Новости монашеской жизни. 02.02.2022. Богослужение в день памяти преподобного Евфимия Великого. 20 апреля 2024 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста-праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста), Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский.
Христианские праздники 2 февраля. Преподобный Евфимий Великий...
Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий[1] несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. О преподобном Евфимии узнал архиепископ Симеон и, призвав его к себе, назначил на должность эконома архиепископского дома. 18 апреля 2023 года Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля отмечали один из главных праздников монашеской обители — день памяти преподобного Евфимия, архимандрита. Евфимий Великий, деятельность которого приходится уже на V век (родился он в 377 году). Икона "Преподобный Евфимий Великий" значение, о чем перед ней молятся? Евфимий Великий, деятельность которого приходится уже на V век (родился он в 377 году).
Преподобный Евфимий Великий
18 апреля 2023 года Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля отмечали один из главных праздников монашеской обители — день памяти преподобного Евфимия, архимандрита. В день памяти преподобного Евфимия Великого, в монастыре имени подвижника в Старом городе Иерусалима была совершена Божественная Литургия. Епископ Евфимий отметил, что устроенный ЧВК Вагнера мятеж угрожал государственному строю России, а также благополучию ее населения, что, по мнению священнослужителя.
Прп. Евфимия Великого
По окончании Литургии было совершено величание преподобному Евфимию Великому, после чего архимандрит Павел (Кривоногов) передал наместнику монастыря поздравление. С Евфимием Великим связано также возвращение в Православие императрицы Евдокии. После кончины тело Евфимии было погребено единоверцами, а от её святых мощей происходили многочисленные чудеса и исцеления. Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого.
Неделя 33-я по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Фото. Видео
Исидором Греком, обновление ц. Софии и постройка каменной колокольни «на городе на старом месте», обретение мощей свт. Иоанна Новгородского, распоряжение Е. Владимиру Ярославичу и его матери, возведение ц. Анастасии, встреча в Вел.
Новгороде святителем вел. Василия II Васильевича, поставление Е. Спаса Преображения в Русе и др. На миниатюрах Е.
Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». Эмалевая икона. Макария, митр. Благовещенский собор Моск.
Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. Его полуфигура расположена в медальоне-полусфере на правой стороне врат в 3-м ряду. Этому типу изображений близки драгоценные дробницы, где с кон. Их использовали для украшения окладов икон и предметов литургического шитья, в частности иконных пелен.
На одной из подвесных пелен для икон местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля 80-90-е гг. Подписи к изображениям Е. Ковчеги с частицами св. Моисея, архиепископов новгородских; 3.
Иоанна Боровицкаго; 4. Христофора мученика, в к-ем в 1-м месте часть ризы и поясок Евфимия архиепископа…» Опись имущества Софийского собора 1783 г. Новгород, 1993. Гордиенко, Г.
Иконы Е. По-видимому, довольно старая «штилистовая» размер большой пядницы икона Е. Иоанна Богослова опись 1749 г. Здесь икона составляла комплекс с изображениями великих святителей Вост.
Церкви: епископов Афанасия и Кирилла Александрийских, архиеп. Николая Мирликийского. Достаточно рано формируется композиция избранных святых, в к-рой Е. Об этом свидетельствует одна из створок складня в металлическом окладе кон.
XVI - нач. Stockholm, 2002. Надписи на пластинах сохранились фрагментарно, по-видимому Е. Вслед за Е.
Иона, архиеп. Фрагмент иконы «Собор русских святителей». Владимира в С. Над фигурами святых располагалось изображение новгородского палладиума - образа Божией Матери «Знамение» Описи имущества Софийского собора 1833 г.
Подобную композицию воспроизводит пелена сер. Строгановское лицевое шитье. Варлаамом Хутынским. В местном ряду иконостаса собора Св.
Софии в Вел. Новгороде над юж. Вместе со святителями Нифонтом и Ионой Новгородскими Е. С середины XVII в.
Так, он представлен вместе со свт. Образ Е. Градозащитной семантикой объясняется присутствие Е. К образцам поздней иконописи принадлежит икона «Избранные Новгородские святители Моисей, Иоанн, Иона и Евфимий и прав.
Иаков Боровичский» кон. Выдающимся произведением, составившим новый этап в иконографии Е. О нек-рых особенностях иконы «Св. Евфимий Новгородский в житии» 1654 г.
Новгород, 1997. Икона в богатом чеканном окладе была создана по архиерейскому заказу, по-видимому в московской иконописной мастерской. На верхнем и нижнем полях - медальоны с резными изображениями Софии Премудрости Божией, с полуфигурами ап. Иоанна Богослова и свт.
Николая Чудотворца вверху , преподобных Антония Римлянина, Евфимия и Арсения внизу ; на боковых полях - прямоугольные накладки с резными фигурами свт. Льва и архидиак. На левой створке представлены сюжеты: пророчество прп. Михаила Клопского о поставлении Е.
Новгороде, погребение Е. В центре образ святителя в изводе, близком по иконографии к иконам свт. Николая Зарайского,- с разведенными в стороны благословляющей десницей и Евангелием на левой руке; одежды покрыты тончайшими и сложными орнаментами, на поземе - 2 букета в кувшинах, цветы и травы. Стилистика произведения выдержана в традициях иконописания 1-й пол.
В составе Собора Новгородских святых образ Е. Еvфимiй арх: но в вяж» , на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. Рябкова, принадлежавшем св. Филарету Дроздову , митр.
Филиппа в Вел. В подобных произведениях фигура Е. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией находился «в ризнице Черниговской кафедры» Барсуков. Изображения Е.
Софронием, патриархом Иерусалимским, напр. Тепчегорского - в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке с крестом, в руке жезл; на святцах И. Любецкого 1730 г. Москва, С.
Иконы св. Клеймо с перенесением мощей Е. Бондаренко: Альбом-кат. В храмовой декорации изображение Е.
Сорокатый В. О датировке росписи собора Чуда арх. Михаила в Хонех моск. Седобородый старец, Е.
В академической монументальной живописи Е. Фартусова в приделе блгв. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре живопись в академической манере кон. В составе поморской композиции «Собор Русских святых» Е.
МИИРК ; на образе 1814 г. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. ГТГ - погрудно, вполоборота к центру, в белом клобуке, с длинной раздвоенной или узкой на конце бородой. На иконе близкого извода сер.
ГТГ Е. Фигура Е. В церковном искусстве ХХ в. Софии на иконах письма мон.
Иулиании Соколовой : «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. Сохранился эскиз мон. Иулиании с оплечным рисунком Е. Новгородских святителей для лицевых миней рус.
Иконографическим образцом для совр. Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной: Е. Патриарх Московский и всея Руси.
В Вяжищской обители находятся и др. Фирсова в местном ряду иконостаса верхнего храма свт. Николая Чудотворца в рост, на фоне мон-ря , поясной образ в нижнем храме во имя Е. Керамический образ святителя помещен на вратах монастыря с внутренней стороны 2005.
Кроме того, образ Е. Новгороде, список с нее кон. ХХ - нач. XXI в.
Резные фигуры «старцев» в собр. Благословенный труд.
Но Бог всегда направлял к святому тех, кто нуждался в его словах и советах. И, желая в сердце своём только одиночества ради единения с Господом, Евфимий всё таки с любовью и терпением помогал, исцелял и утверждал в вере всех, кто к нему приходил. Его твёрдая вера многих удержала от лжеучений. Говорят, что во время Богослужения Ангелы зримо молились вместе с ним и часто помогали святому совершать Литургию.
Однажды ночью, во время молитвы в храме, они услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, который станет утешением Церкви. Еще до появления ребенка на свет они приняли решение посвятить сына Богу. Отец Евфимия умер, когда мальчику не исполнилось еще и трех лет. По совету своего брата, пресвитера Евдоксия, его мать отдала сына на воспитание святителю Отрию, епископу Мелитинскому, который принял на себя заботы о ребенке: он крестил мальчика, а когда тот подрос, отдал для обучения благочестивым юношам Акакию и Синодию, впоследствии ставшим епископами Мелитинскими. Еще в ранние годы преподобный Евфимий высказал горячую любовь к подвижничеству и чтению Священного Писания, приучил себя к воздержанию от праздных разговоров, ограничению в еде, хранил целомудрие и телесную чистоту. Пройдя все ступени низших церковных должностей, начиная от чтеца, преподобный Евфимий достиг пресвитерского сана и получил назначение управляющим окрестными монастырями. В возрасте двадцати восьми лет, стремясь духовно совершенствоваться, он отправился в Иерусалим. Поклонившись святым местам и посетив известных отшельников и монахов, узнав о добродетелях и образе жизни каждого из них, он пришел в Фаранскую лавру преподобного Харитона. Стремясь к уединению, преподобный Евфимий поселился в келлии за пределами монастыря, по соседству с местом обитания преподобного Феоктиста, с которым они стали духовными братьями. Спустя пять лет подвижники переселились в пустыню Кутилла, где они начали жить затворниками в труднодоступной пещере на краю утеса. Питались они только травами, которые собирали в окрестностях своего жилища. Вскоре о них узнали местные пастухи и братия Фаранской лавры и стали приходить многочисленные посетители, некоторые из них стремились подражать подвигам отшельников.
Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: "Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного". Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним богомыслием соединять телесный труд. Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь. В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и впоследствии был епископом среди арабов. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело. Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или Лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил Лавру по образцу Фаранской Лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Ювеналий освятил Лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям всё необходимое.
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ/ СВЯТОЙ ДНЯ
В том же году, осенью, митрополит посетил Новгород и Псков и отнял у Новгородского владыки «суд, и печать, и земли, и все доходы» по Псковской стороне. Святитель Евфимий со смирением и кротостью перенес все это. Преемник Исидора святой митрополит Иона весьма уважал блаженного Евфимия и приходил к нему на помощь в тяжелые минуты. Так, когда князь Димитрий Шемяка захватил великокняжеский престол и нашел себе сочувствие в Новгороде, святой митрополит Иона в 1451 году писал архиепископу Евфимию: «Я знаю, сын и брат мой, что сам ты хорошо знаешь Священное Писание, но по долгу святительства благословляю тебя на то, чтобы ты наставлял и священникам наказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела». И не раз еще митрополит посылал грамоты архиепископу и увещательные послания новгородцам. В 1456 году святой Евфимий просил великого князя за преступных детей своих, и князь простил виновных. Около тридцати лет святительствовал владыка Евфимий в Новгороде если считать и годы с избрания его до посвящения , был любим и почитаем всеми и делами своими оставил по себе самую славную память.
О милостыне, ежедневно и открыто оказываемой святым Евфимием, все знали, тайная же и сердечная его милостыня известна одному Богу; с особенною любовью принимал он странников и пришельцев из чужих стран; подражал в этом Аврааму странноприимцу, никого не отпускал скорбным, всех успокаивал, говоря: «Это не мое, но все Божие». И не на один Новгород распространялись обильные деяния щедрой руки архиепископа, но повсюду — до Константинополя, до святой горы Афонской, Иерусалима и далее. Изумителен был пост и воздержание святителя. Никакие заботы и дела не могли ему помешать исполнить все иноческое правило: чего не успевал совершать днем, то доканчивал ночью, обычно до часу утреннего пел свое нощное и духовное славословие, и первый приходил в церковь к богослужению. Во святую Четыредесятницу на первой седмице не принимал никакой пищи, на прочих же неделях принимал пищу через день и то не до сытости; это же правило соблюдал и в остальные посты; в праздники разрешал на пищу с великим опасением, келейного же правила никогда не уменьшал. Заботясь об украшении Божиих церквей, архиепископ Евфимий не одну и не две, но многое множество обновил церквей ветхих и соорудил новых в честь и славу святых.
Пахомий Логофет так описывает эти деяния святителя Евфимия: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами. Все же кругом стоящие церкви, воздавая подобающую честь соборной, как матери и царице, всех старейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого святителя. Сам же святитель Евфимий, в лице храма своего Ангела Евфимиевская церковь , не зная, что отвечать на все эти похвалы, воздевая руки, восклицает: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея! Действительно, по сказанию летописей, в святительство Евфимия создано весьма много церквей. В 1430 году пожар опустошил Новгород и двор владычний с церковью свт.
Иоанна Златоуста, владыка тогда же соорудил на княжеском дворе каменную церковь святых отцов старая упала ; в 1432 году воздвиг деревянную церковь Святых 12 апостолов на Чудинцевой улице с обителью близ скудельниц. В 1435 году построил каменную церковь свт. Иоанна Златоуста, но своды упали, в 1436—1437 гг. Архангела Михаила на Михайловской улице 1454 г. В мае 1442 года едва не выгорел весь Новгород, пострадало до 12 каменных церквей; много погибло христианских душ; через три года жестокий голод опустошил Новгород; щедрой милостыни архиепископа Евфимия не доставало для пропитания убогих. Одним из важных памятников строительной деятельности святителя Евфимия остались каменные палаты архиерейского дома, воздвигнутые им на месте деревянных, много раз горевших.
Опытным архитектором у него был казначей Феодор, поистине великий муж перед Богом; под руководством его немецкими и русскими мастерами были воздвигнуты «пречудные палаты». Палаты имели несколько ярусов с внутренними переходами и множеством дверей подобно городским улицам , внутри и снаружи благолепно расписаны и украшены; вокруг них построено было много келлий для иноков и служб монастырских: поварня, хлебня и другие. Близ городской стены устроен был очень высокий каменный столб — «часозвоня» с дивными боевыми часами, которые оглашали весь город. Это самое высокое здание в Новгороде — 23 сажени высоты, с него прекрасно виден весь город, открывается дивный вид на Ильмень озеро, Волхов и окрестные монастыри. Башня сохранилась доныне. Много и других зданий соорудил святитель, например, каменную духовницу, назначение которой неизвестно, сторожку и пр.
Среди забот об украшении храмов Божиих не забывал святитель Евфимий наставлениями согрешающих среди пасомых своих. Памятуя слова апостола: «научи, накажи и запрети», святитель сначала действовал на согрешившего кротостью; не исправляющихся запрещал с гневом на устах, а сердцем молился об исправлении их; обличал проступки и богатых и знатных, незаконные браки, и никто ничем не мог заставить его умолкнуть и прекратить обличения, пока не наступало исправление. В то время не было в Новгороде правды и правого суда; своеволие новгородцев вызвало гнев великих князей, много причиняло скорбей и трудов святителю — посреднику между паствою и князьями; много раз приходилось владыке посещать и псковскую свою паству для благословения и наставления. Псковская Церковь, подчиненная в то время Новгородскому архиепископу, доставила немало хлопот и огорчений святому Евфимию. В 1435 году он прибыл в Псков, как жалуется местный летописец, не в установленное время, но когда захотел сам. Это вызвало неудовольствие во Пскове.
Они пережили несколько вселенских соборов. Один из них был против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского. Смущение поселилось и среди монахов. Были такие, которые поддержали раскол. Затем уже в середине V века произошел Халкидонский собор, четвертый вселенский собор в истории христианства. И опять раскол. Даже в пустыне многие монахи ушли в раскол.
И только один светильник православный — Евфимий хранил решения первого и второго вселенских соборов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора. Так же императрица Евдокия перешла на сторону Евфимия. В те времена был даже захват Иерусалимского престола. Один самозванец выгнал православного патриарха, занял его место. И, действительно, какое-то время еретики были во главе Иерусалимской церкви.
В те смутные времена преподобный Евфимий не имел отношений с раскольнической церковной властью. Он постоянно находился в пустыне, не ходил в город, чтобы не искушать людей, а так же, чтобы его никто не тревожил, чтобы никто не мог придраться к нему и не арестовать. Жил своей жизнью. Когда начало возвращаться православие, преподобный Евфимий собрал 25 тысяч монахов. Они пришли в Иерусалим. Собрались храме, который мог вместить такое количество людей. На то время в Иерусалиме самым большим храмом считался храм Первомученика архидиакона Стефана, построенный при финансовой поддержке императрицы Евдокии.
Монахи своими посохами били по каменному полу храма. Шум был таким сильным, что звук его дошел до лжепатриарха Анастасия, испугавшись он сбежал. Тогда христиане восстановили своего православного патриарха Ювеналия, жившего в ссылке на тот момент. Возвратился законный патриарх и было торжество православной веры в Иерусалиме. Все это смогло случиться благодаря преподобному Евфимию и той братии, которая поверила ему и шла за ним. Он оставил свое наследство любимому ученику преподобному Савве. Савва, не подвел своего учителя, он продлил анахоретство и создал лавру, в которой до сих пор подвизаются монахи.
Лавра преподобного Евфимия терпела нападение персов в начале VII века, в конце того же века ислам окончательно разорил ее. Тогда было разорено очень много монастырей и были убиты, практически, все монахи. Где-то 5 тысяч монахов убили, где-то меньше.
Считалось, что это способствует продлению жизни. Что можно делать в день святого Евфимия Великого 2 февраля Ходить в баню для оздоровления и укрепления иммунитета. Выбрасывать из дома ненужные вещи для привлечения денег. Выпекать хлеб и раздавать близким родственникам по кусочку на удачу и для здоровья. Запоминать сны. Думать о хорошем для привлечения удачи. Загадывать желания: они непременно сбудутся.
Начинать важные дела: оформлять договора и сделки, приступать к строительству дома.
Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Скончался преподобный в 473 году в возрасте 97 лет.
Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине. В XII веке их видел русский паломник игумен Даниил. Другие материалы за день.