Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. Она содержит WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и помощь, что вам может понадобиться. в Рязанской и Смоленской областях так называют простой крестьянский кафтан; короткий кафтан, полукафтанье (Ярославская область). в Рязанской и Смоленской областях так называют простой крестьянский кафтан; короткий кафтан, полукафтанье (Ярославская область).
В старину род короткого кафтана
К летникам, как и мужским зипунам, пристегивалось шейное ожерелье. У женщин оно прилегало более тесно. Эта была одежда длинная со множеством пуговиц от верха до низа, у богатых пуговицы были золотыми и серебряными, у бедных — медными. Опашень шился из сукна, чаще красного цвета, рукава были длинными , чуть ниже плеча был разрез для рук. Таким образом женщина могла показать не только широкие накапки своего летника, но и запястья своей рубахи, шитые золотом и жемчугом. Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник- ожерелье, круглого вида, который закрывал грудь, плечи и спину. По разрезу и подолу опашни окаймлялись другими видами ткани и были расшиты золотом и шелком. В плечах она делалась Уже, а вот в подоле — шире. Рукава были длинные с проймами, как в опашне, на краях этих рукавов пристегивалось запястье из другой ткани, чаще вышитое, подол подпушался широкой полосою другой материи, а разрез, который застегивался пуговицами, обыкновенно 15 штук, окаймлялся металлическим кружевом или тесьмою, густо расшитою золотом. Телогреи в 15-17 веках были как холодными так и теплыми, подбитыми куницею или соболем. Женская шуба отличалась от мужской.
Они были холодными и теплыми на меху. Если летник в женском одеянии соответствует зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану, а шуба означала верхнюю накидную одежду. Они так же были как холодными из ткани, так и теплыми с рукавами или на меху, или стеганными на вате. ШУБЫ в народной одежде Меховые женские шубы шились на соболе, куницах, лисицах, горностаях, белках,з айцах, смотря по состоянию хозяйки, покрывались сукнами и шелковыми материями разных цветов и цветными. Шубы так же красиво были отделаны металлическим кружевом и тесьмою. Рукава женских шуб украшались по краям кружевом ,они снимались и хранились, переходя от матерей к дочерям как фамильная ценность. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывалась лентами на три банта. В конце 18- первой половине 19 столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки и была модной одеждой на Русском Севере. Другие виды женской одежды: подволока, волосники и проч.
В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои одежды богатую мантию — подволоку или приволоку. На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники — шапочки на подобие скуфьи из шелковой ткани, нередко из золотой, делались с узлом, с помощью которого регулировался размер с отторочкой по краю ошивками из жемчуга и каменей. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семьи, исключая мужа, не увидали её волос. Поверх волосянки накладывался платок, чаще белого цвета, его висячие концы, завязанные под подбородком , были усеяны жемчугом. Этот платок назывался убрусом. Когда женщин выезжала, то на убрус надевала белую шляпу с полями. Так же надевали шапки. Девицы носили на голове венцы. У венцов были поднизи, называемые рясами. У других были венцы попроще и состояли только из золотой проволоки в несколько рядов, которые украшали кораллами и камнями.
Девичий венец был всегда без верха. В дальнейшем - обручи мягкие и твердые из разноцветных лент. Открытые волосы считались символом девичества. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы. То замужние женщины заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор. Зимой девицы покрывали голову высокою шапкой из соболя или бобра с верхом из ткани, из-под шапки виднелись косы, заплетенные красными лентами. Более бедные ходили в длинных рубахах, на рубахи надевали летники, иногда белого цвета, похожие так же на рубаху, иногла крашенные, а голову повязывали платком из крашенины или шерстяной материи. Сверху всего накидного платья поселянки одевали одежду из грубого сукна или серемяги — серник. При большой зажиточности поселянки носили платки шелковые, а сверху летника однорядку из красной или синей крашенины, зенделя или зуфи. Женские одежды того времени шились без талии, просто.
И вполне соответствовало пословице: не ладно скроено, да крепко сшито. Как мужские ,так и женские одежды хранились в клетях, в сундуках под куском кожи водяной мыши, которую считали предохранительным средством от моли и затхлости. Красивую и дорогую одежду одевали только в праздничные и торжественные дни. В повседневности те же дворяне частенько ходили в платьях из грубого холста или сукна.
Это единственный сайт, который вам нужен, если вы застряли с трудным уровнем в игре WOW Guru. Эта игра была разработана командой Fugo Games, в портфолио которой есть и другие игры.
В старину: род короткого кафтана. Примеры употребления слова архалук в литературе. Только на третий день, надев шелковый архалук и толстый позолоченный чеканный пояс, Вардан направился к Караджугай-хану.
Зипун одежда 19 век. Рисунок на тему одежда говорит о человеке. Кафтан боярина. Ферязь 17 века. Ферязь одежда на Руси. Мужской зипун 17 века. Ферязь Ивана Грозного. Кафтан на Руси. Кафтан 19 век Россия. Русь одежда 17 век кафтан ферязь. Кафтаны- ферязь Московской Руси. Зипун казака. Зипун донских Казаков. Зипун Донского казака зипун. Кафтан картинка для детей. Рисунок без фона кафтан. Зипун картинка. Кафтан PNG на белом фоне. Зипун и армяк. Чуга одежда. Чуга одежда на Руси. Зипун одежда. Старинная одежда зипун. Кафтан и шуба. Пальто кафтан. Старинная одежда кафтан. Кафтан шубный. Бешмет татарский мужской. Бешмет донских Казаков. Бешмет 17 век Северный Кавказ. Кафтан бешмет. Устаревшие названия одежды. Старинная одежда названия и картинки. Мужская одежда на Руси. Одежда на Руси в старину. Проект одежда на Руси. Русский народный костюм мужской. Народный костюм зипун. Кафтан 17 век. Зипун одежда 17 века. Кафтан 16 век. Кафтан 20 века. Кафтан царевича 17 век. Камзол это в древней Руси. Польский кафтан 17 века. Кафтан 17 века Московская Русь. Польский кунтуш 17 век. Камзол мужской 17 век.
По одежке встречают
Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче тёплых. Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. Д. Ушаков объясняет так же, добавляя сведения о материале, из которого в старину шили одежду, называя его толстым сермяжным сукном. На этой странице мы разместили для вас WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы, читы, пошаговые руководства и решения. -а, м. В старину: род короткого кафтана. в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, без сбор, с рукавами, вшитыми в прямую пройму.
(ахалук) в России XIX в. мужской кафтан без пуговиц и плечевых - слово из 7 букв
По одежке встречают | Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. |
Кафтан татарина - 7 букв ✓ | Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан, достигавший до пят или же только до икр, чтобы оставлять напоказ раззолоченные сапоги. |
Words Of Wonders Guru: В старину: род короткого кафтана | А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. |
Контуш, кафтан, армяк и русская женщина в халате: rabota_psy — LiveJournal | Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. |
В старину: род короткого кафтана WOW Guru Ответы
Одежда XVII века на Руси Мало кто знает, что именно в этот период появляется и наш русский сарафан в том виде, в котором он сохранился у староверов — косоклинный сарафан. Само слово «сарафан» также является заимствованием из тюрко-иранской среды и означало мужскую верхнюю одежду. В XV веке в связи с активностью турок на Руси начинается «турецкая мода» — активно поступают ткани из Ирана и Средней Азии, а также сама одежда от турок. Есть упоминания о том, что восточные послы в качестве подарков приносили русским князьям и верхнюю одежду. Турецкий кафтан Можно вспомнить и казачьего предводителя Степана Разина, ходившего «за зипунами» в Персию. Надо сказать, что «турецкая мода» проявляется не только в одежде, но и в оружии, доспехах и тактике боя. В начале XV века русское войско из преимущественно тяжелой конницы становится лекговооруженной.
Одновременно с этим в Московском княжестве начинается «византийский ренессанс», при дворе Ивана III складываются некие представления о Византии, и «образ Византии» становится весьма модным. Надо сказать, что это было именно представление о Византии, а не настоящая византийская мода. А именно: долгополые богатые одежды, рукава с напуском, сюда же прибавились и древнерусские длинные рукава. Все эти процессы приводят к классическому образу русской мужской одежды: рубаха, нижний кафтан однорядка, свита, поддевка и верхний кафтан опашень, охабень и т. На иконе «Молящиеся новгородцы» XV века мы можем видеть «классический look» мужской моды: все одеты в свиты с полами в стык, сверху надеты внаброс верхние кафтаны — опашни, с долгими рукавами и прорезями для рук. Икона «Молящиеся Новгородцы» Зачастую рукава завязывались за спиной.
Иногда надевали несколько нижних кафтанов для пущего щегольства и знатности. Аналогичным знаком знатности и богатства были и длинные рукава на кафтанах. Также появляются поддоспешные кафтаны и стеганые кафтаны, представляющие собой вид легкого защитного вооружения. В последующие столетия начинает оформляться предпочтение в крое. Для XVI века это кафтаны прямого покроя либо приталенные с цельнокроеной спинкой. В целом это достаточно объемные силуэты.
В XVII веке появляются более тонкие силуэты, чаще встречаются приталенные цельнокроеные кафтаны с борами, защипами и сборками на спине, кафтаны с отрезной спинкой. Также появляются и короткие кафтаны — полукафтанья. Всё многообразие мужского «платья», как в средневековье называли любую одежду, представлено в акварелях Ф. Солнцева «Одежды Русского государства». Акварели Ф. Солнцева «Одежды Русского государства» Латный полукафтан Именно в эту эпоху в одежде складывается мужской силуэт, который впоследствии лег в основу староверческого силуэта.
Их одевали в особую одежду, и, по всей видимости, именно эта одежда церковных служителей повлияла на формирование старообрядческого молельного костюма. Петровские реформы поставили крест на ношении знатью русской одежды вообще, в среде народных масс кафтан продолжает использоваться как повседневная одежда, меняясь и эволюционируя под влиянием моды, в том числе и дворянской. Поповец и безпоповец. Гравюра Мы же сосредоточим наше внимание на том, как развивался кафтан в среде староверов. Как уже было сказано выше, по всей видимости, одежда церковных служителей певчих дьяков повлияла на формирование мужского молельного кафтана у староверов. Более ранние источники «молящиеся новгородцы» позволяют нам судить о том, как одевались люди на молитву.
Эту эволюцию цвета исследователи связывают с материалом шерсть или хлопок и красителями домашними — ольха, морена или тернь, сандал. Шушпан, как правило, завершал комплекс с понёвой, и носили его не подпоясывая. В ряде случаев девичьи шушпаны назывались серяками. Серяк чупрун — широкая туникообразная одежда из домотканого сукна белого или серого характерен для Тульской губернии. Горловина, край пол, низ рукавов и подол окаймлялись шерстяным плетёным галуном. При ношении серяк чупрун подпоясывали кушаком с «махреными» концами, которые располагались и спадали спереди. В Михайловском уезде на Рязанщине шушпан называли юпочкой. Юпочка юпа напоминала шушпан, но была значительно короче. Праздничная юпа часто изготовлялась без рукавов, с проймами, отделанными бархатом, кумачом, лентами, позументом. Низ такой одежды почти на половину длины отделывали кумачом, а поверх него — лентами иногда выложенными зубчиками , позументом, бархатом, вышивкой, тесьмой.
По краю подола располагали красную шерстяную бахрому с белым бисером или кружево из белых нитей с красными зубцами. На полах с каждой стороны нашивались полосы кумача примерно 10 см шириной , поверх кумача — позумент.
Все, кто не может справиться с возрастающей сложностью этой игры, могут использовать эту страницу, которую мы любезно предоставляем. Если вы видите, что WOW Guru получила обновление, зайдите на наш сайт и проверьте новые уровни. Не забудьте добавить закладку на эту страницу и поделиться ей с другими. Это не тот уровень, который вы ищете?
Что такое Кафтан татарина? Почему Кафтан татарина именно Посмотреть ответ Происхождение слова Посмотреть ответ. Всё это будет доступно в ближайшее время.
