Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Когда в 2024 году начинается Страстная неделя Смысл названия и символическое значение Страстная неделя по дням Что можно и нельзя делать на Страстной неделе Что едят на Страстной неделе.
Оптина пустынь
В дни Страстной недели категорически запрещено употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, молочные и кисломолочные продукты. В православии она носит название Страстная седмица, Страстная или Великая неделя. Страстная неделя в 2023 году: когда начинается и заканчивается. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая.
Пасхальная неделя по дням (страстная седмица): хронология Пасхи
Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. По народному календарю 29 апреля 2024 года начинается Страстная неделя. Она предшествует Светлому Христову Воскресению. В понедельник 29 апреля 2024 года православные верующие вступили в Страстную седмицу – неделю, которая завершится Пасхой, Светлым Христовым Воскресением. Страстной неделей или Страстной Седмицей называют последнюю неделю перед Пасхой. У православных Страстная неделя считается самой главной в году. В 2023-м Страстная неделя начнется 10 апреля, а закончится 14 апреля. В начале Страстной недели (понедельник, вторник и среда) надлежит строго придерживаться правил питания Великого поста и употреблять в пищу орехи, овощи, фрукты, мед и сухофрукты — то есть только то, что можно употребить без термальной обработки.
Страстная неделя в 2024 году: что можно и нельзя есть перед Пасхой
В 2023-м Страстная неделя начнется 10 апреля, а закончится 14 апреля. Суть Страстной недели в православии Христианское слово «страсти» в переводе на современный язык означает «страдания» и «испытания». Соответственно Страстная Неделя — это неделя страданий и испытаний. Страстная Неделя — последняя неделя земной жизни Христа. В эту неделю его предали, судили неправедным судом и распяли. В эту же неделю он воскрес. После утренней молитвы люди начинают подготовку своего дома к предстоящему празднику. Мужчины делают мелкий ремонт, женщины моют окна, снимают занавески, чистят ковры.
Иисус же сказал ему: — Друг, делай то, для чего пришел. Тут подошли люди и, схватив Иисуса, взяли Его под стражу. Тогда один из тех, кто был с Иисусом, вытащил меч, ударил слугу первосвященника и отсек ему ухо. Неужели ты думаешь, что Я не мог бы упросить Моего Отца немедленно прислать Мне более двенадцати легионов ангелов? Но как же тогда исполнится Писание, что все это должно произойти? Затем Иисус обратился к толпе: — Что Я — разбойник, что вы пришли с мечами и кольями, чтобы арестовать Меня? Каждый день Я сидел и учил в храме, и вы не арестовали Меня.
Но все произошло именно так, чтобы исполнились писания пророков. Тогда все ученики оставили Его и убежали. Арестовавшие Иисуса привели Его к первосвященнику Каиафе, у которого уже собрались учители Закона и старейшины. Петр следовал за Иисусом на некотором расстоянии и прошел прямо во двор первосвященника. Войдя внутрь, он сел со стражниками, чтобы увидеть, чем все кончится. Первосвященники и весь Высший Совет искали ложных показаний против Иисуса, чтобы приговорить Его к смерти. Но они ничего не могли найти, хотя и пришло много лжесвидетелей.
Наконец вышли два человека и заявили: — Этот человек говорил: «Я могу разрушить Божий храм и восстановить его за три дня». Тогда первосвященник встал и спросил Иисуса: — Тебе нечего ответить на эти свидетельства против Тебя? Иисус молчал. Тогда первосвященник разорвал на себе одежду и сказал: — Он произнес кощунствует! Какие нам еще нужны свидетели?! Вы теперь сами слышали богохульство! Каково ваше решение?
Они ответили: — Он виновен и заслуживает смерти. Тогда Иисусу стали плевать в лицо и бить Его кулаками, некоторые же били Его по щекам и спрашивали: — Прореки нам, Мессия, кто Тебя ударил? Петр же сидел снаружи, во дворе, когда к нему подошла служанка. Петр стал отказываться перед всеми: — Я не знаю, о чем ты говоришь. Когда он отошел к воротам, его увидела другая женщина. Она сказала стоявшим рядом: — Этот человек был с Иисусом Назарянином. Петр снова все отрицал, поклявшись, что он не знает Этого Человека.
