чумов, технология создания которых на полуострове почти утрачена.
Переносное жилище у некоторых сибирских народов
Крепостные башни сооружались из кирпича, камня и дерева в углах стен и на длинных прямолинейных участках. Несколько выступая за плоскость стены, имели круглую, полукруглую, прямоугольную, многоугольную и другие формы, с поперечником до 20 м, высотой иногда в 1,5—2 раза выше стен. Башни предназначались для наблюдения, обеспечения продольного обстрела крепостной стены, подступов к ним и защиты ворот, служили укрытием для войск и опорным пунктом обороны. С развитием артиллерии башни стали заменяться бастионами. Избушка Бабы Яги макет из фанеры Баба-Яга со своей избушкой уникальный персонаж, пришедший прямо из славянского фольклора. Избушка Бабы-Яги выглядит как маленькое, шестиугольное жилище с соломенной крышей. На крыше торчит шаткая дымовая труба. Издали избушку можно принять за стоящую на ходулях, но вблизи становится ясно, что это — гигантские курьи ножки.
Имеется одна дверь и два окошка. Избушка почти всегда пребывает в глубоких лесах, окруженная частоколом. Избушка редко стоит спокойно — часто она кружится и подпрыгивает, приседает, раскачивается из стороны в сторону, или вертится, оглядываясь по сторонам. Не менее удивительны, чем их хозяйка, были и волшебные предметы Бабы-Яги. Говорят, что она летала по небу в железной ступе, управляя пестиком. Некоторые говорили, что гром — это, на самом деле, грохот ее ступы и пестика во время полета. С собой у нее всегда была огромная палица, которая могла обращать людей в камень.
Однако нет никаких сомнений, что величайшим сокровищем была ее Избушка. Замки на Руси — укрепленное жилище феодалов Одним из редких примеров русского замка являлся замок Владимира Мономаха. Многочисленные укреплённые монастыри не являлись замками как таковыми — это были крепости. Они были тесно связанны с городом, вмещали не только оборонительные сооружения, но также культовые и жилые здания. На русской земле обязательным признаком города было ограждение вокруг него либо в виде тына, либо в виде стены, деревянной или каменной. Составные элементы замка: Круглый насыпной холм из земли с высотой насыпи от 5 до 10 метров. На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом.
Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь. Доступ в башню осуществлялся через перекидной деревянный мост и устроенную на склоне холма лестницу.
Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.
Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать.
Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Дневной свет попадает в жилище через просвет вверху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг.
В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола.
Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени. Внутри юрта поделена на две стороны.
У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу. Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери.
Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяина жилища. На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм.
Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, но пожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников. Сходства и различия жилищ северных народов.
Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др. Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище — чум, яранга, иглу, балаган и юра занимает в этом ряду особое место, для многих северных народов эти жилища являются единственным видом жилища в прошлом, а для некоторых и по сей день.
Это обусловлено их конструкцией и мобильностью. Вид жилища Отличие Чум Является мобильным. Собирается и разбирается за 1-2 часа. Отапливается очагом.
Окон не имеется. Одно общее помещение. Яранга Является мобильным. Два помещения, одно жилое отапливаемое, а второе — холодная кладовая.
Юрта Является мобильным. Конструкция состоит из деревянных жердей, поставленных в виде решетки, покрывается шкурами или чаще всего войлоком. Иглу Быстровозводимое не мобильное жилище, для постоянного проживания. Конструкция состоит из снега и льда.
Имеется коридор, само помещение для жилья строиться на фундаменте, коридор расположен ниже уровня пола жилой комнаты. Не отапливается, тепло поддерживают плошки-жиринки. Балаган Капитальное жилище для проживания в зимнее время. Конструкция состоит из бревен обмазанных глиной, крыша из бересты и земли, пол — утоптанный песок.
Имеются окна. Выводы: Жилые постройки народов Севера как по архитектурным формам, так и по конструкциям различны и тесно связаны с климатическими условиями и окружающей географической средой, доставляющей строительные материалы. В зависимости от географической среды применялись различные материалы: дерево, кость, дерн, камень.
А их надо четыре — то есть легко посчитать, что стоимость зимнего чума превышает миллион рублей. Прибавьте к этому чугунную печь, шесты и доски, а также материал для летних накидок, то цена приблизится к 1,5 миллиона рублей. Из чего шьют летние нюки Нюки для лета обычно шьют из брезента или шинельного сукна. Как правило, для одного чума требуется две таких накидки и около 50 метров материала. Сейчас, по словам оленеводов, один брезентовый нюк стоит 25 тысяч рублей, из сукна — 45 тысяч рублей.
Сколько нужно шестов и досок для чума Что касается шестов, то для просторного чума их нужно 60 штук — по тридцать с каждой половины. Изготавливают эти крепления обычно из сосны или березы. Срок службы их гораздо меньше, чем у нюков, но и обходятся они значительно дешевле. Установка чума начинается с шестов. Самый распространенный вариант для одного жилища — это четыре доски, шириной по 20 сантиметров. Печь-буржуйку желательно брать из толстого железа, такая хоть и тяжелее для перевозки во время касланий, но дольше сохраняет тепло и служит владельцу. Как обустраивают чум внутри В чумовом убранстве используются два стола из фанеры, возможны тумбочки для хранения посуды, у многих есть табуретки, лари.
Постройка эта на первый взгляд очень проста, но настолько же она и «умна». После розжига очага, который традиционно располагался в центре дома, дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Там создавалась зона повышенного давления, и холодный воздух не мог проникнуть внутрь. Летом такая «пробка» защищала от насекомых. Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали. Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными. Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы? Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м. Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод. Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки. Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри. Зимой юрту ставили на дощатый пол и накрывали двумя слоями войлока. Кстати, место для юрты выбирали солнечное, потому что вся хозяйственная и бытовая деятельность ее жильцов была связана с круговоротом солнца. С помощью юрты они даже могли определять время!
Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото) | Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. |
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу. | • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. |
Традиционные жилища народов российской Арктики
Решения для определения ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова. Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях.
Устройство яранги: жизнь и секс в яранге
Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками.
Переносное жилище некоторых народов Севера.
переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири. Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера.
Чукотская яранга
Для перекочевок в ходу чумы зимой крытые оленьими шкурами, летом — ровдугой или древесной корой , в роли постоянного жилища выступают землянки разных конструкций. По широкой реке плывет человек на лодке. Приближается к землянке, вырытой в высоком обрывистом берегу — и заплывает внутрь. Чтобы дом не заливало, пол от входа постепенно становится выше.
Сбоку от входа, у передней стены — очаг. Поблизости — еще несколько таких же жилищ, в которые попадают на лодке прямо с воды. Именно так в древности зимой жили селькупы — народ, самоназвание которого так и переводится: «таежный человек».
Их древнее жилье называется «карамо». Позже селькупы стали строить каркасные полуземлянки с остовом из жердей и столбов, низкие срубные жилища с маленькими окнами и низкими дверями. Отапливается такое помещение чувалом — открытым очагом с широкой трубой.
В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги — ханты, манси, ительмены, селькупы — ведут оседлый и полуоседлый образ жизни. Ительмены спускались в землянку юрту сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход.
Их древнее жилье называется «карамо». Позже селькупы стали строить каркасные полуземлянки с остовом из жердей и столбов, низкие срубные жилища с маленькими окнами и низкими дверями. Отапливается такое помещение чувалом — открытым очагом с широкой трубой. В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги — ханты, манси, ительмены, селькупы — ведут оседлый и полуоседлый образ жизни. Ительмены спускались в землянку юрту сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход. Полуземлянки юкагиров назывались чандал. Каркасом им служили четыре дерева с корнями, а на поперечины клали плоскую крышу, крытую дерном.
Землянки оседлых эвенов с плоской крышей и входом через дымовое отверстие назывались утан. Ханты Средней Оби и Васюгана строили каркасные землянки без опорных столбов, а окно прорубали в скате крыши. Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо — стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом — камином из жердей, обмазанных глиной. В таких землянках жили коренные народы Севера, занимающиеся охотой.
Позади чума обыкновенно держат священные нарты, куда кладут фигурки идолов, оберегающих семью. Устройство традиционного чума довольно простое: Каркас основа чума, которую делают из шестов, количество которых может достигать пятидесяти. Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме.
Коми-ижемцы, кочующие по бескрайней тундре вдоль Печоры и ее притоков, когда-то меховые нюки использовали активно. Но сейчас отдают предпочтение накидкам из сукна. Зинаида Павловна Вакуева из села Сизябск Ижемского района Коми 16 лет заведовала швейным производством при колхозе "Ижемский оленевод". Сейчас, на пенсии, она открыла в Сизябске туркомплекс с чумами. Зинаида Павловна шьет их сама. Одна выделанная оленья шкура стоит 20 тысяч рублей, - объясняет пенсионерка. Оленеводческий колхоз в Сизябске снабжает своих работников чумами из расчета одна штука на бригаду, в каждой - две-три семьи. Чумы шьют из шинельного сукна. На каждый уходит почти сто метров ткани. Сукно покупают оптом, в среднем метр ткани обходится в 400-500 рублей. Метр брезента - 200-300 рублей. Еще для чума нужны жерди, их рубят в лесу. Также закупают печи. Раз в год колхоз предоставляет оленеводам то сукно, то брезент, а иногда и новый чум. Себестоимость конструкции вместе с системой обогрева составляет около 100 тысяч рублей. Оленеводы колхоза в чумах работают, что называется, вахтовым методом. Несколько недель в тундре, остальное время дома, в селе, где стоят вполне обычные избы. Женщины кочуют с мужьями, только если официально работают в колхозе чумработницами. Дети с родителями в чумах тоже не живут. Зинаида Павловна признается, когда она поставила в селе чум, у местной ребятни глаза загорелись: оказалось, что многие никогда раньше там и не бывали. Вакуева часто принимает туристов. Многие просятся переночевать в чуме.
Старинные традиционные жилища разных народов
Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель. Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля".
На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов
Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал! | Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. |
Переносное жилище некоторых народов Севера | имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. |