Происшествия - 8 февраля 2024 - Новости Москвы - 6 февраля 2024 - Новости Якутска - 6 февраля 2004-го в поезде, следовавшего от станции «Автозаводская» до «Павелецкой» произошел очередной взрыв. Происшествия - 8 февраля 2024 - Новости Москвы - Ровно 20 лет назад в столичном метро, на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», прогремел мощный взрыв.
Теракт длиной в год
Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказала Людмила. В вагоне, где произошел взрыв, спасатель оказался случайно. Потом каким-то путем добиралась по тоннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске.
Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. RU Преподаватель истории Александр Морозов в этот день проезжал перегон на станции «Автозаводская», но в другом поезде. Он ехал на работу в школу, как вдруг услышал звуки взрыва. Был такой странный звук, — вспомнил пассажир. А на «Автозаводской» прозвучало объявление по громкоговорителю, что поезд встречный дальше не идет по техническим причинам.
Я тогда подумал — что-то случилось. Когда я приехал на работу, мне ученики сказали: «В метро был взрыв в вагоне, большое количество жертв». Тогда я срочно начал звонить жене, чтобы предупредить ее. Но дозвониться было невозможно — вся связь рухнула. Часть учеников тоже не смогли доехать — многим по прямой было» Александр Морозов, очевидец теракта на «Автозаводской» После взрыва на станции «Автозаводская» депутаты внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты. Теперь те, кто организовывал или имел отношение к подобным преступлениям, могли получить пожизненное наказание.
Эксперт комплексной безопасности, полковник запаса, руководитель холдинга структур безопасности «Русь» Роман Насонов рассказал, как именно изменилась система безопасности в московском метро спустя 20 лет. До этого ее не было. Появились камеры в поездах и вагонах, — объяснил эксперт.
Спустившись первый раз после теракта в метро, Андрей запаниковал — в вагоне сидели иммигранты с сумками. Но поборол страх. Обидно, государство забыло про пострадавших. Выплатили 120 тысяч рублей, и вся поддержка закончилась. Кстати, 29 марта 2010 года я чуть не стал жертвой теракта на «Лубянке»: отправлялся на встречу, но начальник отменил ее. Ангел-хранитель со мной». Высшие силы Анна каждую неделю приносит к памятнику цветы В тот день Анна и Егор Деевы, как и все, торопились на работу.
Оба спустились в метро на станции «Кантемировская», только из-за утреннего столпотворения запрыгнули в разные двери вагона. Как женщина узнала позже, в этот самый момент с ними зашел и террорист-смертник. Теперь при виде восточных людей немедленно покидаю вагон! Да, у нас не было детей, но не жалею об этом. Другой мужчина не нужен, предпочитаю вдовство второму браку. В моем сердце никому нет места. Егор — мой ангел-хранитель, в квартире везде висят его фотографии.
Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор. Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына. А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется. От заблокированных в нем пассажиров — тоже. Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад. Ничего принципиально с того дня не изменилось. Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность. Я к ней никакого отношения не имею. Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании. Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье. Но я не хочу никак и ни с кем связываться. Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов. Этот день я не считаю своим вторым днем рождения. Мне кажется, это было везение. Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить. Некоторым нет. Это случайность. Мне работа нравилась. А как водители, которые попадают в аварию. Для меня это была случайность, и в эту случайность очень мало вероятности попасть снова. Среди них был прокурор-криминалист Лев Бертовский. Он работал с теми пассажирами, чьи тела остались на месте взрыва. В основном люди умерли от баротравм физическое взрывание органов тела, вызванное разницей давления между внешней средой — газ или жидкость — и внутренней полостью. Естественно, всё это надо было доставить в морг. Мы тащили их в сторону «Автозаводской» и там сортировали: отдельно женские и мужские руки, ноги, головы. Милиция всё оцепила, работали технические службы, — вспоминает спустя годы криминалист. По ступенькам подземного перехода мельтешат работники прокуратуры, ФСБ, спасатели, пожарные. У бордюра — носилки все в крови. Врачи и милиционеры уносят вниз бутылки с питьевой водой, столы и брезентовые носилки — штук 50, не меньше. В вагоне поезда он увидел девять трупов, фрагменты тел. Они принимают огромное количество пострадавших и направляют их в больницы, где медики уже борются за их жизни. Скорые ходили вереницами. Полное непонимание, кто и что и делает, — суматоха. Такого не было даже при взрывах домов на Каширском шоссе. Постепенно работа приходит в русло. А с другой, нужно создавать такую среду, чтобы она была безопасна. Идеология была, по телевизору фильмы шли с посылом: «Давайте любить друг друга». И все фильмы были направлены на то, что национальности — это замечательно. Но чем лучше наши правоохранители работают, тем меньше шансов на трагедию» Лев Бертовский, криминалист Для того чтобы человек распознал угрозу, он должен быть специалистом по безопасности очень высокого класса. А мы можем такого поставить на каждую станцию метро? Тем более открытие новых станций поставили на конвейер, — рассказывает криминалист, который работал на месте трагедии.
Тогда обошлось без погибших. Тогда пострадало 20 человек. Но нынешняя трагедия самая масштабная. Ее обсуждают повсюду. Красноярцы возмущены и говоря о трагедии, порой употребляют резкие выражения. Конечно большинство, едва услышав о трагедии, кинулись к телефонам, что бы убедится, что с их московскими друзьями и родственниками все в порядке. В Москве работает горячая телефонная линия, по которой можно справиться о пострадавших. Номера телефонов: 275-71-38, 272-05-56.
Теракт длиной в год
8.32 В Московском метрополитене во втором вагоне поезда, который двигался от станции "Автозаводская" к станции "Павелецкая", произошел взрыв. В феврале террорист-смертник устроил взрыв в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена. Вчера исполнился год со дня теракта в московском метро на перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская".
«Перешагивали через тела и шли дальше»: 20 лет теракту на станции «Автозаводская»
Миграция, по его словам, «превратилась в пагубную плесень, разъедающую государство». В наших городах находится полноценная армия, живущая по своим правилам, в своем собственном параллельном мире, недосягаемом до российских законов, но переполненном ваххабитскими догмами и ненавистью к коренному населению… Первое, что нужно сделать — это провести полную ревизию паспортов, выданных за последние годы, как минимум за восемь лет, с отзывом гражданства у тех, кто получил его с нарушениями. Второе — объявить временный мораторий на выдачу гражданства тем выходцам из стран Средней Азии, которые не принадлежат к коренным народам России. Третье — ввести в действие режим нулевой толерантности в отношении любых преступников из числа натурализованных граждан. И четвертое — ликвидировать организующие структуры, способствующие формированию параллельных государству судебных, силовых и экономических механизмов», — говорит Севостьянов. Действительно, трудовая миграция в Россию с трудом поддается логическому анализу, поскольку она, как отмечал политолог Юрий Баранчик, больше смахивает не на трудовую миграцию, а на переселение народов. При этом пока не похоже, что чиновники собираются что-то менять. Лоббисты миграционной политики, которые сразу после теракта спускали нарративы некоторым СМИ в частности «Коммерсанту» о том, что террористы — это не уроженцы Средней Азии, а «славяне с накладными бородами», теперь спускают другие нарративы о том, что те, кто выступают за изменение миграционной политики — это «агенты вражеских спецслужб», «расисты», «разжигатели межнациональной розни» и т.
Конечно, есть те, кто активно выступает за немедленное ужесточение миграционной политики — например, депутаты Госдумы Михаил Матвеев или Михаил Шеремет, который предложил ограничить въезд мигрантов в Россию, хотя бы на время проведения специальной военной операции — однако, по сути, это глас вопиющего в пустыне. Тем не менее без изменения миграционной политики угроза новых террористических актов по-прежнему будет оставаться высокой, ибо у исламского радикализма в России есть благодатная почва. Если сегодня «проповедники» легко нашли в среде сторонников тех, кто готов убивать людей в концертном зале «Крокус Сити Холл» в Красногорске, то что будет, если они же призовут к еще более страшным акциям? Воронцов С. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Добаев И. Радикализация ислама в современной России.
Автор Виктор Бирюков Национализм, шовинизм, расизм, экстремизм, нацизм Александр Рифеев Что же реально представляют собой национал-патриотические движения в России? Современное состояние национал-патриотических движений в либерально-демократической России: существуют несколько направлений развития таких движений: а «националистическое»; б «фольклорное»; в «боевое»; г «баклановское». Под т. Национальное население республик, в отличие от русского населения, еще не потеряло совести и своего самосознания, поэтому все местные национал-патриотические движения имеют там определенный успех. Однако их возможности по захвату и удержанию власти в общероссийском масштабе сильно ограничены. Нет излишних финансов, нет кадров для управления страной, политического авторитета, нет «харизматической» идеи. А самое главное, среди русского населения эти движения не имеют и не могут иметь никакого сочувствия.
Максимум их способностей, это залепить смачную пощечину министру Фурсенко, причем так, что потом Фурсенко выглядит гораздо привлекательнее, чем до этого. Затем стоять и смущенно улыбаться, ну настоящие «тургеневские барышни»! Интересно, своим добрым молодцам из НБП они тоже дают по морде, когда те переходят известные границы? Все, естественно, под контролем наших спецслужб. Именно в таких движениях и будут русских оболванивать националистической фразеологией. Примеры: казачьи организации война в Приднестровье, Абхазии, Чечне и т. В настоящее время организаций «боевого» направления в России нет.
РНЕ совершенно не активна рядовой состав организации понял - их в пропагандистских целях просто используют , а деятельность казачьих организаций усилиями нашей элиты сведена к «фольклорному» направлению. Это поле сейчас совсем чистое, основательно вытоптано и занято псевдорусскими националистическими организациями подконтрольными политическому режиму. Дерутся здорово, но и только! Все их подвиги ни на минуту не приближают день освобождения русских. Наша российская государственная политическая элита даже научилась использовать их в качестве страшилки «русского фашизма». Это звучит даже круче чем «еврей-шахтер»! К сожалению, в остальном «цивилизованном» мире мало кто понимает, что словосочетание «русский фашизм» - это только либеральная придумка, не более того.
Так что от всего «баклановского» направления пользы в настоящее время мало. Съездят несколько раз по морде обнаглевшим, убьют торговца наркотиками, но все эти акции главной проблемы не решают. Между прочим, в советские времена «бакланами» в зонах называли тех, кто по дурости попал туда за хулиганку. Это светит и всем нашим скинам, пусть не обижаются за такие слова. Если не будут бороться шовинизмом и расизмом как с политическим явлением, то все пойдут по зонам. Пора бы им уже и поумнеть… Для понимания существа вопроса сначала необходимо выяснить, что означают слова «народ» и «нация». Под словом «нация» следует понимать политически организованный народ, который осуществляет государственный суверенитет на территории своего проживания.
Под политической организацией понимается очень высокая степень самоорганизации народов в нации, имеющих свою идеологию, ясно указывающую им их место, стиль поведения, роль в настоящей и будущей мировой истории. Нации, не позволяющих навязать себе извне продажную компрадорскую элиту, чуждую им культуру и разрушающие идеи. Под словом «народ» следует понимать достаточно большую общность людей, у которых: а один язык общения, б единая не всегда территория проживания, в одинаковые самое главное реакции на все внешние и внутренние военные или политические вызовы. Нетрудно сделать вывод, если вышеуказанное определение верно что русские уже не являются единым народом, а нацией уже тем более не являются. Печально, но факт. Поэтому к нам и отношение со стороны окружающих народов как к апатридам лицам без гражданства. Выясним, что это такое «националисты» и «шовинисты».
Националисты — это люди очень любящие свой народ, нацию или этническую группу. Соответственно другие народы, нации, этнические группы националисты любят меньше или вообще не любят. Следует отметить, что националисты признают за представителями других народов, наций или этнических групп такое же право любить свой народ или нацию фактически признают их право на свой национализм. Шовинизм — крайняя форма национализма, шовинист любит, уважает и ценит только свой народ или нацию, рядом живущие с ним народы для шовиниста только «никто, ничто и звать их никак». Соответственно никаких прав на человеческое достоинство у представителей других народов и наций, в том числе и на любовь к своему народу или нации, шовинист не признает. Существует и национальный экстремизм, его еще называют — «нацизм», это тот же самый шовинизм, но только уже не на словах, а в действии. Расизм — это тот же шовинизм, переросший в нацизм, но направленный не только против соседних народов, рядом с которым нацисту так трудно жить, но и направленный уже против всех остальных народов, причем без исключения.
В нашем обществе эти понятия: национализм, шовинизм, расизм, нацизм и фашизм так перемешались между собой, что обыватель уже и не видит между ними никакой разницы. Этим обстоятельством хорошо пользуется российская политическая элита. На русских националистов российская политическая элита постоянно вешают ярлык фашистов и нацистов, но о других националистах они почему-то вспоминать не желают. И очень упорно молчат о шовинизме расизме и экстремизме нацизме самой российской элиты. Надо заметить, в этой области человеческих взаимоотношений в России сложилась совершенно парадоксальная ситуация, второй такой в мире, наверное, и не найти. Как уже отмечалось выше, нацией может называться только народ, этническая группа фактически осуществляющий государственный суверенитет на территории своего проживания. Что это такое реально?
И, более того, сами основы государства покоятся не на договоре, а только на силе, пущенной в ход правящим классом или этнической группой фактически - нацией в нужный момент и с должной эффективностью! Вывод: российская либерально-демократическая интеллигенция и вся государственная российская элита политическая, экономическая, правоохранительная и культурная совершенно явно обладают вышеуказанным государственным суверенитетом. Они расценивают российское население как своих врагов и борются с населением политическими, законодательными, экономическими и морально-психологическими средствами. Политические средства — это лишение русского народа, и всех остальных российских народов тоже, возможностей влиять на судьбу нашей Родины политическим путем. Выборы превратились в фикцию, а все наши политические партии и вся российская элита - это фактически самые покладистые путаны во всем американском политическом борделе. Экономические средства — это обнищание народа и постоянная борьба за выживание, вследствие чего население занято только своим выживанием и уже не успевает думать про выживание российского национального государства, страны, общества и населения в целом. Законодательные — это система юридических законов подавляющая любой протест со стороны коренных народов России и не признающая за ними никаких прав человека, тем более прав т.
Морально-психологические средства — это моральное оболванивание и развращение населения. А так же стравливание и разделение населения России по социальным, национальным или религиозным признакам. Естественно, что никакого суверенитета русский народ и все остальные российские народы явно не имеют. С точки зрения вышеуказанного определения, русский народ с октября 1917 года нацией уже не является. После окончания Гражданской войны в России нацией являются только хитрые мордашки. Это право завоевано ими в жестокой схватке за власть сначала со старой российской элитой, а затем и с русским народом. Активная в политическом отношении их часть создала свои революционные партии: Российская социал-демократическая рабочая партия РКП б и Партия социалистов-революционеров эсеры , далее имевшие следующие названия: Всероссийская Коммунистическая партия большевиков - ВКП б и Коммунистическая партия Советского Союза КПСС Используя революционные настроения в российском обществе, они захватили власть в стране, отстояли в гражданскую войну свою власть и поработили русский народ.
Но затем коммунисты-государственники под руководством И. Сталина передушили многих коммунистов-интернационалистов «старых большевиков» и троцкистов. В этом, с виду очень жестоком поступке, была самая острейшая необходимость. Старые большевики и троцкисты умели только разрушать и нового российского государства создать не могли. Поэтому, чтобы не погубить страну и коммунистическую идею, их отдали в жертву так наз. Почему слово «сталинские» написано мной в кавычках? Эти репрессии начали в свое время именно они — «старые большевики» В.
Ленина и соратники Л. Сталин просто поступил с ними по справедливости. А репрессии называет «сталинскими» уцелевшая молодая поросль коммунистов-интернационалистов, они не простили Сталину своего поражения. Вот почему и российские либерал-демократы при одном упоминании Сталина начинают биться в истерике, тоже, подлецы, не могут забыть своих отцов и дедов сгоревших в огне репрессий, ими же начатых. Итак, И. Сталин и его соратники, коммунисты-государственники среди них тоже было много хитрых мордашек, но он их всех заставил не жалея себя работать во славу России , восстановили государство и смогли сделать его вторым по силе и влиянию в мире. Но даже и тогда русский народ все же не являлся нацией, государственная власть полностью была в руках хитрых мордашек, просто тогда они уже не разрушали Россию, товарищ Сталин был не тот человек, который позволил бы это делать.
Но ничего нет вечного в этом мире, ушел Сталин, ушли и все его соратники. А наши коммунисты-интернационалисты, а затем российские либерал-демократы остались, и уничтожили все то, чему он посвятил свою жизнь: коммунистическую идею, Советский Союз и будущее российских народов. Следует отметить, официально они все же никогда не считались нацией. Причем все прекрасно знали, кто именно в российском доме хозяин. Все государственные решения в СССР и РФ за последние 100 лет принимали люди - выходцы из народа хитрых мордашек или очень близко породненные с ними. Сложилась совершенно дикая ситуация: русские считают себя нацией, но фактически ею уже давно не являются. Более того, русские не являются уже и единым народом.
Но понять и осмыслить этого русские не в состоянии! Российская государственная политическая элита - фактически это нация в современной России. Но официально они нацией все же не являются, юридически это нигде не закреплено! Самое интересное в том, претензии российской элиты на право называться в России нацией до сих пор не признаются российскими народами, в т. Вот откуда и все эти «психи» нашей элиты по поводу роста русского национализма! Народ захваченной, оккупированной страны, по логике завоевателей, совершенно не имеет никаких прав.
Я ехала с Каширки в третьем вагоне с конца. Много народу было. Мы только разгоняться начали, и тут раздался громкий хлопок.
Затем скрежет, свет замигал и погас. Сразу гарью запахло. Кто-то по переговорному устройству кричал машинисту, чтобы он дверь открыл. Двери открылись, и дыма еще больше стало. Затем я услышала, что надо выходить и идти назад. Первыми спустились парень и девушка. Они мне помогли вниз слезть, и я пошла вперед. Впереди меня тоже люди шли. Все молчали.
Только иногда кто-то предупреждал: «Осторожнее». Это значит, под ногами лежит человек. Живой или мертвый. Не знаю. Мы просто перешагивали и шли дальше. Так молча, один за другим, вышли к «Автозаводской». Стали подниматься по лесенке.
Всякое бывало за 10 лет работы в подземке, но не было случая, чтоб Горелов потерял над собой контроль или поступил неразумно. Ответил без запинки, воспроизвел десятки сложнейших цифр. Проверили по справочнику — все точно!
Горелов среагировал мгновенно. Парня протащило под... После отключения напряжения Владимир поставил перемычку между рельсами для замыкания электроцепи на случай, если вдруг возобновится напряжение. А потом тут же полез под вагон и достал бедолагу. Доработал до конца смены, превозмогая пережитый стресс. Пожалуй, этого второго вагона. За год до теракта в нем же разорвался воздухопровод. А нет воздуха — нет тормоза. Натерпелся я тогда, пассажиров пришлось долго успокаивать. Но то, что случилось год назад, не сопоставимо ни с чем.
Он ведет свой состав под тем же 96-м номером по той же Замоскворецкой линии. И по лицу машиниста не поймешь, какие воспоминания терзают его душу. Да и сейчас спрашиваю. И не могу найти ответ. Прошу вас, поблагодарите от меня всех тех, кто помогал спасать живых и выносить раненых. А тем, кто потерял своих родных и близких, — мое соболезнование. Я искренне скорблю и печалюсь вместе с ними. Мы все подчинились ему беспрекословно. На прощание Владимир Горелов показал рукой на маленького смешного лягушонка из керамики, стоявшего на книжной полке. Мне друзья подарили и сказали: вот, мол, твоя сущность.
Может, такой же хладнокровный?
Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс». Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история.
За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее. А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне.
По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель.
RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях. Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал.
Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне». Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события. Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается.
И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало. Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону.
А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех.
Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют.
20 лет теракту в московском метро: как живут пострадавшие сейчас
Взрыв в вагоне метропоезда между станциями “Автозаводская” и “Павелецкая” унес жизни 40 человек. 20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек. В 08:32 в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошел взрыв.
В Москве продолжается расследование причин мощного взрыва в столичном метро
Во вторник 6 февраля исполнилось ровно 20 лет со дня чудовищного теракта, который произошел в половине девятого утра на перегоне метро на Замоскворецкой линии между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Люди, пережившие сегодняшний теракт, делятся своими впечатлениями. Как сообщил РБК пассажир первого вагона злополучного поезда, взрыв произошел примерно через 20-30 секунд после того, как поезд покинул станцию "Автозаводская". Напомним, 6 февраля этого года на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» был взорван поезд метро. Люди, пережившие сегодняшний теракт, делятся своими впечатлениями. Как сообщил РБК пассажир первого вагона злополучного поезда, взрыв произошел примерно через 20-30 секунд после того, как поезд покинул станцию "Автозаводская".
Хроника трагедии
Взрыв в поезде, следовавшем в центр, произошел 6 февраля 2004 года между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Страшный теракт произошёл 6 февраля 2004-го на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой". По данным следствия, Ибрагимов подозревался в подготовке совсем другого теракта в московском метро, запланированного на февраль 2005 года, и не имел отношения ко взрыву в вагоне поезда на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая»[39]. 20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек.
Кто взорвал московское метро в 2004 году
Люди начинают трезво размышлять, осознавая произошедшее». Через три года в феврале 2007-го суд приговорил обвиняемых в организации этого преступления троих террористов в пожизненному заключению и выплате пострадавшим компенсации морального вреда в размере более 7 миллионов рублей. Непосредственным же исполнителем теракта стал смертник Анзор Ижаев, который пронес в рюкзаке в вагон метро взрывное устройство весом почти 19 килограммов с поражающими элементами — болтами и гайками. Этот теракт стал поводом для усиления мер безопасности в московском метро, после него вагоны и станции метро стали снабжать камерами видеонаблюдения, а на входах устанавливать металлоискатели. Цветы в память о жертвах Фото: MSK1. RU О терроризме вспоминают все реже Увы, приходится констатировать, что за время, прошедшее с тех пор, эта и другие подобные даты по понятным причинам уже не вызывают былых эмоций. Да и сам терроризм, который считался чуть ли не главным проклятьем наступившего 21-го века, таковым в России быть перестал. А ведь еще недавно наша страна 3 сентября каждого года дружно отмечала День солидарности в борьбе с терроризмом. В этот день в России принято вспоминать и все другие многочисленные теракты, произошедшие в Москве, Волгограде, Буденновске, Волгодонске, Чечне и других городах и регионах страны. Тут любопытно то, что несмотря на то, что исполнителей этих преступлений и называют террористами, на деле, это самые обыкновенные убийцы, вдохновлявшиеся самыми разными мотивами, в детали которых, как правило, следствие в таких случаях не входит.
Наименование же терроризм дан этому явлению исключительно для удобства. В столице России по этому поводу можно вспомнить много чего. Вот только краткий трагический перечень терактов, произошедших в Москве в период террористического разгара с конца 1990-х по конец 2000-х годов. Жилой дом на улице Гурьянова. Жилой дом на Каширском шоссе. Подземный переход под Пушкинской площадью. Захват заложников в Театральном центре на Дубровке. Тушинский аэродром, где проходил рок-фестиваль «Крылья». Вход в гостиницу «Националь» на Моховой улице.
И все, в реанимацию, а там уже часа через два или три у меня первая клиническая смерть была, и через час еще одна была", — вспоминает один из пострадавших Андрей Алимов. Большего количества жертв удалось избежать благодаря грамотным действиям машиниста и пассажиров, среди которых оказался сотрудник МЧС. Он предотвратил панику и организовал группу, которая сразу же начала оказывать первую помощь пострадавшим. Отличившихся наградили орденами мужества.
При этом сам машинист не растерялся ни на минуту: мгновенно применил экстренное торможение, связался с диспетчером, попросил обесточить контактный рельс. Из горящего вагона люди выбирались прямо по этому тоннелю пешком.
Здесь на станции пассажиры помогали им выбраться на платформу. Первым на помощь пострадавшим пришел тот самый офицер МЧС. Сергей Кавунов в этом поезде ехал на работу. Он успокоил людей, организовал эвакуацию. Сейчас вспоминает: даже не ожидал таких слаженных действий от простых людей в экстренной ситуации. Первую помощь пострадавшим оказывали сами пассажиры поезда.
Начался сильнейший пожар, которому присвоили, пятую, высшую категорию сложности. В вагоне могло оказаться более ста человек. Погибших десятки, в первые же часы 50 человек обратились за помощью.
Сразу после трагедии спасатели вывели на поверхность более 700 человек. Даже те, кто сильно не пострадал, в шоке. Пожар удалось потушить лишь, через два с половиной часа.
Движение по Замоскворецкой линии в районе трагедии остановлено. Красноярские метростроевцы узнали о трагедии из выпусков новостей.
Теракт длиной в год
Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса.
Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать.
В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала.
К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку.
RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь». После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить.
Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять.
Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет.
В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила.
Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс».
Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее. А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома».
Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно.
Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель. RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях. Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал.
Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне». Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события. Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало.
Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь?
Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор.
Их привезли не только неравнодушные граждане, но и те, кто здесь потерял друзей и знакомых. Одна женщина пришла сюда помянуть свою соседку по даче и ее дочь — они обе погибли в том вагоне, а девушке не посчастливилось оказаться рядом с террористом, в результате чего ее просто разорвало на части. На месте событий побывала Readovka.
И все, в реанимацию, а там уже часа через два или три у меня первая клиническая смерть была, и через час еще одна была", — вспоминает один из пострадавших Андрей Алимов. Большего количества жертв удалось избежать благодаря грамотным действиям машиниста и пассажиров, среди которых оказался сотрудник МЧС. Он предотвратил панику и организовал группу, которая сразу же начала оказывать первую помощь пострадавшим. Отличившихся наградили орденами мужества.
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Справка
Хроника московских терактов | Главная» Новости» Причины взрыва на перегоне между станциями метро автозаводская павелецкая 6 февраля 2004 года. |
Хроника трагедии - Российская газета | Машины «скорой помощи», прибывшие в район станции метро «Павелецкая», готовы принять пострадавших от взрыва в одном из вагонов поезда, следующего от станции «Автозаводская».В результате этого теракта погибли 42 человека. |
20 лет теракту в московском метро: как живут пострадавшие сейчас | С момента теракта на «Автозаводской» прошло чуть более полугода, когда Москву потрясла новая трагедия. |
Кто взорвал московское метро в 2004 году - | Год спустя после совершения теракта в вестибюле станции «Автозаводская» московского метро установили мраморную доску с именами погибших. |
Как сложилась жизнь спасшихся в теракте на станции метро «Автозаводская» | STARHIT | Как вспоминает Светлана, проблемы с движением на участке «Автозаводская» — «Павелецкая», скорее всего, были связаны с тем, что спасатели «долго выносили мешки с телами». |
Теракт на «Автозаводской», страшные последствия терроризма
Теракт на «Автозаводской», страшные последствия терроризма | 2 года назад (2004) в московском метро на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел теракт; погибли 40, ранены 134 человека. |
Как сложилась жизнь спасшихся в теракте на станции метро «Автозаводская» | STARHIT | После теракта на станции «Автозаводская» власти ужесточили законодательство. |
«Перешагивали через тела и шли дальше»: 20 лет теракту на станции «Автозаводская» | В 8.30 на Замоскворецкой линии, между станциями Павелецкая и Автозаводская взорвался второй вагон пассажирского состава. |
Хроника московских терактов | Теракт 6 февраля 2004 года стал крупнейшим терактом в московском метро. Взрыв произошел в тоннеле между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». |
Хроника московских терактов | Теракт 6 февраля 2004 года стал крупнейшим терактом в московском метро. Взрыв произошел в тоннеле между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». |
Кто взорвал московское метро в 2004 году
В заложниках оказалось более 1100 человек, преимущественно дети и их родители, пришедшие на школьную линейку. Террористы удерживали заложников три дня, 3 сентября в спортзале школы произошло два взрыва, после этого начался штурм. Всего в теракте в Беслане погибли 334 человек, в том числе 186 детей. Теракт в Театре на Дубровке, 2002 23 октября 2002 года 40 террористов ворвались в Театральный центр на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост». В заложниках оказалось 912 человек. Террористы требовали прекращения военных действий в Чечне и вывести оттуда федеральные войска. Штурм здания Театра на Дубровке начался спустя три дня после захвата заложников. Силовики применили неизвестный газ. В результате штурма все террористы были убиты. По официальным данным, в общей сложности погибло 130 человек, общественная организация «Норд-Ост» называет 174 погибших. Теракт в Буденновске, 1995 14 июня 1995 года в Буденновске группа боевиков Шамиля Басаева, насчитывавшая около 200 человек, взяла в заложники более 1,2 тыс.
Террористы требовали прекратить военные действия в Чечне, признать ее независимость и вступить в переговоры с режимом Джохара Дудаева. Российские власти согласились на перегороворы с террористами и пообещали пойти на выдвинутые условия в обмен на освобождение заложников. Банда Басаева потребовала, чтобы группа добровольцев из числа заложников сопровождала их в Чечню для обеспечения безопасности. Остальные смогли покинуть город. Теракт в жилом доме на Каширском шоссе, 1999 13 сентября 1999 года в Москве прогремел взрыв в жилом доме на Каширском шоссе.
Поезд отправляется со станции метро "Автозаводская" по зелёной ветке на север.
Во втором вагоне на практику по малярно-штукатурному делу едет студент училища 17-летний Андрей Алимов. Он ещё не раз вспомнит стечение обстоятельств, приведшее его сюда. В середине вагона едет на работу 45-летняя Людмила Тимофеева. Она тоже здесь почти случайно. Я хотела выйти на "Красногвардейской", но решила стойко перенести это испытание. Спустя 300 метров после выезда с "Автозаводской" раздаётся взрыв.
Позже выяснится, что террорист-смертник взорвал бомбу весом четыре килограмма в тротиловом эквиваленте, находившуюся в его рюкзаке. Несколько десятков человек погибают в первые секунды. Андрей, как и многие другие, теряет сознание: — Было ощущение сильного удара током. Когда очнулся, где-то через несколько секунд, на мне лежали трупы. Выбрался из-под них, огляделся.
Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества. Награды также получили участники спасательной операции в метро. Полковнику Главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Сергею Кавунову был вручен орден Мужества. Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм. Сверху ведро залили эпоксидной смолой. Пластит, детонаторы и взрывчатку из ВОГ-25 им передал Шаваев.
Тогда, по официальным данным, погибли 42 человека, пострадали более 200. Спустя 20 лет трагедия, подтолкнувшая навсегда ужесточить меры безопасности в столичном метрополитене, не забыта ни историками, ни людьми. Сегодня у мемориальной доски с фамилиями погибших, установленной на станции «Автозаводская», много свежих цветов и зажженных свеч.
20 лет со дня теракта в метро на станции "Автозаводская"
Ровно 20 лет назад в столичном метро, на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», прогремел мощный взрыв. Главная» Новости» Причины взрыва на перегоне между станциями метро автозаводская павелецкая 6 февраля 2004 года. 20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек.