Ярослав Мудрый Святой князь Ярослав Мудрый родился в 978 г. и был сыном св. равноапостольного великого князя Владимира и Рогнеды. По сложившейся традиции святой благоверный князь Ярослав Мудрый является небесным покровителем чиновников, юристов, судей, прокуроров, библиотекарей, ученых, учителей и студентов.
Благоверный князь Ярослав Мудрый.
Ярослав Мудрый, Ослябя и Пересвет признаны святыми, сообщает РИА «Новости». Созидая контуры Святой Руси и исторического Русского проекта, Ярослав Мудрый В ХI веке становится родоначальником сакральной географии Руси. При Ярославе Мудром в Киеве были построены храм Святой Софии и Золотые ворота, составлен первый свод законов – "Русская правда". Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого". По данным информационной службы Собора, в числе канонизированных в лике святых Русской церкви — преподобные Амфилохий Почаевский. Ярослав Мудрый – сын Владимира I, стал киевским князем, после княжения в Ростове и Новгороде в результате очередной междоусобицы. Её ум и образованность признавали и друзья, и недруги, а он остался в истории с прозвищем Мудрый.
Благоверный князь Ярослав Мудрый.
По сложившейся традиции святой благоверный князь Ярослав Мудрый является небесным покровителем чиновников, юристов, судей, прокуроров, библиотекарей, ученых, учителей и студентов. Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Благоверный князь Ярослав Мудрый преставился в 1054 году, вскоре после его смерти святого стали почитать как местночтимого. Ярослав Мудрый был сыном святого равноапостольного князя Владимира. За годы правления Ярослава Мудрого на Киевской Руси получило активное развитие строительство, появлялись на карте новые города и строились монастыри. Благоверный князь Ярослав Мудрый преставился в 1054 году, вскоре после его смерти святого стали почитать как местночтимого.
Сегодня – день памяти Ярослава Мудрого
Из какого рода происходила первая жена Ярослава и какой была ее судьба, неизвестно. Есть только догадки историков, которые исходят из скудных летописных упоминаний и домыслов. Предположительно, на Анне Ярослав женился в Новгороде. Установлено, что ее след теряется во время трехлетней войны Ярослава со Святополком, Борисом и Глебом за киевский престол. Ее и сестру Ярослава Предславу взяли в плен и, вероятнее всего, убили. На киевский престол Ярослав Мудрый взошел уже женатым во второй раз. Его супругой стала Ингигерда — дочь шведского короля Олафа Шенконунга. Для нее брак с хромым русским князем, который ведет войну за киевский престол, был неприятным и унизительным. Девушка была влюблена и обручена с норвежским королем Олафом, но ее отец в последний момент нарушил слово и отдал ее Ярославу. Шенконунг собирался в поход на Данию, и ему нужен был сильный союзник.
Норвегия была слабой, а вот Новгород и Киевская Русь могли прислать своих воинов. Всю жизнь Ингигерда, а на Руси — Ирина, питала ненависть к мужу, но, несмотря на это, родила ему девятерых детей. В одной из саг говорится о том, что после смерти бывшего жениха Олафа Ирина призналась Ярославу, что это была ее единственная и настоящая любовь. Киевский князь был растоптан и уничтожен этим признанием. Утешение он ищет в градостроительстве и книжности. История имеет множество загадок. Некоторые из них касаются и киевского князя Ярослава: Убийство Бориса и Глеба. Некоторые историки высказывают мысль, что Ярослав был заказчиком убийства Бориса и Глеба — главных и законных претендентов на киевский престол. Якобы он составил интригу таким образом, что подтолкнул Святополка убить братьев, за что тот вошел в летописи как Окаянный по аналогии с библейским Каином.
По другой версии, которую историкам подсказали норманнские саги, убийцами Бориса и Глеба были варяги, подчинявшиеся Ярославу Мудрому. По его приказу они отрубили Борису голову и пытали до смерти Глеба, а вину переложили на Святополка, которого прозвали Проклятым. Ярослав Мудрый был калекой с рождения или травмировался в бою? Антропологи установили, что Ярослав был инвалидом. Сказались обстоятельства его рождения. Княжна Рогнеда — мать Ярослава — была военным трофеем Владимира: в походе на половецкие земли киевский князь победил и убил ее отца Рогволода, а девушку насильно взял в жены. Рогнеда искренне и очень сильно ненавидела Владимира, настолько, что несколько раз пыталась убить его. Во время одной из попыток Владимир ударил беременную Рогнеду в живот. У младенца случилась внутриутробная травма.
По другой версии, высказанной историками и судмедэкспертами, исследовавшими скелет Ярослава, князь страдал болезнью Пертеса — дистрофией бедренного сустава. Прижизненных портретов Ярослава Мудрого нет, но на тех, что были сделаны художниками позднее, у князя есть аккуратная бородка. Это историческая ошибка, потому что на Руси мужчины брились. Могли носить только усы. Бритье было обязательным ритуалом перед каждым военным походом, встречей с иностранцами и т. Библиотека Ярослава. За время своего правления Мудрый собрал многотысячную библиотеку, следы которой были утеряны.
А Ярослав, вернувшись после поражения в Новгород, приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем , изрубив суда князя, сказали ему, что хотят биться за него против Болеслава и Святополка.
Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он был ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет? Киевский период[ править править код ] Сребреник Ярослава Владимировича с изображением святого Георгия В 1019 году [комм 5] Ярослав женился [комм 6] на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингигерде , за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон , посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестили созвучным именем — Ирина [57]. В качестве « свадебного дара » от мужа Ингигерда получила город Альдейгаборг Ладога с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии земли Ингигерды [57] [58] [59]. В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме , разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города — Усвят и Витебск.
В 1023 году брат Ярослава — тмутараканский князь Мстислав — напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра , а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом возле Чернигова. В 1024 году Суздальская земля, согласно Повести временных лет , из-за засухи и неурожая была охвачена голодом. Голод стал причиной общественной напряжённости, вспыхнувшей народным восстанием: суздальцы, подстрекаемые языческими жрецами волхвами , связывавшими голод с навязанным христианством, начали громить христианские храмы и убивать «старшую чадь». Узнав о мятеже, Ярослав отправился c дружиной в Суздаль и захватил в плен волхвов, часть из которых вследствие была казнена [60]. Ярослав расширяет Киев. Миниатюра из Радзивилловской летописи XV в. В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом.
Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года времени смерти Мстислава. В 1028 году норвежский король Олаф впоследствии прозванный Святым , был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом , оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол. В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов , изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев ныне Тарту , Эстония. В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов , попов и бояр. В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков , отвоевали города Перемышль и Червен , завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их.
Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был соруководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. Ярослав отбирает меч у Судислава в знак лишения княжеской власти, Миниатюра из Радзивилловской летописи XV в. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу поруб. Только после этих событий Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.
Построение собора велось в контексте значительного расширения территории Верхнего города Киева. При Ярославе к югу от киевского детинца был заложен обширный укреплённый окольный город , именуемый в честь князя городом Ярослава. К его видным сохранившимся сооружениям относятся помимо Софийского собора и киевские Золотые ворота. Одновременно при Ярославе была построена новая княжеская резиденция — Великий Ярославов двор , которую преимущественно локализуют на территории города Владимира. В своей религиозной политике Ярослав Мудрый отказался от главенствующей роли десятинной церкви Богородицы и связанной с ней традиции, не только инициировав строительство нового, Софийского собора, но и обеспечив приезд на Русь первого митрополита из греков, Феопемпта [61]. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в Киеве В том же 1036 году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества , где княжил его племянник Брячислав , а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов , в 1040 году на Литву , а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь , причём в этом походе случился большой падёж коней. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I.
Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде , в знак союза с Польшей. В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе [58] послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на Византию , в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В знак заключения мира сын Ярослава Всеволод женился на византийской царевне. В 1044 году Ярослав организовал поход [62] на литву. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингигерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора , вместо сгоревшего деревянного. В 1047 году Ярослав Мудрый разорвал союз с Польшей. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет.
Перед смертью правитель разделил Русь между сыновьями и оставил завещание, в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и убеждал жить в тесной любви. Похоронен в Софийском соборе в Киеве. Во время правления Ярослава на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросло население, Киев стал богатейшим городом, а также составлен первый известный свод законов русского права, вошедший в историю как «Русская правда». Закрыть 7 Ярослав Мудрый Великий князь Киевский. При нем на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросло население, Киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошел в историю как «Русская правда». Ярослав Владимирович, Мудрый родился 15 июня 978 года. Его отец, Владимир Святославович, принадлежал к роду Рюриковичей. Мать Рогнеда Рогволодовна являлась полоцкой княжной. В возрасте девяти лет мальчик отправился княжить в Ростов, но реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника воеводы Будый.
Wikimedia Commons Ростовское княжество и Ярослав Мудрый Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий. Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников. Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он помогал Ярославу княжить в Ростове. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 1220-х, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году. В связи с этим глава государства провёл перераспределение уделов между своими сыновьями. Ярославу досталось Новгородское княжество, в котором как раз и княжил покойный брат. В 1014 году происходит разрыв Ярослава и Владимира. Историки сходятся во мнении, что отказ новгородского князя платить дань в Киев был связан с планами Владимира передать великокняжеский престол ростовскому князю Борису. Кстати, по той же причине против отца восстал и Святополк, попавший в результате в тюрьму за неповиновение воле отца. Ярослав нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался. Викинги же из-за долго бездействия распустились и от этого сильно страдало местное население, которое в итоге восстало. События приняли серьёзный оборот, однако внезапная смерть Владимира в 1015 году разрешила наметившиеся противоречия. Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол. Междоусобная война. Ярослав против Святополка Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
Детство Дата рождения Ярослава Мудрого вызывает споры историков до сегодняшнего дня. Многие ученые все же утверждают, что это произошло в 978 году, хотя никто не дает гарантии в точности этих данных. А вот выяснить день и месяц рождения вообще не представляется возможным. Хотя и по этому поводу мнения ученых разделились. По утверждению историка Николая Костомарова, Рогнеда не могла быть его матерью. Французский историк Арриньон был уверен, что Ярослав сын византийской царевны Анны. Потому что чем же иначе можно объяснить вмешательство Мудрого во внутренние дела Византии в 1043-м году. Но все же большинство историков уверены, что именно Рогнеда стала матерью самого известного древнерусского князя. Все четыре сына, которые родились в супружестве с Рогнедой — Мстислав, Изяслав, Ярослав, Всеволод, получили в княжество разные города. Ярослав должен был княжить в Ростове. Но на тот момент он был всего лишь девятилетним мальчиком, поэтому в качестве кормильца и опекуна ему приставили воеводу Будого.
Когда Ярослав подрос и сам княжил в Новгороде, Будый стал его ближайшим соратником. Правление О событиях того периода точных сведений не сохранилось. До нашего времени дошли легенды и предания. Одни историки идеализируют годы правления Мудрого, да и его самого, другие видят в нем настоящего демона. Каждый волен считать, как ему угодно. Быть новгородским князем гораздо престижнее, чем ростовским, но все равно не снимало с него подчиненного статуса в отношении к киевскому, то есть родному отцу. Ежегодно Ярослав должен был отдавать Владимиру две третьих всей дани, собранной с Новгородских земель. Сумма составляла две тысячи гривен. На одну тысячу содержался сам вельможа и его дружина, которая была не намного меньше, чем у Владимира. Правление Ярослава Мудрого Скорее всего, именно это подтолкнуло Ярослава к бунту в 1014-м году.
Он наотрез отказался выплачивать Владимиру неподъемную дань. Жители Новгорода полностью поддержали своего князя, и дошедшие до нас летописи сохранили этот исторический факт. Разгневанный Владимир начал подготовку к походу, он не мог оставить бунтарей безнаказанными. Однако в то время он уже был в преклонном возрасте, внезапно заболел и скоропостижно скончался, так и оставив сына без заслуженного наказания. Место киевского князя досталось старшему сыну — Святополку Окаянному. Он очень боялся за свою безопасность, поэтому постарался ликвидировать троих братьев. От его рук погибли Борис — любимец киевлян, Глеб и Святослав. Такая же участь была уготована и новгородскому посаднику, но он одержал победу над Святополком и в 1016-м году занял Киев. Между братьями установилось временное перемирие, они разделили киевское княжество по реке Днепр, но временами все равно нарушали договоренности и сражались не на жизнь, а на смерть. В 1019 году Святополк погиб, и Ярослав получил киевское княжество в свое полное владение.
В 1036 году Ярослав Мудрый победил печенегов. Кочевники взяли Киев в осаду, когда его не было в городе, в то время он находился в Новгороде, куда приехал на закладку храма. Когда до него дошло известие о нападении печенегов, Ярослав немедленно вернулся и сумел начисто разбить войско кочевников.
Можно даже предположить, что подготовка похода Владимира на Ярослава в 1015 г. Иначе, как объяснить отказ Ярослава платить дань отцу, последовавший вскоре после нападения западных христиан на Русь? Более того.
Ярослав из-за моря «приведе Варягы»3, чем поставил отца под двойной удар. И если Владимир Святой в этой тяжелейшей ситуации решил нанести удар по Ярославу, значит, он считал его более опасным врагом православия на Руси. После внезапной смерти ещё не старого и полного сил Владимира Святого оппозицию Святополку и Ярославу составили Борис и Глеб. В этой борьбе, как известно, верх одержал Ярослав, но единоличным правителем он стал только в 1036 г. Прямым следствием его прозападной политики стала война с Византией, против которой в 1043 г. В 1046 г.
Его условия нам неизвестны. Возможно, Византия, пользуясь победой, постаралась восстановить своё утраченное значение на Руси. Неслучайно под влияние Византии попал пятый сын Ярослава - Всеволод. I, стб. От этого брака в 1053 г. Приняв вслед за отцом государственную доктрину Владимира Святого, он окончательно развернёт Русь в сторону православного востока.
Ярослав же не стал ограничиваться одной войной против Византии и шёл дальше. В 1051 г. Этим был нанесён первый большой удар по авторитету византийской духовной власти на Руси, а сама духовная власть у нас в первый раз попала в зависимое положение от главы государства. Важно и то, что агрессивная политика Ярослава в отношении Византии и «греческой церкви» проводилась в канун её окончательного разрыва с престолом святого Петра в 1054 г. Именно в эти годы норманны при поддержке римского папы отняли у Византии земли на юге Италии, пользуясь её борьбой с Русью и внутренними неурядицами. Следовательно, проводя свою политику, Ярослав думал не о сближении, а о разобщении с Византией.
Отталкиваясь от её берега - берега её духовной и политической культуры, он направлял «русский корабль» к иной пристани. Этой пристанью был для него католический Запад. Веским подтверждением тому служат широкие брачные союзы Ярослава. Сам он был женат на дочери шведского короля. Ярослава Мудрого, как и Петра I, православные династии не интересовали. Западный дух меркантилизма стал основой проводимой ими государственной доктрины.
Неслучайно Петр, подобно Ярославу, тяготел к абсолютизации своей власти, став в 1721 г. А Ярослав, благодаря 1 Макарий Булгаков , митрополит. История Русской Церкви. II, с. В данной связи важно видеть принципиальное отличие между такими терминами, как «самовластец» и «самодержец». На первый взгляд может показаться, что это близкие по смыслу слова.
В действительности разница между ними определяется понятиями «владеть» и «держать». В первом случае подразумевается широкое единоличное правление. Оно позволяет главе государства самому определять характер политической системы, ибо он сам есть персонифицированное воплощение закона и власти. Во втором случае держание носит договорной характер дать подержать.
Уже в XIX веке вблизи ярославского кремля существовал монумент в честь основателя города, на рубеже XIX — XX веков в Ярославле широко обсуждались проекты создания мемориального комплекса, посвященного деятельности Ярослава Мудрого. В 1993 году на Богоявленской площади был установлен памятник по проекту О.
Комова, ставший одной из знаковых достопримечательностей Ярославля. Таким образом, празднование Дня памяти Ярослава Мудрого имеет важное значение для сохранения традиций и исторической памяти ярославцев, способствуя осознанию глубоких корней ярославской истории и развитию культурной идентификации горожан.
Работа над памятником Ярославу Мудрому началась еще в конце 80-х годов - создавал его выдающийся российский скульптор Олег Комов при участии своей супруги Нины Комовой и главного архитектора Ярославля Аркадия Бобовича. К слову, это была последняя работа Олега Комова - в 1993 году мастер приезжал на открытие памятника, а в 1994 году его не стало.
Ярослав изображён на памятнике согласно иконописному канону, появившемуся позднее времени его жизни, уже в Русском государстве — по тогдашним представлениям о благообразии с ухоженной бородой как у Христа в покое и умиротворении. Согласно более древнему канону, пришедшему от варягов, он изображался с короткими волосами, возможно бритый наголо лишь с клоком волос — символом знатности, бородой короткой, но зато с длинными усами, лицо скандинавского типа. Олег Константинович изобразил князя созидателем и строителем, способным, если надо, защитить город. В одной руке он держит меч, направленный вниз, в другой - макет будущего города.
Опущенный меч символизирует миролюбивую политику князя. На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок князя Ярослава с медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и Ярослав за работой, может быть, в руках у него текст закона или одна из книг библиотеки, или договор с кем-то из европейских монархов. Три интересных факта о памятнике. Создавая лицо князя, Олег Комов воспользовался реконструкцией лица Ярослава Мудрого, которое по его черепу создал известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов.
Существует легенда, что, устанавливая фундамент, строители обнаружили под ним древний подземный ход или водопровод, который идет от музея-заповедника в сторону главпочтамта. Но достоверно этот факт никто не подтверждает. В 2002 году вдова и соавтор скульптора Олега Комова Нина Ивановна подала иск в суд на Центробанк за изображение памятника Ярославу Мудрому на тысячерублевой купюре. Комова сочла, что Центробанк нарушил закон об авторских правах.
Однако в результате затяжного процесса суд отказался удовлетворить этот иск. По указанию Николая I он был разобран, как не соответствующий своему значению. В начале XX века планировалось построить новый памятник и даже были собраны на это деньги, но в итоге они были потрачены на празднование юбилея дома Романовых. Где еще есть скульптуры благоверному князю?
Скульптура князя украшает памятник 1000-летия Ярославля на Стрелке. Открыт в 2010 году. Еще один «сборный» памятник, на котором можно увидеть фигуру Ярослава Мудрого, - памятник 1000-летия Руси в Новгороде. Князь здесь держит в руках пергаментную рукопись знаменитой «Русской правды» - старейшего свода законов.
Открыт в 1862 году. Кстати, в Новгороде в 2012 году в фойе главного корпуса Новгородского государственного университета, носящего имя святого князя, установили его бронзовый бюст. Здесь Ярослав Мудрый изображен сидящим, его взгляд устремлен в сторону Софийского собора. В руках князь держит макет Софии Киевской.
Открыт в 1997 году. Уникальна эта скульптура еще тем, что представлена в двух почти одинаковых вариантах: один расположен напротив Золотых ворот, а второй — на Андреевском спуске. Памятник ныне расположен на земляном возвышении, которое специально сделали искусственно в виде небольшого кургана. Метал, из которого изготовлена скульптура — бронза.
Сам же князь сидит, а в руках держит уменьшенный макет Софиевского собора, который является его «детищем», созданным еще в середине XI века. Поэтому если вы случайно где-то услышите про скульптуру под названием «мужик с тортом» - не удивляйтесь. Так ласково и шутя в народе называют памятник Ярославу Мудрому. Памятник князю, автору первого писаного закона Киевской Руси «Русская правда», стоит у стен Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого.
Здесь князь тоже изображен сидящим, в руках он держит раскрытую книгу. Открыт в 1999 году. Памятник Ярославу Мудрому, основателю крепости Юрьев - предку города Белая Церковь - располагается у стен Белоцерковского краеведческого музея на древней Замковой горе. Бронзовый Ярослав шагнул вперед, в его правой руке грамота об основании города Юрьева в 1032-м году.
Открыт в 1983 году. История не терпит жизни ровной Того, кто хочет в ней оставить след. И только вздумай кто жить мирно и бескровно, Тому в истории, увы, уж места нет. Высокий взлёт, глубокое падение; Поход, восстание, война, война, война...
Никитин: Ярослав Мудрый – символ образования и просвещения
В свою очередь, детские библиотеки Ярославля подготовили обширную онлайн и офлайн краеведческую программу. Благодаря своей сетевой «ипостаси» «Дни» вышли за пределы Ярославского региона. Образовательные и культурные учреждения со всей страны и ближнего зарубежья активно включаются на местах в мемориальную декаду со своими краеведческими и общеисторическими мероприятиями. По словам идейного вдохновителя и координатора «Дней» и конференции, главного библиотекаря Центральной детской библиотеки им.
Ярослава Мудрого, Марины Даниловой, в прошлом году в Межрегиональной сетевой акции по продвижению чтения, посвященной эпохе святого князя Ярослава Мудрого и культурному наследию, откликнулись такие хранители древней культуры, как республика Башкортостан и Крым, и даже совсем далекие от связи с Ярославом Мудрым и его эпохой регионы разместили на стене акции в социальных сетях информацию о проведенных у себя в рамках мемориальной декады мероприятиях. Именно при Ярославе Мудром установился самый длительный мир в Древней Руси — это был настоящий «золотой век».
За последние несколько лет более 40 человек, все ученые-микробиологи, неожиданно умерли или были убиты. И каждая смерть вызывает много вопросов. Кто и почему начал охоту на лучшие умы человечества? И какая тайна стоит за их исследованиями? Постоянно идет борьба между теми, кто хочет сохранить информацию в секрете, и теми, кто хочет ее раскрыть. Эта борьба длится веками. Коды взламываются, меняя ход истории навсегда.
Благодаря своей сетевой «ипостаси» «Дни» вышли за пределы Ярославского региона. Образовательные и культурные учреждения со всей страны и ближнего зарубежья активно включаются на местах в мемориальную декаду со своими краеведческими и общеисторическими мероприятиями. По словам идейного вдохновителя и координатора «Дней» и конференции, главного библиотекаря Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого, Марины Даниловой, в прошлом году в Межрегиональной сетевой акции по продвижению чтения, посвященной эпохе святого князя Ярослава Мудрого и культурному наследию, откликнулись такие хранители древней культуры, как республика Башкортостан и Крым, и даже совсем далекие от связи с Ярославом Мудрым и его эпохой регионы разместили на стене акции в социальных сетях информацию о проведенных у себя в рамках мемориальной декады мероприятиях. Именно при Ярославе Мудром установился самый длительный мир в Древней Руси — это был настоящий «золотой век».
Породниться с великим князем Руси мечтали многие правители европейских государств.
Равноапостольная княгиня Ольга ок. Благодаря этому последующее крещение Руси великим князем Владимиром в 988 году становится лишь естественным закреплением государственного и цивилизационного образа исторического Русского государства, его народа и его будущего.
Он возводит дополнительную крепостную стену в Киеве. Впервые на Руси, как некогда в Иерусалиме, в стене создаются Золотые ворота, через которые Спаситель некогда вошел в Иерусалим. Вслед за Киевом, Золотые ворота строятся в каждом крупном городе Руси, становясь великим народным свидетельством и приглашением Спасителя на Святую Русь.
В «Хождении игумена Даниила» во святую землю, датируемом 1104-1106 годами, Даниил отнюдь не случайно именует Святую землю обетованную «своей родиной»2. Семена, посеянные Владимиром, при Ярославе Мудром прорастают великой мистической верой русского народа в то, что «благодать Святой Земли — молитвами, трудами и подвижничеством — может быть перенесена и на нашу родину»3. При этом Русская земля обретает черты подлинной Святой земли — Нового Иерусалима.
Тысячелетие спустя, в деяниях Ярослава Мудрого мы найдем ясность и определённость, задающие духовную высоту истории Русского государства и обретающиеся лишь на самых высоких уровнях духовной свободы. При этом Западный фаустовский проект, смещая христианские ценности на периферию и делая из них свой инструмент Власти, реализует онтологию обезбоженного мира, сводящуюся к интересам и Воле сильной сверхличности, творящей мир «под себя и свои интересы» и в своей свободе Власти, реализующей любые свои вожделения. Говоря о Западном проекте, Шпенглер обозначает волю к Власти высшей целью, к которой с самого начла устремлена «фаустовская душа» Запада и его «фаустовская культура».
Воля к власти также и в области нравственного, стремление придать своей морали всеобщее значение, принудить человечество подчиниться ей, желание всякую иную мораль переиначить, преодолеть, уничтожить — все это самое наше собственное достояние»4. Китеж-град При этом образ Святой Руси, отразивший представления русского народа об идеальном обществе и находящийся в пространстве неземного Православного царства и Небесного Иерусалима, со временем трансформируется и дополняется. Отдалясь от эпохи Владимира Святого и Ярослава Мудрого, этот образ, подобно сказочному граду Китежу, до времени погрузившемуся в глубину озера Светлояр, перемещается в глубину народного сознания, откуда «в хорошую погоду» можно услышать неземные переливы далекого звона его колоколов.
На смену сияющему, воздушному образу Святой Руси приходит вполне земной образ Руси действующей, защищающей христианские народы и святые христианские ценности и исполняющей универсально-ценностную миссию в историческом мире перед лицом Творца. И это совсем не воздушный и совсем не бестелесный образ Небесного Иерусалима. На смену ему приходит образ Православной земной империи, реализующей себя по праву первородства и соответствия принципу Translatio Imperii на основе книги пророка Даниила.
Так Святая Русь становится важнейшей частью представлений о Третьем Риме, катехоне, удерживающем мир от зла. Литература Вебер Г. Всеобщая история.
Солдатенкова, 1887. Задонский Г. Шпенглер Освальд.
Закат Европы.
Российская дипломатия (2023)
В 1036 году он одержал победу над печенегами и заложил в честь этого события в Киеве величественный Софийский собор по образу Софии Цареградской. Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды». Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого началось сразу после его кончины в 1054 году.
Но на примере Владимира мы можем убедиться, что в мире нет ничего невозможного. Кто кого убил в междоусобной войне детей Святослава Игоревича? У Святослава было три сына: Олег, Ярополк и Владимир. Олега убил Ярополк, а Ярополка убил Владимир. Вот такая вот братская любовь. А теперь обсудим эти события немного подробнее. Итак, у нас есть три действующих лица: Ярополк — старший брат, правит в Киеве; Олег — средний брат, правит в Древлянской земле; Владимир — младший брат, правит с дядей Добрыней в Новгороде.
Ярополк убил своего брата Олега. По одной из версий это произошло благодаря интригам старого варяга боярина Свенельда, потерявшего своего сына, который был убит по приказу Олега Древлянского. Владимир догадывался, что следующей жертвой станет он. Он ушел на север, где набрал наемных бойцов из числа варяг — выходцев из скандинавских народов — и двинулся на Киев, якобы отомстить старшему брату за смерть Олега. Но на деле, мы понимаем, Владимир шел на Киев за престолом. По дороге в Киев из Новгорода Владимир захватил крупный город Полоцк, а в 980 году захватил Киев, убил Ярополка, взял в наложницы его беременную жену будущую мать Святополка Окаянного и стал киевским князем. А что вы знаете об эффективном управлении?
Так, Владимир победил в междоусобной войне и стал единоличным правителем. Что первым делом сделал Владимир, взойдя на престол? Первым делом ему нужно было избавиться от наемных варягов, которым он был должен деньги за победу над Ярополком. Владимир заменил их русскими дружинниками, богатырями — героями народных сказаний. Придя к власти в Киеве в 980 году, Владимир решил совершить преобразования, которые должны были по его замыслу объединить народ и укрепить власть князя. А что сильнее всего укрепляет народ и авторитет правителя в древние времена? Правильно, религия.
Так, князь Владимир стал инициатором проведения религиозной языческой реформы 980 года. В чем состоял основной смысл религиозной реформы? В Древней Руси существовал политеизм. Богов было много и каждый отвечал за что-то конкретное. Подробнее о политеизме вы можете почитать в статье « Восточнославянские племена и их соседи. Быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян ». Владимиру не нравилось большое количество богов, и он решил сделать Перуна — бога грома — главным богом среди всего славянского пантеона.
Преобразование оказалось неудачным. Почему религиозная реформа провалилась? Князь не учел небольшую деталь: у каждого племени был свой верховный бог. Кто захочет молиться и приносить жертвы только богу Грома, вдруг это обидит других богов и они перестанут помогать людям? Поэтому религиозная реформа не была принята обществом, но Владимир не остановился и предпринял еще более радикальный шаг. Крещение Руси Выбор религии. В 986 году князь Владимир решил выбрать для своего народа единую веру, которая могла сплотить их и укрепить власть князя на Киевском престоле.
Какие религии мог выбрать Владимир? Из летописи нам известно, что Владимир призвал к себе представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма. Например, в исламе был запрет на алкоголь и свинину. Ранее бабушка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе. Важно: не путайте христианство с православием, так как раскол христианской церкви на православную и католическую произойдет в 1054 году. Что повлияло на выбор христианства? Возможно, Киевская Русь так и осталась бы языческой, если бы Византия не попросила помощи против мятежников.
Только четыре года спустя после смерти отца князю Ярославу в результате междоусобной борьбы удалось утвердиться на киевском великокняжеском престоле…» Новости.
Сетевое издание «МК в Великом Новгороде» mk-novgorod. Санкт-Петербург, Ул.
Правление Великого князя Ярослава Мудрого
Образ же Ярослава Мудрого, несмотря на все недостатки его правления, в русской истории остаётся позитивным и монументальным, что ощущает каждый современный россиянин, доставая из кошелька купюру в 1000 рублей с изображением памятника знаменитому. После смерти Владимира Святого в междоусобице победил Ярослав Мудрый, который соправительствовал с Мстиславом Тмутараканским. Образ же Ярослава Мудрого, несмотря на все недостатки его правления, в русской истории остаётся позитивным и монументальным, что ощущает каждый современный россиянин, доставая из кошелька купюру в 1000 рублей с изображением памятника знаменитому. Сегодня в день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском соборе в сослужении духовенства.
Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
Он понял, что путь сближения с рома-но-германским миром, возможно, приведёт Русь к материальному обогащению, позволит расширить границы и укрепит её международное положение, но не поможет людям спасти свои души. Понимание правильности сделанного Владимиром выбора породило в русском сознании понятие «Святой Руси» и взгляд на Запад как на «немой» мир мир немцев , не понимающих и не слышащих язык Бога. Подобная идеологическая установка князя сразу стала сказываться и на внешней политике Руси, стремившейся к дружбе в первую очередь с православным миром. Благодаря династическим связям Владимир Святой породнился не только с царями болгар и византийским императорским домом, но и с князьями Польши и Чехии, владения которых входили в состав православной Моравской епископии. Он же стал первым русским князем, который постарался отгородить свой народ от влияния романо-германской цивилизации. Владимир сократил контакты со странами Западной Европы и даже был вынужден вступить с ними в воен- 1 Цит. История папства. Православие и русская литература, ч. Антропология св.
Григория Паламы. Следует отметить, что, борясь за сохранение православия на Руси, князь Владимир смог подняться выше любви к сыну Святополку, которому должен отойти киевский стол. Согласно «Хронике» Мерзебургского епископа Титмара Святополк вошёл в тайные сношения с польским королем и с его помощью готовил восстание против отца. Владимир раскрыл заговор и арестовал сына вместе с его женой полькой и её духовником епископом Рейнберном. Но когда планы западных христиан рухнули, они в 1013 г. Поскольку отпор идеологическому и военному натиску Запада стал частью государственной доктрины Руси, её союзником стала Византия. Во-первых, потому, что Русь после крещения вошла в константинопольский патриархат, во-вторых, императорский дом Византии породнился с домом Рюриковичей, и святые князья Борис и Глеб были детьми византийской принцессы Анны1. В-третьих, на Руси стали рассматривать борьбу с западной агрессией как священную войну, ведущуюся ради сохранения истинного христианства.
Ориентируясь на Византию как на эталон христианского государства, Владимир Святой стал перестраивать социально-политическую систему Руси. Поэтому нормативные документы, разработанные в странах Запада, оказались отвергнуты как не отвечающие запросам христианской морали. Взамен на основе византийского права был разработан «Устав», в котором была изложена политическая воля Владимира Святого по переустройству Руси в духе православных требований. Эта воля выражалась в согласии князя с принципом «симфонии двух властей», принятым на V Вселенском Соборе в 553 г. Этим было пресечено на Руси движение власти в сторону неограниченной монархии, тогда как Запад уже «заразился» этой болезнью, идя от абсолютизации власти римских пап к абсолютизации власти светских правителей. Неслучайно в «Уставе» подчёркивалось, что князь принял «святое крещение от грецьс-кого царя и от Фотия патриарха», составив сей документ «с 1 См. Смерть Владимира Святого в 1015 г. Святополк, сев на княжеский стол, снова сошёлся с западными христианами Польши и Венгрии.
Тот же путь избрал и Ярослав, но он больше тяготел к союзу со Священной Римской империей и скандинавскими странами, которые были меньше подвержены греко-византийскому влиянию, чем Италия. Никто из них не ориентировал себя на дружбу с Византией. Поэтому нравственная планка их политического поведения была весьма низкой. Они не гнушались ради достижения своих политических целей наводить на Русь иностранные полки, отдавать её земли мнимым союзникам и жертвовать благополучием собственного народа2. Можно даже предположить, что подготовка похода Владимира на Ярослава в 1015 г. Иначе, как объяснить отказ Ярослава платить дань отцу, последовавший вскоре после нападения западных христиан на Русь? Более того. Ярослав из-за моря «приведе Варягы»3, чем поставил отца под двойной удар.
И если Владимир Святой в этой тяжелейшей ситуации решил нанести удар по Ярославу, значит, он считал его более опасным врагом православия на Руси. После внезапной смерти ещё не старого и полного сил Владимира Святого оппозицию Святополку и Ярославу составили Борис и Глеб. В этой борьбе, как известно, верх одержал Ярослав, но единоличным правителем он стал только в 1036 г. Прямым следствием его прозападной политики стала война с Византией, против которой в 1043 г.
В 1043 году русские рати под предводительством сына Ярослава Владимира ходили походом на Византию. Поход не увенчался решительной победой, но в порядке замирения в 1046 году другой сын Ярослава Всеволод стал законным супругом византийской принцессы. Внутренние дела Великий князь киевский Ярослав вошёл в историю и как неутомимый строитель, и как князь, укрепивший русскую христианскую культуру. Летописец писал о нём: «Вера христианская нача плодиться и расширяться».
Мудрый правитель не только воевал с Византией, но и приглашал оттуда умелых мастеров. Именно они создали на Руси новые храмы, самым знаменитым из них стал величественный собор святой Софии в Киеве. Ярослав основывал монастыри, много сделал для организации церкви и упрочения христианской веры на русских землях. Отдельно можно сказать о развитии образования при Ярославе Мудром. Именно при нём в Новгороде была открыта вторая самая большая школа первая в Киеве , а в Софийском соборе была создана библиотека. Князья древней Руси были образованными людьми. Князь Святослав, сын Ярослава, все кладовые заполнил книгами, отец Владимира Мономаха Всеволод владел пятью языками, Владимир Мономах остался для нас писателем. В старину говорили, что «книги — суть те же самые реки, которые напояют вселенную».
Библиотека Ярослава Мудрого. Вокруг Киева были воздвигнуты каменные стены, в ту же великолепную эпоху построены Золотые ворота. Браки детей Ярослава продолжились и в следующем поколении. Русская Правда Ярослав Мудрый отметился в истории еще одним важным делом. Именно при нём был написан первый свод законов государства, названный Русской Правдой. Учёные до сих пор спорят о времени её происхождения. Большинство из них связывает её с так называемой Древнейшей Правдой первая часть краткой редакции с именем Ярослав Мудрого Правда Ярослава. А время появления Древнейшей Правды датируют как 30-е годы XI века — 1054 год.
Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Таковым сводом законов и стала так называемая Правда Ярослава Уже после смерти Ярослава сыновья его вносили дополнения и правки, так появилась Правда Ярославичей. Закон действовал, судьи как светские княжеские, так и церковные руководствовались им. Сам Ярослав Мудрый говорил: «Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте». Действие разработанного при Ярославе законодательства, в которое с течением времени вносились изменения, продлилось до конца XV века, когда в 1497 году был подготовлен новый свод законов — Судебник Ивана III.
В детстве мальчик не мог ходить, но, по некоторым источникам, нервная встряска и злость на отца, который разлучил его с матерью Рогнеду выслали из государства помогли мальчику начать ходить. Но хромота осталась на всю жизнь. Основание Ярославля Карьера правителя началась в девятилетнем возрасте — отец посадил маленького Ярослава княжить в Ростове. В 1011 году молодой князь отправился крестить Волгу.
Там, на одном из берегов, основал он небольшую крепость и назвал ее своим именем. Впоследствии Ярославль стал крупным центром торговли, а Ростов вошел в состав области. Легенд основания города несколько. Общее у них то, что Ярослав зарубил медведицу секирой. Этот момент отражен на гербе города. Князь сжег языческое святилище и язычники выпустили против воина священную медведицу, которую зарубил ее секирой. По другой легенде на пути Ярослава и его дружины встретилось село «Медвежий угол», жители которого грабили купеческие суда. Жители села поклонялись священной медведице, хотя христианство уже более десяти лет было официальной религией. Князь убил медведицу и основал на этом месте город.
Среди его деяний можно отметить строительство Софийского собора в Киеве, а также первую попытку установить независимость Русской Православной Церкви от Византии. В годы правления этого князя собор русских епископов выбрал митрополитом «пресвитера Лариона» — автора Слова о Законе и Благодати и первого «владельца» пещерки на высоком берегу Днепра, из которой впоследствии вырос знаменитый Киево-Печерский монастырь. Важным событием в годы правления Ярослава Мудрого стало составление первого известного свода законов русского права «Русской правды».
Ярослав Мудрый и монахи-воины Пересвет и Ослябя стали святыми Русской Церкви
Ярослав Мудрый, годы правления которого пришлись на непростое время противостояния Киевской Руси внешним врагам — печенегам и половцам, внутренним междоусобицам, проявил себя как талантливый стратег и отважный воин. На центральной площади Ярославля возвышается памятник основателю города, святому благоверному князю Ярославу Мудрому. Жители Ярославля 5 марта отмечают День памяти основателя города, одного из самых почитаемых древнерусских князей, святого Ярослава Мудрого. В 1037 году Ярослав Владимирович заложил в Киеве собор Святой Софии и Благовещенскую надвратную церковь. Русская православная церковь причислила Ярослава Мудрого к лику святых. Умер Ярослав 2 февраля 1054 г. Формально он не входил в число святых Русской православной церкви, но по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 5 марта был внесен в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого.
Никитин: Ярослав Мудрый – символ образования и просвещения
След исчезнувших останков Ярослава Мудрого привел в русскую церковь в Бруклине - Новости | Караван | Ярослав Мудрый Святой князь Ярослав Мудрый родился в 978 г. и был сыном св. равноапостольного великого князя Владимира и Рогнеды. |
Ярослав Мудрый | Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника. |
Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси | Святой благоверный князь Киевский Ярослав (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. |
След исчезнувших останков Ярослава Мудрого привел в русскую церковь в Бруклине | Поскольку Великий князь Руси Ярослав Мудрый и император Священной Римской империи Оттон III были потомками византийского императора от его разных жен, то между ними могли быть сложные отношения. |