Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. Термин «отходники» появился задолго до того как данное массовое явление стало обычным на просторах Российской империи.
Значение слова "отходник"
Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». Кто такие отходники. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем. Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. Кто такие отходники. Кто такие отходники.
Оцените масштаб
- Отходники и другие наемные работники
- Report Page
- Сельские "промышленники" и отходники 19 века. | Александр Исторический | Дзен
- Толковый словарь
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством. Крестьян которые в целях заработка уходили на время или сезон называли «отходниками». Вышеуказанный вид заработка являлся значительным источником дохода крестьян. — Отходники обязательно приезжали на побывку, принимали участие в домашних хозяйственных и полевых работах. Кто такие современные отходники, в каких сферах работают и есть ли угроза для государства в росте их количества? Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации.
Отходники современной России
Варвара Макаревич: Денис, а какие запросы у людей, которые едут таким образом на заработки? Насколько больше они хотят зарабатывать? Есть ли какие-то данные? Хочется зарабатывать в два раза больше? Просто чуть-чуть больше? Денис Парфенов: Коллеги, понимаете, главный мотиватор — это, к сожалению, то, что голод не тетка, пирожка не подаст. Поэтому люди устремляются на такую работу, конечно, в надежде вырваться из той социально-экономической ниши, в которую они попали, к сожалению, и не по их вине, как правило. Естественно, люди хотят, чтобы заработок значительно отличался от того, что можно перехватить, я не знаю, опять же подрабатывая в соседней какой-то лавочке или где-то еще.
Другой вопрос: способна ли экономика предложить им как бы в достаточной степени удовлетворяющие их пожелания? Причем пожелания, на мой взгляд, вполне справедливые, чтобы выйти на какой-то более или менее приемлемый уровень жизни для себя, для своей семьи. Во многих случаях, увы, этого не происходит. То есть, скорее, идет как бы компенсация того… Труд у нас в целом в стране недооценен в большинстве отраслей. И люди, уезжая на вахту, не получают какие-то сверхбольшие деньги, а лишь получают то, что они должны были бы получать, работая где-то поблизости от дома. Поэтому в этом плане мы должны здесь не только и не столько, может быть, на самих вахтовиках сосредотачиваться, не на людях, которые отхожим промыслом занимаются, а на том, что в принципе у нас структура рынка труда и та сетка заработных плат, которая в нем сейчас установилась, она скорее выгодна бизнесу и предпринимателям, которые людей нанимают, но никак не представителям наемного труда, не рабочим, не труженикам. Никита Мкртчян: Мы проводили исследование: примерно в два раза должен человек зарабатывать больше, чем он может заработать в своем маленьком городе.
Варвара Макаревич: Чтобы что? Чтобы он был доволен? Никита Мкртчян: Конечно. Варвара Макаревич: А чаще издержки на переезд ложатся на человека? Человек едет заработать. Ему нужно купить автомобиль. Ему нужно это, это, это… Варвара Макаревич: Кстати, у меня был вопрос к вам.
То есть, если поделить, условно, на две категории, то за чем люди чаще едут? Чтобы вообще вырваться из бедности и хотя бы выйти на какой-то ровный и стабильный уровень дохода, который позволит им растить детей? Или как раз, чтобы совершить какую-то крупную покупку? Ты понимаешь, что ты хочешь купить автомобиль. Ты не можешь этого позволить на зарплату, которая у тебя есть в регионе. И тогда ты едешь в другой регион, чтобы быстро за какое-то количество месяцев заработать на автомобиль. Никита Мкртчян: Люди едут и за тем, и за тем.
Вот мы смотрели, достаточно детально рассматривали данные статистические. Оказывается, что у людей, мужчин, которые едут на вахту, у них обычно даже немножко больше детей, чем у тех, кто не ездит. Люди едут зарабатывать на семью, чтобы семья жила не роскошно, но она жила немножко лучше, чем в своем городе. И второе — это действительно совершение крупных покупок. Ремонт жилья, покупка автомобиля, свадьба детям, например. Варвара Макаревич: Бытовая техника какая-то опять же, наверное, крупная, да? Никита Мкртчян: Закрывать ипотеки.
Сергей Бойко: Речь в первую очередь не о машине, а дом, семья, обучение детей к сожалению, у нас же оно на коммерческой основе , проблемы со здоровьем. Автомобиль — это сейчас в принципе достижимая ситуация. Варвара Макаревич: Но все как раз зависит от уровня зарплаты. Сергей Бойко: Понимаете, автомобиль — это не системная цель. А вот благополучие семьи, собственный дом, развитие, профессиональный рост… И здесь возникает как раз проблема, и выгорание наступает тогда, когда, как господин психолог сказал, недовольство собой. А для человека, которому плюс-минус 30, это очень важный фактор мотивации. Варвара Макаревич: Давайте посмотрим еще одно видео про заработки на Севере.
Но, вы слышали, он сказал: «Я бы так не смог. И даже за этими деньгами не поеду». Александр, в связи с чем к вам вопрос. Можно ли как-то заранее протестировать, проверить человека и понять, сможет он или не сможет, подходит ему это или не подходит? Александр Кичаев: Да, есть очень много тестов на уровень потребностей. То есть кому-то важна самореализация. Кому-то важно вот то базовое, просто просуществовать какое-то время.
Кому-то важно, чтобы он расширил свои горизонты: «Вот я увидел Север. Я теперь могу считать, что я закаленный этими ветрами и морозами». То есть эти тесты это определяют — раз. Второе — определяется уровень притязаний, то есть амбиций, на что он способен, чтобы его взять. То есть он будет только месяц или он может и полгода работать? Потому что человека вводишь в проект, а он — раз! Александр Кичаев: Отношение к трудностям — это тоже тестируется.
Варвара Макаревич: Сергей, а остаются ли люди, которые уезжают на сезонные работы, полноценными участниками социальной жизни? Давайте так это назову. Потому что они же, в общем, немножечко как будто выключаются из всех остальных процессов. Или нет? Сергей Бойко: Я думаю, что это проблемный вопрос. Здесь вопрос социализации и десоциализации. С этим лучше разбираются психологи, социологи.
В принципе, когда человек выпадает из привычной окружающей среды, он меняет мировоззрение немножко и так далее. Но сейчас, в принципе, с новейшими технологиями информационного пространства, если у человека есть желание и свободное время после вахты, допустим, после тяжелого труда комбайнера а от этого никуда не денешься включить или выключить какое-то средство доступа к информации, то он это сделает. Кто-то — нет. Ну, с этим тоже надо работать. Это зависит от фирмы, которая обеспечивает… Варвара Макаревич: То есть, на ваш взгляд, это скорее задача и ответственность работодателя? Сергей Бойко: Конечно. Давайте обсудим далее, стоит ли государству регулировать перемещение трудового населения в пределах России.
Оставайтесь с нами, не переключайтесь. Денис, вы вначале сказали, что многие люди устроены и работают неофициально. Можно ли это считать вообще каким-то теневым сектором экономики? И насколько это глобальная проблема? Денис Парфенов: Ну, тут вопрос в терминах. Да, можно теневым, серым, каким угодно его называть. Он является совершенно объективным порождением опять же той экономической структуры, к которой мы пришли после развала Советского Союза, потому что были разорваны традиционные связи очень многие.
По целому ряду отраслей и направлений мы так до сих пор и не восстановились — ни в промышленности, ни высокотехнологично, ну и так далее. Поэтому, естественно, люди искали себе применение. Многие нашли его в фирмах и фирмочках людей, которые готовы были брать их к себе, но только на определенных условиях, чтобы не платить соответствующие социальные отчисления. И люди были вынуждены соглашаться на эти условия. Поэтому мы сегодня имеем такую значительную долю, которая очень неохотно стремится к уменьшению. Здесь опять же все сводится во многом к тому, как вы планируете в целом выстраивать свою экономическую политику. То есть если у вас стоит задача, допустим, хотя бы в какой-то более или менее среднесрочной или долгосрочной перспективе — заметный рост социального благополучия населения, то тогда вы ставите себе определенные цели в части повышения заработной платы, в части улучшения условий труда, в части создания под это определенных отраслей, связанных с жильем, связанных с созданием соответствующей социальной инфраструктуры и прочее, и последовательно выполняете.
Вот тогда ваше планирование, ваша работа с рынком труда, в том числе с вахтовиками, в принципе с основной массой населения, тогда это все будет срабатывать. Если же, как сейчас, все пустить на самотек, а еще хуже… К сожалению, наши коллеги из Правительства взяли на вооружение так называемую Концепцию пространственного развития. Уверен, вы о ней слышали. Так она заключается в том, что вообще большую часть населения сконцентрировать в ограниченном количестве агломераций, то есть крупнейших городов и городов-спутников, и это будет точками экономического роста. А то, что у нас большая часть территории и так уже обезлюдивает… И этому процессу придается теперь официальный статус: «Пустеют? И слава богу. Никто не заплачет, потому что, видите ли, у нас есть в крупных городах рост».
Ну, это же порочная практика. Мы увидели по пандемии, что сверхконцентрация населения в крупных населенных пунктах опасна — с эпидемиологической точки зрения. Да и с точки зрения обороны это опасно. Извините, даже 20 или 40 крупных городов атомными бомбами разбомбить гораздо проще. Варвара Макаревич: Я поняла, к этой идее у вас есть вопросы. Никита, а насколько часто эти внутренние, внутрироссийские трудовые мигранты сталкиваются с ситуациями, когда их обманывают? Они приезжают.
Обещали одну зарплату, но ты уже приехал, деваться тебе некуда. Оказывается на месте, что зарплата гораздо меньше или условия другие. И ты все равно работаешь. Обещали одну какую-то позицию — позиция оказывается другой. Настолько ли сезонная работа прямо так хороша и выгодна по сравнению с работой в своем регионе, если можешь приехать и вот так «попасть»? Никита Мкртчян: Ну, существует, конечно, эта проблема, но я бы не сказал, что это проблема только трудовых мигрантов. У нас эта проблема есть, к сожалению, во всех практически… везде в экономике.
Трудовые мигранты в силу того, что они чаще, несколько чаще работают по «серым» и так далее схемам, они с этим сталкиваются тоже чаще. Варвара Макаревич: Они более уязвимые? Никита Мкртчян: Ну, если это российские граждане, то тут уязвимость больше, но не настолько плачевная, как, допустим, граждане наших братских республик. Варвара Макаревич: Из ближнего зарубежья. Никита Мкртчян: Ну, проблема такая есть. В принципе, она скорее, может быть, даже больше отраслевая, потому что строительство — оно в большей степени в такой «серой» зоне, чем другие отрасли, чем промышленность, например. Варвара Макаревич: А можно ли себя как-то обезопасить от таких ситуаций?
Или это опять же невозможно, если это все неофициально?
Никита Мкртчян: Оттуда куда-то уехать — ну зачем? Там зарплата повыше в принципе. Кроме того, настолько далеко и дорого ехать, что не наездишься. Варвара Макаревич: Понятно, хорошо. Давайте как раз далее обсудим, кто эти люди, которые уезжают на сезонные работы, и как они там живут.
Кстати, хочу напомнить, что если вы смотрите нас на YouTube, то поставьте лайк этому видео — и тогда его увидит больше людей. Сергей, а в каких сферах сегодня чаще всего работают отходники? Я могу начать эту игру. Я назову охранников, наверное. Это одно из первых, что приходит на ум. Какие еще позиции, должности работы?
Сергей Бойко: Практически мы уже многое назвали. Я могу сказать юмористическую фразу, в которой есть, конечно, доля желчи: мы превратились в страну контролеров и охранников. Мне приходилось сталкиваться даже с женщинами, которые работают охранниками, допустим, в поликлинике или в клинике, приезжают работать из Владимирской области. Поэтому понятно, что сезонные работы могут затрагивать и лесное хозяйство, и агропромышленный комплекс. Конечно, это не касается геологоразведки газа, нефтедобычи и так далее. Еще строительство может быть сезонным.
Понимаете, в чем дело? Поскольку я человек довольно взрослого поколения, я помню, что в Советском Союзе, допустим, было специальное постановление Совета министров, которое разрешало жителям Армении, тогда части Советского Союза, заниматься наравне со студентами строительных отрядов, строить в сельских районах Казахстана, Сибири и так далее, там все это делалось. А потом, естественно… Никита Мкртчян: То самое шабашничество. Сергей Бойко: Да, шабашничество, как называлось в простонародье. Потом традиционно у нас ездили на нефтяные и газовые промыслы из Азербайджана, из Западной Украины. Все это довольно ситуационно сейчас.
Мне приходилось несколько лет назад при поездке туристической из Великого Новгорода в Псков в районе города Луги столкнуться… В субботу вышел из гостиницы, стоят автобусы, собирают местных людей на вахту. Я подошел специально и спросил. Говорят: «На десять дней, на неделю, на две недели». Вот вам и отхожий промысел уже в современной сфере услуг — в ритейле. Варвара Макаревич: То, как он выглядит сегодня. А давайте посмотрим, как выглядят условия проживания для тех, кто едет на сезонные работы.
С точки зрения психолога, можете ли вы пояснить, предположить, сколько лет таким образом человек может работать из сезона в сезон? В какой момент настанет то, что сегодня называется выгоранием, когда он поймет, что больше не может? Или для этого вообще должен быть какой-то особый склад, и если человек такого склада, то он может сколько угодно так работать? Александр Кичаев: Если мы говорим о работе, связанной с физическими нагрузками то, о чем говорили: строительство, нефтегазовая добыча и прочее , то там, конечно, все зависит от того, хватит ли у него сил в 30—40 лет, то есть от того, насколько он быстро лишится своих физических сил. А что про психическое здоровье и силы? Александр Кичаев: Ну, психическое здоровье… Я не хотел бы, чтобы мы считали, что уезжают только люди с рабочими профессиями.
Уезжает и интеллигенция, и менеджеры, и так далее. Если у него высшее образование, он не пойдет на вахту. Он как раз поедет в крупный город или в Москву и будет искать там место где-нибудь в офисе. Это может быть действительно на сезон, а может быть и с желанием переехать. Варвара Макаревич: Ну смотрите, даже в этом случае условия все равно будут явно не домашние. Александр Кичаев: Не домашние, не домашние.
Варвара Макаревич: Они все равно будут, скорее всего, хуже. Александр Кичаев: И в пандемию, кстати говоря, многие, кто из регионов приехали в ту же Москву, они вернулись обратно, вошли во вкус удаленки и сейчас экономят на жилье, на очень многом. А теперь — что касается выгорания. Что такое выгорание? Это если нет перспектив либо роста, либо расширения своего круга знакомств. То есть человек остановился и, может быть, начинает деградировать.
И вот тогда у него пропадает мотивация к развитию как специалиста, как личности. Варвара Макаревич: А есть ли какой-то временной промежуток, когда мы понимаем, что вот это настанет через полгода, год, три таких вахтовых работ? Александр Кичаев: Ну, у кого как. Варвара Макаревич: Индивидуально? Александр Кичаев: Да. Для кого-то хватит один раз на вахту съездить — и больше он, как сказал этот товарищ, не поедет.
А кто-то будет ездить, особенно если у него семья и куча родственников. Варвара Макаревич: Денис, а какие запросы у людей, которые едут таким образом на заработки? Насколько больше они хотят зарабатывать? Есть ли какие-то данные? Хочется зарабатывать в два раза больше? Просто чуть-чуть больше?
Денис Парфенов: Коллеги, понимаете, главный мотиватор — это, к сожалению, то, что голод не тетка, пирожка не подаст. Поэтому люди устремляются на такую работу, конечно, в надежде вырваться из той социально-экономической ниши, в которую они попали, к сожалению, и не по их вине, как правило. Естественно, люди хотят, чтобы заработок значительно отличался от того, что можно перехватить, я не знаю, опять же подрабатывая в соседней какой-то лавочке или где-то еще. Другой вопрос: способна ли экономика предложить им как бы в достаточной степени удовлетворяющие их пожелания? Причем пожелания, на мой взгляд, вполне справедливые, чтобы выйти на какой-то более или менее приемлемый уровень жизни для себя, для своей семьи. Во многих случаях, увы, этого не происходит.
То есть, скорее, идет как бы компенсация того… Труд у нас в целом в стране недооценен в большинстве отраслей. И люди, уезжая на вахту, не получают какие-то сверхбольшие деньги, а лишь получают то, что они должны были бы получать, работая где-то поблизости от дома. Поэтому в этом плане мы должны здесь не только и не столько, может быть, на самих вахтовиках сосредотачиваться, не на людях, которые отхожим промыслом занимаются, а на том, что в принципе у нас структура рынка труда и та сетка заработных плат, которая в нем сейчас установилась, она скорее выгодна бизнесу и предпринимателям, которые людей нанимают, но никак не представителям наемного труда, не рабочим, не труженикам. Никита Мкртчян: Мы проводили исследование: примерно в два раза должен человек зарабатывать больше, чем он может заработать в своем маленьком городе. Варвара Макаревич: Чтобы что? Чтобы он был доволен?
Никита Мкртчян: Конечно. Варвара Макаревич: А чаще издержки на переезд ложатся на человека? Человек едет заработать. Ему нужно купить автомобиль. Ему нужно это, это, это… Варвара Макаревич: Кстати, у меня был вопрос к вам. То есть, если поделить, условно, на две категории, то за чем люди чаще едут?
Чтобы вообще вырваться из бедности и хотя бы выйти на какой-то ровный и стабильный уровень дохода, который позволит им растить детей? Или как раз, чтобы совершить какую-то крупную покупку? Ты понимаешь, что ты хочешь купить автомобиль. Ты не можешь этого позволить на зарплату, которая у тебя есть в регионе. И тогда ты едешь в другой регион, чтобы быстро за какое-то количество месяцев заработать на автомобиль. Никита Мкртчян: Люди едут и за тем, и за тем.
Вот мы смотрели, достаточно детально рассматривали данные статистические. Оказывается, что у людей, мужчин, которые едут на вахту, у них обычно даже немножко больше детей, чем у тех, кто не ездит. Люди едут зарабатывать на семью, чтобы семья жила не роскошно, но она жила немножко лучше, чем в своем городе. И второе — это действительно совершение крупных покупок. Ремонт жилья, покупка автомобиля, свадьба детям, например. Варвара Макаревич: Бытовая техника какая-то опять же, наверное, крупная, да?
Никита Мкртчян: Закрывать ипотеки. Сергей Бойко: Речь в первую очередь не о машине, а дом, семья, обучение детей к сожалению, у нас же оно на коммерческой основе , проблемы со здоровьем. Автомобиль — это сейчас в принципе достижимая ситуация. Варвара Макаревич: Но все как раз зависит от уровня зарплаты. Сергей Бойко: Понимаете, автомобиль — это не системная цель. А вот благополучие семьи, собственный дом, развитие, профессиональный рост… И здесь возникает как раз проблема, и выгорание наступает тогда, когда, как господин психолог сказал, недовольство собой.
А для человека, которому плюс-минус 30, это очень важный фактор мотивации. Варвара Макаревич: Давайте посмотрим еще одно видео про заработки на Севере. Но, вы слышали, он сказал: «Я бы так не смог. И даже за этими деньгами не поеду». Александр, в связи с чем к вам вопрос. Можно ли как-то заранее протестировать, проверить человека и понять, сможет он или не сможет, подходит ему это или не подходит?
Александр Кичаев: Да, есть очень много тестов на уровень потребностей. То есть кому-то важна самореализация. Кому-то важно вот то базовое, просто просуществовать какое-то время. Кому-то важно, чтобы он расширил свои горизонты: «Вот я увидел Север. Я теперь могу считать, что я закаленный этими ветрами и морозами». То есть эти тесты это определяют — раз.
Второе — определяется уровень притязаний, то есть амбиций, на что он способен, чтобы его взять. То есть он будет только месяц или он может и полгода работать? Потому что человека вводишь в проект, а он — раз! Александр Кичаев: Отношение к трудностям — это тоже тестируется. Варвара Макаревич: Сергей, а остаются ли люди, которые уезжают на сезонные работы, полноценными участниками социальной жизни? Давайте так это назову.
Потому что они же, в общем, немножечко как будто выключаются из всех остальных процессов.
Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах.
Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город.
Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату.
Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи.
С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России.
История: Отходники могут предоставить информацию о повседневной жизни людей в прошлом. Например, старые письма, фотографии, календари или рекламные материалы могут рассказать о социокультурных аспектах и событиях, произошедших в определенный период времени. Экологические исследования: Химический анализ отходов может помочь определить загрязнение окружающей среды в прошлом. Такие исследования могут раскрыть экологические изменения, произошедшие в результате человеческой деятельности и их влияние на окружающую среду. Повседневная история: Отходники могут служить источником информации о повседневной жизни и предпочтениях людей в прошлом. Например, сохраненные упаковки продуктов питания или предметы быта могут рассказать нам о том, что люди потребляли и как они организовывали свою жизнь.
Визуальная история: Отходники, такие как рекламные листовки, плакаты или упаковки товаров, могут быть использованы для изучения визуальных аспектов прошлого. Они могут служить документацией различных стилей, трендов и представлений, преобладавших в определенный период времени. Использование отходников как источника информации требует тщательного анализа и исследования. Специалисты должны применять различные методы и техники, чтобы полностью понять и интерпретировать данные, полученные из отходников. Однако, с помощью этих отходов, историки и другие исследователи могут узнать больше о прошлом и расширить свои знания о различных аспектах истории и культуры. Отходники в археологии: особенности изучения В археологии термин «отходники» относится к археологическим находкам, которые представляют собой фрагменты или остатки материалов, использованных и расхищенных древними обществами. Отходниками могут быть осколки керамики, обломки каменных изделий, остатки пищи, орудия труда и другие артефакты, которые, хоть и не обладают высокой ценностью с точки зрения археологического исследования, имеют большое значение для понимания жизни и культуры древних обществ.
Основные особенности изучения отходников в археологии: Наблюдение за контекстом — при изучении отходников археологи уделяют особое внимание контексту их нахождения. Изучение контекста позволяет понять, где и каким образом использовались найденные артефакты, а также оценить временные рамки их использования. Интерпретация функции — археологи стремятся определить функцию отходников, то есть для чего они использовались в древности. Например, путем анализа остатков пищи, обнаруженных на отходниках, можно понять, какую пищу потребляли древние общества и насколько разнообразное было их питание. Учет и анализ количества — изучение отходников также включает их учет и анализ количества. Например, если археологи находят большое количество обломков керамики в определенной области, это может указывать на наличие здесь керамической мануфактуры или же на высокую плотность населения. Сравнение с аналогичными материалами — для более точной интерпретации отходников археологи сравнивают их с аналогичными материалами из других археологических контекстов или современных этнографических параллелей.
Изучение отходников в археологии позволяет расширять наши знания о древних обществах и их культуре. Отходники являются своего рода «следами» древних людей и помогают нам восстановить историю, повседневную жизнь и хозяйственную деятельность наших предков. Вопрос-ответ Что такое отходники в истории? Отходники в истории — это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. Они выражают свое недовольство или несогласие с текущими идеями и действиями своей прежней группы и активно работают против нее. Какие могут быть причины для становления отходников в истории? Причины для становления отходников в истории разнообразны.
Это может быть связано с изменением политических, социальных или экономических условий. Некоторые люди могут стать отходниками из-за разногласий с лидерством или идеологией своей прежней группы. Другие могут присоединиться к оппозиции из-за нарушений прав человека или несправедливости. Есть и те, кто становится отходниками из личных или эмоциональных причин. Какие есть известные примеры отходников в истории?
Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян
Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. В россии в xvii-xix вв. временный уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности. было распространено среди помещичьих оброчных крестьян, усилилось после реформы 1861 г.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
В основном отходники нанимались на сезонные или строительные работы, женщины — на работу по дому. Отходничество как явление появилось в начале 17 века, сначала в Санкт-Петербурге, куда со всех концов России тянулись группы крестьян на строительство города. Позже они стали наниматься на работу и в других городах. В 19 веке отходники даже составляли землячества, поддерживали друг друга.
Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян.
Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи.
Нижегородцы каменщики, штукатуры работают в столицах, в Пермском крае, в Закаспийском крае, в Бухаре; крючники — на Волге от Нижнего до Астрахани; немало нижегородцев на всякого рода речных промыслах Камы и Дона; плотники, судостроители расходятся в СПб.
Из Орловской губернии отход направляется в СПб. Доходность Такие передвижения требуют огромной непроизводительной траты времени, часто вознаграждаемой лишь весьма слабо. Опрос более 1000 чел. Этот расчёт сделан ещё в начале 1880-х годов и обнимает слишком малое количество случаев, чтобы из него можно было сделать общий вывод; но и последующие расчёты приводили исследователей к сходным результатам. По данным г. Полтавские отходники зарабатывают за вычетом дорожных расходов 15-20 рублей, редко 30-40 рублей. Заработок, приносимый домой орловскими косарями, вычислен, в среднем, в 25 рублей, а прочими сельскохозяйственными рабочими, в 32 рублей; для определения чистого заработка из этих сумм надо вычесть деньги, взятые рабочими с собой из дома в отход — в среднем ок. Отхожие из Воронежской губ.
Приблизительная близость всех этих вычислений свидетельствует об очень дешёвой оплате труда земледельческих отходников промышленников, сравнительно с большим количеством времени, которое они затрачивают на заработки. Расстояния, которые приходится преодолеть рабочим, измеряются сотнями верст и превосходят иногда тысячу Воронеж — Владикавказ по железной дороге 1264 в. Передвижения их происходят не часто при помощи улучшенных путей сообщения железных дорог, пароходов , главным образом по отсутствию у рабочих средств на проезд. Опрошенные на Курско-Харьковско-Азовской жел. Такое же исследование в Херсонской губернии 1894-95 показало, что из всего числа опрошенных 56,5 тыс. Масса времени тратится также рабочими и по причине безработицы, которая может происходить или от уменьшения спроса, или от скопления больших масс рабочих в одних местах. Эти скопления вызываются нередко ложными или преувеличенными слухами о размерах спроса на труд и о высоте урожаев в разных местностях и ведут, с другой стороны, к тому, что в иных пунктах чувствуется крупный недостаток в рабочих, влекущий за собой даже оставление нив несжатыми такие случаи наблюдались, напр. Поэтому и плата летним рабочим часто колеблется весьма значительно напр.
Все это в сильной степени сокращает выгодность земледельческих отхожих промыслов. Описания их переполнены рассказами о том, что многие рабочие возвращаются нередко без всякого заработка, потратив непроизводительно рабочее время и деньги, взятые из дома и часто занятые за крупные проценты. Нищенство среди отходников довольно часто. Гонимые нуждой на дальние заработки, они принуждены бывают иногда харчиться на обратном пути «Христовым именем». Такие явления, по свидетельствам исследователей, далеко не чужды и городским, и иным видам отхожих промыслов. Условия труда Отход развивает и болезненность населения. Условия питания, жилища, одежды отхожих во время пути крайне неблагоприятны. Отсутствие или скудость помещений для рабочих, недостаточное питание и усиленные размеры рабочего дня в Херсонской губернии — 12,5-15 ч.
Поэтому некоторые эпидемические болезни особенно — органов пищеварения , малярия, заразные формы сифилиса, болезни органов обоняния, дыхания, зрения особенно при молотьбе и туберкулёз, дают среди пришлых рабочих повышенный процент заболеваний, сравнительно с местными. Известна только одна попытка несколько облегчить эту суровую обстановку земледельческого отхода. Херсонское губернское земство учреждает с 1893 года каждое лето в разных местностях губернии «лечебно-продовольственные пункты» в 1895 году — 17 в специальных помещениях или наёмных квартирах; руководителями дела являются участковые и санитарные врачи, в помощь которым приглашаются студенты-медики старших курсов и фельдшерицы.
Остальные ответы Ирина Лаврухина Мастер 1195 14 лет назад Отходничество, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного оброка. Играло значит, роль в период становления капитализма.