Но спустя немного времени стоявшие там люди подошли и сказали ему: — Ты и в самом деле один из них, тебя и выговор твой выдает. Тогда Петр начал клясться и божиться: — Я не знаю Этого Человека! И тотчас пропел петух. И тогда Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». И, выйдя наружу, он горько заплакал. Там они начали обвинять Его: — Мы установили, что Он совращает наш народ. Он запрещает платить дань кесарю и называет Себя Христом, Царем.
Пилат спросил Иисуса: — Ты Царь иудеев? Тогда Пилат сказал первосвященникам и толпе: — У меня нет никаких оснований осудить Этого Человека. Но они настаивали: — Он Своим учением возмущает народ по всей Иудее, начал в Галилее, а теперь пришел сюда. И узнав, что Иисус Христос был из области, подвластной Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме, он послал Иисуса к нему. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал об Иисусе и надеялся, что Тот совершит для него какое-нибудь чудо. Он задавал Ему много вопросов, но Иисус ничего не отвечал.
Стоявшие там первосвященники и учители Закона усиленно обвиняли Иисуса Христа. Ирод же и его солдаты, посмеявшись и поиздевавшись над Иисусом, надели на Него красивую мантию и отослали обратно к Пилату. В этот день Ирод и Пилат стали друзьями, а прежде они враждовали. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: — Вы привели ко мне Этого Человека и сказали, что Он подстрекает народ. Допросив Его в вашем присутствии, я не нахожу Его виновным в том, в чем вы Его обвиняете. Ирод тоже не нашел в Нем никакой вины и отослал Его обратно к нам. Как видите, Он не сделал ничего, достойного смерти.
Поэтому я прикажу бичевать Его, а затем отпущу, — потому что на праздник он должен был отпустить одного из заключенных. Тогда все в один голос закричали: — Смерть Ему! Отпусти нам Варавву! Варавва был заключен в темницу за поднятый в городе мятеж и за убийство. Пилат же хотел отпустить Иисуса и еще раз спросил их. Но они продолжали кричать: — Распни, распни Его! Пилат в третий раз спросил: — За что?
Какое зло сделал Он? Я не нашел за Ним никакой вины, за которую Он мог бы быть приговорен к смерти. Я прикажу бичевать Его, а затем отпущу! Но они продолжали громко кричать и настаивать, чтобы Иисус Христос был распят. В конце концов криками они добились своего.
Поэтому Церковь призывает всех верующих стяжать подлинные духовные плоды и добродетели — веру, искренность, милосердие, любовь к Богу и ближним. Роскомнадзор Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна. Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт "Православное Поволжье". Перепечатка материалов портала в печатных изданиях книгах, прессе возможна только с письменного разрешения редакции.
У ранних христиан не было долгого поста, но пост в Страстную неделю был установлен и строго соблюдался уже тогда. Все дни Страстной недели называются Великими. В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф как прообраз Иисуса Христа, а также повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы. Согласно Евангелию, проклятие смоковницы случилось как раз в первые два дня седмицы сразу после входа Господня в Иерусалим: в понедельник Христос увидел смоковницу и проклял, не найдя на ней плодов, во вторник же ученики обнаружили, что она засохла. В Великий вторник, единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа, вспоминают обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Иисусом в Иерусалимском храме.
43 день Великого поста и начало Страстной недели: что нужно сделать 29 апреля
В этот день разрешено есть только хлеб, фрукты и овощи, мед и орехи. Во вторник и среду можно также есть сырую пищу без масла. В четверг — небольшое послабление, позволена горячая пища растительного происхождения, также с растительным маслом. В Страстную пятницу верующие от пищи воздерживаются до времени выноса плащаницы на богослужении. В субботу разрешена горячая пища без масла. Начиная с воскресенья — Пасхи — все запреты в пище снимаются. Но при этом важно помнить: пасхальное обилие жирной и тяжелой пищи после длительного поста может негативно сказаться на здоровье. Поэтому выходить из поста нужно постепенно, не слишком налегая на творог, куличи, яйца и мясо. Запреты Страстной недели Страстная неделя — повод не только для пищевых ограничений. Последняя неделя Великого поста для христиан — прежде всего, время глубокого покаяния и анализа собственной жизни.
В эти дни очень важно сосредоточиться на духовных, а не физических аспектах предпасхальной подготовки. Самое главное правило, которое верующие соблюдают на Страстной седмице — уделять внимание молитвам и помощи ближним, а не развлечениям и бытовой суете. В этот период нельзя поддаваться зависти, обидам и раздражению.
Его охватила тоска и тревога. Тогда Он сказал им: — Душа Моя объята смертельной печалью.
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной. Отойдя немного, Иисус пал лицом на землю и стал молиться: — Отец Мой, если возможно, то пусть минует Меня эта чаша, но пусть будет все не как Я хочу, а как Ты хочешь. Затем Он возвратился к ученикам и нашел их спящими. Дух бодр, но тело слабо. И во второй раз Он ушел и молился: — Отец Мой, если невозможно, чтобы эта чаша миновала Меня и чтобы Мне не пить из нее, то пусть все будет по Твоей воле.
Когда Он вернулся, ученики опять спали, потому что их веки отяжелели. И, оставив их, Иисус отошел и стал молиться в третий раз теми же словами. Затем Он возвратился к ученикам и сказал им: — Вы все спите и отдыхаете? Вот, время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, идем.
Вот уже и Мой предатель приблизился. Их послали первосвященники и старейшины народа. Предатель так условился с ними: — Хватайте Того, Кого я поцелую. Подойдя сразу же к Иисусу, Иуда сказал: — Здравствуй, Учитель! Иисус же сказал ему: — Друг, делай то, для чего пришел.
Тут подошли люди и, схватив Иисуса, взяли Его под стражу. Тогда один из тех, кто был с Иисусом, вытащил меч, ударил слугу первосвященника и отсек ему ухо. Неужели ты думаешь, что Я не мог бы упросить Моего Отца немедленно прислать Мне более двенадцати легионов ангелов? Но как же тогда исполнится Писание, что все это должно произойти? Затем Иисус обратился к толпе: — Что Я — разбойник, что вы пришли с мечами и кольями, чтобы арестовать Меня?
Каждый день Я сидел и учил в храме, и вы не арестовали Меня. Но все произошло именно так, чтобы исполнились писания пророков. Тогда все ученики оставили Его и убежали. Арестовавшие Иисуса привели Его к первосвященнику Каиафе, у которого уже собрались учители Закона и старейшины. Петр следовал за Иисусом на некотором расстоянии и прошел прямо во двор первосвященника.
Войдя внутрь, он сел со стражниками, чтобы увидеть, чем все кончится. Первосвященники и весь Высший Совет искали ложных показаний против Иисуса, чтобы приговорить Его к смерти. Но они ничего не могли найти, хотя и пришло много лжесвидетелей. Наконец вышли два человека и заявили: — Этот человек говорил: «Я могу разрушить Божий храм и восстановить его за три дня». Тогда первосвященник встал и спросил Иисуса: — Тебе нечего ответить на эти свидетельства против Тебя?
Иисус молчал. Тогда первосвященник разорвал на себе одежду и сказал: — Он произнес кощунствует! Какие нам еще нужны свидетели?! Вы теперь сами слышали богохульство! Каково ваше решение?
Они ответили: — Он виновен и заслуживает смерти. Тогда Иисусу стали плевать в лицо и бить Его кулаками, некоторые же били Его по щекам и спрашивали: — Прореки нам, Мессия, кто Тебя ударил? Петр же сидел снаружи, во дворе, когда к нему подошла служанка. Петр стал отказываться перед всеми: — Я не знаю, о чем ты говоришь. Когда он отошел к воротам, его увидела другая женщина.
Она сказала стоявшим рядом: — Этот человек был с Иисусом Назарянином. Петр снова все отрицал, поклявшись, что он не знает Этого Человека. Но спустя немного времени стоявшие там люди подошли и сказали ему: — Ты и в самом деле один из них, тебя и выговор твой выдает. Тогда Петр начал клясться и божиться: — Я не знаю Этого Человека! И тотчас пропел петух.
И тогда Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». И, выйдя наружу, он горько заплакал. Там они начали обвинять Его: — Мы установили, что Он совращает наш народ. Он запрещает платить дань кесарю и называет Себя Христом, Царем. Пилат спросил Иисуса: — Ты Царь иудеев?
Тогда Пилат сказал первосвященникам и толпе: — У меня нет никаких оснований осудить Этого Человека. Но они настаивали: — Он Своим учением возмущает народ по всей Иудее, начал в Галилее, а теперь пришел сюда. И узнав, что Иисус Христос был из области, подвластной Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме, он послал Иисуса к нему. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал об Иисусе и надеялся, что Тот совершит для него какое-нибудь чудо.
Он задавал Ему много вопросов, но Иисус ничего не отвечал. Стоявшие там первосвященники и учители Закона усиленно обвиняли Иисуса Христа. Ирод же и его солдаты, посмеявшись и поиздевавшись над Иисусом, надели на Него красивую мантию и отослали обратно к Пилату. В этот день Ирод и Пилат стали друзьями, а прежде они враждовали.
Великая Пятница — самый скорбный день — воспоминание о страданиях Христа и Его крестной смерти. В этот день на середину храмов для поклонения верующих выносятся Плащаницы изображения покоящегося Христа. До пасхальной заутрени полночь на воскресенье Плащаницы пребывают в храмах, после чего их занесут в алтари и положат на престолы, где они будут пребывать до праздника отдания Пасхи канун Вознесения.
В наши дни, ради верующих, понимая их повседневные заботы и чтобы не утруждать их слишком длинными богослужениями, было решено прочитывать все Евангелие в течение Великого Поста. Известно, что в первые три дня Страстной седмицы служится литургия Преждеосвященных Даров. Для чего вообще эта литургия была введена? И почему так получилось, что она служится все первые три дня Страстной седмицы, тогда как в период самого Великого поста она, за некоторыми исключениями, совершается только в среду и пятницу? Уже в раннюю эпоху христианства в Церкви сложилась традиция, согласно которой в будни Великого поста не полагалось совершение полной литургии. Дело в том, что сама литургия всегда сопряжена с радостью Воскресения Христова, которая заключена в Евхаристическом общении. Великий же пост — время покаяния, скорби о себе, о своих грехах. В такое время радость литургии не является уместной. Поэтому она отменяется в будни и вместо нее служится неполная литургия, где Дары уже освящены. Фото Юлии Маковейчук Для чего такая служба была введена? Для самих верующих. Для того чтобы христиане могли оставаться с Богом. Ведь Причастие и есть самое близкое с Ним единение, и без этого единения человек скоро зачахнет в унынии. В Великий пост уныния быть не должно. Наоборот, человек призван все больше и больше приближаться к Богу. И как наше тело не может жить без пищи, так же и душа не может жить без пищи духовной. Относительно же совершения литургии Преждеосвященных Даров во все первые три дня Страстной седмицы — здесь нужно обратиться к некоторым особенностям разных традиций. Так, в константинопольской традиции в дни Великого поста эта неполная литургия совершалась во все будние дни, не только в среду и пятницу. Сама же Страстная седмица сохранила в себе множество следов именно константинопольской традиции. Возможно, именно поэтому все первые три дня последней недели перед Пасхой совершается литургия Преждеосвященных Даров. В чем проявляется уникальность богослужений этой недели? В том, что символизм богослужений Страстной седмицы приобретает максимальную конкретность. Церковь, например, поет «Днесь висит на Древе» — то есть прямо сейчас висит, в храме, перед верующими. Время богослужения — это время тех страшных дней. В этой простоте, в этой конкретике ясно раскрывается вся скорбь происходящего. Через все богослужения этой недели проходит также еще одна очень важная мысль — о непосредственном соучастии христианина в событиях Страстной седмицы. В эти дни Церковь старается поставить верующего в положение участника, зрителя того, что происходило почти 2000 лет назад. Например, уже в Великий Четверг, после литургии в кафедральных соборах совершается действо, которое называется «Чин омовения ног». Оно включено в саму литургию. Божественная литургия, чин освящения мира, чин умовения ног» Фото www. Таким образом, Церковь вводит человека внутрь священной истории. Не случайно, что в четверг вечером на утрене читаются именно 12 Евангелий, то есть 12 отрывков из Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В остальное время года мы такого на утрене не увидим. И эти 12 Евангелий символически указывают и описывают последние 12 часов земной жизни Иисуса Христа. В Великую Пятницу, после выноса плащаницы, перед ней читается канон особенные стихи — «Плач Богородицы». Он читается как бы от лица Богоматери. Вот Она стоит перед гробом Спасителя и оплакивает тело Своего мертвого Сына. И мы, как участники этого богослужения, тоже становимся вместе с Ней у гроба, тоже сострадаем Ее горю. Фото www. Например, так называемый «чин погребения плащаницы». Плащаница — это покрывало, на котором вышито изображение умершего Спасителя. Она символизирует собой Его бездыханное Тело. Кто ее погребает? Мы — верующие. То есть богослужение погружает нас в то время, когда апостолы и Богородица погребали Господа, и мы участвуем в этом, погребаем Его вместе с ними. Так Церковь позволяет христианину вступить внутрь событий Страстей Христовых и пережить их духовно.
Великий Понедельник (Начало страстной недели) у православных христиан
Страстная неделя в 2024 году: какого числа в России, дата | Страстная, или Великая неделя – последняя неделя перед Пасхой, которую в 2024 году православные будут отмечать 5 мая. То есть Страстная неделя начнется 29 апреля (понедельник), а закончится 4 мая (суббота). |
Страстная неделя в 2024 году: когда начинается и что нельзя есть перед Пасхой | В 2023 году Страстная неделя начинается 10 апреля, заканчивается 15-го. |
Страстная неделя: что православным верующим нужно знать о 7 днях Великого поста перед Пасхой? | В 2023 году Страстная неделя начинается 10 апреля, заканчивается 15-го. |
Страстная неделя в 2024 году: когда начинается и что нельзя есть перед Пасхой | Страстная неделя в 2024 году начнется 29 апреля. |
Страстная неделя 2024 года: что можно и нельзя делать волгоградцам перед Пасхой
Страстная неделя напоминает нам о тех событиях, которые произошли в течение недели, предшествующей распятию Христа. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Страстная неделя, также известная как Страстная седмица, предшествует Пасхе и имеет особое значение для христиан. Что можно, а что нельзя делать в этот период? Страстная неделя или Страстная седмица — это неделя до неё, которую открывает Вербное воскресенье (в 2024 году — 28 апреля). Поэтому Великая Страстная неделя 2024 начнётся с понедельника, 29 апреля, и закончится в субботу, 4 мая.
Что нельзя делать в первый день Страстной недели, чтобы не согрешить
В 2024 году Страстная неделя начинается в понедельник, 29 апреля, и заканчивается в субботу, 4 мая. В православии она носит название Страстная седмица, Страстная или Великая неделя. Страстная неделя в 2024 году является последней Седмицей перед великим праздником. Страстная неделя в 2024 году начнется 29 апреля. Но в названии Страстной недели слово «страсть» означает только «страдание», ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни Которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе.
Какого числа Страстная Неделя в 2024 году
Комментарии Завершаем Великий пост правильно. Последняя неделя Великого поста называется Страстной, каждый ее день наполнен особенным смыслом. Sport24 расскажет, что можно делать за неделю перед Пасхой, а от чего лучше отказаться. Когда начинается и заканчивается Страстная неделя в 2022 году shutterstock. У православных Страстная неделя считается самой главной в году. В 2022-м Страстная неделя начнется 18 апреля, а закончится 23 апреля.
Суть Страстной недели в православии Христианское слово «страсти» в переводе на современный язык означает «страдания» и «испытания». Соответственно Страстная Неделя — это неделя страданий и испытаний. Страстная Неделя — последняя неделя земной жизни Христа.
Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей.
В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира.
В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению.
От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года. Богослужение обычно начинается около 23 часов и длится несколько часов. О начале Пасхи возвещает колокольный звон, именуемый благовестом. Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба заутреня. Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма. Крестный ход движется против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу. Затем служат божественную литургию, освящают особый бездрожжевой хлеб — артос или просфору, который потом раздают верующим. Все сорок дней — с Пасхи до Вознесения — двери в алтарь, называемые Царскими вратами, остаются открытыми на протяжении всего дня и повсюду звонят колокола.
Считается, что добрые дела, совершаемые в эти дни, помогают очиститься верующим от грехов. Пасхальный стол С наступлением Пасхи заканчивается Великий пост, поэтому в праздничное меню возвращаются мясные и молочные блюда. Пасхальный стол на Руси был обильным. В богатых домах готовили 40 различных блюд по числу дней истекшего поста. Особое место в меню занимают кулич и пасха — символы праздника наравне с крашеными яйцами.
Переживание в месте со Христом Его мучений как Человека.
И поэтому западное церковное искусство настолько натуралистично и реалистично. Пот, кровь, истерзанная плоть Господа в фильме представлены очень реально. Но нам, православным, дано гораздо большее. Любой верующий, который молится на службах Страстной недели, может испытать гораздо большее потрясение и переживание, чем после просмотра «Страстей Христовых». И это переживание будет совсем другого, духовного характера. Нам дано представить и увидеть величие Жертвы.
Не просто сострадание к избитому и распятому человеку появляется в нашем сердце, а священный трепет перед Творцом вселенной, Который из любви к нам висит сейчас на кресте. И, конечно, любовь и благодарность распятому за нас Богу. И поэтому, когда в Великую пятницу после проповеди прихожане подходят прикладываться к плащанице, у многих в глазах стоят слезы. Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения страстной седмицы. Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения — все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и, молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе.
Во время шестопсалмия, которое есть воспоминание ночи перед Рождеством, гасятся светильники, чтобы в полумраке, тишине и сосредоточенной молитве встретить приход в мир Спасителя: «Бог Господь и явися нам! В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг. Неоднократно замечал, что Страстная — время особых искушений, поэтому следует быть особенно внимательными к своей душе, чтобы не погубить весь труд поста. Постящийся должен быть внимательным и бдительным как часовой на посту, чтоб и на выстрел не подпускать духов праздности, уныния, гнева и ссоры. Желаю всем крепости, помощи Божией и сил для прохождения страстной седмицы. Дай Бог дожить до Пасхи!
И этот призыв есть для нас итог и напоминание о том, что наш личный постный подвиг являлся, в первую очередь, приготовлением нашей души и сердца для таинственного погружения в события Страстной седмицы, когда ради нас и нашего ради спасения совершается великая тайна Искупления человеческого рода от власти смерти и страшного рабства диаволу. Сегодня на наших глазах духовное поле христианства стремительно сужается, и нам все осязательно ближе и понятней становится тот ужас и та тоска учеников Господа, ощутивших совсем нежданно-негаданно свое беззащитное одиночество посреди власти тьмы и греха, воцарившихся в мире после крестной смерти Спасителя. То, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, — это не история, это всегдашнее сегодня. Церковь же обладает силой делать это видимым и явным. И потому сопребывание с Апостолами и в Сионской горнице, и в Гефсимании, и во дворе Каиафы, и на Голгофе — не простое участие в богослужениях Страстной седмицы — это наш «пропуск» в Пасху. Для каждого христианина это сопереживание — «вчера спогребохся Тебе, Христе» — является удостоверением участия в другом событии — «совозстаю днесь воскресшу Тебе», условием вхождения в радость Воскресения Христова.
В Страстные дни вся наша жизнь, ее смысл и наше сердце должны быть здесь, у ног Спасителя, рядом с блудницей, рядом с учениками, только бы подальше от Иуды и его соблазнительного ковчежца. И потому позаботимся не дать себя увлечь безвозвратно в эти святые дни и ночи неизбежной предпасхальной суетой, приготовлением явств, уборкой дома — вещами насколько необходимыми, настолько и душевно расхищающими. Оградим наш дом от пустословия, от символа мира сего — телевидения, задернем шторы, откроем очи нашей души, омоем их слезами «яже к Тебе любви». Старое поколение церковных людей, с особой ревностью ценивших все бытовые подробности празднования пасхальных дней, неизменно рассчитывали свое время таким образом, чтобы уложить все главные домашние хлопоты в первые дни Страстной седмицы. И завершив неизбежные земные заботы, начиная с вечера Великой среды приступали к самому главному — безмолвному и скорбному предстоянию Кресту Господню. Да и что иное может делать христианин, видя распинаемого Бога — ничто земное в себе помышляя… И хотя это предстояние исключительно мучительно для любящего сердца, но эта мука любви, веры и надежды, без которой нет христианской жизни… И если не хватит нам любви и святой боли в эти дни — согреемся теплой молитвой и покаянным чтением Слова Божия, чтобы холод нашего сердца не превозмог огня и света Вечной Христовой Пасхи.
Современному православному христианину важно подготовить себя к личному переживанию всего того, чему будут посвящены каждый из дней предстоящей недели. За каждодневной суетой нужно не утратить способности в Великий Понедельник вспомнить об участи бесплодной смоковницы, повергнутой в огонь, спросив себя о плодах своей духовной жизни. В Великий Вторник вслушаемся в притчи, через которые Спаситель обличал книжников и фарисеев, чтобы найти для себя правильный путь духовной жизни. В Великую Среду вместе с женой, омывшей слезами и драгоценным миром ноги Спасителя, обретем решимость сокрушения сердца и отвергнем слова Иуды, который через мнимую заботу о нищих явил свое сребролюбие. Будем с особым благоговением готовиться ко дню Тайной Вечери — Великому Чистому Четвергу, помня, что участвуем в той самой Тайной Вечере в Сионской горнице. Умилительный Чин омовения ног, когда архиерей, уподобляясь Спасителю, омывает ноги священникам, пусть станет нам назиданием Христовой любви и кротости.
Вечером же, возжегши свечи, вслушаемся в слова Страстных чтений Евангельских, в которых описана вся трагедия распятия Сына Божия. Возвращаясь домой со своей страстной свечкой, вспомним, что христиане призваны быть светом миру, рассеивающим темноту ночи. В Великую Пятницу преклоним колени перед святой Плащаницей, вознесем свои молитвы во время Плача Богородицы, рыдающей у гроба Своего Божественного Сына. Богослужения Великой Субботы пусть станут для нас молчаливым ожиданием Воскресения сошедшего во ад Спасителя. Еще раз скажу: очень важно выяснить для себя, где же я в этом сюжете событий, переживаемых в течение недели? Насколько решительно я готов отвергнуться неправды и греха и стать сопричастным торжеству Воскресшего Спасителя?
Когда каждый из нас осознанно переживет эти великие и трагические дни, тогда появится настоящий повод для духовной радости: ведь Христос действительно воскрес! Пережив схватку с собственными греховными навыками и устремлениями, вкусим же радость освобождения от греха и сопричастности великому и славному Воскресению Христову! Суть Христианства — в этой Седмице. В Страстях Господних — тайна нашего спасения. Тайна — в том, что Крест и смирение в наибольшей степени изменяют мир. Крест — это оружие мира, непобедимая Победа.
Тайна — в том, что и наше самоотречение, наши страдания ради Христа не остаются только страданиями, но приносят плоды. Если мы в эти дни будем в Церкви, будем при Кресте Господнем, то наша душа получит великую пользу. Она прикоснется к страданиям Спасителя. Она станет другой.
Приметы 29 апреля: о чём расскажет гулкий гром в Великий Понедельник
Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник. Мученицы Агапия, Ирина и Хиония. В понедельник, 10 апреля, для православных христиан наступает Страстная неделя — последняя неделя Великого поста. В понедельник, 10 апреля, для православных христиан наступает Страстная неделя — последняя неделя Великого поста.
Что нельзя делать в первый день Страстной недели, чтобы не согрешить
Страстной понедельник. Что можно и что нельзя делать 29 апреля 2024 года | Аргументы и Факты | Страстная седмица, Страстная неделя, ранее также Великая седмица[1] (греч. Богослужению в Страстную седмицу придаётся особое значение[4]. В Страстную седмицу пост особенно строг. |
Страстная неделя 2023 по дням: что нужно делать и как готовиться к Пасхе | Страстной неделей или Страстной Седмицей называют последнюю неделю перед Пасхой. У православных Страстная неделя считается самой главной в году. В 2022-м Страстная неделя начнется 18 апреля, а закончится 23 апреля. |
Что нельзя делать в первый день Страстной недели, чтобы не согрешить | Все дни этой недели называются Великими. |
Чего нельзя делать в Страстную неделю с 29 апреля по 4 мая, что нельзя есть | Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. |
Началась Страстная неделя: что можно и что нельзя в эти дни — | К началу Страстной недели формально завершается Великий пост. |