Что нужно знать о кафтане
Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче теплых. Род кафтана застегивающегося спереди крючками употребляется на Востоке. Разновидности кафтана были унаследованы культурами по всей Азии и носились людьми в России (Северная Азия, Восточная Европа и ранее Центральная Азия), Юго-Западной Азии и Северной Африке. Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Ответ на вопрос Род старинного короткого кафтана., в слове 7 букв: Архалук.
Русский костюм. Словарь старинных понятий.
А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. кафтанах. каф-тан. Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). Это был узкий кафтан с рукавами только по локоть и значительно короче обыкновенных кафтанов. -а, м. В старину: род короткого кафтана.
Вид кафтана в старину 7 букв сканворд
Кафтаны с гасниками у Выговских отцов Большим приветом из XVII века являются кафтаны со шнурками гасниками, гашниками , на которых крепились пуговицы. Это рудимент средневековых разговоров, на левой поле крепились пуговицы по 2-3 штуки в ряд через равное расстояние. Кафтан на гаснике из Нижнего Тагила Н. Лесков Такой тип крепления пуговиц встречается еще в конце XIX — начале XX веков на кафтанах часовенных староверов и сохранялся в поморской среде. Моленные кафтаны: история и виды Староверы Урала будущие часовенные с начала XVIII века очень подробно регламентируют свою моленную одежду и внешний вид в общем. На Ирюмском Соборе 1723 года в 7 главе сказано: «Иноземное одеяние християном не носить… браду и ус не постригать… Главы сверху постригать мужем в воспоминание и отражение печали, понеже истинная вера гонима, и мы имеем печать на главе печали.
Молитися должно в кавтанах мужем, по 3 борка на стороне в посаткахе [должна иметь по бора-защипа с каждой стороны на спинке — авт. Таким образом, на лицо начало регламентации моленной одежды. Постановления Ирюмского Собора были действительны более ста лет и впоследствии лишь дополнялись запретами на конкретные вещи, появляющиеся с модой времени. Вызовы времени ставили более конкретные задачи по сохранению среды «християн» и отделения их из общей массы населения. Тюменский Собор 1840 года — последний после Ирюмского, столь подробно описывающий вещи, запрещенные к ношению.
В 6 пункте сказано: «християном … одежду необычную христианам не носити — мужескому полу и женскому… Мужскому полу иноземного одеяния не носить, сиречь неметския — сертуки похожие на пальто, отрезные по талии с лацканами — авт. Каждый перечисленный предмет того времени ассоциируется с определенными нехристиянскими народами, сама такая одежда воспринимается как код чужой идентичности. Однако мода не могла не влиять на вид кафтана, и уже во второй половине XIX века, под влиянием мундиров и шинелей в повседневной носке, появляются двубортные кафтаны. Двубортный кафтан у часовенных В дальнейшем соборам часовенных пришлось запрещать и многое другое: «пинжаки и сапоги со скрипом», тюбетейки «тафьи» , патефоны, «направлять челки» на голове, пользоваться «водогрейками» на вокзалах, радиосвязью и т. Впрочем, новшеств появлялось так много, что Собор 1941 года в Романовке уже не даёт детальных рекомендаций, ограничиваясь напоминанием слов Максима Грека о том, что христианин и по внешнему виду должен отличаться от «неверных».
Невьянский двубортный кафтан В наше время среди часовенных распространен обычай шить кафтаны, имеющие по три складки с каждой стороны, закладывающиеся навстречу друг другу. Старики вспоминают, что только цельнокроеные кафтаны могли быть молельными, хотя сейчас далеко не все швеи соблюдают это, делая отрезную спинку. Цельнокроеный кафтан часовенных. Старая Утка В среде федосеевцев и поморцев мы наблюдаем аналогичные тенденции. О хождении во одежде, еже неподобно християном.
Аще муж или жена облекутся во одежду не по преданию отеческом, да будут анафема». При этом в разных источниках федосеевской среды приводятся конкретные критерии того, что же такое одежда «не по преданию отеческом»: «Краткую одежду, что глаголется телогрея, сие есть нехристианское одеяние, сиречь поганое…», — писал наставник «кинешемских стран» Трофим Иванович. Об одежде для соборного богослужения также говорит статья 41-я Польского собора 1752 г. Петербургский же Собор 1809 г. Платье немецкое многая видится християны носят и о сем в божественном писании преужасныя запрещения.
Сего ради от душевреднаго обычая сего всячески настоятели должны удерживати, а противящихся отлучати». Таким образом, одежда должна быть долгополой, женщинам нельзя надевать одежду, которая считается мужской. Однако не вся долгополая одежда признается допустимой: «… в поддевках на молитве отнюдь не стояти», сообщает нам уложение Московского Собора 1883 года. Поддевка — это отрезной по талии кафтан с многочисленными сборками сзади. Такая одежда считалась недопустимой для моления.
Щеголеватые поддевки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики. Носили поддевку и богатые купцы, и, ради «опрощения», некоторые дворяне, например Константин Левин в своей деревне «Анна Каренина». Любопытно, что, подчиняясь моде, как некий русский национальный костюмчик, маленькому Сереже в том же романе сшили «сборчатую поддевку «. Сибирки носили лавочники и купцы и, как свидетельствует Достоевский в «Записках из Мертвого дома», заводили себе и некоторые арестанты. АЗЯМ - разновидность кафтана. Шился он из тонкой ткани и носился только летом. Верхней одеждой крестьян не только мужчин, но и женщин служил АРМЯК - тоже разновидность кафтана, сшитая из фабричной материи - толстого сукна или грубой шерсти. Богатые армяки выделывались из верблюжьей шерсти.
Это было широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат. Темный армяк носил тургеневский «Касьян с Красивой Мечи». Армяки мы часто видим на некрасовских мужиках. Армяки часто носили ямщики, надевая их зимой сверх полушубков. Герой повести Л. Толстого «Поликушка» едет за деньгами в город «в армяке и шубе «. Гораздо примитивнее армяка был ЗИПУН, который шили из грубого, обычно домотканого сукна, без воротника, с раскошенными полами. Увидев сегодня зипун, мы сказали бы: «Балахон какой то».
Зипун был своего рода крестьянским пальто, предохраняющим от стужи и непогоды. Носили его и женщины. Зипун воспринимался как символ бедности. Недаром пьяный портной Меркулов в рассказе Чехова «Капитанский мундир», хвалящийся былыми высокопоставленными заказчиками, восклицает: «Пущай лучше помру, чем зипуны шить! Чаще всего чуйку можно было видеть на купцах и мещанах - трактирщиках, мастеровых, торговцах. У Горького есть фраза: «Пришел какой то рыжий мужчина, одетый мещанином, в чуйку и высокие сапоги «. В русском быту и в литературе слово «чуйка» иногда употреблялось как синекдоха, то есть обозначение ее носителя по внешнему признаку - недалекого, невежественного человека. В поэме Маяковского «Хорошо!
Здесь чуйка и салоп - синонимы заскорузлых обывателей. В рассказе Чехова «Свирель» изображен старик пастух в сермяге. Отсюда эпитет сермяжный, относящийся к отсталой и бедной старой России - сермяжная Русь. Историки русского костюма отмечают, что для крестьянской одежды не существовало строго определенных, постоянных названий. Многое зависело от местных говоров. Некоторые одинаковые предметы одежды в разных говорах назывались по разному, в других случаях одним словом в различных местах назывались различные предметы. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются, иногда даже у одного и того же автора. Однако наиболее общие, распространенные характеристики этих видов одежды мы сочли своим долгом привести.
Из крестьянских головных уборов только недавно исчез КАРТУЗ, имевший непременно околыш и козырек, чаще всего темного цвета, иначе говоря - неформенная фуражка. Картуз, появившийся в России в начале XIX века, носили мужчины всех сословий, сначала помещики, потом мещане и крестьяне. Иногда картузы были теплыми, с наушниками. Манилов «Мертвые души» появляется «в теплом картузе с ушами «. На Инсарове «Накануне» Тургенева «странный, ушастый картуз «. В теплом картузе путешествует Чичиков.
Охабень с древнерусского «охабити» — обнять, охватить Особенности кроя: длинные рукава залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине , «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук. Слева — демисезонный охабень, справа — зимний, подбитый мехом Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна. На пошив охабня шли самые красивые ткани Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр бумажная ткань с востока. Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек. Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи. Ферязь Особенности кроя: очень широкий подол до трех метров и свисающие до колен рукава исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче. Чем больше было на ферязи петлиц-«разговоров», тем более дорогой считалась одежда «Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела. Не боярское это дело — работать… Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Иван Грозный даже в «домашних» палатах ходил в ферязи из персидского шелка Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская!
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой. Цвета рубах: белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка, они могли быть без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Рукава у кисти узкие, длина зависела от назначения рубахи. Горловина, рукава и низ украшали вышитыми мотивами, вышивку на рубахе, в которой женились, должна была сделать невеста. В этом обычае есть сакральный смысл, такая вышивка, сделанная руками любящей женщины, служила оберегом. Шили косоворотки - рубахи из разных тканей с воротом или без него просто круглая горловина , либо - в виде стойки, круглой или четырёхугольной «каре» , с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу. Самыми популярными были: лен; хлопок; шелк. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева косоворотка , с пуговицами или завязками. Поверх рубахи одевался кафтан. Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан. Застёгивался кафтан на пуговицы или завязывался на тесёмки. Мужчины всегда дополняли костюм головным убором. Вначале это был шерстяной колпак—грешевик, позже появился картуз, особый вид кепки, украшался лентами, цветами, бисером. Зимой защищали голову шапкой-ушанкой. Под зимнюю шапку носили маленькую шапочку тафью. Защищали голову в стужу, расширенные к верху мурмолки. Шапки украшались мехом, который хорошо грел голову. Осенью и в зимнюю стужу мужчины носили тулупы, шубы, и свиты. Одежда зажиточных крестьян украшалась меховым воротником, в верхней одежде бедняка стоячий воротник защищал от холодного ветра. Шубы носили все: у бедняков были заячьи тулупы или из овчины, богатые носили шубы из соболя или куницы. Чтобы было теплее, шубу носили мехом внутрь, а верх покрывался сукном. Женская одежда Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского. Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях. Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность. Женский костюм различают по назначению: - повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов; - в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть. Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стоили дорого, тщательно украшались, надевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству. Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой. Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами. На рубаху надевали сарафан или поневу. Понева представляет собой юбку. Различают глухую и распашную поневу. Состояла она из трёх полотнищ, богато украшалась ткаными узорами и вышивкой. Основой была шерстяная ткань «в клетку», подол и полотнище декорировались рядами вышивки или тесьмы. На талии поневу удерживал узкий поясок, гашник. В деревнях был обычай «надевание поневы», означал он, что девушка теперь может быть просватанной. Сарафан — одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «одетый полностью». Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой. Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой. Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата. Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась тёплая душегрея, шубея, опашень или телогрея. Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай. Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов. Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор. Головной убор не только защищал голову, но и мог рассказать о женщине многое. Головной убор незамужней девушки состоял из лент и тесьмы. Волосы были частично открыты взору. После замужества женщина надевала кику, поверх надевался платок убрус, волосы были полностью закрыты. На праздники замужние женщины надевали нарядный головной убор — кокошник. Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник чепец и платок. Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей. В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы. Обувь В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх. Шили их из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями. В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли. Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см. Виды обуви: Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками. Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки. Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотым и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками. Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Онучи — длинная, широкая около 30 см полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета холщовой, шерстяной для обмотки ноги до колена при обувании в лапти. Поршни — простейшая русская кожаная обувь. Татары В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам. На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Помимо того, что костюм состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, он имеет еще одну особенность: шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет. Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный. Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений. Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда. Мужская одежда Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой. Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, где не было плечевых швов, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища с ластовицами, вставными боковыми клиньями и глубоким разрезом по центру груди, чтобы движения были максимально свободными и ничем не стеснялись. Носить ее следовало без пояса. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой. От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась. Штаны изготавливались также из натуральных материалов — льна или хлопка, ткань была однотонной. Для мужчин допускались полоски. Крепость и прочность изделий позволяли длительное время носить штаны без дополнительного ремонта. Особенный праздник подчеркивался костюмом насыщенного синего цвета с традиционным народным узором в качестве украшения. Жених должен был выглядеть богато, чтобы о нем сложилось положительное мнение. Мужской головной убор был двойным: вниз надевали тюбетейку, а сверху — калфак шапочка из войлока. В качестве альтернативного варианта наверх надевали чалму. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка колпак , меховая шапка или чалма. Колпак - конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Для того чтобы окружающие смогли связывать человека с богатым сословием, головные уборы украшались атласом и бархатом. Обычно тюбетейки были однотонными. Яркие и пестрые варианты выбирали молодые парни. Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс. Молодой татарин использовал в качестве украшений печатки и поясные пряжки. Крымский мальчик нередко носил перстни с раннего возраста. Также мужчины не носили бороду. Современный красивый праздничный наряд имеет характер народности. Традиционные элементы сохраняются и сегодня — длина ниже колен, орнаменты. Богатое прошлое диктует свои правила: редкий элемент одежды лишен украшений. Зимний каракулевый ворот или меховая шуба присутствуют как неотъемлемый элемент образа. Женская одежда Женский вариант длиннее мужского — рубаха доходит до ступней. Для пошива используются натуральные ткани и материалы: хлопок, шелк, парча, бархат. В качестве элементов украшения применяются яркие ленточки, тесьма серебро и золото по оттенкам , разноцветный бисер, тонкое кружево и различная бижутерия. Женщинам, девушкам и девочкам необходимо было дополнительно надевать тешелдрек или кукрекче. Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди. Грациозности женскому образу придавала легкая приталенность штанов. Верх камзол запахивался на правую сторону, имел боковые клинья выкройка уже учитывает эти особенности. Особенность в том, что верхняя часть татарского женского повседневного костюма была украшена богаче — присутствовал мех и вышивка. Верх женского костюма: широкий халат запахивается , блуза, камзол до бедер с рукавами и без них. Украшение этих элементов велось монетами, перьями или тесьмой. Для пошива туники применяли бархат, меховые элементы, позолоченную тесьму. Особого внимания заслуживает пояс. Его украшали крупные пряжки, изготовленные из серебра. Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей — шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. В зимний период к костюму добавляли меховой элемент — шубу. Праздничный вариант платья выполнялся из ткани различных цветов: белого, вишневого, зеленого в сочетании с голубым, морской волны. В качестве обуви выбирались удобные сапожки сапожок или ичиг мог иметь элементы украшения. Дополнительно невесты могли надевать камзол. В качестве головного убора использовалась тканевая накидка и расписной калфак. Невозможно представить себе татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке в семье. Свадьба могла быть отменена, если наряды выглядели недостаточно роскошно. Количество нарядов, качество пошива давали возможность судить о паре в целом. Национальный татарский костюм дополняется головными уборами. Голова женщины покрывалась особым элементом, состоящим из трех слоев: ткань, покрывало и обруч, шапка или платок для фиксации покрывала. Юные девушки носили однотипную тканевую или меховую шапочку, которая называется бурек. Ее также украшали, используя для этого вышивку, бисер, бусы, серебро и различные камни. Богатое оформление указывало на статус владелицы шапочки. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар. Обязательный ювелирный элемент для женщины — серьги. Их носили с 3 лет. Форма и размеры изделий были разными. Значение украшений для шеи — не только визуальная красота, но и сохранение чести и достоинства, так как они закрывали слишком глубокий вырез на груди. Часто мастер изготавливал серьги и ожерелья на заказ. Спросом пользовались такие камни, как сердолик, бирюза, топаз, аметист. Происхождение каждого элемента имело историю, поэтому коллекции украшений всегда высоко ценились и передавались по наследству. Перевязь — украшение, считающееся традиционным у татар, представляет собой широкую полоску ткани, которую нужно было носить через плечо. Верующая мусульманка могла хранить в ней религиозные тексты. Национальная прическа — тугие косы. Для их создания использовались ленты, резинка не применялась. Обувь Как и любой другой, крымско-татарский народный костюм имеет обувь. Она представлена сапогами читек. Носили их постоянно, в зимний период надевая на утепленные чулки. Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой. Для повседневного использования выбирали черные сапоги, праздничный вариант имел украшения вышивкой и аппликацией. Была и рабочая обувь, название которой — чабата. Отличительная черта национальной обуви — слегка завернутые вверх носки, так как по поверьям татар родную землю царапать нельзя. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов. Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве итек. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши ковеш, ката. Выходной обувью считались туфли башмак. У женщин бытовали и узорчатые, нередко с каблуком. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом. Татары носили чулки.
Как одевались на Руси
Words Of Wonders: Guru В старину: род короткого кафтана | Терлик – род кафтана до пят, с короткими рукавами и с перехватом в талии, с застежкой на груди. |
Как одевались на Руси | Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. |
Кафтан :: Общие сведения | Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. |
В старину: род короткого кафтана
- Энциклопедия моды и одежды
- Кафтан татарина
- Похожие вопросы в сканвордах
- В старину: род короткого кафтана WOW Guru Ответы
- Вопросы кроссворда
- Род кафтана, 7 букв, первая буква А — ответы на кроссворды и сканворды
Значение слова АРХАЛУК в Энциклопедическом словаре
Words Of Wonders: Guru В старину: род короткого кафтана | Новости Названы опасные последствия ежедневного употребления макарон. |
Кафт’ан, -а, мужской род. | перед вами вся жизнь района! |
В старину род короткого кафтана | Существовал также специальный кафтан для верховой езды – чуга, – для удобства у этой одежды были разрезы по бокам и короткие рукава. |
Верхняя мужская одежда у русских - кафтан, зипун и другие : russkie_kostumy — LiveJournal | пережиток старины. |
В старину: род короткого кафтана WOW Guru Ответы
Артельное хозяйство. На артельных началах на коллективных началах; разг. Член артели во 2 знач. Устаревшее название разных заболеваний артерий, сопровождающееся их склерозом. Кровеносный сосуд, проводящий кровь от сердца ко всем органам и тканям тела. Путь сообщения высок. Водные артерии страны. Артериальное давление.
В грамматике нек-рых языков при существительном: показатель определенности или неопределенности, а также рода, числа и нек-рых других грамматических значений. Закрыть Как отключить рекламу? Тип или род изделия, товара, а также его цифровое или буквенное обозначение. В языкознании: работа органов речи при произнесении звука. Военнослужащий артиллерии. Огнестрельные орудия пушки, гаубицы, минометы. Береговая а.
Противотанковая а. Зенитная а. Реактивная а. Тяжелая а. Род войск с таким вооружением. Служить в артиллерии. Наука, изучающая технику огнестрельных орудий и их применение.
Артиллерийская подготовка перед наступлением. Творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства актер, певец, музыкант. Оперный а. Цирковой а. Драматический а. Человек, к-рый обладает высоким мастерством в какой-н. Артистическая уборная.
Для расширения кругозора предлагаю небольшой словарь по теме "Русский костюм" по материалам интернет-сайтов и печатных изданий. Бить - круглая или плоская золоченая металлическая нить,служившая материалом для вышивания, прменялась также в золототканных работах. Душегрея - короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки ,сзади собиралась складками.
Душегрею шили из парчи ,шелка или плюша, края украшали золотным позументом. На зиму шили утепленные душегреи,которые подбивались льняной или пеньковой ватой. Они были короткой длины, на спине закладывались в плотные валики-складки. Летние душегреи были длиннее зимних, по своей форме напоминали косоклинный сарафан.
Архангельская губерния. Конец XIX века Золотная ткань - ткань, сотканная из золотых нитей. Под золотной тканью может также подразумеваться любая вышивка металлическими нитями, блестками или золотым бисером. Канитель - крученые нитки из золоченой и серебряной проволоки.
Кафинский жемчуг - мелкий жемчуг,который привозили с Черного моря. Получил своё название в честь города Кафы -современной Феодосии. Коротень - женская распашная одежда Костромской губернии, с плечевыми проймами, без рукавов, со сборками на спине.
Шили его не только для себя, но и для продажи, за что население и было прозвано «шушпанами». Это прозвище за жителями села Максимовка сохраняется до настоящего времени. Тамбовский шушпан не похож ни на мордовский балахон, ни на рязанское холщовое полукафтанье, это короткая суконная одежда вроде кофты, с перехватом и пестрой отделкой. Нагибин, «Сирень», 1972—1979 г. Есенин, «Яр», 1915 г. Эртель, «Записки Степняка», 1883 г. Гоголь, «Записная книжка 1842—1844 гг.
Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии. Оренбург, ул. Пролетарская, д. Сведения об объекте полное описание : Шушпан — шерстяная теплая верхняя одежда в виде пиджака. Изготовлен из пряжи.
Проект одежда на Руси. Русский народный костюм мужской.
Народный костюм зипун. Кафтан 17 век. Зипун одежда 17 века. Кафтан 16 век. Кафтан 20 века. Кафтан царевича 17 век. Камзол это в древней Руси.
Польский кафтан 17 века. Кафтан 17 века Московская Русь. Польский кунтуш 17 век. Камзол мужской 17 век. Кафтан камзол Петр 2. Камзол Франция 17 век. Жюстокор 17 века.
Кафтан древней Руси. Кафтан детский. Кафтан с воротником. Застежка на кафтане. Что такое армяк в древней Руси. Армяк одежда в древней Руси. Русский народный костюм мужской армяк.
Армяк кафтан. Русские бояре 16 века. Кафтан дворянина 17 века Русь. Русский Боярин 17 века. Древнерусская верхняя одежда. Верхняя одежда в древней Руси. Костюм свиты.
Головин портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова. Шаляпин в костюме Ивана Грозного. Одежда царь Борис Годунов. Зипун, камзол, кафтан, кокошник, Жупан, Шушун. Боярский кафтан 17 век. Камзол и кафтан. Царский камзол.
Камзол одежда. Исторический костюм камзол. Жупан и кунтуш. Шляхтич кунтуш 17 век. Польский кафтан кунтуш. Зипун на Руси в 17 веке. Кафтан русского мужика 17 века.
Кафтан Петра 1 17 века в России. Зипун дворянина 17 века. Камзол дворянина в России 17 века. Мужской кафтан камзол при Петре 1.
Как одевались на Руси
Древним оказалось не только слово, но и сам вид одежды. Хотя в первозданном виде зипун выглядел несколько иначе. С каждым новым веком зипун видоизменялся. Зипун считался важным элементом костюма казаков, военные походы даже называли «походами за зипунами» Высказывания из русской классики со словом «зипун» Поэты и писатели писали свои произведения с исторической точностью. Они употребляли в своих текстах слова, помогающие понимать время, в котором жили их герои.
Мастер описания внешности Николай Васильевич Гоголь не мог пройти мимо тех названий элементов одежды, которую носили девушки и парубки на Украине: «Пестрые платки, повязки, повойники, зипуны, бороды всех родов: заступом, лопатой и клином, рыжие, русые и белые, как серебро, покрыли всю площадь». Тургенев был невероятно правдив, говоря: «Как только, бывало, вспомню, что она в зипуне гусей гоняет, да в черном теле, по барскому приказу…». Так же и Некрасов в произведении «Дед Мазай и зайцы» описывает, как герой спасал братьев наших меньших: «Я ее, дуру, накрыл зипуном — Сильно дрожала…». Зипун носили и довольно богатые люди: «На срубленном пне, под тенью огромного дуба, сидел широкоплечий детина среднего роста, в богатом зипуне, шитом золотом», — из «Князя Серебряного» А.
Зипун был не только распространённым видом одежды в определённый исторический период, но и любимым элементом одежды, упоминающимся в словарных и художественных источниках.
Множительный аппарат для печатания копий. Продукт перегонки нефти. Прибор для измерения параметров резьбы или зубчатых колес. Группа лиц, выстроенных для отдания почестей.
Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию.
Костюм Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России - марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей анатри , соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета. Имеется связь костюма чувашей Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок, не характерных для костюма чувашей XIX в. Костюм рассказывал о статусе, семейном положении, имущественном состоянии, возрасте обладателя. Чувашский национальный костюм отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.
Согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент — это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного посконного холста , перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей. Рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры.
Кроме того, мужчины носили однотонную безрукавку. Поверх надевали кафтан или халат. В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор — тем праздничнее. Мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.
На свадьбу жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба. Женская одежда Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Женская длина рубахи до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты. Зимой надевали суконные штаны и шубу из овчины. Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном.
Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владелицы шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление. Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей. Женщины любили украшения с бисером, комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней.
Все они присутствовали в: женских головных уборах хушпу , нарядах на шею и грудь у чувашей они называются ама, алка, мая , браслетах и кольцах они же сула и сере , маленьких зеркальцах, которые крепятся на пояс тёкер , кошельках для пояса енчёк , подвесках на пояс йёс хуре. Наряд для свадьбы имел следующие интересные детали: - платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором; - рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг. Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки. Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне. Мордва У мордвы не только костюм является произведением искусства.
Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм. В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но в костюмах были и общие черты: белый холст, полотно как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера. Костюму свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль. Мордовский костюм отличается богатством своих красок. Особенно предназначенный для женщин.
Его считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц. Каждая этническая группа располагает не менее чем полутора десятком разных видов костюмов. Мордовская рубаха похожа на одежду византийских царей. А благодаря богатой вышивке из шерсти, оно приобретает тяжесть и величественность. Можно отметить простоту ежедневной одежды, сложность и многосоставность торжественных нарядов, изобилующих украшениями и особой драпировкой фигуры. Мужские костюмы состояли, в основном, из тёмного сукна. В обуви и головных уборах присутствовали чёрно-белые цвета.
Женская одежда выигрывала за счет разноцветных вышивок и украшений. Обязательная вышивка отдельных элементов производилась шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов. Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли. Одежда для торжественных случаев была более утончённой. Её шили изо льна. Крой одежды был свободный, прямой или трапецевидный.
Верхняя одежда была с запахом. Лапти плелись из лыка, а для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами. Так как костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или надеть, в зависимости от ситуации. Мужская одежда Мужская одежда не отличалась красочностью и разнообразием элементов. Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями.
Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного изготовленного из конопли материала, праздничные - из более тонкого льняного. Панар носили навыпуск и подпоясывали. Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную мушкас - у мокши, руця - у эрзи. Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки. Пояс кушак или каркс имел особое значение в костюме.
Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы.
В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек. Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник. Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.
Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном. Женская одежда Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама и прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов! Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя.
Основная часть женского костюма, как у мокши, так и у эрзи, — рубаха панар туникообразного покроя без воротника. Рубахи эрзянок и мокшанок различались по покрою и отделке. Эрзянки шили рубаху из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке, мокшанки — из перегнутой по перечной нити холста, к которой по бокам пришивались более короткие полотнища. Эрзянки носили рубаху иначе, чем мокшанки: у последних она была поддернута у пояса и не спускалась ниже колен, у первых — доходила почти до пят. Женскую рубаху носили с напуском и поясом - каркасом, на котором закреплялись парные подвески. Вышивка рубах выполнялась шерстяными нитями и была очень рельефной. Основной ее колорит — красно-коричневый с вкраплением желтого и зеленого.
Рукав рубахи был длинным и достигал кисти руки. Были распространены и безрукавки, длиной до колена. Они оформлялись оборками и имели приталенный крой. Безрукавку черного цвета, украшенную машинной строчкой красного и белого цвета, носили поверх рубахи в прохладные дни. Ее подпоясывали цветным кушаком. Сложным поясным украшением, присущим лишь мордве-эрзе, являлся пулай. Впервые девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости.
Основная часть женского костюма, которая была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши, представляет собой панар рубашка , сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Праздничный пулай особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера. Четкий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикрепленной к нижнему его краю длинной цветной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. Этот своеобразный назадник, носимый на поясе, был, по-видимому, реликтом какой-то чрезвычайно архаичной женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки.
В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем. Мордовская праздничная рубаха украшалась вышивкой, включавшей в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый — для расцвечивания узора. Обязательное дополнение традиционного женского костюма — передник с грудной или без нее. Женщины-мокшанки носили передник с рукавами. Существовали у мордвы и платья - кафтонь-крда. Поверх платья женщины носили распашную одежду с разными названиями: руця, импанар, мушказ, балахон.
Зимой женщины носили тулупы из овчины, как и мужчины. О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству. Костюм дополнялся бусами и ожерельями. Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. Среди головных украшений различают височные, налобные, ушные наушники и накосные. К височным относятся шары из белого пуха — сёргт, которые прикрепляли к белому нижнему платку у висков.
Большим разнообразием отличались височные подвески, украшенные камнями, птичьими перышками, бусинками. Молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня. Волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера. Из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами. Восхищают своим разнообразием нагрудные украшения.
Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами. Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.
Обувь На ногах мордва носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги кемот — у мокшан, кемть — у эрзян. Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище. Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах. Женская обувь мало чем отличалась от мужской. Богатые жительницы мордовского народа по праздникам надевали сапоги. Традиционными были лапти карьхть — мокшанское, карть — эрзянское из лыка липы или вяза.
Носили их с шерстяными чулками, на босую ногу как рабочую обувь или ноги обматывали портянками, обычно их было две пары: верхние для икр и синие для ступней. В холодный сезон поверх портянок зачастую пользовались суконными онучами. Ровные и толстые ноги, обернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки. Для мордовских лаптей характерны косое плетение, трапециевидная форма головки, низкие борта, специальные петли для обор. Рабочие лапти плели из 5, праздничные — из 7—10 лык. Головки украшали треугольниками из перевёрнутого лыка атешкат — мокшанское, атешкеть, атякш авакш — эрязснкое. Лапоть крепился к ноге кручёными и витыми из конопляных, льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток оборами.
Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и острыми носами. Зимой носили серые, чёрные, иногда белые валенки. Украинцы Украинский национальный костюм имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит. Во все времена, национальная одежда являлась настоящим символом страны, и демонстрировала культуру, традиции и особенности народа. Для изготовления применялись простые, но плотные ткани, украшенные вышивкой или другими декоративными элементами.
Одним из примеров богатой культуры и истории, является украинский национальный костюм. Одежда отличается яркостью, и даже сегодня старинные мотивы используются в создании современных моделей. Ткани, из которых веками шились предметы украинского костюма, обычно имели светлый или белый цвет, так как на его фоне особенно живописно смотрелась красочная вышивка, яркие ожерелья, ленты и веночки. Также с белым цветом хорошо сочетались цветные шерстяные ткани, из которых обычно шили запаски, плахты, пояса и прочую одежду. Особенностью нарядов является и то, что он совмещает в себе нотки русской и белорусской культуры. В пошиве костюмов использовались не только похожие материалы, но и декоративные детали. В разных областях Украины имеются отличия в отделке и элементах одежды, но общий ансамбль украинского костюма хорошо просматривается на всей ее территории.
Стоит отметить, что традиционный украинский наряд отличается многогранностью и сложностью. Вышивки и декоративные элементы, используемые в оформлении, демонстрируют сильный и богатый дух страны и населения. При просмотре нарядов можно заметить, что в дизайне используются яркие палитры. Такие детали сформировались под влиянием различных культур и событий. Каждый цвет является символом определенного чувства или момента. Для каждого района Украины придуманы различные костюмы, которые могут отличаться между собой не только кроем, но и декоративными вставками. С помощью этого, население пытается показать этнические оттенки, отличия и особенности.
Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды: - Повседневные без рисунков — запаски; - Дерги — три сшитые длинные полотнища, образующие собой полосу трехметровой ткани в ширину и до трех четвертей в длину. Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений; - Праздничные наряды с крупными клетками — плахты. Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей.
Они были синими, зелеными, а также красными. Плахты в качестве праздничной одежды изготавливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты. В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи. Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки.
В любой обрядовой символике костюмов отражались духовные традиции народа, а также его мировоззрение и обрядовые нормы. К таким обрядовым символам относились некоторые элементы одежды. Это могли быть платки или полотенца в процессе сватовства, белые или черные платки и пр. Им отводилась роль защитников людей от темных сил и способ привлечения благополучия, здоровья и любви. Каждый цвет, используемый в оформлении украинского костюма, является определенным символом. Черный обозначал землю-кормилицу, которая имеет особое значение в культуре этого народа. Красный цвет является символом радости, любви и страсти, он преобладает в дизайне украинских нарядов.
Белый применяется для создания мережек. Этот цвет обозначал святость и чистоту. В украинской культуре белый имел особую ценность, так как даже для создания обручальных колец использовалось светлое серебро. Синий цвет является символом свободы и очищения, напоминает о душевном спокойствии. Зеленый цвет — весна, характеризуется с молодостью, свежестью и растениями, которые дозревают под теплыми солнечными лучами. Желтый цвет является символом звезд и месяца, но нередко у украинцев такой оттенок характеризуется с разлукой.
Она делалась без рукавов, накидывалась на плечи и застёгивалась на шее пуговицами или завязками. Зимой носили шубы. Это была самая нарядная одежда для русских, поскольку Россия всегда славилась своими мехами. Количество мехов и шуб говорило о богатстве хозяина. В древности считалось, что знатные люди не только выходили в шубах на мороз, но и сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы этим показать своё богатство. У бедняков шубы были овчинные, тулупы заячьи, а у людей среднего достатка — беличьи и куньи. У богачей шубы были собольи и лисьи. Носили также шубы из горностаев, но это в основном только для того, чтобы покрасоваться. Ещё шубы делились на нарядные и санные. В первых ходили только в церковь и в гости, а вторые предназначались для будничных дней. Пояс «юсало»; «опояска»;»кушак» являлся обязательной частью любого древнерусского костюма: будь то костюм женский, мужской или детский. Им подвязывали верхнюю, нательную, набедренную одежду, однако главное его назначение — охранение от злых сил: по древним поверьям нечистая сила всегда ходила не подпоясанная. Кроме того, пояс отражал социальный статус его владельца, а также был знаком воинского отличия. Он мог указывать на место воина в княжеской рати, его заслуги, принадлежность к какому-либо роду и, наконец, семейное положение. На Руси мужчины носили пояса. У богачей пояса были шелковые и плетеные золотом и серебром, бархатные и кожаные. Их украшали драгоценными камнями и жемчугом. При поясе висели капторги застёжки и калита кошелёк. Крестьяне носили кушаки, которые складывались в несколько раз. Они были шерстяными, шелковыми, а иногда переплетались золотом и серебром ну это уже у зажиточных людей. Концы кушаков всегда свешивались спереди. За кушаками и поясами по азиатскому обычаю висели кинжалы и ножи, а также топоры. Перчатки и рукавицы были в ходу у всех жителей России. Длинные рукава заменяли рукавицы. Русские цари носили короткие рукавицы — перчатки в основном только во время холодов. От царей перчатки перешли к боярам и далее вниз по социальной лестнице. Маленькие рукавицы звались рукавками. Непременным элементом одежды русского человека была шапка. Она была четырёх родов. Люди зажиточные носили маленькие шапочки, называемые тафьями, которые прикрывали одну только маковку. Такие шапочки расшивали шелком, золотом и жемчугом. Знатные особы дома носили ермолки и фески. По преданию в ермолке в церковь ходил сам царь Иван Грозный, за что постоянно получал замечания митрополита Филиппа. Другой вид шапки, остроконечный, назывался колпак. Богачи делали колпаки из атласа, на околышек нанизывали жемчуг. На передней стороне колпака прикалывали золотую запонку. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался к верху и наружу широкой полосой.