Новости что такое часы в храме перед литургией

Исповедь перед часами литургии – это время покаяния и прощения грехов.

О чем мы молимся на вечерне?

Царские часы Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Литургия проходит в каждом храме. Божественная Литургия — это центральное богослужение, поскольку во время него происходит Таинство Евхаристии и причастие (вернее сказать, сама Литургия сопровождает эти Таинства). Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов.

Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью

Далее поются тропари и кондаки дня или праздника и святого. После возглашения прокимначитаются отрывки из Апостола и Евангелия. В эти минуты нужно с особым благоговением слушать слова Священного Писания. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной головой.

После этого диакон приглашает помолиться об оглашенных, то есть тех, кто еще только учится истинам православной веры, но еще не принял крещения. Затем оглашенным предлагается покинуть храм и начинается литургия верных. При пении «Херувимской песни» совершается великий вход, во время которого Дары переносятся с жертвенника, где они приготовлялись, на престол для их освящения.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». В переводе на русский язык: «Мы, таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь всю житейскую заботу, чтобы принять Царя всего мира, невидимо сопровождаемого воинством ангельских чинов». По окончании первой половины «Херувимской песни» полагается поясной поклон.

При словах священнослужителя: «И всех вас, православных христиан» - нужно сказать про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же священника следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем».

Священник ставит сосуды с Дарами на престол и накрывает их так называемым воздухом, вспоминая погребение Господа Иисуса Христа, и читает тропари «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив…», «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником…» и другие. Далее возглашается просительная ектения. Слова «Двери, двери» перед пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства.

Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова «Премудростию вонмем» будем внимать призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры, который на литургии поют все верующие. По окончании пения диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом» - и призывает со вниманием святое возношение в мире приносить, а хор продолжает фразу: «Милость мира, жертвухваления».

После этого начинается Евхаристический канон, который закончится схождением Святого Духа на приготовленные Дары и преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. С каким же страхом и трепетом, как сосредоточенно мы должны молиться в это время! Священник возглашает: «Благодарим Господа!

Продолжая молитву, священник возглашает: «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:» хор поет дальше «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних». В это время священник в алтаре особо благодарит Бога Отца за то, что Он так возлюбил мир, что дал Сына Своего единородного единственного , чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, и вспоминает Тайную вечерю, которую Господь Иисус Христос совершил перед Своей смертью - как Господь взял хлеб, благословил, преломил и сказал: «Приимите, ядите,сие есть Тело Мое... Вспоминая спасительные страдания Христовы - крест, смерть, тридневное погребение, а также воскресение из мертвых, вознесение на небеса, славное второе пришествие, священник или диакон возносит чашу и дискос и говорит: «Твоя от Твоих то есть Твоё от Твоих даров; из того, что Ты нам дал Тебе приносяще о всех и за вся» за все благодеяния , а хор продолжает фразу:«Тебе поем, Тебе благословим и молим Ти ся, Боже наш».

На Тайной вечери Господь Иисус Христос заповедал апостолам повторять это священнодействие - сие творите в Мое воспоминание Лк. И вот теперь священник, по заповеди Господней совершая страшное таинство, просит Бога Отца ниспослать Духа Своего Святого на предлежащие Дары и на всех людей и преложить хлеб в Тело Христово, а то, что в чаше, - в Кровь Христову. Как велико священническое служение: своей молитвой он низводит Духа Святого!

Оканчивая молитву, священник произносит: «Аминь. Аминь» - и делает земной поклон. Здесь надо и нам поклониться до земли Телу и Крови Христовым, находящимся теперь на престоле.

В это время, по слову святителя Иоанна Златоуста, «и ангелы предстоят священнику, и весь чин небесных сил к восклицаниям стекается, и все место окрест алтаря наполняется ангельскими лицами в честь Лежащего» на престоле. При пении «Достойно есть» или другой священной песни в честь Богородицы - задостойника священник молится о живых и усопших, поминая их по именам. После «Достойно есть» или заменяющего его задостойника - земной поклон.

Завершая поминовение, священник молит Бога о патриархе и правящем архиерее: «В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего…» От имени всех нас хор поет: «И всех, и вся».

В древности действительно верующие собирались на молитву несколько раз в день. Впоследствии из-за очевидных сложностей все эти последования суточного круга были разделены на две части: утреннюю и вечернюю. Вы приходите в любой храм и видите расписание: утреннее Богослужение и вечернее Богослужение. На Руси, которая была большим монастырем, полный суточный круг Богослужений совершался не только в монастырях, но и в обычных приходских храмах. Иностранцы, приезжая на Русь, поражались благочестию русских людей. Они удивлялись длительному стоянию русских, в том числе детей, на Богослужении. Архидиакон Павел восклицал: «У этих русских, наверное, чугунные ноги! Потом же из-за стесненных обстоятельств многое было потеряно.

Когда в конце ХIХ века старообрядческие епископы посетили Восток, их принимал Патриарх Иеросалимский и очень доброжелательно спрашивал: «А как Вы находите наше Богослужение? Патриарх сказал: «Ну, что Вы хотите, мы стремимся хотя бы главное сохранить, находясь уже какое столетие под турецким господством». Много можно говорить о том, что христиане испытали, находясь под турецким игом: запрещалось звонить в колокола, строить храмы выше мечетей и т. Помню, в Карловых Варах беседовал с ксендзом. Он был поражен, когда я кратко ему рассказал о том, что же у православных в прежние времена совершалось. Да, мессы католические в праздники, в воскресенья более пространные. Скажем, Символ веры читается у них только в воскресные дни. Обычная рядовая месса, будничная, усечена до предела. Последование ко Святому Причащению Утром, в 5.

Это может быть не обязательно в храме, летом, например, мы собираемся в беседке. Там можно и присесть на лавочку, не нужно требовать: упади, но выстой. Нет, должен быть щадящий подход, учет немощей человека. Итак, утром собираемся для прочтения Последования ко Святому Причащению — это нам тоже знакомо, в любом молитвослове новообрядческом — прим. Какая разница здесь? По обычному чину — это одиннадцать молитв, по-древнему — восемнадцать. Исключены все длинные молитвы, опущены в результате реформы, изъяты из объема подготовки к Причащению. Когда читаешь эти молитвы, поражаешься глубине их содержания, пронизанностью покаянием, в них раскрывается вся глубина падения человека. Это вообще свойство старого обряда — большая пронизанность покаянным чувством.

Почему-то у нас такое представление, что торжество должно быть громким, ярким, веселым. Да, это радость, но умиротворенная, спокойная, светоносная. Она духовная, прежде всего: не душевная, а духовная. Я обратил внимание, что в изданных Патриархией молитвословах присутствует постоянное редактирование. Допустим, в каноне Ангелу хранителю в заключительной молитве опущены некоторые слова, такие как «пес смердящий». То есть нас коробит, это неинтеллигентно, это как бы слишком уже… Но это все-таки неправильно, старый обряд сохранил все эти выражения, которые отражают — будем реалистами, будем объективными, будем критичными к себе — состояние нашего внутреннего «я». Профессор Московской духовной академии А. Осипов говорил нам, студентам, что можно видеть человека внешне такого представительного, пышущего здоровьем, интеллигентной наружности, а внутри он может быть совершенно гнилым. Вот такое может быть обманчивое впечатление.

