Новости свадебные обычаи и традиции в россии

Эти свадебные традиции, пожалуй, стоит исключить из списка, планируя торжество: некоторые из них просто устарели, другие могут испортить праздник. Самой любимой свадебной традицией большинство — 59% опрошенных — назвали бросание букета невесты. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году. В России за много столетий праздник обрастал разными традициями, обычаями и суевериями. История свадебных традиций в России и других странах: интересные факты, старинные, народные, национальные обычаи, обряды и приметы, связанные со свадьбами, женихом и невестой.

Свадебные обряды и традиции в России Часть 2

История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры. В этой статье мы попробуем разобраться, какие свадебные традиции пришли из глубокой древности, а какие зародились чуть позже, но при этом отлично вплелись в славянскую культуру. Какие свадебные традиции и обычаи существуют в России. Как видим, у предков были довольно интересные обычаи и традиции, многие из которых сохранились до сих пор, хотя несколько в искажённой форме. Русская свадьба – это интересный симбиоз старинных свадебных традиций в России, веяний советского времени и элементов западного стиля.

Традиции и обряды русской свадьбы

Свадебные традиции, которые вмещает в себя свадьба в России сегодня, далеки от старинных и смешаны с современными трендами, заимствованных у католиков, с. Старинный обряд, в разных регионах России он проводится по-разному, как и многие другие традиции и обряды. Важно помнить и чтить обряды и традиции своей страны, поэтому мы подготовили в помощь молодоженам серию статей. Современные свадебные традиции и обряды в России. Приметы и обычаи свадьбы. За свадебным столом молодожены должны были переплести ноги или поставить нога на ногу, чтобы между ними не пробежала черная кошка. Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы.

Свадебные традиции

Его начинают репетировать за несколько недель до торжества, и результат всегда стоит затраченных усилий, находя восторженное отражение в глазах гостей. Невеста, повернувшись спиной к незамужним подругам, бросает букет назад. Поймавшая девушка — следующая, кто будет играть свадьбу. Мужчинам-холостякам аналогичным образом бросает подвязку жених. Голубь, символ чистоты, любви и мира, ассоциируется также со счастливым браком, ведь известно, что эти птицы выбирают себе пару один раз и на всю жизнь.

Так, жених и невеста держат в руках белых птиц и одновременно выпускают их в небо. Есть несколько примет, связанных с этим обрядом. Например, если обе птицы стремительно и быстро взлетели вверх — союз будет долговечным и очень счастливым. Еще по голубям гадают на пол будущего ребенка: если первым взлетел голубь жениха, то первенцем будет мальчик, если невесты — ждать девочку.

Свадебные традиции Свадебные обряды и традиции Свадьба считается обрядовым действием. Но даже здесь допустимы различные варианты.

Но некоторые свадебные обычаи требуется знать: ктуба — специальный документ, типа брачного договора, в котором прописаны обязанности супругов. Его вешают у входа в дом; хупа — четырехугольная арка с навесом из ткани, концы которых держат 4 человека. Под аркой произносятся клятвы, а люди, держащие ткань, становятся хранителями семьи, с обязанностями оказывать ей любую помощь; танец Хара — супругов, сидящих на стульях, поднимают и исполняют ритмичные па в таком виде, как показано на фото выше. Еврейские свадьбы очень веселые, несмотря на строгие традиции, прописанные в Торе. Адыгейская Свадьба в одном из регионов Кавказа мало отличается от обряда других конфессий.

Однако свои черты адыгейское бракосочетание имеет. Например, здесь категорически запрещено выдавать девушку замуж без ее согласия, и никакие увещевания и подкупы священников другой стороной не действуют. Напротив, такие поступки выносятся на публику и осуждаются. Жених должен завоевать будущую жену чистыми помыслами и стремлением брать на себя ответственность за каждого члена семьи. От девушки требуется уважение к женщинам в семье мужа. На свадьбе старшая родственница пытается уйти, а невеста должна умолить ее остаться. Поэтому сценарии с увещеваниями проигрывается заранее.

Родителей невесты на празднике нет — к ним приезжают на следующий день с богатыми дарами, и свадьба продолжается уже там. Дагестанская В свадебных обычаях этой страны до сих пор сохранилась традиция кражи невесты. И она не носит шуточный характер — все делается по-настоящему, если родители пары по каким-либо причинам против этого брака. Но насильно замуж девушек все-таки не выдают. Дагестанские свадьбы отличаются огромным размахом — на них никогда не бывает менее одной тысячи гостей. Конечно, вместить такое количество народа банкетный зал не может, поэтому приезжающие дальние родственники, друзья и знакомые часто просто свидетельствуют свое почтение к паре, дарят подарки и откланиваются. Остается многочисленная родня.

Собирать средства на такую свадьбу дагестанцы начинают с рождения дочери и сына. Обязателен калым, который в современных реалиях теперь равен целому состоянию. Ну и, конечно, особый колорит мусульманской свадьбы в музыке и танцах — лезгинку учат и мастерски танцуют с детства. Чеченская Особенностью чеченского сговора является то, что это полностью обязанность женской половины клана — о будущей свадьбе договариваются матери будущих молодоженов, а когда согласие получено, это сообщается патриархам. Старейшины берут на себя ответственность за судьбу невестки, входящей в семью и очень строги с женихом на протяжении всей жизни. Еще одна традиция — собирать чемоданы с приданым. Тут участвует вся родня невесты.

Каждая семья из клана считает своим долгом подарить молодой дорогой подарок — одежду, драгоценности, утварь. Штамп в паспорте для чеченской пары необязателен.

Дворянская свадьба. Приглашения гостям рассылались от имени родителей за 7-10 дней до торжества. Жених готовил специальную шкатулку со свечами, кольцами и гребнем.

Кроме того, жених приезжал в церковь раньше и оттуда оповещал невесту о том, что прибыл букетом белых цветов — их передавал через дружка. Пока подарки не прибыли, невеста собираться не начинала, это означало, что жених передумал жениться. В русской культуре много картин со схожим сюжетом, когда невеста у окна дожидается не жениха, а шафера. Если же речь идет о крестьянах, то они должны были получить разрешение не только родителей, но и помещика, и священника. Кстати, именно на последнего возлагалась ответственность по сбору данных на жениха: не состоит ли он в браке, не обещал ли жениться на ком-либо другом, не является ли он родственником невесте.

Первая брачная ночь Уединение было весьма условным. Несмотря на то, что некоторые феодалы оставляли за собой право первой брачной ночи, церковь это не приветствовала и нельзя сказать, что это было нормой. Церковь возвышала брак, заключенный по ее канонам и наделяла его таинством, а брачное ложе священством. Дата проведения свадьбы тщательно выбиралась, поскольку церковь запрещала брачные отношения в определенные дни, например во время поста или религиозных праздников, поэтому любая дата не подходила. Невесте предстояло выслушать массу наставлений.

Из числа свах выбирались женщины-постельщицы, которые должны были приготовить ложе для новобрачных. Постель была из приданого невесты, а территория — жениха. Территория — это потому что в доме воссоединение молодых не происходило, ну неужели прерывать празднование ради первой брачной ночи и покидать хозяйский дом? Поэтому молодым стелили абы где. Чаще это было прохладное место — амбар, чулан, баня, подклет избы.

Именно поэтому первую брачную ночь часто называли «подклетом», исходя из места и обстоятельств, в которых зарождались супружеские отношения. Да, свахи всячески пытались обуютить выбранное место, но чаще всего это было совсем не предназначенное для этого место. Постель новобрачных считалась местом не только таинства, но и силы, именно поэтому сюда подкладывали вещи, которые должны были привлечь удачу и богатство в новую семью. В качестве оберега клали муку, много матрасов и перин и даже ржаные снопы. Под кровать хотя это чаще был настил ставили сковородку, кочергу, — от сглаза и нечистой силы, поленья по поверью символизировали плодовитость, поэтому их точно не жалели.

Всеобщее внимание и шутки были настоящим испытанием для скромных девушек. Молодых провожали на брачное ложе прямо с праздника, когда гости еще не разошлись. Шафер должен был выкупить постель у свах, молодожен сопровождала целая толпа подвыпивших родственников и друзей.

Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды

Впрочем, соблюдать традиции готовы не все. Каждый пятый опрошенный из тех, кто только собирается в ЗАГС, заявил, что никаких обрядов на его свадьбе не будет. Причём чем более отдалённая перспектива свадьбы у человека, тем меньше он хочет, чтобы на торжестве были какие-то обряды. Кстати, чаще пренебрегают свадебными обрядами петербуржцы — почти четверть опрошенных из Северной столицы заявили, что ничего подобного на их свадьбах не было. Популярностью у россиян пользуется реалити-шоу «4 Свадьбы», в котором невесты ходят на свадьбы друг друга и выбирают самое лучшее торжество.

Визитной карточкой шоу стала изнанка свадеб, которую обычно в видео с торжества не показывают, — конфликты склочных невест, пьяные выходки, нелепые наряды и традиционное битьё морд.

Сегодня редкая девушка позволит жениху заказать букет в салоне без ее одобрения, все же он является одним из главных свадебных аксессуаров и должен гармонично вписаться в образ. Жениху же не позволяется видеть платье заранее, поэтому он вряд ли сможет подобрать цветы самостоятельно. Впервые свою роль букет играет на выкупе невесты. Когда будущий счастливый супруг преодолевает все препятствия, он дарит свой букет любимой. Выкуп прекращается в тот момент, когда она берет букет в руки — это означает согласие. Дальше девушка должна вынуть один цветок из букета и приколоть его на грудь жениха.

Отсюда пошла традиция бутоньерки. Она всегда состоит из тех же цветов и сходным образом оформлена. Обычай бросать в толпу незамужних подруг букет невесты, и второй — подвязку друзьям жениха, пришел к нам из Европы. Не так уж часто всем известная примета срабатывает, но веселая традиция прекрасно прижилась. И гости ее с удовольствием поддерживают. Основной букет обычно берегут, для бросания заказывают второй, меньших размеров, который может забрать себе поймавшая его девушка, иногда используют искусственные цветы. Осыпание молодоженов зерном После окончания церемонии бракосочетания, обычно на выходе из ЗАГСа, гости, ожидающие молодоженов, выстраиваются по обеим сторонам выхода, образуя тоннель, сквозь который жених на руках проносит невесту, и осыпают их зерном, мелкими монетками или лепестками роз. Это действие входит в свадебные традиции народов России и многих других стран.

Могут использоваться разные предметы, но смысл обряда один и тот же. Он символизирует пожелания счастья, богатства и плодовитости новоиспеченной семье. Хлеб-соль При входе в дом, где будут жить новобрачные, молодых ожидают родители жениха с хлебом-солью — праздничным караваем. Его украшают изображением лебедей, гроздьями рябины и другими символами богатства, верности и плодовитости. Хлеб символизирует богатство и благополучие, которого желают молодой семье, а соль должна защищать их от злых сил. Молодые должны откусить каждый по кусочку каравая и съесть. Есть и примета — кто больший кусочек ухватит, тот будет главой семьи. Есть и другие свадебные традиции в России, связанные с прибытием в новый дом.

Жених непременно должен перенести невесту через порог на руках. Этот обычай должен защитить ее от сглаза, болезней и прочих напастей. Если девушка не вошла на своих ногах, то ее и не было в этом месте. Еще для молодых расстилали шубу мехом вверх — символ богатства. Кто первый на нее встал на колени, тот и глава семьи.

Поезжане пили и закусывали, целовали молодых по три раза, дарили деньги.

Молодая произносила молитву, разувала мужа. Верхнее платье молодой снимал сам. Затем гости уходили, оставались только знахарь и сваха. Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама. Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор.

Затем молодых оставляли до утра. Утром к молодым приходил знахарь и будил их. Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье. Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать. После завтрака продолжался свадебный пир. Тесть и теща очень редко приглашались на второй день свадьбы.

Молодая жена приглашала всех родственников вымыть руки перед тем, как садиться на стол, этим она выражала свою покорность и смирение перед новой родней. После умывания всем дарились подарки. Молодые кланялись отцу с матерью, а затем передавали им подарки — вино, сыр, каравай и медную монету. Этой медной монетой отец тер усы и бороду, а затем сам одаривал их деньгами, которые клал на блюдо. Подаренные деньги молодая жена брала себе. Праздничный пир начинался примерно в три часа, потому что процедура одаривания была достаточно продолжительной.

В конце обеда дружка спрашивал родителей: «Не пора ли молодых спать уложить? Отец говорил: «Не пора». Только после третьего вопроса дружки, отец соглашался и стол заканчивался. Молодые, кланялись трижды по пояс, трижды в землю, потом опять трижды в пояс, падали отцу и матери в ноги и просили благословения. Знахарь вел молодых спать, приносил рюмку вина или стакан пива, нашептав в напиток и отплюнув в сторону, давал выпить молодым и уходил. Все разъезжались по домам, кроме знахаря и дружки.

Через полчаса дружка, по поручению родителей, отправлялся за молодой. Молодая, по приказанию свекрови заводила хлеб или брагу к завтрашнему дню и опять отправлялась спать. Собирали гостей и на третий день. В этот день собирали так называемый пирожный стол, молодые угощали всех пирогами. Это символизировало желание водить хлеб-соль с новой родней. Молодые сами не садились за стол на третий день, они только подавали угощение и напитки гостям.

Свадьбы на Руси были двух типов — драма или праздник. Свадьба-драма праздновалась, как правило, на севере, особенно в Сибири. Ее отличительной особенностью являлось большое количество причитаний, сопровождавших действо с момента сговора и до венчания. Для южных регионов была характерна свадьба-праздник. Причитания на южной свадьбе были возможны только в том случае, если невеста была сиротой. Невеста-сирота причитала на могилах своих родителей о том, что они не дожили до этого счастливого дня и не могу выдать ее замуж.

Подруги невесты пели грустные песни, поэтому же поводу. Убор невесты. Муромский историко-художественный музей, г. Муром Фольклорно-историческая трактовка традиционных свадебных обрядов В древности свадебный обряд был неразрывно связан с магией. Именно поэтому многие свадебные обряды имеют конкретное «магическое» содержание. Например, можно говорить о таком обряде, как необходимость обвести молодых вокруг дерева или печного столба.

Переход молодой жены из отцовского рода в род мужа являлся одновременно и переходом под покровительство духов другого рода. Такой переход требовал защиты молодых специальными оберегами. Эти обереги не только защищали молодую жену, но и способствовали здоровью молодых и возможности иметь много детей. Во многих словесных выражениях сохранилась символика обвода молодых вокруг дерева: окручаться выходить замуж, жениться , крученка любовная связь , крутить, повивать менять невесте прическу и девичий головной убор на женский , округа, повойник, завивало головной убор замужней женщины. Разумеется, с течением времени, изменением религиозных представлений русского народа этот обряд утратил свое первоначальное значение и стал представлять собой эстетическое действие, обязательную свадебную игру, не имеющую под собой той особой магической базы — принятие из чужого рода в свой род. Это положение верно для огромного количества свадебных обрядов, которые с течением времени утратили свое значение и либо стали восприниматься просто как обязательная, но ничем не подкрепленная часть свадебного действа, либо получили новое значение в соответствии с веяниями времени.

Например, обычай, согласно которому жених не видит невесту с момента сговора до свадьбы, объясняемый тем, что жених не участвовал в ее выборе и порой был не знаком с ней до дня свадьбы, сохранился и в настоящее время. Современные молодые люди, которые зачастую живут вместе до свадьбы, предпочитают разъезжаться по разным квартирам в ночь перед свадьбой, при этом объяснение этому многие не могут найти. Что касается традиций, получивших новую трактовку в соответствии с веяниями времени, то здесь можно сказать об уже упомянутой традиции преломления свадебного каравая. Она возникла в XIX веке в Англии. Каждый гость на английской свадьбе приносил с собой маленький пирог, эти пироги складывались перед женихом и невестой, которые должны были целоваться над ними. В настоящее время традиция преломления пирога получила новую трактовку — тот, кто отломит или откусит от пирога больший кусок, будет главой семьи.

Интересна традиция кражи и покупки невесты. Так, покупка невесты в выражается в обряде выкупа невесты, в символической продаже ее косы и даже в словах, с которых начинается сватовство — «У вас — товар, у нас — купец». Обряд кражи невесты сохранился до сих пор, он уходит корнями в те времена, когда древние славяне воровали понравившихся им девушек, которые затем жили с ними в качестве жен. На форму проведения свадебных обрядов ощутимо повлияло представление об умирании и возрождении молодых в качестве супругов. Именно поэтому во всех свадебных обрядах тесно переплетаются слезы и смех, радость и грусть. Традиция заключения брака путем сговора сторон, когда семья жениха отправляет сватов к невесте диктовала строгое соблюдение всех примет, обещающих благополучный исход дела.

Так из дома выгонялись собаки и кошки, поскольку считались нечистыми, все присаживались «на дорожку», на стол мать жениха выставляла каравай и соль, которые являются древнейшими мифическими воплощениями благополучия, счастья, постоянства и верности. Шибанов М. Празднество свадебного договора. Государственная Третьяковская галерея. Москва Боязнь отпугнуть удачу приводила к тому, что приход сватов в дом невесты сопровождался соблюдением целого ряда условностей. При входе в избу свату полагалось перенести через порог сначала правую ногу, да еще пристукнуть о порог пяткой, чтобы невеста не попятилась, то есть свадьба не сорвалась.

Войдя в дом, сваты останавливались под поперечной балкой, которая служила опорой потолку. Она называлась матицей. Выражение «стать под матицу» приобрело значение «прийти посвататься», так как стояние сватов под ней уже означало начало посредничества между домами жениха и невесты. Одним из наиболее распространенных мотивов русского фольклора является мотив испытания жениха путем выполнения различных русских заданий. Этот мотив исследует известный ученый фольклорист, В. Пропп на материале русской волшебной сказки.

Невеста в ответ на сватовство предлагает жениху трудное задание, от выполнения которого зависит ее ответ: «Раньше, чем вступить в брак, она испытывает жениха, задавая ему различные трудные задачи. Мотив «трудных задач» - один из самых распространенных в сказке… Иногда задача может задаваться в самом начале сказки. Сказка начинается с того, что царь желает выдать свою дочь и кличет всенародный клич, сообщая условия выдачи. В таких случаях сватовство вызвано задачей. Здесь мы имеем сперва задачу, а потом сватовство, состоящее в попытке решить эту задачу… Что, собственно, заставляет царя задавать задачу, об этом ничего не говорится. Другими словами, задачи не мотивированы.

Неясно пока и другое. Задачи настолько трудны, что они должны быть признаны невыполнимыми. Герой их выполняет, потому что у него есть волшебный помощник. Пока совершенно неясно, должны ли эти задачи привлечь или отпугнуть женихов, или помочь найти единственного достойного жениха… Герой сватается, но ему ставят условие сперва решить задачи невесты. Первый случай, как мы видели, не содержит мотивировки. В этом же случае мотивировка есть.

Сам ли царь, будущий тесть, задает задачу или это делает царевна-невеста, это роли не играет. Иногда это задаванье задач исходит от отца, иногда — от царевны. Но это не всегда бывает так. Можно проследить некоторую дифференциацию: враждебен к жениху только отец царевны, будущий тесть, а царевна, наоборот, помогает герою, обманывая своего отца». Множество свадебных обрядов связано с кругом, который является, по своей сути, древним символом брака. Именно исходя из этого формируются предметные воплощения круга — кольца, венки, круглый каравай, свадебные калачи.

Со времен покупки невест идет и другая традиция — скрепление брачного договора после сговора рукобитием и залогом. После рукобитья во многих деревнях невесту покрывали платком от сглаза и жгли куделю на ее прялке, отмечая тем самым ее переход от девичества к замужеству. Девушку называли «сговоренной», и ей полагалось ходить в темном платке, с распущенной лентой в косе и реже показываться на людях. Обряд предсвадебного мытья в бани символизировал собой очищение невесты, причем как физическое, так и духовное. Множество примет сопровождало и отправление свадебного поезда. Так, число подвод должно было быть нечетным.

Четные числа символизировали неудачу, смерть, зло и тьму. Отправлялся поезд к дому невесты не по прямой, а по объездной дороге, чтобы обмануть злые силы и не дать им расстроить свадьбу. Кстати, до сих пор в деревнях принято отправляться к дому невесты вокруг деревни, но дело уже идет не о боязни злых сил, а о желании показать всем в деревне, что в этой семье свадьба. С необходимостью отпугивать злых сил связано и приглашение колдуна на свадьбу. Причем, если колдуна не приглашали, то считалось, что он может расстроить свадьбу, например, превратить в стаю волков свадебный поезд.

Выкуп невесты на Руси Раньше выкуп невесты являлся своеобразным экзаменом для жениха на его зрелость и самостоятельность. Будущему мужу нужно было показать всем свои финансовые возможности. Сегодня этот обычай стал интересной свадебной забавой, где жениху предлагают решать разные задачи и головоломки. Если ему не удается найти правильный ответ, приходится выкупать невесту деньгами или конфетами. Сговор После удачного сватовства обе стороны вступали в, так называемый, сговор, обсуждали многочисленные организационные и финансовые вопросы. Сегодня аналогом этого процесса можно считать брачный контракт, который заключают супруги при вступлении в совместную жизнь, договариваясь о семейных правах каждого. Но, справедливости ради следует сказать, что особой популярностью брачный контракт не пользуется. Большинство пар идут под венец без каких либо обязательств. Свадебное застолье на Руси Свадебное застолье на Руси происходило по строгим канонам. Молодых у порога встречали родители, а их головы обильно посыпали зерном. Считалось, что такое действо принесет в молодую семью счастье и благополучие. Затем новобрачных нужно было накормить хлебом-солью. Для этого ритуала пекли огромный каравай.

Традиции и обычаи русского народа – свадебные обряды

Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники И поговорим сейчас, конечно же, о свадьбе, а точнее – о необычных русских свадебных традициях, некоторые живы до сих пор.
Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры Свадебные обычаи и традиции в России.
Традиции русской народной свадьбы Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным.

Свадебные обычаи Древней Руси

Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году. Как видим, у предков были довольно интересные обычаи и традиции, многие из которых сохранились до сих пор, хотя несколько в искажённой форме. Конечно, за много лет изменились свадебные традиции и обычаи, но сохранилась пышность празднования создания новой семьи.

Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде

Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Самой любимой свадебной традицией большинство — 59% опрошенных — назвали бросание букета невесты. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости. Традиции свадьбы в России можно условно разделить на: досвадебные традиции и обычаи (смотрины невесты, сватовство, обручение, девичник, посиделки жениха он же мальчишник). В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «».

Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда

Подготовка к венчанию Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу в самое лучшее платье и навешивали на нее сколько возможно более украшений; в это время девицы пели ей свадебные песни. Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец, как это всегда водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог. Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе. Константин Маковский.

Под венец. После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом. Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни. За ними каравайники несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты, называемые в описании царских свадеб «пенязями».

Потом следовали свечники со свечами и фонарщики с фонарями для свеч. Как у жениха, так и у невесты было по свече; два свечника несли одну свечу, так она была массивна, например, женихова в три пуда, а невестина — в два пуда. На свечи надевались серебряные или серебряно-вызолоченные обручи и бархатные или атласные кошельки. Возле свеч несли обручальные свечи и Богоявленскую крещенскую свечу , которою зажигали брачные свечи. В частных свадьбах жениховы караваи, свечи и фонари несли перед ним, когда он прибывал к невесте.

За каравайниками, свечниками и фонарщиками невесты шел дружка и нес осыпало, то была большая серебряная миса или просто металлическая. В ней лежали на трех углах: хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы и деньги. Двое по сторонам предшествовали княгине, или невесте, и держали путь, чтобы кто-нибудь не перешел дороги. За ними две свахи вели невесту в венце под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду.

На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине. На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям. Блюдо с осыпалом и с убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром. По бокам становились каравайники, свечники и фонарщики. Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего брата или родственника, иногда мальчика возрастом.

Все, составлявшие чин невесты, садились по своим местам, каждый по своему чину. Когда все занимали свои места, то как отец, так и мать невесты, как действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти за невестой. Брачный поезд Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть! Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение.

Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста.

Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам. Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы. По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину.

Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения». По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить. Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты. Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха.

Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр?

Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог!

Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу.

Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую.

Представители светского общества облачались в черные фраки, повязывали белые галстуки, на руки надевали перчатки, военные были в парадной униформе. Фото: К. Маковский, «Под венец», 1884 год День свадьбы Праздничный день состоял из двух важных этапов. Венчание Венчание проводилось в храме в присутствии свидетелей и гостей, оно закрепляло союз юридически.

Головы брачующихся покрывали церковными венцами, в завершение обряда священнослужитель надевал кольца, которые заранее доставлял в церковь жених. Торжественный обед Свадебное пиршество проходило дома. Молодых после венчания встречали хлебом-солью. Трапеза в зажиточных семействах всегда была очень роскошной, состояла из множества изысканных блюд.

Гостей развлекали живой музыкой и театральными представлениями. Завершал ужин сладкий пирог или торт, который резали молодожены и раздавали куски гостям. Устроить роскошное пиршество старались и небогатые люди.

Цель встречи с друзьями и подругами была в том, чтобы получить поддержку и одобрение брака.

Устарели и другие традиции, такие как рукобитие, смотрины. Сильно изменилась и суть обряда венчания. Также раньше банкет после заключения брака проходил в доме жениха, а на стол накрывали всей деревней. Это также было ритуалом, который во многом играл роль сплочения будущей семьи, знакомства сватов и других родственников жениха и невесты.

Сама подготовка такого банкета была непростой задачей, в которой каждый проявлял свой истинный характер. Оригинальные обряды на свадьбу Часто молодожены не хотят использовать ни популярные, ни классические обряды, отдавая предпочтение оригинальным красивым способам отметить свой праздник. Это может быть полет на воздушном шаре над родным городом или посещение дорогих сердцу мест с проведением индивидуальных обрядов, возложением цветов. Можно назвать такие примеры необычных обрядов: Посадка дерева.

Символ начала новой жизни, света и тепла, а также старт совместных добрых дел новой семьи; Клятва на церемонии. Часто молодожены не просто произносят стандартное «Да» на церемонии, но готовят клятву друг другу; Письма друг другу. Молодожены пишут письма и выражают в них свои тревоги, надежды и опасения, прочесть написанное можно будет через 5 или 10 лет; Вино или коньяк в подарок. Коллекционные напитки символизируют крепость новой семьи, а хранить их можно хоть до золотой свадьбы; Благословение от родителей.

Этот обряд рекомендован психологами, он поможет снять напряжение и возможную неуверенность молодых, получив одобрение от самых близких людей. Можно продолжать перечислять неординарные традиции, которые станут запоминающимися на всю жизнь. Но молодоженам стоит задуматься также о неповторимых обрядах, которые будут присутствовать только на их свадьбе. Обычно гости в банкетном зале в восторге от таких неожиданных сюрпризов.

Составление плана обрядов — последние рекомендации Не стоит загружать свадебный день и расписывать все время банкета на различные церемониальные обряды. Оставьте время на обычные танцы, веселье и приятный ужин в кругу самых дорогих и близких людей. Это теплое событие должно быть спокойным, вселять уверенность в сердца новой семейной пары, давать комфортное начало новому этапу жизни.

Молодой человек должен был подумать и о свадебном кортеже. В нём участвовали все родственники и гости со стороны жениха. Исключением были его родители.

Они должны оставались в доме и заканчивали все приготовления к празднику. Девичник и мальчишник Непосредственно за три дня перед свадьбой проходило ещё два события. Невесты организовывали девичник, а жених — мальчишник. В нынешнее время девичник проходит в виде весёлой вечеринки, на которой подружки дарят невесте всякие безделушки. В давние времена всё происходило иначе. Новоиспеченная невеста собирала всех девушек села, подруг и родственников.

Обязательно приглашалась вытница, которая пела страдальческие песни. Девушка в это время горько плакала, прощаясь со своей молодостью, беззаботной жизнью, с родительским домом. Рыдание невесты на девичнике было обязательным — в противном случае её ждала несчастная жизнь в браке. После обряда рыдания все присутствующие приглашались за стол. Все выпивали, кушали и продолжали плакать. Невеста каждой гостье дарила по два пояска.

Заканчивалось мероприятие песнями. Если девушке разрешалось выйти из дому, то в летнее время всей гурьбой шли в поле, собирали цветы, вязали венки. Все эти действия сопровождались песнями. В зимнее время — катались на санях. В завершении девишника невеста с подругами шла в баню, где её мыли и готовили к предстоящей свадьбе. Мальчишник у жениха был абсолютной противоположностью: он проводил его в полном одиночестве, должен был находиться с вечера до утра в бане и молчать.

Проведение торжества Наконец-то наступал день торжества, и в этот день необходимо было соблюсти каждое действие в точности. Начиналось все с восходом солнца. Новоиспечённой невесте необходимо было в доме будущего мужа прочитать заклинания от всякого рода сглаза. Выкуп невесты Следующей традицией, которая сохранилась и до нынешних времён, является выкуп новобрачной. В момент, когда молодой человек приезжал за своей суженой, ему готовили различного рода испытания. Только после того, как все задания выполнялись, он мог забрать невесту.

Весь процесс проходил весело. Участниками были все родственники со стороны невесты, которые преграждали дорогу жениху ещё на въезде в деревню. Следующий этап был у ворот двора. Если молодой человек не справлялся с поставленной задачей, то он должен был рассчитаться денежкой. Конечно, не стояла задача разорить жениха. Всё было символично.

Тем более, что на всех этапах разрешалось помогать дружку жениха. После того, как жених забрал невесту, все дружно отправлялись на венчание в храм. Празднование После церкви молодожёны отправлялись в дом жениха, где и происходили гуляния. На пороге дома молодожёнов встречала мать молодожёна. Она осыпала пару пшеницей и овсом, чтобы в семейной жизни было благополучие и достаток. Затем угощали хлебом и солью.

Каравай или хлеб пекли дома.

Русская свадьба - традиции и современность

Ныне существующие свадебные традиции в России, в своём большинстве, основаны на обычаях предков. История свадебных традиций в России и других странах: интересные факты, старинные, народные, национальные обычаи, обряды и приметы, связанные со свадьбами, женихом и невестой. Свадебный фотограф Мадина Сафарян рассказала о русских обычаях, которые все реже и реже соблюдают на свадьбах. Все о свадебных традициях и обычаях в России: современные, классические и устаревшие ритуалы, их описание и смысл. Интересные факты, обычаю и традиции о цыганской свадьбе мы собрали в отдельном материале. Среди свадебных обычаев и традиций в России особым для молодоженов считается родительское благословение.

«Если нет одежды в сундуке, девок замуж не берут». К открытию готовится выставка «Русская свадьба»

Современные свадебные традиции и обряды Русская свадьба – это интересный симбиоз старинных свадебных традиций в России, веяний советского времени и элементов западного стиля.
8 современных свадебных традиций - Weddywood Старинный обряд, в разных регионах России он проводится по-разному, как и многие другие традиции и обряды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий