Поводом к восстанию 1648 г. послужило чисто личное дело одного из казацких старшин, Богдана Хмельницкого. Победы Хмельницкого при Желтых Водах и под Корсунем вызвали всеобщее восстание украинского населения Речи Посполитой против поляков. Составьте таблицу "Восстание Богдана Хмельницкого (1648-1654)" Годы. Возглавил восстание гетман (атаман) низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий.
Вы точно человек?
Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания. В статье рассматриваются политические причины восстания Богдана Хмельницкого в оценке шляхты Речи Посполитой. Таким образом, личная обида Хмельницкого стала поводом для восстания в 1648 году. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648-1654)». При этом и многие организаторы казачьих бунтов были далеко не от сохи – сам Богдан Хмельницкий (шляхтич герба Абданк), предводитель восстания 1592–1593 годов Криштоф Косинский (шляхтич герба Равич) и многие другие.
Восстание богдана хмельницкого кратко таблица
Для Украины переломной эпохой стала Национально-освободительная война 1648-1657 годов под предводительством Богдана Хмельницкого. Составьте таблицу "Восстание Богдана Хмельницкого (1648-1654)" Годы. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. 4. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)».
Хмельниччина: как начиналось восстание
Легче была участь тех, кто попал в руки татар. Проданные в рабство в Турцию, они не теряли надежды на то, что их выкупят. Евреи бежали в крепости, которые стояли, как отдельные острова, среди моря восстания. Но не все крепости устояли. Где силой, а где хитростью казакам удалось захватить многие из них. К городу Немирову казаки подошли под польскими флагами. Думая, что идут поляки, жители города открыли ворота. С дикой свирепостью ворвались казаки в город, убивая и евреев, и поляков, б тысяч евреев погибло в тот день — 20 Cивана 5408 1648 года. Этот день отмечался постом во многих польских и литовских общинах. Раби Шабтай Акоэн так описывает трагедию города Немирова: «Убили в городе около шести тысяч душ: мужчин и немощных старцев, юношей и девушек, младенцев и женщин. Несколько сот человек утопили.
В синагоге перед шкафом со святыми книгами зарезали канторов, служек. Вытащили свитки Торы и понаделали сандалий и ботинок из них». Обманом взяли казаки и город Тульчин. Они обещали полякам свободный выезд в Польшу при условии, что те выдадут им всех евреев. Евреи, превосходившие поляков числом, знали об измене. Но из опасения, что, если они нападут на предателей, соплеменники тех в других местах отомстят евреям, они отказались от сопротивления и вышли из города навстречу казакам. Православный священник обещал сохранить жизни, если евреи крестятся, но они предпочли освятить Имя Создателя и погибли святой смертью. Перебив евреев, казаки атаковали город. Когда же поляки напомнили обещание не трогать их, казаки ответили: «Смерть предателям! Вы не пожалели своих союзников-евреев, почему теперь мы должны жалеть вас?
Во Львове, который также попал в осаду, была значительная еврейская община. Но за астрономическую сумму денег удалось уговорить украинско-татарские войска отойти от стен города, и евреям Львова удалось избежать гибели. Только пан Вышновицкий собрал маленькую армию, к которой присоединились евреи и которая некоторое время держала оборону, но в конце концов, была разбита.
Оно имело общий характер для всей Западной Руси.
В Белоруссии гнёт польских панов и ксёндзов был выражен ещё сильнее, чем на Украине. Только из-за географических условий у местных крестьян не было возможности выражать свой протест уходом в казаки. Тем не менее, желание казаковать, то есть вольно жить без господ и налогов, проявлялось у белорусов не слабее, чем в украинском народе. Поэтому, когда преследуя польское войско, на территорию Белоруссии Великого княжества Литовского пришли запорожские казаки гетмана Хмельницкого, то для местных крестьян это стало сигналом к восстанию.
Большинство «оказачивалось» прямо на месте, то есть объявляло свои деревни вольными казачьими селениями, никому ничем не обязанными. Казаками объявляли себя и мещане — торговцы и ремесленники городов. Некоторые шли вместе с украинскими казаками на войну дальше, но таких было немного. Таким образом, датой стихийного возникновения белорусского казачества является 1648 год.
Добровольное «оказачивание» белорусов при Хмельницком По подсчётам современного белорусского историка Витольда Бернацкого, в момент наивысшего подъёма восстания Хмельницкого в 1648-1649 гг. Один пленный шляхтич показывал, что в Гомеле только из одних мещан записалось в казаки больше тысячи взрослых мужчин, причём свыше двухсот из них записалось в отдельную хоругвь Войска Запорожского и пошло из домов на войну. Помощь белорусским казакам тайно оказывала Россия, пока не объявлявшая войну Польше. По свидетельству современника, в Гомель из Москвы было доставлено четыре бочки пороха.
Поражения Хмельницкого тяжко отразились и на его белорусских сторонниках.
Какова же на самом деле была ситуация в Малороссии к середине XVII века и какие причины подвигли Богдана Хмельницкого и его соратников к восстанию против польской власти? Под властью Литвы К моменту нашествия Батыя в начале XIII века Русь представляла собой некую конфедерацию княжеств, объединенную лишь тем, что всеми этими княжествами правили отпрыски «Рюрикова дома». Даже страшная опасность, нависшая над Русью, сплотить их не смогла. Показательна в этом смысле междоусобица, разгоревшаяся между князьями в 1239 году.
Уже вся Северо-Восточная Русь лежала в руинах и представляла собой едва ли не сплошное пепелище после татарского нашествия, а на юге Михаил Черниговский с сыном Ростиславом затеяли войну против Даниила Волынского, овладевшего в результате этой междоусобицы Галичем. Более того, во время второго похода Батыя, когда пали уже Переяслав и Чернигов и развалины их еще дымились, князь Ростислав внук Давида Смоленского возжелал утвердиться на Киевском престоле! Даже страшная опасность неминуемого нападения на древнюю столицу Руси бесчисленных вражеских полчищ оказалась не в силах унять его гипертрофированного честолюбия. Стать «калифом на час» Ростиславу помешал Даниил Галицкий, прибывший в Киев с дружиной и пленивший незадачливого честолюбца. При этом Даниил присоединил город и княжество к своим владениям, хотя тоже прекрасно знал, что против огромного войска Батыя устоять ему не удастся.
Не менее безответственно и своекорыстно вели себя князья малых уделов. Расплодившиеся потомки Рюрика не были способны подняться над своими мелочными интересами. В преддверии татарского нашествия и даже между двумя его волнами они продолжали склоки за клочки земли и захудалые городишки! Не удивительно поэтому, что, когда появилась сила, способная объединить большую часть русских земель под централизованной властью и благодаря этому дать отпор степным завоевателям, народ этой силе противиться не стал. Так вся Юго-Западная Русь за исключением захваченного поляками в 1340 году Галицкого княжества постепенно оказалась под владычеством литовской династии Гедиминовичей.
Образовалось сильное и обширное русско-литовское государство. Язычники-литовцы, как князья, так и простые воины, не просто проявляли терпимость к православной вере, но и сами массово крестились. Даже независимые прежде князья-Рюриковичи довольно легко и органично вписались в круг новой литовской знати. До поры до времени и простому люду жилось под властью Гедиминовичей относительно неплохо. Первый тревожный звоночек для православного населения прозвучал в 1385 году, когда между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния.
Ягайло, великий князь литовский, был избран польским королем, и за это обязался присоединить к Польше подвластные ему литовские и русские земли, лично перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр и народ. В 1401 году условия Кревской унии закрепила и уточнила Виленско-Радомская уния, фактически провозгласившая тесный государственный союз Польши с Литвой. С этого времени в землях Великого княжества началось постепенное вытеснение православного вероисповедания католическим. Но настоящая беда для православия настала в 1569 году. Оказавшееся в ходе Ливонской войны на краю пропасти, русско-литовское государство пошло на заключение с польским королевством Люблинской унии.
На практике из-за того что Польша к тому времени была уже гораздо сильнее Литвы, уния эта привела к прямому поглощению Великого княжества Литовского Польшей. Но в «общем» деле поляки явно «перетягивали одеяло на себя». Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье. Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год.
Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати. Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства. Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них. Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу.
Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров. За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»! Притеснения по религиозному признаку с каждым годом становились все сильнее и сильнее. Польские ксендзы католические священники и монахи порой развлекались тем, что запрягали в повозки православных юношей и девушек и использовали их в качестве тяглового скота.
Особо унизительным для православного населения стала передача церквей в аренду еврейским корчмарям трактирщикам со взиманием ими большой платы за каждый проведенный обряд. Они, как эмоционально повествует в своей «Истории русов» архиепископ Георгий Конисский, «с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбыточество, и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы. При всякой требе христианской, повинен был ктитор торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи», нередко подвергаясь при этом еще и издевательским насмешкам за свою приверженность православной вере.
Если разгромил, почему просит милосердия, если восстал и воюет, зачем называть врага «нашим паном»? Это восстание казаков против Речи Посполитой по своему характеру и задачам носило противоречивый характер, цели повстанцев менялись. В тот момент Хмельницкий ещё не принял решение окончательно порвать с Польшей и взять курс на воссоединение с Россией, казаков устроило бы расширение своей автономии под властью Варшавы. Но и за это приходилось биться. Он имел зажиточное поместье Суботово, пользовался заслуженным уважением среди казаков и не поднял бы восстание, если бы не жадность и глупость одного поляка.
Казаки и украинские крестьяне уже давно точили зуб на Польшу — и панов ненавидели, и католическую церковь за её попытки обратить православных в свою веру. Недовольство зрело ещё с 1620-х, киевский митрополит даже просил помощи у Москвы и намекал царю, что когда-то Украина может прийти под высокую царскую руку. В этой ситуации превращать верного Хмельницкого в своего врага для Речи Посполитой было опрометчиво. Богдан Хмельницкий. Pinterest Роковую роль сыграл Даниэль Чаплинский, шляхтич и подстароста коронного хорунжего Александра Конецпольского. Как именно сложились у него с Хмельницким враждебные отношения, до конца непонятно, но ясно, что в какой-то момент Чаплинский стал зариться на Суботово и женщину, с которой вдовец Хмельницкий жил после смерти жены, — Елену. В 1647 г. Чаплинский явился в поместье казака в его отсутствие и ограбил его.
Люди подстаросты пожгли собранный в скирды хлеб, до смерти избили младшего сына Хмельницкого и выкрали Елену, которую Чаплинский сделал своей женой. После этого Чаплинский схватил и приказал публично высечь розгами в Чигирине старшего сына Хмельницкого Тимофея; наконец, Чаплинский под предлогом подозрения в измене арестовал самого Хмельницкого но отпустил из-за мольбы Елены , а затем организовал на него неудачное покушение. Хмельницкий пытался восстановить справедливость — жаловался Конецпольскому, коронному гетману Николаю Потоцкому, наконец, самому королю Владиславу. Но без толку. В конце 1647 г. Хмельницкий понял, что рано или поздно его убьют, бежал в Запорожье и поднял восстание. Впоследствии он признавал, что начал мятеж из-за личной обиды, и лишь потом всё переросло в борьбу за веру и автономию Украины. Сторонников сначала у него нашлось на Сечи лишь несколько сотен, но Хмельницкий хорошо умел привлекать к себе людей.
В январе 1648 г. Вскоре Богдану Михайловичу с помощью своих связей в Орде удалось заключить союз с крымскими татарами; хан Ислам-Гирей согласился вместе воевать против Польши. В марте к восставшим подошёл 4-тысячный татарский отряд. К апрелю повстанцев не считая татар насчитывалось уже более 10 тыс. На своё несчастье, он раздробил это войско на два отряда, и один под началом своего сына Стефана 6 тыс. Около 4 тыс. Осталось всего 2 тыс.
Восстание богдана хмельницкого 1648 1654 карта
К национальности это выражение никакого отношения не имеет. Интересно другое, в языке великороссиян в России для отражения этого понятия — житель пограничной страны, пограничник — имелось своё родное слово рубежник, а в языке малороссов слова с таким значением даже существовало. А вот польское прилагательное Ukrainski,-a,- e имело значение пограничный, и в русском языке имелся его полный эквивалент — украинский [9], рубежный. Следует обратить внимание на описание в книге Боплана сильнейших морозов заставших польские войска на реке Мерла Merlo на описываемой им украйне, но уже в Московии зимой 1646 года.
Днепровские земли, отображенные на карте 1648 года, ни у поляков, ни у малороссиян имени не имели, они были безымянными. Это не означает того, что жители берегов Днепра не имели имени для своей родины, для своей отчизны. Такое имя у них имелось — Речь Посполитая.
На этот факт вы будете натыкаться в многочисленных документах времен гражданской войны Б. Хмельницкого, потому она и называлась гражданской. И в московском государстве, и в польском королевстве в эпоху Боплана русские использовали одно и то же простое слово украйна.
Для русского населения Польши это слово отражало понятие об областях государства вблизи южной границы Польши.
Осенью 1649 года Хмельницкий занялся составлением казацкого реестра. Оказалось, что количество его войска превышало установленные договором 40 тысяч. Остальные повстанцы должны были снова сделаться крестьянами. Это вызвало большое недовольство в народе. Волнения усилились, когда польские паны стали возвращаться в свои имения и требовать от крестьян холопского повиновения. Крестьяне восставали против панов. Хмельницкий, решившийся твердо держаться зборовского договора, рассылал письма, требуя от крестьян повиновения панам, угрожая ослушникам казнью. Ожесточение нарастало. Между тем, поляки совсем не придавали серьезного значения Зборовскому договору.
Берестецкая битва В конце лета 1650 г. Декабрьский сейм назначил всеобщую мобилизацию шляхты на 1651 год. Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от их своеволия. Между тем, Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он отправил полковника Ждановича в Константинополь и склонил на свою сторону султана, который приказал крымскому хану всеми силами помогать Хмельницкому, как вассалу турецкой империи. Татары повиновались, но эта помощь, как любая не добровольная, не могла быть прочной. Весной 1651 года Хмельницкий двинулся к Збаражу и долго простоял там, поджидая крымского хана и тем давая полякам возможность собраться с силами. Только 8 июня хан соединился с казаками.
У Хмельницкого было около 100 тыс. Татарская конница достигала 30-40 тыс. Польская армия имела 120 тысяч бойцов. Предстояла крупнейшая битва. Армии сосредоточились вблизи местечка Берестечко ныне город районного значения в Гороховском районе Волынской области. На другой день поляки начали Берестецкое сражение. Дни боев совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам, поэтому большие потери у татар погиб постоянный союзник и побратим Хмельницкого Тугай-бей были восприняты татарами, как кара Божья. В начале третьего дня боев под крымским ханом убили пушечным залпом коня, и орда после этого обратилась в бегство. Хмельницкий бросился за ханом, чтобы убедить его воротиться. Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Хмельницкого.
На место Хмельницкого был назначен начальником полковник Джеджалий, долго отказывавшийся от этого звания, зная, как не любит Богдан Хмельницкий, когда кто-нибудь вместо него принимал на себя начальство. Джеджалий некоторое время отбивался от поляков, но все же решился вступить в переговоры о перемирии. Король потребовал выдачи Хмельницкого. Переговоры остались не завешенными. Начали подозревать Хмельницкого в измене. Лагерь казаков в это время был расположен возле реки Пляшевой: с трех сторон он был укреплен окопами, а с четвертой к нему примыкало непроходимое болото, через которое были сооружены мосты из подручного материала, по которым армия снабжалась водой и провиантом. Десять дней выдерживали здесь осаду казаки и мужественно отбивались от поляков. Поляки узнали о мостах через болото, и польская кавалерия переправилась через реку ниже по течению для того, чтобы отрезать казацкую армию. Богун, в то время командующий казаками, когда узнал об этом, взял с собой 2 тысячи казаков и ночью переправился на другой берег, чтобы выбить поляков. Поскольку рядовым казакам было непонятно, куда переправился Богун, в лагере возникла паника.
Толпа в беспорядке бросилась на плотины: они не выдержали, и в трясине погибло много людей. Для поляков эта паника была неожиданной и они поначалу боялись атаковать лагерь. Сообразив в чем дело, поляки бросились на казаков и стали истреблять тех, кто не успел убежать и не потонул в болоте. Польское войско не сумело воспользоваться победой - целый ряд дворян отказалось преследовать казацкую армию , боясь засады, ряд влиятельных шляхтичей у которых земель на Украине не было покинуло армию самовольно. Лишь малая часть войск все же двинулась на Украину, опустошая все на пути и давая полную волю чувству мести. К этому времени, в конце июля, Хмельницкий, пробыв около месяца в плену у крымского хана, прибыл в местечко Паволочь. Сюда стали к нему сходиться полковники с остатками своих отрядов. Все были в унынии. Народ относился к Хмельницкому с крайним недоверием и всю вину за берестецкое поражение сваливал на него.
Зная в подробностях планы правительства Речи Посполитой на войну с Турцией, Б. Было заключено казацко-татарское соглашение о совместной войне против короля. Вместе с Б. Хмельницким в марте 1648 г. Соглашение предусматривало распределение добычи. Укрепившись на Сечи, гетман разослал по всей Украине универсалы с призывом присоединяться всем православным людям к казакам и «бить ляхов и жидов».
И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Речь гетмана Богдана Хмельницкого Переяслав, 8 по ст. С Россией — на вечные времена! Богдан Хмельницкий О чём забыли украинские нацисты? Завершилось движение за воссоединение с Россией, которое особенно усилилось во время освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг. Принятию решения о воссоединении способствовали близость языка и культуры русского и украинского народов, общность религии и наличие между ними экономических, политических и культурных связей. В России существовали казацкие края, которые не знали крепостничества и пользовались известной политической автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским казакам и крестьянам и селило их на правах свободных людей. Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнета и религиозных преследований. Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. Бутурлиным, утром он собрал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана открытая рада, на которой присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший Б. Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России. Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность царю старшин, казаков и мещан. Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан — тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали.
Ход событий восстания
- Хмельниччина: как начиналось восстание
- Восстание Богдана Хмельницкого кратко - причины, цели и последствия
- Желтые Воды, 1648
- Хмельницкое восстание
- Чем закончилось восстание Богдана Хмельницкого ?
- Восстание Богдана Хмельницкого
Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады
Он происходил из украинских шляхтичей. Когда-то Богдан занимал второй по значимости в запорожском войске пост войскового писаря. Поляки лишили Хмельницкого этого поста. Богдан имел все основания ненавидеть панов: один польский шляхтич дотла сжег его поместье и засек до смерти 10-летнего сына. Войско Богдана двинулось за пределы Сечи. В мае 1648 г. Весть о победах привлекла к Хмельницкому повстанцев со всей Украины. У него возникла массовая народно-казацкая армия. Союзником Хмельницкого выступил крымский хан. После битв у Пилявец сентябрь 1648 и у Зборова август 1649 король вынужден был поставить вопрос об автономии части украинских земель. Богдан не очень хотел идти на эти переговоры, но хан, получивший от поляков подарки, настаивал, угрожая встать на сторону Речи Посполитой.
По Зборовскому договору, число реестровых казаков увеличивалось почти в 4 раза до 40 тыс. Хмельницкий управлял Запорожьем и Восточной Украиной. Но Богдан тогда уже грезил о великом украинском княжестве, включавшем все южнорусские земли. Беглые крестьяне, не попавшие в новый реестр, не желали возвращаться в крепостную неволю. Они жаждали биться с панами за веру и волю. Старшина и православные украинские шляхтичи не прочь были совсем вытеснить польских и литовских помещиков с украинских земель, они не хотели ограничиваться только уравниванием в правах с католическим шляхетством. В итоге началась новая война украинцев с польскими войсками. Шла она не так успешно, как первая. В решающем сражении под Берестечком в июне 1651 опять подвел союзник украинцев - крымский хан. Когда уже казалось, что народная армия вот-вот победит, он насильно увез с поля битвы Хмельницкого и отвел свою конницу.
Белоцерковский мир, заключенный в сентябре 1651 г. Ясно, что этот мир был только передышкой. В Польше раздавались голоса, требовавшие покончить с запорожскими разбойниками окончательно. Богдан и старшина понимали, что для продолжения борьбы нужен надежный союзник. Хмельницкий не раз посылал гонцов к царю Алексею Михайловичу, которого звал не иначе, как «великий царь восточный», с просьбой взять восставшие территории под свою руку. В Москве медлили, потому что еще свежа была в памяти катастрофа под Смоленском, а принятие такого решения означало непременную новую войну с Речью Посполитой. В 1653 г. Украинцы опять воевали с панами.
Однако споры о том, считался ли сам Богдан шляхтичем, ведутся до сих пор. Ученик иезуитов Зиновий-Богдан был блестяще образован. Свое обучение он начал в Киеве, после чего поступил в иезуитскую коллегию в Ярославе Галицком. Затем он проучился еще 7 лет в иезуитской коллегии во Львове. Он овладел ораторским искусством и риторикой, знал латынь, польский и французский языки. Там он выучил турецкий и татарский языки. На свободе он оказался лишь через два года, когда по одной из версий его родственники смогли его выкупить. Несмотря на то, что образование свое Хмельницкий получил у монашеского ордена Римско-католической церкви, он не предал православие и писал позже, что западные христиане «не смогли добраться до самых недр его души». Так или иначе, после освобождения будущий гетман вернулся в Суботов и был зачислен в реестровое казачество. Хмельницкий активно участвовал в морских походах запорожцев. Можно сказать, что кульминацией этого периода стал 1629 год, когда казакам удалось захватить предместья турецкой столицы. Золотая сабля от короля После возвращения из плена Хмельницкий продолжил свою службу на стороне польского короля. Известно, что Хмельницкий в 1634 году участвовал в осаде поляками Смоленска. Как пишут историки, он даже спас короля Владислава от московского плена во время одной из стычек под Москвой. За это в 1635 году он получил от короля золотую саблю в благодарность за проявленную храбрость и свое спасение. Любовь и предательство После долгого пребывания в Запорожье Хмельницкий вернулся в Суботов. Военные трофеи сделали его богатым человеком. Хмельницкий стал сотником чигиринским и вел довольно счастливую и сытую жизнь. Он женился по любви на Анне Сомко, которая по происхождению была из переяславских мещан. Она родила Хмельницкому шестерых детей. В доме у Хмельницких прислуживала девушка Гелена.
Медные деньги обесценивались. Положение усугублялось появлением фальшивомонетчиков, пример которым подали знатные лица, в частности И. Милославский, тесть царя. В отличие от «соляного», «медный» бунт был жестоко подавлен убито или арестовано до 3 тыс. Крупнейшее народное выступление 2 пол. XVII в. В сер. Приток беглых крестьян из России, враждебное отношение казаков к московским боярам и приказным людям способствовали росту социальной напряженности. В 1667 г. Весной 1670 г. Без сопротивления был захвачен Царицын, вскоре была взята Астрахань. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Вовсех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга. Разин был ранен и бежал на Дон, однако домовитые казаки схватили его и выдали воеводам. Восстанию под предводительством Степана Разина, как и другим крестьянским восстаниям, были свойственны стихийность, неорганизованность сил и действий повстанцев, местный характер выступлений, а также вера восставших в «хорошего» царя. Царские войска превосходили повстанцев, как вооружением, так и организованностью.
Притеснения эти порой приводили к бунтам, которые жестоко подавлялись регулярными войсками. Так, возглавивший одно из восстаний гетман Наливайко был схвачен и, согласно легенде, после суда инквизиции заживо зажарен с ближайшими сподвижниками в «медном быке». По крайней мере, подобные казни в те годы не были в Польше редкостью. Рано или поздно столь неравноправное положение малороссов, в сравнении с положением поляков и литовцев, должно было привести к взрыву. И он со страшной силой громыхнул в 1648 году. Сотник-бунтарь Казачий сотник Богдан Зиновий Хмельницкий изначально вовсе не был бунтарем. Он верой и правдой служил польской короне, принимал участие в войнах и битвах. В битве с турками под Цецорой 1620 год попал в плен, откуда через два года его выкупили родственники. Участвовал на стороне короля и в Русско-польской войне 1632—1634 годов. Левина Богдан Хмельницкий. Будучи генеральным писарем реестрового казачьего войска, пользовался доверием и даже уважением со стороны короля Владислава IV он, еще будучи королевичем, претендовал на московский престол в годы Смуты. При всем том Хмельницкий вовсе не был чужд и духа авантюризма. В молодости, после турецкого плена, он не раз участвовал в лихих предприятиях запорожцев, кульминацией которых стала высадка под самим Константинополем и разграбление его предместий. Возможно, Хмельницкий и далее исправно служил бы Речи Посполитой, если бы не произошел отвратительный инцидент с участием польского ротмистра и Чигиринского подстаросты Даниэля Чаплинского. Имея с Хмельницким личную вражду, наглый поляк в отсутствие хозяина напал на его родовой хутор, сжег дом, похитил и принудил к сожительству гражданскую жену Хмельницкого и избил по некоторым сведениям — до смерти его сына. Пытаясь найти правду в суде против польского аристократа, Хмельницкий нисколько не преуспел в этом деле. Будто в издевку над ним, суд предписал Чаплинскому выплатить компенсацию в 100 злотых при сумме одного лишь только материального ущерба не менее чем в 2000 злотых. Тогда Хмельницкий обратился лично к королю Владиславу. Тот сочувственно отнесся к просьбе о справедливости, но в Польше король обладал полнотой власти только во время войны. В мирные годы решения короля должен был утверждать сейм, а там даже самый последний шляхтич имел право вето по любому разбираемому вопросу. Сейм, конечно же, принял сторону поляка Чаплинского. Более того, Хмельницкого обвинили в заговоре и посадили в тюрьму, откуда его с трудом смог вызволить малороссийский гетман Иван Барабаш. Такая наглость польских аристократов разозлила даже короля Владислава. Он отправил Барабашу письмо, в котором, среди прочего, призвал казаков отомстить за унижение силой: «Поневажъ вы воины есте и имаете у себе мушкеты и сабли, то что вам возбраняетъ стать за себя и за свою свободу? Барабаш якобы испугался оглашать это письмо короля всему казачеству. Тогда Хмельницкий выкрал письмо и отправился с ним в Запорожскую Сечь. Там он довел содержание письма до войска. Уговаривать запорожскую вольницу долго не пришлось. Поляков на Сечи не любили ни в какие времена и поэтому нашли подвернувшийся повод мстить ляхам более чем убедительным. Тем более — с одобрения самого короля. Он прислал в подкрепление казакам перекопского мурзу Тугай-бея с отрядом в 3—4 тысячи всадников. Вместе с ними и несколькими сотнями примкнувших к казакам крестьян под знаменем Хмельницкого собралось около 8 тысяч бойцов. Восстание началось. Разгром поляков Поляки узнали о «бунте хлопов» после того, как казаки разгромили гарнизон «коронного войска», постоянно находившийся в Сечи с 1638 года с момента подавления восстания под предводительством Павла Бута Павлюка. Думая и в этот раз без особых усилий справиться с бунтовщиками и предполагая, что у Хмельницкого не более 2500 бойцов, они действовали нерасторопно и крайне самоуверенно. Командовал направленными против Богдана Хмельницкого силами великий гетман коронный Николай Потоцкий. Считая подавление бунта не слишком престижным для себя делом, он предоставил возможность отличиться сыну. Молодой аристократ совершенно не имел военного опыта, поэтому фактически командовал этим войском полковник Стефан Чарнецкий. Польская кавалерия. Другая часть «усмирителей бунта» плыла на барках по Днепру. Реестровыми казаками и наемными немецкими ландскнехтами, общей численностью до 6 тысяч человек, командовал гетман Иван Барабаш. У Каменного Затона казаки Хмельницкого вступили с реестровыми собратьями в переговоры и убедили их перейти на сторону восставших.
Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада
От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа. Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. Казацкое восстание в Речи Посполитой в 1648–1657 годах Хмельницкое восстаниеЧасть Всемирного потопа. созданием Гетманщины - Переяславской радой (присоединение Левобережной Украины. На третьем этапе (1652-1654) Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства.
Почему в XVII веке в Белоруссии исчезли все казаки
Осада Збаража — с 1 июля до 12 августа, битва под Зборовом — с 5 по 6 августа. Результат — заключение Зборовского договора, нормы которого изложены ниже. На протяжении 1650—1653 года состоялось три важных боя. Конец июня 1651 года ознаменовался битвой под Берестечком. Поляки вроде бы и получили преимущество после бегства татар, но оказались в сложном положении из-за упорства загонов казаков и крестьян.
Следствием этой битвы стал Белоцерковский мирный договор. Хмельницкий вместе со старшиной приняли решение дальше продолжать борьбу за освобождение украинских земель от польского господства. В мае 1652 года польский гетман Калиновский снова вторгся на земли казаков и расположил войско в районе Южного Буга возле горы Батог. Когда запорожцы узнали об этом, они быстро подготовились к бою и моментально разгромили поляков.
Осенью 1653 года поляки расположили своё войско в районе Каменец-Подольского село Жванец. Сначала преимущество было у запорожцев, окруживших польские войска. Часть войск казацких осталась биться с поляками, чтобы не пустить их дальше, а Хмельницкий вернулся в Чигирин для анализа ситуации. Переход восстания в Русско-польскую войну В конце 1653 года Хмельницкий обратился с просьбой к русскому царю об объявлении войны полякам.
Войну предполагалось вести совместно. В январе 1654 года был заключён Переяславский договор, который по сути объединил Украину и Россию, поэтому военные действия планировались совместно. Март и апрель 1654 года — это успешный для поляков период, когда они сожгли более 20 украинских городов, дойдя при этом до Умани. Поход царских войск, то есть фактическое начало сопротивления, начался 28 мая 1654 года.
Однако теперь всем стало ясно, что восстание может быть успешным лишь в том случае, если своё веское слово скажет Россия. Ещё в 1648 г. Хмельницкий обращался к московскому правительству с просьбой о помощи. Московские дипломаты заступались за казаков перед польским королём. Лишь в 1653 г. Тайное стало явным после того, как в октябре 1653 г. Земский собор высказался за присоединение Украины.
Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами. Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины. Само это слово использовалось в значении "степная или пограничная полоса" и соответствовало польскому термину "кресы". Мятежи Ивана Сулимы и Карпа Павлюка в 1635—1637 годах на Днепре "в кресах" или на "украине" изнурили Польшу и вылились в кровопролитное возмездие со стороны поляков. Спасавшие свои жизни казаки бежали за Днепр на территорию России. Московское государство позволило им обустраивать себе новую "украину" с русской стороны границы. Прибывшим в Россию в качестве беженцев украинским казакам разрешили обживать земли нынешних Харьковской, Сумской, Луганской и Донецкой областей. По согласию и прямому распоряжению царей там возникали новые центры — Харьков, Сумы, Изюм, никогда не входившие в состав Польши. Украинцы оседали и в старых укреплениях - Путивле, Бахмуте, Чугуеве. На границе с Речью Посполитой у России быстро образовалась полоса смешанного русско-украинского населения. Границы казацкого непризнанного государства, вошедшего в состав России в 1654 году, пролегали южнее и западнее, поскольку не выходили за пределы Польши. Его главным городом был Киев, но фактической столицей Чигирин; казаки установили контроль над Черниговом в XVI веке он также принадлежал России, но был завоеван поляками , Переяславом и островами за порогами Днепра. Там сохранялась историческая Запорожская Сечь, давшая название всей украинской территории. Запорожцев в широком и в узком смысле иногда путают. Уроженец Западной Украины Богдан Хмельницкий не имел отношения к области за порогами Днепра, а свою власть употребил на то, чтобы подчинить этот неспокойный анклав и упразднить его автономию. Тем не менее, живя в Чигирине, он точно так же называл свое войско Запорожским. Поднял ли Богдан Хмельницкий восстание из-за любви? Открыть в себе талант военачальника Богдана Хмельницкого сподвигла не только любовь, но и месть. После нескольких лет жизни в Западной Европе Хмельницкий возвратился в Речь Посполитую, где обнаружил, что его права собственности на землю не гарантируются законом. Для казаков и выходцев из казачьей среды такое положение было унизительным, но знакомым. Польский шляхтич дворянин Даниэль Чаплинский совершил рейд на имение Хмельницкого в Субботове близ Черкасс и допустил, что грабительское предприятие вышло из-под контроля: от удара налетчиков скончался сын Хмельницкого, а невесту Богдана увезли в плен. Разрешить спор законными средствами не вышло.
Обычный бунт казаков Запорожской Сечи после первых побед привлёк на свою сторону крестьян, горожан и духовенство Украины, в результате чего бунт перерос в широкомасштабное восстание. Активное участие в восстании также принимали крымские татары, которые поддерживали Хмельницкого до 1651 года. Войне запорожцев с польской Короной сопутствовал переменный успех, она включала в себя как победы Жёлтоводская, Корсунская, Пилявецкая, Батогская битвы казаков и татар, так и поражения особенно в 1649 году под Лоевом и частично в 1651 под Берестечком. После заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного[5] перехода Гетманщины в подданство Русского царства, восстание переросло в русско-польскую войну 1654—1667 годов[6]. В качестве даты окончания восстания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора.
Основные события освободительной войны под руководством Хмельницкого.
Когда в 1648 году полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий начал антипольское восстание, недостатка в добровольцах не было: в его армию массово стекались даже крестьяне, что было редкостью для той эпохи. Подробный рассказ о восстании Богдана Хмельницкого по книге прославленного русского историка ского. Восстание Хмельницкого — широкомасштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского против правительства Речи Посполитой. Восстание казаков под началом Богдана Хмельницкого (1648 – 1657) переросло в масштабную и разрушительную Русско-польскую войну (1654 – 1667), за которой последовала Польско-казацко-татарская война (1666 – 1671).
Попытка казачьего «реестра» в Белоруссии
- Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого.
- Хмельниччина: как начиналось восстание
- Восстание Хмельницкого — Что такое Восстание Хмельницкого
- Хмельниччина: как начиналось восстание