УИК немедленно обращается в вышестоящую ТИК для установления факта, что избиратель не получал избирательный бюллетень на избирательном участке, указанном в заявлении. Если такой гражданин не подал заявление, то в день выборов с паспортом он приходит на избирательный участок, который решением Избиркома Республики, будет определен для голосования такой категории лиц. 1.7 Описание операций 1.7.1 Поиск избирательных участков В окне «АРМ поиска УИК по адресу» модуля поиска избирательных участков АРМ ППЗ отображаются элементы. На президентских выборах 18 марта 2018 года в мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. с 2 августа по 13 сентября 2021 года: через портал «Госуслуги»; в территориальную избирательную комиссию (ТИК); через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
муниципального образования город-герой Новороссийск
Для поиска избирательного участка необходимо выполнить следующие действия. пользователю необходимо заполнить сведения об избирателе согласно предоставленному документу, удостоверяющему личность, и сведения об участковой избирательной комиссии (УИК) (Рисунок 24). Информацию об избирательном участке, участке референдума по месту нахождения можно получить по телефону. ППЗ что это в избирательной комиссии. ППЗ пункт приема заявлений. Что такое ППЗ на избирательном участке.
Ппз на выборах это
Можно ли заходить в кабинку с другим человеком Избиратель должен голосовать в кабинке один. Однако можно взять с собой несовершеннолетнего ребёнка. Можно ли проголосовать за родственника или друга Голосовать за другого человека запрещено. Каждому избирателю выдаётся только один бюллетень по его паспорту. Но можно помочь проголосовать другому избирателю, если он сам не в состоянии сделать это, например, из-за проблем со здоровьем. Важно уведомить избирательную комиссию, что к вам обратились с такой просьбой.
Разрешена ли агитация на участке Никто не имеет права агитировать за того или иного кандидата на участке или поблизости от него.
Телефоны для справок: 6-13-75 и 5-19-65. Для оформления заявления необходимо иметь при себе паспорт гражданина РФ. Дата изменения: 26.
В итоге, совпадение Президентских пунктов для голосования с УИК по месту нахождения имеет немаловажное значение, обеспечивая прозрачность, эффективность и доверие к выборам в Российской Федерации.
Недостатки совпадения Затрудняется учет голосов избирателей, не явившихся на избирательный участок, но проголосовавших по месту работы или пребывания. Отсутствует возможность проверки голосов избирателей, не учтенных в списке избирателей, но пришедших на избирательный участок в день голосования. Невозможно установить, сколько избирателей проголосовали определенным кандидатом на УИК, но не приняли участия в его поддержке на ППЗ. Избиратели, временно или постоянно проживающие за пределами своих территориальных избирательных участков, не могут голосовать на УИК благодаря совпадению ППЗ и УИК по месту нахождения. Появляется возможность вмешательства и манипуляций в процессе подсчета голосов.
Увеличивается вероятность фальсификации результатов выборов. Недостаточная прозрачность и отчетность процесса голосования. Последствия совпадения Совпадение паспортно-подобных знаков ППЗ с участковыми избирательными комиссиями УИК по месту нахождения может иметь ряд последствий. Во-первых, если ППЗ совпадает с УИК по месту нахождения, то избиратель имеет возможность голосовать в ближайшем участковом избирательном учреждении, что существенно упрощает процесс голосования для избирателя. Это помогает предотвратить возможные попытки фальсификации голосования, так как только избиратели, зарегистрированные на соответствующем участке, смогут принять участие в выборах.
Также, совпадение ППЗ с УИК может быть использовано для подтверждения легитимности и правильности процедуры голосования и подсчета голосов на каждом избирательном участке. Если количество голосов, полученных на УИК, совпадает с количеством ППЗ, то это говорит о том, что нет незарегистрированных голосов и система голосования работает корректно. Например, если избиратель находится в другом месте на момент голосования, он может оказаться в ситуации, когда он не может голосовать на УИК, на котором зарегистрирован.
