Этот документ наделял купцов первой и второй гильдий дополнительными личными правами. Местные купцы в Кузнецке начали появляться тоже с XVIII века. Купец это определение. Кто такие купцы. Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец». Кодекс, составленный Зегимелем, также содержал записи о том, какими качествами должен обладать успешный купец, и рекомендации, как правильно вести дела.
Купеческие семьи: как это было в Российской империи?
В XV — XVII веках купцом называли любого человека, совершавшего торговую сделку. Не всегда купец торговал и жил в городе, как и не всегда торговец являлся купцом. Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Из потомков ВСЕХ купцов Мариинска она – единственная, кто так и живет на родине предков. купец — купец I м. 1. Тот, кто принадлежал к купечеству купечество I (в Российском государстве до 1917 г.). 2. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее частную торговлю от своего имени; торговец.
Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни
Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. В XV — XVII веках купцом называли любого человека, совершавшего торговую сделку. Потомственный купец, он был одним из богатейших и влиятельнейших людей в России.
Купец на Руси
Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец». Купец, обманувший гильдию, с позором исключался из нее – это было равносильно банкротству. До 1775 года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально. устар. то же, что покупатель В сем случае разсматривать, ежели купец, ведая, купил или кто ему по худобу сказывал, також ежели кто купит что тайно, то вина равная купца, как и продавца. Кто такой купец?
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело
В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и т. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Русте, свидетельствующий, что «вооружены они были прекрасно: на боку - стальной меч, в руках - копье. Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей. Упоминает он и золотые обручи гривны , шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые завязываются деньги.
Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Грабили в чужих и русских землях, захватывали рабов и меха, грабили и по пути на юг. Это было одной из отличительных черт деловой жизни эпохи раннего средневековья, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом». Лишь в Х в.
Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров. Из какой же среды происходили первые русские купцы? Это были, в первую очередь, воины-дружинники представители «младшей дружины», отроки, которые не вошли в формирующийся класс феодалов , ремесленники, княжеские и боярские слуги, то есть те люди, которые были связаны с феодальной знатью и которые отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью. В далекие путешествия купцы всегда отправлялись целыми отрядами.
Военный лагерь-стоянка купцов назывался «товаром». Слово «товарищ» в то время означало «принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду». Такой вооруженный отряд, отправляясь в далекий путь, приносил жертвы богу грозы и оружия - Перуну. И на всем дальнейшем пути купцы не забывали своих воинственных богов, клялись их именами при заключении договоров, жертвовали им животных, возили с собой их изображения.
Их возникновение диктовалось общими коммерческими интересами купечества, трудностями дальней торговли, усиленным вниманием феодальной знати к торговому капиталу. По данным источников и литературы, одними из первых на Руси создали свою корпоративную организацию в 1134-1135 гг. Корпорация имела церковь Иоанна Предтечи на Опоках и называлась «Иванское сто». Во главе Иванского купечества стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий.
Старостат ведал всеми торговыми и гостиными делами и торговым судом; посадник и бояре не имели права вступать в дела гильдии. Стать полноправным членом Иванского купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, то есть в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра 10 кг , а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского сукна», привезенного из Фландрии. Вступивший в корпорацию становился полноправным, пошлым, как тогда говорили от слова «пошло» , то есть потомственным купцом пошлое купечество передавалось от отца к сыну. Иванская община имела свою пристань на берегу Волхова, за право причаливать к которой взималась пошлина.
Иванский купеческий староста был видным лицом в Новгороде. Реальные масштабы деятельности «Иванского сто» были достаточно широки. Есть предположения, что корпорация осуществляла руководящие функции в отношении всего новгородского купечества, вершила торговое судопроизводство, обеспечивала сбор пошлин. От имени всего новгородского купечества старосты «Иванского сто» участвовали в переговорах с иностранными купцами.
Помимо Иванского, в Новгороде существовали и другие купеческие организации: Заморские купцы, Югоршина, Низовские купцы. Каждая группа купечества имела храм, который, как правило, закладывался правителем организации. Подобные организации купечества были и в других русских городах - Киеве, Полоцке, но источники и литература не позволяют в должной мере проиллюстрировать их деятельность. По этим же причинам трудно провести сравнительный анализ между купеческими гильдиями Запада и купеческими объединениями Киевской Руси.
Но сам факт их создания и деятельности говорит о том, что в стране появился слой профессиональных деловых людей, в которых пробуждалось корпоративное сознание, которые стремились к консолидации и объединению, чтобы совместно преодолевать трудности, отстаивать и защищать свои интересы. О том, что купечество утвердилось в древнерусском обществе, выделилось в одно из его сословий и получило признание со стороны государства, свидетельствует «Русская Правда» - первый в истории нашего государства кодекс законов XI-XII вв. В нём «цена жизни» купца определялась где-то посередине между «ценой жизни» бояр, с одной стороны, и смердов - с другой. Так, за убийство княжеского тиуна полагалась «вира» штраф в 80 гривен, за убийство «людина», простого свободного человека к этой категории принадлежала, судя по всему, основная часть купцов - штраф в 40 гривен, за убийство смерда и холопа - 5 гривен.
Власть поддерживала купечество, была заинтересована в его росте. Во-первых, часть получаемой Великим князем с населения дани в виде продуктов и изделий продавалась гостями. Во-вторых, через купцов устанавливались и поддерживались международные контакты и, в-третьих, пополнялась казна. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах в 1125 г.
Владимир Мономах завещал своим детям особенно почитать гостя «откуда бы он не пришел: простой ли, именитый ли, или посол». Но, с другой стороны, государство контролировало и регламентировало торгово-предпринимательскую деятельность купцов, облагало их тяжелыми таможенными налогами. Это прежде всего мыт - старейшая торговая пошлина. Кроме мыта, торговые люди должны были платить налоги с мер и весов.
Сборы в денежной форме считались натуральным налогом.
Таким образом, крестьянское сословие начинает дифференцироваться. Накопившие капитал крестьяне вкладывали средства в промышленность и торговлю.
Некоторые крестьяне переезжали в город, открывали лавки и начинали теснить купечество. На протяжении всего XIX века купцы играли важнейшую роль в хозяйственной жизни российского общества. Сословные границы в то время были довольно подвижны.
Принадлежность к купеческому сословию не передавалась по наследству. Если предприниматель не мог его заплатить, то ему приходилось выходить из купеческого сословия и приписываться к мещанам. Элиту московского купечества в конце XVIII-начале XIX формировалась в основном из самых предприимчивых крестьян-кустарей, которые успешно занимались хлопчатобумажным производством.
Из среды крестьян вышли основатели широко известных в стране купеческих династий: Абрикосовых, Алексеевых, Губониных, Гучковых, Крестовниковых, Коноваловых, Найденовых, Солдатенковых, Хлудовых и других.
Созидание и разрушение: кто кого сборет Предприятие Товарищества мануфактур Н. Коншина в Серпухове. Фото: wikimedia. Видели, как под воздействием агитаторов меняется отношение рабочих к своему труду.
Осознавали, что любое замечание по поводу низкого качества работы, хулиганского поступка или нерадивости теперь воспринимается как нарушение прав угнетенного пролетариата. И, разумеется, с этим боролись. Но боролись не очередными строгостями, а, наоборот, старались сделать так, «чтобы рабочий люд видел заботу о нем, что многое делается помимо забастовок и предъявляемых ими требований». Одних только упоминавшихся выше домов для семейных было построено две сотни штук. Бесплатные больница, роддом, ясли, двухклассное училище и ремесленная школа.
Чайная и так называемые «харчевые лавки», где можно было за копейки, в том числе и в долг, купить качественные продукты. Впоследствии советская пропаганда будет приводить такие лавки как пример крайнего угнетения трудящихся, дескать, проклятые капиталисты заставляют покупать еду в собственных магазинах и через это еще больше богатеют. Старались меньше штрафовать за брак, наоборот, выдавать премии за работу без брака. На Рождество и к Пасхе — обязательно подарки. Сформировали специальный капитал «для улучшения быта рабочих и служащих», на эти цели было ассигновано более 400000 рублей.
Еще один капитал — для отправки работников фабрик в российские и заграничные санатории. Своя, фабричная футбольная команда и, разумеется, футбольное поле , теннисный корт, парк, театр, оркестр, шахматный кружок, и не один, библиотеки. Когда же началась мировая война, и рабочие один за другим уходили на фронт, их семьи оставались в тех квартирах и домах, которые когда-то были предоставлены рабочим. И они, конечно, продолжали пользоваться всей инфраструктурой, что и раньше, получали помощь от хозяев фабрики. Печальная судьба «солдаток», оказавшихся без средств к существованию, не затронула ни этих женщин, ни их детей, ни пожилых членов семьи.
Жизнь в рабочем городке шла тем же чередом. То есть Коншины всячески пытались противопоставить разрушительным методам созидательные. Коншины тратили на содержание рабочих 46 процентов прибыли. Остальное — на модернизацию и расширение производства. А доходы были колоссальными.
К тому же Коншины старались минимизировать расходы, существуя большей частью «на своем» — собственные хлопковые плантации в Туркмении, собственный склад в Тегеране, доля в нефтяных и угледобывающих компаниях — даже энергия, необходимая для производства, была своя. И железная дорога, связывающая Серпухов с Москвой, тоже была коншинская, частная. За нее не надо было платить, наоборот, она приносила прибыль. Оперные таланты калужских крестьян Н. Коншин с женой.
Фото: wikipedia. Из тех, кого в дореволюционной России называли оригиналами. Трижды был женат, имел девять детей, из которых троих назвал Николаями. Такое немыслимое количество Николаев Николаевичей создавало, естественно, жуткую путаницу. Но такова его воля, а ей не перечь.
Третьего дня, - доложил он, - карфагеняне нагло напали в море на корабли купца Амбона, идущие с Оловянных островов. В тысяча четыреста восемьдесят пятом, после того как португальский король отверг его проект, Колумб перебрался в Кастилию, где при поддержке главным образом андалусских купцов и банкиров добился организации под своим руководством правительственной океанской экспедиции. Давно, давно, в незапамятные времена жил в Андижане богатый и славный купец Макам-бей-мирза-Сарафеджин.
Она выследила девку, та жила в Махакаме с семью гномами зараз, которых убедила, что гораздо выгоднее обирать купцов на дорогах, чем зарабатывать антракоз в шахтах. В горах и горных долинах селятся разве что пастухи со своими многочисленными стадами, еще там прячутся воры, разбойники, а купцы протаптывают тайные тропы из враждебных стран Артании и Славии. Вне себя от негодования Асархаддон подошел к столику, за которым пили финикийские купцы , и отозвал в сторону одного из них.
Вдруг появляется как-будто купец с неслыханным асортиментом в коробушке. Играл оркестр, парад продолжался, и все мы - молодые и старые, португальцы, африканцы и ни то ни се, купцы , бездельники и нищие дети - стояли и смотрели, зачарованные военными мундирами, саблями и торжественностью всего действа, музыкой и маршем, громкими командами и сложным парадным церемониалом. Синяка повел одиннадцать человек в сторону серого пятиугольника Элизабетинских пакгаузов, где в былые времена купцы , входившие в Ахен через южные ворота, хранили свой товар.
Купец - человек торговец , занятый в сфере торговли, купли-продажи. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах , где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие см.
В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком.
Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы.
Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры.
Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили : шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров. Браки[править править вики-текст] Жёны купцов были, как правило, моложе мужей.
Были широко распространены межсословные браки. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. Семья[править править вики-текст] Купеческие семьи - патриархального типа, с большим количеством детей.
Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А.
Второва с сыновьями». После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями.
Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод. Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность.
С 15 - 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее. Многие купеческие семьи имели «воспитанников» - приёмных детей. Герои поэмы А.
Некрасова, решая вопрос, «кому на Руси жить хорошо», в числе прочих «кандидатов» поминают «купчину толстопузого». Действительно, этот персонаж известен давно — ещё у древних цивилизаций, причём традиционно представляемый «толстопузым», жадным и хитрым… что греха таить, такой стереотип во все времена «приклеивался» к тем, кто имел отношение к торговле — даже в советские времена , когда торговля была целиком и полностью государственной… Каким же на самом деле было купечество и как оно возникло? Купец — это, по сути дела, старинное название предпринимателя, человека, производящего торговые сделки от своего имени.
Такой человек покупал товар не для того, чтобы пользоваться им, а для того, чтобы продать кому-то другому — то есть выступал посредником между производителем и покупателем. Это особенно важно, например, когда товар производят за тридевять земель от места проживания потенциальных покупателей, впрочем, даже без учёта расстояний, производителю удобнее, когда не нужно заботиться самому о поиске покупателей. Разумеется, посредничество связано с определёнными расходами как гласит русская пословица, «за морем телушка — полушка, да рубль — перевоз» , да и самому посреднику надо жить на какие-то доходы — поэтому продаёт он товар дороже, чем закупает у производителя.
Эта профессия родилась вместе с торговлей в период распада родового строя, когда «сдавало позиции» натуральное хозяйство и уже в цивилизациях Древнего мира играло немалую роль, причём не только экономическую: торговые контакты помогали народам знакомиться друг с другом, купеческие караваны привозили из дальних стран не только товары, но и сказки, песни, легенды… Наиболее известны были в Древнем мире , пожалуй, финикийские купцы. В средневековом обществе купцы объединяются в торговые гильдии подобно тому, как объединяются в цеха ремесленники. И хотя такие гильдии защищают интересы купцов, всё-таки риск, связанный с торговыми операциями, у каждого свой — и успех или наоборот, провал тоже.
Поэтому купец в Средние века — это особый человек , отличающийся от прочих людей той эпохи прежде всего «курсом на индивидуализированность», меньшую связь с общиной, чем у крестьянина или даже у ремесленника. Деятельность купца требовала умения читать, писать, считать — в то время как рыцари и даже герцоги зачастую были неграмотными… В определённом смысле средневековых купцов можно считать провозвестниками грядущих эпох — Возрождения и Нового времени, когда именно из купечества формируется класс владельцев мануфактур, в перспективе — капиталистов.
Купечество
Не по купцу товар. Каков купец т. То не купец, у кого деньги дома, не налицо. Купчиха жен. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Купечество, купецтво ср. Купечественный, торговый, комерческие Купечествовать, зап.
Куповать церк. Мы купуем или купляем чай в Харькове, покупаем. Я купую, купляю, покупаю. Я сроду этого товару не купывал. Что купил сегодня? Что завтра купишь?
Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях.
Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь.
Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь.
Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить.
Попа купишь, а Бога не купишь.
Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Это была одна из самых тяжелых работ. Каждому из нас приходилось внести кверху от 10 до 20 ящиков. Вечером мы разносили на дом покупателям купленные ими чемоданы, саквояжи и обувь. Одним словом, в лавке мальчики не имели ни минуты отдыха… Тогда еще не было мировых судей. Поэтому в купеческой среде царствовал полнейший произвол и деспотизм; при этом главными козлами отпущения были мальчики. Их наказывали и били все, кому было не лень… Так продолжалось до введения института мировых судей.
Для купцов нововведение было не по нраву… У Заборова было 10 приказчиков и 13 мальчиков, последние делились на старших и младших… Я всегда отличался большой смекалкой… Я энергично взялся за дело и вскоре научился детишкам примеривать башмаки, а затем назначать за них цену. Причем, боясь продешевить, я немилосердно запрашивал… Покупательницы говорили мне, что я ничего не понимаю и поэтому назначаю сумасшедшую цену, а некоторые обижались и уходили. Я с башмаками следовал за посетительницами вниз, спускаясь по лестнице, дипломатично расхваливал выбранные ими башмаки и понемногу снижала цену. Став приказчиками, бывшие затюканные хозяевами мальчики могли вымещать злость на младших, а еще в отсутствии покупателей устраивать от скуки розыгрыши, часто злые. Подпоить человека и заставить делать глупости, привесить бумажку на спину с оскорбительным текстом и т. В этом плане картина художника Прянишникова написана со знанием дела. Бальмонт, выросшая в купеческой семье, описывает купеческий быт с большей симпатией. Крестьянских детей отдавали сызмальства в обувную мастерскую.
Но так как земля не кормила крестьянина, ничего другого там нельзя было делать. Поэтому все, что было в таких деревнях живого, предприимчивого, добивавшегося благосостояния, уходило в город, в столицу, где каждый находил себе дело по вкусу и по способностям. Большинство занималось в городах торговлей. Разбогатев, купцы выписывали своих жен и детей, остававшихся в деревне до поры до времени. Моих двух дедушек привезли совсем маленькими в начале девятнадцатого столетия, в 1808 году, в Москву, где их отцы уже успешно вели торговлю. Это дело продолжалось больше ста лет, до 1918 года, до революции. Когда Королевы переселились в Москву, они долго жили одним патриархальным многочисленным семейством, во главе которого стоял сначала отец, а потом старший брат Михаил Леонтьевич — наш дедушка. С течением времени Королевы купили обширную усадьбу на Зацепе в Лужницкой улице…, жили они одним общим хозяйством, и строй жизни был строгий: отец являлся вершителем судьбы не только своих детей, но и внучат.
Крестьяне, они и в городском купеческом звании сохранили сельский родовой быт. Но этот быт отходил в прошлое… Это тот момент его, который увековечил в своем творчестве Островский. В его пьесах из замоскворецкого быта мы видим уже полное вырождение этого быта, одни его формы, лишенные живого содержания. Тут патриархальная власть старшего заменяется деспотизмом, грубым произволом сильного над слабым. Но Островский как художник брал образцы яркие, типы людей выдающихся, характерных для этого отживающего строя. Внизу длинное сараеобразное помещение, где в ящиках и связках лежали груды всякой обуви: мужские грубые сапоги, женские полусапожки с резинками по бокам… Во втором этаже, куда поднимались по широкой чугунной лестнице, было такое же, только немного более светлое, помещение с прилавками и полками, на которых лежала обувь более тонких сортов в картонных коробках. Оттуда дверь в контору, где за конторками на высоких табуретах сидели бухгалтер и конторщики и не отрываясь строчили что-то в огромных гроссбухах. За конторкой находился закуток дедушки, где он принимал посетителей и вел все деловые переговоры».
В обоих воспоминаниях речь шла о московских купцах, специализировавшихся на продаже одежды и обуви, живших и работавших примерно в одно и то же время, может, даже на одной улице. Кустодиев "Купец" 1920 Еще с начала 19 века купцы неофициально делились на «бородатых» «серых» и «безбородых». Первые чаще всего занимались торговлей внутри страны, часто розничной, вторые имели связи и за рубежом, часто торговали оптом и в целом считались более «продвинутыми». Очевидно, что влияло на образ мыслей не наличие или отсутствие бороды. Просто первые в основном были разбогатевшими крестьянами и сохраняли сельские привычки, а вторые — чаще всего уже потомственные купцы, имевшие возможность получить образование и расширить кругозор.
Но Островский как художник брал образцы яркие, типы людей выдающихся, характерных для этого отживающего строя. Внизу длинное сараеобразное помещение, где в ящиках и связках лежали груды всякой обуви: мужские грубые сапоги, женские полусапожки с резинками по бокам… Во втором этаже, куда поднимались по широкой чугунной лестнице, было такое же, только немного более светлое, помещение с прилавками и полками, на которых лежала обувь более тонких сортов в картонных коробках. Оттуда дверь в контору, где за конторками на высоких табуретах сидели бухгалтер и конторщики и не отрываясь строчили что-то в огромных гроссбухах. За конторкой находился закуток дедушки, где он принимал посетителей и вел все деловые переговоры». В обоих воспоминаниях речь шла о московских купцах, специализировавшихся на продаже одежды и обуви, живших и работавших примерно в одно и то же время, может, даже на одной улице. Кустодиев "Купец" 1920 Еще с начала 19 века купцы неофициально делились на «бородатых» «серых» и «безбородых». Первые чаще всего занимались торговлей внутри страны, часто розничной, вторые имели связи и за рубежом, часто торговали оптом и в целом считались более «продвинутыми». Очевидно, что влияло на образ мыслей не наличие или отсутствие бороды. Просто первые в основном были разбогатевшими крестьянами и сохраняли сельские привычки, а вторые — чаще всего уже потомственные купцы, имевшие возможность получить образование и расширить кругозор. Вистенгоф в книге «Очерки московской жизни» 1842 оставил довольно колоритное описание купцов: «Московское купечество составляет особенный класс людей в городе. Образование его в последнее время, приметным образом, продвинулось вперед; но оно еще остается совершенно неподвижным между раскольниками, которых в Москве, со включением мещан, считается около 12,000 человек. Три рода купцов в Москве: один носит бороду, другой ее бреет, а третий только подстригает. Высшая степень образования в купце подразумевается тогда, когда он бреет бороду; низшая, когда он ее носит, да еще занимается ею и гордится, оказывая явное негодование обритым; подстригающие составляют переход от последних к первым. Само собою разумеется, что часто борода бывает так умна и знает так хорошо коммерческие обороты, что проведет десять обритых подбородков. Купцы, носящие бороду, ходят обыкновенно, в так называемом, русском; но некоторые из них, решившись одеться по немецкому, все еще ни как не могут расстаться с бородою. Эти люди представляют разительную бесхарактерность в своей одежде, на пример: они при густой, окладистой бороде, носят на курчавой голове, маленькую с козырьком фуражку, короткий, двубортный сюртук и длинные сапоги сверх исподнего платья. На это одеяние, в непогоду, надевается с большим воротником синяя шинель, иногда маленькая альмавива или самый коротенький плащ. Теперь, большая часть купцов разрешает своим детям уничтожение бороды. Между купеческими детьми есть и такие, которые уничтожив ее, или не дав разрастись на себе Русской купеческой бороде, имеют уже поползновение к отражению коротенькой бороды иностранной, называя ее алажен-франсе. Замечательно, что купцы имеющие Русские бороды, смеются, более других, над иностранными бородками; иные даже их ненавидят и сильно преследуют на детях. Я был свидетелем, как однажды купец, давая наставление сыну, говорил: "ты у меня не шали и не блажи, я тебе дам мотать; ты у меня или носи бороду, или обрей ее совсем, а эту стрикулисную бородку я у тебя выщиплю да прокляну, а денег не дам тебе ни гроша, хоть репку пой"». К концу 19 века борода лопатой у купцов была уже редкостью. Еще одно клише — брюки, непременно заправленные в сапоги, явный отголосок крестьянско-мещанской моды, хотя к концу века многие купцы по своей одежде не отличались от дворян. Стереотипная купчиха — полная женщина, злоупотребляющая косметикой, щеголиха часто не имеющая вкуса с точки зрения дворянских снобов , любительница украшений, непременно с черными зубами из-за постоянного распития чаев со сладостями. Из очерка Вистенгофа: ««Жены их не щадят белил и румян, чтобы приправить личико, — свидетельствовал бытописец еще в 1840-х годах. В воспоминаниях Е. Бальмонт купчихи немного симпатичнее. Чаепитие утром, днем и вечером, долгие сидения за кипящим самоваром, обильные жирные обеды и ужины, отдыхи днем, карты, приживалки, большой штат прислуги повара, кухарки, экономки, няньки, горничные, лакеи, буфетные мужики, кучера, конюхи, дворники. И выезды. Мужчины уезжали не торопясь в свои лавки, «амбары», фабрики, возвращаясь домой к обеду или раньше, чтобы успеть выспаться до обеда. Женская половина жила в свое удовольствие. Пили, ели без конца, выезжали на своих лошадях в церковь, в гости, в лавки за покупками шляп, уборов, башмаков, но отнюдь не провизии. Это поручалось поварам или кухаркам. Когда готовились к большим праздникам, сам хозяин дома ездил в Охотный ряд присмотреть окорок ветчины, гуся, поросенка. Хозяйки этим не занимались. Они наряжались, принимали у себя гостей, большей частью родственниц, играли в карты, сплетничали.
Скажем, купцы первой гильдии могли вести торговлю как в пределах, так и за пределами империи, как оптом, так и более мелкими партиями, и для этой цели они могли иметь морские суда. Купцам второй гильдии разрешалась торговля внутри империи, поэтому они могли иметь только речные суда. Сфера деятельности купцов третьей гильдии ограничивалась мелочным торгом, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов, но, в отличие от купцов первой и второй гильдий, они не освобождались от телесных наказаний. По статусу он был выше купца первой гильдии, так как его капитал должен был составлять не менее 100 тысяч рублей. Именитые граждане получили право иметь загородные дачи, сады и фабрики, ездили на каретах, а сзади еще и лакеи стояли. Это казалось очень привлекательным, потому что купцы в основном были выходцами из других социальных слоев и получение нового статуса было для них очень важным событием. Помимо гильдейского купечества, льготы получают и дворяне, но их льготы касаются прежде всего промышленного производства. Если говорить про итоги, то оборот внутренней торговли заметно увеличились. Как раз в черноморских портах развивается хлебная торговля, которая становится основной. Следующий период российской истории связан с проведением либеральных реформ при Александре I. Мы можем говорить о том, что император пытался в какой-то мере продолжать политику экономического либерализма, особенно в первый период своего царствования — до Отечественной войны 1812 года. Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота, после свержения и убийства Павла I. Александр I, придя к власти, заявил, что все будет как при бабушке, и как раз он снял все ограничения на ввоз и вывоз товаров, отменил эмбарго, которые были наложены Павлом I на английские суда и товары, и ограничения на въезд в Россию и выезд из нее. Англия поставляла дворянам ткани, мебель, посуду. Говоря словами Пушкина: Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный.
Сословия. Купцы
Новости генеалогии. — Кроме статей о предприятиях в энциклопедии имеютсяданные о купцах и купеческих династиях, директорах предприятий, изобретателях, конструкторах, инженерах. Иноземных купцов называли «гостями», впрочем, таким термином обозначали и русских купцов, которые торговали с другими государствами.
Кто такой купец - 81 фото
Кто такой купец Сейгель, и что мы о нём знаем. Случайно узнала, что объявился один из праправнуков ачинского купца Афроима Зороховича Сейгеля. Купец, обманувший гильдию, с позором исключался из нее – это было равносильно банкротству. Купец сразу понял, что сможет хорошо поживиться добром этой доверчивой женщины.