом функционал, ситуация с кибермошенничеством значительно поменяется в лучшую сторону.
Он допустил, что число краж может сократиться в десятки раз. По данным ЦБ, только во II квартале 2023-го злоумышленники совершили 279,7 тыс. В ЦБ не ответили на запрос «Известий» о досрочной реализации требований законодательства.
Банки начнут возвращать деньги, украденные мошенниками
Денежные средства придётся возвращать банкам, чьи антифрод-системы некачественно сработали и допустили мошенническое хищение. Отмечается, что банки и до закона вели работу по противодействию мошенникам. За девять месяцев 2023 года банкам удалось отразить более 20 млн руб. попыток похитить деньги со счетов их клиентов и спасти тем самым от кражи 3,3 трлн руб. Но скоро они должны будут компенсировать средства, которые мошенникам все же удалось вывести. Если мошенники списали деньги без согласия клиента, кредитные организации обязаны их вернуть в полном объеме. Думаете банки начнут украденные деньги возвращать? Добавят строчку в пользовательское соглашение, в духе "Любое списание средств со счета пользователя, считается добровольным согласием пользователя на списание средств. При трансграничном денежном переводе банк или другой оператор перевода обязаны возместить денежную сумму неподтверждённой клиентом операции, средства — уже в течение 60 дней. Деньги будут возвращены, если злоумышленник действовал по классическим сценариям — представился сотрудником банка, правоохранительных органов, служб безопасности банков и т.д., а хищение произошло вследствие разговора по номеру «Тинькофф Мобайла».
Как будет работать закон, обязывающий банки возвращать деньги жертвам мошенников
Банк ранее был не обязан возмещать средства, которые сама жертва добровольно отправила мошенникам, поверив, что ей звонят из «службы безопасности» или «из МВД». Теперь ситуация может измениться. Согласно принятому Госдумой в первом чтении законопроекту, оператор по переводу денежных средств обязан возместить в полном объеме сумму операции, совершенной без добровольного согласия клиента, в течение 30 дней после получения его заявления, а в случае трансграничного перевода денежных средств — в течение 60 дней. Проверять операции на признаки мошенничества теперь будет не только банк-отправитель, но и банк получателя средств, включая сверку с базой данных о преступниках и их счетах и схемах, которую ведет ЦБ РФ.
А сами банки смогут не исполнять распоряжения по явно мошенническим операциям в течение двух дней, даже несмотря на согласие клиента. А в итоге, весь ущерб ложится на жертву, что не совсем справедливо». Для злоумышленников, использующих в своей «работе» дропперов обладателей подставных счетов это тоже станет определённым препятствием, ведь страх и спешка — основные их рычаги давления на жертву.
Но в большинстве случаев человек сам оказывается виноват в том, что случайно сообщил данные мошенникам. Оксана Васильева, к. Поэтому, считает эксперт, возмещать ущерб должны сами мошенники по решению суда, а вычислять и привлекать их к ответственности — работа полиции. Другие эксперты тоже посчитали идею неоднозначной. Например, финансовый аналитик Николай Неплюев указывает на то, что не до конца понятен механизм компенсаций клиентам с низкой финансовой грамотностью и тем, кто инсценировал кражу своих денег — банки просто будут не в состоянии распознать и отделить друг от друга такие случаи. А когда в дело вступает социальная инженерия, предотвратить мошенничество становится практически невозможно. Поэтому сначала нужно думать именно о предотвращении, а не о компенсациях. О том, что банки не должны отвечать за ошибки клиентов, говорит и эксперт в области права в ИТ Евгений Царев.
По его словам, клиенты банков сами часто теряют бдительность, но делать «крайним» именно банк — незаконно: Ответственность банков за похищенные средства, очевидно, должна быть. Но делать ответственным того, кто не может помешать факту мошенничества — крайне неэффективная мера. В случаях социальной инженерии, например, вины банка нет фактически никакой — клиент сам, нарушая все ИБ-требования банка, отдает мошенникам деньги. Безусловно, косвенная вина финансовой организации может быть при утечке данных. Однако, не имея доказанного факта утечки, делать банк «крайним» — мягко говоря, незаконно. Гораздо логичнее было бы дать возможность банкам, например, задерживать подозрительные платежи и передавать друг другу требования о задержке например, по заявлению клиента. И тогда уже, при нарушении этой процедуры, взыскивать с недобросовестного банка средства. Вариант задержки перевода, например, на сутки, вне зависимости от подозрений также снизит поток хищений.
Но на это должна быть воля клиентов, а ее ожидать не приходится. Менее одного процента клиентов банков ставят сами себе ограничения на ежедневные переводы — никто не хочет себя ограничивать. В этой ситуации, опять же, заставлять банки нести ответственность — как минимум, незаконно. С введением схем компенсации банками похищенных сумм, как справедливо отмечено, возрастет объем мошенничества уже по отношению к банкам. В целом, идея заставлять банки платить — видится как перекладывание с больной головы правоохранительных органов в том числе, ФСИН на условно здоровую — банки. Иногда вина за кражу действительно частично лежит на банке, говорит консультант по стратегическому развитию Григорий Пахомов, но и в этом случае срабатывает скорее человеческий фактор.
Сообщается, что схема разрабатывалась при участии специалистов ЦБ РФ. Основная цель разработанного при участии Банка России закона — противодействие хищению средств, в том числе с использованием приемов и методов социальной инженерии, — пишет РБК со ссылкой на представителя ЦБ РФ.
Известно, что изменения в закон о платежной системе Российской Федерации вступят в силу 25 июля 2024 года. Деньги вернут в следующих случаях: при переводе средств клиента на мошеннический счет, включенный в соответствующую базу Банка России; если клиент не получил уведомление банка о переводе, совершенном без его согласия; если карта была утеряна или использована без согласия держателя, но в случае уведомления об этом от банка.
По словам экспертов, новые требования будут способствовать увеличению объемов возврата украденных средств, поскольку в базе Центробанка находится информация обо всех подозрительных счетах. И нелегальные операции можно будет проверять.
При этом отследить мошеннический перевод и его конечного получателя довольно сложно, поскольку обычно деньги поступают на фиктивные счета, на которых они не задерживаются. Поэтому в результате пострадавшему нечего вернуть. Насколько введение этой законодательной инициативы скажется на реальной ситуации, можно будет понять только со временем.