Новости когда празднуют святки

7 января в Православной Церкви наступают рождественские Святки, которые длятся почти две недели — до следующего двунадесятого праздника — Крещения Господня, Богоявления, 19 января. После революции Рождество и Святки ушли в глухие деревни, а главным праздником стал Новый год. Во время Святок было принято вспоминать события Рождества и Крещения Спасителя в Иордане. Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа.

Когда и как празднуют Святки на Руси_ Традиции, обычаи, гадания

Святки – особый праздник для всех православных верующих. Его отмечают, начиная с Рождественского Сочельника до наступления Крещения Господня и Богоявления. Славянский народно-христианский праздник Святки начинает отмечаться 7 января, торжества продолжаются на протяжении двенадцати дней. Святки в 2023 году празднуются с 7 по 17 января. Праздник в честь рождения Иисуса Христа вместе с Сочельником образует единый комплекс, которым открываются Святки. Святки захватывают два зимних праздника – Рождество (7 января) и Старый Новый год или Васильев день (14 января), а заканчиваются ночью с 18 на 19 января (Крещенский сочельник).

Когда колядки и Святки будут отмечаться в России в 2023 году

На Руси про Святки говорили так — «От звезды до воды» — то есть длятся эти 12 дней начиная с Рождественского Сочельника и до праздника Крещения. Святки в 2023 году празднуются с 7 по 17 января. Заканчиваются Святки в Крещенский сочельник 18 января, в день перед праздником Крещения Господня. СВЯТКИ цикл обрядов зимнего солнцестояния у народов Европы и Америки (2015). Узнайте, какого числа в 2023 году начнутся Святки, как появилась дата праздника и какие традиции существуют.

Когда Святки в 2023 году?

Святитель Феофан Затворник говорил, что само веселие в течение этих дней должны быть «свято, как они святы». И, чтобы не потерять настоящий дух Рождества, в дни Святок нужно все время славить Христа. Для этого не обязательно разучивать длинные песнопения, считал святой, нужно лишь от всего сердца сказать: «слава Тебе, Господи, что родился Христос! Стоит отметить, что гадания в Святки, как и в другие дни года, Церковью запрещены.

Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в дни сии, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтоб, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том, однако ж, она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но, исстари наименовав дни сии святками, требует, чтоб самое веселие наше во время их было свято, как святы дни. Чтоб не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу Христа Рождшегося, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней их занятия. Славьте Христа.

Нет… Но если помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликните: слава Тебе, Господи, что родился Христос,— этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако ж, небеса и внидет во уши Божий. Желал бы я видеть всех вас радующимися сею именно святою радостию и не хотящими знать других радостей. Но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся у вас увеселения пустые — буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим сие сколько ни говори: укротитесь,— они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут светлые праздники до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: мерзость Мне все эти празднества ваши. И на деле так есть, что многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены из языческого мира, а другие, хотя и позже произошли, пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи.

Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию повод говорить к Богу: что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением?!. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища не знающих Бога — нечестивцев и развратников. Святитель Феофан Затворник Хочу в святки молиться за умерших близких, а в этот период поминовение усопших за богослужением не совершается. Как быть?

В Святки, особенно в святые вечера, когда дневные хлопоты хоть городской, хоть деревенской жизни завершены, в уютной семейной обстановке во время прочтения духовной литературы, в том числе глав из Евангелия апостолов Луки и Матфея, вспоминают события Рождества и Крещения Спасителя. К тому же, в наше время можно с детьми любого возраста посмотреть фильмы, посвященные рождественским чудесам. Особенно дети в эти святочные дни ждут чудес.

Родители, кроме искренней и разумной своей любви к ним, должны хотя бы создать чудесную обстановку — поиграть в интересные детские игры , почитать что-либо из богатой библиотеки святочных художественных произведений отечественной и зарубежной литературы, которые в наше трудное, но все же благословенное время большинству доступны через интернет, через электронную книгу. Надо ли говорить, как это объединяет семью и укрепляет веру в Бога, в добро и в светлое будущее. Как предписывает церковный устав, в период Святок не соблюдаются однодневные посты по средам и пятницам, но 18 января — Крещенский сочельник — день постный. Допускается постная пища с растительным маслом. Кроме того, что 7, 8, 9 января — это все Рождественские праздники, включая воскресную службу, 14 января праздник Обрезания Господня. Верующие в эти дни должны участвовать в праздничной литургии, а в свободное время могут принимать участие в особом народном прославлении Рождества Христова — посещать родственников и соседей с пением особых рождественских песен, колядок, в которых прославляются все рождественские праздники и младенец Христос да поются пожелания хозяевам здоровья и достатка. Традиции и обычаи Святок Издавна принято в христианстве в первые дни Святок, в воспоминании о дарах волхвов, дарить пусть скромные, но все же подарки.

Во все святочные дни творить дела добра и милосердия, посещать больных и одиноких, накормить голодных, не дать замерзнуть в крещенские лютые морозы бездомным. В наше время — позвонить дальним родственникам и поздравить их с Рождеством. Если есть возможность и необходимость, посещать с дарениями детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. Говорят, что в старину во время Святок даже цари, переодевшись в простолюдинов, посещали тюремных узников и давали им милостыню. В добрых старых традициях проводилась в святочные дни праздничная трапеза с нечетным количеством блюд, во главе которой была кутья.

Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений.

Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями. Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое». Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества.

Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай.

Святки: что это за праздник, традиции и обычаи

Как отмечали Святки на Руси На Руси православные обычаи тесно переплелись с языческими обрядами. Историк и поэт Николай Карамзин писал, что до принятия христианства в период Святок славяне чтили Коляду — божество, олицетворяющее Молодое Солнце и Новолетие. В фольклоре древних славян Коляда — сын и один из ликов бога Солнца — Даждьбога По другой версии, слово «коляда» происходит от корня -коло- и связано с кругом, колесом, солнцем. А в словаре «Славянские древности» сказано , что «коляда» — от латинского слова, означающего «первый день месяца». Также было принято «зажигать солнце» — свечу в центре разукрашенного колеса, гасить старый огонь в печах и разводить новый. Также в это время пекли ритуальные пряники, символизирующие жертвенных животных — коров или ягнят. Кроме того, в святочные дни народ «рядился» в звериные шкуры и страшные маски. Иногда мужчины одевались в женскую одежду.

В таком виде ряженые ходили по улицам, распевая песни и часто вытворяя «озорства». Например, они заливали водой печную трубу соседей, затаскивали сани на крышу дома и устраивали погромы. Логично предположить, что традиция петь колядки как раз пошла от песнопений ряженых. Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки. Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания. Главное, о чем просили — хороший урожай.

Однако в числе пожеланий были также материальное благополучие, удачный брак и вообще все, о чем мечтали люди того времени. Кстати, обычай купаться в проруби на Руси тоже был известен задолго до принятия христианства. Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины.

Этот обычай превратился в истинно христианский: визит в каждый дом христославов - группки детей и молодежи - символизировал приход пастухов, волхвов, возвещающих всему миру весть о Рождестве Спасителя. Они ходили из дома в дом, неся впереди Вифлеемскую звезду, а часто и икону Рождества. И везде пели хозяевам рождественский тропарь, кондак, колядки, духовные песни. Популярны были и кукольные представления — «вертепы». Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали картонные, глиняные или деревянные куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода. Высший свет развлекался немного иначе. Одним из ярких событий празднования Рождества традиционно был Святочный бал. На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра. Если в период новогодних празднеств император находился в Москве, то главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце. И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера». Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался на второй день Рождества в Арсенальном зале Гатчинского дворца, где ставили елку и стол с подарками, а после их раздачи было чаепитие. Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах.

Празднования в честь бога солнца Коляды начинались в день солнцеворота, 21 декабря, и продолжались две недели. Считалось, что в это время души умерших приходят на землю. К ним обращались, чтобы узнать свою судьбу. Гадали обычно после 1 января, в Страшные вечера, когда нечистая сила особенно активна. Молодежь устраивала игры, забавы, посиделки. Собирались большой компанией, наряжались и ходили колядовать. Заходили в дома, где окна были освещены, пели колядки и взамен получали угощения. Борис Зворыкин. Рождественская открытка. Источник: wikimedia. Как отголоски язычества сохранились колядки и гадания. Церковь не одобряет обращение к потусторонним силам, готовым открыть тайны будущего. Однако запреты и по сей день не останавливают девушек, желающих узнать имя суженого. Ряжение также считалось предосудительным. Так, в 680 году на VI Вселенском соборе в Константинополе постановили отвергать «пляски и обряды» и осуждать тех, кто наряжается и надевает маски. За гадание и вовсе предлагалось отлучать от таинства причастия на шесть лет. На Руси первое время церковь пыталась бороться с колядой. Но молодежь продолжала из года в год на Святки надевать маски, льняные бороды, вывернутые наизнанку старые тулупы и ходить по домам. Колядующие в наши дни. Служители церкви даже сочинили особые колядные песни во славу Христа. Днем дети и подростки ходили по домам с самодельной звездой и славили Рождество. Ряженые при этом никуда не делись — их выход начинался с заходом солнца. Так соседствовали языческие и христианские обычаи. Святочные увеселения на Руси Во время святочных игр и забав парни и девушки нередко находили себе пару. На Святки венчаться запрещалось, но после Крещения свадьбы играли одну за другой. Вечерами обычно собирались в просторной избе. Хозяева посылали нарочных, обычно пожилых женщин, ходить по селу и приглашать девушек на посиделки. Заходя в дом, они говорили: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем».

Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество». Традиция маскарада на Руси сохранялась, переходя из века в век. Русский народ называл маски «рожами», и при дворе были специальные мастера «рожечники», которые готовили маски. С незапамятных времен имели большое значение скоморохи — впоследствии некоторые из них превращали свои скоморошьи ватаги в шайки разбойников. Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое 2. На этом основании запрещалось на Святки «заводить по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища» и, наряжаясь в «кумирские одеяния», «производить по улицам пляски и соблазнительные песни». Особым значением в святочные дни обладал обряд колядования, когда участники посещали дома и исполняли хвалебные песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальные угощения.

Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции

Sorry, your request has been denied. Самыми светлыми, христианскими праздниками считаются: Крещение, Рождество, Масленица и Святки.
Когда колядки и Святки будут отмечаться в России в 2023 году Как отмечают святки? Начинались святочные дни с зажигания большого костра, посвященного божеству восточных славян Коляде.
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа.

Святки в 2024 году

В это время издревле принято было гадать на судьбу в любви, на урожай, семью и на будущее. В древности эти занятия были обязанностью жрецов и шаманов, но затем стали всеобщим развлечением. Что можно делать в Рождественские святки В первый день праздника настоятельно рекомендуется посетить родных и близких. На Руси Святки начинались с визитов и поздравлений. Принято выражать благодарность за любовь и теплоту, а также поздравлять друг друга с рождением Христа. С 6-го числа можно приглашать родственников и друзей на ужин. Традиционно готовится не менее 12 блюд. Так как 6-го числа кончается Рождественский пост, в период Святок разрешен алкоголь. Однако рекомендуется умеренность. Христианам также следует посещать церковь или хотя бы молиться дома. Чего нельзя делать в Святки В праздничные дни после Рождества Христова имеются некоторые запреты.

В Рождественские святки не допускается: вступать в брак и осуществлять свадебные церемонии; употреблять в излишнем количестве алкогольные напитки; заниматься рукоделием; браниться и употреблять непотребные выражения; переедать; грустить, плакать, жаловаться на судьбу; участие женщин с Рождества и до Крещения в азартных играх считается, что если представительница слабого пола нарушит это правило, то ни один мужчина не захочет связать с ней жизнь ; в этот период отказывать в помощи, особенно детям, бедным и больным людям такова христианская традиция.

Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города.

Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить.

Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров.

Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец.

У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное.

Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам.

В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества.

Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта. Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают. В Шотландии домашний скот в праздник Р.

В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. Причем была пета песня, приличная торжеству.

Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетого люда, шедшего на народные гуляния или в гости.

Ребята лепили снежных баб, катались с гор на санках, устраивали весёлые снежные побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества. Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ.

Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев Weihnachten.

По другим наречиям, «святки» swiatki означают праздники. В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок swiatki , как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России.

Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами.

Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г.

Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города.

Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца».

Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить.

Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове.

Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров.

Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели.

Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец.

У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки.

Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное.

Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней.

Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам.

На Востоке, в Антиохии, отдельное празднование Рождества Христова было благословлено святителем Иоанном Златоустом приблизительно в 386 году. Таким образом период между торжествами получил название святых дней или, реже, святых вечеров. Мы можем найти упоминания об этом в проповедях св. Ефрема Сирина, св.

Амвросия Медиоланского, св. Григория Нисского. О древнем двенадцатидневном праздновании святок свидетельствует составленный в шестом веке монастырский устав преподобного Саввы Освященного. Согласно изложенным там правилам, на святках «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».

Особые дни радости о рождении Спасителя Иисуса Христа и поныне отмечаются отсутствием постных дней, включая среду и пятницу, и земных поклонов, как на богослужении, так и на домашней молитве. Про пост и поклоны понятно, чем еще святки отличаются от прочих дней? В продолжение святок по Уставу не положено совершать таинство брака. Церковь рекомендует супругам интимное воздержание в святые дни, поскольку телесная, земная радость не должна затмевать ликование о пришествии в мир Солнца Правды — Христа Бога нашего.

Отметим, что венчание также не совершается во все посты, на пасхальной неделе, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения то есть в субботу , а также накануне среды и пятницы то есть во вторник и четверг. И про супружеское воздержание ясно, что-нибудь еще под запретом? В правилах шестого Вселенского Собора читаем: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастии, судьбе, родословии и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов.

Закосневающих же в этом и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают.

Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами

На Руси про Святки говорили так — «От звезды до воды» — то есть длятся эти 12 дней начиная с Рождественского Сочельника и до праздника Крещения. Большинство священнослужителей придерживаются мнения, что Святки следует праздновать с 7 по 17 января. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно). Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды». Святки длятся 12 дней от Рождества до Крещения. Рассказываем о традициях празднования и народных приметах, которыми окружены «святые дни» | myDecor.

Сегодня начинаются Святки:что это - традиции празднования

На Руси христианские святочные традиции тесно переплетались с языческими. Несмотря на активную борьбу церкви с шумными народными гуляньями, гаданиями и другими не православными обычаями, они сохранялись до XX века. Первые законодательные акты о святочных торжествах в России появились при Петре I. Согласно некоторым источникам, царь очень любил колядовать и с удовольствием участвовал в этой забаве. Тех, кто пытался уклониться от праздничных развлечений, он приказывал бить плетьми. Крещение 2024: какого числа, когда купаются в проруби, суть праздника Однако уже во второй половине XVIII века колядование и массовые гуляния были законодательно запрещены. Таким образом власти стремились предотвратить беспорядки, которыми сопровождалось шумное народное веселье. Должного эффекта это не принесло — закон постоянно нарушался, а проследить за его исполнением было невозможно, особенно в деревнях. После революции 1917 года все религиозные праздники, включая Рождество и Крещение, были отменены. В связи с этим святочные традиции, хотя и не исчезли полностью, но потеряли свое значение.

Часть из них забылась, некоторые, такие как гадания и колядки, сохранились только в отдаленных населенных пунктах или утратили связь с праздником. На сегодняшний день Святки — важное церковное торжество. Оно включает в себя Рождество и дни его попразднства, праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого, а также дни предпразднства Крещения. Силами энтузиастов постепенно возрождаются и народные святочные обычаи. Святки в 2024 году — традиции В период Святок действуют особые правила богослужений и церковного устава. Отменяется пост по средам и пятницам, во время молитв не совершается коленопреклонение. Помимо этого, действует запрет на проведение таинства венчания. Последний запрет обусловлен тем, что Святки — время интенсивной духовной работы, которая требует отказа от плотских радостей, в том числе связанных с супружеской жизнью. В первые праздничные дни принято навещать родственников, друзей и близких.

Некоторые верующие обмениваются подарками, вспоминая о том, как волхвы принесли Младенцу Иисусу золото, ладан и смирну.

Дом освобождается от украшений и еловых ветвей. Заканчиваются Святки в Канун Крещения. Для освобождения от грехов верующие люди соблюдают наиболее строгий пост. Посещают богослужения. Священники освящают воду, которую верующие относят домой.

Считается, что такая вода хранится долгое время и обладает особыми свойствами. На водоёмах пробиваются проруби в виде креста, священнослужители освящают их, окуная в воду крест. В эти проруби после церковной ночной службы окунаются те, кто желает смыть с себя грехи. На святки многие прибегают к обрядам гадания.

Православные верующие запасались крещенской водой и купались в проруби, чтобы очиститься от грехов и болезней. Девушки 18 января готовили специальную кутью и гадали на ней на замужество. Также в этот день заканчивались колядования и святочные гуляния. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. Считается, что в праздник нужно избегать споров и ссор, а также отказаться от домашних дел и тяжелой работы. Алкоголь 19 января тоже под строгим запретом. На Крещение девушки проводили обряд красоты: умывались освященной водой, чтобы кожа была молодой и чистой. Народные приметы на Святки С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Например, славяне верили, что если небо в ночь на 14 января будет звездным, то год будет богатым. Пасмурная погода и сильный снегопад на Крещение предвещали хороший урожай и плодородие. Также на Руси существовала примета, связанная с охотой. Делать это в период Святок было очень нежелательно. Считалось, что такого охотника весь год будут преследовать беды и мелкие неудачи. Люди стали православными, а название праздника сохранилось. Наши предки верили, что в Святки ведьмы летают на шабаш, по улицам ночами ходит нечисть. По старинному поверью, в Святки души усопших людей на время оказываются в нашем мире. Для защиты от нечистой силы славяне в Святки рисовали крест на дверях и окнах. Колядование на Святки — это в первую очередь песнопения о Спасителе.

В первые дни Святок все старались посетить близких, друзей, родных и знакомых. Хорошим тоном считалось подарить им презент, так как этот ритуал представлял собой своего рода память о подношениях волхвам. В целом праздник можно охарактеризовать так: массовые народные гуляния, проведение обрядов. Бедных, больных и убогих вспоминали в Святки. Все неравнодушные посещали тюрьмы и больницы. Верующие во время Святок отправлялись на богослужения. Важно знать, что до наших дней сохранился обычай, связанный со Святками. Речь идёт о Святочных Колядованиях их цель — пожелание всем хорошего урожая, максимального достатка и благосостояния.

Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции

После революции Рождество и Святки ушли в глухие деревни, а главным праздником стал Новый год. В России Святки начинают праздновать 6 января после восхода первой звезды. Когда отмечают Святки. Традиционно считается, что Святки охватывают период «от звезды и до воды». Если отвечать на вопрос о том, когда празднуют Святки в 2023 году более точно, то их отмечают с ночи на 7 января по 18 января 2023 года, когда наступает Крещенский Сочельник. В 2025 году Святки начинаются 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды). Когда отмечают Святки Святки – народно-религиозный праздник, отмечается двенадцать дней.

Запреты во время Святок:

  • Рождественские святки: история, традиции, приметы, описание праздника
  • Православный календарь на 2024 год
  • Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать
  • Праздник Рождественские Святки: что можно и что нельзя делать, приметы
  • Святки 2023: что это за праздник и как его отмечают в России, когда гадают
  • Святки: инструкция по проведению

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий