Новости охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора

рев двор имел большую роль в управлении страной иком доходов государевых наместников было содержание местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора. рев двор имел большую роль в управлении страной иком доходов государевых наместников было содержание местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Полный ответ. Охарактеризуйте роль в управлении страной Государева двора схема.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора

Получи верный ответ на вопрос Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. 3. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора? помогите пожалуйста.

Охарактеризуйте роль в управлении государством государева двора

В эпоху становления Русского государства в 15 — середине 16 в. Не позднее рубежа 15—16 вв. Они численно преобладали в различных стратах Государева двора. Структура Структура Государева двора в конце 15 — середине 16 в.

Остальные члены Государева двора стольники , стряпчие , постельничие фиксировались по статусно-чиновным группам лишь во время периодического пребывания при дворе и несения различных придворных служб в резиденциях монарха или же в государевых поездках и походах. Одновременно нарастало размежевание всех его членов с провинциальными детьми боярскими, увеличивалось количество статусно-чиновных групп в составе Государева двора и сокращалась роль его административно-территориального структурирования. В середине 16 в.

Характер службы и образ жизни членов Государева двора Оформление Государева двора московских монархов около 1,1—1,2 тыс. Существенно изменился образ жизни членов Государева двора. Государев двор во 2-й половине 16 в.

Введение опричнины в январе 1565 г. В целом увеличилась совокупная численность всех дворовых, в 1560—1570-х гг.

Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории История. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Последние ответы Zannaabenova 27 апр. Володимир Великий уподобання? Оля23042003 27 апр. Irina9594 27 апр. Объяснение : незнаю...

Женя2222222222 27 апр.

Кроме того, государев двор имел значительное культурное значение. Он являлся центром культурной жизни, где собирались ученые, художники, поэты и другие представители интеллигенции. Члены двора поддерживали развитие науки, литературы и искусства, способствовали расцвету образования и культуры в стране. Таким образом, государев двор играл важную роль в управлении страной, обеспечивая близкий контакт между государем и его приближенными, участвуя в управлении государственным аппаратом и оказывая влияние на культурную жизнь государства. Оцените статью.

Двор являлся местом, где принимались важные решения, велись переговоры с иностранными послами, заключались союзы и договоры.

Административная роль: Государев двор выполнял функции административного центра. Здесь формировался и управлялся административный аппарат, включающий различные службы и приказы. На дворе работали придворные чиновники, которые помогали великому князю или царю в управлении государством, контролировали исполнение указов и решений, собирали и анализировали информацию о событиях в стране и за ее пределами. Церемониальная роль: Государев двор также выполнял церемониальные функции.

ГДЗ к учебнику история России 7 класс 1 часть, Данилов

Но и в заточении он остался верен себе. Подговорив сторожа «пристава» , Басенок с ним вместе бежал, а в пути к нему пристало много людей «от двора великого князя» — настолько он сумел завоевать уважение, а может быть, и более сильные чувства в великокняжеском окружении. Возможно, он сумел зажечь этих людей своим энтузиазмом «многих людей подговорил с собой». Басенок полагал, что ему удастся взять с ходу «изгоном» Коломну — старинную цитадель московских князей. Вероятно, как и в 1436 г. Как бы то ни было, но Коломну взять Басенку не удалось. С досады он пограбил и пожег посады с окрестностями и затем направился со своими сторонниками в Литву. Тогда возможно было совершить, казалось бы, невероятное — «выкрасть» из ордынского полона великого князя или с отрядом в 90-100 человек захватить столицу великого княжества.

В один и тот же год боярин мог выступить против могущественного великого князя Московского и сделаться его надежным союзником, когда он оказывался беспомощным слепцом.

Первые два распоряжались напитками и продовольствием. Государев двор представлял собой важную хозяйственную единицу, при нём работало множество мастеров, например, золотошвеи, казначеи и оружейники. Однако, функции и значения государева двора были гораздо шире, чем просто хозяйственные, он был опорой государя, правящей верхушкой. Сюда входили представители всех знатных боярских родов и именно из их числа выбирались наместники, воеводы, послы и другие важные чины.

Все эти ведомства были разграничены между собою и обособлены от других учреждений. Рассеянные по городам и волостям княжества слободы, села и деревни, приписанные к этим путям, были или совершенно обособлены от общего областного управления наместников и волостей, или находились в очень слабой административной зависимости от него. Боярин, заведовавший хозяйственным управлением тех или других дворцовых угодий, был начальником для всех лиц, населявших земли, отданные в его управление. Хозяйство, администрация и суд соединялись в руках одного лица. Древнее управление, в полную противоположность позднейшему, сосредотачивало в одном ведомстве все дела, касавшиеся подданного населения.

К ряду управителей этих путей, конюшего, сокольничего, ловчего, стольника, должен был принадлежать по значению и казначей, ведавший княжескою казною: деньгами, всем ценным имуществом, золотыми сосудами, цепями, крестами, драгоценными камнями, мехами и т. Казначеи не только хранили княжескую казну, но и заведовали некоторыми государевыми доходами, главным образом, таможенными. Но они отнюдь не сосредотачивали в своих руках управление всеми доходами князей; особая казна была у дворецкого и у стольника, и у других чинов, заведовавших теми или другими доходными статьями дворцового хозяйства. Боярину — казначею были подчинены мелкие чиновники — казначеи и тиуны; они заведовали княжеским имуществом, хранившимся в провинциальных городах. Для предупреждения злоупотреблений эти должности поручались обыкновенно людям несвободным, находившимся в полной зависимости от князя. Эти казначеи-холопы, как и тиуны, и другие мелкие чиновники, тоже несвободные, обыкновенно отпускались на волю по завещаниям князей. Выше всех этих дворцовых должностей стояла в удельное время должность тысяцкого. Указанные чины этого времени сохранились, хотя и с изменившимся значением, до царского периода, должность же тысяцкого была уничтожена в конце четырнадцатого столетия. Тысяцкий так же, как в предшествовавшее, киевское время, был предводителем земских полков, городского и сельского ополчения. Вследствие своих связей с областным населением, тысяцкий был могущественным и влиятельным лицом.

Должность эта нередко переходила по наследству от отца к сыну и, сохраняясь в одном роду, весьма усиливала значение этого рода. Итак, «пути» были дворцовыми ведомствами, между которыми было разделено управление принадлежавшими княжескому дворцу хозяйственными угодьями. Но эти ведомства касались и не дворцовых земель. Пути можно было назвать промысловыми угодьями, если бы право эксплуатации путных угодий в княжестве принадлежало исключительно княжескому дворцу. Но акты удельного и московского времени не указывают на такую исключительность: промысловые угодья являются простой принадлежностью земельной собственности, и князь удельный или великий, передавая свою землю в руки частного собственника, вместе с ней передавал и право пользования находившимися на ней промысловыми угодьями. Назначение бояр на должности путных руководителей в системе управления дворцовым хозяйством — это была подготовительная ступень к созданию более широкой структуры управления — Государева Двора. Если в начале путные бояре работали параллельно с представителями Государева двора, а должности их были такими же по названию, то впоследствии Боярская Дума и Государев Двор вышли на первый план. Путные бояре выполнили свою историческую миссию и открыли в системе управления княжеством государством новую страницу в виде Государева Двора. Термин «двор» в домонгольский период русской истории употреблялся в разных значениях. Во второй половине XII в.

