В этой скульптуре Иван Дмитриевич Шадр передал черты своего отца, талантливого плотника. Так в 1908 году Иван Иванов стал Иваном Шадром – и остался в истории с этим именем. Иван Дмитриевич Шадр должен был своей монументальной фигурой замкнуть «смысловой круг пространственной композиции ландшафта». Впервые фигуру девушки с веслом создал в 1934 году скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Иван Дмитриевич ШАДР, советский скульптор, запечатлевший в своих произведениях людей Октября, борцов и тружеников.
4 августа 1984 года в Шадринске открыли памятник скульптуру Ивану Шадру
Главная» Новости» Новости шадринска и шадринского района на сегодня. Выдающийся скульптор-монументалист, представитель академического модерна, создатель героических образов советской эпохи — личности и творчеству Ивана Дмитриевича Шадра посвящен лекционный проект библиотеки «Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность». Резцу Ивана Дмитриевича Шадра принадлежат барельефы Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, он создает ряд проектов памятников Советской России, Парижской коммуне, Октябрьской революции. Иван Дмитриевич Шадр обладал многими талантами: хорошо пел, рисовал, был артистичен, интересовался историей.
Скульптор Шадр Иван Дмитриевич
Затем парижские учителя отправили Ивана на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом институте. В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года, выступая с лекциями по искусству. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву. В 1926 году Иван Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов. Умер Иван Дмитриевич 3 апреля 1941 года в Москве. С 15 января 1988 года Свердловское художественное училище бывшая Екатеринбургская художественно-промышленная школа согласно распоряжению Совета министров носит имя своего знаменитого ученика.
Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… вставали в воображении Шадра во всей своей художественной выразительности, открывали новый мир, в котором художник-творец выступал прекрасным и великим. Среди его учеников ,…, — академик Репин. Ты не смотри, что у него глаза — щели, не одни орлы смотрят на солнце. Через эти щели художник душу человеческую видит.
Написал он «Грозный убивает единоутробного сына» — потрясающая картина…» Под влиянием встреч с А. Панфиловым стремление к иной, «красивой жизни», которую Шадр тщетно искал, задыхаясь в купеческом мире лжи и надувательства, неразрывно связывается с мечтой об искусстве. Вскоре представился случай, послуживший первой ступенью к ее осуществлению. В 1902 году в Екатеринбурге открылась Художественно-промышленная школа. Занятия в ней начались 9 декабря. Первый прием насчитывал 30 учеников, но вскоре два ученика выбыли, и на замещение вакантных мест 4 января 1903 года был проведен дополнительный конкурс. По свидетельству сестры Шадра, А.
Лобановой, именно А. Панфилов, бывший председателем Общества попечения о начальном образовании, привел Шадра на экзамен. Оробевший юноша неожиданно для себя прекрасно справился с конкурсным заданием выполнение несложного плоского орнамента и был принят первым вторым был принят его будущий друг — П. Открытие Екатеринбургской художественно-промышленной школы, состоявшей в ведении Министерства торговли и промышленности, было предпринято с целью поднятия художественной культуры уральских кустарей, преимущественно камнерезно-гранильного и ювелирного дела. По общему своему направлению она была близка к Училищу технического рисования Штиглица в Петербурге и к Московскому Строгановскому училищу. Соответственно задачам школы были организованы гранильная и столярная мастерские, в 1904 году дополнительно открылась ювелирная мастерская, а в 1906 — бронзолитейная и чекано-эмальерная. По семейным традициям Шадр избрал столярную мастерскую.
В школе были введены специальные дисциплины: рисование карандашом, лепка, стилизация, черчение геометрическое, черчение проекционное, понятие о перспективе, история искусства, композиция. Общеобразовательные предметы — русский язык, история, арифметика и геометрия, география, естествознание в годы обучения Шадра были обязательны для всех учеников. Естествознание преподавал доктор геологии Владимир Онисимович Клер, действительный член Общества любителей естествознания, высокообразованный человек, энтузиаст своего дела. Хорошо были подобраны преподаватели специальных предметов. Историю искусства читал директор школы М. Каменский брат известного скульптора Ф. Каменского , переведенный в Екатеринбург из училища Штиглица.
Свои увлекательные лекции М. Каменский сопровождал беглыми рисунками, которые служили наглядным пособием для его курса. Классом лепки руководил Т. Рисование преподавали: М. Каменский акварель , А. Арнольдов, Т. Залкалн —с начала 1904 года, а с 1905 года—А.
Парамонов, прошедший хорошую академическую школу. Залкалн, — то это были все люди прогрессивных взглядов. По-своему интересным и живым было руководство школой ее первым директором Каменским. Директор Каменский дал много возможностей проявлению личной инициативы преподавателей. Как во всех школах, и тут существовала определенная программа, но проводилась она в жизнь не по-чиновнически, а как-то живо, разнообразно, исходя из индивидуальных склонностей ученика, как и учителя… Должен сказать, что вообще каждый из преподавателей стремился, не скупясь, внести свою долю в общее дело воспитания будущих мастеров-художников. Да и обстоятельства для этого были очень благоприятны». Кроме Шадра, в числе наиболее одаренных учеников Т.
Залкалн называет П. Дербышева и Кремлева, по камнерезному искусству и П. Таежного — тонкого мастера миниатюрной скульптуры. Кремлев и Таежный работали для фирмы Фаберже в Петербурге и Москве. В живописи выделялся И. По признанию самого Шадра, его успехи в первый год были весьма скромны. Избранная специальность — столярное дело — не увлекала юношу.
Он охотно работал в классах лепки и композиции, выделялся и сочинениями в классе русского языка. Но это были предметы, занимавшие второстепенное место в учебной программе. Неудовлетворенность ученьем и тяжелый, изнуряющий труд Шадр продолжал работать у Панфиловых тяжело отражались на настроении. Пережить эти мрачные минуты юноше помогло близкое знакомство с М. Каменским и его семьей. Широта культурных интересов, демократизм взглядов и чуткость к людям привлекали в их дом екатеринбургскую интеллигенцию, особенно преподавателей и учеников школы. Здесь устраивались любительские концерты, литературные чтения, пелись любимые молодежью песни.
Разносторонне одаренный, общительный, Шадр стал близким другом семьи Каменских. Его ценили как декламатора, певца, автора стихов, отличавшихся в его чтении плавностью и красотой звучания. Заботливо относившийся ко всем ученикам, особенно выходцам из народа, Каменский подошел к Шадру с особенной теплотой. Его внимание привлекли необычайная тонкость в понимании искусства и природная одаренность юноши; зная, с какими трудностями приходилось Шадру прокладывать себе путь к искусству, Каменский стремился всячески облегчить ему прохождение специального курса, поощряя одновременно его работу в классах лепки, рисования и композиции. Во втором учебном году занятия в школе приобрели для Шадра большой интерес. Залкалн, с прибытием которого на эти предметы стали обращать значительно большее внимание. Для развития способности критического анализа он проводил коллективные обсуждения ученических работ, причем учитель оставался в роли наблюдателя.
Основное внимание было обращено на работу с натуры, для чего при школе были заведены «натурщики» — утка, курица, орел-беркут, журавль последний получил широкую известность своим пристрастием бить стекла в домах горожан. Иногда лепили с натурщика — голову или одетую мужскую фигуру. Залкалн советовал ученикам добиваться простоты и строгости форм, предоставлял им широкие возможности самостоятельного решения задачи. Усиление внимания к развитию пластического мастерства учеников выразилось и в пополнении школьного музея копиями с выдающихся произведений русского и мирового искусства. Заметив вскоре одаренность Шадра, Т. Залкалн стал поощрять его работу над скульптурой. Следуя совету учителя, Шадр самостоятельно лепил обнаженную фигуру фабричного сторожа, по школьной программе—барельеф журавля и голову мальчика последние две работы, выполненные в терракоте, были представлены в школьном музее.
Из других работ школьного периода Шадр упоминает надгробие гимназиста «Голова спящего мальчика» и барельеф «Евреи». Все эти работы не сохранились, поэтому трудно составить хотя бы самое общее представление о характере их пластического решения. Так же легко он и компоновал. Но все носило некоторый характер попыток и трудно было представить, во что выльется его незаурядное дарование».
В произведениях Шадра отразились воодушевлённость, страстный темперамент, присущий натуре художника романтический пафос.
Пушкин был любимым поэтом скульптора. Как-то он признался, что стихи Пушкина подчас выражают его мысли лучше, чем он мог бы это сделать своими словами.
Поражает лицо рабочего, где из-под слипшихся волос, в беспорядке нависших над нахмуренным, собранным в морщины лбом, из-под сдвинутых бровей глядят глубоко сидящие и широко расставленные, полные сосредоточенной ненависти глаза. Индивидуальная, почти портретная выразительность лица рабочего сочетается с острой социальной характеристикой его. Великолепное мастерство владения силуэтом придает еще большую жизненность и монументальность образу. Фигура выразительна с любой точки зрения, поэтому зритель, обходя статую, связывая отдельные точки зрения друг с другом, получает возможность увидеть все богатство жизни образа. Многие представители старшего поколения русских художников-реалистов высоко оценили работу Шадра. Чрезвычайно характерно отношение замечательного русского художника М. Нестерова к этому произведению.
В письме к Шадру Нестеров писал: «Недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства, так бывало умел это делать Ф. Шаляпин, скульптуру, мною раньше не виданную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связывает талант мастера красоту духа с вечной красотой формы, — все то, чем жили великие мастера, чем дышал Микельанджело, Донателло, а у нас «старики». Стою зачарованный, обхожу кругом — великолепно! Говорят — Иван Митрича…». Шадром были также изваяны надгробия Н. Аллилуевой в 1933 году, Е. Немировича-Данченко в 1939 году, В.
Дурову в 1940 году. В 1952 году он стал лауреатом государственной премии, посмертно. Екатеринбуржское художественное училище, с 1987 года, носит имя И.
«Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность»
Новости истории События Умер Иван Дмитриевич Шадр, выдающийся скульптор-монументалист. Третьего апреля 1941 года скончался скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр. Родина Ивана Дмитриевича Шадра – город Шадринск на Урале. Еще сейчас на углу Советской и Уральской улиц стоит небольшой деревянный дом, в котором свыше ста лет жили Ивановы, мастера плотницкого дела. Иван Дмитриевич Шадр (Иванов, 1887 – 1941) родился в селе Такташинском Оренбургской губернии, где в этот момент работал его отец – плотник Дмитрий Евграфович Иванов. Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941) – классик советской скульптуры, многие произведения которого хрестоматийно известны.
«Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность»
Вводя аллегорические мотивы, Шадр пользуется лишь таким иносказанием, которое понятно широким массам. Большую роль играют в его композициях аксессуары и надписи. Последние, впрочем, не всегда обязательны, так как смысл самого рисунка довольно ясен. Но, рассчитывая на широкие массы читателей журнала, Шадр стремился сделать рисунок предельно понятным. В доходчивости образов, в обостренности ситуации, в применении пояснительных надписей и, наконец, в использовании аллегорических мотивов живо ощущается связь некоторых рисунков Шадра с народными сатирическими листами. Сотрудничество Шадра в журнале «Гном» не стало известным; Шадр был оставлен в школе и переведен в пятый класс. Весной 1907 года он окончил школу. В жизни молодого художника наступил момент, когда следовало предпринять решительный шаг для осуществления своей мечты об учении «большому искусству». Не дождавшись выпускных экзаменов, назначенных на осень, Шадр отправился вместе со своим другом Дербышевым в Петербург. Петербург и учение в Академии художеств были конечной целью путешествия. Но по дороге друзья решили побывать в местах, которые так романтически были описаны в ранних повестях и рассказах Горького; личность и судьба писателя служили для них вдохновляющим примером.
Следует указать, что уже в то время Шадр любил читать Горького, увлекался его ранними повестями. По собственному признанию Шадра, в пробуждении жажды путешествий по родной стране особенную роль сыграл рассказ «Емельян Пиляй», прочитанный им на Нижегородской ярмарке во время поездки с обозами купцов Панфиловых. Изредка по случайным «заказам» писали портреты, большей же частью работали грузчиками, носильщиками. В Одессе Шадр выполнил декоративное панно «Вихрь» для местного театра об этом он упоминает в своих автобио- графических записях. Есть основание полагать, что через посредство одесских художников, с которыми в частности, с К. Костанди друзья близко познакомились, Шадр по приезде в Петербург тесно сошелся с Н. Кравченко, принявшим горячее участие в его судьбе. Побывав в Москве, где их прежде всего привлекала Третьяковская галерея, друзья лишь в конце лета добрались до Петербурга. Поступить в Академию художеств не удалось. Беклемишев не признал Шадра достаточно подготовленным.
В Екатеринбургской школе рисованию и то подчиненному специальным художественно-промышленным целям уделялось лишь шесть часов в неделю; поэтому даже при хороших преподавателях ученики все же не могли овладеть рисунком в той степени, которая требовалась для поступления в Академию художеств. У Шадра возникла мысль поступить в Училище технического рисования Штиглица. Каменский в письме к директору школы Г. Котову горячо рекомендовал своего бывшего ученика как «очень талантливого художника, особенно хорошего композитора художественно-промышленного производства» I Но училище Штиглица увело бы Шадра от его мечты о большом, настоящем искусстве. Не в меньшей степени, чем изобразительное искусство, его привлекала артистическая деятельность, способности к которой он проявил еще в Екатеринбурге. Наступала холодная петербургская осень. Голодный и плохо одетый, Шадр ходил по улицам Петербурга с шарманщиком, распевал «жестокие романсы». Один из таких бродячих концертов привлек внимание режиссера императорских театров М. По его рекомендации Шадра допустили к приемным экзаменам на Высшие драматические курсы С. Успешно выдержав экзамен у В.
Давыдова и В. Петрова, Шадр был 1 сентября 1907 года принят в числе 27 учеников на I курс по классу В. Год пребывания на драматических курсах был счастливейшей порой для Шадра во многих отношениях. Ему пришлось учиться в то время, когда на сцене Александрийского театра еще выступали блестящие представители русского реалистического искусства — К. Варламов, В. Давыдов, М. Савина, В. Стрельская, В. Игра их развивала в Шадре понимание подлинного искусства, исполненного глубокой правдивости и человечности. Многие из них с участием отнеслись к Шадру, а его учитель проявил поистине отеческую заботу о талантливом самородке.
Выдающийся артист-психолог и опытный педагог, В. Давыдов был серьезным и чутким воспитателем. С благодарностью вспоминает Шадр о Давыдове, сыгравшем большую роль в его жизни. Но, занимаясь на драматических курсах, успешно выступая для заработка на любительских концертах в качестве драматического актера, певца и декламатора, Шадр не оставлял и изобразительного искусства. Он посещал школу рисования Общества поощрения художеств, много работал дома. В каком направлении формировались художественные симпатии и каковы были первые опыты самостоятельного творчества Шадра? Судить об этом можно, опираясь лишь на отрывочные записи и высказывания Шадра, так как ранние его произведения не сохранились. Попав из далекой провинции в центр художественной жизни страны, Шадр с интересом изучал современное искусство. Вспоминая о первых днях пребывания в Петербурге, он ни словом не обмолвился о скульптуре. Только в живописи он нашел немногие полотна, которые произвели на него глубокое впечатление.
Шадр упоминает «ДемонаДемон сидящий. Врубеля Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств 1880—84 у П. Брал уроки акварели у И. С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой…, «БойНебесный бой. Рериха Рерих Николай Константинович [1874—1947] Известный русский живописец и археолог, писатель и философ, путешественник и общественный деятель. Один из самых ярких представителей русского символизма и модерна. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Серов «Юдифь».
Живописец, график и театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 1881-1890 у , , , в Академии Ф. Коларосси Париж у Ж. Под влиянием картины М. В 1891 руководил постройкой… Шадр писал эскизы, в которых отражалось модное увлечение символикой «вечных идей». Терновец, использовавший в своей статье о Шадре личные беседы со скульптором 1 Интересны записанные Шадром реплики современников по поводу его работ. Дмоховский, видимо, имея в виду его упорную работу над образом Иуды. Верно мнение Ю. Колпинского о том, «несмотря на все эти увлечения, все же неверно было бы считать, что Щадр встал на путь символизма и модерна… Было бы правильнее считать, что дань духу времени отдал не Шадр-художник, а Шадр — юноша романтик», но это верно лишь отчасти. Конечно, нельзя ожидать глубоко сознательного определения своего творческого пути от двадцатилетнего художника, только что покинувшего провинциальную школьную скамью.
Интерес к символической тематике был вызван и желанием испробовать свои силы в направлении, возглавляемом прославленными художниками современности. Однако в этих поисках молодого Шадра уже заметно проявление его натуры.
Иванова «Стол, инкрустация». Вероятно, в то же время была изготовлена модель ларца, выполненного из камня гранильной фабрикой В. Годы пребывания в Художественно-промышленной школе совпали с революционными событиями 1905—1906 гг. Протест против жесточайшей эксплуатации рабочих на металлургических заводах, движение угнетенных царизмом народностей и крестьянские восстания сделали Урал крупнейшим очагом революции 1905 года.
Екатеринбург, промышленный центр Урала, стал средоточием обостренной и решительной революционной борьбы. Революционным движением руководила социал-демократическая партия, возглавлял его Я. Демократический состав учащихся Художественно-промышленной школы, сочувствие значительной части преподавателей, и в первую очередь М. Каменского, революционному движению определили активное участие школы в событиях 1905 года. Огромные толпы народа с красными флагами проходили по центральным улицам города. Сосредоточившись у тюрьмы, демонстранты потребовали освобождения политических заключенных. Из ворот Художественно-промышленной школы вышли с красным флагом ее воспитанники.
С пением «Марсельезы» они двинулись по городу. К ним присоединились учащиеся других учебных заведений. Черносотенцы учинили жестокую расправу над демонстрантами. Под заголовком «Ужасное побоище» в газете сообщалось: «День 19 октября ознаменовался в нашем городе ужасным преступлением. Хорошо организованная толпа хулиганов, находящихся под предводительством какого-то громадного рыжего мужика, производила ряд систематических нападений в различных пунктах города на небольшие кучки манифестантов и воспитанников местных средне-учебных заведений, собравшихся на основании высочайше дарованного манифеста для обсуждения своих нужд… Полиция бездействовала…». В числе убитых демонстрантов был назван один из учеников Художественно-промышленной школы. В этом же месяце всеобщая забастовка в городе охватила железнодорожников, рабочих механических заводов и кондитерских фабрик, почтово-телеграфных служащих, извозчиков, портных и др.
Но реакция начинала свое победное шествие. В начале 1906 года произошли повальные аресты и обыски; в числе арестованных неоднократно упоминались ученики Художественно-промышленной школы. Вскоре телеграфным распоряжением Министерства торговли и промышленности М. Каменский был снят с должности и переведен в Уральск. Занятия в школе были прекращены до прибытия нового директора — Б. Рупини, ранее работавшего в Саратовской художественно-промышленной школе. Шадр не оставался сторонним наблюдателем бурных революционных событий, активно участвовал в политических демонстрациях, состоял членом боевой дружины школы и, что особенно примечательно, вмешивался в политическую борьбу как художник-демократ.
Характерно, что эта сторона деятельности Шадра относится к тому времени, когда политические репрессии в Екатеринбурге и суровый режим, установленный в школе новым начальством, сделали невозможными иные формы политических выступлений. Упоминавшийся ранее барельеф «Евреи», созданный, судя по некоторым данным, в 1906 году, явился горячим протестом молодого художника против черносотенных погромов. Драматическая композиция, изображающая группу людей, сметаемых вихрем в пропасть, легко ассоциировалась со сценами еврейских погромов и поэтому тотчас была снята цензурой с школьной выставки. Еще большей политической заостренности достиг Шадр в серии сатирических рисунков для местного художественно-литературного и сатирического журнала «Гном». Журнал «Гном», издателем которого был В. Мутных, с первого же номера обнаружил свое политическое, антиправительственное направление. Шадр сотрудничал в журнале с апреля 1906 года до окончательного закрытиия журнала, подписываясь именем героя романа Гюго — Жана Валь-жана.
Первые три рисунка Шадра появились в десятом номере за 1906 год. Все они посвящены начавшимся репрессиям. Расположенные рядом и снабженные пояснительными надписями, они вскрывают различное отношение царских жандармов к капиталистам, заигрывавшим с революционерами, и к пролетариям-революционерам. Несмотря на явные улики, обнаруженные у богача, — разбросанные после обыска бумаги с лозунгами: «Отречемся от старого мира», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Опрокидывающий в горло огромную бутыль «блюститель порядка» — жандармский офицер и чокающийся с его начальником хозяин квартиры демонстрируют полное единомыслие. Надпись «Все благополучно» подчеркивает исход учиненного у богача обыска. Иначе обстоит дело у пролетария.
В отличие от изобилия предметов в первом рисунке, характеризующего богатую жизнь, обстановка пролетария обрисована скупо и немногословно. Грозный окрик жандарма, бесцеремонное обращение его помощника, обыскивающего постель рабочего, разбитая посуда, упавшая с опрокинутого стола, — все это говорит об обреченности хозяина бедной комнаты. Отсутствие улик не может служить препятствием для незаконного ареста. В третьем рисунке, имеющем надпись «Безвыходное положение», Шадр раскрывает истинную суть «пресловутого манифеста либеральных свобод» 17 октября с его посулами «незыблемых основ гражданской свободы». Олицетворяющий Россию крестьянин, освобождаемый революцией от кандалов, в ответ на призыв идти вперед, горестно вопрошает: «Куда же мне? Свою сатирическую мысль Шадр раскрывает и брошенным на землю, рядом с черепом, листом с перечеркнутой надписью «Свободы 17 октября» «Зачеркнутому не верить» — помечено под рисунком. Положенный поверх листа меч, придавленный большим камнем с цифрой «XX» двадцатый век , и уснувшая на нем сова птица мудрости — еще одна деталь, заостряющая сатирическое содержание композиции.
Весьма возможно, что Шадр был знаком с известным рисунком Е. Лансере Лансере Евгений Евгеньевич [1875—1946] Русский художник. Академик живописи 1912. Действительный член 1916 ИАХ. Сын скульптора Е. Лансере и Е. Лансере Бенуа , племянник архитектора Л.
Бенуа, художников Альберта Николаевича и Александра Николаевича…, посвященным той же теме. При всем различии стилистических особенностей понимание истинной сущности манифеста было схоже. В одиннадцатом номере журнала Шадр дает рисунок с острой сатирой на избирательный закон от 11 декабря 1905 года, который, по существу, не внес никаких изменений в избирательный закон для булыгинской думы, сметенной октябрьской всероссийской политической стачкой. Оставалась та же система распределения выборщиков, сохранялась многостепенность выборов, особенно для рабочих и крестьян. В результате большая часть населения была лишена избирательных прав. На обложке журнала под крупной надписью «Гном» вьется узкая дорога, по которой движутся «просеянные» избиратели в виде комариков. Она начинается с входа «Просевочного отделения», охраняемого гномом, преграждается в глубине большими воротами, затянутыми паутиной, сетями, шлагбаумом и проч.
За выборщиками-комариками наблюдает скрытый кустами мужчина. Этой деталью Шадр подчеркнул строжайший надзор полиции, при котором проходили выборы в Первую государственную думу. В двенадцатом номере журнала помещены три рисунка Шадра. На обложке изображена сидящая на диване женщина, горестно склонившая голову. На нее смотрит мужчина с туловищем зверя и с медалью городского головы на шее. В героях этой сцены Шадр показал екатеринбургского городского голову И. Акфиногенава и его племянницу, над которой он совершил насилие.
Чтобы скрыть свой проступок, Анфиногенов обвинил жертву в политических связях и добился ее ареста. Только через несколько месяцев, благодаря вмешательству общественности и издателя журнала «Гном», девушка была освобождена из заключения. Второй рисунок, менее яркий по сюжету, посвящен поискам тайной полицией убитого попа Гапона. Большой интерес представляет третий рисунок с надписью: «Кто победит? В нем Шадр вновь возвратился к волнующей теме дня — наступлению реакционных сил на революционный народ. Огромный медведь, разорвавший сковывавшие его цепи «Миша проснулся!! За медведем видна фигура уже поваленного человека, здесь же валяется сорванный эполет, царская корона в виде черепа с крестом и скипетр, к концу которого привязана плеть.
К ноябрю 1941 года Вера успела совершить шесть диверсий во вражеском тылу. Перейдя линию фронта, объединенный отряд попал под сильный минометный огонь. Группы самопроизвольно разделились и хаотично вышли из зоны обстрела. Под деревней Якшино группа Веры попала в засаду, девушка получила ранение и была схвачена полицаями.
Следующим вечером ее товарищи пришли на место боя, чтобы забрать тело девушки, но не обнаружили его. До 1957 года Вера Волошина числилась в военном архиве как «пропавшая без вести». Так как о подвиге Зои знают миллионы людей, а о подвиге второй Героини единицы, я расскажу, как умирала комсомолка Вера Даниловна Волошина. Истерзанную Веру палачи привезли к импровизированной виселице на машине.
После пыток, изнасилований и издевательств девушка с трудом держалась на ногах. Согнали жителей деревни и советских военнопленных восстанавливающих разрушенный при бомбежке мост.
Он помогает ему поступить на Высшие драматические курсы столичного театрального училища. В училище Иван продолжал рисовать, упорно занимался скульптурой. Его рисунки попали к знаменитому русскому художнику И. Илья Ефимович дал им высокую оценку. Это во многом определило дальнейший путь молодого человека. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначает ему стипендию. Около двух лет скульптор совершенствует свое мастерство в Париже и Италии, учится у известного французского ваятеля Бурделя, знакомится с выдающимися образцами мирового искусства.
Возвратившись в 1913 году в Россию, Шадр полон творческих замыслов. Он создает проект памятника мировому страданию, выполняет ряд работ, отмеченных печатью символизма. Но прочная связь Ивана Дмитриевича с народом помогает ему все же определиться как зрелому реалисту. Великая Октябрьская социалистическая революция стала поворотным пунктом в художнической судьбе Шадра. Он отдает свой талант и жизнь на службу народа, сбросившего иго эксплуататоров. Конец гражданской войны застает красноармейца Иванова в Омске. Здесь скульптор создает первые портреты Карла Маркса и Карла Либкнехта.
В Новой Третьяковке открывается выставка автора «Девушки с веслом» Ивана Шадра
Иван Дмитриевич Шадр появился на свет в 1887 году. Скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Ее героем стал советский скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр.
ШАДР ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Ее героем стал советский скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр. Его творчество напрямую связано с деятельностью Гознака: в 1922 году Шадр по заказу Гознака вылепил скульптуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля — специально для того, чтобы поместить их изображения на денежные знаки, почтовые марки, платежные обязательства и другую продукцию. Сто лет назад — в 1923 году — были выпущены первые денежные знаки с изображениями скульптур работы И.
Один из них — романтический — поэт, горделиво стоящий на высокой скале; другой — смертельно раненный поэт, лежащий на белой мраморной плите, прицеливающийся из пистолета.
Стремясь к монументальности, Шадр нашел иное решение: «Я одену Пушкина в шинель, огромную, тяжелую. Пусть она давит его, а он вырывается из этой шинели, как бабочка из кокона». Автор также создает особый постамент в виде капители колонны, проводя художественную параллель с пушкинской строкой: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
Бронза, 125х122х150 см Скульптор готовил эту работу для участия во всероссийской Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции. Шадр создавал образ по личным воспоминаниям о революционных событиях 1905 года, когда на его глазах происходили выступления демонстрантов в Екатеринбурге. Фигура восставшего рабочего представляет собой аллегорическое изображение революции.
Сам автор усматривал в резком развороте фигуры подобие сжатой пружины, готовой распрямиться с разрушительной силой и развернуться в события 1917 года. В первоначальном варианте Шадр предполагал использовать образ человека, разрывающего цепи, но в дальнейшем отказался от этой идеи, дабы уйти от романтической символики прошлого. Его персонаж — не согбенный бывший раб, но будущий победитель.
Бронза, 92х60х62 см Фигура «Красноармейца» решена Шадром без лишней патетики. Его герой — простой рабочий паренек, бывший крестьянин с простодушными широко раскрытыми глазами. Шадр не делает полный торс, убирает ненужные детали и оставляет только самые существенные: плотно надетая буденовка и кисть руки, сжимающая ремень винтовки.
Благодаря этим приемам образ обретает характер не столько героический и статичный, сколько жизненный и динамичный. В 1923 году изображение скульптуры «Красноармеец» было помещено на советскую денежную купюру достоинством 25000 рублей. Бронза, 75х85х65 см Чтобы точнее отразить дух эпохи, в поиске реалистических типажей Шадр отправляется из столицы к своим землякам, крестьянам Шадринского уезда.
Однако большинство крестьян, подходящих типажей, отказывались позировать из суеверия. Шадр пишет о беседе с одним крестьянином: «Подсел к старику… и спросил его, не будет ли он для меня позировать… Дед неожиданно встал, выпрямился, длинные седые брови космами затряслись, он высоко взмахнул над моей головой палкой: «Окаянный, что ты меня улещаешь? Я на карточку-то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хошь, гадина этакая!
В результате моделью послужил житель деревни Прыговой Шадринского уезда, Перфилий Петрович Калганов, который, впрочем, тоже долго отказывался от позирования. По его суровому виду понятно, что он немногословный, работящий хозяин своей земли. В 1923 году фигура «Крестьянина» была помещена на советскую денежную купюру достоинством 15000 рублей.
Работа с натурщиком была только завершающим этапом. Шадр писал, что его «Рабочий» должен быть «символом международного пролетариата». Композиция динамична — диагональная линия плеч, поворот головы рабочего передают движение, момент трудового процесса.
Выразительность образу придают рельефно очерченная мускулатура тела и глубокие морщины на лице. Нестандартным решением является то, что к бюсту автор добавил кисти рук, держащие молот. Биограф художника Ольга Воронова писала об этой скульптуре: «Лицо — характер, руки — сила, молот — эмблема».
В 1925 году фигура «Рабочего» была помещена на советскую денежную купюру достоинством 5 рублей. Бронза, 57х28х21 см Фигура «Рабочий с молотом» была сделана скульптором как часть проекта памятника героям обороны города Луганска. В 1930 году в честь 10-летия освобождения Луганска от белогвардейцев по инициативе Общества старых большевиков городским исполнительным комитетом было принято решение увековечить память защитников Донбасса, создав «Памятник борцам, погибшим при защите Луганска от армии Деникина».
На реализацию проекта было выделено 100 тысяч рублей. Однако выделенных денег оказалось недостаточно.
После окончания художественной школы, Шадр переехал в Санкт-Петербург , где безуспешно пытался поступить в Императорскую Академию художеств. Несмотря на эту неудачу, Ивану Шадру стали оказывать значительную поддержку художник Репин Илья Ефимович - при его содействии Шадр начал посещать Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.
Обладая выразительным голосом, незаурядными актерскими данными, он обучался декламации, пению, был принят на Высшие драматические курсы Петербургского театрального училища, занимался в школе Общества поощрениях художеств. Только в начале 1920-х годов скульптура стала окончательно преобладать над другими интересами художника. В произведениях Шадра отразились воодушевлённость, страстный темперамент, присущий натуре художника романтический пафос.