выставка, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника Павла Филонова - одного из самых загадочных и одновременно самого узнаваемого представителя русского авангарда ХХ века. Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна.
Павел Филонов. Человек, который не поддался соблазнам
Выставка к 140-летию Павла Филонова «Художник Мирового расцвета», проходящая в «Зарядье», примечательна по нескольким причинам. Во-первых, она целиком составлена из вещей, привезенных из Русского музея (проект совместно готовили ГРМ и «Росизо»). живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. Основоположник аналитического метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов. 3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от голода умер Павел Филонов, знаменитый русский художник, изобретатель аналитического метода в живописи. зарядье, выставка, павел филонов Выставка посвящена одному из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Всего же принципам аналитического искусства в разное время пытались следовать около 100 молодых художников. Не приглашенный в качестве преподавателя Академией художеств Павел Филонов давал установки на уроках в доме на набережной реки Карповки.
Содержание
- В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова
- Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее // Новости НТВ
- История живописи: Павел Филонов — публикации и статьи журнала STORY
- Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда
Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее
Филонов имел собственную терминологию, поэтому то, что я более общеупотребимо назвал клеткой, он определял как атом. Цветы мирового расцвета Богородица с младенцем Мать Потом началась война, и Филонов принял в ней участие в качестве рядового. Вернувшись после революций, в которых он проявил себя активистом, в Петроград, Филонов забыл обо всем, кроме своего искусства. Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было модно до тех пор, пока в 1932 году их все не разогнала советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию. Он стал пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице.
Конечно, мессий, пророков, аскетов, и мучеников в русском авангарде хватало — достаточно вспомнить Малевича , Татлина, Хлебникова, Эля Лисицкого, Кандинского. Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х гг. Изгоями же стали все, кто к началу 30-х годов не перековался и не изменил своим принципам в пользу социалистического реализма. А вот учителей практически не было, так как не было учеников. Вместо них были последователи, которые, быстро обретя самостоятельность, выдумывали собственные концепции и сами обзаводились последователями.
У Филонова же были самые настоящие ученики, которые смотрели ему в рот и самоотверженно шли за ним, а его «мастерская аналитического искусства МАИ » вообще напоминала секту. Кроме того, практически никто из видных русских авангардистов не смог совместить все эти амплуа в одном лице, по крайней мере — надолго. А Филонов — смог, и в их самых крайних проявлениях. Но, помимо всего этого, Филонов был еще и ересиархом, если продолжать пользоваться соответствующей терминологией. Он создал свой, совершенно особый вариант авангардизма, который находился от всех прочих его вариантов гораздо дальше, чем они друг от друга.
Филонов, например, осмелился нарушить один из важнейших авангардистских принципов — он никогда не отрицал классического искусства и не воевал с ним. В его работах, даже в последних, можно найти следы этого искусства — и хронологически близкого, вроде модерна и символизма, и гораздо более раннего, вроде Босха. Филоновский проект можно описать как визионерский, универсалистский, натурфилософский и религиозный с уклоном в эсхатологию. Формула весны Его работы — это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого. Для него всех этих категорий не существует, Вселенная — едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует.
Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся. Он изображает не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы - то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика. Для Филонова такой подход был научным; он изображал процессы, которые протекают, допустим, под кожей человека — ток крови, пульсацию вен, работу мозга.
Художник мирового расцвета», приуроченная к 140-летию живописца. В экспозицию вошло более 60 живописных и графических работ Павла Филонова из фондов Русского музея Санкт-Петербург. Посетители увидят картины из цикла «Ввод в мировый расцвет» 1910-х годов, такие как «Пир королей», «Крестьянская семья», «Перерождение интеллигента», а также абстрактные композиции, полотно «Головы» и изображения зверей, написанные в 1920-е. На выставке гости смогут познакомиться с творческим наследием художника, которое сохранилось не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях.
Бальзак называл Рубенса наглецом см. Мопассан презирал мещанские удовольствия, его рассказы о том, как мещанский флирт калечит человеческую природу; он бы не оценил импрессионизма. Однако сопоставления укоренились. Сравнение художника Филонова и писателя Платонова, их дарований и методов письма представляется оправданным. Их обоих отличает беспризорная суровость, они стоят особняком — и в писательском цеху, и в художественной авангардной богеме.
Меньше всего они похожи на «творцов», в их поведении нет красивых жестов. Оба мастера пишут сухим языком, лишённым прикрас. В искусстве «суровым»часто называют показную брутальность; на деле такая эстетическая «суровость» — лишь салонное ухищрение, дань моде. Так, в советские времена существовали кокетливый «суровый стиль», жеманная соцреалистическая романтика геологов и нефтяников. Искусство Филонова и Платонова сурово без кавычек, в изначальном значении этого слова — образы лишены красивостей.
Герои Филонова и Платонова непривлекательны: взволнованных глаз, эффектных поз, задумчивых выражений, многозначительных фраз — нет. Персонажи «сурового стиля» соцреализма сжимают кулаки, хмурят лоб и супят брови — позируют для «суровых» картин, хотят выглядеть как «настоящие мужчины». Люди, созданные Филоновым, стоят, свесив руки вдоль туловища, и выражения их лиц не героические;лица настолько измочалены жизнью, что ничего, помимо мучительного процесса бытия, не выражают. Лишённые красивостей образы усваиваются зрителем нелегко — нам, зрителям, надо что-либо присовокупить к филоновской простоте. Но добавить к простым лицам нечего.
Последнее, что приходит на ум, когда читаешь Платонова или смотришь на полотна Филонова,— это слово «вдохновение» — пресловутая пушкинская лёгкость «минута — и стихи свободно потекут» этим художникам неведома. Современники военного коммунизма и продразвёрстки, эти художники «нового общества» работали как разнорабочие: тяжело и помимо вдохновения слова подгоняли друг к другу, как камни, выкладывали краску, словно грузили дрова. Видно по линии Филонова, как трудно движется рука художника, видно, как трудно подбирает слова Платонов. Каждый день и монотонно, но ради великой цели. Эта великая упорная монотонность стала своего рода художественным методом.
Нужное другим дело мастера выполняют вопреки всему — даже вопреки внешней красоте искусства, вопреки правилам Буало и представлению о катарсисе. В произведениях Платонова или Филонова не бывает катарсиса, то есть нет некоей точки напряжения, в которой сходятся сюжетные линии и страсти. Повествование равномерно тяжело, холст равномерно расписан — центра нет. Их вещи не красивы хрестоматийной красотой. Если вы станете вспоминать лицо героя Филонова — вам не удастся вспомнить ничего помимо общих черт; индивидуальность стёрта трудом.
Остаётся узнать: что же необходимое содержится в трудной работе Филонова и Платонова, ради чего проделан мучительный труд? В таком случае его творчество — это мучительная правда, выговоренная о страшном времени. Впрочем, прямых обвинений режиму писатель не высказал, он просто описал уничтожающий человека процесс жизни, но хорошо это или плохо — он не сказал; каждый может решить сам. Принято числить Филонова мастером, запрещённым советской властью, — и действительно, запланированная при жизни выставка в Русском музее была отменена, а после смерти работы художника не выставляли. Однако никакой критики строя в картинах Филонова найти невозможно.
Другом и почитателем Филонова числился советский мэтр Бродский — тот самый, автор «Ленина в Смольном»; всё это странно — это не биография диссидента. Да, на картинах Филонова изображены грубые люди, тяжело работающие, с безнадёжно уставшими лицами, но разве тяжкий труд противоречит доктрине партии? Подобно грубым скульптурам средневековых соборов, герои Платонова и Филонова предъявляют зрителям своё бытие вне оценочных категорий. Разве герои соборных порталов — мученики и святые — тщатся нам что-то доказать? Это в новое время масляная живопись стала трибуной: герои Гойи взывают к зрителю, требуют соучастия в борьбе, герои Шагала делятся своими страстями.
Но люди Платонова и Филонова просто сосуществуют рядом с нами, как живут рядом с нами деревья, как стоят скалы. Герои Филонова и Платонова не стараются казаться значительнее, чем они есть; так и камень не старается придать своим чертам выражения; камню достаточно того, что он знает сам о себе. Персонажи Платонова и Филонова схожи своими чертами с природой Севера — их лица вычищены холодом и ветром от избыточности. Ввалившиеся щёки, глубоко посаженные глаза, резко обозначенные челюсти, широкий выпуклый лоб, тонкие губы — никакой специальной аффектации, но лицо настолько очищено от всех примет быта, что волнует лабораторной скупостью черт. Словно человека умыли и побрили для операции — не оставили в облике ничего лишнего.
Ничего нет лишнего и в одежде — у Филонова люди одеты в серые робы, какие носят рыбаки или заключённые; примет времени нет — с равным успехом это может быть персонаж Средневековья или Новейшей истории; впрочем, мастер и не имел в виду определённую профессию или определённый год. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. От напряжения воли наполовину сжевал свои зубы... Именно к таким вот лицам обращались большевики, зовя людей на стройки и войны, — такие люди отдают свою жизнь без раздумий. Личная жизнь Филонова была под стать облику — её, по сути, просто не было.
