Пушкин Александр Сергеевич «Капитанская дочка». В «Капитанской дочке» рассказывается о событиях крестьянской войны (1773–1775) под предводительством Емельяна Пугачёва.
А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»
Смысл «Капитанской дочки», исторического романа А. С. Пушкина, в том, насколько любовь может оказать влияние на действия, поступки и в целом на жизнь. «Капитанская дочка» произвела на меня сильное впечатление, и впоследствии я не раз её перечитывала, по заданию и без. «Капитанскую дочка» — это не то произведение, которое задумывается автором как нечто великое, а потом годами «дозревает» как идея.
Чем закончилось произведение А.С. Пушкина "Капитанская дочка"?
Если краткого описания «Капитанской дочки» вам кажется недостаточно, а времени читать всё произведение целиком нет, советуем посмотреть хотя бы экранизацию. Краткое содержание исторической повести “Капитанская дочка" пригодится всем тем, кому лень (или не хватает времени) читать полный вариант произведения. Семейной хроникой «Капитанскую дочку» позволяет назвать развитие любовной линии романа, ведь это не что иное, как рассказ героя о своём знакомстве с будущей супругой.
Краткое содержание Капитанская дочка Пушкина
Но Пётр хотел избавиться от опеки слуги и желал показать себя самостоятельным человеком. Он пригрозил Савельичу прогнать его, если не будет исполнять то, что приказывает господин. Пришлось Савельичу отдать деньги Зурину. Затем он поспешил вывести Петра из трактира, и они продолжили свой путь. Глава 2. Вожатый В пути Гринёв помирился с Савельичем и сказал, что будет слушаться его и без его согласия не будет тратить деньги.
Кибитка ехала по снежной пустыне. Ямщик предложил вернуться, так как по приметам понял, что будет буран. Но Гринёв понадеялся до его начала доехать до следующей станции. Вдруг налетел ветер, повалил снег, сделалось темно. Ямщик остановил лошадей.
Пётр увидел вдали шевелящееся тёмное пятно и велел ехать к нему. Это оказался человек. Гринёв спросил у него, может ли он помочь добраться до ночлега, но тот сказал, что лучше подождать пока утихнет буран, а потом найти дорогу по звёздам. Но затем мужик сел рядом с ямщиком и сказал ему ехать направо, так как жильё недалеко. Оказалось, что оттуда ветер подул и принёс запах дыма.
Пока добирались до деревни, Пётр заснул и увидел сон, который потом не мог никогда забыть. Приснилось ему, будто в буран он заблудился и подъехал к своему дому. Матушка сказала, что батюшка при смерти и хочет проститься с ним. Но вместо отца на кровати лежал чернобородый мужик и весело поглядывал на Гринёва. Матушка сказала, что это посажёный отец Петра, что надо попросить у него благословения.
Молодой человек не согласился, тогда мужик вскочил, схватил топор и стал им размахивать. Комната наполнилась мёртвыми телами, а страшный мужик уговаривал Петра подойти под его благословение. На этом месте сон прервался, так как Савельич разбудил Петра — они приехали на постоялый двор. Хозяин его был яицкий казак. Гринёв спросил Савильича, где вожатый.
С полатей откликнулся чернобородый мужик. Пётр спросил его, озяб ли он. Тот ответил: «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Мужик попросил стакан вина, сказав, что чай — не казацкое питьё. Гринёв приказал хозяину налить мужику вина.
Тот, признав вожатого, спросил, откуда его снова сюда бог принёс. И у них пошёл иносказательный разговор, из которого Гринёв ничего не понял. Только потом он догадался, что речь шла о Яицком войске, которое в 1772 году бунтовало и было усмирено. Наутро буран утих. Пётр хотел отблагодарить вожатого и велел Савельичу дать ему полтину на водку.
Савельич возмутился, что нужно дать деньги мужику, которого Гринёв изволил подвести к постоялому двору, и сказал, что у них нет лишних полтин. Так как Пётр обещал Савельичу, что тот будет распоряжаться деньгами, то велел ему отдать мужику заячий тулуп. Савельич сказал, что тот пропьёт его в кабаке. Но бродяга сказал, что если барин жалует ему шубу со своего плеча, то Савельич должен слушаться. Гринёв строго приказал Савельичу принести тулуп.
Мужик тут же надел его. Тулуп был немного узок для него и распоролся по шву, но вожатый был доволен и сказал Петру, что век не забудет его милостей. Тот его назначил офицером в полк и направил служить в Белогорскую крепость под командование капитана Миронова. Белогорская крепость была на границе «киргиз-кайсацких степей», на другой день Гринёв отправился туда. Глава 3.
Крепость Крепость была в 40 верстах от Оренбурга. Это был не бастион с башнями и валом, а деревушка, окружённая бревенчатым забором. В доме коменданта была только его жена, Василиса Егоровна, сам он гостил у священника. Капитанша распорядилась, чтобы урядник, которого она звала Максимычем, отвёл Гринёву квартиру почище. Утром к Гринёву пришёл знакомиться Алексей Иванович Швабрин, который был сослан служить сюда за убийство на дуэли.
Он был остёр на язык и понравился Петру. От комендантши просили звать Гринёва на обед. Швабрин пошёл с ним. Там Пётр познакомился с комендантом и его дочкой Машей, девушкой лет 18. Глава 4.
Поединок Жизнь в крепости оказалась для Гринёва приятной. Семья коменданта приняла его как родного, он подружился с Машей. Гринёв был произведён в офицеры, но служба его не отягощала: не было ни учений, ни смотров, ни караулов. Пётр по утрам читал, иногда сочинял стихи или делал переводы с французского языка. Однажды он сочинил песенку и прочёл её Швабрину.
Тот раскритиковал эти стишки и спросил, что за Маша упоминается в них, не дочь ли коменданта? Рассерженный Гринёв ответил, что это не его дело. Тогда Швабрин посоветовал ему Марье Ивановне не стишки читать, а серьги подарить — тогда она будет благосклонна, и добавил, что знает её нравы по опыту. Гринёв сказал Швабрину, что он лжёт, и тот вызвал его на дуэль. Пётр попросил старого кривого поручика Ивана Игнатьича быть его секундантом, но тот отказался.
Когда Гринёв сообщил об этом Швабрину, тот сказал, что обойдутся без секундантов. На другое утро дуэлянты уже обнажили шпаги, но тут появился Иван Игнатьевич с солдатами и потребовал, чтобы Гринёв и Швабрин явились к коменданту. Комендантша Василиса Егоровна заставила их помириться при ней. Но, оставшись наедине со Швабриным, Гринёв сказал, что «дело этим кончиться не может». Швабрин предложил несколько дней притворяться, так как за ними будут следить, а потом драться на шпагах.
Разговорившись с Марьей Ивановной, Гринёв узнал, что Швабрин сватался за неё за 2 месяца до его приезда, но Маша не пошла за него замуж, так как не любила. Петру стало понятно, что Швабрин сплетничает про девушку, чтобы отвлечь его и Машу друг от друга. Поединок на шпагах состоялся на другой день. Гринёв, услышав своё имя, оглянулся и увидел бегущего Савельича.
Но отец отправляет сына в Оренбург, чтобы он стал настоящим военным, а не повесой. Петруша едет вместе с крепостным слугой Савельичем. Они останавливаются в Симбирске для приобретения нужных вещей. В трактире Петруша знакомится с ротмистром Зуриным, напивается, проигрывает в бильярд сто рублей. Дядька ругается. Воспитанник грубит ему и отдает проигранные деньги.
Вскоре они уезжают из города. Глава II. Вожатый Петру стыдно за свое поведение. Он обещает воспитателю больше не тратить деньги зря. Путники попадают в буран. Они встречают попутчика, который вызывается их проводить. Петруше снится сон. Он видит страшного мужика с черной бородой, назвавшегося его посаженным отцом. Вожатый благополучно выводит их к трактиру. Переночевав, путешественники собираются в путь.
Петр благодарит спасителя и дарит ему свой заячий тулуп, который рвется на новом хозяине. Вожатому нравится подарок. Приехав в Оренбург, Петр Гринев получает новый приказ. Его отправляют служить в Белогорскую крепость. Глава III. Крепость Здесь несут службу несколько старых солдат. Командует ими капитан Миронов. Петр знакомится с семьей капитана и Алексеем Швабриным, который убил сослуживца во время дуэли. Новые друзья обедают в доме Мироновых. Глава IV.
Поединок Проходит несколько недель. Гринев доволен службой, которая не тяготит его, много читает, общается с дочерью коменданта Машей. Девушка ему нравится. Поэтому Петр болезненно воспринимает плоские шутки Швабрина в адрес капитанской дочки. Молодой человек сочиняет стихотворение, в котором признается Маше в любви, и читает его Швабрину. Старший товарищ высмеивает влюбленного и оскорбляет девушку. Молодые люди ругаются, Швабрин вызывает Петра на дуэль. О предстоящем поединке узнает капитан Миронов. Дуэль не состоялась. Маша раскрывает причину низких поступков бывшего поклонника.
Швабрин сватался к девушке год назад, но получил отказ. Гриневу не терпится выяснить отношения с бывшим другом. В новой дуэли Швабрин тяжело ранит Петра. Глава V. Любовь После ранения он долго восстанавливается. Комендантская дочь ухаживает за больным и соглашается выйти за него замуж. Петруша отправляет родителям письмо, в котором просит благословения, но получает отказ. Отцу известно о жизни сына в Белогорской крепости, о поединке. Гринев сообщает об этом возлюбленной и предлагает венчаться тайно. Но она отказывается, старается не встречаться с женихом.
Дуэлянты мирятся. Но Петруша подозревает, что это Алексей на него написал донос. Глава VI. Пугачевщина В начале главы рассказывается о крестьянском бунте в Оренбургской губернии, который начался незадолго до приезда Петруши. В октябре 1773 года комендант получает секретное распоряжение укрепить позиции. Однако слухи о приближающейся опасности быстро распространяются. Ловят лазутчика. Крещеного калмыка назначают урядником вместо предателя. Появляется грубое воззвание, написанное от имени Емельяна Пугачева. Он сообщает о своем намерении идти на крепость и предлагает сдаться.
Миронов допрашивает пленного. Сцена допроса изувеченного человека будоражит Гринева. Комендант хочет отправить жену и дочь в Оренбург, чтобы обезопасить их. Капитанша против этого, она хочет остаться с мужем. Родители решают увезти только дочку. Петр тепло прощается с невестой, обещает не забывать ее. Глава VII. Приступ Попрощавшись с любимой девушкой, Петр не может уснуть и на рассвете идет к Миронову.
Мятежник говорит о том, что хочет идти на Москву. Петр в сердце жалеет его, упрашивая сдаться на милость государыне. Но Пугачев знает, что уже поздно, и говорит, будь что будет. Пугачев милует самовольца, но от Швабрина узнает, что Маша — дочь неприсягнувшего коменданта. Сначала он в ярости, но Петр своей чистосердечностью и на этот раз добивается благосклонности. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям. Боевые действия подоспевших на выручку отрядов разбили разбойничьи планы. Но Пугачева не могли поймать. Потом пошли слухи, что он свирепствует в Сибири. Отряд Зурина отправляют на подавление очередной вспышки. Гринёв вспоминает несчастные деревни, разграбленные дикарями. Войскам приходилось отбирать то, что люди смогли сберечь. Пришло известие, что Пугачев пойман. Он не смог оправдаться любовью, боясь, что Маша тоже подвергнется допросам. Императрица, учитывая заслуги отца, миловала его, но приговорила к пожизненной ссылке. Отец был в ударе. Маша решилась ехать в Петербург и просить Императрицу за любимого. Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с Императрицей и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец. Там Маша увидела Екатерину II и узнала в ней свою собеседницу. Гринева освободили от каторги. Пугачева казнили. Стоя на плахе в толпе он увидел Гринева и кивнул. Воссоединенные любящие сердца продолжили род Гринёвых, а в их Симбирской губернии под стеклом хранилось письмо Екатерины II с помилованием Петра и похвалой Марии за ум и доброе сердце. Прочитав «Капитанская дочка» по главам в выделив главных героев романа , нужно также сделать характеристику героев и их описание , чтобы понять их внутренний мир.
Любовные стихи Сумарокова в 1750—1770-е годы были эталоном для манеры выражения чувств молодыми людьми, значит, должны были быть эталоном и для Гринёва. Моделью для самого Сумарокова служили любовно идеальные, не из жизни взятые, отношения пастухов и пастушек. При чём изображались только чувства - без из их мотивировки, которая заменялась ссылкой на «такую с у д ь б у», п р о в и д е н и е и т. В совокупности всё это Пушкин считал нежизненным: уводящим русскую поэзию в ложную сторону. Но зато весьма подходит для стремительных действий героя на основе сильных, но внешне не прописанной мотивировкой чувств: «Намерение моё было твёрдо принято. Не тужи, Савельич: б о г м и л о с т и в; авось увидимся! Что собственно делает Гринёв с точки зрения рыцарского романа? Как верный рыцарь ради спасения дамы сердца он пренебрегает не только опасностью, но и благоразумием. Однако аналогия здесь «облегчённая»: как рыцарю Айвенго, Гринёву не пришлось даже жертвовать религиозными предрассудками, осуждаемыми Скоттом открыто. Так красавице еврейке Ревекке грозило сожжение по обвинению в колдовстве. Ревекку Айвенго не любил, но она ранее спасла ему жизнь. И благодарный рыцарь по первому слову — просьбе о помощи помчался в сражении с единоверцем христианином защитить еврейку на «с у д е б о ж ь е м» — и защитил. Как и положено верному рыцарю Гринёв поспешает спасать любимую на добром коне подарке Пугачёва! Куда спешишь? Добро бы на пир, а то под обух, того и гляди... В роли не менее знаменитого рыцаря Дон Кихота Гринёв кинулся старого дядьку выручать. Вместе их обоих хватают, вяжут, ведут к Пугачёву. Так в который раз уже выходит, что Савельич выступает уже в роли «судьбы»: без «помощи» старого слуги Гринёв не попал бы прямо к самозванному Петру III — новому Гришке Отрепьеву: «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагой… Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия…» - по духу всё, как в настоящем дворце. Дворец Екатерины II и оклеенная золотой бумагой «царская» изба Пугачёва в романе - есть взаимно зеркальные отражения. Нам сейчас не так легко понять, как такое «отражение» дворца в мужицкой избе могло было обидно русским самодержцам! Значит, и самозванный претендент на престол есть отражение власти монарха законного?.. После подавления восстания Екатерина II пыталась уничтожить самую о нём и о его предводителе память: в печатных изданиях, в учебных заведениях восстание обходили молчанием как не бывшее. Однако, что можно было поделать с памятью народною? Запугать, чтоб вслух не поминали — можно. Уничтожить народную память нельзя. Но вернёмся к сюжету пушкинского романа — притчи. Итак, в качестве схваченного с оружием в руках врага Гринёв предстаёт перед своим старым знакомцем: «Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла. Глаза у Пугачева засверкали. И в сказке, и в рыцарском романе не нуждается в обосновании никакими официальными законами защита слабых: в д о в, с и р о т, с т а р и к о в. Здесь рыцарь дворянской чести Гринёв и сыплющий народными прибаутками и притчами Пугачёв совпадают на подсознательном уровне незыблемой веры в п р а в д у — и с т и н у. И вот исчезает «государь» - в своём роде не хуже, и не лучше Екатерины II - и остаётся ч е л о в е к: «П у г а ч ё в. Мы с его благородием старые приятели. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою". Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили! Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что б о г даст! Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Оба — и Пугачёв, и Гринёв по своему правы. Но в песне и сказке совместимая и взаимозаменяемая правда каждого из них в историческом пространстве действия исключает правду другого. Пушкин показал нам уже столько правд! Где же самая главная п р а в д а?! Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. По сюжету же с Пугачёв с Гринёвым еже в Белогорской крепости: «Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, где на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени». Швабрин «в подлых выражениях раболепствует» перед прибывшим самозваным государем. Пугачёв требует показать по словам Швабрина якобы уже его жену, которую он будто бы в горячке держит взаперти. В итоге открывается картина: «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба… Пугачев посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкою: "Хорош у тебя лазарет! Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Пугачёв «обратился он к Марье Ивановне и сказал ей ласково: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь". Марья Ивановна быстро взглянула на него и догадалась, что перед нею убийца ее родителей. Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств. Из л и т е р а т у р н ы х а н а л о г и й здесь попытка Швабрина заставить девицу насильно его «полюбить» слегка напоминает, опять-таки сюжетную линию из «Айвенго»: рыцарь - храмовник давший обет безбрачия Бриан де Буагильбер так пылал незаконною страстью к еврейке Ревекке, что, домогаясь любви, тайно запер девицу в отдалённом покое своего монастыря, где по закону никаким женщинам быть не полагалось. Сочтя еврейку околдовавший невинного рыцаря ведьмою, гроссмейстер — глава ордена приговорил её к сожжению, буде не явится её защитник, чтобы на с у д е б о ж ь е м - на рыцарском поединке оправдать обвиняемую. Если защитник победит — девицу освободят. В качестве такого защитника едва оправившийся от раны, ещё слабый рыцарь Айвенго на измученном коне в последний срок примчался на ристалище. Гроссмейстер сказал: — …Желал бы и я, чтобы ты был в состоянии, более подходящем для сражения. А сэр Вальтер Скотт исхитирился избежать в описании этой сцены всякого сентиментализма. Кто не верит, тот пусть сравнит пару сентиментальных романов с романами Скотта! Подобно Ревекке даже ценою своей смерти отказавшись уступить притязаниям злодея Швабрина, Марья Ивановна проявила силу характера, но сила эта - отчасти была вызвана отчаянием, отчасти исходила опять-таки из родовых заветов. Разный фокус романов в том, что у Скотта на протяжении объемной главы в ответ на обещания храмовника ради неё оставить свои обеты Ревекка рассуждает о древности еврейских родов и о необходимости следовать путём предков. В «Капитанской дочке» все рассуждения остаются между строк: просто Марья Ивановна в своем р о д о в о м доме, где диплом её отца висит на стене. И как ранее родной отец дал Маше р о д о в о е благословление, так теперь, в принципе, как и для Гринёва Пугачёв оказывается и её тоже посажённым - названным отцом: кабы не Пугачёв — не бывать бы в конце романа свадьбе героя с героиней. В поэтическом времени — пространстве «Капитанской дочки» так выходит, что мужик б л а г о с л о в л я е т д в о р я н: на брак или на иное более тесный контакт с народом — читателю решать. Пушкин не моралист. Он гениальный поэт. И гениальный психоаналитик характера своих героев. Когда Маша в освободителе из рук злодея узнала убийцу р о д и т е л е й её если и не вытряхнуло, то сильно «встряхнуло» в родовой колыбели её понятий. Когда такое потрясение человек переживает без помрачения рассудка, то после, при внешне не изменившемся характере он способен на неожиданный поступок. Какой в последней Главе XVI и совершает Марья Ивановна, отправившись в Петербург добиваться от русской императрицы п р а в д ы - отмены приговора Гринёву якобы за измену. Всё это ещё впереди, а пока: «Что, ваше благородие? Как думаешь, не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу? Пожалуй, я буду п о с а ж ё н ы м о т ц о м, Швабрин дружкою; закутим, запьем - и ворота запрем! Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнен при взятии здешней крепости". Да они бы ее загрызли. Ничто ее бы не спасло! Дальнейшая речь Гринёва есть вариант взывания к «б о ж ь е м у с у д у», а по уровню высокой поэзии з е р к а л ь н а «затейливой сказке» Пугачёва - непременно должна быть с этой сказкой сопоставлена! Во вдохновенной, не надуманной речи Гринёва в пространсво п р а в д ы — и с т и н ы действие взлетает даже выше уровня эпиграфов из народных песен. И когда для героя опыт романного чтения тут тоже сыграл роль — это был хороший опыт: « - Слушай, - продолжал я… - Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу... Но б о г в и д и т, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно ч е с т и моей и христианской с о в е с т и. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедною с и р о т о ю, куда нам б о г путь у к а ж е т. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем б о г а м о л и т ь о спасении грешной твоей души... Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет! В этот момент Пугачёв — настоящий государь от бога… Но в р е м я этой в тексте предпоследней от Пугачёва реплики вполне былинно мифологическое. А место этой реплики -произнесения не столько в Белогорской крепости, столько в той из эпиграфа к Г л а в е II «Вожатый» былинной «сторонушке», где нет ни государей, ни мужичков с дворянами, ни юридических законов; есть только ч е л о в е к перед ч е л о в е к о м как перед б о г о м. И ПОСЛЕ такого взлёта действия к высшей и с т и н е, следует возвращение к определённому жанру: дальнейшее свидание с любимой Гринёв описывает опять в духе сентиментального романа — под пером симпатизирующего героям Пушкина в духе психологически хорошо выдержанного романа: «Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца... Всё было забыто. Мы говорили и не могли наговориться. Марья Ивановна рассказала мне всё, что с нею ни случилось с самого взятия крепости; описала мне весь ужас ее положения, все испытания, которым подвергал ее гнусный Швабрин. Мы вспомнили и прежнее счастливое время... Оба мы плакали... Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить". Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок. Она чувствовала, что судьба ее соединена была с моею. Но она повторила, что не иначе будет моею женою, как с согласия моих родителей. Я ей и не противуречил. Мы поцеловались горячо, искренно…»; «Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей… Она воротилась, обливаясь молча тихими слезами…» - напоказ классически добротный сентиментализм. Далее в предельно напряженной сцене расставания с Пугачёвым опять следует взлёт к и с т и н е и с её высот стремительное падение в историческую действительность: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Нет в романах подобной сцены! В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время. Швабрин и народ, толпящийся около нас, помешали мне высказать всё, чем исполнено было мое сердце. Мы расстались дружески. Пугачев… еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: "Прощай, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь". В пространстве романа Пугачёв более не появится, а вместе с ним скоро угаснет и активная сюжетная роль Петра Гринёва. Потому что Пугачёв — Гринёв парные символические герои. И всё в герое слишком частное - личное, не символизирующее старинные достоинства дворянского рода и их обновление — всё это в романе - притче лишнее. У окошка комендантского дома я Гринёв увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Как и положено не раскаявшемуся злодею! Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость. Должен последовать — и последует острый поворот сюжета. В произведениях Якова Бор. Княжнина 1740-1791 такого куплета нет. Вполне по методу остроумного сэра Вальтера Скотта выдумав по смыслу нужный ему эпиграф, Пушкин приписывает его Княжнину. П р и п о м н и м: в Главе V «П о е д и н о к» был уже эпиграф из Княжнина без указания авторства. Зачем же это? Возможно, в одном месте Пушкину авторство было не важно, в другом — непременно нужно было упомянуть Княжнина?..
Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам
Чем закончилась повесть «Капитанская дочь»? | В исторической повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» внимания заслуживают как главные, так и второстепенные персонажи. |
Краткое содержание "Капитанская Дочка" (по главам) Пушкина А.С. | О чем «Капитанская дочка» Пушкина? Это исторический роман, в котором на фоне событий восстания Емельяна Пугачева рассказана история любви, преданности и верности главных героев — Петра Гринева и капитанской дочери Маши. |
Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам | "Капитанская дочка" похожа на многие приключенческие и романтические романы XIX века, но она короткая и не затянутая (как многие из них). |
Как закончился роман капитанская дочка? что было с машей и греневым — | «Капитанская дочка» — повесть, поскольку это текст небольшого объёма, в нём отсутствует яркая личность в качестве главного героя. |
Videos Краткий пересказ А.Пушкин "Капитанская дочка"по главам. | | это возможность за 13 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным главам. |
"Капитанская дочка" - краткое содержание, 2 варианта + пересказ
Какова концовка романа капитанская дочка и в чем ее смысл кратко | Пушкин Александр Сергеевич «Капитанская дочка». |
Капитанская дочка Краткое содержание и по главам | «Капитанская дочка» — скорее фантазия о прошедшем времени, чем историческая хроника. |
Краткий пересказ А.Пушкин "Капитанская дочка"по главам. | Зурин посоветовал старому знакомцу «развязаться» с капитанскою дочкой, отправить ее в Симбирск одну, а Петру предложил оставаться у него в отряде. |
«Чем закончилось произведение А.С. Пушкина "Капитанская дочка"?» — Яндекс Кью | Все заканчивается хорошо, Гринев женится на Маше и все счастливы. Жанр произведения под названием "Капитанская дочка" — исторический роман. |
Какова концовка романа капитанская дочка и в чем ее смысл кратко | как заканчивается повесть капитанская дочка? |
Краткое содержание «Капитанская дочка»
Многие из второстепенных героев рассказа “Капитанская дочка” встречаются в произведении не более двух раз. За обедом Гринев познакомился с капитанской дочкой Машей. О чем «Капитанская дочка» Пушкина? Это исторический роман, в котором на фоне событий восстания Емельяна Пугачева рассказана история любви, преданности и верности главных героев — Петра Гринева и капитанской дочери Маши.
"Капитанская дочка": пересказ по главам. Краткое содержание повести Пушкина "Капитанская дочка"
Краткое содержание исторической повести “Капитанская дочка" пригодится всем тем, кому лень (или не хватает времени) читать полный вариант произведения. «Капитанская дочка» произвела на меня сильное впечатление, и впоследствии я не раз её перечитывала, по заданию и без. Читать краткое содержание Капитанская дочка. Дочь Маша производит на юношу огромное впечатление и он даже начинает писать стихи, посвященные ей.
«Капитанская дочка» Пушкина: долг, честь, любовь
Василиса Егоровна распорядилась арестовать драчунов, отняла у них шпаги, а девка Палашка отнесла их в чулан. Потом Василиса Егоровна заставила врагов примириться, поцеловаться, и шпаги им вернули. В разговоре с Машей, Гринёву открылось, что Швабрин сватался к ней незадолго до его приезда, но получил отказ. Герой понял причину упорного злоречия и обдуманной клеветы, увидел в них еще большую гнусность. Желание наказать негодяя стало в нем еще сильнее. Враг Гринёва тоже не оставил намерения драться. И на другой день они скрестили шпаги.
Пётр, некогда получивший несколько уроков фехтования от Бопре, оказался для Швабрина неожиданно сильным противником. Гринёв наступал на соперника, теснил его к реке, но в это время бежавший по тропинке Савельич выкрикнул имя своего подопечного, Пётр оглянулся и получил укол шпагой в грудь. Глава 5. Любовь За тяжелораненым, кроме Савельича, ухаживало всё семейство коменданта. Пять дней Гринёв лежал без памяти, пробудил его голос Маши. Скоро он почувствовал, что любовь его взаимна.
Едва оправившись от болезни, Гринёв объяснился Марье Ивановне и просил стать его женой. Маша, не жеманясь, призналась ему в сердечной склонности, но она опасалась встретить препятствие со стороны родителей Петра. Герой написал отцу убедительное, красноречивое письмо и был уверен, что родитель даст благословение на брак. Пётр, будучи счастлив, великодушно простил его и просил освободить. Тот навестил раненого, просил прощения, и они помирились. Пришло письмо от отца.
Вопреки ожиданиям, Андрей Петрович решительно отказал сыну в благословении. Ему каким-то образом стало известно о дуэли и ее последствиях. Родитель был рассержен, грозился проучить Петра, как мальчишку, недостойного носить шпагу и офицерское звание, а еще похлопотать, чтобы его перевели из Белогорской крепости. Матушка в сильнейшей тревоге за сына слегла. Пётр был чрезвычайно расстроен письмом, в доносе он обвинил Савельича, и напрасно, потому что старик получил от барина строгий выговор «за утайку правды и потворство к молодому человеку». Гринёв попросил у Савельича прощения.
Его подозрение в доносе пало на Швабрина — только ему было выгодно, чтобы Пётр отбыл из крепости. Маша, узнав о несогласии Андрея Петровича, горестно приняла свою участь: «Буди во всем воля Господня! Как ни уговаривал девушку Пётр ограничиться согласием ее родителей, она была непреклонна: «…я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божией». С этих пор Маша стала избегать Гринёва, а он «впал в мрачную задумчивость».
Любовь героя между тем только разгоралась, он боялся сойти с ума или пуститься во все тяжкие. Глава 6. Пугачёвщина За некоторое время до прибытия героя в Белогорскую крепость среди яицких казаков случилось возмущение. Оно было вызвано строгими мерами генерала Траубенберга, пытавшегося привести войско в повиновение. Казаки варварски убили генерала, управлять стали по-своему, но бунт был усмирен картечью и жестокими наказаниями. Когда Пётр Гринёв приехал в гарнизон, всё было тихо, однако затишье было кажущимся.
Лукавые мятежники только ждали случая для нового бунта. Однажды осенним вечером героя позвали к коменданту. Собравшимся офицерам капитан Миронов прочел секретное письмо от генерала о сбежавшем из-под караула донском казаке Емельяне Пугачёве, который взял на себя имя покойного императора Петра III. Самозванец собрал шайку, разорил несколько крепостей, грабя и убивая. Генерал приказывал капитану принять надлежащие меры к отражению злодея. Господа офицеры, важная новость!
Слушайте, что пишет генерал — Принять надлежащие меры! Злодей-то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда... Комендант приказал прочистить единственную пушку и выставить караулы. Василиса Егоровна, не желая оставаться в неведении, хитростью разведала секрет у поручика Ивана Игнатьича, и скоро всем жителям крепости стало известно о Пугачёве. Среди казаков, находящихся в крепости, стало заметно волнение, они собирались в кучки, разговаривали между собой и расходились, завидев офицера или гарнизонного солдата. Явственным было их настроение примкнуть к бунтовщикам.
Вскоре поймали башкирца с призывом Пугачёва вступать в его шайку. Капитан Миронов приказал было пытать пленника, чтобы разузнать, кем он послан, но оказалось, что у того отрезан язык. Пришли дурные вести: мятежники захватили соседнюю крепость, всех офицеров казнили. Комендантша отказалась расставаться с мужем, решено было отослать Машу. Глава 7. Приступ Пётр Гринёв не ложился спать, он собирался на заре проститься с Марьей Ивановной перед ее отъездом.
В душе его произошла перемена: уныние сменилось волнением, неясными надеждами, ожиданием опасностей и благородным честолюбием. Утром, однако, герой узнает, что дорога перекрыта, и вывезти Марью Ивановну из крепости невозможно. Появились бунтовщики во главе с Пугачёвым. К ногам коменданта бросили отрубленную голову преданного калмыка Юлая, похищенного накануне казаками из крепости. На предложение сдаться капитан Миронов приказал стрелять. Он благословил Машу, простился с женой и отправил их домой, подальше от обстрела.
Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорее.
В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. Мы в них узнали своих изменников. Один из них держал под шапкою лист бумаги; у другого на копье воткнута была голова Юлая, которую, стряхнув, перекинул он к нам чрез частокол. Изменники кричали: «Не стреляйте: выходите вон к государю.
Государь здесь! Жители, спасая свою жизнь, вынесли им хлеб-соль. На крыльце комендантского дома Пугачёв воссел в креслах, как судья. На площади наскоро соорудили виселицу. Капитан Миронов отказался называть главаря бунтовщиков царем. Его тут же повесили.
Так же отвечали Пугачёву все верные присяге люди, разделяя участь коменданта. Гринёв с удивлением увидел Швабрина в казацком платье, подстриженного в кружок. Он что-то шепнул Пугачёву, и тот, не взглянув на Петра, отдал приказ повесить его. Но тут Савельич бросился в ноги атаману, предлагая свою жизнь взамен, обещая выкуп за барское дитя. Гринёва тотчас развязали, подвели к руке самозванца, поставили перед ним на колени, но герой предпочел бы самую лютую смерть целованию руки злодея. Пугачёв с усмешкой заметил, что «его благородие одурел от радости».
Гринёва отвели в сторону. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика! Пугачев протянул мне жилистую свою руку. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. Я не шевелился.
Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его! Жители и солдаты стали присягать лжецарю, ужасная комедия продолжалась около трех часов. Раздался женский крик — разбойники вытащили на крыльцо растрепанную и раздетую донага Василису Егоровну. Она возмущалась грабежом ее дома. И тут она увидела Ивана Кузмича на виселице.
В горе старушка вскричала: «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Пугачёв приказал «унять старую ведьму», и женщину зарубили саблей. Глава 8. Незваный гость Гринёва мучила неизвестность о судьбе Марьи Ивановны. В комендантском доме он увидел ее разоренную светлицу. От Палаши герой узнал, что барышня находится у попадьи, в доме, где остановился Пугачёв.
Пётр с ужасом бросился туда. Оказалось, попадья Акулина Памфиловна выдает Машу за свою племянницу, а девушка от пережитых потрясений слегла в горячке. Гринёв приходит домой, Савельич сообщает, что разбойники всё вынесли. Старик, к удивлению Петра, заметил также, что атаман Пугачёв — тот самый пьяница, который «выманил» у него заячий тулуп на постоялом дворе. Герой подивился странному сцеплению обстоятельств и понял, почему его пощадили. В размышлениях, как быть дальше, юноша разрывался между чувством и долгом.
Воинский долг требовал, чтобы он отправился туда, где служба его могла быть полезна отечеству, но любовь удерживала его возле Марьи Ивановны, чтобы быть ей защитником. Пришел посыльный от Пугачёва. Тот потребовал его для разговора в комендантский дом. Пётр застал казаков во главе с атаманом за пиршеством. Здесь попутно обсуждали предстоящий поход на Оренбург и пели заунывные песни. Когда все разошлись, Пугачёв заговорил с Гринёвым.
Начинало смеркаться, когда пришел я к комендантскому дому. Виселица со своими жертвами страшно чернела. Тело бедной комендантши все еще валялось под крыльцом, у которого два казака стояли на карауле. Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. Собеседники потеснились. Называя себя великим государем и предлагая служить ему, самозванец заметил усмешку Петра и спросил, верит ли тот, что он, атаман, великий государь.
Гринёв не сразу ответил: хотелось жить, но признать бродягу царем он не мог. Молодой человек, наконец, сказал, что в его признании казака государем было бы лукавство, явное собеседнику. В ответ на такую откровенность Пугачев перестает изображать царственную особу и переходит на доверительный тон: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Далее он предлагает юноше послужить у него, обещая звание фельдмаршала и титул князя. Герой с твердостью отвечал, что он природный дворянин, присягал императрице и служить бунтовщику не может.
С обезоруживающей искренностью Пётр также сказал, что пойдет против Пугачёва, если ему прикажут. Атаман отпускает Гринёва на все четыре стороны: «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пётр пришел к себе на квартиру, чем обрадовал Савельича, поужинал и лег спать.
Сама по себе поэма Хераскова имеет один смысл. В приложении отрывков из «Россияды» к «Капитанской дочке» вместе со временем её написания Пушкиным возникают прямо поэме не присущие смыслы — летучие аналогии. И едва-ли Николай II «Россияды» не знал... Но вернёмся к Петру Гринёву.
И т а к, с благословления Вожатого - Пугачёва Пётр Гринёв, благополучно достигнув Оренбурга — крупной крепости, видит совершенно противоположные «Россияде» картины: «Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпу колодников с обритыми головами, с лицами, обезображенными щипцами палача. Они работали около укреплений, под надзором гарнизонных инвалидов. Иные вывозили в тележках сор, наполнявший ров; другие лопатками копали землю; на валу каменщики таскали кирпич и чинили городскую стену…» -- то есть крупная крепость до начала военных действий пребывала в таком же «беспечно» запущенном состоянии, как и маленькая Белогорская. А ведь при графе Минихе армия и крепости были в гораздо лучшем состоянии! Пока спешно чинят стены, генерал-комендант в саду «Осматривал яблони, обнаженные дыханием осени, и с помощию старого садовника бережно их укутывал теплой соломой. Лицо его изображало спокойствие, здоровье и добродушие…» - далеко и до «отверзшейся вечности», и до того, как у Хераскова: «Казанскiй Царь, внутри Казани затворенный, Свирепствуетъ какъ вепрь въ пещере разъяренный... Какой-то исторический прототипизм коменданта известной крепости в данном случае был необходим.
Но биографические данные предполагаемого прототипа противоречат литературному образу! Датчанин по происхождению, Рейнсдорп, подобно Миниху и под его началом ревностно служил России: участник Семилетней войны, неоднократно раненый, он своею храбростью быстро поднимался в званиях. Концом его карьеры можно назвать назначение губернатором Оренбурга в 1769 г. Как помним 16 27 октября 1767 г. Так что губернаторство генерала Рейнсдорп в далёком от столицы Оренбурге можно назвать ссылкой после смерти покровителя. Имевший 22-летний опыт военной службы Р. В результате чего в 1970 г.
С возвращением в Оренбург Р. В декабре 1771 направленный в Яицкий городок расследовать причины волнения г. И все местные последствия этого мятежа, и всё недовольство Петербурга досталось оставшемуся в живых Рейнсдорпу. Которого пассивность во время осады объясняется осознанием как численного перевеса восставших, так и знанием местных «свычаев — обычаев». Иначе говоря, Р. Заслуги его были признаны: после снятия осады в марте 1774 г. Но история этот — одно, а художественное произведение — совсем другое.
Пушкинская «зеркальность» сюжета «КД» диктовала описание Оренбурга как более крупного аналога мало боеспособного состояния Белогорской крепости, что на фоне не совершенных Рейнсдорпом преобразований во многом верно. И что спасло уже Петербург от нового Гришки Отрепьева?! Только внутренний разброд в войске восставших и управление Россией богом, как изрёк в граф Миних. А теперь перенесёмся мысленно к моменту написания «КД». Учитывая от Пушкина постоянные летучие аналогии со своим временем, в нём не поискать ли в нём личность, бросившую на оренбургского начальника Гринёва хоть косвенное зеркальное отражение? Граф Карл Васильевич фон Нессельроде 1780-1762 - по происхождению — немец; с 1916 г. Последним назначен вести Уголовный суд по делу декабристов.
Консерватор по натуре, Н. Как о дипломате о Н-де мнения современников резки и низки. Зато славились оранжереи графа: в любое время года них можно было достать редкие цветы и фрукты. С удовольствием своими руками ухаживающий в оранжереях за редкими растениями, канцлер Российской империи не любил, когда от этого занятия его отвлекали государственными делами. Славились и изысканные обеды канцлера - тонкого гастронома и по призванию кулинара, собственноручно изобретающего новые блюда: знаменитое мороженое - «Glace Nesselrode»; суп из репы и майонез Нессельроде и т. Такая вот оранжерейно - мороженная политика, по своей сути совершенно противоположная славной деятельности Христофора Миниха. Внешность Нессельроде по портретам — с худым лицом, горбатым острым носом, в пенсне тонкогубый и сухопарый человек: «Канцлер был старичок небольшого роста, очень живой и веселый, в сущности очень эгоистичный» 1852 г.
Тоже «старинный человек» в своём роде. До конца жизни так и не научившись правильно говорить по-русски, Н-де. Современные историки сходятся во мнении, что диплом рогоносца был сфабрикован именно в ведомстве Нессельроде непричастность к этой бумаге барона Геккерена доказана. Длинные волосы его были совсем белы. На генерале нет модного парика! Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны императрица русская; 1694-1740 , а в его речи сильно отзывался немецкий выговор. Я подал ему письмо от батюшки.
При имени его он взглянул на меня быстро: "Поже мой! Ах, фремя, фремя! Зато мундир времён Анны Иоановны указывает на службу вместе с Минихом. В итоге, А-й Карлович — сборный образ. Скорее всего, первоначально Пушкин и метил в Нессельроде. Однако, разумно ли было бы сходство со всесильным министром своего времени напоказ изображать?.. Просто где-то очень далеко, как бы проскакивает среди «безвременья» эпиграфов летучая аналогия: какой-то лучик от старика генерала - вдруг на мгновение «стреляет» в Нессельроде...
А прямо в разряде «старинных людей» изображён отставший от времени и пассивно добрый — не злой скорее. Вот Гринёв рассказывает генералу о взятии Белогорской и гибели капитана Миронова: «Я рассказал ему генералу всё. Старик слушал меня со вниманием и между тем отрезывал сухие ветви. И мадам Миронов добрая была дама и какая мастерица грибы солить! Пародиен и последующий «за чашкой чая военный совет», на котором кроме Гринёва и «самого генерала, не было ни одного военного человека»: «Генерал изложил весьма ясно и пространно, в чем состояло дело: "…Надлежит решить, как нам действовать противу мятежников: наступательно или оборонительно? Мнение мое было принято чиновниками с явною неблагосклонностию... И сам генерал не посмел за наступление «взять на себя столь великую ответственность, когда дело идет о безопасности вверенных мне провинций ее императорским величеством...
Скажу вкратце, что сия осада по неосторожности местного начальства была гибельна для жителей, которые претерпели голод и всевозможные бедствия... И тут с оказией Гринёв получает от Марьи Ивановны письмо: «Я долго была больна; а когда выздоровела, Алексей Иванович Швабрин … принуждает меня выйти за него замуж... А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека… Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой. Историческая деталь: Харлова расстреляна восставшими Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать еще три дня; а коли через три дня за него не выду, так уж никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами, если можете.
Остаюсь вам покорная бедная сирота - Марья Миронова» - «Прочитав это письмо, я чуть с у м а не с о ш ё л... Благоразумный генерал, естественно, отказался дать Гринёву солдат, чтобы «очистить Белогорскую крепость»: «Нет, молодой человек... На таком великом расстоянии неприятелю легко будет отрезать вас от коммуникации с главным стратегическим пунктом и получить над вами совершенную победу... Упрекнуть старого генерала не в чем: ради личных интересов всем войском не рискуют. Теоретически Гринёв неправ: его просьба напоминает требование малого ребёнка дать ему настоящее заряженное ружьё. Вдруг мысль мелькнула в голове моей: в чем оная состояла, читатель увидит из следующей главы, как говорят с т а р и н н ы е р о м а н и с т ы» - это важное признание! Так как жанр романа начал развиваться в России только в пушкинское время, то «старинные романисты» это - ещё до Вальтера Скотта европейские романисты.
Аналогии с историческими романами Скотта принадлежат действительному автору «Капитанской дочки» - Пушкину. Сам Гринёв опирается именно на с т а р и н н ы е — рыцарский и сентиментальный р о м а н ы. И т а к, автор «семейственных записок» Пётр Гринёв открыто указывает на заимствованные из старинных р о м а н о в приёмы описания, что было для него, как для мемуариста, безопаснее. Ведь Гринёв пишет о ч е л о в е ч е с к о м общении с Пугачёвым, что и во время Пушкина не могло быть оценено в обществе положительно. А вот на «смутные чувствования» можно многое «списать» и с шаблонно романными описаниями многое «проскочит». В ы в о д рукою своего героя Пушкин указывает, для чего он в том числе в самые ответственные сюжетные моменты как бы накрывал действие шаблонно расхожей романной призмой. Сумарокова драматург, поэт, критик; 1717-1777 э п и г р а ф Пушкин сочинил сам.
И это самый неясный по аналогиям эпиграф! Справедливо считается, что эпиграф к Г л а в е XI заранее предсказывает для Гринёва дружескую встречу его с Пугачёвым. Но почему именно Сумарокову приписано, а не народной басней или притчей именовано? Сумароков ещё здравствовал во время восстания. Отсюда эпиграф из него создавал видимость будто бы специально по этому случаю написанного. Но это не главная причина. Любовные стихи Сумарокова в 1750—1770-е годы были эталоном для манеры выражения чувств молодыми людьми, значит, должны были быть эталоном и для Гринёва.
Моделью для самого Сумарокова служили любовно идеальные, не из жизни взятые, отношения пастухов и пастушек. При чём изображались только чувства - без из их мотивировки, которая заменялась ссылкой на «такую с у д ь б у», п р о в и д е н и е и т. В совокупности всё это Пушкин считал нежизненным: уводящим русскую поэзию в ложную сторону. Но зато весьма подходит для стремительных действий героя на основе сильных, но внешне не прописанной мотивировкой чувств: «Намерение моё было твёрдо принято. Не тужи, Савельич: б о г м и л о с т и в; авось увидимся! Что собственно делает Гринёв с точки зрения рыцарского романа? Как верный рыцарь ради спасения дамы сердца он пренебрегает не только опасностью, но и благоразумием.
Однако аналогия здесь «облегчённая»: как рыцарю Айвенго, Гринёву не пришлось даже жертвовать религиозными предрассудками, осуждаемыми Скоттом открыто. Так красавице еврейке Ревекке грозило сожжение по обвинению в колдовстве. Ревекку Айвенго не любил, но она ранее спасла ему жизнь. И благодарный рыцарь по первому слову — просьбе о помощи помчался в сражении с единоверцем христианином защитить еврейку на «с у д е б о ж ь е м» — и защитил. Как и положено верному рыцарю Гринёв поспешает спасать любимую на добром коне подарке Пугачёва! Куда спешишь? Добро бы на пир, а то под обух, того и гляди...
В роли не менее знаменитого рыцаря Дон Кихота Гринёв кинулся старого дядьку выручать. Вместе их обоих хватают, вяжут, ведут к Пугачёву. Так в который раз уже выходит, что Савельич выступает уже в роли «судьбы»: без «помощи» старого слуги Гринёв не попал бы прямо к самозванному Петру III — новому Гришке Отрепьеву: «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагой… Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия…» - по духу всё, как в настоящем дворце. Дворец Екатерины II и оклеенная золотой бумагой «царская» изба Пугачёва в романе - есть взаимно зеркальные отражения. Нам сейчас не так легко понять, как такое «отражение» дворца в мужицкой избе могло было обидно русским самодержцам!
Значит, и самозванный претендент на престол есть отражение власти монарха законного?.. После подавления восстания Екатерина II пыталась уничтожить самую о нём и о его предводителе память: в печатных изданиях, в учебных заведениях восстание обходили молчанием как не бывшее. Однако, что можно было поделать с памятью народною? Запугать, чтоб вслух не поминали — можно. Уничтожить народную память нельзя. Но вернёмся к сюжету пушкинского романа — притчи. Итак, в качестве схваченного с оружием в руках врага Гринёв предстаёт перед своим старым знакомцем: «Пугачев узнал меня с первого взгляду.
Поддельная важность его вдруг исчезла. Глаза у Пугачева засверкали. И в сказке, и в рыцарском романе не нуждается в обосновании никакими официальными законами защита слабых: в д о в, с и р о т, с т а р и к о в. Здесь рыцарь дворянской чести Гринёв и сыплющий народными прибаутками и притчами Пугачёв совпадают на подсознательном уровне незыблемой веры в п р а в д у — и с т и н у. И вот исчезает «государь» - в своём роде не хуже, и не лучше Екатерины II - и остаётся ч е л о в е к: «П у г а ч ё в. Мы с его благородием старые приятели. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.
Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою". Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!
Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что б о г даст! Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал.
Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Оба — и Пугачёв, и Гринёв по своему правы.
Старик поразил юношу. Он сказал, что признал в главаре мятежников бродягу, который помог им найти дорогу в непогоду, за что получил заячий тулуп. Вскоре Пугачев прислал к Гриневу казака с требованием немедленно явиться.
Петр Андреевич пришел в дом коменданта и был приглашен за стол. Пугачев пировал вместе с ближайшими помощниками. Они обсуждали поход на Оренбург, который должен был начаться завтра. Спев на прощание песню, сподвижники главаря удалились. Гринев остался с Пугачевым один на один.
Петр Андреевич повел себя в разговоре очень смело. Он заявил, что не признает Пугачева чудесно спасшимся государем Петром Федоровичем и попросил отпустить его в Оренбург. Гринев признался, что примкнет в правительственным войскам для подавления бунта. Пугачев отнесся с большим уважением к искренности офицера. Он пообещал даровать ему свободу.
Глава IX. Разлука На следующее утро состоялось выступление Пугачева в поход на Оренбург. Перед отъездом главаря произошла комическая сцена, чуть было не обернувшаяся трагедией. Савельич подал Пугачеву подробный список вещей, украденных у него и его хозяина мятежниками. Самозванец разгневался, но не стал наказывать старика, беспокоящегося за «барское добро».
Гринев зашел к попадье, но Маша лежала в бреду и не могла с ним проститься. С тяжелым чувством юноша вместе с Савельичем отправился в Оренбург. Глава X. Осада города Генерал радушно принял Петра Андреевича и пригласил его на вечерний «военный совет». На совет собрались городские чиновники.
Военными на нем были лишь генерал и Гринев. Молодой офицер заявил, что нужно немедленно выступить навстречу Пугачеву и разгромить его неорганизованное войско. Чиновники резко осудили горячность юноши. Они предлагали занять прочную оборону в крепости и дождаться прибытия правительственных войск. Один «советник» уверял, что следует объявить о награде за голову Пугачева.
Мятежники непременно выдадут своего главаря. Генерал согласился с мнением большинства. Вскоре к Оренбургу подошли несметные толпы мятежников. Началась долгая осада крепости. Гринев страдал от бездействия и всегда принимал участие в редких вылазках против осаждающих.
Во время одной из них он случайно натолкнулся на казака из Белогорской крепости и получил от него письмо от Маши. Девушка обращалась к возлюбленному за помощью. Швабрин держал ее взаперти и намеревался силой сделать своей женой. Гринев умолял генерала дать ему небольшой отряд для дерзкой вылазки и захвата Белогорской крепости, но получил отказ. Тогда юноша решил освободить любимую в одиночку.
Глава XI. Мятежная слобода Савельич самоотверженно последовал за своим хозяином. Вечером они выехали из Оренбурга и вскоре достигли места, где предположительно находилась ставка Пугачева. Всадники наткнулись на дозорных мятежников. Гриневу удалось от них отбиться и ускакать, но Савельич на своей тщедушной лошаденке не мог оторваться от преследования.
Петр Андреевич не хотел бросить преданного старика и вернулся. Обоих взяли в плен и повели к Пугачеву. Самозванец радостно встретил знакомого офицера. Он приказал своим сподвижникам кроме двух ближайших удалиться и поинтересовался целью поездки Гринева. Юноша откровенно признался, что едет в Белогорскую крепость для освобождения своей невесты, которую Швабрин хочет заставить выйти за него замуж.
Узнав о недостойном поведении своего подчиненного, Пугачев разгневался и пообещал Гриневу во всем разобраться и даже справить его свадьбу с Машей. На следующее утро самозванец, Петр Андреевич и Савельич отправились в Белогорскую крепость. В дороге состоялся любопытный разговор. Пугачев похвалился своими военными успехами и сказал, что планирует начать поход на Москву. В то же время он признал, что его войско состоит из воров и разбойников, поэтому вряд ли стоит надеяться на окончательную победу над регулярной армией.
Глава XII. Сирота Приехав в крепость, Пугачев потребовал от Швабрина показать пленницу. Алексей Иванович не на шутку перепугался. Он пытался отговориться, что эта девушка — его жена, которая очень больна. Самозванец грозно настаивал на своем.
Маша «нашлась» в запертой на ключ комнате.
Пётр возвращается в охваченную бунтом родную деревню, по дороге он видит на реке плот с тремя крестьянами, повешенными за участие в мятеже. Если до этого мы увидели только казнь коменданта Миронова, учинённую казаками, то теперь царские и пугачевские войска сравнялись в своей жестокости к пленным. Власть бесчеловечно относится к мужикам: обезображенные каторжники, лишённые ушей и носов подтверждают, что пытка в то время была нормой уголовного расследования. Писатель неслучайно поместил героев именно в то время и место. Желание рассказать о бунте казаков и крестьян, показать все ужасы этого конфликта, заставило Пушкина развернуть повествование на фоне Крестьянской войны. Здесь намеренно показана неофициальная позиция, чтобы читатель увидел в мятежнике человека, способного на благородство и великодушие. Пушкин стремился осветить актуальные исторические события, привлечь внимание читателей к социальной напряжённости в царской России. Писатель не делает явного выбора стороны в классовой борьбе, а, напротив, он показывает нам многогранность личностей по обе стороны баррикад.
Скоро экзамен по литературе, и вы в спешке зубрите билеты и пытаетесь понять смысл произведений? Саммари « История русской литературы » заменит зубрежку билетов, и у вас еще останется время на YouTube и прогулки с друзьями. Если введете «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц. Читать также:.
Капитанская дочка. Зеркало Сюжета по Главам
«Капитанская дочка» — многогранное произведение, в котором на фоне событий Пугачёвщины развивается история любви главных героев. О чем «Капитанская дочка» Пушкина? Это исторический роман, в котором на фоне событий восстания Емельяна Пугачева рассказана история любви, преданности и верности главных героев — Петра Гринева и капитанской дочери Маши. Петр Андреич Гринев рассказывает о своей семье: отец Андрей Петрович после выхода в отставку жил в Симбирской деревне. Многие из второстепенных героев рассказа “Капитанская дочка” встречаются в произведении не более двух раз.
«Капитанская дочка» по главам
- Исторический роман А.С. Пушкина
- Видео-ответ
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Краткое содержание и анализ
- Чем закончилась повесть «Капитанская дочь»?