Среди них — Москва и Московская область, Калининградская и Белгородская область, Алтайский край, Севастополь и другие. Жители Петербурга проголосовать онлайн на этих выборах не смогут. Как проголосовать с помощью ДЭГ Сначала не забудьте до 11 марта 23:59 по московскому времени подать заявление на "Госуслугах". Если вы прописаны в Москве, то подавать заявление не нужно. Жители 28 регионов смогут проголосовать на сайте vybory. А для граждан с пропиской в Москве доступно голосование на mos. Голосование в рамках ДЭГ будет проводиться в течение трех календарных дней — с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта 2024 года по местному времени.
Как москвичам проголосовать на mos. При этом на онлайн-голосование не нужно регистрироваться заранее. Оно доступно для всех, у кого есть постоянная регистрация в Москве и полная учетная запись на mos. Как уточняется на портале мэрии, москвичи смогут проголосовать онлайн с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта зайти в личный кабинет mos. При этом если в дни выборов вы уезжаете из Москвы, вы можете проголосовать онлайн из любого места, где есть доступ к интернету. Что еще важно знать: Если вы на время выборов прикрепитесь к избирательному участку другого региона, проголосовать онлайн на mos. Но при желании вы сможете аннулировать свое прикрепление и проголосовать онлайн. Если же вы прикрепились к избирательному участку столицы, то при желании вы сможете проголосовать онлайн, не аннулируя свое прикрепление. Узнать статус своей учетной записи на mos. Для этого надо зайти во вкладку "Профиль" меню, расположенного слева.
Избирателям, которые планируют принять участие в онлайн-голосовании, необходимо заранее повысить уровень учетной записи до полной. Полная инструкция по голосованию онлайн в Москве, а также ссылка на сервис по проверке, полный ли у вас аккаунт, доступны здесь. Голосование на дому не является ДЭГ. При голосовании на дому члены участковой избирательной комиссии в согласованное время придут к вам домой с бюллетенем и переносным ящиком для голосования.
Ппз на выборах это что такое
цифровом избирательном участке при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам. Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 декабря 2023 г. № 140/1081-8, пунктом 2.2 Порядка подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах и. Если избиратель обращается в ППЗ, где желает проголосовать в день выборов, то необходимо установить флаг «ППЗ совпадает с УИК по месту нахождения». При направлении волонтера на избирательный участок избирательной комиссией направление подписывает председатель избирательной комиссии.
Что такое ппз на выборах
С 29 января 2024 года стартует приём заявлений для голосования по месту нахождения. Если 15, 16 и 17 марта 2024 года Вы будете находиться не по месту регистрации, то Вы сможете принять участие в выборах Президента России. Для этого необходимо: определить, где Вы будете находиться в дни голосования; прийти в офис МФЦ, пункт приема заявлений при ТИК или открыть портал Госуслуги ; подать заявление о голосовании по месту нахождения, выбрав удобный для себя участок. С 6 марта к приему заявлений присоединятся УИК - более 2,8 тысяч комиссий на Кубани. В случае, если Вы 15, 16 и 17 марта 2024 года будете находиться не по месту регистрации, то у вас есть возможность проголосовать по месту нахождения на любом удобном избирательном участке.
Для этого избирателю необходимо подать заявление одним из нескольких способов в следующие сроки: с 2 августа по 13 сентября 2021 года: через портал «Госуслуги»; в территориальную избирательную комиссию ТИК ; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ ; с 8 по 13 сентября 2021 года в участковую избирательную комиссию УИК.
Разнообразие сервисов ППЗ предлагает различные сервисы, такие как проверка наличия в списках избирателей, получение справок и консультаций от специалистов. Избиратель может получить всю необходимую информацию и поддержку в одном месте, что существенно облегчает его участие в выборах. Профессионализм и компетентность Работа на ППЗ осуществляется квалифицированными специалистами, знакомыми со всей необходимой информацией о выборах. Они могут дать ответы на все вопросы избирателей и помочь им разобраться в процедуре голосования. Безопасность и защита данных ППЗ обеспечивает безопасность хранения и обработки персональных данных избирателей. Подключение к сети Интернет осуществляется через защищенное соединение, что исключает возможность несанкционированного доступа к информации. Особое внимание к развитию и совершенствованию ППЗ на избирательных участках позволяет создать устойчивую и эффективную систему выборов, гарантирующую принципиальную прозрачность и справедливость процесса. Значение ппз на избирательном участке Основные черты ППЗ включают: Размещение: ППЗ устанавливается на избирательном участке и должно быть доступно для всех избирателей. Организация: Приемно-подсчетная зона должна быть четко обозначена и иметь необходимые атрибуты для проведения выборов, такие как избирательные бюллетени и запечатанные урны для голосов. Открытость: ППЗ должна быть открыта для наблюдателей и представителей кандидатов, чтобы обеспечить прозрачность выборов и предотвратить возможные нарушения. Секретность голосования: На ППЗ должны быть обеспечены условия для того, чтобы избиратели смогли передать свои голоса в тайне и без влияния со стороны других лиц. Подсчет голосов: В приемно-подсчетной зоне голоса избирателей подсчитываются, по результатам чего составляются протоколы с официальными результатами выборов.
В заявлении указываются персональные данные избирателя, адрес места жительства, номер и серия паспорта, номер и адрес избирательного участка по месту нахождения избирателя, на котором он изъявил желание проголосовать. После заполнения заявления основная часть остается у члена избирательной комиссии, отрывной талон передается избирателю. Пожалуйста, сохраняйте его. В нем содержится информация об участке, где вы будете голосовать, и способах уточнения его места расположения. После подачи заявления вас исключат из списка избирателей по месту регистрации и включат в список на избирательном участке по месту вашего нахождения в день выборов. На едином портале государственных услуг заявление можно подать в электронном виде. Для этого потребуется пройти автоматизированную проверку достоверности представленных сведений, которая займет несколько секунд. После проверки можно будет распечатать часть заявления, содержащую адрес и номер избирательного участка по месту нахождения избирателя, на котором он будет голосовать в день выборов. Заявление подается только один раз. Предупреждение об этом есть в бланке. Если гражданин подал несколько заявлений, действительным считается только первое. Остальные, более поздние заявления учитываться не будут!
ППЗ на выборах: это что такое, определение и принцип работы
список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума в соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона. По традиции на избирательных участках и избирательных комиссиях будет проводится видеосъёмка. 2.13. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, вправе обратиться в любой ППЗ на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума (при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) и единому избирательным округам. 2.13. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, вправе обратиться в любой ППЗ на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума (при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) и единому избирательным округам.
Что такое ППЗ на избирательном участке
В случае назначения в период избирательной кампании членов комиссий с правом совещательного голоса, которые являются инвалидами, рекомендуется приглашать их для участия в обучении. Комиссиям целесообразно также проводить обучение представителей общественных организаций инвалидов, работников органов социальной защиты населения, иных организаций, которые будут задействованы в информационно-разъяснительной работе в период подготовки и проведения выборов, так как эти организации осуществляют постоянное взаимодействие с избирателями, являющимися инвалидами, а также обладают специальными знаниями и навыками общения с гражданами с учетом категории их инвалидности. Комиссии должны уделять особое внимание созданию необходимых и достаточных условий для реализации полномочий членов комиссий, являющихся инвалидами, с учетом категории их инвалидности, в том числе оборудовать их рабочие места с учетом нарушенных функций здоровья и ограничения жизнедеятельности, предоставлять информацию и рабочие материалы комиссии в доступной к восприятию форме. В соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона, статьями 14 и 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе обеспечивать беспрепятственный доступ членов комиссий, являющихся инвалидами, в помещение комиссии и в помещение для голосования, к средствам связи и информации, по просьбе члена комиссии, являющегося инвалидом, оказывать содействие в обеспечении транспортом для посещения заседаний комиссии и исполнения иных полномочий члена комиссии. Комиссиям рекомендуется привлекать членов комиссий, являющихся инвалидами: к деятельности в составе рабочих групп по взаимодействию комиссий с общественными организациями инвалидов, обучению членов ТИК и УИК, резерва составов УИК; к участию в мероприятиях, связанных с реализацией избирательных прав граждан с инвалидностью, при проведении которых требуется эффективное применение их знаний и навыков.
При распределении обязанностей между членами комиссии по организации проведения досрочного голосования граждан и голосования в день голосования, организации приема и оформления заявлений избирателей о включении в список избирателей по месту нахождения необходимо учитывать физические возможности членов комиссии, являющихся инвалидами. Участие комиссий в обеспечении реализации пассивного избирательного права граждан с инвалидностью 5. В целях оказания содействия гражданам, являющимся инвалидами, в реализации их пассивного избирательного права в период подготовки и проведения выборов комиссиям во взаимодействии с общественными организациями инвалидов рекомендуется: используя возможности организаций телерадиовещания, периодических печатных и электронных изданий, сети Интернет и иных технических средств передачи информации, предоставлять информацию о наименовании, дате проведения выборов, о сроках осуществления основных избирательных действий и их исполнителях , в том числе об основных законодательных параметрах, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов, а также об адресах в т. Комиссиям необходимо оказывать содействие в реализации прав, предусмотренных пунктом 5.
Комиссия обязана разъяснять, что в этих случаях кандидат, являющийся инвалидом, вправе воспользоваться помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в пунктах 2, 2. В случае проверки комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, комиссия должна учитывать положения пункта 11 статьи 37 Федерального закона, предоставляющие право избирателю с инвалидностью, не имеющему возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. В графе "Подпись" подписного листа должна проставляться подпись того избирателя, который оказывает помощь лицу, являющемуся инвалидом, а также его фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
В соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона, статьями 14 и 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" комиссии, осуществляющие прием документов, совместно с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также их должностными лицами должны обеспечить с учетом категории инвалидности кандидатов следующие возможности реализации избирательных прав: для инвалидов, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, - создание безбарьерной среды в помещении избирательной комиссии и в здании, в котором находится такое помещение; для инвалидов по зрению - наличие визуальных и тактильных указателей, сопровождение членами комиссии по просьбе кандидата, ознакомление с текстовой информацией, расположенной в помещении комиссии; для инвалидов по слуху - допуск сурдопереводчика тифлосурдопереводчика , дублирование голосовой информации текстовой. Комиссии должны уделять особое внимание обеспечению равенства кандидатов, являющихся инвалидами, и учитывать их коммуникативные особенности при проведении жеребьевки по предоставлению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, а также при проведении указанными кандидатами агитации. Комиссиям следует рекомендовать избирательным объединениям, выдвинувшим кандидатов, являющихся инвалидами, использовать информационные и обучающие материалы, подготовленные избирательными комиссиями. Комиссии должны передавать в общественные организации инвалидов, в организации социального обслуживания, в библиотеки, в том числе специализированные, информационные и обучающие материалы, подготовленные для использования кандидатами, являющимися инвалидами.
Организация работы по получению уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей на соответствующей территории 6. В соответствии с пунктом 16. ТИК организуют работу по уточнению указанных сведений по видам стойких расстройств функций организма с учетом данных, имеющихся в комиссиях по результатам предыдущей избирательной кампании. ТИК во взаимодействии со структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих социальную защиту населения, с учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, общественными организациями инвалидов, иными органами и организациями при уточнении сведений об избирателях, являющихся инвалидами, готовят информацию, содержащую следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания если он отличается от адреса места жительства гражданина, контактный номер телефона, категорию инвалидности слепой или слабовидящий, глухой, слепоглухой, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Комиссиям в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона для организации досрочного голосования избирателей с инвалидностью в труднодоступных или отдаленных местностях, а также проживающих находящихся в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, рекомендуется заблаговременно получить соответствующую информацию. На основании уточненных сведений ТИК, ИКМО совместно с УИК организуют во взаимодействии с представителями органов социальной защиты населения работу по выявлению избирателей, являющихся инвалидами, желающих в случаях, предусмотренных законом, подать в установленные законом сроки заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения, проголосовать в том числе в течение нескольких дней подряд вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка, проголосовать досрочно, дистанционно, а также работу по предоставлению специального автотранспорта, оказанию специализированной помощи, в том числе с привлечением волонтеров. В этих целях комиссиям в соответствии с пунктом 16. При организации работы по уточнению сведений об избирателях с инвалидностью целесообразно учитывать информацию, полученную в результате составления паспортов маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, от места проживания до помещения для голосования, указанных в пункте 10.
Особенности организации информирования избирателей, являющихся инвалидами 7. Комиссии при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов должны предусмотреть необходимые меры, направленные на обеспечение информирования избирателей, являющихся инвалидами. Комиссии могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с привлечением органов социальной защиты населения, организаций социального обслуживания, общественных организаций инвалидов, волонтеров, специальных библиотек для слепых, иных организаций, размещая указанные материалы по согласованию в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами всех категорий органы социальной защиты населения, организации социального обслуживания, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, поликлиники, аптеки, библиотеки, социальные магазины и др. Комиссии могут оказывать консультативную, юридическую помощь избирателям с инвалидностью, используя возможности общественных "горячих линий" связи с избирателями, в том числе средств факсимильной, мобильной связи и интернет-ресурсов избирательных комиссий.
Рекомендуется привлекать для данной работы представителей общественных организаций инвалидов, волонтеров. При этом следует учитывать требования национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Комиссиям для информационного обеспечения глухих граждан в период избирательных кампаний рекомендуется по возможности: использовать текстовую передачу информации о выборах средствами факсимильной и мобильной связи смс-сообщения ; во взаимодействии со средствами массовой информации предусматривать использование сурдоперевода или субтитрирования в телевизионном эфире информационных выпусков и тематических передач о ходе подготовки и проведения выборов.
Комиссиям необходимо обратить внимание, что слепоглухие граждане, используя соответствующие тифлосредства, имеют возможность получать информацию, размещенную в сети Интернет, а также переданную посредством мобильной связи смс-сообщения. Комиссиям для информационного обеспечения избирателей, пользующихся креслами-колясками, рекомендуется визуальную информацию о выборах располагать в публичных местах так, чтобы избиратели указанной категории могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий. Комиссиям рекомендуется заблаговременно доводить до избирателей, являющихся инвалидами, информацию о возможности включения в списки избирателей по месту нахождения, голосования вне помещения для голосования, голосования по открепительным удостоверениям в случаях, предусмотренных законом , досрочного голосования, дистанционного электронного голосования, голосования при содействии других лиц, а также информацию о проведении по решению избирательной комиссии, организующей выборы, голосования в течение нескольких но не более трех дней подряд в соответствии с пунктом 1 статьи 63. Комиссиям во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях повышения правовой культуры инвалидов, их интеграции в общество рекомендуется: использовать различные формы информационно-разъяснительной деятельности, в том числе проведение выставок, форумов, деловых и ролевых игр, а также игр с элементами компьютерных технологий; уделять внимание работе с молодыми и будущими избирателями; проводить адаптированные к целевой аудитории мероприятия информационно-просветительской направленности в коррекционных школах, иных учебных заведениях, реабилитационных центрах, детских оздоровительных лагерях и т.
Оборудование избирательных участков и помещений для голосования 8. Комиссиям при оборудовании избирательных участков и помещений для голосования следует учитывать, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме. Для наибольшей интеграции избирателей, являющихся инвалидами, в общественно-политическую жизнь избирательным комиссиям следует учитывать, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков должно быть приоритетным при выборе реализации ими активного избирательного права в день голосования.
Включая участки с маленьким количеством избирателей в конечную статистику можно изменить процент голосов и, следовательно, исказить общую картину. Важно отметить, что ППЗ имеют большое значение не только на уровне выборов президента или парламента, но и на местном уровне. Например, при голосовании по вопросу установления границ муниципалитетов или на местных выборах, где количество избирателей намного ниже, ППЗ и УИК могут играть еще более важную роль. Возможность манипуляции результатами голосования через совпадение места нахождения ППЗ и УИК подтверждается многими примерами в истории разных стран. Поэтому необходимо отслеживать и контролировать взаимосвязь между ППЗ и УИК для обеспечения честности и прозрачности выборов. При голосовании на выборах важнейшая роль отводится ППЗ пункт приема заявлений и УИК участковая избирательная комиссия. Однако, как правило, важно не просто их наличие, а их совпадение по месту нахождения. Для того, чтобы проверить совпадение, можно использовать несколько методов. Вам необходимо знать номер своего избирательного участка, который вы можете узнать в избирательном списке. Для этого необходимо пройти по адресу, который указан на вашем избирательном участке, и проверить, есть ли там пункт приема заявлений и участковую избирательную комиссию. Сотрудники комиссии будут рады помочь вам и предоставить необходимую информацию. Необходимо отметить, что совпадение ППЗ и УИК является одним из важнейших факторов, влияющих на правильность проведения выборов. Поэтому рекомендуется проверять совпадение заранее, чтобы избежать проблем на день выборов.
Графа «против всех» на выборах президента РФ 2024: будет или нет Пункт «против всех» обычно располагают в избирательном бюллетене после всех зарегистрированных кандидатов. С помощью него избиратель может принять участие в голосовании, не выбрав при этом ни одного из указанных в бюллетене кандидатов. В избирательном бюллетене для голосования на мартовских выборах президента России 2024 года графа «против всех» отсутствует. В 2006 году президент РФ Владимир Путин отменил данную графу законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов». Как правильно заполнить избирательный бюллетень Памятка по заполнению избирательного бюллетеня находится в верхней части документа и называется «Разъяснение о порядке заполнения избирательного бюллетеня». По ней избирателю необходимо поставить любой знак в пустом квадрате справа от фамилии одного зарегистрированного кандидата, в пользу которого он решил проголосовать. Если на избирательном участке, где проводится голосование, установлены прозрачные ящики для сбора бюллетеней, то в целях защиты тайны выбора избирателя заполненный бюллетень необходимо опускать в ящик лицевой стороной вниз. Также о том, как правильно заполнить бюллетень и куда его относить, избирателю разъяснят члены УИК. Кроме того, в помещении для голосования установят информационный стенд, на котором можно будет изучить образец правильно заполненного бюллетеня для голосования и информацию обо всех зарегистрированных кандидатах. В случае если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он может обратиться к члену УИК с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии обменяет бюллетень с ошибкой на новый и выдаст его избирателю. Испорченные бюллетени погашаются членами УИК и не учитываются в качестве голоса избирателя. Какой бюллетень считается недействительным Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат каких-либо письменных отметок избирателей в квадратах, расположенных справа от каждого информационного блока о зарегистрированных кандидатах. Бюллетень также признается недействительным, если избиратель поставил отметки в двух или более квадратах для волеизъявления.
В этом случае между избирательными комиссиями соответствующих субъектов Российской Федерации заблаговременно с учетом сроков подачи заявлений и обработки содержащейся в них информации, установленных в разделе 2 Порядка должны быть заключены соответствующие соглашения. В случае проведения досрочных, повторных и дополнительных выборов сроки действий, предусмотренные Порядком, не подлежат сокращению. Для обработки информации о заявлениях формируется централизованная база данных ГАС "Выборы" далее - база обработки заявлений. В целях информирования избирателей, участников референдума о порядке и сроках подачи заявлений, а также о номерах участков, адресах и номерах телефонов участковых и территориальных комиссий, адресах помещений для голосования ЦИК России, избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации организуют работу информационно-справочного центра. Подача заявлений, обработка содержащейся в них информации 2. В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено образование участков за пределами избирательного округа, округа референдума, заявление может быть подано на территории указанных участков, а также через МФЦ за пределами округа при наличии соглашения о взаимодействии. Заявление может быть подано в электронном виде через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций " далее - ЕПГУ не ранее чем за 45 дней и не позднее 24. Заявление о включении в список избирателей, участников референдума на участке, образованном в больнице или месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, может быть подано избирателем, участником референдума, который будет находиться в день дни голосования на этом участке, только в УИК, сформированную на том же участке, не ранее чем за 10 дней до дня последнего дня голосования и не позднее чем за 3 дня до дня первого дня голосования. Соглашением о взаимодействии может быть предусмотрено, что при подаче заявления через МФЦ избиратель, участник референдума вправе подать заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования в порядке, установленном статьей 66 Федерального закона N 67-ФЗ статьей 71 Федерального закона N 19-ФЗ, статьей 83 Федерального закона N 20-ФЗ , если выбранный им участок по месту нахождения находится в зоне обслуживания указанного МФЦ. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд избиратель, участник референдума может указать желательную дату посещения его членами УИК для проведения голосования. Заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования передаются в соответствующие УИК не позднее чем за два дня до дня первого дня голосования. Избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня первого дня голосования определяется график работы ТИК и УИК, обеспечивающий прием заявлений в течение не менее четырех часов в день. В одном ППЗ может осуществляться прием заявлений несколькими УИК с учетом необходимости создания максимального удобства для избирателей, участников референдума. ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, ТИК и УИК информируют избирателей, участников референдума, в том числе через официальные сайты комиссий в сети Интернет, о порядке и сроках подачи заявлений, а также о номерах телефонов и адресах соответствующих комиссий, графике их работы по приему заявлений. Заявление подается избирателем, участником референдума в ППЗ лично на бумажном носителе при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации в период замены паспорта - временного удостоверения личности. При подаче заявления по выборам в федеральные органы государственной власти избирателем, зарегистрированным по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа не менее чем за три месяца до дня последнего дня голосования, а при подаче заявления по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуму субъекта Российской Федерации избирателем, участником референдума, зарегистрированным по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня последнего дня голосования и не имеющим регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, также предъявляется свидетельство о регистрации по месту пребывания. Заявление принимается соответственно членом ТИК, УИК или лицом, привлеченным к работе в ТИК или УИК по гражданско-правовому договору, работником МФЦ далее - лицо, принимающее заявление и регистрируется в Журнале регистрации заявлений избирателей, участников референдума о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения далее - Журнал регистрации заявлений , форма которого приведена в приложении N 1 к Порядку. Ведение Журнала регистрации заявлений может осуществляться в электронном виде. Избиратель, участник референдума, который не может по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности самостоятельно прибыть в ППЗ для подачи заявления в сроки, установленные пунктом 2. УИК, в том числе по поручению вышестоящей ТИК, не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования обеспечивает посещение избирателя, участника референдума членом УИК или лицом, привлеченным к работе в УИК по гражданско-правовому договору, с целью предоставления ему такой возможности. В этом случае заявление регистрируется в Журнале регистрации заявлений с пометкой "вне ППЗ" в графе "Примечание". Избиратель, участник референдума при указанном посещении может устно или письменно заявить в соответствующую УИК о своем желании проголосовать вне помещения для голосования в порядке, установленном статьей 66 Федерального закона N 67-ФЗ статьей 71 Федерального закона N 19-ФЗ, статьей 83 Федерального закона N 20-ФЗ. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только один раз. При подаче заявления избиратель, участник референдума уведомляется об этом, а также о порядке аннулирования заявления. При наличии технической возможности лицо, принимающее заявление, с помощью специального сервиса, организованного на сайте ЦИК России, проверяет, подавал ли избиратель, участник референдума заявление ранее. В случае выявления указанного факта избирателю, участнику референдума отказывается в приеме заявления. В случае если выявлено, что избиратель, участник референдума подал более одного заявления, действительным считается заявление, поданное первым согласно дате и времени подачи заявления. Дата и время подачи заявления через ЕПГУ определяются по московскому времени как дата и время отправки избирателем, участником референдума заявления в электронном виде. Остальные заявления не учитываются и не являются основанием для включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения. Заявление на бумажном носителе, подаваемое избирателем, участником референдума в ППЗ, может быть заполнено вручную на бланке или изготовлено в машинописном виде с нанесенным на него машиночитаемым кодом на компьютерном оборудовании в ТИК, УИК в случае ее оснащения необходимым оборудованием или МФЦ. Форма заявления и правила его заполнения приведены в приложениях N 2 и N 3 к Порядку. Заявление содержит основную часть, которая остается в ППЗ, и отрывную часть, которая после регистрации заявления передается избирателю, участнику референдума. Отрывная часть предназначена для информирования избирателя, участника референдума и не является обязательной для предъявления при голосовании по месту нахождения. В основной части заявления указываются: фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, дата рождения, адрес места жительства в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации либо информация о том, что избиратель, участник референдума не имеет регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, для избирателя, участника референдума, зарегистрированного по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня последнего дня голосования, - дата регистрации по месту пребывания, номер телефона, серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации в период замены паспорта - серия и номер временного удостоверения личности , дата и время подачи заявления, сведения о месте нахождения избирателя, участника референдума в день голосования, включающие наименование субъекта Российской Федерации наименование иностранного государства и номер участка.