Он был женат на женщине много старше себя, она была вдовой народовольца, то есть старше Филонова как минимум на два поколения. Даже в богемной авангардной России, среди художников, совершавших экстравагантные поступки, это был из ряда вон выходящий поступок. Это не богемный жест, это не страсть к Айседоре Дункан или Лиле Брик —это труд в личной жизни, столь же упорный и не ради удовольствия осуществляемый, как и работа живописца. Рассказывают, что в блокадном Ленинграде художник возил свою старую и немощную жену на санках, отдавая ей свой скудный паёк. Художник умер от истощения, от голода во время блокады — и поэт Кручёных написал такую эпитафию: Был он первым творцом в Ленинграде Но худога Погиб во время блокады, Не имея в запасе ни жира, ни денег.
Быть человеком, по Филонову, — это само по себе профессия, тяжёлый труд: люди приходят в этот мир, чтобы страдать и работать. Такой взгляд на жизнь обусловлен, разумеется, ясно сформулированным убеждением в своей миссии в истории. Филонов, как и Платонов, — пролетарский художник. Самосознание пролетария — вещь непривычная для искусства: прежде художники работали, может быть, не меньше, но они не приравнивали свой труд к труду пахаря. Для Филонова как и для Платонова всякий труд равновелик; они сами пролетарии, они пишут пролетариев — и пишут для пролетариев.
Пролетарий в отличие от капиталиста или крепостного познаёт мир в свободном труде и сам может быть понят только через труд. Свободный труд тем отличается от принудительного, что этот труд не имеет срока и расписания — надо работать всегда. Труд становится для Платонова и Филонова той единственно приемлемой для человека средой, в которой человек только и может понять окружающий его мир. Совершая ежедневный мучительный трудовой процесс, человек способен анализировать ощущения от предметов и явлений, и таким образом он понимает действительность.
Детям пришлось рано повзрослеть.
Бабушка научила мальчика вышивать скатерти на продажу. А ещё чтобы заработать, он с сестрами танцевал в массовках спектаклей за небольшие деньги. Уроки мальчик учил по ночам, но это не помешало ему с отличием окончить приходскую школу. Февральская революция. Художник Павел Филонов.
Когда мальчику было 13, умерла мать. Старшая сестра полностью взяла на себя заботу о семье. Она вышла замуж за богатого инженера и перевезла семью в петербургский роскошный дом. Муж сестры обратил внимание на художественный талант Павла и отправил обучаться живописи в малярные мастерские. В это же время начинающий художник начал посещать уроки в Обществе поощрения художеств.
Одним из учителей Филонова был академик Лев Дмитриев-Кавказский. Его рассказы о путешествиях так вдохновили юношу, что он отправился на Кавказ, на Волгу, а позже и в Иерусалим. Денег у Павла Филонова не было, и он подрабатывал в пути. Нарвские ворота фрагмент В Академию художеств он поступить не смог, но в 1908 году его приняли как вольного слушателя. Преподаватели хвалили его за хорошее знание анатомии и особое усердие.
Но со временем он стал отходить он классических правил живописи, начал экспериментировать с формой и цветом. Творчеством его заинтересовались известные авангардисты. Критики высоко оценивали его работы и называли его создателем аналитического искусства. Его картины — это не просто отображение предмета, это размышления о предмете, а процесс создания полотна сродни Сотворению мира, где холст только инструмент, который помогает осмыслить Мир и общаться с Вселенной… В его фантастической палитре смешались краски Гойи, Босха и Дюрера. Как нашёл свою любовь гениальный художник и неприспособленный к жизни человек Филонов в отличие от своих коллег никогда не стремился продать свои картины: он только мечтал сохранить их для Будущего и мечтал о создании музея аналитического искусства.
Огромной удачей для него стала случайная встреча с Екатериной Серебряковой.
Выставка "Павел Филонов. Художник мирового расцвета" открылась в парке "Зарядье"
Художник и деньги. Путь Павла Филонова — просящийся в легенду путь «самородка». Сын извозчика и прачки, к живописи он прикоснулся через живописно-малярные мастерские, одновременно занимаясь по вечерам в Обществе поощрения художеств. Всего же принципам аналитического искусства в разное время пытались следовать около 100 молодых художников. Не приглашенный в качестве преподавателя Академией художеств Павел Филонов давал установки на уроках в доме на набережной реки Карповки. Павел Филонов — самый загадочный из классиков русского авангарда, яркая вспышка и уникум в русском искусстве, который возник из ниоткуда и ушел в никуда, практически не оставив последователей. Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941) – русский и советский художник, мастер русского авангарда (художник-исследователь, так он официально именовал себя сам), иллюстратор, поэт, преподаватель.
Павел Филонов: картины для будущих поколений
Проучился там два года и был фактически изгнан — к тому времени он сошелся с питерскими авангардистами, тусовавшимися в группе «Союз молодежи», и манера его письма стала все меньше напоминать академическую. Как-то прямо в классе на этюдах Филонов написал сине-зеленого Аполлона и, вообще, по словам ректора школы Беклемишева, «работами своими развращал товарищей». В общем, Филонов из школы ушел и стал выставляться вместе с «союзниками», чем и занимался до I мировой войны. В то время Филонов писал такие вот вещи: Пир королей Святое семейство Уже тут, в этих начальных работах, видно, что Филонов сильно отстоит от генеральной линии, по которой шло развитие раннего русского авангарда — все-таки он в большей степени ориентировался на французский авангардизм — кубизм с фовизмом — и, в меньшей степени, на итальянский футуризм. Филонов же близок к немецкому экспрессионизму , причем, к его первоначальному, можно сказать, классическому варианту группы «Мост», что для тех времен в среде проживающих в России художников было нехарактерно. Близость эта, помимо чисто формальных штук, видна и в том, что Филонову тесно в рамках эмпирически постижимого, и в том, что его волнуют фундаментальные темы жизни и смерти, и в мрачной энергии и тяжеловесной символике «Королей». В «Святом семействе» - оно более позднее — виден уже будущий, знаменитый Филонов — в обилии мельчайших, тщательно проработанных деталей, в том числе — на дальних планах, за главными персонажами. К моменту написания этой работы Филонов уже сформулировал основные принципы своего аналитического метода: картина развивается как живой организм — от частного к общему, словно бы растет за счет деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом», - писал он. Филонов имел собственную терминологию, поэтому то, что я более общеупотребимо назвал клеткой, он определял как атом. Цветы мирового расцвета Богородица с младенцем Мать Потом началась война, и Филонов принял в ней участие в качестве рядового.
Вернувшись после революций, в которых он проявил себя активистом, в Петроград, Филонов забыл обо всем, кроме своего искусства. Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было модно до тех пор, пока в 1932 году их все не разогнала советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию. Он стал пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице. Конечно, мессий, пророков, аскетов, и мучеников в русском авангарде хватало — достаточно вспомнить Малевича , Татлина, Хлебникова, Эля Лисицкого, Кандинского. Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х гг. Изгоями же стали все, кто к началу 30-х годов не перековался и не изменил своим принципам в пользу социалистического реализма. А вот учителей практически не было, так как не было учеников. Вместо них были последователи, которые, быстро обретя самостоятельность, выдумывали собственные концепции и сами обзаводились последователями. У Филонова же были самые настоящие ученики, которые смотрели ему в рот и самоотверженно шли за ним, а его «мастерская аналитического искусства МАИ » вообще напоминала секту.
Кроме того, практически никто из видных русских авангардистов не смог совместить все эти амплуа в одном лице, по крайней мере — надолго. А Филонов — смог, и в их самых крайних проявлениях. Но, помимо всего этого, Филонов был еще и ересиархом, если продолжать пользоваться соответствующей терминологией.
Картины не умеют разговаривать… Фото: in. Именно из-за этих «разговоров» картин возникло немало скандалов в Новосибирске. Тогда слушайте, в этом месяце минуло 55 лет со дня открытия выставки произведений Павла Филонова в Академгородке.
Власть в 1967 году пыталась похоронить существование этих картин в архивах, но это было не так-то просто… 1967 год, и в Новосибирске проходят выставки, да не простые. Но вот власть была не очень-то довольна такой самостоятельностью местных авангардистов. Авангардисты — творческие люди. Они изменяют традиционные формы произведения, придавая необычный вид работе, экспериментируют с цветами и формами, чтобы привлечь наибольшее внимание. Даже в тихом Новосибирске есть свои «шумы» С авангардистами всегда были скандалы, всю историю власть вечно с ними борется. Ведь изменения, что-то новое приносит хаос и говорит «пока» спокойной жизни.
Можно вспомнить, например, бульдозерную выставку.
В экспозиции размещена и одна из последних картин художника — «Лики», написанная в 1940 году. Ранее сообщалось, что на московских улицах появились новые арт-объекты.
В понедельник Виктор Черкесов - теперь уже полномочный представитель президента России в Северо-Западном округе - посетил Русский музей, куда были доставлены подлинники рисунков. По его словам, все попытки краж из Русского музея, предпринятые в последние годы, "были успешно раскрыты". Однако в случае с рисунками Филонова "настойчивость сотрудников музея, помогавших следствию, значительно приблизила день, когда эти работы вернулись на свое место", подчеркнул полпред.
Павел Филонов – репортаж с выставки в Зарядье
Павел Филонов: картины для будущих поколений - DELARTE Magazine | В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. |
Великий отрицатель формы, цвета и голода | Филонов – художник, обладающий ярко выраженным индивидуальным стилем, создатель новой фактуры и пластики рисунка, основатель и идеолог аналитического искусства, оказавший огромное влияние на своих современников и на все следующие поколения. |
Выставка "Павел Филонов. Художник Мирового расцвета" | Минуло 55 лет со дня открытия выставки произведений Павла Филонова в Академгородке. |
Коллекция онлайн
- Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов
- Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье
- Выставка «Павел Филонов и его ученики» открылась в новосибирском музее
- В "Зарядье" открывается выставка Павла Филонова - Российская газета
Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье
Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной. Посетители увидят картины из известного цикла 1910-х годов «Ввод в мировый расцвет» — «Пир королей», «Крестьянская семья Святое семейство », «Перерождение интеллигента перерождение человека », абстрактные композиции, «Головы» и изображения зверей, исполненные в 1920-е годы. Будут показаны также произведения 1930-х годов на производственные темы — «Ударницы швейной фабрики «Красная заря», «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие.
Художника интересует рождение, как всесильный природный процесс. И он идет в своем исследовании дальше — к рождению мысли, создавая серию картин "Головы". Фото: Artlemon.
Упорно и точно вводи в каждый атом цвет. Чтобы цвет въедался в атом, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом", - говорил художник ученикам. Фото: wikipedia. Формула живого, органического мира, возможность изображения биологической универсальности рождения приводит Филонова к нефигуративной живописи. В "Формуле весны" изображены не конкретные объекты, а делящиеся клетки, ток древесных соков, запахи цветов и пение птиц.
Фото: Artsait. Вождь объединяет в себе прошлое в цилиндрах, настоящее вздымающий руки пролетариат и бледные, только проявляющиеся лики будущего.
Тогда огромная выставка Филонова, смонтированная, с выпущенным каталогом, простояла почти год! Свои работы Филонов не продавал. Учеников, которые образуют объединение "Мастера аналитического искусства", учил бесплатно. Более того, отдавал им заказы. Так, иллюстрации к финскому эпосу "Калевала" делали его ученики, о степени своего участия в этом проекте Филонов ничего не говорил.
Художник буквально жил впроголодь, отказываясь брать деньги даже от жены, которую страстно любил, - брал взаймы, всегда отдавая деньги. Фото: Пресс-служба Зарядья В 1931-м друзья договорились о заказе для него в "Изогизе" на картину на производственную тему, одновременно упрашивая Филонова принять заказ. Он работал над полотном о заводе "Красный путиловец" с октября 1931 по май 1932, в итоге картину возвратили автору без объяснений. Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, Филонов воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера Человек, который в "Декларации Мирового расцвета" написал: "Я художник мирового расцвета - следовательно только пролетарий", - не только не вписался в "иконостас" мастеров соцреализма, но был фактически фигурой non grata советского искусства.
Время от времени Филонов пытался заработать на ниве писания плакатов. Однако почти всякий раз тепел фиаско. Ведь его плакаты получались слишком натуралистичными и "контрреволюционными". И лишь на "Тракторном цехе" он смог немного заработать: картина была напечатана в виде открытки. Художника интересует рождение, как всесильный природный процесс. И он идет в своем исследовании дальше — к рождению мысли, создавая серию картин "Головы".
Фото: Artlemon. Упорно и точно вводи в каждый атом цвет. Чтобы цвет въедался в атом, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом", - говорил художник ученикам. Фото: wikipedia.
Русский музей открывает «Школу Филонова»
БЕЗУМИЕ ПАВЛА ФИЛОНОВА Иногда творчество некоторых художников до такой степени не укладывается в общепринятые рамки, что их называют волшебниками, магами, чародеями или же людьми не от мира сего, но при этом мало кому приходит в голову, что эти. "Художник мирового расцвета" – в Медиацентре парка "Зарядье" открывается выставка работ Павла Филонова. Один из важнейших художников русского авангарда – он фактически был фигурой non grata в советском искусстве. Выставка приурочена к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века.