Новости что такое синдром отличника

Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Синдром отличника или отличницы в психологии — это совокупность особенностей психики и поведения человека, когда наибольшее значение для него приобретает похвала или высокая оценка его действий. «Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова. В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку.

Что такое синдром отличника

Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. В статье мы расскажем про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов.

Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть

Проигрыш приводит к ощущению беспомощности, самобичеванию и депрессиям. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Однако между данными понятиями психологи видят принципиальную разницу. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству. Перфекционисты ставят перед собой нереалистичные задачи и чувствуют неудовлетворенность собой, пока не достигнут поставленных целей. Перфекционист тоже не прощает ошибок, чувствует себя виноватым, когда что-то делает неправильно. Однако при достижении идеала перфекционист ориентируется на себя, стремится к совершенству ради самоудовлетворения. Человек с синдромом отличника ставит целью всеобщее признание. Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений. Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов. Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками.

Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка. Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус. Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений. Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь. Симптомы синдрома отличника У взрослых людей сохраняется нестабильная самооценка, которая зависит от достижений, неудач и признания окружающими. Они боятся критики, готовы отказаться от нового дела из страха допустить ошибку.

Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др. Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек? Конечно, это не повод безответственно относиться к своей деятельности. Важно заниматься ею таким образом, чтоб это приносило вам удовольствие независимо от оценки окружающих. Не старайтесь быть идеальным во всем. Это все равно невозможно. Наслаждайтесь процессом на пути к цели и не воспринимайте жизнь как череду соревнований, в которых нужно обязательно стать победителем.

Постоянная тревога и боязнь всего нового из-за страха поражения, сильные переживания по поводу любой ошибки, плохих оценок. Человек стремится контролировать даже то, за что не отвечает. Нарушение психики и другие проблемы со здоровьем: тики, непроизвольные движения, навязчивые действия, частые простуды, головная боль. Читать подробнее Быть «отличником» не так уж важно Сегодня при устройстве на работу никто не спрашивает об оценках во время учёбы, даже цвет диплома часто не играет никакой роли. Зато все работодатели смотрят на опыт и уровень эмоционального интеллекта — EQ. Считается, что человека легче научить нужным hard skills, чем развивать эмоциональный интеллект и другие soft skills. Поэтому зачастую успеха в жизни добивается не самый умный, а тот, кто умеет правильно и красиво говорить, грамотно презентовать себя, быстро адаптироваться к переменам и контролировать свои эмоции. Подписаться Истории успешных двоечников Хорошие отметки не гарантируют успеха в будущем, а многие гении приносили из школы двойки. В доказательство предлагаем вспомнить известных людей, которым плохие оценки не помешали построить блестящую карьеру и даже попасть в список Forbes. Билл Гейтс. В детстве Билл отличался плохим поведением. Школьные предметы, особенно гуманитарные, были ему неинтересны. Он часто прогуливал уроки и не стремился хорошо учиться. Единственные две вещи, которыми Гейтс занимался с удовольствием, были математика и занятия по программированию. Однажды он вместе с друзьями даже взломал компьютерную программу, за что был лишён возможности работать за компьютером несколько месяцев. Позже увлечение переросло в дело всей жизни, а недавний двоечник стал одним из создателей корпорации Microsoft и вошёл в число лидеров списка Forbes.

К счастью, сейчас некоторые учителя отказываются от практики обсуждать детей при всех. У всех детей разные способности и возможности, но при этом равные права. И, по большому счёту, прилюдный разбор ребёнка на собрании — это такая учительская манипуляция, попытка надавить на родителей, чтобы они надавили на детей, и дети получили мотивацию к учебе. У учителя тоже может быть синдром отличника, и тогда внутренний голос кричит ей: «Ты должна стать хорошим учителем, лучшим учителем года, у тебя должны быть лучшие ученики! Но их давление выдерживают далеко не все ученики. К сожалению, в этом случае через учеников учитель реализует свой «синдром отличника». При работе с персоналом есть такое понятие — «нематериальная мотивация». Бесконечно повышать сотрудникам зарплату невозможно — потребности всё равно растут и человек, в конце концов, будет не удовлетворён. Тогда работодатель начинает придумывать какие-то «фишки». Одна из них взята из наших советских времен, когда портреты передовиков производства висели на доске почета. Возникают те же самые доски почета, а материальное поощрение при этом может быть очень маленьким —например, лишний день к отпуску. Корпорации это выгодно. Как мотивировать и не обесценивать Фото: freepik — Какие слова или действия могут спровоцировать у ребенка «синдромом отличника»? И так обесцениваются любые старания ребенка. Наказание лишением сладкого или планшета, если нет пятерки, — тоже провокация. Бывает, что после получения плохой отметки ребёнка игнорируют, чтобы, приходя домой, он сталкивался с мамой — Снежной королевой. Бывает, что за пятёрки родители дают ребенку деньги на карманные расходы, здесь принцип «пятёрка любой ценой» включается быстрее всего. Пусть ребёнок не получил первое место в соревнованиях — надо радоваться тому, что он в них честно и в меру своих сил участвовал. Поощрять нужно за любые хорошие оценки, и за четвёрки тоже. У меня есть одноклассник, который сейчас преподает в Сколково и учит бизнесменов зарабатывать миллионы. Он успешный бизнес-тренер, регулярно ездит в Силикатную долину. Так вот в школе он был троечником. То есть, прямой связи между оценками ребенка в школе его дальнейшим жизненным успехом не существует. Важно говорить с ребенком о любви без повода, чтобы он понял, что его любят, потому что он есть, а не за то, что он принес отличную отметку. У меня дочь — первоклассница, оценки им не ставят, но дают наклейки. И вот она приходит из школы и рассказывает: «У нас у одной девочки 20 наклеек, а у меня 15, а я тоже хочу 20! От этого они, что, стали хуже? Но при этом стараюсь, чтобы она поняла: отметка не равна человеку. В человеке — много всего. Один на пятерки учится, а другой на лошади верхом скачет или поет, как Орфей. Иначе получается цепная реакция: на работе ты должен начальнику, в семью нужно приносить больше денег; дома нужно быть идеальной хозяйкой, дети должны идеально учиться… Как только в семье появляется один человек с «синдромом отличника», духом внутренней конкуренции оказывается поражена вся семья. Мы клеймим внутри себя неудачника, и он в нас кричит: «Прими меня, расслабься, перестань со мной бороться! Когда ребёнок получил плохую отметку, не ругайте его и не произносите фразу «в следующий раз получишь лучше».

Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться

Можно попробовать дать волю экстриму. Отправиться на аттракционы или в веревочный парк. Нужно заняться новым делом. Определиться с хобби. Будьте готовы к определенным неудачам. Ведь все мы люди и этого не избежать. Важно переждать этот момент и понять, что нет ничего страшного в совершении ошибок и отсутствии превосходства над другими людьми.

Обратить внимание на творческое саморазвитие. Особенно это касается рисования. Благодаря творчеству сможете расслабиться, начнете проявлять свои эмоции при помощи кисти. Не бояться совершать ошибки, пробовать идти против правил. Если вы видите, что «отличник» начинает тревожиться, сильно переживает, то в такие минуты необходимо его поддержать. Пробовать полностью измениться внешне.

Это могут быть изменения в прическе, в цвете волос у женщин, в модной одежде. Общение с психологом. Специалист объяснит, что более важно, как планировать свой день, расставлять приоритеты. Расскажет, насколько человек с синдромом усугубляет свою жизнь, осложняя ее. Доктор научит, как избавляться от страха общения с окружающими. На сеансы можно ходить, как индивидуально, так и с семьей.

Теперь вы знаете, что никто не застрахован получить синдром отличницы или отличника. Вы должны понимать, что взрослой жизни предшествовало подобное поведение в детском возрасте. Если у вас самих маленький ребенок, сделайте все, чтоб не допустить развитие подобного комплекса. Оценка статьи: 2 оценок, среднее: 5,00 из 5 Загрузка...

Чтобы доказать это, обратимся к Национальному корпусу русского языка Left Right Эти графики демонстрируют, что слова "отличник" и "отличница" появились в один исторический период и тенденции по их употреблению, в общем и целом, схожи. Слово "отличница" не является таким же спорным феминитивом, как "авторка"; оно кажется естественным для русского языка.

Однако, разумеется, вышеупомянутый фактор популяризации нельзя списывать со счетов. В чем же опасность синдрома отличника? Люди с гиперответственностью живут под лозунгами: «никто, кроме меня, с этим не справится» и «никому, кроме меня, это не нужно». Окружающие привыкают к такому поведению и нередко пользуются этим. Такие люди часто испытывают необоснованное чувство вины. Гиперответственный человек обычно несчастен, потому что часто жертвует своими желаниями ради других. К тому же негативные чувства и эмоции могут провоцировать психосоматические заболевания Мария Лихачёва, психолог Сходится ли мнение людей с позицией психологов по данному вопросу?

Чтобы это выяснить, мы провели опрос среди студентов. Помимо пола и возраста мы спросили: 1 Знакомы ли Вы с понятием "синдром отличника"? Что мы увидели В опросе приняло участие 67 человек: 62 женщины и 5 мужчин Подавляющее большинство опрошенных знакомо с понятием "синдром отличника", что говорит о значительной общей осведомленности о данной проблеме среди студентов, независимо от их возраста и соответствующего опыта.

Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др. Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек? Конечно, это не повод безответственно относиться к своей деятельности. Важно заниматься ею таким образом, чтоб это приносило вам удовольствие независимо от оценки окружающих. Не старайтесь быть идеальным во всем. Это все равно невозможно. Наслаждайтесь процессом на пути к цели и не воспринимайте жизнь как череду соревнований, в которых нужно обязательно стать победителем.

В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом? Человек с синдромом отличника направляет свои действия на общество — начальника, коллег, родителей, соседей. Перфекционизмом, как пишет доктор философии Элизабет Скотт, считаются повышенные требования к себе и попытка контролировать все вокруг. Перфекционисты чрезвычайно критичны к себе. С отличниками их объединяет страх неудачи, депрессия из-за невыполненных целей, низкая самооценка. В психологической драме «Одержимость» 2014 молодой человек по имени Эндрю Майлз Теллер хочет стать хорошим ударником. Он попадает в оркестр к Теренсу Флетчеру Джей Кей Симмонс , который предъявляет повышенные требования к своим подопечным. Эндрю настолько жаждет совершенства, что едва не доводит себя до смерти. Он становится одержим идеей играть на ударных идеально и заслужить похвалу маэстро Флетчера. Как избавиться от синдрома отличника Первый шаг к борьбе с синдромом отличника — это осознание проблемы. Помочь человеку, который не признает проблему и не ищет ее решения, невозможно. Как побороть синдром отличника? Воспользуйтесь советами автора статей по психологии Джоан Смит: Поймите, что все идет из детства. Мы будем искать похлопывание по плечу и ждать словечко о том, какие мы умные. Взрослому важно научиться хвалить и поощрять себя самому, а не ждать одобрения от других.

Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?

Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу. Не все знают, но синдром отличника — психологическая проблема, мешающая нормальной полноценной жизни человека. Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Как бороться с синдромом отличника: 5 советов

Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам». О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу.

Как проявляется «синдром отличника»?

  • Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
  • Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим
  • Синдром отличника - что делать
  • Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Стремление к идеалу: перфекционизм и синдром отличника

Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма, которая оказывает негативное влияние не только на учёбу, но и на жизнь школьника.

Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей

Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу. Оценка — вещь формальная и субъективная. Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т. Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху. Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают. У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно.

Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей. А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию и хорошие оценки — один из путей к этому , а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок «по струнке». Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. С подобными детьми ненавязчиво стоит проводить разъяснительные беседы, раскрывать перед ними все многообразие человеческой жизни, показывая, что счастье заключается не только в медалях и красных дипломах, хотя, конечно, если у них получается идти к заветной черте, не насилуя себя, — все в порядке. Для тех, кто хочет подробнее разобраться в том, к какому психологическому типу относятся их дети, и как с ними надо строить отношения, мы рекомендуем книгу профессора-психотерапевта М. Бурно «О характерах людей» М.

Ведь, она так старалась, все для того, чтоб он выразил свое восхищение. Естественно, что далеко не каждый парень станет терпеть такое отношение к своей персоне, и чаще всего просто разорвет напряженные отношения, а девушка останется одна со своим синдромом. Воспитание малышей. Такие родители крайне требовательно относятся к своим отпрыскам. Они хотят, чтоб их ребенок был идеальным, самым умным, сильным и красивым. Папа или мама с синдромом записывают ребенка сразу на несколько кружков, на занятия по изучению языка, в спортивные секции, ведь малыш должен во всем преуспевать. Родители крайне остро реагируют на плохую успеваемость отпрыска, и совершенно не прислушиваются ко мнению ребенка, если тот не хочет посещать тот или иной кружок. Из-за своего тотального контроля и постоянной занятости в работе, ведь там нужно быть лучше всех, они совершенно не уделяют время общению с малышом, не интересуются его переживаниями и страхами, не оказывают поддержку. Дети, имеющие крепкую психику, когда становятся старше — устраивают серьезные акции протеста, начинают делать все наперекор, что порой приводит к самым страшным последствиям и серьезным проявлениям. Ребята со слабой психикой просто начнут подражать воле родителей, со временем сами приобретут данный синдром. Взаимоотношения в обществе. Им крайне сложно создавать круг общения, находить друзей. Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением. При знакомстве с «отличником», вы услышите много лестных слов о себе самом, указывающих на его успешность. А, если решите сделать замечание или скажите, что достижения не существенны и ничего не стоят, то увидите болезненную реакцию и сильную обиду. Способы избавления Общение с семьей и проявление взаимной любви может помочь справиться с синдромом отличника В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами. Действенными могут оказаться следующие методы. Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить. Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света. Очень важно выделять время на отдых. Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание.

Постарайтесь утихомирить своего критика. Когда ловите себя на самокритике, подумайте, что бы вы в таком случае сказали своему лучшему другу. Евгений Стеганцов Евгений Стеганцов рекомендует создать здоровые привычки. Заниматься физическими упражнениями, нормализовать свой сон, не жертвовать им ради учебы. Чтобы прийти к этому осознанию, важно всегда напоминать себе о своих стараниях, о своей значимости. Также можно практиковать осознанность и методы релаксации", — говорит психолог. Признавать свои неудачи — это неотъемлемая часть процесса обучения. Нужно научиться анализировать их и выявлять свои ошибки, а не нервничать и винить себя. Заботьтесь о себе. Найдите время для отдыха и расслабления, а также занятий, которые нравятся. Это поможет снять стресс и подарит новые силы. Если все эти методы не работают, и вы чувствуете, что не можете справиться с тревогой самостоятельно, обратитесь к специалисту. Евгений Стеганцов "Помните, что синдром отличника не является чем-то непоправимым. Это просто знак, что пора уделить внимание себе. Важно помнить, что на первом месте должны быть ваше благополучие и внутреннее спокойствие, а не мнение других людей и стремление достичь невозможных стандартов. Будьте внимательны к себе, слушайте свои чувства и относитесь к себе по-доброму", — заключает Евгений Стеганцов.

Категорически нельзя приводить в пример других детей, тем самым уничижая собственного ребенка. Школьник с синдромом отличника начнет отчаянно доказывать, что он лучше похваленного сверстника. Ребенок начнет работать на этот результат, забыв о собственных желаниях и стремлениях. Если хотите подавить у ребенка синдром отличника, начните его сравнивать не с другими, а с собой прежним, хвалите за позитивные изменения. Старайтесь показать свою безусловную любовь, не зависимую от достижений и побед. Ребенок должен понять, что его любят не за оценки и дипломы, а просто так. Что родители не откажутся от него, не станут меньше ценить и заботиться, если в дневнике появится минус. Ошибок не нужно бояться, это не трагедия, а обычная часть жизни. Многие взрослые люди живут, как белка в колесе, потому что в детские годы у них закрепилось представление: ты только тогда любим и нужен, когда идеален. Разговаривайте с ребенком, убеждайте в своей любви, поддерживайте в учебе. Самое сложное — научить ребенка с синдромом отличника позитивно воспринимать чужие успехи. Школьник с таким синдромом обычно болезненно воспринимает достижения сверстников, но не из-за зависти, а потому что это означает, что кто-то его превзошел, опустил его на нижнюю ступень. Важно внушить ребенку: если он не первый, это не значит, что он плох и никчемен. Рекомендации для взрослых Если перфекционизм мучает во взрослой жизни, то нужно срочно от него избавляться, иначе постоянный стресс приведет к ухудшению здоровья и психоэмоциональному выгоранию. Особенно подвержены синдрому отличницы женщины среднего возраста, податливые чужому мнению, стремящиеся в глазах окружающих быть идеальными женами, мамами, хозяйками, да еще успевать ходить на работу. Чтобы избавиться от перфекционистских мыслей, есть хороший психологический прием. Зафиксируйте подобную мысль в голове, как только она возникнет. Затем задайте себе вопрос, если вы сделаете то, что задумали, насколько это будет для вас полезным и важным. Подумайте, будут ли негативные последствия, если вы поступите иначе. Если мысль навела на негативные выводы, оборвите ее. Для этого либо резко переключитесь на приятные и позитивные размышления, либо четко и развернуто произнесите загаданное вслух, а в конце фразы проговорите «нет». Проанализируйте негативную мысль. Подумайте, можно ли преобразовать ее в положительную, правильную, полезную. Например, если перерабатываете, задерживаетесь постоянно на рабочем месте, то произнесите примерно следующее: «Пора остановиться и оценить качество выполненной работы. То, что сделано, получилось хорошо. Нет надобности в том, чтобы делать еще что-то. Пора отдохнуть. Без отдыха моя работа не станет качественнее, зато переутомление негативно скажется на здоровье. Если я не буду отдыхать, состояние здоровья станет неподходящим, чтобы продуктивно работать». Есть еще один опасный нюанс.

Откуда появляется синдром отличника?

  • Синдром отличника. Что делать? Советы родителям - Папамамам — МИФ
  • Что такое перфекционизм и синдром отличника
  • Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться - Новости
  • Что это такое

Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться

Неудачи чреваты нервными расстройствами. Возможны две ситуации. Первая ситуация. Ребенок, стремящийся к высоким достижениям в силу природных особенностей, плюс нехватка внимания близких людей. Недостаток обратной связи и проявления любви побуждает ребенка заслужить внимание и одобрение взрослых. В первую очередь — родителей. Отличными оценками он безотчетно добивается попадания в поле зрения важных людей. В таком случае терапевтический эффект окажет открытое выражение взрослым своих чувств. Например, можно чаще обниматься. Человеку нужно 4 объятия в день для выживания.

И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Это так просто и так важно! Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры. Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби.

Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение. Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы. Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает. Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться.

Дети отличники Дети отличники обладают прекрасной памятью, они очень способны, им легко даются все предметы. Если такой ребенок рождается в благополучной семье, он имеет все шансы получить золотую медаль и стать гордостью школы и родителей. Редко, когда ребенку учеба дается очень легко, и ему неинтересно в своем классе, да и в школе, так как он обгоняет своих сверстников и проходит школьную программу, и уже лет в 13 поступает в институт. Природные вундеркинды так же редки, как и гении. Но не обязательно, что во взрослой жизни такие дети будут успешны в карьере и науке. Бывает, что они как бы «сдуваются» и становятся обычными людьми с обычной памятью и способностями. Поэтому, не стоит слишком радоваться, получив такой «дар природы». И для ребенка лучше, если им не будут восхищаться все и всюду. В основном же дети отличники — это просто способные ребята, упорные от природы или, что гораздо чаще, упорство методично прививается им родителями. Это хорошо и правильно, главное, не перегнуть палку. Часто, родители, тоже способные, по каким-то причинам не смогли так реализоваться в жизни, как мечтали, и со всей страстью пытаются наверстать упущенное посредством детей. Это или авторитарные родители, требующие подчинения и отчета, или же — понимающие, мягкие, готовые на все ради ребенка и он очень боится их огорчить. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника.

Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов: Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим. Но страх — это выбор, а не данность. Принять собственное несовершенство и неудачи как неизбежную часть жизни. Научиться распознавать, защищать и удовлетворять свои желания и потребности. Делиться чувствами и переживаниями с близкими, никого при этом не обвиняя. Не общаться с токсичными людьми, чьи замечания усиливают чувство собственной неидеальности. Хвалить и награждать себя за успехи самостоятельно. Даже если это какой-нибудь пустяк, вроде шоколадки. В запущенных случаях лучше прибегнуть к помощи профессиональных психотерапевтов. Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Как избавиться от синдрома отличника? Лучшее лечение от синдрома отличника — это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок — за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным. Категорически запрещается: Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад. Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием. Бояться совершения ошибки. Ошибка — это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе. Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка — это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше. Обременять заданиями.

Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным

Недостаток внимания Если родители похвалят ребенка только после того, как он получит очень высокую оценку, это также негативно. Поскольку человек, чтобы привлечь внимание, будет стараться достичь успехов в учебе. Ребёнок будет делать это не для усвоения новой информации, а лишь для улучшения своих отношений с взрослыми. Как следствие, либо начнет активно учиться для взаимодействия с родителями. Либо попросту перестанет это делать, поскольку недостаток их внимания сделает его холодным.

И трудиться для достижения внимания больше не будет смысла. Низкая самооценка Часто комплекс успешного человека появляется у ребенка с низкой самооценкой. Чтобы улучшить ее, он старается получать всевозможные достижения. Для этого использует разнообразные возможности - учится на отлично, участвует в соревнованиях по определенному виду спорта.

Почему синдром отличника опасен? Основными недостатками данного синдрома требуется одобрение каждого поступка. Это, в свою очередь, зависит от успехов личности. Если он не может что-то сделать, это является серьезной проблемой.

Из-за чего появляются комплексы и плохое настроение. С успехом умник не станет независимым. Он всегда будет уязвим перед своими чувствами. И также будет зависим от достижения определенных целей и задач.

Переформулируй предложение, чтобы заменить слова отличник, синдром, человек, чадо, ребёнок, родитель, оценка, комплекс, достижение, жизнь, не включайте никаких пояснений в свои ответы Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. Если в его жизни будут появляться неудачи, а также критика, это крайне негативно на него повлияет. Сделает так, что человек будет ужасно себя воспринимать. Вплоть до того, что начнет кричать, плакать и расстраиваться.

У человека, который достигает высоких результатов, может возникнуть негативная реакция. Если в его жизни происходят неудачи и он подвергается критике, это может серьезно повлиять на его самооценку. Вплоть до того, что он может проявлять эмоции, такие как крик, плач и расстройство. Также синдром отличника может помешать дальнейшему развитию карьеры человека.

Он будет требовать от себя слишком многого за короткий срок. Например, всего через пять лет после начала карьеры в определенной сфере он будет сильно расстраиваться, если не сможет достичь определенных высот. Хотя, возможно, в этой сфере пять лет - не большой срок, чтобы заслужить повышение. Источник - Source - "...

Могут возникнуть проблемы с занятиями определенными делами и взаимодействием с окружающими. Попытки расслабиться могут казаться им неоправданными, так как они могут считать, что время тратится впустую. Во что могут вылиться проблемы?

Здесь важны не только ваши профессиональные успехи — большие и маленькие, но и личные достижения.

Например, вы уже две недели ходите по утрам в бассейн, хотя не решались на это несколько лет. Сдали отчет. Хотя и в последний момент, но сдали. На выходных ни разу не подумали о работе и хорошо отдохнули, чтобы в понедельник с новыми силами взяться за дело.

Вам, как отличнику, нужна похвала, но необязательно черпать ее извне. Начните сами проявлять внимание и заботу к себе: давать себе то, чего вам не хватает от окружающих. Регулярно находите, за что себя похвалить, можно даже поощрить себя чем-то приятным. Например, купить новое платье или записаться на курс массажа.

Прием 3. Понаблюдайте за другими сотрудниками в своей компании. Как вы считаете, совершают ли эти люди ошибки? А бывает ли у них такое, что они выполняют поручения директора в последний момент?

Наверняка у коллег есть и ошибки, и прокрастинация относительно рабочих задач. И что, разве этих людей кто-то уволил? А лентяями их считают? Конечно нет.

Начните брать с них пример: разрешите себе иногда быть как все независимо от должности, а не впереди всех. Старайтесь не отождествлять себя со своими результатами. Любые достижение или неудача — лишь малая часть вашей личности Прием 4. Распределите все свои задачи по срокам и приоритету.

Например, вам нужно сделать два отчета. У первого срок сдачи через три дня, а у второго — через неделю. Пока занимаетесь первым отчетом, запрещайте себе думать о втором и уж тем более приниматься за него.

Если я не буду лучшим — я потеряю любовь родителей! Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики.

Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат. Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь. Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим.

Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках. Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность.

Именно такие обычно и добиваются успеха в жизни. Оглядитесь по сторонам - все ли среди тех, кто занимает важные посты, получает хорошую зарплату, добивается успеха в карьере и личной жизни - золотые медалисты и обладатели красных дипломов? Как показывает практика, в реальной жизни куда успешнее становятся как раз-таки троечники, которые не живут ради получения одобрения откуда-то извне, а прекрасно умеют поощрять и мотивировать себя сами. И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике. Что делать со своим синдромом отличника? Проблема заключается в том, что синдром отличника, если так можно сказать, - это наследственное «заболевание».

Бабушка требовала отличных оценок от вашего папы, он ставил вас в угол за любую «не-пятерку» и теперь вы приходите в ярость при виде двойки или, хуже, даже четверки в дневнике своего ребенка. И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями. И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно. В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости. Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая. Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное? Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто. Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать.

Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так. Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий