4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный.
Норма права
Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта. Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Разница между нормой права и статьей нормативно-правового акта заключается в том, что они выступают элементами различных систем: норма представляет собой исходный элемент в системе права, а статья — базовый элемент в системе законодательства. Данное обстоятельство также иллюстрирует их соотношение. Статьи по отношению к нормам реализуют те же функции, что и система законодательства — к системе права: они помогают их внешнему выражению и закреплению. Норма и статья не имеют прямого соответствия, поскольку одна статья может включать ряд юридических норм, и соответственно, наоборот, элементы одной нормы могут быть расположены в нескольких статьях одного или разных нормативно-правовых актов. Также возможно и прямое совпадение, то есть в одной статье имеется одна норма. Таким образом, задача исследователя состоит в выявлении всех элементов и связей юридической нормы и нормативно-правового акта, а также в их представлении в целостном виде, что позволяет понять их соотношение.
Заработная плата. Ответственность за невыплату заработной платы Порядок установления стимулирующих выплат следующий. Они устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Варианты соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта: Одна статья нормативно-правового акта содержит одну норму права. В этом случае норма права и статья нормативно-правового акта совпадают. Статья нормативно-правового акта содержит в себе все три элемента нормы права гипотезу, диспозицию, санкцию или только один два , а остальные необходимо выявить логическим путем. Такое соотношение типично например, ст.
Одна статья нормативно-правового акта содержит несколько норм права. Например, ст. В данном случае каждая из частей этих статей содержит самостоятельный вид преступления. Одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта.
Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами. Норма права — это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом: 1 структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов; 2 несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта; 3 все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта; 4 разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.
Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Упомянутые обстоятельства указывают на актуальность проблемы соотношения норм права и их изложения в нормативно-правовых актах, что собственно и побудило меня выбрать для исследования данную тему. Целью курсовой работы является теоретическое раскрытие темы «Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта» Для достижения поставленной мною цели, необходимо решить следующие задачи: Изучить литературу по данной теме; Изучить понятие норма права и статья нормативно — правового акта; Выявить соотношения нормы права и статьи нормативно — правового акта; Объектом исследования в курсовой работе является многосложные компоненты теории права. Предметом исследования является соотношение нормы права и статьи нормативно — правового акта. Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды заведующего кафедрой социологии, психологии и права Томского политехнического университета, доктора философских наук, профессора Э. Камышевым, Моя работа содержит три главы, имеет введение и заключение, а в конце работы приводится список использованной литературы, нормативных актов и интернет — ресурсов Норма права: понятие, признаки, виды Современная юридическая литература дает нам определение нормы права как - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством. Это правило опубликовано и закреплено в официальных актах, а также направленно на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей участников. Выделяют следующие существенные признаки правовых норм. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Форма определения и закрепления прав и обязанностей. Норма права - это правила поведения общеобязательного характера, которые: а указывают, в каком направлении, каким образом, за какой промежуток времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б предписывают правильный образ действий конкретный для определенного индивида ; в носят общий характер, выступают в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
Формально-определенное правило поведения.
Страница 4 из 5 4. Благодаря органической связи структурных частей правовой нормы образуется ее целостное единство. Правовая норма всегда состоит из трёх элементов.
Но не всегда и далеко не всегда правовая норма содержит прямо фиксирует все три эти элемента.
В целях краткости изложения законодательных условий, исключения из них ненужных повторений статьи нормативного акта не воспроизводят полностью структуру правовой нормы, во многих из них гипотеза или санкция не приводятся, хотя и подразумеваются, вытекают из самой формулировки той или иной статьи либо указаны в других статьях того или иного закона. В этой связи необходимо запомнить, что не следует смешивать статьи закона или иного нормативно-правового акта с правовой нормой.
Основин, оговаривая, однако, что в данной группе норм «следует выделить нормы, основной функцией которых является провозглашение долга граждан по отношению к явлениям, которые невозможно детально подвергнуть правовому регулированию». Ряд авторов, комментирующих названную и последующие Конституции нашей страны, утверждает, что все вообще конституционные нормы, включая программные, идеологические, нравственные положения носят юридический характер.
Давид пишет: «Юрист континентальной Европы видит в праве принципы социального порядка. Он оценивает право в свете этих принципов, он говорит о принципах политическ ой свободы, социальных правах, святости собственности и договоров, а практикам оставляет заботу о проведении этих принципов в жизнь. Английский же юрист — своего рода наследник практиков, как правило, с недоверием относится к тому, что считает пустыми словами: что стоит какое-либо правовое положение или принцип, если на практике не существует способов для его осуществления? Англичане не воспринимают европейских правовых норм: они им кажутся часто просто общими принципами, выражающими какие-то пожелания морального порядка или устанавливающими скорее политическую программу, а не нормы права».
То обстоятельство, что не все её положения имеют юридическое содержание, общеизвестно и официально признано Конституционным Судом РФ. В теории права сложились три основных мнения о юридической природе конституционных норм. Одни теоретики вообще не считают Конституцию правом, ссылаясь на то, что содержащиеся в ней правила невозможно осуществить в принудительном порядке. Другие правоведы считают правовыми нормами все вообще тексты, содержащиеся в конституциях.
Третье направление в изучении конституционных норм признает, что ряд положений Конституции носит программный или декларативный характер, торжественно провозглашая цели и задачи государства, основные принципы его организации и деятельности, его зависимость от народа, а также некоторые нравственные нормы. Признание, что наряду с правовыми нормами в Конституции содержатся неюридические положения, не только никак не умаляет, вопреки опасениям отдельных авторов, авторитет Конституции декларативные положения традиционно содержатся в конституциях всех стран континентальной Европы , но и дает возможность внести на первый план проблему реализации тех конституционных положений, которые имеют юридический характер, но не могут быть воплощены в действующее право без дополнительного правового нормотворчества. Проблема заключается в том, что ряд положений, содержащихся в Конституции, не достигли того уровня конкретизации, при котором было бы можно говорить о существовании правовых норм, способных однотипно воплощаться в общественные отношения. Как отмечено, в законах и иных нормативных актах нет ничего собственно юридического, кроме формулировок прав, обязанностей, условий их возникновения, а также запретов и санкций за их нарушение.
Вся проблема реализации закона начинается с разработки правовых норм как моделей правоотношений, способных регулировать поведение людей и организаций посредством собственно юридических связей взаимных прав и обязанностей.
zavtrasessiya.com
Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. 2. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила.
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права. Например, ст. В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила диспозиция , которые могут быть нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму, необходимо обратиться к специальному НПА, где они закреплены. Способы изложения гипотез и диспозиций выделяют в зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств и предписываемых ими действий: 1. При абстрактном способе норма моделирует действия в виде абстрактного понятия, например, при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости ч.
В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.
В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. Юридическая сила акта Юридическая сила нормативного правового акта — характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам. Требования, предъявляемые к нормативным актам Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной. Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична.
Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений.
Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений например, налогоплательщики и финансовые органы , объекты получаемый доход , права и обязанности обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др. Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. Кодексы же имеют более сложное строение.
Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня.
В зависимости от сферы действия выделяют: 1 региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2 общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3 локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия. По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе. В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов. Функции правовых норм необходимо отличать от основных функций права. Различие функций норм права и основных функций права можно провести и по объекту воздействия. Причем одна и та же норма права может осуществлять не одну, а несколько функций.
Эти функции оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т. Правообразование в ряде учебных и научных источников используется термин "формирование права" — естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество - государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой исключительным правом государства. Правотворчество необходимо отличать от правообразования. Правообразование это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1 этап — это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание.
На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования. Таким образом, правообразование - понятие более широкое, чем «правотворчество». Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества сознательно-волевой деятельности , то есть правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания «идея права», «образ права» , его объективирование например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта. Правотворчество — это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм. Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране.
Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования. В разных правовых системах способы возведения в закон государственной воли могут быть различными. В романо-германской правовой семье компетентные органы принимают правовые нормы, имеющие общий характер и общеобязательное значение. Правотворчество, как особый вид правовой деятельности, характеризуется рядом отличительных признаков: 1. Правотворчество — это особый вид и форма правовой деятельности, направленная на выработку общих правил урегулирования общественных отношений. Субъектами правотворчества выступают специально уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность в рамках своей компетенции. Правотворчество направлено на создание, изменение и отмену норм права. Результатом правотворчества являются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения — нормы права.
С учетом субъектного состава правотворческого процесса выделяют следующие виды правотворчества: народное правотворчество референдум , правотворчество государственных органов и должностных лиц правом принятия законов обладают Государственная дума и представительные органы власти субъектов федерации , санкционированное правотворчество это официальное одобрение и признание государственными органами сложившихся в виде обычаев правил поведения и разрешенная государством правотворческая деятельность местных органов власти, должностных лиц и отдельных негосударственных организаций, например принятие Устава ООО. Принципы правотворчества - это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность. Выделяют следующие принципы правотворчества: - Демократизм правотворчества предполагает участие народа в принятии законов; - Законность правотворчествапредполагает, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах; - Научность и профессионализм правотворчества заключается в умении применять и использовать методы и достижения современной правовой науки в области правотворчества; - Гласность и системность правотворчества. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.
Таких частей три: 1 гипотеза; 2 диспозиция; 3 санкция. Гипотеза предположение - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания лишение свободы, штраф, неустойка и т.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Способы изложения правовых норм в нормативных актах 4. Статья содержит одну норму, включающую в себя все три элемента структуры. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы. Правовая норма располагается в разных статьях одного нормативного акта или в разных нормативных актах.
Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи правовой нормы и представить ее в целостном виде. Способы изложения норм права в НПА: 1. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан - до пятисот рублей» ч. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, но в некоторых случаях для того, чтобы избежать ненужных повторений, используются и другие способы.
Например, п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.
Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами. Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт — это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина — в конституционном праве, в гражданском — институт собственности и наследия и т. В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам. Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты. Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования. Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.
Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др. Отрасль права является крупным подразделением системы права. Система права формируется из отраслей, а сами отрасли — из подотраслей, институтов и норм права. Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное — подотраслью административного. На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона — это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции.
При этом они не должны противоречить федеральному законодательству. Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования. На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие. Частное и публичное право Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Деление на частное и публичное право — это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых публичных интересов, т. Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство. Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц физических или юридических , которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе.
Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью. Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1 институционального наставнического ; 2 пандектного свободного, совокупного. Соотношение частного и публичного права: 1 частное право — это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок; 2 частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого; 3 частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным. Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов альтруистических, эгоистических и пр.
Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Судебные акты, принятые в Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам, являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статья 109. Суд исходит из того, что обвинение не может быть принято к рассмотрению судом, если оно не подкреплено доказательствами в порядке, установленном федеральным законом. Суд дает оценку доказательствам по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и своевременном их исследовании в судебном заседании с участием участников судебного процесса и их защитников. Суд не ограничивается доказательствами, представленными сторонами дела, и проверяет достоверность доказательств, иных сведений и фактов, из которых может вытекать истина в деле.
Похожие статьи
- О нормативных правовых актах в Российской Федерации от 24 февраля 2015 -
- Как норма права связана с статьей нормативного акта
- uristinfo.net
- Курсовой проект Теория государства и права.doc
- Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта?
- Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта ключевые аспекты -
4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА
Они соотносятся как форма и содержание. Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта? Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции. Статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Где закрепляются нормы права? Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности. Норма права выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
Отрицательные гипотезы указывают на необходимость отсутствия обстоятельств, условий, при которых норма права начинает действовать Например, ст. Гипотеза — это предпосылка применения нормы права. Диспозиция — это часть юридической нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений, при наличии условий, предусмотренных гипотезой Цыганов В. Диспозиция - часть нормы, устанавливающая права и обязанности, которые возникают у участников общественного отношения, при наступлении условий, предусмотренных гипотезой [6] Петров А. Диспозиция указывает на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов при наличии указанных в гипотезе условий. Диспозиция составляет основу нормы права, ее ядро. Диспозиция — это модель правомерного поведения. Виды диспозиций: По способу изложения: 1. Простая диспозиция указывает на правило поведения, называет, но не раскрывает его например, ч. Описательная диспозиция указывает на правило поведения, называет, описывает все его существенные и необходимые признаки например, ст.
Ссылочная диспозиция не называет правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме права например, ст. Бланкетная диспозиция не называет правило поведения и отсылает для ознакомления с ним не к нормативно-правовому акту, а к другому акту инструкциям, правилам , которые носят не правовой, а нормативный характер например, ст. По характеру воздействия диспозиции делятся на представительно-обязывающие и запретительные. Санкция — это часть юридической нормы, указывающая на отрицательные последствия, возникающие вследствие нарушения этой нормы Цыганов В. Санкция - часть нормы, определяющая вид и меру ответственности неблагоприятные для субъекта юридические последствия в случае нарушения правила, предусмотренного диспозицией [7] Петров А. Виды санкций: По степени определенности: 1. Абсолютно-определенные санкции точно указывают вид и размер неблагоприятных последствий например, увольнение, точно обозначенный размер штрафа. Относительно-определенные санкции точно указывают на вид неблагоприятных последствий, а их меру определяют в диапазоне от min до max или только до max. Альтернативные санкции содержат несколько видов неблагоприятных последствий, из которых может быть применено только одно например, вандализм - см. Кумулятивные санкции допускают или обязывают применение к правонарушителям, кроме основного, дополнительного наказания, взыскания исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб.
В уголовном праве кумулятивные санкции имеют место при назначении наказания при рецидиве преступлений ст. По объему: 1. Простые санкции содержат одно неблагоприятное последствие. Сложные санкции содержат два и более неблагоприятных последствия, назначаемых одновременно. По способу воздействия: Правовосстановительные Штрафные карательные Данную структуру юридической нормы обычно называют логической. Ряд авторов считает, что текстуальное выражение нормы права не содержит всех трех элементов. Например, большинство уголовно-правовых норм состоят, по их мнению, из диспозиции и санкции, а многие гражданско-правовые нормы состоят из гипотезы и диспозиции. Это неверно, в данном случае структура нормы права также трехчленная, но она устанавливается путем определенных логических операций, когда некоторые элементы не пишутся, но предполагаются либо находятся в других статьях нормативно-правового акта. Например, диспозицией уголовно-правовых норм является запрет совершать определенные действия, санкцией — неблагоприятные последствия, возникающие за совершение этих действий, а гипотезой чаще всего выступают условия, характеризующие субъекта: возраст, вменяемость, должностной статус и др. Виды юридических норм В зависимости от разных критериев нормы права могут быть распределены по различным классификационным группам.
По отраслям права или по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. По методу правового регулирования: 1. Императивные, содержащие властные категоричные предписания, строго обязательные, не допускающие отступлений например, многие нормы конституционного права, административного права, уголовного права. Например, ч.
Способы изложения НП.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах 4. Статья содержит одну норму, включающую в себя все три элемента структуры.
Закон — нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке. Так, например, Закон Российской Федерации: 1 принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации; 2 содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом; 3 обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов; 4 имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации; 5 является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить. Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства.
По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы — это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
К их числу, в частности, относятся: 1 чрезвычайное положение; 2 принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта; 3 изменение статуса субъекта Российской Федерации; 4 описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации; 5 референдум и др. На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т. Конституция — акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.
Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции. Основные стадии законодательного процесса в РФ Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе — совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.
Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива — внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы. Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1 субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные представительные органы субъектов РФ; 2 субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.
Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. В соответствии со ст. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме: 1 законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; 2 законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу; 3 предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.
Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение. Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона.
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты. 1) прямой — норма права непосредственно (текстуально) закрепляется в статье нормативного правового акта. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.