Мы знаем по исповеди, какая глубина мерзости таится в душах человеческих, и что грехи постыдные со стыдом сгорают. Вот когда мы обходим эти выражения, эти словосочетания, то они не тревожат нас. Нам они неприятны, мы от них дистанцируемся, а древний чин беспощаден в этом плане, он называет вещи своими именами, не церемонится с этой щепетильностью, которая возникает у нас, как реакция на какие-то неудобные, ершистые обороты, словосочетания в стаpыx богослужебных текстах. Тщательность и полнота древнего чина Литургии Замечу, что много лет я являюсь настоятелем храма святителя Николы на Берсеневке и одновременно насельником Свято-Данилова монастыря. Дорожу тем, что я в числе братии — это момент духовный, мистический, сохранение связи с обителью. Там я несу минимальную нагрузку. Много лет служил позднюю Божественную литургию по субботам, так что знаком в полноте с опытом совершения Литургии по обычному чину и тем, как это было в древности. Какие мои ощущения на Литургии по обычному чину в сравнении с тем, как она совершалась в древности? Если сравнивать с тем, как работает пахарь, то можно сказать следующее: когда пахарь вгрызается в толщу земли и, обливаясь потом, глубоко взрыхляет землю, готовит основательно почву под посев — это совершение Литургии по древнему чину, со всеми подготовками, с ее длительностью, тщательностью, пронизанностью покаянным духом.

Совершение Литургии по обычному же чину, по моим личным ощущениям, сравнительно выглядит так: не очень глубоко плуг в землю вонзить; трудиться, но не так уж и обливаясь потом, не так уж и расходуя духовную и физическую энергию. Вот такое, может быть, несколько рискованное сравнение. В древнем чине поражает тщательность, полнота. Старопечатный служебник, сравнительно с обычным чином Литургии, который издает Патриархия, в несколько раз объемистей. Здесь масса всяких наставлений и примечаний. Все это после реформы было опущено. Где-то это и удобно, когда в руках компактная книга, а с другой стороны — важные моменты выпадают, внимание на них не акцентируется. Кому нельзя причащаться? В предисловии служебника содержится наставление священнику, который собирается совершать Божественную литургию.

Процитирую только несколько строк из трех страниц: «Не предаждь Сына Божия в руки недостойных… Не устыдися славных Земли, ни самого царя диадему носящего, не устрашись в час оный». Здесь речь идет о том, что священник должен быть принципиальным, когда причащает. Он должен тщательно подойти к тому, кто причащается. Конечно, тут не нужно перегибать и крайности здесь неуместны. Ясно, что необходимо учитывать возраст, немощи человека и условия его жизни — одним словом, то, что мы называем в педагогике индивидуальным подходом. То есть не всех под одну гребенку: общая исповедь, подходи, причащайся, так сказать, толпой. Нет, обязательно индивидуальный подход, потому что существует опасность причаститься в осуждение для того, кто не раскаялся в каких-то грехах. По опыту знаю, как это бывает на исповеди, какая разница между теми, кто имеет духовного наставника и теми, кто его не имеет, кто привык к общей исповеди, а кто к частной. Бывает, что всплывают грехи нераскаянные, серьезные у тех, кто десятилетиями ходит в храм, но никто из священников никогда «не копал», не пытался более тщательно разобраться с его грехами.

Редакторы бессильны Разве нельзя сказать это короче? Зачем эти лишние эпитеты? Нельзя ли еще раз ужать этот текст, пусть довольно точный и меткий? Но тогда это будет уже не православное богослужение. Православные всегда постараются выразиться как можно пространнее. В православном вероисповедании, молитвы много не бывает, это относится и к другим его аспектам. Изначально литургия длилась более пяти часов, это показывает, что люди в те времена горели сердцами к Господу. Василий Великий в своей редакции литургии сократил ее продолжительность до двух с половиной часов, а позднее около 400 года св. Иоанн Златоуст еще сократил это время до полутора часов.

Обычно по воскресеньям служится литургия св. Иоанна Златоуста, но в некоторые дни воскресения Великого поста, Крещенский Сочельник , мы служим более длинную литургию св. Василия Великого. Взбранная Воевода Неизменная черта православного богослужения — почитание Девы Марии , «Непобедимой Воеводы» всех христиан. Мы называем ее также Богородицей или Божьей Матерью. Она способствовала нашему спасению, сделав физически возможным воплощение Бога в человека. Когда мы поем «Пресвятая Богородица, спаси нас», мы не рассчитываем, что Она дарует нам спасение в вечности, а просим Ее молитв о нашем заступлении и возрастании в вере. Мы просим молитв Девы Марии и других святых так же, как мы просим молитв друг у друга. Они ведь не умерли, а просто отошли в иной мир.

Мы окружаем себя иконами для напоминания о том, что все святые невидимо соучаствуют в нашей молитве. Трое врат. В каждом православном храме перед алтарем стоит иконостас. Иконостас означает «стойка для икон» и он может элементарно представлять собой большую икону Христа справа и икону Богородицы с младенцем слева. В более обустроенном храме алтарь может представлять собой украшенную иконами перегородку. Некоторые типы иконостасов закрывают алтарь от взоров, кроме тех моментов, когда центральные врата открыты. В самом простом варианте иконостаса с двумя большими иконами есть три входа. Центральный, непосредственно перед алтарем, называется Святыми или Царскими вратами, потому что во время Евхаристии через них к молящимся выходит сам Царь Славы. Святыми вратами пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках.

По обе стороны от икон, если это упрощенный иконостас, находятся двери с изображенными на них ангелами, они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители, однако без особой надобности заходить и выходить из алтаря не разрешается. Служителями алтаря — священниками, дьяконами, алтарниками могут быть только лица мужского пола. Женщины могут участвовать во всех остальных сферах церковной жизни. Женский вклад ценится наравне с мужским еще со времен первых мучеников; взглянув в сторону алтаря, всегда можно увидеть Богоматерь и других святых жен. Во многих православных храмах женщины трудятся наравне с мужчинами: управляют хором, пишут иконы, ведут уроки, читают Апостол и участвуют в приходском совете. Куда податься американцу? Перелистывая Желтые страницы любого мегаполиса, можно обнаружить большое количество православных церквей: Греческую, Румынскую, Русскую, Антиохийскую, Сербскую и множество других. Неужели Православие настолько национально ориентировано?

Не являются ли эти разделения свидетельствами богословских распрей и расколов? Отнюдь нет. Все эти православные церкви это одна Церковь. Национальная принадлежность указывает на то, к чьей юрисдикции относится приход и какому епископу подчиняется. В Северной Америке 6 миллионов православных, а по всему миру их 250 миллионов, поэтому православная община занимает среди всех христиан второе место по величине. Несмотря на такое национальное многообразие, поразительно, что православие едино в богословских и нравственных вопросах. Православные по всему миру единодушно придерживаются проповеданных апостолами фундаментальных христианских принципов, которые передаются из поколения в поколение епископами — апостольскими преемниками. Кроме того, они верны апостольским устоям морали: аборты , половые отношения вне семьи так же считаются грехом с православной точки зрения. Кто-то, возможно, объяснит это единство исторической случайностью.

Однако, мы объясняем это воздействием Святого Духа. К чему тогда такое многообразие национальных церквей?

Что такое Всенощное бдение в церкви Всенощное бдение — ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час. Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу. Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете. Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий. Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте.

К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью. Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников — Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь. Традиционно Всенощное бдение происходит перед: воскресным днем; особыми праздниками, со знаком отличия Типикона; любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель. Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о том, как совершается Божественная литургия. Продолжительность службы в церкви — сколько длится Как правило, по воскресеньям утрени начинаются около 7-8 часов утра, вечерни — 7-8 часов вечера соответственно. Есть и дневные литургии, длящиеся обычно с 3 до 6 вечера. Также возможны индивидуальные переносы служб на час ранее или позднее.

В будние дни службы обычно длятся не более двух часов, воскресные — трех. Узнать, сколько длится та или иная служба в определенный день всегда лучше в самом храме у служителей, так как представленное выше описание приблизительно, и каждая церковь имеет право корректировать график проведения служб по-своему. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Благовещенье? Поздравление с Благовещением Благовещение празднуется 7 апреля. Однако верующим стоит посетить вечернюю службу 6 апреля. В некоторых храмах с 6 на 7 апреля проводятся всенощные бдения. Правила посещения храма Есть определенный свод несложных, общих для всех христиан правил посещения православных церквей.

Вероятно, вы уже знакомы с ними или с большей их частью, но не лишним будет снова их повторить. Утром в храм идите «со светлой головой» и легким сердцем, предпочтительно, натощак. Оденьтесь скромно. Женщины надевают платья или юбки не выше колена, голову в храме обязательно должен покрывать платок или шарф, но не головной убор. Макияж не должен быть ярким, а лучше всего вовсе от него отказаться. У мужчин одежда также должна быть предельно проста, без пестрых рисунков и коротких шортов. В самом храме мужчина головной убор снимает.

От украшений лучше отказаться. Главное в вашем облике — опрятность. Заходя в храм, прихожанин трижды крестится и совершает поклон после этого. До начала литургии, если позволяет время, имеется возможность поставить свечи иконам. Уходя, также следует перекреститься 3 раза и поклониться. При чтении псалмов не крестятся. Земные поклоны не совершаются в воскресенья, на Рождество Христово, Воздвижение и Преображение.

Если вы, к примеру, забыли в каком-то моменте поклониться или совершили поклон тогда, когда этого не делают — не переживайте. Греха в этом нет абсолютно никакого. Со временем, регулярно посещая церковь, выполнение всех правил войдет в привычку. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Пасху?

Виды православных богослужений (утреннее, вечернее и разные праздничные)

В записку нельзя включать имена некрещеных людей. Проскомидия Это слово переводится как "принесение". Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.

Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике.

Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется "Агнец" ягненок. Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа.

Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан. Потом приходит очередь малых просфор.

Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие.

Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары. Литургия оглашенных Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению.

На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: "Благослови, Владыко! На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.

Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой.

Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие - символ Христа. За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле.

Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы. Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей.

При этом от последования обычного часа сохраняется по одному псалму, тогда как два другие заменяются по следующим правилам: на 1-м часе всегда остается начальный псалом 5 , тогда как на остальных часах сохраняются заключительные псалмы соответственно на 3-м — 50, на 6-м — 90, на 9-м — 85. Для примера: в Великую Пятницу на часах положены следующие псалмы: 1-й час: Пс. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари. Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии.

Первый час — испрашивается благословение на новый день, служба посвящена воспоминаниям об изгнании прародителей Адама и Евы из Рая, суду над Иисусом Христом. Третий час — воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу, крестный путь нашего Спасителя на Голгофу. Шестой час посвящен распятию Господа, Его крестным страданиям по Евангельскому тексту от 6 до 9 часа место Распятия покрыла тьма. Девятый час — вспоминается момент смерти Господа, после нескольких часов тьмы с 6 по 9 час : Иисус Христос «возопив громким голосом, испустил дух» Мф. Когда читаются простые Часы, а когда особые Простые часы читаются в течение всего года, но во время Великого Поста и Пасхи они заменяются великопостными и Пасхальными соответственно.

В навечерие больших праздников Богоявление, Рождество Христово читаются великие часы. Сколько длятся Часы в храме Сама служба часов очень короткая, в среднем она занимает 15-20 минут.

Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 как принято в мирской жизни , а 18:00 предыдущего календарного дня. Что это значит? Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее — заканчивается в субботу до 18:00. Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия. Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также — всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших.

Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить. Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви в воскресенье? Первое воскресное богослужение начинается в субботу после 18:00, а последнее — заканчивается в воскресенье до 18:00. Воскресные богослужения наполнены темой Воскресения Господнего. Именно поэтому воскресные службы, особенно Божественная Литургия, являются самыми знаковыми в седмичном цикле богослужений. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи. Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует!

Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» — особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню. Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются. Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения. Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви? Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя Предпраздничная служба начинается с раннего утра 6 января. Служба 1-го часа. Время — с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.

Служба 3-го часа. Время — с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении. Служба 6-го часа.

О чем мы молимся на вечерне?

В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра — для поздней. В большинстве храмов и монастырей по постным дням Литургия служится ранее предписанного времени и заканчивается чаще всего ранее полудня. Время Церкви: Часы После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед началом Божественной Литургии записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их, вознося молитву за наших родных и близких. Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону: Боже, буди милостив мне, грешному. Время Церкви: Часы После Всенощного бдения в храмах читается первый час.

Суточный круг богослужений

Литургия должна совершаться непременно в храме, которого престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем. В большинстве храмов и монастырей по постным дням Литургия служится ранее предписанного времени и заканчивается чаще всего ранее полудня. Пасхальные часы вовсе не включают в себя псалмов, поскольку на Пасху и всю Светлую седмицу Псалтирь в храмах не читается. Новости храма Расписание богослужений Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Еженедельная рассылка Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Цитата дня. Перед литургией, пока священник служит в алтаре, в нашем храме совершаются часы.

Суточный круг богослужений

  • Навигация по записям
  • О поведении в храме
  • Повечерие и полунощница
  • Азы православия. Часы.
  • Требы онлайн
  • Самое читаемое

Часы в храме перед литургией: значение и история

Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов. На территории России вечерняя служба в одних храмах начинается в 16 часов, в других – в 18 или 19 часов. Основное время, когда начинается вечерняя служба в церкви – 3 часа дня, но лучше узнать точное время в конкретном храме. В дни, когда литургия не предусмотрена уставом, после шестого или девятого часа совершается особый чин изобразительных (в просторечии — обедница).

Часы в храме: обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные — что, когда и зачем читают

Sexta около 3 часов дня Девятый час лат. Nona на заходе солнца Вечерня лат. Vesperae перед сном Комплеторий лат. Completorium — служба, завершающая день; по-русски часто называется, как соответствующая ей православная служба «Повечерие» Структура часов в Восточной и Западной Церквах отличается.

Основу часов составляют псалмы, однако в восточном обряде для каждого часа определён свой состав псалмов, который не изменяется, а для отличения одного дня от другого служат тексты церковных авторов т. Исключение составляют кафизмы — большие разделы Псалтири, последовательно читаемые на вечерне и утрене, а Великим постом и на «малых часах», так что полный круг Псалтири прочитывается, как и в традиционном Римском обряде, за неделю Великим постом — дважды за неделю. В западном же богослужении основную смысловую нагрузку несут именно псалмы и некоторые библейские песни.

Они распределяются по тексту часов с тем расчётом, чтобы: а в течение определённого периода была прочитана вся Псалтирь; б текст псалма по возможности наиболее соответствовал дню и часу, когда он читается. В праздничные дни состав псалмов особый, подобранный в соответствии со смыслом праздника. Каждый псалом заканчивается кратким славословием малой доксологией «Слава Отцу и Сыну и Духу Святому, как было в начале, ныне и всегда и во веки веков.

Аминь»; в России вторую часть краткого славословия обычно читают, по аналогии с православной практикой, «…ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» , в начале и конце псалма поётся антифон, связывающий псалом со смыслом текущего дня или праздника. Из творений святоотеческого периода и более поздних церковных авторов можно отметить гимн, поющийся обычно в начале часа.

В дальнейшем речь пойдёт именно о часах латинского обряда. История Иудеи и ранние христиане Богослужебные часы произошли из иудейской молитвенной практики. В Ветхом Завете Бог указывает израильтянам совершать жертвы утром и вечером Исх.

С течением времени совершение этих жертв из святилища перешло в построенный Соломоном Иерусалимский храм. Во время Вавилонского изгнания, когда иудеи не имели возможности приносить жертвы в храме, стали появляться первые синагоги, где в определённые часы дня начали совершаться службы, состоящие из чтения Торы, пения псалмов и гимнов. После возвращения народа в Иудею молитвенные службы были включены в храмовое богослужение.

Постепенно иудеи начали рассеиваться по всему греко-римскому миру, положив начало еврейской диаспоре. Во времена Римской империи иудеи и позднее — ранние христиане начали следовать римскому распорядку дня с выделением периодов времени для молитвы.

Кто-то связывает это с прошедшей пандемией: люди отвыкли ходить в храм на «необязательные» службы и так к ним и не вернулись, кто-то — с тем, что люди становятся все загруженнее, кто-то — с тем, что смысл всенощного бдения прихожанами не понят и недооценен. Противопоставить этой усталости — физической и моральной — можно прежде всего вдохновение, а оно появляется в том числе от целенаправленных усилий, считает священник петербургского храма иконы Неупиваемая чаша на Васильевском острове иерей Алексей Власов. На что обратить внимание, чтобы получать от всенощного бдения радость? Когда прихожанин просто стоит и ждет, это действительно скучно «Простой прихожанин что делает на богослужении? Просто стоит и чего-то ждет, соответственно, это не очень интересно, — размышляет отец Алексей. Надо службу «отстоять», есть такое выражение, тем самым как бы подтвердив свое аскетическое предстояние пред Богом. Но это не совсем подходит для людей неаскетического склада, какими является большинство наших современников. Сейчас люди ищут, скорее, вдохновения и смысла.

Поэтому первое, о чем бы я призвал помнить, — что любое богослужение возникло как таинство предстояния перед Богом, и радость в нем изначально заложена. Само слово «бдение» кажется мне очень вдохновляющим, ведь оно говорит о готовности человека предстать перед Богом. Чтобы было желание ходить на богослужение, в первую очередь нужна живая вера, тогда человек захочет выразить ее в молитвах и гимнах на богослужении. Поэтому если идти на службу решительно не хочется, стоит задуматься — все ли в порядке в моих отношениях с Богом? Что такое всенощное бдение и как оно устроено Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне Литургии особо чтимых праздничных дней. Всенощным оно называется потому, что в древности начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом; вечерня и утреня в составе Всенощного бдения совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни. Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена Ветхого Завета: сотворение мира, грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, надежду людей на пришествие Спасителя. Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает времена новозаветные: явление Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его Воскресение. Подробнее о том, как служится всенощное бдение, здесь и здесь.

Изначально всенощное бдение было богослужением, которое предваряло большие праздники, для того чтобы все время дня и ночи было посвящено молитве, радостной встрече с Богом, напоминает отец Алексей.

Испросив у Бога важнейшее — спасение, мы молимся о мире, в котором пребываем, а также о Церкви, в которой живем и спасаемся: «О мире всего мира, о благостоянии пребывании в добре святых Божиих Церквей и соединении всех». Соединение всех — это единство людей в Боге.

Соединяясь в таинствах и молитвах с Господом, мы оказываемся перед удивительной возможностью быть в духовном единстве со всеми христианами, дальними и ближними, живыми и усопшими — со всеми, кто составляет Единую Христову Церковь. Церковь Христова. Икона Прошения великой ектении идут от самых главных к более частным: помолившись о всей Церкви, мы молимся о храме, в котором собрались на службу, о своем приходе, обо всех, кто «с верою, благоговением и страхом Божиим» вошел в этот храм.

Страх Божий — это духовная категория, высшая форма благоговения перед святостью Божьей, боязнь оскорбить Бога неподобающим чувством или помышлением. Каждый приход — частица Поместной Церкви, поэтому далее мы поминаем в молитве церковную иерархию. Мы молимся о том, кто возглавляет Русскую Православную Церковь, — о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси; о епископе, который управляет нашей церковной областью — епархией; о пресвитерах, диаконах и «всем причте и людях» — обо всех церковных служителях и обо всех людях, которые составляют нашу Церковь.

Вслед за этим мы молимся о «богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». За две тысячи лет, прошедших от Рождества Христова, отношение власти к Церкви менялось не раз, но сама Церковь Христова всегда молится и о стране, в которой пребывает, и, по апостольской заповеди, о власти: как о той, которая ее поддерживает, так и о той, которая ее гонит. Церковь живет в истории, сосуществует с разными формами общественной и государственной жизни; все они «прейдут» — закончатся, а Церковь «пребудет вечно», и от «мира сего» останется лишь то, что будет воцерковлено, освящено и приведено к Богу — станет «миром Божиим».

Сотворенный Богом человек был поставлен господствовать над всем творением, но в результате грехопадения первых людей вся земля оказалась отделенной от Бога — проклятой. Она восстает на человека, и мы молимся, чтобы Господь, посетивший мир и восстановивший связь Творца и творения, благословил нас жить в гармонии с природой. Об этом прошение «о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных».

Церковь исполняет свою миссию среди трудностей и соблазнов земного бытия, поэтому мы молимся о тех, кто особенно нуждается в помощи Божьей: «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных». Мы молимся также «об избавлении от скорби, гнева и нужды», которые всегда возникают там, где теряется упование на Божественную помощь. К каждому прошению, произносимому диаконом или священником, хор добавляет: «Господи, помилуй».

В этой краткой молитве заключена вся глубина, вся красота отношений человека с Богом, Который нас милует и спасает, вся полнота благ земных и Небесных, которые может даровать человеку Бог. Оставаясь неприступным и надмирным по Своей природе, Бог благоволил открывать Себя человеку и посещать людей «Своею благодатью», даром Своей Божественной любви. И так как Бог «Своею благодатью» может обитать и действовать в нас тогда только, когда мы сами открываем Ему свои сердца, то, молитвенно испросив помощи у Богородицы и всех святых, то есть тех, кто составляет Церковь Небесную, мы сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь «весь живот наш» вручаем «предаем» Христу Богу.

Этим молитвословием, выражающим готовность посвятить нашу жизнь Богу, и завершаются прошения великой ектении. После возгласа священника «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу» и завершительного «Аминь» начинается песнопение «Блажен муж» в большие праздники оно отменяется , состоящее из шести стихов трех первых псалмов и припева «аллилуйя», что значит «славься». Это начало Псалтири, книги песнопений: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Текст песнопения «Блажен муж» с иллюстрацией Псалмопевец использует образный язык: путь праведников противостоит пути нечестивцев, а путь жизни — пути смерти. Книги Священного Писания в том числе и Псалтири имеют несколько уровней прочтения: буквальное, историческое, нравственное, символическое или аллегорическое иносказательное.

Таким образом, в словах первого псалма о человеке, который на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, мы видим духовный смысл: путь — это образ жизни, нечестивые — это не обязательно люди, но также и помыслы. Призвание же человека — бороться с грехом, «не ходить» означает не стремиться к греху, «не стоять» — не участвовать в грехе, «не сидеть» — не оставаться в нем. Зло пребывает в мире и в человеке, но мы, приходя в храм, должны отсекать его и уходить из храма обновленными.

Если первые два песнопения всенощного бдения не были в строгом смысле молитвой, одно 103-ий псалом говорило о творении, а другое «Блажен муж» призывало к праведности, то следующее песнопение: «Господи воззвах», также основанное на ветхозаветных псалмах 140, 141, 129, 116 , — это устремленная к Богу молитва. Древние псалмы сменяются песнопениями с уже новозаветной тематикой — стихирами в честь праздника или святого. Затем, на «Слава и ныне» так на практике называется пение чтение «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков» открываются царские врата и начинается вход с кадилом.

Через северную дверь на солею идут свещеносец, диакон с кадилом и священник, приносящий в это время молитву: «Вечер, и заутра, и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех».

Потом песнию царя и пророка Давида: буди имя Господне благословено отныне и до века, и чтением псалма: благословлю Господа на всякое время… — при раздаянии антидора приносится благодарение Спасителю за милосердое смотрение о Своей Церкви и внушаются наставления причастившимся Святых Таин. Наконец, священник, еще благословив людей и призвав на них благословение Божие псаломскими словами: благословение Господне на вас… — воздает Христу Богу славу и благодарение, возглашая: слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Потом заключает Божественную службу, отпуская народ с упованием и надеждою, что Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере… и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Лик же, от лица всего народа, поет многолетие, умоляя Господа, да сохранит здравие всех православных христиан на многая лета. Тогда врата царские затворяются и закрываются завесою.

Что такое антидор, и для чего он раздается при конце литургии? Антидором называется остаток той освященной просфоры, из которой при совершении проскомидии вынут был Агнец. Антидор раздается в подражание братолюбивой трапезы древних христиан, которая учреждаема была после литургии.

Что знаменует затворение царских врат и закрытие их завесою по окончании литургии? Затворение царских врат и закрытие их завесою знаменует то, что по кончине мира, когда навеки затворится чертог Царствия Небесного, уже не будет времени для покаяния, и никакое жертвоприношение не подействует ко спасению душ наших. Конец и Богу нашему слава!

Примечания 1. Поскольку Великий пост четыредесятницы по преимуществу есть время сокрушения о грехах и раскаяния, То отцы Церкви постановили на Соборах в продолжение Великого поста не ежедневно совершать полную литургию, а только в субботы и воскресенья — в дни, посвященные радостному воспоминанию создания мира и воскресения Христова; ибо священнодействие полной литургии есть истинное торжество христианина, и исполняет сердце его небесною радостью, которая несовместима со скорбью души кающейся. Кроме же суббот, воскресных дней и праздника Благовещения, Церковь, строго соблюдая правила поста, совершает в течение четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам кроме четверга пятой недели часы, а по средам, пятницам и в четверг пятой недели, равно как в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы — литургию преждеосвященных Даров, доставляя духовное утешение верующим Таинством Тела и Крови Христовой.

Литургия преждеосвященных даров так названа потому, что в ней Божественные Таины уже освящены прежде- в предыдущее воскресенье. Священные одежды, в которые облачаются священник и диакон, суть следующие: 1 стихарь, который называется и подризником, 2 орарь, 3 поручи, 4 епитрахиль, 5 пояс, 6 фелонь, 7 набедренник, 8 палица. Стихарь есть верхняя одежда диакона и нижняя — священника.

Сия одежда, всегда почти светлая, означает непорочность жизни и духовную радость и вместе изображает те блистательный ризы, в каких являлись Ангелы Лк. Орарь есть длинный плат, возлагаемый на левое плечо диакона. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, орарь уподобляется Ангельским крыльям и потому означает готовность служителей Церкви исполнять волю Божию.

Поручи, употребляемые диаконом и священником, служат для свободнейшего действования и знаменуют вообще силу Божию, укрепляющую их, а сверх того у священника изображают узы, которыми связаны были руки страждущего Христа, когда Он был веден к Пилату. Епитрахиль есть орарь, сложенный вдвое, и возлагается на священника в ознаменование излитой на него благодати и благого ига Христова. Пояс, которым опоясуется священник, означает готовность его служить Богу и напоминает тот лентион, которым Сам Иисус Христос препоясался при омытии ног возлюбленным ученикам Своим.

Фелонь есть верхняя круглая риза священника. Она изображает ту червленую хламиду, в которую облекли Спасителя на дворе Пилата. Набедренник и палица бывают украшением высших или старших иереев и имеют знаменование духовного меча, т.

Православная Церковь уготовляет и приносит для литургии хлеб в пяти просфорах; но только одна из них предлагается и приготовляется для Таинства. Сим, по изъяснению апостола Павла, означается то что един хлеб, едино тело есмы мнози; еси бо от единаго хлеба причащаемся 1Кор. Литургия Преждеосвященных Даров Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, назвать сердцевиной или центром великопостных богослужений.

Литургия Преждеосвященных Даров в нашем храме 9 марта 2018 года. Святое Причащение В некоторых старинных рукописных служебниках она называется «Литургией Великой Четыредесятницы». И, действительно, она является самым характерным богослужением этого священного периода года.

Название этой службы раскрывает нам саму ее сущность: она является именно Литургией «Даров Преждеосвященных». Этим она отличается от Литургии св. Василия Великого и Литургии св.

Иоанна Златоуста, на которых совершается Евхаристия — приношение и освящение даров. Предлагаются нам эти Святые Дары, чтобы мы имели возможность причащаться от них и освящаться ими. Другими словами Литургия Преждеосвященных Даров — это, в сущности, не «Литургия» в том смысле, как бывают обычные Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого, а особый чин Причащения.

Чтобы понять причины возникновения чина приобщения преждеосвященными Святыми Дарами, надо обратиться к его истории. Его корни восходят к древнейшей практике Церкви. В первые века христианской истории верующие приступали к Святым Тайнам на каждой Литургии.

Существовал даже обычай, что верующие, когда не было Литургии среди недели, причащались частным образом от Святых Даров, оставшихся от воскресной Литургии. И на основании этого обычая выкристаллизовалось в монастырях особое последование молитвы: все монахи молились совместно перед Причастием, и затем они также совместно благодарили Бога, Который их сподобил стать причастниками Святых Таин. Это совершалось после вечерни или же после 9-го часа около трех часов пополудни , так как древние отшельники постились до позднего часа, вкушая пищу обыкновенно только один раз в день, вечером.

Со временем это последование молитв принимало облик краткой службы, несколько похожей на чинопоследование Литургии. Так возникло то, что ныне именуется «последованием изобразительных», которое в современной практике совершается после шестого или девятого часа. Само название «изобразительная» указывает на то, что в этой краткой службе, в какой-то мере, «отображается» чин литургии.

А в этом отношении оно оказалось предшественником нашей Литургии Преждеосвященных Даров. Во время Великого Поста полная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям. Древний церковный обычай, который был подтвержден правилами соборов, запрещает совершение Литургии в будни Великого Поста, так как эти дни должны быть всецело посвящены посту и покаянию.

Совершение Божественной Литургии не соответствовало бы скорбному характеру этих дней. Литургия является пасхальной тайной, праздником Церкви, наполненным радостью и духовным ликованием. Однако, здесь возникал вопрос.

Как говорит св. Василий Великий, верующие его времени привыкли причащаться, кроме суббот и воскресных дней, еще, по крайней мере два раза в неделю — в среду и пятницу. Но как причащаться без Литургии?

Ответ был дан уже заранее: от Святых Даров, освященных на одной из предшествующих Литургий. Мы находимся во время Великого Поста. Но пост в те времена означал полное воздержание от всякой пищи до наступления захода солнца.

А Причастие Святых Даров должно было увенчать, закончить постный день. Поэтому оно должно было, в эти дни, иметь место уже после вечерни. Чин Литургии Преждеосвященных Даров состоит из вечерни, в конце которой предлагаются Святые, Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед Причащением, совершается само Причащение и возносятся, после него, благодарственные молитвы.

Связь этой службы с Великим Постом придает ей особый, «скорбный» характер. Престол и священные сосуды, содержащие Св. Тайны покрыты покровцами темного цвета.

Молитвы исполнены чувствами смирения и умиления. Вообще, вся служба носит характер особой таинственности. Первая часть Литургии Преждеосвященных Даров состоит из великопостной вечерни, только с некоторыми особенностями.

Священник облачается в темные священные одежды. Сама вечерня начинается не возгласом, обычным для вечерни «Благословен Бог наш…» , а начальным возгласом литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…». Таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост.

Потом читается, как на других вечернях, псалом 103-й — «предначинательный», начинающийся словами «Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело…». Этот псалом, восхваляющий Бога — Творца всего мира, является как бы «предисловием» вечерни, а, вместе с ней, и всего круга повседневных служб, так как по ветхозаветному преданию, вечер с наступающей ночью считается началом дня или же суток.

После этого «предисловия», диакон или, вместо него, сам священник приглашает верующих к совместной молитве, произнося Великую или Мирную ектенью: «Миром Господу помолимся…». Потом читаются псалмы 119-й по 133-й. Эти псалмы представляют собой 18-ю кафизму или главу из книги псалмов — Псалтири.

Эти псалмы называются «песнями восхождения»; в древности, еще в ветхозаветные времена, их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним. В то время, когда на клиросе читаются эти псалмы, священник в алтаре приготовляет Святые Дары на жертвеннике: переносится на жертвенник Преждеосвященный Ангец Тело Христово, напоенное Честной Его Кровью , оставшийся после воскресной или субботней литургии. Потом вливается в чашу неосвященное вино с водой, и покрываются священные сосуды, как это делается перед обычной лиутргией.

Все это совершается молча, без каких-либо молитв. Богослужебный устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной литургией, на которой освящались Святые Дары. По окончании этих приготовлений и чтения 18-й кафизмы, вечерняя служба продолжается пением отрывков из обычных вечерних псалмов, начинающихся словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…».

Далее вставляются те церковные песнопения — стихиры на «Господи, воззвах», — которые на данный день указаны в богослужебных книгах. И при окончании этих песнопений, священнослужители совершают обычный вечерний вход — шествие в алтарь через царские врата, которое завершается молитвой «Свете Тихий». Вслед за вечерним входом предлагаются два чтения — «паремии» — из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых.

Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий Пост был посвящен приготовлению людей к крещению. Во время первого отрывка из Ветхого Завета священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании первого чтения священник берет эту свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех! Свеча — символ Христа, Света мира.

Стоящая на Евангелии во время чтения Ветхого Завета свеча, символически указывает на то, что все пророчества свершились во Христе, Который просветил Своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания». Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий людей со Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

После второго ветхозаветного чтения начинается посреди храма торжественно-умилительное пение: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя». Слова эти из 140 псалма. Во время этого пения совершается в алтаре каждение перед святым престолом и жертвенником.

Пение это повторяется шесть раз, и при этом вставляются другие стихи из того же псалма. В практике Русской Церкви, после пения этих стихов читается великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…». Затем следует прилежное моление о всех членах Церкви, а также об оглашенных и, начиная со среды 4-й недели Поста — особенно о тех оглашенных, которые в этом году приготовляются «ко святому просвещению», то есть к Таинству Крещения, которое в древности совершалось в Святую и Великую Субботу.

И уже после отпущения всех оглашенных начинается вторая часть Литургии Преждеосвященных Даров: чин Причащения.

Время Церкви: Часы

  • Богослужение + Православный словарь
  • Происхождение
  • Какие службы есть храме и в чем их смысл
  • Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье

Что такое часы в храме перед литургией

Согласно этой главе, в воскресные дни и в великие Господние праздники надлежит начинать Литургию в начале 3-го часа дня около 8-00 по нынешнему счислению времени , чтобы трапеза пришлась на начало 4-го часа дня около 9-00 по нынешнему. В субботы же и будни Типикон указывает совершать литургию позже, чтобы и трапеза приходилась на более позднее время. Типикон связывает хотя и не всегда начало Литургии с соответствующим ему временем трапезы. Изменением времени начала Литургии регулируется время окончания пощения то есть полного воздержания от пищи того или иного дня. Причем, для праздничных и воскресных дней длительность пощения бывает меньше, чем для будней.

Священнослужители под пение литийных стихир исходят в притвор, где совершают сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и прежде всего - о прощении согрешений наших Божиим милосердием. После литии поются стихиры на стиховне - принадлежность как будничных, так и праздничных служб. При завершении вечерни мы слышим «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» - слова праведного старца Симеона, которые он произнес при сретении Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском. Затем поется «Богородице Дево, радуйся» на всенощном бдении или другие тропари празднику или святому, по Уставу. Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.

Утреня По Уставу, если не совершается всенощное бдение, утреня должна начинаться с двупсалмия, с так называемых «царских псалмов» 19 и 20. Сейчас, к сожалению, эту часть утрени можно услышать только Великим постом, да и то не везде. Затем читается шестопсалмие - псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Это время особенно сосредоточенной молитвы. Свет в храме приглушается или совсем гасится, не следует ходить по храму и даже шептать, по точному указанию церковного Устава Типикона. После шестопсалмия возглашается такая же великая ектения, как и в начале вечерни. Затем на напев последующего тропаря поется «Бог Господь и явися нам» и тропари праздника или святого. Читаются рядовые кафизмы Псалтири, две или три. Во время чтения паремий и кафизмс седальнами принято сидеть.

Разрешается сидеть и во время чтения канона. Пением стихов «Хвалите имя Господне» начинается полиелей, если служба праздничная. Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому. Поется величание празднику или святому, чередующееся со специально подобранными стихами из псалмов. На воскресной службе поются тропари «Ангельский собор удивися», которые напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о воскресении Спасителя. Читается Евангелие, которое после этого выносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими это бывает только на воскресной всенощной. Центром утрени является чтение канона, который обычно за богослужением составлен из нескольких канонов. На воскресной утрени канонов может быть целых четыре: например, воскресный, крестовоскресный, богородичный и святому. На будничной службе, например, в понедельник - покаянный, бесплотным силам и святому.

В православном богослужении так называются поэтические произведения, составленные по определенным правилам, касающимся как формы, так и содержания. Канон имеет девять песней, каждая из которых начинается ирмосом «ирмос» по-гречески - сплетение, связь и имеет несколько тропарей. Каждый ирмос связан с одной из девяти библейских песней, из которых он заимствует иногда целые фразы. По окончании 8-й песни канона после стиха «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви»полагается поясной поклон. Во время пения «Величит душа Моя Господа» на 9-й песни канона в конце каждого припева «Честнейшую Херувим» полагается земной или поясной в зависимости от дня поклон. По окончании канона на праздничной службе хор поет «Всякое дыхание да хвалит Господа» ихвалитные стихиры, завершающиеся пением великого славословия. Затем поются тропари воскресный или празднику или святому. Возглашаются две ектении - сугубая на которой поется на каждое прошение трижды «Господи, помилуй» и просительная «Подай, Господи» - и утреня заканчивается. На будничной службе хвалитные псалмы и великое славословие читаются, затем следует ектения просительная, поются стихиры на стиховне, затем также тропари и сугубая ектения.

К утрени обычно присоединяется 1-й час, на котором читаются псалмы 5, 89 и 100, тропари празднику или святому, молитва «Иже на всякое время» и молитва 1-го часа «Христе, свете истинный». Божественная литургия Литургия разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных. На проскомидии, совершаемой перед началом литургии, приуготовляется Агнец из большой просфоры для преложения в Тело Христово и вино для преложения в Кровь Христову.

Для православия более свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности, чем ощущение, что за тобой наблюдают и могут оскорбиться, если ты делаешь, что-то неправильно. Один из бывших священников Англиканской церкви в Америке признался, что на его решение стать православным больше всего повлиял вид припадающих в земных поклонах верующих. Он подумал тогда, что именно так следует предстоять перед Богом. Люблю и целую. Мы целуем святыни. Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы у Иисуса принято целовать стопы, а у святых десницу. Вскоре вы обращаете внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, некоторые — край риз священника, когда он приходит мимо, причетники целуют его руку, когда подают ему кадило, в конце службы мы все становимся в очередь, чтобы поцеловать крест. Когда мы говорим, что «приложились» к чему-либо — это означает, что мы осенили себя крестным знамением и поцеловали этот предмет. Перед причастием мы целуем друг друга «Приветствуйте друг друга лобзанием любви 1 Петр. Когда католики и протестанты Высокой церкви совершают «преподание мира», они обнимаются, пожимают друг другу руки, или слегка касаются друг друга щеками — это обычное приветствие представителей западной культуры. У православных другая культура: греки и арабы целуются в обе щеки, славяне — троекратно. Поддайтесь инициативе близстоящих, и старайтесь не столкнуться носами. На типичное обращение: «Христос посреди нас» отвечают: «Есть и будет». Не бойтесь, если вы забудете, что отвечать. Здесь не произносят обычного для протестантов приветствия: «Мир Господа да пребудет с вами», неуместно будет также сказать что-нибудь вроде: «Какая замечательная у вас церковь». Целование мира — это литургическое действие, знак мистического единства. Беседы и общение оставьте на потом. Освященный и жертвенный хлеб К причастию могут приступать только православные, но частички освященного хлеба могут вкушать все. Это происходит так: кто-то из прихожан печет круглый хлеб для причастия и на нем делается оттиск печатью. Во время подготовительной службы перед литургией священник вырезает из печати сегмент и откладывает его в сторону. Он называется «Агнец». Оставшаяся часть хлеба разрезается на части, кладется в большую корзину и благословляется священником. И тут происходит удивительное: священник опускает Агнца в Чашу с вином. Когда мы причащаемся, мы подходим к священнику друг за другом, широко открывая рты, и он дает нам с золотой ложечки частичку хлеба, пропитанного вином. Он также читает над нами молитву, называя наше имя или имя святого, которое мы получили при крещении или миропомазании таинство принятия в Церковь через помазание священным маслом. Пройдя мимо священника, мы подходим к алтарнику, который держит корзину с освященным хлебом. Люди берут частички для себя или своих неправославных знакомых. Если вас кто-то угощает частичкой освященного хлеба, не пугайтесь — это не причастие. Это символ братства. Случайные посетители иногда обижаются, что их не допускают к причастию. В Православии считается, что Причастие шире личных отношений с Христом. Оно удостоверяет вероисповедание исторического православного учения, подчинение определенному православному епископу, и преданность определенной православной общине. Тут нет каких-то привилегий, стать верным Православной Церкви может каждый. Но Евхаристия — это сокровище Церкви, и оно сберегается для тех, кто связал себя с Церковью. Это похоже на откладывание супружеских отношений до брака. Еще одна причина того, почему мы оберегаем Евхаристию от всеобщего доступа, в том, что мы относимся к ней серьезнее многих других христианских конфессий. Мы верим, что это воистину Тело и Кровь Христовы. Мы не приступаем к причастию, не исповедовавшись в грехах перед священником и не примирившись с другими членами Церкви. Мы воздерживаемся от еды и питья, даже утренней чашки кофе, с полуночи перед причастием. Итак, мы подошли к теме поста. Когда новички узнают об этой православной традиции, они обычно с трудом в это верят. Мы воздерживаемся от мяса, рыбы, молочного, вина и растительного масла каждую среду и пятницу, а также на протяжении четырех промежутков года, дольше всего во время Великого поста перед Пасхой. В общей сложности это занимает около полугода. Здесь, как и везде, возможны вариации. Посоветовавшись со священником, люди решают, в какой мере они могут держать эти посты, как с физической, так и духовной точки зрения — чрезмерная строгость вскоре может привести к расстройству и подавленности. Пост это личное дело каждого человека. Как сказал св.

Римские сутки начинались в полночь и в полночь заканчивались. День в узком значении продолжался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь, соответственно, с 6 часов вечера до 6 часов утра. Римляне евангельских времен для военной караульной службы делили ночь на четыре стражи вигилии , по три часа в каждой страже. День также был разделен на четыре дневные стражи, или тричасия, именуемые обобщенно «часами»: первый час с 6 до 9 часов утра , третий час с 9 часов утра до полудня , шестой час от полудня до 15 часов , девятый час от 15 до 18 часов , ср. Богослужебные часы посвящены преимущественно воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени — тричасия, или стражи, с которыми они совмещены хронологически в рамках дневного цикла. В первый час вспоминается ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него. В третий час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Святого Духа на апостолов Деян. В шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле. В девятый час — последние слова Господа и его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мертвых, прободение воином Его ребер. По свидетельству святителя Климента Александрийского, христиане отводят для молитвы часы третий, шестой и девятый. Христиане, по-видимому, совершали в эти часы лишь частную молитву, и каждая из этих молитв состояла только из чтения «Отче наш». В Иерусалимском богослужении конца IV века, по описанию паломницы Сильвии Аквитанки, чинопоследование шестого и девятого часов имеет такой же простой состав, как и утреня. В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому. По Уставу Чинопоследование часов совершается: первый — после утрени по окончании вечернего богослужения , третий и шестой — перед Литургией, девятый — перед вечерней.

Особенности великопостного богослужения

Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары. Литургия оглашенных Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению. На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: "Благослови, Владыко! На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.

Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой. Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие - символ Христа.

За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле. Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы. Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей. Завершается литургия оглашенных возгласом: "Оглашенные, изыдите!

Литургия верных В полной мере осознать, что такое литургия, могут люди, допущенные к причастию. Последняя часть службы посвящена тайной вечере, смерти Спасителя, его чудесному воскресению, вознесению на небо и грядущему второму пришествию. На престол выносятся дары, читаются молитвы, в том числе самые главные. Хором прихожане поют "Символ веры", где излагаются основы христианского учения, и "Отче Наш", подарок самого Иисуса Христа. Кульминацией службы становится таинство причащения.

После него собравшиеся благодарят бога и молятся о всех членах церкви. В самом конце поется: "Буде имя Господне благословенно отныне и до века". Священник в это время благословляет прихожан крестом, все по очереди подходят к нему, целуют крест и с миром идут домой. Как правильно причащаться Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику.

Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств. Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь.

В убранстве храма преобладают черные тона. Свет во время богослужений включается редко. Богослужебные тексты носят, в основном, покаянный характер. На всех богослужениях, за исключением субботних и воскресных, присутствует молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Значительно увеличивается чтение псалмов. Если в обычные дни Псалтирь должна прочитываться полностью один раз в неделю, то в дни четыредесятницы — дважды в неделю. Значительно увеличивается чтение Евангелия.

В течение Великого поста все четыре Евангелия прочитываются полностью. Чтение Евангелия начинается обычно со второй недели Великого поста. В дни Великого поста совершаются и некоторые особые богослужения, характерные для этого периода. Перечислим их. В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается великий покаянный канон Андрея Критского , разделенный на четыре части. Всю глубину души верующего человека пронизывают слова «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…».

И мы взываем: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Этот канон будет читаться еще, но уже целиком, в среду вечером 5-й недели Великого поста на богослужении, которое называется стоянием Марии Египетской, так как на этом богослужении вспоминаются жизнь и подвиги великой святой подвижницы Марии Египетской, жившей в конце V — начале VI века. В воскресные дни вместо литургии Иоанна Златоуста совершается литургия Василия Великого.

И они становятся плотью и кровью Спасителя, через которые любой человек освобождается от греховного начала. Во время литургии восстанавливается единство материального и божественного, людей и бога, нарушенное когда-то Адамом и Евой.

В храме наступает царствие небесное, над которым не властно время. Каждый присутствующий переносится на тайную вечерю, где Спаситель лично дает ему вина и хлеба, призывая всех быть милосердными и любящими. Теперь подробно рассмотрим каждый этап литургии. Подача записок Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным.

Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку. Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: "За здравие" или "За упокой".

Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны.

В записку нельзя включать имена некрещеных людей. Проскомидия Это слово переводится как "принесение". Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена. Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре.

В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется "Агнец" ягненок. Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа.

Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан. Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц.

Вечерние службы По церковным канонам именно вечером, а именно в 6 часов, наступают следующие сутки. Во время вечернего богослужения молятся о событиях, описанных в Ветхом Завете: о сотворении мира, первородном грехе, пророковом служении и законах Моисея. После вечерни наступает повечерие, где молятся, вспоминая сошествие Христа в ад и вызволении праведников. В полуношницу, которая наступает в полночь, вспоминают о Втором Христовом пришествии и Страшном Суде. Принято считать, что следует обязательно посетить вечернее богослужение тем, кто имеет намерение причаститься утром. Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава. Утренние службы Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы. По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии — ранняя и поздняя. Определение утрени Утреня — это церковное богослужение, которое, согласно Уставу нашей церкви, должно совершаться в самое раннее утро, еще до восхода солнца. Вся суть утрени — это благодарность Богу за прошедшую и пережитую ночь, за наступление нового дня в нашей жизни. Утреня — одно из богослужений суточного круга в православной Церкви Если смотреть структуру суточного богослужения, то утреня входит в состав так называемого всенощного бдения. Изначально, у первых христиан, всенощное бдение совершалось именно ночью, потому что зачастую организовать службу днем было опасно или вообще невозможно. В современной Церкви всенощное бдение очень редко целиком служится ночью, оно разбивается на части. Но название закрепилось за этой службой с древних времен. Утреня является второй частью всенощного бдения, которая идет следом за вечерней. По своему наполнению она соотносит нас со временами Ветхого Завета, когда Христос только пришел в наш мир для спасения каждого из нас, для чего победил смерть и воскрес. Сегодня утреня служится на вечернем богослужении, которое устанавливается в каждом храме вечером, накануне праздничных, воскресных и любых других дней, когда есть Литургия. Определить начало утрени несложно — она начинается с чтения шестопсалмия, когда в храме выключаются все светильники и оставляют гореть только зажженные лампады. Это очень трогательный и запоминающийся момент всей службы — весь храм, освященный только мягким светом лампад, погружается в общую молитву. Служба в субботу в церкви Службы в субботу в церкви в целом не отличима от богослужений в будние дни, если, конечно, нет определенного расписания на этот день, установленного церковью в индивидуальном порядке. Единственное, что характерно для этого дня, в отличие от будних — присутствие большего количества народа, так как многие отдают предпочтение посещать храм в выходные из-за высокой занятости в другие дни. Поэтому, если вы имеете намерение пообщаться о чем-либо со священником, то удобнее это делать среди недели и не во время больших церковных праздников. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье? Дата празднования Вербного Воскресенья зависит от даты празднования Пасхи и определяется по лунно-солнечному календарю. Праздничные богослужения начинаются с вечерней службы и последующих всенощных бдений в Лазареву субботу. Лазарева суббота — день накануне Вербного Воскресенья. Во время вечернего богослужения обязательно освящаются вербные веточки. Время богослужений зависит от внутреннего устава храма. О воскресной службе Как уже говорилось, в воскресенье вспоминается о воскрешении Христовом. Утреня ведется дольше, нежели в будний день — около трех часов. Сразу после нее наступает Евхаристическая служба или Причащение — воссоединение духовного и физического тела с Господом. Вечерняя служба ведется дольше и называется великой. В этот день также в храмах присутствует большое количество прихожан. Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви на Крещенский сочельник? Богослужения в Крещенский Сочельник очень похожи на Рождественские богослужения. Дата Крещенского Сочельника — 18 января.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий