Новости кто написал чучело

Владимир Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году — и впервые поднял в отечественной детской литературе проблему школьной травли (буллинга).

"Звезды советского экрана": "Чучело"

40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм. «Чучело» — художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Его жена Елена Санаева обратила внимание на повесть Владимира Железникова «Чучело», которой зачитывался её сын Павел. Премьера спектакля "Чучело. Квартирник" состоялась в казанском ТЮЗе. Режиссер Радион Букаев и драматург Анастасия Чернятьева перенесли историю травли Лены Бессольцевой в наше время и превратили ее в рок-концерт.

Владимир Железников «Чучело»

Сожжение чучела (анализ эпизода повести Железнякова «Чучело»). Казанский ТЮЗ представил первую премьеру сезона — свою версию «Чучела» по мотивам повести Владимира Железникова под над названием «Чучело. Знаменитая повесть «Чучело» известного детского писателя Владимира Карповича Железникова (род. в 1925 г.) вышла в свет в 1981 году. 40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм. Финальная сцена, когда дети рассматривают старинную картину Марии Бессольцевой, пра-пра-прабабушки Лены, и плачут, раскаиваются, пишут на доске «Чучело, прости нас!», не лишена христианского подтекста.

Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально

Сегодня день рождения у Димки Сомова. Осталось дождаться красавицу Шмакову с ее ухажером Поповым. Не хватало еще Мироновой по прозвищу Железная Кнопка. Принципиальная, обладающая сильной волей, она никому не давала спуска. На этот раз с ее подачи досталось худенькому очкарику Васильеву за то, что отказался идти к Димке. Увидев Лену, подростки стали обзывать ее чучелом, требуя уехать из города.

Свидетелем неприятной сцены стал дед Лены. Ей пришлось рассказать ему правду. Глава 5 Как не старалась Лена влиться в новый коллектив, одноклассники не хотели ее принимать в свою компанию. Дружелюбная и милая, немного наивная, она смеялась вместе с ними, когда ребята обзывали ее деда «заплаточником». Ей казалось, что они просто шутят.

Позже она поняла, что они не такие, как кажутся на первый взгляд. Злые и бессердечные. Бедность их семьи как красная тряпка для быка. Из-за нищеты деда они и стали называть ее Чучелом. Один Димка не насмехался над ней.

Он даже уступил место за партой. Однажды классу предложили провести каникулы в Москве. Ребята подрабатывали, откладывая каждый рубль в общую кубышку. Глава 6 Необходимая сумма собрана. Отметить событие решили походом в кинотеатр.

Ребята сбегают с последнего урока, кроме Шмаковой и Попова. Они не успели. Им пришлось остаться в классе и спрятаться при виде входящей в кабинет классной. В это время Димка вернулся за копилкой и попался женщине на глаза. Она потребовала объяснений.

Димка держался до последнего, пока она не назвала его трусом. Лена тоже слышала этот разговор. В этот момент она стояла под дверью. Когда они с Димкой вернулись к ребятам, Лена ждала, что он во всем сознается, но нет. Дима упрямо молчал.

Глава 7 Для ребят стала полной неожиданностью новость о том, что поездки не будет. Всему виной коллективный срыв урока. Учительнице самой досталось от директора, но дети не желали слушать ее объяснений. Класс был возмущен, считая сложившуюся ситуацию несправедливой. Им было обидно и идти навстречу классной они не собирались.

Маргарита Ивановна, поддавшись эмоциям, в гневе разбивает копилку. Ребята пытались вычислить предателя, и первым на кого пало подозрение стал Димка Сомов. Они вспомнили, что он возвращался в класс. Лена ждала, что он сам все расскажет, но зря. Трус он и есть трус.

Пожалев одноклассника, девочка берет вину на себя. С этого момента класс объявил ей бойкот, даже не разобравшись в случившемся. Глава 8 Все учащиеся школы поехали в Москву, кроме 6«А».

Васильев разорвал круг и схватил Вальку, прежде чем он налетел на нас. Димка рванул меня за руку, и мы убежали. Ленка улыбнулась: — Он почти вынес меня на руках… Да, да… Оказался силачом! Ленка не заметила ехидства Николая Николаевича.

Они кричали нам вслед, и я узнавала их голоса. Мы добежали до парикмахерской и остановились передохнуть. Я почти успокоилась. Мне было весело, что Димка меня спас. Сначала я его, потом он меня — разве не здорово. Случайно я заглянула в зеркало парикмахерской и не узнала себя — это была я и вроде не я. У меня было другое лицо.

И замолчала, раз он такой дурак и не понял, что я это сделала исключительно из-за него. Она говорила с нами, а сама… видела только его — своего жениха. А платье у нее какое красивое! Я, когда вырасту, обязательно сошью себе такое же!.. Говори, когда ты ей все рассказала? Димка стоял позади меня, но там, в зеркале, наши лица были рядом. Интересно было смотреть на нас двоих со стороны — как будто мы с ним снялись на одну фотографию.

Я теперь решила всегда быть красавицей. Но вдруг кто-то открыл мне рот. Мой ответ его потряс — он закачался как пьяный, еле удержался на ногах. А что же теперь делать? Теперь, когда я все рассказала Димке, совсем перестала бояться. Мне стало радостно, что он знает, что я его спасла. Я им все расскажу!..

Димка почему-то закрыл мне рот рукой и потащил в открытые двери парикмахерской. Тетя Клава посмотрела на нас с большим удивлением. Вот смеху будет», — думала я и поэтому радовалась. С этого момента начинается все самое печальное. Если бы я была не дура, то сразу бы все поняла. Но я надеялась и была как слепая. Ну, в общем, посмотрела я на Димку, а он опять испугался.

Его опять всего перевернуло. Глаза у него бегали, губы дрожали… У него, знаешь, все шло волнами. То сюда, то туда. Поэтому мне и жалко его было. Когда никого нет — он храбрец. Как появились ребята — самый последний трус… Ну, в общем, стояли мы за занавеской, не шевелились. А тетя Клава быстро-быстро затопала к двери, чтобы схватить своего любимого сыночка.

Но как она ни спешила, а Димка все же изловчился и успел ее попросить, чтобы она нас не выдавала. Таким дрожащим голоском: «Тетя Клава, не выдавайте нас… Мы от них спрятались. Игра у нас такая». Тетя Клава кивнула на ходу, что все поняла, открыла дверь и крикнула: «Толик! Ты почему не уехал? Он стоял в трех метрах от нас. Я видела даже его лицо, оно выглядывало из-за плеча тети Клавы.

Я подумала, что сейчас обязательно чихну, ведь всегда, если кто-нибудь прятался, он чихал или кашлял в самое неподходящее время. Но у меня не кашлялось и не чихалось. Я теперь знаешь как жалею, что не чихнула нарочно. А то бы Рыжий услышал, всех позвал… И Димка вынужден был бы все рассказать… От одного чиха, подумать только, многое бы изменилось. Когда Рыжий выложил матери, что нас не взяли, она прямо отпала, отступила от него и лицо закрыла руками. А я отцу позвонила. Предупредила, что ты выехал».

А то кого же. Я покосилась на Димку — неудобно было, что мы подслушиваем чужой разговор. Рыжий же не знал, что мы его слышим. Я толкнула локтем Димку и хотела выйти из укрытия, но Димка прижал меня к стене. И ты сама сказала, что он рад, что ждет». Тетя Клава вошла в парикмахерскую и столкнулась с нами — она, видно, забыла про нас. Мы с Димкой переглянулись.

Димка вдруг почему-то положил свою руку вот сюда. Ленка показала Николаю Николаевичу, как Димка положил руку ей на плечо. Он хотел соврать Ленке, что, конечно, обнимал, но потом почувствовал, что покраснел, как мальчишка, — врать он совсем не умел, — и сознался, что не обнимал. При всех. При солнце и при людях. Рука у него была горячая-горячая. Я так от этого обалдела, что рот у меня сам собой полез к ушам, и я забыла, что решила быть красавицей.

Я была рада, что Димка меня обнял, только я жутко смутилась, ноги у меня не двигались, и вся я съежилась, чтобы стать поменьше. А когда мы так вышли на нашу улицу, то Димкина сестра, зловредная Светка, увидела, что мы идем обнявшись, и как завопит: «Жених и невеста! Тили-тили тесто! Жених и невеста! Тили-тили-тили тесто! Ленка — невеста! Мы остались на месте.

Знаешь, дедушка, мне почему-то понравилось, что Светка меня дразнила. И мне захотелось сделать что-нибудь сверхособенное. А то все косы, косы…» «Это ты здорово придумала, — обрадовался он. Я тебя провожу». И мы на виду у Светки развернулись и побежали в город. То есть он ничего не сказал… Он только успокоился. Скажут, что я просто тебя выручаю.

Мальчик лежал на спине, слегка подогнув ноги, вытянув руки вдоль тела и склонив голову к плечу. Он всегда был грустным, а сегодня показался Ленке на редкость печальным. Может быть, оттого, что слишком низко висели над землей тучи, или оттого, что на душе у Ленки было тревожно. Только она почувствовала себя одинокой и никому здесь не нужной, и ей захотелось немедленно уехать из этого городка… Николай Николаевич, мало что замечая вокруг, занимался своим любимым делом. Он стоял на табурете и легкими движениями мягкой волосяной щетки смахивал невидимые пылинки с картин. Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос. И когда в комнату вбежала Ленка, то он сначала не заметил, что она чем-то сильно возбуждена, что куртка у нее нараспашку, губы крепко сжаты, а в глазах отчаяние.

Ленка одним махом вытряхнула из портфеля учебники и тетради и начала беспорядочно впихивать в него свои вещи, которые попадались ей на глаза. Посмотри, какая тебя окружает красота. Этим картинам больше ста лет, а они с каждым годом делаются все прекрасней и прекрасней… Ленка, не обращая внимания на дедушку, продолжала лихорадочно собираться. Несерьезный ты человек, Елена. Переживаешь всякую ерунду… Бери пример с генерала Раевского… — Дедушка, дай мне, пожалуйста, денег на билет, — жалобно перебила Ленка. Портфель расстегнулся, и она со злостью вновь его застегнула. Чтобы я отсюда?

Ни ногой! Они тебя привезли, они пусть и увозят. Ленка отскочила, стала по другую сторону стола и крикнула: — Дай денег! Ты поняла? Смех Николая Николаевича обидел Ленку. Она беспомощно оглянулась, ища выхода из положения, и вдруг крикнула: — Я твою картину украду! Ленка подхватила портфель и рванулась к двери.

Николай Николаевич успел ее схватить. Она укусила его за руку, вырвалась и убежала. Елена, остановись!.. Вот бешеная! Глава четвертая А в это время веселый шестиклассник Валька мчался по берегу реки, никак не рассчитывая на то, что вечером ему приклеят позорную кличку Живодер. Он был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал пустые консервные банки, разбросанные еще с лета там и сям нахальными туристами.

Он старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца. И если ему удавалось поразить какую-нибудь цель, то собственная ловкость вызывала в нем прилив бурной радости. Валька затормозил около старого дуба — из его дупла торчали две мальчишеских головы. Засовывай их в дупло! Мальчишки, ничего не понимая, собирали в охапку листья и засовывали их в дупло. Но вот они набили его доверху, Валька чиркнул спичкой и… бросил ее в дупло на листья — те тут же занялись пламенем. Но Валька перехватил их и не отпускал, пока пламя не разгорелось, хотя они бились у него в руках и ревели.

Потом с криком: «Вперед!.. На пожар!.. Так он шел по земле, издавая вопли восторга, оставляя позади себя крики возмущенных жертв. Валька спешил на встречу со своими дружками, чтобы идти на день рождения к Димке Сомову. Он еще издали увидел их: Лохматого и Рыжего — они сидели на скамейке у речной пристани, — подскочил к ним, с размаху бухнулся рядом и спросил: — Ну что, баламуты, жрать охота? Как подумаю про сомовские пироги, слюнки текут. Вот Сомову хорошо.

В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки… Так и хочется ему мордочку почистить. Только одни про это говорят, а другие врут, что они не завистливые. И вообще я кого хочешь в бараний рог согну. На нее масла не купишь. Лохматый неожиданно схватил Вальку одной рукой за шею и крепко сжал. Лохматый разжал руку и освободил Вальку.

Тот на всякий случай отбежал в сторону.

В спектакле история Лены Бессольцевой сочетается с историей Пугала, которую тоже зовут Лена. Многоголосый хор Железников предварял одно из изданий повести рассказом: после того, как Ролан Быков решил снять по ней фильм, начальник на киностудии сказал автору: ««Будем снимать. У меня за это время внук вырос… Такой же…». Школьное насилие из замалчиваемой темы превратилось с момента выхода картины в 1983-м в постоянно обсуждаемую, слово «буллинг» теперь произносится не только касаемо учебных заведений. Она написала по повести свою версию событий. В спектакле как бы две истории похожие друг на друга. Одну начинает рассказывать местный сторож Валя.

У Железникова он был школьником, который собак за деньги на живодерню носил. А здесь он обнаруживает в охраняемом им пространстве подростков а дом тот, Бессольцевых, в котором жили дедушка Николай Николаевич и внучка Лена. Дети собрались поиграть на инструментах. Тогда он берет бас-гитару и начинает рассказывать про случай в его молодые годы. За всем эти наблюдает, иногда подключаясь, Пугало, тоже Лена Полина Малых. Над ней постоянно насмехаются одноклассники. В целом знакомый сюжет узнается. Новая нескладная девочка пришла в класс.

«История не потеряла актуальности». В России собираются вновь экранизировать повесть «Чучело»

Новости 27. Пономаренко» классный руководитель Буканова Оксана Александровна состоялась первая встреча в рамках кружка молодёжного клуба «Притяжение» на тему: «Буллинг в произведениях. На примере произведения «Чучело» по книге В. Железникова «Чучело» и одноименному фильму Р. Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников, однако, как выяснилось, современная молодёжь даже не слышали о такой книге и фильме. Библиотекарь познакомила ребят с кратким содержанием произведения, сопроводив его показом кадров из фильма.

Сказки, пословицы, загадки ил. Устиновой, М. Литвиновой Песенки и потешки, загадки и скороговорки, волшебные и бытовые сказки — из поколения в поколение с помощью устного народного творчества передаются культура и опыт русского народа.

Глава четвертая А в это время веселый шестиклассник Валька мчался по берегу реки, никак не рассчитывая на то, что вечером ему приклеят позорную кличку Живодер. Он был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке.

В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал пустые консервные банки, разбросанные еще с лета там и сям нахальными туристами. Он старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца. И если ему удавалось поразить какую-нибудь цель, то собственная ловкость вызывала в нем прилив бурной радости. Валька затормозил около старого дуба — из его дупла торчали две мальчишеских головы. Засовывай их в дупло! Мальчишки, ничего не понимая, собирали в охапку листья и засовывали их в дупло. Но вот они набили его доверху, Валька чиркнул спичкой и… бросил ее в дупло на листья — те тут же занялись пламенем. Но Валька перехватил их и не отпускал, пока пламя не разгорелось, хотя они бились у него в руках и ревели. Потом с криком: «Вперед!.. На пожар!..

Так он шел по земле, издавая вопли восторга, оставляя позади себя крики возмущенных жертв. Валька спешил на встречу со своими дружками, чтобы идти на день рождения к Димке Сомову. Он еще издали увидел их: Лохматого и Рыжего — они сидели на скамейке у речной пристани, — подскочил к ним, с размаху бухнулся рядом и спросил: — Ну что, баламуты, жрать охота? Как подумаю про сомовские пироги, слюнки текут. Вот Сомову хорошо. В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки… Так и хочется ему мордочку почистить. Только одни про это говорят, а другие врут, что они не завистливые. И вообще я кого хочешь в бараний рог согну. На нее масла не купишь.

Лохматый неожиданно схватил Вальку одной рукой за шею и крепко сжал. Лохматый разжал руку и освободил Вальку. Тот на всякий случай отбежал в сторону. Не в отца… — Он что-то в злости хотел еще добавить, но передумал. Шмакова идет! Лохматый и Валька оглянулись и обалдели. Шмакова была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она не шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху. Попов рядом с нею был неказистым и неловким, потому что Шмакова нарядилась в новое белое платье, в новые белые туфли и повязала волосы белой лентой. Не по погоде, конечно, зато она блистала во всем своем великолепии.

Попов посмотрел на Шмакову, его круглая курносая физиономия приобрела жалобное выражение. Все радостно заорали, что пора к Сомову, но Лохматый перебил их и сказал, что надо подождать Миронову. И тут появился Васильев — худенький мальчик в очках. Все оглянулись и увидели Миронову. Она была, как всегда, аккуратно причесана и подчеркнуто скромно одета. Под курткой у нее было самое обыкновенное форменное коричневое платье. Миронова им не ответила. Она не спеша прошла вперед и встала перед Васильевым. Васильев молчал; толстые стекла очков делали его глаза большими и круглыми. Тот двинулся вперед — за ним остальные.

Они окружили Васильева. Удар был сильный — Васильев упал в одну сторону, а очки его отлетели в другую. Он уронил авоську и рассыпал продукты. Все ждали, что будет дальше. Васильев встал на четвереньки и начал шарить рукой в поисках очков. Ему было трудно, но никто ему не помогал — его презирали за измену идеалам. А Валька наступил тяжелым сапогом на очки, и одно стекло хрустнуло. Васильев услышал этот хруст, дополз до Валькиной ноги, оттолкнул ее, поднял очки, встал, надел их и посмотрел на ребят: теперь у него один глаз был круглый и большой под стеклом, а второй сверкал маленькой беспомощной голубой точкой.

Васильев выступает голосом разума, верно отмечая: «Несправедливость детей только ожесточает. Это вам и Сухомлинский скажет, и Макаренко». В контексте застойной эпохи «Чучела» отсылка к педагогам-новаторам — совершенный архаизм. Новое время не чтит старых героев, но и своих не предлагает. Общее состояние безысходности пробирается в детали. С голубого экрана накрытого кружевной салфеткой телевизора диктор вечерних новостей оптимистично сообщает, что «сегодня существенных осадков не ожидается, температура не изменится». Убедительным символом безразличной, закостенелой и необычайно живучей власти — номинальной, но не функционирующей — представлен персонаж директора школы, Александры Васильевны. В кадре она возникает дважды — крупным планом, в формате расхожих портретов первых государственных лиц. Встречая учеников на крыльце школы с бессменной официальной улыбкой и отсутствующим взглядом, она механически кивает и повторяет лишь одно слово: «Здравствуйте! Экран ревностно оберегали от фильма, который снял человек, некогда заявивший устами своего героя: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». С момента этой песенки доктора Айболита и картины Быкова «Айболит-66» 1966 его убежденность в важнейшей роли кинематографа для детей только росла : «Ответьте мне: существует ли детское солнце? Солнце одно для всех, но дети живут под солнцем, ощущают и понимают его, может быть, острее, чем взрослые. Все кино детское, когда его смотрит ребенок. Вся жизнь — детская, раз дети принимают в ней участие». Вместо фальшивого деления мира на взрослый и детский, с тотальным упрощением проблем и плоскими образами румяных комсомольцев и отпетых разгильдяев, «Чучело» показывает честный портрет детства, в котором все эти штампы перемешаны. Модель общества представлена на примере одного класса и суждений, вложенных в уста детей: — Ой-ой, какие мы идейные! Войны нет, и ладно. Этот диалог школьниц — Шмаковой и Мироновой по прозвищу Железная Кнопка — завершается дракой. Героини воплощают две моральные крайности: гибкие границы убеждений Шмаковой осуждаются Мироновой, одержимо требующей справедливого наказания любому и любой ценой. Ее девиз — идти до конца, а любимая книга — «Предателем становятся один раз». Справедливость для Кнопки намного ценнее добра. Каждый из героев ищет силу в разных, но сообщающихся источниках. Отлавливающий собак на живодерню Валька ценит только деньги, немногословный Лохматый — силу физическую. Обретая голос и в очередной раз выступая против большинства, изможденная травлей Лена кричит ему: «Садани меня, чтобы я замолчала! Докажи, что сила — это главное! Однако единственным объединяющим группу фактором становится ненависть. Искреннюю сплоченность «коллектив» обнаруживает лишь перед грядущим разрушением, вытесняющим надежду на созидание. На этом, наглядно доказывает история, будущее не построить. Теряя объект нападок, участники настраиваются друг против друга, и в этом их глубинная трагедия. При нарастающем напряжении и вспышках взаимного гнева случай с Леной все больше походит на показательную казнь. Схема «все против одного» — самая действенная, и неизбежно оборачивается против каждого участника. В конце повести персонаж Железникова, Рыжий, признается: «Я всегда был как все. Все били — я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться». Эта же идея количественного преимущества вынесена в первые слова фильма: — Мы пошли. Мы с вами! Стремление быть частью общего процесса и страх одиночества ведут к духовному краху. Быков говорил, что «пошлость человека не так страшна, как пошлость коллектива». Подобная нравственная гибель представлена в «Чучеле» на контрасте с торжеством духа и смелости, противостоящих общему безумию. Воплощением этой полярности взглядов становятся Лена и ее одноклассник, Дима Сомов. Лена идет против всех во имя чистых помыслов, Дима же выбирает путь конформизма и предательства.

Владимир Железников: писатель и сценарист. Повесть "Чучело"

В. К. Железников "Чучело": анализ произведения | Федорченко Иван Владимирович, 29 ноября 2020 Для журнала «Юность» была написана статья «До и после “Чучела”», за которую Быков получил в журнале премию имени Бориса Полевого, многолетнего главного редактора «Юности».
Чучело. Владимир Железников В начале октября Казанский ТЮЗ представил премьеру –спектакль «Чучело.
Как железников написал чучело В эпоху до Интернета мы узнавали новости из прессы.
Было Чучело, стало — Пугало Фильм «Чучело» был снят в 1983 году и, конечно, использовал классический, реалистический киноязык того периода.
В казанском ТЮЗе поставили историю на тему легендарного фильма "Чучело" - Российская газета Казанский ТЮЗ представил первую премьеру сезона — свою версию «Чучела» по мотивам повести Владимира Железникова под над названием «Чучело.

В Пензе показали «Чучело»

Вам не обидно? Не вижу, что здесь может быть обидного. Подобное кино может вызывать добрые чувства, делать людей чище, но это индустрия развлечений в чистом виде. А к высокому искусству относятся произведения о приключениях духа — «Чучело», «Остров» и тому подобные.

Их мало. Ни зритель, ни читатель физиологически не способны всё время испытывать сильное воздействие на душу. Представьте, что вы будете смотреть только такие фильмы, как «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», и читать лишь книги, подобные «Чучелу» или «Плинтусу».

Я думаю, вы с ума сойдёте. И с ума сойдёт автор, который попытается создавать исключительно вещи такого плана. А в советские годы нас старались «наполнить» хорошей литературой, музыкой, живописью, разве не помните?

Это называется рвение не по уму. В Советском Союзе придавали преувеличенное значение искусству. Потому что насаждалась идея формирования «человека будущего», высокодуховного, нестяжателя, которому чужды «буржуазные пережитки».

У меня есть несколько книг 80-х годов, критикующих «буржуазную культуру». Сегодня их невозможно читать без смеха. Парадокс в том, что критикуемая «буржуазная культура» показывала человеческую природу как она есть и учила людей быть лучше в реально существующих обстоятельствах.

Чтобы не ходить далеко за примером, назову фильмы «Серпико» и «Правосудие для всех». В обоих фильмах герой Аль Пачино противостоит коррупции и окружающему негодяйству, где-то проигрывает, где-то побеждает, и движется к тому, чтобы грязи вокруг стало меньше, а мир стал лучше. Ни один учебник по драматургии «буржуазной культуры» не учит тому, как «растлевать общество».

Все учат, что герой должен вырасти над собой в направлении, которое принято называть «высшими ценностями». А в Советском Союзе делали вид, что если есть в человеке что-то низменное, то это «от прежнего мира». В итоге, когда идеологический пресс разрушился, человеческая природа взяла своё и сделала это в отвратительной форме.

Причём некрасивые поступки совершают в том числе и те люди, которые в школьные годы читали книжки про «маленького человека», про то, что не надо никого обижать. Я вообще не стал бы преувеличивать степень влияния художника на формирование человеческого сознания. Вообразите, что я пришёл бы в году этак 82-м в какое-нибудь издательство с рукописью «Похороните меня за плинтусом».

Её не только не стали бы печатать, но сказали бы, что больше не подпустят меня к литературе никогда и ни за что. А если бы книгу вдруг выпустили, огромное количество людей кричало бы, что это «пасквиль на наш советский строй». И никого бы она тогда не заставила задуматься.

А сейчас на встрече с читателями одна женщина подарила мне пластмассовую корону и сказала: «Это для вашей дочки. Я благодарна вам за книжку, потому что после неё стала совсем другой бабушкой». Очень много факторов должно сойтись, чтобы книга и читатель встретились.

Но кто-то же должен эту книгу написать! Написать, потому что иначе нельзя. Да хоть для того, чтобы самому осмыслить свою жизнь.

Это же мощная психотерапия. Почему люди ею не пользуются? Для психотерапии есть личный дневник.

Написание книги требует не тараканов в голове, от которых надо избавиться, а знания драматургии и отточенного литературного стиля. Я писал «Плинтус» не ради того, чтобы изжить свои внутренние проблемы. До этого я пробовал себя в литературе уже несколько лет, учился на факультете кинодраматургии и понимал, что у меня есть уникальный материал — история моей жизни у бабушки.

Более того, я специально долго держал своё прошлое в себе, чтобы ничего не забыть до того, как начну превращать его в слова на бумаге. Если бы не будущая книга, я бы те свои детские впечатления просто стёр из памяти. И это было бы не сложно, в жизни я почти не оглядываюсь на прошлое.

Ошибочно считать, что если бы я воспоминания о детстве не сублимировал в повесть, то они меня мучили бы по сию пору. Значит, вы не ощущали себя «терпилой» в той ситуации? В детстве я лазал по стройкам, взрывал бомбы с магнием, а позднее слушал heavy metal.

Но на вас, наверное, благотворно воздействовало ещё и то, что вы стали жить с мамой, а там был и такой замечательный человек, как Ролан Антонович. Как вы вообще думаете, бежать из ломающей тебя обстановки, любой, — тоже выход? Если вы положите на едва пробившийся росток кусок камня, то росток сломается.

Ролан Быков хотел сыграть Николая Бессольцева и предлагал эту рол своему тестю, но появление на пробах Юрия Никулина всё расставило на места. Худсовет с самого начала был против провокационного по тем временам фильма, а участие Никулина и Орбакайте действовало чиновникам на нервы. Но фильм, не закрыли… Кстати, роль дедушки стала последней работой Юрия Никулина в художественном кино. А для Быкова лента стала последней в большом кино. Когда фильм уже был снят, разгорелся новый скандал, связанный с худсоветом. Чиновники сочли картину слишком жестокой. Они требовал от Быкова убрать сцену сожжения чучела съёмки проходили в Старице, на территория заброшенного Вознесенского храма , но Ролан Антонович отстаивал своё детище до последнего. Первая съёмочная неделя шла в Калинине Твери , а на пятый день Кристина Орбакайте упала на лестнице и сломала руку. Ей наложили гипс, который нельзя было показывать в кадре.

Быкову приходилось идти на разные ухищрения - закрывать гипс платком, снимать девочку с другой стороны или так, чтобы в кадре не было видно рук. Чуть позже на площадке появилась Алла Пугачёва. Увидев дочь с гипсом, она уговаривала её уехать домой, но Кристина отказалась. По воспоминаниям режиссёра, Кристина к работе относилась очень серьёзно, всегда слушала его, но «взбрыкнула» единожды, когда очередь дошла до эпизода со стрижкой наголо. Быков понял, что переубедить девочку не получиться. Поэтому на «Мосфильме» изготовили парик, имитирующий бритую голову.

Эту сцену застал старик Бессольцев, и девочке пришлось рассказать ему «всю правду, без хитрости». Глава 5 Когда Лена впервые пришла в класс, ребята сразу же стали ее дразнить, называя внучкой Заплаточника. Однако добрая наивная девочка считала, что ее одноклассники просто «веселые и любят пошутить» , и весело смеялась вместе с ними, даже когда они придумали ей обидное прозвище — Чучело огородное.

За нее заступился только один человек — Дима Сомов, в котором Лена увидела настоящего героя. Весь класс очень обрадовался, когда классная руководительница Маргарита Ивановна сообщила о совместной экскурсии в Москву на осенние каникулы. Классом было принято решение самостоятельно заработать денег на поездку, и ребята подрабатывали, где могли, складывая деньги в общую копилку. Глава 6 В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок. Под давлением учителя мальчик рассказал о намеренном прогуле. Этот разговор случайно услышала и Бессольцева. Она не сомневалась, что ее друг признается во всем ребятам, но он упорно молчал. Глава 7 На следующий день нарядные школьники в предвкушении долгожданной поездки пришли в школу, где узнали новость: весь класс наказан за сорванный урок, и никто никуда не едет. Лена до последнего надеялась, что ее герой Дима Сомов во всем сознается, но он упорно молчал.

Не выдержав напряжения, девочка взяла вину на себя. Класс объявил ей бойкот. Глава 8 Автобусы со школьниками отправились в Москву. Покинула свой шестой класс и Маргарита Ивановна, которая спешила в столицу на собственную свадьбу. Тем временем класс окружил Лену, которая в полной мере поняла, что сделала: «страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Озлобленные одноклассники накинулись на Лену и Диму, которые едва успели спрятаться в парикмахерской. Глава 9 Лена решила сделать себе прическу в парикмахерской. Тем временем Железная Кнопка отправила ребят на ее поиски. Она считала, что если «живешь не по правде — расплата» , и никто не должен оставаться безнаказанным.

Когда Лена вышла на улицу, ребята принялись ее всячески унижать и дразнить. Они решили, что Чучело должна покинуть их город.

Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу — она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников. Позже дедушка Лены также принимает решение — отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму.

Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника. Характеристики героев. Главные герои Лена Бессольцева Девочка-подросток, худенькая, угловатая, улыбчивая. Её искренность, прямота никак не вписывается в общую компанию одноклассников, поэтому они смеются над Леной, издеваются над ней. У Лены сильный характер и стойкие принципы.

Она умна, добра и непреклонна в вопросах правды, не умеет врать и подстраиваться. Ситуация складывается так, что ей объявляют бойкот, обвинив в предательстве. Лена ждёт, что настоящий виновник сам признается, но напрасно. Кульминацией становится её появление на дне рождения Сомова в обгорелом платье, постриженной наголо. Она говорит правду шокированным одноклассникам. Николай Николаевич Бессольцев Дед Лены, пожилой человек, нелюдим и необщителен. Одноклассники Лены так прозвали его за то, что он все свои деньги тратил на покупку картин своего родственника-художника, а сам ходил в старых вещах. Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок.

Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь. После того, как одноклассники зверски травили Лену, он решает, что нужно уехать из города. Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену. События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию.

Дима Сомов Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы. Железная Кнопка Одноклассница Лены по фамилии Миронова. Она — лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь.

Второстепенные персонажи Валька. Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег. Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова. Темы Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами.

Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол.

Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды «предатель», «суд», «шпион» и т. Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить. Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила. Тема семьи преподнесена очень интересно.

В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг.

Краткое содержание «Чучело»

История Лены Бессольцевой, показанная Роланом Быковым в фильме «Чучело», была правдивой — в очень похожей ситуации оказалась племянница писателя Владимира Железникова. Он написал повесть, которая стала основой нашумевшего фильма. То, что пережила главная героиня повести Владимира Железникова «Чучело», смог бы вынести далеко не каждый взрослый. Сценарий «Чучела» был создан за 10 лет до этого Владимиром Железниковым. Повесть «Чучело» В. Железникова увидела мир в 3-7 номерах журнала «Пионер» за 1981 г. Писатель был членом редколлегии этого издания. пронзительная картина талантливого режиссера Роллана Быкова, сценарий к которой Владимир Железников написал по своей повести. История созданияПовесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной.

Владимир Железников

Потом, много лет спустя, пришли фашисты — и прокатилась волна пожаров, виселиц, расстрелов и жестокого опустошения. Но прошло время, окончилась война, и городок вновь возродился. Он стоял теперь, как и прежде, размашисто и вольно на нескольких холмах, которые крутыми обрывами подступали к широкой излучине реки. На одном из таких холмов и возвышался дом Николая Николаевича — старый, сложенный из крепких бревен, совершенно почерневших от времени. Его строгий, простой мезонин с прямоугольными окнами затейливо украшали четыре балкончика, выходящие на все стороны света. Черный дом с просторной, открытой ветрам террасой был совсем не похож на веселые, многоцветно раскрашенные домики соседей.

Он выделялся на этой улице, как если бы суровый седой ворон попал в стаю канареек или снегирей. Дом Бессольцевых давно стоял в городке. Может быть, более ста лет. В лихие годы его не сожгли. В революцию не конфисковали, потому что его охраняло имя доктора Бессольцева, отца Николая Николаевича.

Он, как почти каждый доктор из старого русского городка, был здесь уважаемым человеком. При фашистах он устроил в доме госпиталь для немецких солдат, а в подвале в это время лежали раненые русские, и доктор лечил их немецкими лекарствами. За это доктор Бессольцев и был расстрелян, здесь же, посреди своего широкого двора. На этот раз дом спасло стремительное наступление Советской Армии. Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались.

Многие из них остались лежать где-то в безвестных братских могилах, которые печальными холмами разбросаны повсеместно в Центральной России, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и во многих других местах нашей земли. До приезда Николая Николаевича в доме жила одинокая старуха, одна из Бессольцевых, к которой все реже и реже наезжали родственники — как ни обидно, а род Бессольцевых частично рассыпался по России, а частично погиб в борьбе за свободу. Но все же дом продолжал жить своей жизнью, пока однажды разом не отворились все его двери и несколько мужчин молча, медленно и неловко не вынесли из него на руках гроб с телом сухонькой старушки и не отнесли на местное кладбище. После этого соседи заколотили двери и окна бессольцевского дома, забили отдушины, чтобы зимой дом не отсырел, прибили крестом две доски на калитку и ушли. Впервые дом оглох и ослеп.

Вот тут-то и появился Николай Николаевич, который не был в городке более тридцати лет. Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел. Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. И это страстное желание помогло ему преодолеть болезнь, снова встать на ноги, чтобы двинуться в путь. Николай Николаевич мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.

Только стоило ли ради этого возвращаться, чтобы на мгновение все это увидеть и услышать, а потом навсегда потерять? В страшные часы своей последней болезни, в это одиночество, а также в те дни, когда он буквально погибал от военных ран, когда нет сил ворочать языком, а между ним и людьми появлялась временная полоса отчуждения, голова у Николая Николаевича работала отчетливо и целеустремленно. Он как-то особенно остро ощущал, как важно для него, чтобы не порвалась тоненькая ниточка, связывающая его с прошлым, то есть — с вечностью… Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. А ступени главного крыльца совсем прогнили.

Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. Он постоял несколько минут, отдышался, твердым военным шагом пересек улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошел во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон. Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное — отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.

Это верно. Не помнят. Не путайте кислое с пресным.

Школьная травля - это травля, физическая и психологическая, "синий кит" - целенаправленное вредоносное воздействие, сродни мошенничеству,... Добрый вечер!

Оформите подписку Плюс — вы сможете не только послушать эту аудиокнигу, но и скачать ее. Также вы получите дополнительные возможности в сервисах Яндекса. Оформить подписку Если у вас уже есть подписка, авторизуйтесь.

А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот — не могу, когда меня в упор разглядывают.

Фото: сайт писателя Детский писатель Михаил Яснов , известный как автор стихотворения «Чучело-Мяучело», скончался в возрасте 74 лет. Об этом в Facebook написала его жена, переводчик Ася Петрова.

Не надо ничего говорить», — сообщила она вечером 27 октября. Петрова уточнила изданию 78.

Ушёл из жизни сценарист фильма "Чучело" Владимир Железников

В процессе этих поисков Виктор с печальной трезвостью констатирует свое окончательное превращение из настоящего писателя в «чучело писателя». Чучело Чучело Детская и юношеская книга Пронзительная история о шестикласснице Лене Бессольцевой, наивной и не очень красивой девочке. Краткое содержание повести Железникова «Чучело» по главам познакомит читателя с душераздирающей историей про девочку-изгоя, которую безжалостно гнобил весь класс. Владимир Железников «Чучело» Информация о книге: описание, содержание, в каких магазинах можно купить, скачать, читать. В начале 1973 года был написан сценарий. Назывался он «Чучело».

Павел Санаев — Васильев

  • Почему он стал писать для детей?
  • 10 интересных фактов о фильме «Чучело»
  • Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!»
  • Краткое содержание фильма Чучело 1984 | Какой Смысл

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий