Аэропорт Лос-Родеос был в то время самым плохо оборудованным на Канарах и считался запасным. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах случилась в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977. Столкновение на взлётной полосе, произошедшее 27 марта 1977 в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах, стало самой крупной авиакатастрофой по количеству жертв за всю историю гражданской авиации.
Как крошечный испанский остров Тенерифе стал смертоносным местом
В результате аварии погибло 583 человека — члены обоих экипажей столкнувшихся самолетов и большая часть пассажиров. Los Rodeos 1977 line Обломки KLM на ВВП, слева на дальнем плане — Pan American. FRIENDS PROJECTСмотреть онлайн - СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЁТОВ В АЭРОПОРТУ ЛОС-РОДЕОС | КАТАСТРОФА НА ОСТРОВЕ ТЕНЕРИФЕ 1977 ГОД. Столкновение на взлетно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос на Тенерифе сразу двух Boeing 747, самых больших и современных пассажирских самолетов того времени, привело к гибели 583 человек, взрослых и детей.
Прерванная посадка. В Барселоне российский самолёт чудом избежал катастрофы
Дело в том, что это вещество закипает при температуре выше 38 градусов. Взрыв произошел как раз из-за перегрева емкости. В результате этого на свободе оказалось 42 тонны паров этого вещества, которые моментально накрыли город с населением около одного миллиона человек. В городе творилось что-то страшное. Люди проснулись от резкого запаха. Через несколько минут у них начало жечь глаза, а вслед за этим началось удушье. В итоге, люди начали в панике покидать свои дома и бежать куда попало. Только чуть позже они поняли, что проблема была на заводе, но было уже поздно.
Мне и моим ребятам пришлось собирать трупы. Мертвые тела лежали повсюду. Я подумал, боже мой, что это? Что случилось? Мы буквально онемели, мы не знали, что делать! Полиция, которая прибыла на место происшествия, просто не знала, что делать. Всюду лежали мертвые люди.
В итоге, только за первые 72 часа с момента взрыва погибло 8 000 человек. Официально жертвами считаются примерно 15 000 человек неофициально — 20 000 человек. Количество тех, кто после этого года страдал хроническими заболеваниями, достигло 700 000 человек. Это не считая отклонений у потомства. Бывшие руководители компании Union Carbide, в том числе крупный индийский бизнесмен Кешуб Махиндра, возглавлявший индийское подразделение американской компании во время аварии, получили по два года заключения за непредумышленное убийство, а правительство Индии получило от компании компенсацию в 470 миллионов долларов, хотя изначально требовали 3,3 миллиарда долларов заключили мировое соглашение. Пострадавшие получили компенсацию по 500 долларов. Самое разрушительное цунами Мы уже рассказывали о том, какие бывают цунами, как они формируются и какой вред причинили человеку.
Тогда я говорил, что самая большая волна была высотой около 500 метров. И образовалась она около 70 лет назад на Аляске. Но тогда пострадавших было всего несколько человек из-за того, что в этом месте почти никого не бывает. В отличии от Юго-восточной Азии. Больше всего жизней унесло цунами, которое обрушилось на этот регион 26 декабря 2004 года. Последствия цунами всегда очень страшные. Формирование волн произошло в Индийском океане из-за тектонической активности дна.
В итоге, до берега дошли волны, высота которых составляла больше 10 метров. Кажется, что это не так много, но в результате этого явления погибло примерно 240 000 человек Больше всего погибших было в Индонезии — примерно 180 000 человек. На втором месте оказался остров Шри-Ланка, где волна убила примерно 37 000 человек. Еще по несколько тысяч жизней цунами унесло в других регионах. Оно дошло даже до берегов Сомали. Атомная станция Фукусима Авария на атомной станции Фукусима тоже произошла из-за цунами. Оно обрушилось на Японию 11 марта 2011 года.
Само цунами унесло жизни 15 000 человек и еще около 9 000 пропали без вести. Что касается аварии на атомной станции, то она произошла из за разрушения средств охлаждения реакторов. В итоге они начали перегреваться и врываться. Если вы не знали, самое время ознакомиться с тем, как работает атомный реактор Непосредственно на станции погиб 1 человек.
В 1970-х годах для работников авиакомпаний были установлены жёсткие правила трудового распорядка. Продолжительность рабочего времени пилотов была строго регламентирована.
Поэтому пилоты были заинтересованы в скорейшем отдыхе и завершении полётов. Командир рейса KL4805 перевёл двигатели на малый газ, доложил о готовности к взлёту и стал ожидать дальнейших инструкций от диспетчерской вышки управления воздушным движением. Аэропорт Лос-Родеос расположен между двумя горами на высоте 700 метров над уровнем моря и всегда отличался непредсказуемыми погодными условиями. Во время руления рейса 4805 по ВПП погода ухудшилась — внезапно опустившийся туман ограничил видимость до 300 метров. Ему было указано следовать по той же ВПП и свернуть на рулёжную дорожку C3, после чего двигаться по главной рулёжной дорожке к началу ВПП. В это время видимость упала до 100 метров и пилотам Boeing 747 Pan American было сложно определить рулёжную дорожку , поскольку огни, отмечающие границы и оси взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, не работали.
Проблемы коммуникации[ править править код ] Диспетчер вышки УВД говорил с сильным испанским акцентом — экипаж самолёта Pan American и экипаж самолёта KLM по несколько раз переспрашивали и уточняли его команды. Также не было согласованности в переговорах: пилоты обоих Boeing 747 постоянно вмешивались в разговор и перебивали друг друга.
Лос-Родеос Все самолеты теперь направляли в другие аэропорты. Среди прибывающих авиалайнеров были и крупные широкофюзеляжных самолеты, и единственным аэропортом, который мог их принять, оказался Лос-Родеос в городе Санта-Крус-де-Тенерифе на острове Тенерифе. Туда направили и рейсы KL4805 и PA1736. Все стоянки были заполнены, некоторым суднам пришлось даже вставать на рулежные дорожки. В 1970-х годы сотрудники авиации работали согласно жестким правилам внутреннего трудового распорядка — переработка была строго запрещена. Во время сеанса радиосвязи с Амстердамом командиру оздушного судна Boeing 747 KLM рейс KL4805 было приказано осуществить вылет до 19:00.
Если этого не удастся выполнить, нужно будет ждать следующего утра. А этого, конечно, никто не хотел. Менее терпеливым оказался экипаж рейса PA1736 — он был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлет, в чем было ему было отказано из-за Boeing 747 KLM и заправочного автомобиля на взлетной полосе.
В физике это явление называется интерференция. Волны наложились друг на друга и в эфир вышли лишь помехи. Это решило судьбу двух самолетов. Второй пилот за секунду до начала разгона выражает сомнение, что полоса свободна. Однако авторитет командира ван Зантена берет верх и самолет начинает разгон по полосе. Ван Зантен в отчаянии тянет штурвал на себя, чтобы взлететь и избежать столкновения, но скорость для полностью загруженного пассажирами лайнера слишком мала… Через 14 секунд, едва оторвавшись от земли, Боинг KLM врезается в хвостовую часть борта Pam-Am. Из 396 человек, находившихся на борту рейса PanAm, погибли 9 членов экипажа и 326 пассажиров. Всего 583 человека. Это печальный рекорд в истории гражданской авиации. Последствия катастрофы Последствия катастрофы Носовая часть PanAm пострадала меньше, так как самолет частично успел заехать на рулежную дорожку C4, что позволило спастись 61 человеку. Ирония судьбы заключается в том, что если бы командир KLM начал разгон на несколько секунд позже, то сотни людей остались бы живы, а этой статьи бы не было. Теперь ты знаешь немного больше.
10 самых страшных катастроф в истории человечества
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В процессе рулежки рейс 1736 оказался совсем дезориентирован.
Но туман, отсутствие огней на полосе, недоумение, зачем нужно ехать зигзагом и сомнения, что диспетчера из-за акцента правильно поняли, сложились в кабине рейса 1736 в тревожную неуверенность. Специально переспросив номер съезда, борт 1736 получил уже довольно четкий ответ — «Третий. Один, два, три — третий».
Но пилоты, не знакомые с аэродромом, все еще сомневались. Третий по счету, начиная откуда — со следующего поворота? Или же тот съезд, с которого они вырулили на ВПП, считать первым?
А сам диспетчер с напарником, сидя на вышке, вообще потеряли оба самолета из виду в густом тумане. В аэропорту также отсутствовал обзорный радиолокатор, позволяющий отслеживать перемещение самолетов на земле. Видимость все ухудшалась, и для экипажа KLM возникла угроза, что она упадет ниже предельной.
Тогда аэропорт Лос-Родеос перестанет давать разрешения на взлет и ни о каком вылете в Амстердам до 19:00 не может быть и речи. Диспетчер сказал по радио: «Рейс 1736, доложите, когда освободите полосу». Второй пилот Брэгг, все еще высматривавший съезд номер 3, отозвался коротко: «1736».
Ван Зантен, тем временем, достиг края ВПП и начал разворот самолета на 180 градусов. Диспетчер сказал: «KLM 4805, доложите, когда будете готовы к взлету», на что ван Зантен, сконцентрировавшись на выполнении маневра, также ответил коротко и не по правилам: «ОК». Тем временем никаких сообщений от экипажа PanAm 1736, что они нашли третий съезд, не поступило — на самом деле он уже остался позади.
Примерно в это же время ван Зантен снова спросил, доступны ли лампы освещения осевой линии ВПП, на что получил отрицательный ответ диспетчера. На это капитан голландского самолета только проворчал: «И почему я не удивлен». Два огромных самолета теперь были повернуты лицом к лицу, разделенные сотнями метров непроглядного тумана.
Капитан ван Зантен переводит рычаги двигателей на малый газ, на что второй пилот Меурс обеспокоенно замечает: «Подождите! Мы еще не получили разрешение башни на вылет». Ван Зантен нетерпеливо сказал: «Я знаю.
Давай, запрашивай! ATC сlearance, или разрешение на вылет по маршруту — это согласование с диспетчером курса воздушного судна после взлета и момента передачи самолета другому диспетчеру, но оно не является разрешением на взлет. Последнее должно быть получено отдельно.
Меурс подал запрос диспетчеру. Тот ответил: «КLМ 4805, после взлета занимайте эшелон 90. Правый разворот на курс 040.
После прохода радиомаяка Лас-Пальмаса выходите на связь с диспетчером…» Меурс повторил инструкцию слово в слово, добавив в конце не очень внятно: «Мы, э… собираемся взлетать». Радиосвязь в авиации устроена так, что настроившись на частоту диспетчера, любой борт может слышать все переговоры на данной частоте, но говорить может, только зажав тангетку, и только когда на этой частоте больше никто не говорит. Это называется полудуплексной связью — радиостанция работает только либо на прием, либо на передачу.
Заговорить со своей стороны можно, только дослушав чужое сообщение до конца. Это сделано для того, чтобы диспетчер вызывал и слушал каждый самолет по отдельности. Когда второй пилот рейса 4805 KLM сообщил, что их борт собирается взлетать, диспетчер сказал: «ОК», и в следующее мгновение, чтобы его поняли правильно, снова нажал тангетку и сказал: «Будьте готовы к взлету, я вас вызову».
Эм… мы все еще двигаемся по полосе, 1736! Вторая — в 17:06:20. Любого из сообщений было достаточно, чтобы капитан ван Зантен понял: либо разрешение на взлет еще не получено, либо, что впереди на полосе находится точно такой же 747-й.
Но приемник смешал два входящих сигнала, поданных одновременно, и оба они превратились в наушниках рейса 4805 в гетеродинный шум. Рейс KLM 4805 начал разгон. Он ответил на обеспокоенный запрос Брэгга: «Понял вас, 1736, доложите, когда освободите полосу».
Брэгг ответил: «ОК, мы доложим, когда освободим». Экипаж рейса 1736 в этот момент как раз доехал до четвертого съезда. Ни один из них не знал, что Боинг KLM уже начал разгон.
Но капитан PanAm Граббс, будто предчувствуя что-то нехорошее, выруливая на четвертый съезд, сказал: «Давайте-ка убираться отсюда к черту! Второй пилот Брэгг закричал «Уходим! Но тяжелый самолет не сразу оторвался от земли, ударившись хвостовой частью о бетон ВПП и прочертив по нему двадцать метров, высекая сноп искр.
Его хвостовая часть и кабина с грохотом отвалились. Топливо из оторванного двигателя и развороченных баков KLM хлынуло сверху на PanAm и мгновенно воспламенилось. Потерявший тягу левых двигателей 4805 пролетел два корпуса и рухнул на ВПП, по которой его протащило еще около трехсот метров.
Полностью охваченный пламенем, он развернулся поперек полосы у злополучного третьего съезда, превратившись в крематорий для всех 248 человек на борту.
Стоит отметить, что для работников авиакомпаний установлен жёсткий трудовой кодекс. Продолжительность рабочего времени пилотов строго регламентирована. Во время сеанса радиосвязи с Амстердамом командиру Ван Зантену было приказано осуществить вылет до 19:00 по местному времени или, в противном случае, дожидаться утра. Пилоты были заинтересованы в скорейшем отдыхе и завершении полётов. Выруливание и погодные условия Edit Следуя инструкциям диспетчеров, Боинг КЛМ проследовал в конец основной взлётной полосы и развернулся на 180 градусов этот манёвр является трудным для Боинга-747 на узкой полосе , после чего остановился. Капитан КЛМ перевёл двигатели на малый газ, доложил о готовности к взлёту и стал ожидать дальнейших инструкций от башни управления воздушным движением. Во время руления погода ухудшилась. Туман ограничивал видимость 300 метрами. Аэропорт Лос-Родеос всегда отличался непредсказуемыми погодными условиями.
Это обусловлено нахождением аэропорта между двух гор и тем, что аэропорт располагается на высоте 700 метров над уровнем моря.
Секунды до катастрофы 1 сезон 12 серия «Столкновение на взлётной полосе» смотреть онлайн Пожалуйста, выберите серию и сезон в плеере перед просмотром! Благодарим за понимание! Вам также может понравиться.
Крупнейшая в истории авиакатастрофа произошла 45 лет назад
Авиакатастрофа в аэропорту Лос-Родeос — авиационное происшествие произошедшее на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 года. приматы, РИА Новости (10 мая 2009). В аэропорту Лос-Родеос случилось столкновение двух Боингов-747, крупнейших пассажирских лайнеров того времени.
Как незнание английского привело к авиакатастрофе
Более сорока лет назад на Канарах случилась крупнейшая в истории авиации катастрофа — столкновение двух Boeing 747. В тот злополучный воскресный день аэропорт Лос-Родеос был очень перегружен. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе (Канарские острова) столкнулись два Боинга-747» авиакомпаний Пан Америкэн» и КЛМ». Не менее пяти человек пострадали в результате столкновения самолета с маршрутным автобусом на территории аэропорта Лос-Анджелеса, говорится в заявлении. Столкновение самолетов в аэропорту Лос-Родеос.
Столкновение над Днепродзержинском: погибли 178 человек, в том числе футболисты клуба "Пахтакор"
- Катастрофа, которую никто не ждал
- Читайте также
- 13.12.2019 - Столкновение На Тенерифе: История Крупнейшей Авиакатастрофы XX Века - Катастрофы
- Крупнейшей по числу жертв авиакатастрофе в истории 42 года
- Крупнейшая в истории авиакатастрофа произошла 45 лет назад - Российская газета
Столкновение на взлётной полосе
Авиакатастрофа 1977 года в аэропорту Лос-Родеос показала, что неоспоримого лидера в кабине пилотов быть не должно. Аэропорт Лос-Родеос не был оборудован обзорным радиолокатором, и диспетчерам приходилось постоянно уточнять положение самолетов на земле по докладам пилотов. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос (также известное как Столкновение на Тенерифе) — крупнейшая авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова). aviación en España en 1977, por colisión en pista.
В аэропорту Лос-Анджелеса пять человек пострадали из-за столкновения автобуса и самолёта
Авиакатастрофа 1977 года в аэропорту Лос-Родеос показала, что неоспоримого лидера в кабине пилотов быть не должно. Тогда, 42 года назад, на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос на взлетной полосе столкнулись два Boeing 747. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, Канарские острова, случилась в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977. Столкновение на взлетно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос на Тенерифе сразу двух Boeing 747, самых больших и современных пассажирских самолетов того времени, привело к гибели 583 человек, взрослых и детей, летевших на заслуженный отдых под жарки.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Крупнейшая авиакатастрофа в истории. 45 лет после трагедии на Канарах
- UfoSpace.net
- Видеозаписи о событии
- В аэропорту Лос-Анджелеса произошло столкновение самолёта и автобуса
Как крошечный испанский остров Тенерифе стал смертоносным местом
Впереди их ждал круиз на теплоходе «Золотой Одиссей». Командир «Боинга» Виктор Граббс, второй пилот Роберт Брэгг и бортинженер Джордж Уорнс считали, что их самолет дождется открытия аэропорта Лас-Пальмас в воздухе — топлива в баках более чем достаточно. Но распоряжение диспетчера — закон: в 14. Маленький аэропорт явно был не рассчитан на обслуживание такого количества самолетов, — вскоре все стоянки и даже часть рулежной дорожки заняли лайнеры, ожидавшие разрешения на вылет в Лас-Пальмас. Командир ван Зантен успел связаться со своим руководством в Амстердаме и получил необходимое в таких случаях разрешение продлить рабочий день. В противном случае рейс следовало отложить до утра. Образовалась настоящая очередь из самолетов. Американский «Боинг-747» в полной готовности ожидал своей очереди на взлет. Граббс с нетерпением поглядывал на самолет компании «КЛМ», преградивший ему дорогу.
Не получив разрешения на взлет, Якоб ван Зантен решил воспользоваться очередной задержкой и дозаправить самолет топливом, чтобы сэкономить на этом время в Лас-Пальмасе. А погода между тем стала портиться, налетевший с моря ветер принес дождевые облака, по иллюминаторам самолетов поползли тяжелые серые капли, видимость резко упала. Посадочные огни в аэропорту не работали, — взлет в условиях плохой видимости связан с определенным риском. Один управлял движением самолетов на земле «нижний» , второй руководил взлетом и посадкой «верхний». После нескольких часов ожидания с «вышки» Лос-Родеоса «КЛМ» получил указание рулить по 12-й полосе до самого конца, затем развернуться и запросить разрешение на взлет. На исполнительном старте экипаж должен связаться с «верхним» диспетчером, но уже на другой частоте. Вслед за ним готовился подняться в небо и «Клипер 1736», следовавший за «КЛМ». Видимость в тумане не превышала 50 м, и ван Зантен с трудом угадывал границы ВПП.
Достигнув конца полосы, лайнер начал разворот на 180 градусов. Ван Зантен на «КЛМ» спешил. Часы на приборной панели показывали уже 17. Тем временем экипаж американского «Боинга» тщетно пытался разглядеть в тумане огни третьего съезда. Аэропорт Лос-Родеос не был оборудован обзорным радиолокатором, и диспетчерам приходилось постоянно уточнять положение самолетов на земле по докладам пилотов. Экипаж голландского «Боинга» уже заканчивал подготовку к взлету. Видимость временно улучшилась до 900 м. Второй пилот связался с диспетчером: «Это КЛМ четыре тысячи восемьсот пять.
Готовы к взлету». Выдержав паузу, диспетчер ответил: «КЛМ 4805, после взлета занимайте эшелон 9, 0. Правый разворот на курс 040. После прохода ВОР вид радиомаяка. Лас-Пальмаса выходите на связь с диспетчером…» В наушниках у пилотов раздался треск. Майер повторил полученные инструкции, и ван Зантен кивнул: «Понял». Пока «КЛМ» вел переговоры с «вышкой», пилоты «Пан Америкэн» не заметили, как проскочили третий съезд. Второй пилот «Клипера» пытался поймать паузу в радиообмене между диспетчером и голландскими летчиками.
Наконец, ему удалось вклиниться в разговор: «…мы все еще на полосе, Клиппер тысяча семьсот тридцать шесть». По трагической случайности его слова наложились на окончание инструкции, которую диспетчер давал «КЛМ»: «…будьте готовы к взлету. Я свяжусь с вами, как только освободится ВПП». В кабине голландского экипажа вместо указаний диспетчера услышали треск. В результате ван Зантен не узнал самого главного — на полосе все еще находится «Пан Ам» — и посчитал, что разрешение на взлет ему дано. То, чего не услышал занятый подготовкой к взлету ван Зантен, уловил бортинженер Вильям Шредер. Из-за практически нулевой видимости он с трудом удерживал самолет по центру полосы.
Сведения о самолётах Boeing 747 Pan American Boeing 747-121 регистрационный номер N736PA, заводской 19643, серийный 011 был выпущен в 1969 году первый полёт совершил 24 декабря. На день катастрофы совершил 7195 циклов «взлёт-посадка» и налетал 25 725 часов. Граббс англ. Victor F. Очень опытный пилот, управлял самолётом Boeing 707. Налетал 21 043 часа, 564 из них на Boeing 747. Второй пилот — 39-летний Роберт Л. Брэгг англ. Robert L. Очень опытный пилот, в качестве второго пилота управлял самолётом Boeing 707. Налетал свыше 10 800 часов, 2796 из них на Boeing 747. Бортинженер — 46-летний Джордж У.
Говорят, возможно, авиалайнерам и удалось бы разминуться, если бы голландский B747 не дозаправился перед вылетом - на "лишние" 40 тонн керосина. Одной из главных причин, приведших к катастрофе, был назван язык. А точнее - плохое знание иностранных языков, интерференция радиопереговоров, использование во время них нестандартных фраз. Так, английский язык был установлен как общий рабочий язык, особое внимание было обращено на использование стандартных фраз. Было объявлено, что служба управления воздушным движением УВД не может использовать такие слова, как "ОК" или "Roger" в тех случаях, которые требуют полного подтверждения.
Второй пилот Роберт Брэгг позже рассказывал: «Сквозь туман я увидел впереди огни. Но потом понял, что огни приближаются». Брэгг закричал: «Сворачивай, сворачивай! Поздно… Якоб ван Зантен, увидев в нескольких метрах лайнер «Пан Ам», изо всех сил потянул штурвал на себя, пытаясь поднять многотонную машину в воздух. Хвост «Боинга» заскрежетал по бетону. Четыре стойки шасси снесли большую часть верха фюзеляжа «Пан Ам». Именно благодаря этой пробоине спаслась часть пассажиров. От удара стойки отлетели, и «голландец» рухнул на бетонку в 150 м от места столкновения. Полуразрушенный фюзеляж машины метров триста протащило по полосе, пока он не остановился, развернувшись на 90 градусов. Один за другим взорвались топливные баки. Обломки разлетались на сотни метров вокруг, и от них загорелся американский «Боинг», через несколько секунд превратившийся в гигантский факел. Из-за густого тумана, накрывшего аэропорт, на «вышке» не видели момента столкновения; когда раздались первые взрывы, диспетчеры решили, что это террористы подорвали хранилище топлива. Но через несколько секунд все выяснилось. На место катастрофы оперативно прибыла дежурная аварийно-спасательная команда. Она приступила к тушению останков голландского самолета, но спасать там было уже некого, поэтому главные силы бросили на спасение пассажиров «Пан Ам». Из города вызвали подкрепление, и вскоре прибыли десятки пожарных машин — они заливали водой и пеной горящие самолеты. Городская администрация обратилась к жителям Лос-Родеоса за помощью. Сотни людей откликнулись на этот призыв. Сотрудники аэропорта, персонал авиакомпаний и добровольцы помогали пожарным. Левая сторона «Пан Ам» была частично разрушена. Из 396 человек на борту американского «Боинга-747» удалось спастись только 70 пассажирам; 9 из них умерли от полученных ожогов в больницах. Уцелел и экипаж капитана Граббса. На «Боинге-747» авиакомпании «КЛМ» не уцелел никто; 248 человек сгорели заживо. В числе погибших оказалась некая дама из Амстердама, перед отлетом сообщившая мужу, что едет отдыхать к друзьям в Испанию, сама же отправилась весело проводить время с лучшим другом мужа. И еще один трагический обман вышел на свет после крушения: голландский бизнесмен сказал жене, что у него деловая встреча в Швейцарии, а вместо этого полетел на «КЛМ» в Лас-Пальмас, чтобы провести несколько дней с любовницей. Перед отъездом написал жене открытку и попросил приятеля отправить ее из Цюриха. Открытка, полная нежных приветствий, дошла до адресата через два дня после трагедии на Тенерифе. В живых остались только те пассажиры, которые успели покинуть лайнер в первые минуты после катастрофы. Семидесятилетние мистер и миссис Эйбл сидели в середине американского «Боинга», в левом ряду, на расстоянии нескольких кресел от аварийного выхода на крыло; они совершали путешествие в составе тургруппы по Средиземноморью. Многим туристам за шестьдесят. Продолжительное ожидание взлета; мистер Эйбл показывает жене, где находятся двери. Он внимательно слушал краткий инструктаж перед полетом, который провела стюардесса, и изучил памятку пассажиру по безопасности полета. Чем объяснить такое любопытство? Восьмилетним мальчиком Эйбл сидел в театре, когда там вспыхнул пожар и началась паника. Вместе со всей толпой он устремился к выходам. Это переживание детства осталось на долгие годы. В момент столкновения лайнеров супруги Эйбл не почувствовали слишком резкого удара — их швырнуло вперед и вправо, но, как и все остальные пассажиры, они были пристегнуты к креслам ремнями безопасности. Сразу после удара в кабину ворвались снопы пламени. Кто-то отчаянно закричал: «Нас бомбят!.. Позже рассказывала, что просто оцепенела, но, когда мистер Эйбл крикнул ей: «Следуй за мной!
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос. Произошло это на Канарски | Переходник
Сведения о самолётах Boeing 747 Pan American Boeing 747-121 регистрационный номер N736PA, заводской 19643, серийный 011 был выпущен в 1969 году первый полёт совершил 24 декабря. На день катастрофы совершил 7195 циклов «взлёт-посадка» и налетал 25 725 часов. Граббс англ. Victor F. Очень опытный пилот, управлял самолётом Boeing 707. Налетал 21 043 часа, 564 из них на Boeing 747. Второй пилот — 39-летний Роберт Л. Брэгг англ. Robert L. Очень опытный пилот, в качестве второго пилота управлял самолётом Boeing 707. Налетал свыше 10 800 часов, 2796 из них на Boeing 747.
Бортинженер — 46-летний Джордж У.
Сплошной стресс для всех. До катастрофы, которой могло и не быть, остаются считанные секунды.. Боинг KLM стоит в тумане в начале полосы и ждёт команды диспетчера на взлёт. Вторая часть фразы превратилась в помехи, так как в эту самую секунду командир PanAm сообщал, что всё ещё находится на полосе…и это сообщение также прозвучало как помехи для экипажа KLM и для диспетчера. В физике это явление называется интерференция. Волны наложились друг на друга и в эфир вышли лишь помехи. Это решило судьбу двух самолетов.
Второй пилот за секунду до начала разгона выражает сомнение, что полоса свободна. Однако авторитет командира ван Зантена берет верх и самолет начинает разгон по полосе. Ван Зантен в отчаянии тянет штурвал на себя, чтобы взлететь и избежать столкновения, но скорость для полностью загруженного пассажирами лайнера слишком мала… Через 14 секунд, едва оторвавшись от земли, Боинг KLM врезается в хвостовую часть борта Pam-Am. Из 396 человек, находившихся на борту рейса PanAm, погибли 9 членов экипажа и 326 пассажиров. Всего 583 человека.
В этот же момент экипаж Pan American сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы. Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа KLM для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине Boeing KLM. В то время как Boeing KLM начал взлёт, диспетчер проинструктировал экипаж рейса Pan American сообщить ему, когда взлётная полоса будет свободна. Услышав эту фразу, бортинженер рейса KLM выразил пилотам свою озабоченность тем, что, возможно, Boeing Pan American ещё не ушёл с полосы. Однако командир, сфокусировавшись на взлёте и считая, что они уже получили разрешение взлетать, ответил, что всё в порядке, и продолжил взлёт. Командир воздушного судна KLM был очень опытным пилотом, инструктором, чья уверенность в себе и авторитет были столь высоки, что фраза бортинженера не была воспринята всерьез. Он немедленно дал полный газ и попытался уйти влево со взлетно-посадочной полосы на рулёжную дорожку, однако закончить манёвр экипажу не удалось. Командир KLM, увидев второй Boeing, резко потянул штурвал на себя. Его Boeing, ударившись хвостом о ВПП, прочертил по ней, резко увеличил угол атаки и скорость набора высоты, однако увеличил коэффициент лобового сопротивления и потерял скорость. Сыграл свою роль тот факт, что, заправленный самолёт взлетал с максимальной взлётной массой — скороподъёмность полностью заправленного самолёта значительно ниже. К моменту столкновения Boeing KLM находился в воздухе. Нос и передняя стойка шасси не задели Boeing Pan American, однако не успевшие убраться основные опоры шасси и все четыре двигателя ударили по американскому самолёту.
Командир самолета Якоб Вельдхёйзен ван Зантен очень торопился покинуть Лос-Родеос: 4 долгих часа в ожидании разрешения на взлет оказались очень изнуряющими для экипажа и пассажиров. Он был наставников и главным инструктором авиакомпании KLM. Более авторитетного командира трудно даже представить. Но именно непререкаемый авторитет капитана воздушного судна отчасти и сыграл роковую роль в судьбе экипажа и пассажиров. Командир Якоб Вельдхёйзен ван Зантен Командир Якоб Вельдхёйзен ван Зантен В этот день в кабине пилотов самолета авиакомпании KLM царила нервозная обстановка: время работы пилотов строго регламентируется, и задержка рейса KLM еще буквально на один час грозила отменой рейса, выгрузкой пассажиров, размещением их в гостинице, штрафом и выговором пилоту. В общем, сплошной стресс для командира. Наконец диспетчер дал команду экипажу самолета KLM следовать в начало взлетной полосы и ждать дальнейших указаний. Боинг 747 начал руление к ВПП. В это время на аэропорт опустился невероятно плотный туман - нередкость для этой местности, расположенной между двух холмов. Из-за тумана видимость в районе аэропорта упала до 300 метров. Череда дальнейших событий привела к самой страшной авиакатастрофе в истории гражданской авиации. Боинг PanAm также получает команду диспетчера двигаться в начало полосы.