Князя окружали придворные двух типов — «вольные слуги» и «слуги под дворским». Дворскому — управляющему — подчинялись как свободные, так и зависимые люди. Все они специализировались в разных областях деятельности, как были военными людьми, так и служили в княжеском хозяйстве например, ремесленники, управляющие, охотники, отроки, детские, мечники. Младших дружинников теперь называли обобщенным термином «дворяне», т. В период феодальной раздробленности на территории большинства княжеств в конце XV в. Княжеские дворы представляли собой не такую сложную структуру управления как в Новгородской республике, но это были праобразы, начала Государева двора. История сохранила до наших дней описание других Дворов как территориальных структур управления. Прежде всего, особым статусом пользовался Двор наследников великокняжеского престола. Известно, например, о существовании Двора у князя Ивана Молодого. Позднее, в 1500 г.

Очевидно, именно с этого времени вел свое начало особый Новгородский двор. В пользу предположения о существовании особого Новгородского двора говорит упоминание в новгородских писцовых книгах некоторых должностей, типичных для Государева двора. Кроме дворецких, назначаемых из Москвы, в Новгороде были известны также конюшие, ясельничие и ловчие. Новгородские конюшие, ясельничие и ловчие первоначально, скорее всего, служили при новгородском дворе. Не случайно, Дворовая тетрадь описывала только дворовых служилых людей «Московских земель». Вполне вероятно, что в Новгородской земле вплоть до середины XVI в. Особые дети боярские позднее находились также на службе у царицы Анастасии Романовой. В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. Были особые Дворы Тверской земли до сер. Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца.

Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в. В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны. Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди. Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя. Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией », в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения».

В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы. Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления. Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц.

Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей. Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя. Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора. Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства. Разряд новгородского похода «миром» 1495 г.

Она была центром политической и административной власти великого князя или царя и выполняла ряд функций. Политическая роль: Государев двор служил центром власти и принятия политических решений. Здесь сосредоточивались высшие должностные лица, советники и ближайшие соратники правителя. Двор являлся местом, где принимались важные решения, велись переговоры с иностранными послами, заключались союзы и договоры. Административная роль: Государев двор выполнял функции административного центра.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора

Роль в управлении государством государева двора была велика. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. в исторических источниках оба термина (близкие по сути описываемых ими явлений) сосуществовали около полутора столетий.

Роль двора в управлении страной

Политическая роль: Государев двор играет важную роль в политической жизни страны. Он служит центром власти и принятия решений, особенно в монархических системах правления. В государевом дворе принимаются ключевые решения, касающиеся политики, внешних дел, законодательства и других важных аспектов управления страной. Социальная роль: Государев двор является центром общественной жизни и культуры. Он служит местом встречи для высшей аристократии, дипломатов, военных командиров и других важных лиц. Государев двор способствует поддержанию социальных связей и укреплению общественного порядка.

Экономическая роль: Государев двор может играть важную роль в экономике страны. Он может быть центром торговли, производства и финансовых операций.

Всё зависело от каждого самодержца. Например, при царе Алексее Михайловиче окружённые бояре могли лишь дать совет, а его сын Пётр, который уже сам подбирал себе окружения, отказавшись от услуг бояр, доверял приближённым гораздо больше функций в государственном управлении.

Ознакомившись с картой на с. Больше городов было к западу от Волги. Изучаем документ 1. О каких видах хозяйственной деятельности говорится в тексте? В тексте говорится об огородничестве — выращивании овощей на придомовом участке и использовании овощей для питания.

Какое значение для жизни россиян имели эти занятия? В любом хозяйстве — сельском или городском, обработка придомовых участков позволяла крестьянам или ремесленникам обретать некоторую независимость в обеспечении пропитания семьи. Значительная часть необходимых продуктов могла быть выращена на собственном участке, а излишки — могли быть проданы. Известному российскому историку XIX в. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами. Что означает понятие «зона рискованного земледелия»? Действительно, территория Российского государства в XVI веке была малопригодна для земледелия.

Южные плодородные земли Киева, Чернигова были частью Литовского княжества. Земли же России лежали к северо-востоку и изобиловали лесами, а не полями. Кроме того, климат северо-востока намного жестче чем в землях большей части Западной Европы. Длинные холодные зимы, короткое лето, неустойчивая погода. Все это накладывало серьезные ограничения на развитие земледелия и обуславливало использование определенных сортов злаковых культур для сева. Например, наиболее распространенной озимой культурой в России рожь, а яровой — овёс. Отсюда и появление понятия «зона рискованного земледелия». Поэтому фраза Соловьева, что для народов России природа была мачехой — отчасти справедлива. Но только отчасти, потому что природно-климатические условия, малопригодные для земледелия, давали другие преимущества — обилие зверя, рыбы, грибов, ягод.

Проанализируйте пословицы и поговорки россиян, посвящённые хозяйственной деятельности: «На Егорья мороз — будет просо и овёс», «Кукушка до Егорья — к неурожаю и падежу скота», «Май холодный — год хлебородный» и т. Какие выводы можно сделать на их основании? В этих поговорках и пословицах дается информация, собранная во время длительных наблюдений за погодой на землях России, которые входят в зону рискованного земледелия. Зачастую обилие урожая зависело от погодных условий. От них так же зависело и время начала сева, и время уборки урожая. Крестьяне никогда не могли быть уверены в том, что урожай гарантированно будет обильным. Поэтому и использовали различные методы прогнозирования погоды и замеченные зависимости, чтобы увеличить шансы получения урожая. Существует множество источников, в которых содержатся народные наблюдения за погодой и проводятся закономерности, позволяющие спрогнозировать погоду. Используя материалы параграфа, проанализируйте структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в.

Какие слои населения входили в его состав? Мелкие торговцы, ремесленники, огородники объединялись в сотни и полусотни, в основе которых лежал не цеховой принцип, а территориальный. Только крупное купечество объединялось в особые профессиональные организации — гостиную и суконную сотни. В гостиную сотню входили московские купцы. В суконную сотню входили представители провинциального купечества. Члены купеческих организаций возглавляли городское самоуправление. Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы. Очень странный вопрос.

Нельзя однозначно выделить какие-либо цитаты, которые носят спорный характер, поскольку все они имеют определенную степень допущения. Например, некоторые считают спорной цитатой фразу, что «урожаи практически на всей территории Российского государства были низкими». Объясняют это тем, что на южных территориях страны земледелие было эффективным. Однако это не так. Во-первых, в этой фразе мы не видим утверждения, что урожаи были низкими на всей территории. Никто не отрицает, что существовали благополучные для земледелия территории, например, то же самое суздальское ополье. Во-вторых, южные территории России во второй половине XV века — это сами Московские земли, он никогда не считались высокоплодородными. Также, некоторые ставят под сомнение фразу, что «все казаки считались свободными и равноправными», объясняя сомнение тем, что и у казаков были богатые и бедные. Действительно, было бы странно, если бы в сообществе не было бы какого-либо имущественного расслоения или разницы в общественном положении.

Но не богатство делает людей «свободными или равноправными». Рабов или крепостных у казаков не было — то есть они все были свободными. В казаческих сообществах формировался собственный закон и правила поведения, перед которыми были все равны — все были равноправными. Одна из немногих фраз, которая может вызывать споры и сомнения — «Значительную роль в жизни страны продолжал играть Великий Новгород». После присоединения Новгорода к России, он практически полностью утратил свою значимость. Его традиции и величие, по сути, были уничтожены. Последовавшие за этим неоднократные пожары, эпидемии, голод, опустошение значительно сократили численность населения Новгорода. Все активное население было вывезено из города в Москву. Закрыты торговые Ганзейские дворы, имущество конфисковано.

Только при Василии III отмечается относительное затишье и восстановление Новгорода в незначительных правах. Докажите взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли. Рост торговых связей между землями Российского государства и расширение внешней торговли требовало упорядочения денежных взаимоотношений. Наличие разных денежных единиц, а также изобилие фальшивых монет усложняло торговлю и выводило ее из-под контроля государства. Введение монополии на чеканку денежной монеты, введение единой денежной единицы для расчетов позволили отчасти избавиться от фальшивомонетчиков, объединить ресурсы драгоценных металлов, упорядочить денежные расчеты и облегчить торговые отношения. Запоминаем новые слова Зона рискованного земледелия — территория с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями. Озимые — зерновые культуры, засеваемые осенью, под зиму. Политика — часть жизни общества, связанная с государственными делами и властью. Реформа — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём.

В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда влечёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов, увеличение доходов. Ярмарка — торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определённое время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень. Ярмарки устраивались обычно в городах, больших сёлах, слободах и приурочивались к праздникам. Яровые — зерновые культуры, засеваемые весной. Формирование единых государств в Европе и России страницы 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России? И в России, и в странах Западной Европы процесс формирования единых государств был одним из следствий необходимости укрепления централизованной монархической власти. При этом предпосылки этого процесса были различными. Главными предпосылками формирования единых государств на территории Западной Европы стали развитие рыночных отношений при отмирании натурального хозяйства, рост городского ремесленного производства, появление новых отраслей промышленности.

В России тоже развивались торговля, денежные отношения и ремесленничество, но пока они не привели как в Европе к большой самостоятельности и значимости отдельных городов, а доля натурального хозяйства в ряде земель еще было велика. В России главными факторами формирования единого государства стали совместная борьба за национальное освобождение от ордынской зависимости, расширение владений, в том числе и поместных, и необходимость закрепления крестьян на земле. Таким образом Россия и страны Европы пришли к централизованным государствам с абсолютной монархией как формой правления, но пришли к этому разными путями. Европа — через эволюционное развитие экономики, а Россия — через борьбу с общим врагом. Что такое натуральное хозяйство? Натуральное хозяйство — самодостаточный тип натуральное хозяйство противоположно обмену и торговле хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей не на продажу. Так, в натуральном хозяйстве, все, что было необходимо семейству или роду — продукты питания и предметы первой необходимости, производились самостоятельно. Какую роль сыграли города в формировании единых государств в Западной Европе? Играли ли подобную роль русские города?

Города в Западной Европе были значимыми центрами развития ремесленничества, торговли и производства товаров. Создавая материальные ценности, города были заинтересованы в расширении рынков сбыта и обеспечении единых правил торговли, а также ее безопасность. Именно города в условиях экономического роста стали главными сторонниками создания централизованных государств. Подобную роль русские города не играли, поскольку еще не являлись в должной степени основными центрами производства материальных ценностей. Производство материальных богатств осуществлялось в основном в поместьях бояр в рамках натурального хозяйства. Объясните значение фразы: «Всё больше крестьян выкупало свои повинности у феодалов и становилось свободными». Выкуп крестьянами своей свободы обуславливался экономическими причинами. Развитие производств нового типа, создание новых отраслей требовали рабочих ресурсов. Их можно было взять только среди городского ремесленного или крестьянского населения.

Естественно, требовался механизм получения свободы. Таким механизмом стал выкуп повинностей у феодалов. Свобода и работа для собственного благосостояния в условиях единого и сильного государства были все-таки более привлекательными для крестьян, чем труд на феодала. Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства? Экономическое развитие как предпосылка создания единого государства в России не было пока еще достаточным. Как мы помним, основной предпосылкой создания единого государства являлась борьба с общим врагом. Расширение территорий государства так же требовало усиления абсолютной монаршей власти и увеличения контроля за крестьянством. Русские государи понимали, что если не обеспечить закрепление крестьян на земле, то невозможно будет удержать при себе формировавшийся помещичий класс. Именно помещики становились главной политической и военной силой, которая гарантировала устойчивость центральной власти.

При таком подходе развитие экономики, производства и товарно-денежных отношений не играло такой же значимой роли в создании единого государства, как в странах Европы. Поэтому формирование единого государства в России стало возможно при высокой степени закрепления крестьян и значимой доли натурального хозяйства. Какова была позиция церкви в становлении единого государства в России? Она была союзником или противником великого князя в деле объединения страны? Церковь была сторонником становления единого государства в России. Церковь всегда была единственным общенациональным институтом, который объединял русский народ. До XV века мы видели явные примеры того, как Церковь помогала русским князьям бороться с междоусобицами, с внешними врагами, в объединении и усилении государства. Но с созданием единого и сильного государства, Церковь становится одним из звеньев государственного аппарата. Дело в том, что, став автокефальной, Русская православная Церковь потеряла «большого начальника» в Византии и была вынуждена искать опору в том государстве, в котором она была, то есть опираться на государственный аппарат России.

В таких условиях Церковь не может существовать отдельно от государства. Получив поддержку государства, Церковь стала крупным землевладельцем, аккумулировав владения, которые получала в дар или скупала у вотчинников в качестве платы за долги. Превратившись в крупного землевладельца, Церковь активно поддерживала действующую власть в стремлении объединить русские земли. Так Церковь становится зависимой от государства. Московские князья всячески старались усиливать свое влияние на Церковь, и, помимо этого, усиливали саму Церковь, обеспечивая ее доходы, прирост церковных земель и т. Уже в те времена в Российском государстве мы наблюдаем сближение государства и Церкви. Поддерживая государство, Церковь помогала удерживать народ под властью монарха. Поддерживая Церковь, государь увеличивал ее богатство и влияние. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, существовали ли аналогичные изменения в российском военном деле этого периода.

Возросла роль артиллерии, совершенствовалось стрелковое оружие. Вместо аркебуз и мушкетов с фитильными запалами, на поле боя стали применяться ружья, карабины и пистолеты с колесцовым замком. Новшества коснулись не только огнестрельного оружия, но и самого подхода к формированию вооруженных сил и к ведению боевых действий. Так, в XVI веке в Европе на смену ополчению пришли регулярные армии. Начали возводиться укрепленные бастионы, которые были способны отражать атаку со всех сторон. Большинство европейских держав создали свой собственный военный флот. В Российском государстве в XV веке ядром русского войска оставалось великокняжеское войско, состоявшее из мелких служилых людей бояр и «детей боярских». Второй составной частью являлись «городовые полки». Они набирались из горожан.

Третьей частью была «рубленная рать», то есть рать собранная с определенного количества сох. Эта рать называлась также «посошной ратью», и ее выставляло сельское население по установленному расчету. Четвертой составной частью русского войска были казачьи войска. Пятой составной частью войска были наемные отряды — в это время на договорных началах военную службу несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», литовские князья со своими дружинниками. К XVI веку система комплектования войска претерпела изменения — сложилась поместная система. Окончательно она была закреплена в 1555 году указами Ивана Грозного. За службу давался земельный надел размером от 150 до 3 тыс. Кроме земельного надела полагалось денежное содержание в зависимости от разряда — от 4 руб. С каждых 100 четей около 50 десятин доброй земли должен был выступить в поход один воин «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход — «о дву конь».

Поместье теперь могло переходить от отца к сыну при условии сохранения службы. Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры. Такой порядок распространился и на городовых казаков, которые стали получать поместья на границах. К поместным войскам относилась и татарская знать, перешедшая на службу к московскому государю и получившая от него поместья. Поместное войско являлось основой русского войска и составляло основной род войск — конницу. Введение поместной системы позволило значительно увеличить численность войск. В случае необходимости московский государь мог мобилизовать от 80 до 100 тыс. Второй составной частью русского войска XVI в. Городовые казаки получают развитие как новый род войск при Иване IV.

Они набирались, как и стрельцы, «из вольных охочих людей». Посошная рать посошные люди собирались в определенном количестве от сохи — так называлась единица податного обложения. Силами посошных людей выполнялись военно-инженерные работы по устройству дорог и мостов, осуществлялся подвоз боеприпасов и продовольствия, перевозились артиллерийские орудия и производилась их установка. Стрельцы набирались из «вольных людей». За службу они получали жалованье нерегулярно и участки земли вблизи городов, за которые обязаны были служить пожизненно и наследственно. Жили стрельцы в особых слободах, занимались торговлей и ремеслом. Стрельцы обучались строю и стрельбе из пищали. Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском. Стрелецкое войско было ядром пехоты в войнах.

Третьей составной частью русского войска в XVI в. Правительство поощряло службу в наряде пушкарей и затинщиков, обладающих необходимыми знаниями и мастерством. Артиллерия делилась на крепостную, предназначенную для защиты городов, осадную — стенобитную и полевую со средними и легкими пушками. Четвертым элементом был «Гуляй город» подвижное полевое укрепление.

Вполне вероятно, что в Новгородской земле вплоть до середины XVI в. Особые дети боярские позднее находились также на службе у царицы Анастасии Романовой. В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. Были особые Дворы Тверской земли до сер. Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца. Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в.

В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. К середине XVI в. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны. Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди. Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя. Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения».

В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы. Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления. Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц.

Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура , унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей. Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя. Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора. Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства. Разряд новгородского похода «миром» 1495 г. Развитие великокняжеской канцелярии привело к выделению во второй половине XV в.

В действительности казначеи и печатники эпизодически упоминались в источниках более раннего времени, однако, с конца XV в. Кроме них в конце XV в. Должность конюшего впервые встречалась в разряде новгородской поездки Василия III в 1510 г. Однако вполне вероятно, что эта должность существовала в Русском государстве во время правления Ивана III в 60-е гг. Сокольничие и ловчие имели достаточно близкие функции и, вероятнее всего, их обязанности выполнялись одними и теми же лицами. Все эти должности были представлены в разрядах поездок великого князя в 1510 г. Дальнейшее развитие структуры Государева двора зафиксировано взаписях Дворовой тетради. Выделение в составе Государева двора должностей конюшего, дворецкого, казначея, печатника, оружничего, ясельничих, постельничих, ловчих и сокольничих было показателем процесса включения великокняжеского Государева Двора в систему общегосударственного управления и определенной унификации прежней путной системы. Это, однако, не означало еще полного разрыва с прежней территориальной структурой двора. Нарастание кризисных явлений внутри Государева двора стимулировало проведение в конце данного периода серии реформ Двора.

Суть пересмотра состава двора состояла в приведении его чиновничьего состава в соответствие со сложившимися служебно — местническими отношениями и «породой» служилого человека на условиях его верной службы монарху. Пятый этап — вторая половина XVII в. Постепенное слияние московских чинов в обособленную верхушку Государева двора, именуемую царедворцами, привело во второй половине XVII в. Формирование чиновничье — иерархической структуры Государева двора было обусловлено его новыми функциями. Одной из задач великокняжеской власти стало создание единого общерусского аппарата власти. Господство традиционных форм управления и общая неразвитость делопроизводства привели к увеличению значения Государева двора, как особой административной исполнительной структуры. Это ознакомительный фрагмент книги. Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес". Это определение в Европе изначально определяло круг людей, который обслуживал царскую семью в личной резиденции. Но в России в список людей входила не только прислуга.

Получить должность в Государевом дворе - это была привилегия. Так как со временем в нем сосредоточилась вся политическая система управления государством. Жизнь до Государева двора С XI века Российское государство все больше становилось обособленным, но стабильно развивалось. Положительной стороной обособленности оказалось экономическое и культурное развитие областей. Население увеличивалось, хозяйство становилось более крепким, города - богаче. Русские земли между собой объединяли лишь некоторые факторы: князья и бояре признавали власть киевского князя; в областях сохранялась единая религия и язык; контролировалось подчинение норм, описанных в принятом своде законов "Русская Правда". Причины раздробленности Владимир Мономах, царствовавший в период с 1113-1125 гг. Его сын Мстислав занял престол после смерти отца, но правил недолго, всего 7 лет. Предпосылкой раздробленности государства стало и переселение народа с тех земель, на которые периодически совершали набеги половцы. Восточные и Юго-западные города Владимир, Суздаль, Галич и Волынь приняли основной поток беженцев на себя.

Князей и бояр, владевших землями, не устраивало подчинение Киеву. Ведь для того, чтобы поддерживать порядок на своих землях, они обладали достаточной властью и были сильны. К тому же местные бояре и княжеская дружина обеспечивали каждого князя необходимой защитой и помощью, поддерживая идею не зависеть от столицы. Раздробленность Древнерусского государства Из-за княжеских междоусобиц обороноспособность государства ослабла. XIII вв. Древнерусское государство оказалось полностью раздробленным. К концу XII века самостоятельными, не зависящими от столицы, стали 15 земель. Самими крупными из них были Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжество, и Новгородская республика. В 1132 году раздробленность России достигла апогея. Централизованность государства стала условной.

Каждый князь правил на своей земле самостоятельно, учитывая приближенных к нему бояр и дружину - те силы, от которых зависела его власть. Исторически значимой личностью в тот период был князь Андрей Боголюбский. Он правил во Владимиро-Суздальских землях и вел активную внешнюю политику для присвоения себе титула царя.

Охарактеризуйте роль в управлении государством государева двора

К концу XII века самостоятельными, не зависящими от столицы, стали 15 земель. Самими крупными из них были Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжество, и Новгородская республика. В 1132 году раздробленность России достигла апогея. Централизованность государства стала условной. Каждый князь правил на своей земле самостоятельно, учитывая приближенных к нему бояр и дружину - те силы, от которых зависела его власть. Исторически значимой личностью в тот период был князь Андрей Боголюбский. Он правил во Владимиро-Суздальских землях и вел активную внешнюю политику для присвоения себе титула царя. Но в 1174 году его убили и власть перешла к его брату - Всеволоду Большое Гнездо. Именно Владимиро-Суздальское княжество стало центром, который в дальнейшем сплотил государство.

Причины возникновения Государева двора Давайте рассмотрим определение по истории, что такое Государевчфхиио двор. В него вошли представители княжеской дружины. Но в то время подчинение происходило по принципу "вассал твоего вассала - не мой вассал". Тогда появился Государев двор. Это структура, в которую со временем на основе добровольной подчиненности, вошли бояре, "вольные слуги" и слуги, которые подчинялись "дворскому-мажордому". Со временем количество добровольных вассалов росло. Это все вассалы, состоящие в структуре: дружина, бояре и их потомков, наемные работники, рабы. Их всех называли дворянами.

Это была поместная система, в которую вошли выходцы из трех классов: высший и средний составлял резиденцию короля, низший - его слуг. К высшему классу относились люди, имеющие крупные землевладения. Верхушка этого класса также имела чины в Боярской Думе. Остальные занимали разные должности при дворе: печатник, конюший, спальник, оружничий и так далее. К среднему классу относились кавалеристы, которые призывались на службу в столицу: уездные помещики дворяне и дети бояр. Общее количество людей со временем достигло 1200. Роль в управлении страной царского двора была большой. Входящие в структуру люди влияли на внешнюю и внутреннюю политику.

Дворцовые чины Чины Московского Государева двора - это дворцовые и московские должности. В список дворцовых чинов входили: 1. Конюший - после смерти короля, если у него не имелось наследников, являлся первым претендентом на престол. Ведал табунами и конницей, участвовал в военной и дипломатической деятельности. Дворецкий - прислуживал за столом, заведовал обменом между дворцовыми прислужниками, осуществлял раздачу, межевание, судил. Казначей царского двора хранил ценности и архив. Оружничий - заведовал оружничей комнатой. Постельничий заведовал государевой спальней, личной казной и драгоценностями, канцелярией, парадной одеждой.

Кроме этих должностей существовали чины ловчего, сокольничего, кравчего, ключника, истопничего. Царский двор состоял и из московских чинов. Они присваивались дворянам, деятельность которых была связана с войском. Это были стольники и стряпчие. Предпосылкой появления царского двора послужила раздробленность Русского государства. Роль в управлении страной Государева двора была большой. Приближенные к царю люди, занимавшие чины в этой структуре, могли влиять на политическую и экономическую сферы. Что такое Государев двор определение по истории , рассказала вам данная статья.

Для того чтобы показать процесс постепенной трансформации Государева двора, необходимо проанализировать изменения в положении каждой из групп входящих в его состав, в соответствии с занимаемым ими положением. Прежде всего, новое значение в делопроизводственных документах приобрел термин «боярин». Бояре конца XV в. Государст- венное управление в России сосредоточилось в высшем эшелоне - Боярской думе. В XVII в. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в высший слой служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов». Деятельность Боярской Думы «захватывала все пространство верховной власти. Действуя часто без личного присутствия государя, дума не отдавала ему отчета в своих действиях; и приговор входил основным моментом в законодательный процесс и имел силу государева указа, закона».

Можно сказать, что главные нити управления страной были сосредоточены в руках членов Боярской Думы и представителей верхних чинов Государева двора московского дворянства и дьячества. Наиболее высоким был статус членов Боярской Думы, бояр и окольничих. Боярская Дума представляла собой высший совещательный орган страны. Бояре выступали как советники великого князя, воеводы, судьи высшей инстанции, послы и наместники в крупнейших городах страны. В руках аристократической но преимуществу верхушки Государева двора и дьячества находились центральный административный аппарат государства - приказы, а также воеводская власть в крупнейших областях России. В силу местнических традиций «боярская» верхушка Государева двора занимала командные посты в дворянском ополчении. В ведении Боярской Думы находилось обсуждение вопросов общегосударственной важности: рассмотрение проектов государственных преобразований и законов, вопросы дипломатической деятельности. Бояре одновременно выступали как советники великого князя, воеводы, судьи высшей инстанции, послы и наместники в крупнейших городах страны.

Боярская Дума с конца XV в. На основании сохранившихся источников достаточно сложно определить, в чем заключались реальные различия между боярами и окольничими. Окольничие постоянно находились при особе великого князя и вершили суд. Появление окольничих было связано с новыми функциями Государева двора по управлению и судопроизводству, по выполнению дипломатических и административных поручений. Введение звания окольничих в Боярской Думе позволяло отделить представителей более знатных фамилий, претендовавших на звание бояр, от остальных советников великого князя и избежать местнических столкновений между ними. Бояре и дети боярские из отдельных уездов Русского государства, взятые в состав Г осударева двора, должны были обеспечивать связь между московским правительством и территориальными организациями служилых людей. Они были наместниками и волостелями, проводили земельные описания, создавали новые слободы и вели судебные разбирательства в уездах, расположенных поблизости от их вотчин, что значительно снижало для велико княжеской власти расходы на их содержание. Во время походов они нередко вели за собой местное ополчение.

Привлечение лучших бояр и детей боярских из дворов удельных князей было достаточно распространенным явлением, начиная со второй половины XV в. Оно способствовало преодолению обособленности каждой из отдельных территориальных организаций служилых людей. Одновременно, этот процесс отражался на внутренней структуре самого Государсва двора. Во время правления Ивана III исчезли удельные княжества его братьев и его дяди. Вероятно, многие бояре и дети боярские, занимавшие видное положение на удельной службе, впоследствии нашли себе место при дворе Ивана III. Верхушка двора - бояре, окольничие и представители столичного дворянства дворяне московские, стольники и стряпчие - по своему происхождению принадлежала в подавляющем большинстве к княжеско - боярской знати, причем такой аристократический состав сохранялся с конца 80-х гг. XVI в. XVII в.

Боярская верхушка Государева двора была отгорожена от остальных групп как бы двойным заслоном. С одной стороны, думные и московские чины составляли особую замкнутую чиновно - сословную группировку, которая пополнялась в основном за счет семейной преемственности и внутри которой действовали свои специфические механизмы служебного продвижения, исключавшие прохождение службы представителей знати в рядах уездных корпораций. С другой стороны, роль своеобразного буфера между столичным дворянством и уездными детьми боярскими играли выборные дворяне - для обычного городового сына боярского доступ в состав даже этого низшего слоя Государева двора был весьма затруднен. Наиболее высокие места в иерархии Государева двора, кроме бояр заняли конюшие. По традиции с середины XVI в. Следующее место в иерархии дворцовых чинов занимали дворецкие. В подчинении у дворецких находились собственно дворцовые земли, снабжавшие самого великого князя и его ближайшее окружение. Дворецкие распоряжались размежеванием дворцовых земель, осуществляли верховный суд над их населением и контролировали деятельность кормленщиков.

Расширение подвластной московскому князю территории и сохранение в них определенных особенностей привело к увеличению числа дворецких. Достаточно широким был также круг обязанностей казначеев. Казначеи заведовали финансовыми поступлениями, в том числе сбором налогов и таможенных пошлин, давали поручения различным послам и посланникам, хранили великокняжеские царские архивы. Помощниками казначеев выступали печатники, скреплявшие государственной печатью различные поступающие в великокняжескую канцелярию документы. Конюшие, дворецкие, казначеи и печатники были ближайшими сподвижниками великокняжеской власти. Все эти должности - конюших, дворецких, казначеев и печатников - занимали личные выдвиженцы великого князя, выходцы из нетитулованных фамилий. Высокое положение конюших, дворецких, казначеев и печатников позволяло им со временем получать думские звания бояр и окольничих. Занимая место в иерархии Государева двора непосредственно после бояр и окольничих конюшие, дворецкие, казначеи и печатники фактически уже с конца XV в.

Все они регулярно присутствовали на заседаниях Боярской Думы и, время от времени, выполняли типично «боярские» поручения. В конце XV в. Эго обстоятельство обуславливало определенную трансформацию самих этих должностей. Наряду с выполнением своих прямых обязанностей, конюшие, дворецкие, ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие использовались великокняжеской властью и для выполнения других поручений. Конюший И. Челяднин, например, в 1512 - 1514 гг. Близкое к ним положение занимали оружничие, должность, появившаяся в начале XVI в. Оружничие были хранителями великокняжеского военного арсенала.

Менее значительную роль шрали ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие. Эти должности были связаны с созданием путной системы и вплоть до конца XV в. Ясельничие заведовали содержанием лошадей, ловчие и сокольничие распоряжались организацией великокняжеской охоты , постельничие - обеспечивали обиход самой семьи великого князя. По своему положению ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие возвышались над основной массой дворовых детей боярских. Получение этих должностей нередко достигалось после долгих лет службы. Скорее исключением, чем правилом было дальнейшее продвижение по службе ясельничих, постельничих, сокольничих и ловчих. Очевидно, причиной этого была специфичность выполняемых ими функций. Формально продолжая входить в состав дворцового ведомства, ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие фактически не принимали участия в делах управления, но были обслуживающим персоналом и не могли, таким образом, претендовать на более высокие места дворецких или казначеев.

Многие из них, однако, в силу своей близости к особе великого князя имели достаточно серьезное влияние. Так, фаворитом Василия Шв первые годы его правления был сокольничий Кляпик Еропкин, позднее в центре политической борьбы оказался постельничий Я. И Мансуров. Тенденция превращения определенных дворцовых должностей в иерархические ступени Государева двора наиболее отчетливо проявилась в середине XVI в. Обе эти должности не были связаны с какой либо отраслью великокняжеского хозяйства. Кравчие должны были пробовать подносимые великому князю царю блюда и яства, в то время как стольники прислуживали за столом во время пиров и выполняли различные церемониальные функции. Реальное значение кравчих и стольников заключалось в их связи с Боярской Думой. С середины XVI в.

Стольниками, как правило, становились новички из знатных аристократических фамилий, сравнительно недавно поступающие на государеву службу. Со временем, все они также имели неплохие шансы на попадание в Боярскую Думу. Почти половина стольников являлась представителями родовитых княжеских фамилий. Остальная часть - выходцы из виднейших старомосковских боярских родов. После смерти Ивана Грозного количество худородных дворовых стольников было сведено к минимуму. Большинство стольников были родственниками бояр и окольничих. Наиболее знатные лица верстались чином стольника сразу и на первых порах несли службу вместе со своими отцами. Представители менее родовитых фамилий назначались в стольники из стряпчих.

Отдельные стольники начинали карьеру в чине жильца. Но, как правило, они жаловались затем чином стряпчего и только после этого производились в стольники. Таким образом, стольники крайне редко пополнялись представителями нижних чинов двора. Для многих чин стольника был ступенью к чину московского дворянина и к боярству, и окольничеству. Часто стольники попадали в Думу, пройдя через службу в дворянах московских. Дело в том, что при назначении в Думу не только учитывалась «порода», но и существовал определенный «возрастной ценз», а также необходимым был опыт военной и административной службы, который представители знатных фамилий могли приобрести, служа в московских дворянах. Иногда стольники непосредственно возводились в звание бояр и окольничих. Эго были либо лица, прослужившие в чине стольника длительное время около 20 лет , либо представители наиболее близких ко двору семей и царские фавориты.

Многие стольники, имевшие «стаж» службы еще в жильцах и стряпчих, завершали свою служебную карьеру в этом чине. Служба стольников носила в основном придворный характер - на дворцовых церемониях, приемах послов, в царских походах они служили в рындах, были почетной прислугой за царскими столами, являлись царскими посыльными в полки для раздачи денежного жалования и для «сказания государева жалованного слова», во время «государевых походов» составляли в царском полку свои особые отряды «стольники в головах и есаулах», «есаулы стольники». Перед крупными походами стольники производили призыв и смотры детей боярских. В основном служба стольников протекала при особе государя идовольно редко стольников назначали воеводами. В чиновной иерархии двора ниже стольников стояли стряпчие с платьем. Но в целом их служба была однородна службе стольников. Сфера деятельности стряпчих, как и стольников, была преимущественно «придворная».

Они также участвовали в формировании бюджета и финансовой политики государства. Кроме того, государев двор имел значительное культурное значение.

Он являлся центром культурной жизни, где собирались ученые, художники, поэты и другие представители интеллигенции. Члены двора поддерживали развитие науки, литературы и искусства, способствовали расцвету образования и культуры в стране. Таким образом, государев двор играл важную роль в управлении страной, обеспечивая близкий контакт между государем и его приближенными, участвуя в управлении государственным аппаратом и оказывая влияние на культурную жизнь государства.

Страна была разделена на уезды, во главе которых были поставлены московские наместники. Что такое удел? Кому выделялись уделы? Удел — часть великого княжества, находившаяся во владении и управлявшаяся членом великокняжеской семьи. Также уделом называли долю представителя княжеского рода в родовом владении. Несмотря на то, что удел был под управлением удельного князя, принадлежал он великому князю. Часто уделы образовывались в результате передачи в наследство, дарения, земельных переделов и даже насильственных захватов. В связи с созданием Российского государства образование удельных княжеств прекратилось: последнее, Угличское, было упразднено в 1591 году. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Объясните экономический и политический смысл закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты. Великокняжеская монополия на право чеканки монеты давала возможность упорядочить товарно-денежный оборот, что положительно влияло на развитие торговли. Соответственно, торговля приносила доход в государственную казну. Кроме того, в то время не было бумажных заменителей денег, а следовательно, не требовалось иметь обеспечения находившейся в обороте денежной массы — сами монеты чеканились из драгоценных металлов и представляли собой самостоятельную ценность. А значит возможности государя в реализации собственных планов, требующих финансирования, ограничивались лишь количеством добываемых драгоценных металлов. В любой момент государь мог дать распоряжение выпустить в оборот столько монет, сколько было нужно. Это давало государю определенную свободу в принятии решений. В праве чеканки монет был и политический смысл. Таким образом государь демонстрировал главенство верховной власти и выступал на международной политической арене как равный правитель. Читайте также: Страны с которыми граничит китай по суше 2. Было ли объединение Руси неизбежным?

Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.

Краткий ответ:

  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора
  • Роль в управлении страной государева двора
  • Роль в управлении страной государева двора
  • Государев двор. Государев двор Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора
  • Вопрос школьника по предмету История
  • Смотрите также

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.Кратко, если можно)

Административная роль: Государев двор выполнял функции административного центра. Здесь формировался и управлялся административный аппарат, включающий различные службы и приказы. На дворе работали придворные чиновники, которые помогали великому князю или царю в управлении государством, контролировали исполнение указов и решений, собирали и анализировали информацию о событиях в стране и за ее пределами. Церемониальная роль: Государев двор также выполнял церемониальные функции. Он был местом проведения праздников, торжеств, приемов и аудиенций.

Вопрос вызвавший трудности 1. Что было источником доходов государевых наместников? Почему такую форму получения средств называли «кормление»?

Из кого в первой трети XVI века формировалось единое войско? Объясните происхождение названий этих сословий. Ответ подготовленный экспертами Учись. Ru Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике "История". Ваш вопрос звучал следующим образом: 1.

Обычно спальниками были молодые люди знатного происхождения. Впервые упомянут в 1284 г. Первоначальными функциями окольничего были: устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приемах и переговорах с иностранными послами. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний. В актах XVI в. Стольничий и чашничий сделались исключительно придворными людьми; но в удельное время они, принадлежали к дворцовому штату, управляли особыми дворцовыми ведомствами, путями; Позднее в царский период они не имели административного значения. До XV в. Чашничий путь был ведомством дворцового пчеловодства и государевых питей; ему подчинялись села и деревни дворцовых бортников — пчеловодов, вместе с бортными дворцовыми лесами. В начале XVI в. К стольничему пути принадлежали дворцовые территории для рыбной ловли и также, дворцовые сады и огороды с садовниками и огородниками. Когда нужно было помочь частному владельцу заселить его пустые земли, на которых могли падать повинности этого ведомства или которые находились в пределах его административного округа, органы власти давали землевладельцу жалованную грамоту, по которой ни наместник того уезда, ни стольник, ни посельский с их тиунами не могли ни брать с поселенцев тех земель своих поборов, ни судить их ни в чем, кроме душегубства и разбоя с поличным. Селения каждого пути объединялись в волости, которыми управляли волостели, представители стольничего, чашничего или другого пути. Эти «путные» управители действовали посредством выборных старост путных сел и слобод. Во второй половине XVI в. Все эти ведомства были разграничены между собою и обособлены от других учреждений. Рассеянные по городам и волостям княжества слободы, села и деревни, приписанные к этим путям, были или совершенно обособлены от общего областного управления наместников и волостей, или находились в очень слабой административной зависимости от него. Боярин, заведовавший хозяйственным управлением тех или других дворцовых угодий, был начальником для всех лиц, населявших земли, отданные в его управление. Хозяйство, администрация и суд соединялись в руках одного лица. Древнее управление , в полную противоположность позднейшему, сосредотачивало в одном ведомстве все дела, касавшиеся подданного населения. К ряду управителей этих путей, конюшего, сокольничего, ловчего, стольника, должен был принадлежать по значению и казначей, ведавший княжескою казною: деньгами, всем ценным имуществом, золотыми сосудами, цепями, крестами, драгоценными камнями , мехами и т. Казначеи не только хранили княжескую казну, но и заведовали некоторыми государевыми доходами, главным образом, таможенными. Но они отнюдь не сосредотачивали в своих руках управление всеми доходами князей; особая казна была у дворецкого и у стольника, и у других чинов, заведовавших теми или другими доходными статьями дворцового хозяйства. Боярину — казначею были подчинены мелкие чиновники — казначеи и тиуны; они заведовали княжеским имуществом, хранившимся в провинциальных городах. Для предупреждения злоупотреблений эти должности поручались обыкновенно людям несвободным, находившимся в полной зависимости от князя. Эти казначеи-холопы, как и тиуны, и другие мелкие чиновники, тоже несвободные, обыкновенно отпускались на волю по завещаниям князей. Выше всех этих дворцовых должностей стояла в удельное время должность тысяцкого. Указанные чины этого времени сохранились, хотя и с изменившимся значением, до царского периода, должность же тысяцкого была уничтожена в конце четырнадцатого столетия. Тысяцкий так же, как в предшествовавшее, киевское время, был предводителем земских полков, городского и сельского ополчения. Вследствие своих связей с областным населением, тысяцкий был могущественным и влиятельным лицом. Должность эта нередко переходила по наследству от отца к сыну и, сохраняясь в одном роду, весьма усиливала значение этого рода. Итак, «пути» были дворцовыми ведомствами, между которыми было разделено управление принадлежавшими княжескому дворцу хозяйственными угодьями. Но эти ведомства касались и не дворцовых земель. Пути можно было назвать промысловыми угодьями, если бы право эксплуатации путных угодий в княжестве принадлежало исключительно княжескому дворцу. Но акты удельного и московского времени не указывают на такую исключительность: промысловые угодья являются простой принадлежностью земельной собственности , и князь удельный или великий, передавая свою землю в руки частного собственника, вместе с ней передавал и право пользования находившимися на ней промысловыми угодьями. Назначение бояр на должности путных руководителей в системе управления дворцовым хозяйством — это была подготовительная ступень к созданию более широкой структуры управления — Государева Двора. Если в начале путные бояре работали параллельно с представителями Государева двора, а должности их были такими же по названию, то впоследствии Боярская Дума и Государев Двор вышли на первый план. Путные бояре выполнили свою историческую миссию и открыли в системе управления княжеством государством новую страницу в виде Государева Двора. Термин «двор» в домонгольский период русской истории употреблялся в разных значениях. Во второй половине XII в. Князя окружали придворные двух типов — «вольные слуги» и «слуги под дворским». Дворскому — управляющему — подчинялись как свободные, так и зависимые люди. Все они специализировались в разных областях деятельности, как были военными людьми, так и служили в княжеском хозяйстве например, ремесленники, управляющие, охотники, отроки, детские, мечники. Младших дружинников теперь называли обобщенным термином «дворяне», т. В период феодальной раздробленности на территории большинства княжеств в конце XV в. В конце XV в. Княжеские дворы представляли собой не такую сложную структуру управления как в Новгородской республике, но это были праобразы, начала Государева двора. История сохранила до наших дней описание других Дворов как территориальных структур управления. Прежде всего, особым статусом пользовался Двор наследников великокняжеского престола. Известно, например, о существовании Двора у князя Ивана Молодого. Позднее, в 1500 г. Очевидно, именно с этого времени вел свое начало особый Новгородский двор. В пользу предположения о существовании особого Новгородского двора говорит упоминание в новгородских писцовых книгах некоторых должностей, типичных для Государева двора. Кроме дворецких, назначаемых из Москвы, в Новгороде были известны также конюшие, ясельничие и ловчие. Новгородские конюшие, ясельничие и ловчие первоначально, скорее всего, служили при новгородском дворе. Не случайно, Дворовая тетрадь описывала только дворовых служилых людей «Московских земель». Вполне вероятно, что в Новгородской земле вплоть до середины XVI в. Особые дети боярские позднее находились также на службе у царицы Анастасии Романовой. В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. Были особые Дворы Тверской земли до сер. Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца. Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в. В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. К середине XVI в. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны. Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди. Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя. Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения». В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы. Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления. Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой.

В границах этого слоя государева двора включавшего не только думные чины, но более широкие круги ряда его страт формировались «дворцовые» партии, а из победившей - правящие кружки «правительство». После Смутного времени заметно увеличился удельный вес административно-судебных назначений членов государева двора в центральные ведомства, особые комиссии в том числе для подготовки и проведения реформ , на должности городовых воевод. Военная служба в связи с увеличением числа полков нового строя в 1650-70-е годы утратила своё первенствующее значение для членов государева двора. В материальном плане члены государева двора из числа «боярского сословия» принадлежали к богатейшим людям своего времени князья Воротынские, Голицыны, Хованские, Черкасские; бояре Милославские, Морозовы, Стрешневы и др. В 1640-80-е годы среди членов Государева двора прежде всего, царских родственников и ближайшего окружения распространялись новые культурные тенденции в иконописи, каменном зодчестве, литературе, в домашнем быту и межличностном общении ; был создан придворный театр; развивались образование обучение царских детей и сыновей знати; появление школ и Славяно-греко-латинской академии , историческая наука и другие отрасли знаний. Через изменение моды в царском окружении в среде авторитетных и богатых членов государева двора проявлялось и «западное влияние». Резкое обострение политической борьбы в конце 1670-80-х годов, неудачные в целом попытки реформ привели к новому резкому росту численности государева двора, в 1681 в нём состояло более 7,1 тысяч человек; все его статусные чины за исключением дьяков возросли в 1,8-2,2 раза по сравнению с 1650. Численность государева двора колебалась в 1701 в Государевом дворе было около 6,5 тысяч человек , в начале 18 века стала резко падать. Государев двор прекратил существование после 1713, в ходе реформ царя Петра I. Позднее в соответствии с регламентацией чинов и служб Табелью о рангах 1722 сформировался императорский двор. Численность и личный состав государева двора фиксировались в конце 15 - начале 18 века в различных документах. Сначала это были боярские списки и книги, в 1-й половине - середине 16 века, возможно, типа «Дворовой тетради». Уцелевший обрывок самого раннего боярского списка датируется 1546 годом, от конца 16 - начала 17 века сохранились один почти целый и несколько отрывков боярских списков. С 1626 в Разрядном приказе формировались ежегодно два списка - «подлинный» указывал весь состав государева двора, включая находившихся на дальних службах или в отпуске и «наличный» члены государева двора, пребывавшие в Москве. В зависимости от конкретных целей составлялись также особые перечни членов государева двора Боярские книги, составлявшиеся в Разрядном приказе, известны с 1615 есть упоминания о более ранних , изготовлялись один раз в несколько лет и содержали перечни членов Государева двора по чинам с указанием денежных и поместных окладов; сохранилось 14 книг за 1615-1691. Перечни жильцов с конца 1610-х годов фиксировались в особых «жилецких списках». О структуре «Государева двора» в середине XVI в. Aristocrats and servitors: the boyar elite in Russia 1613-1689. Princenton, 1983; Зимин А. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове 1584-1605 годы. Закат Московского царства. Текущая страница: 6 всего у книги 28 страниц [доступный отрывок для чтения: 6 страниц] 2. Пути — дворцовые исполнительные органы управления на территории великого князя Дальнейшее развитие княжеств привело к некоторым изменениям в системе управления княжествами. Для решения многочисленных задач и управления населением и землями великого князя необходимы были доверенные лица — управленцы. Княжеские угодья назывались путями в смысле доходных, выгодных статей. Слово путь означало прок, выгоду, доход. Князь владел личными угодьями, а управление и направление деятельности составляло особый «путь». Путь в Русском государстве, в XIV — первой половине XVI века — название ведомства дворцового хозяйства, специального направления по решению хозяйственных и иных управленческих задач, которые ставились князем или по обеспечению всем необходимым княжеского двора. Усиление княжеской власти со второй половине XIV в. Должности обыкновенно жаловались «с путем». Отсюда, все бояре — кормленщики назывались обыкновенно «путными боярами». Путные бояре при назначении за «исправление» на должности получали право наследования вотчины и в течение всего периода службы а иногда и пожизненно , им выделялось то или иное кормление. Должностным лицам путным боярам предоставлялось право обращать в свою пользу часть собираемых ими торговых, судебных пошлин и с других княжеских доходов. Впоследствии, встречаются Стольничий и Чашничий «пути». Путные бояре, занимали отдельные хозяйственные и административные должности при княжеском дворе. Путным боярам подчинялись их слуги, жившие в слободах, селах и деревнях, они имели чины конюшенных дьяков, спальников, окольничих, сокольники, бобровники, огородники, садовники и т. Путные бояре — особое сословие феодалов, бояр, служивших непосредственно при князьях и составлявших основу княжеских дворов. Они, как правило, выполняли задачи, связанные с семейной или имущественно-хозяйственной жизнью своих сюзеренов, развозили почту, собирали налоги. Это сословие иногда играло весьма заметную роль в организации династической преемственности княжеской власти, осуществляло наместническо — представительские функции князей, активно участвовало в организации управления и влияло на внешнюю и внутреннюю политику. Управление посредством путей составляло особую административную систему княжеского дворца и было выше управления наместников и волостелей. По городам и сельской местности были слободы, села и деревни, приписанные к тому или другому пути , находившиеся в очень слабой административной связи с общим управлением или даже совершенно обособленным от него. С централизацией государства и увеличением территории, компетенция дворцово-вотчинной системы стала расширяться, выходить за рамки собственно княжеского домена. Усложнение функций привело к тому, что в подчинении «путных бояр» появились многочисленные штаты дьяков, приказчиков, ключников и др. Определилась некоторая субординация дворца и дворцовых ведомств: дворец Большой дворец стал центральным учреждением, которому подчинялись «путные» ведомства и, кроме того, им поручались многие вопросы, связанные с местным управлением назначение наместников, волостелей, разработка текстов уставных грамот — документов, определявших права органов местного управления , с церковным и светским землевладением например, так называемое «испомещение» служилых людей и некоторые другие. В ведомстве каждого «пути» находились земли, сёла и деревни. Каждому «путному» боярину были подведомственны низшие должностные лица ключники, посельские. Лицо, возглавлявшее «путь», получало право управления и суда над населением территории, подведомственной данному «пути»; в его пользу поступала часть доходов от сборов с этого населения. Путным боярам при назначении ставились конкретные задачи, определялся круг обязанностей. Согласно Шереметевскому списку 1-е пожалование чином «конюшего боярина» относится к 1495 — 1496 гг. Чин был введен царём Иваном III. Конюший являлся одним из важнейших лиц в государственном аппарате, поэтому на эту должность назначался виднейший из бояр — представителей старомосковской аристократии по принципу личной преданности великому князю. Конюший совмещал, как правило, дворцовый и думный чины. Долгое время ими были представители старинного боярского рода Челядниных. Средством обеспечения Конюшего являлось кормление, собиравшееся с пути, т. Конюший путь управлял содержанием лошадей и княжеских конюшен, приписанными к нему дворцовыми землями, всеми княжескими лугами. С начала XV в. Высокое положение Конюшего объясняется особым значением конюшего пути, позже Конюшенного приказа, в системе дворцового хозяйства, что было связано с развитием конного поместного дворянского ополчения. Один из старинных чинов княжеского двора, известный с 1550 г. В сокольничие назначались обычно люди неименитые. Последним сокольничим московских царей был Гаврила Пушкин. К сокольничему пути принадлежали сокольники и другие служители княжеской птичьей охоты. Ловчему пути принадлежали государевы бобровники и псари. Важнейшей статьей дворцового хозяйства была эксплуатация природных богатств страны. Воск и мед, рыба и меха составляли главное богатство древней России. Князьям принадлежало множество селений бобровников, бортников пчеловодов , рыболовов. На пустынных тогда речках нынешней Московской и соседних с нею территорий в большом количестве водились бобры; на местах, богатых бобрами, где-нибудь по р. Клязьме или по р. Воже, целыми десятками садились деревни Бобровников, распределяющих между собою бобровые гоны. Поселки бортников делили между собою борти дуплистые деревья с медом на «бортные ухожья». По всему течению р. Волги и ее больших притоков существовал целый ряд «рыбных слобод», населенных рыболовами. Значительная часть этих бобровых гонов, бортных ухожьев, рыбных езов затворов принадлежала князьям и была разделена в управление между дворцовыми путями: ловчим, чашничим, стольничим. Постельничий хранил печать «для скорых и тайных царских дел» и часто ведал личной канцелярией государя. Входил обычно в число особо приближённых советников и оказывал влияние на деятельность великого князя, государя. В подчинении постельничего находились спальники, которые дежурили в комнате государя, раздевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками были молодые люди знатного происхождения. Впервые упомянут в 1284 г. Первоначальными функциями окольничего были: устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приемах и переговорах с иностранными послами. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний. В актах XVI в. Стольничий и чашничий сделались исключительно придворными людьми; но в удельное время они, принадлежали к дворцовому штату, управляли особыми дворцовыми ведомствами, путями; Позднее в царский период они не имели административного значения. До XV в. Чашничий путь был ведомством дворцового пчеловодства и государевых питей; ему подчинялись села и деревни дворцовых бортников — пчеловодов, вместе с бортными дворцовыми лесами. В начале XVI в. К стольничему пути принадлежали дворцовые территории для рыбной ловли и также, дворцовые сады и огороды с садовниками и огородниками. Когда нужно было помочь частному владельцу заселить его пустые земли, на которых могли падать повинности этого ведомства или которые находились в пределах его административного округа, органы власти давали землевладельцу жалованную грамоту, по которой ни наместник того уезда, ни стольник, ни посельский с их тиунами не могли ни брать с поселенцев тех земель своих поборов, ни судить их ни в чем, кроме душегубства и разбоя с поличным. Селения каждого пути объединялись в волости, которыми управляли волостели, представители стольничего, чашничего или другого пути. Эти «путные» управители действовали посредством выборных старост путных сел и слобод.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора. Государев двор

Роль в управлении государством государева двора была велика. Роль в управлении страной царского двора была большой. это: правящая верхушка Московского общества. Государев двор выполнял важную роль в управлении государством и определял направление его развития.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий