Попав по приглашению Владимира Мулявина в «Песняры», Борткевич сразу стал одним из ведущих солистов ансамбля. Прощание с Леонидом Борткевичем прошло в Белгосфилармонии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Новости по теме: Леонид Борткевич новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Леонид Борткевич 1949-2021 В 2003 году, после смерти основателя группы, Борткевич тут же назначил главным себя. Леонид Борткевич – яркий участник вокально-инструментального ансамбля под управлением Владимира Мулявина «Песняры».
«Как будто камертон, ни одной ноты мимо». Друзья и коллеги о «песняре» Леониде Борткевиче
Леонид Борткевич был одним из самых ярких солистов "Песняров", чье имя знали, пожалуй, не меньше, чем имя легендарного руководителя ансамбля Владимира Мулявина. БОРТКЕВИЧ Леонид Леонидович. Биография. Рейтинг. Новости. Персоны. Леонид Борткевич и здесь нас «опередил», успев-таки кардинально «поработать» с николаевским текстом и изъять из него для своей книги не то что фрагменты, но буквально целые главы, даже не меняя их названия. Кинотеатр «Октябрь» в Минске был спроектирован на основе дипломного проекта Леонида Борткевича. "Золотой голос" легендарных "Песняров", звезда белорусской эстрады Леонид Борткевич скончался 13 апреля.
Памяти Леонида Борткевича: «Что-либо доказать можно только своей работой, собственным творчеством»
Тот не стал удерживать супругу и даже не держал зла ни на нее, ни на соперника. Пара заключила брак, а в 1973 году на свет появился их общий сын, которому дали имя Алексей. Возвращается жена с курорта... Брак Ольги и Леонида продлился пять лет и был расторгнут потому, что супруга изменила певцу.
Такую версию рассказывал журналистам сам Борткевич, но у его бывшей жены была иная история. По ее словам, однажды она пришла домой, вернувшись с курорта раньше, чем предполагалось. Дома она обнаружила своего благоверного и женщину в халатике, чье белье сушилось в ванной.
Ольга отзывалась о ней как о "неряшливой даме", в которой не смогла узнать знаменитую гимнастку Ольгу Корбут. Жена Борткевича все сразу поняла, но муж сумел убедить ее в том, что поняла она все неправильно. Якобы Ольга Корбут остановилась в их квартире лишь потому, что остановиться ей больше было негде.
На плите варилась картошка к ужину, все сели за стол, молодая жена Борткевича предпочла поверить лжи мужа, и Корбут еще несколько дней прожила в их квартире. Но позже первый брак певца распался. Брак двух друзей То, что рассказ супруга о чисто профессиональных отношениях с Корбут был обманом, первая жена певца поняла, когда увидела сообщения о свадьбе Леонида и Ольги Корбут.
Со своей второй супругой Леонид прожил 22 года. Между ними были хорошие и ровные отношения, оба позволяли себе заводить романы на стороне, о которых догадывался каждый из супругов, но никто не устраивал сцен, и такое положение дел устраивало и Корбут, и Борткевича. Мулявин, узнав об этом, пришел в ужас, поскольку понимал, что совмещать учебу и многочисленные гастроли Леонид не сможет.
Он сказал ему сделать выбор между институтом и музыкой, и Борткевич выбрал первое.
Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила. С Ольгой Шумаковой Во второй раз Борткевич вступил в брак с прославленной гимнасткой Ольгой Корбут, с которой познакомился в самолете. Избранница подарила музыканту сына Ричарда 1978.
Эта семья знаменитостей просуществовала 22 года. Во время союза со спортсменкой Леонид стал отцом внебрачного ребенка от поклонницы Ирины Померанцевой, еще один Алексей. От него у Борткевича есть еще одна внучка Вероника. Женщина родила нашему герою еще одного сына Кристиана.
Но пара все же развелась, сохранив дружеские отношения и продолжая вместе воспитывать ребенка. Антонина Саврасова-Абрамова назвала себя его подругой и, по всей видимости, стала последним романтическим увлечением и близким человеком Борткевича. Однако именно ее бывшие жены и друзья негласно считают виновной в кончине звезды. Известно, что много лет музыкант жил с сахарным диабетом, но состояние здоровья усугубилось накануне смерти.
К тому же наложились еще иные факторы, неблагоприятно повлиявшие на организм звезды. Останется навеки молодым Причина смерти Леонида Борткевича В последние годы артист не работал. После последнего развода мужчина вынужденно продал роскошный дом и переехал в квартиру в Минске. Скрашивать одиночество помогал алкоголь, который артист употреблял в неимоверных количествах вопреки рекомендациям доктором.
Возвращается жена с курорта... Брак Ольги и Леонида продлился пять лет и был расторгнут потому, что супруга изменила певцу. Такую версию рассказывал журналистам сам Борткевич, но у его бывшей жены была иная история. По ее словам, однажды она пришла домой, вернувшись с курорта раньше, чем предполагалось. Дома она обнаружила своего благоверного и женщину в халатике, чье белье сушилось в ванной. Ольга отзывалась о ней как о "неряшливой даме", в которой не смогла узнать знаменитую гимнастку Ольгу Корбут.
Жена Борткевича все сразу поняла, но муж сумел убедить ее в том, что поняла она все неправильно. Якобы Ольга Корбут остановилась в их квартире лишь потому, что остановиться ей больше было негде. На плите варилась картошка к ужину, все сели за стол, молодая жена Борткевича предпочла поверить лжи мужа, и Корбут еще несколько дней прожила в их квартире. Но позже первый брак певца распался. Брак двух друзей То, что рассказ супруга о чисто профессиональных отношениях с Корбут был обманом, первая жена певца поняла, когда увидела сообщения о свадьбе Леонида и Ольги Корбут. Со своей второй супругой Леонид прожил 22 года.
Между ними были хорошие и ровные отношения, оба позволяли себе заводить романы на стороне, о которых догадывался каждый из супругов, но никто не устраивал сцен, и такое положение дел устраивало и Корбут, и Борткевича. Мулявин, узнав об этом, пришел в ужас, поскольку понимал, что совмещать учебу и многочисленные гастроли Леонид не сможет. Он сказал ему сделать выбор между институтом и музыкой, и Борткевич выбрал первое. Позже о своем решении он не жалел. Артист выступал с коллективом "Мальвы", где в одном из номеров была задействована Ольга Корбут.
Люди, которые должны быть в курсе, знают о наших отношениях. Остальным знать необязательно», — указала Екатерина.
Тайная возлюбленная музыканта пыталась его спасти Кадр из видео Последняя избранница артиста не хочет претендовать на его наследство. Она опровергла родство своего ребенка с легендарным белорусом. Какое может быть наследство? Я не понимаю, кто решил, будто он ее отец. Кем это придумано? Мне не перед кем развеивать слухи. Мои родные и близкие люди и так знают правду», — цитирует Екатерину News.
Леонид Борткевич — биография певца
У меня - слёзы градом. Еле допел до конца. Тут-то я окончательно для себя решил: больше никакой Америки! Но как ни странно, Леонид и Ольга остались друзьями и в дальнейшем никогда друг о друге плохо не говорили. В 2002 году он познакомился с белорусской моделью Татьяной Родянко. Поженились в 2004-ом. В 2005 году Татьяна родила Леониду сына Кристиана. В 2015 году музыкант сделал неожиданное заявление, что у него есть внебрачный сын Алексей, 1980 года рождения. Сын от Борткевича родился у актрисы театра и кино Ирины Померанцевой, которая сама хотела от певца ребёнка. Воспитал Алексея муж Ирины, популярный актёр Никита Померанцев. Леонид Леонидович Борткевич ушёл из жизни в возрасте 71 года в Минске.
Очень грустно и больно, когда уходят такие люди — звезды и легенды. Фото сделано в ноябре 2017 года Леонид Борткевич участвовал в авторских концернах Олега Молчана, созданные композитором песни вошли в репертуар Борткевича. Творческое сотрудничество переросло в дружбу. Леонид Борткевич на юбилейном концерте Олега Молчана Ирина Видова вспоминает, что в свое время способствовала возвращению Борткевича в Беларусь.
Владимир Георгиевич Мулявин. Была духовная связь, потому что по духу он стопроцентный «песняр». Друг и коллега Борткевича по «Песнярам» Вадим Косенко рассказал Onliner, что общался с ним на днях, у Борткевича были большие творческие планы.
И когда та появилась на пороге, я уже был в дым пьяным. Но Оля меня быстро откачала, напоив куриным бульончиком. Корбут ушла к себе в «Интурист», но предложила следующим вечером вместе сходить в баню. А я с другом снова так наклюкался, что очнулся, когда назначенное время прошло. И все-таки, несмотря на поздний час, мы отправились в Олину гостиницу. Корбут обрадовалась приходу. Мой приятель оставил нас наедине...
А через 20 минут вернулся с ящиком шампанского, заявив: «Ребята, вы прекрасная пара! Я вас друг без друга не представляю». Утром я позвонил маме и сказал, что женюсь. Наверное, эти телефонные разговоры подслушали спецслужбы, и скоро нам предложили сыграть свадьбу под шефством правительства республики Белоруссия. Субботние вечера с Элтоном Джоном - Жену быстро в известность поставили, что полюбили другую? Та, схватив сына в охапку, срочно вернулась в Минск. Когда маленький Леша первым забежал домой, его встретила гимнастка в мамином халате. Я тут же поинтересовался у ребенка, с кем они отдыхали. А Корбут, которая сидела в соседней комнате, постучалась к нам в спальню и начала выговаривать сопернице: «Кто ты такая? Приехала из своего Краснодара, нигде не работаешь.
А Леня должен на тебя вкалывать». Моя, почти что бывшая, в слезы! Впервые увидел ее ревущей. Выяснив отношения, мы поняли, что надо срочно разводиться. Тем более что моя первая Оля без ума от своего любовника. Этот «дядя Володя» оказался летчиком-штурманом, сыном директора конного завода. Позже Ольга вышла за него замуж, родила. Но потом Владимир, к тому времени занявшийся бизнесом, ее бросил. Ушел с одним чемоданчиком. Правда, официально мы развелись не так быстро, как хотелось бы.
Ольга согласилась и, едва мы улетели, подала соответствующие документы. Когда-то я подарил ей роскошное кольцо с бриллиантом в семь карат, которое стоило больше, чем автомобиль «Волга». И вот по возвращении из Америки узнаю, что Ольга обвиняет меня в том, что я это кольцо украл и продал за границей. Пришел в квартиру, чтобы забрать свои бумаги-книги, и тихо обалдел. Ни ковров, ни люстр нет. Оказывается, Ольга их спрятала у соседки, хотя я не раз предупреждал, что ничего не возьму. Лезу в ящик за нотами и натыкаюсь на то самое колечко. Мол, цацка таких огромных денег стоит. В общем, плюнул и оставил. Но мы по большому счету были друзьями, а не супругами.
У нас у обоих случались романы на стороне, и мы относились к этому нормально. Когда жили в Америке, у Ольги поклонников было больше, чем у меня. Там ее почти боготворили. Корбут всегда была душой компании, зажигала по полной, выплясывая на столах. Я поначалу тоже в Штатах отрывался. Но спустя время понял, что это все не мое. Я - лишь дополнение к «лучшей спортсменке мира», типа «муж Тэтчер». Все эти гулянки, тусовки со Шварценеггером, посиделки с Элтоном Джоном по субботам... Знаете, я нормально отношусь к геям. Если они не манерные, конечно.
Среди них масса поистине талантливых и милых людей. На закате я опускал ножки в наш огромный бассейн и грезил, когда же это все закончится. И вот однажды к нам приехал Муля с семьей. И позвал меня выступить в концерте. Согласился, приехал на родину. Думал, что зрители меня забыли. Когда затянул «Березовый сок», зал встал, все зааплодировали. У меня - слезы градом.
Леонид Борткевич стал кумиром молодежной аудитории, армия его поклонниц неуклонно росла.
Одна из фанаток — Ольга Шумакова — стала его первой женой. Со своей второй супругой музыкант познакомился в самолете по пути на гастроли в США. Этот брак привел к существенным переменам в жизни певца. Луначарского на режиссерский факультет. В связи с этим у Борткевича произошел конфликт с Мулявиным: руководитель ансамбля решил, что певец поступил на дневное отделение, уедет учиться в Москву, и предложил ему выбор: либо ГИТИС, либо работа в «Песнярах». Леонид обиделся и принял решение покинуть коллектив. Другая версия ухода Борткевича из «Песняров» — влияние жены Ольги Корбут, которая видела в своем муже «звезду», заслуживающую еще большей славы. Во время и после окончания учебы в институте Борткевич пытался строить сольную артистическую карьеру — сотрудничал с Белорусской государственной филармонией, а также пел в киевском ВИА «Мальвы». Однако популярности, которую он имел в «Песнярах», достичь не удалось.
Супруги вместе с сыном переехали в Америку, в Атланту. Ольга работала, а Леонид пришелся оказался не у дел: белорусский музыкант был не интересен местной публике. Чтобы чем-то занять себя, Борткевич работал менеджером в рекламной фирме, производящей постеры. Увлекся живописью. В США Леонид познакомился и даже подружился с американскими знаменитостями — актером Арнольдом Шварценеггером и его женой, музыкантом Элтоном Джоном и др. Не отказываясь от белорусского гражданства, Борткевич получил второе американское. Он остановился у своего бывшего коллеги и друга. На протяжении месяца, что Мулявин провел в Америке, он уговаривал Леонида вернуться на родину и в состав «Песняров». Борткевич оставил семью и переехал домой — в Минск.
Президент Беларуси А. Лукашенко предоставил знаменитому музыканту квартиру и материальную помощь. Борткевич обзавелся также домом в поселке Валерьяново. У артиста снова началась активная творческая жизнь: выступления, съемки, записи, гастроли.
Борткевич Леонид Леонидович
Сегодня не стало Леонида Борткевича – легендарного «Песняра» и заслуженного артиста Беларуси. Биография. Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске. советский и белорусский эстрадный певец. Биография. Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске.
Внебрачная дочь и пропавшие миллионы: вокруг наследства Леонида Борткевича разразился скандал
Биография. Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске. Леонид Борткевич умер в апреле. Леонид Борткевич умер в апреле. Любовница исполнителя хита «Березовый сок» позвонила Саврасовой-Абрамовой через несколько дней после кончины избранника. Леонид Борткевич, биография которого рассматривается в предлагаемой статье, помимо всего имел замечательный тембр голоса и очень любил петь. Главная» Новости» Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости.
Леонид Борткевич — биография
- Курсы валюты:
- Борткевич Леонид Леонидович биография
- Внебрачная дочь и пропавшие миллионы: вокруг наследства Леонида Борткевича разразился скандал
- Леонид Борткевич: любовь и трагедия легендарного «Песняра»
- Леонид Борткевич: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Памяти Леонида Борткевича...
В Крыму проводят концерты разные группы "Леонида Борткевича" без участия самого заслуженного артиста БССР. "Золотой голос" легендарных "Песняров", звезда белорусской эстрады Леонид Борткевич скончался 13 апреля. Борткевич Леонид Леонидович. Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила. 13 апреля ушел из жизни Леонид Борткевич — голос ВИА «Песняры», а возможно, и один из лучших вокалистов Советского Союза.
Борткевич Леонид Леонидович
Таким образом исполнители становится настоящими соавторами произведения. За свою полувековую историю "Песняры" спели и записали на радио и ТВ сотни различных популярныхпесен. Многие из них стали настоящими хитами, были, и до сих пор остаются визитной карточкой белорусской музыкальной культуры.
На закате я опускал ножки в наш огромный бассейн и грезил, когда же это всё закончится. И вот однажды к нам приехал Мулявин с семьей. И позвал меня выступить в концерте. Согласился, приехал на родину.
Думал, что зрители меня забыли. У меня - слёзы градом. Еле допел до конца. Тут-то я окончательно для себя решил: больше никакой Америки! Но как ни странно, Леонид и Ольга остались друзьями и в дальнейшем никогда друг о друге плохо не говорили. В 2002 году он познакомился с белорусской моделью Татьяной Родянко. Поженились в 2004-ом.
Знаменитый журнал "Bill board" дал на обложке нашу фотографию, представляете? Они печатают только знаменитостей. Тогда-то нам предлагали хорошие контракты, "Песняры" могли по-настоящему раскрутиться. Но советский Госконцерт перестраховался. И вообще зависть: почему не московская группа, а белорусская? Подстрелили нас прямо на взлете.
А сколько государство наше из-за этого потеряло, кто-нибудь подумал? Ведь, скажем, "Beatls" - это огромное вложение в экономику Англии, в ее престиж. Королева Великобритании дала им дворянские титулы именно за это. Столько же примерно могли сделать для своей страны и "Песняры". Но нас намеренно задавили. Немногие знают...
А в 1989-м, когда я приехал снова, ситуация уже изменилась: с белорусскими песнями я в США был не нужен. Пришлось менять образ жизни. В вашей душе не происходило ломки? Но привычки, навыки! Слово - держать. Быть пунктуальным.
Если кого-то подвел, тебя сразу исключают из дела. Там нет нашей снисходительности: "Чего не бывает - это же жизнь... Ты подписал документ? Ты не понял, не знал? Надо было учиться и знать. А теперь изволь выполнять все по контракту.
Пришлось разбираться, нанимать юриста. Потому что сам хоть в совершенстве шекспировским английским будешь владеть, а без юриста не разберешься. Сколько нас с Ольгой поначалу обманывали при издании книг о ней! Их там вышло, кажется, 7 или 8... А вообще, мы деньги вложили в большую фирму, занимающуюся печатным делом - снимки, слайды и т. Я сам много учился, чтобы знать технические тонкости машин "Фуджи" и "Кодак", хотел даже ветвь от фирмы открыть и начать свое дело.
Само собой, занимался английским - получил 5 сертификатов его знания. Наверное, у музыкантов с иностранным проще - хороший слух, память тренированная. Раз или два в год приглашали соотечественники-белорусы. В общем, сначала было много впечатлений. А потом стало скучно. Близких - мало, да и одни и те же лица надоедают.
Новые связи только по бизнесу. В субботу-воскресенье звонить никому не имеешь права. Американцы - пуритане, занимаются семьей. Наши праздники не совпадают с их датами... Стал сниться дом, родные места... Но эмигранты предостерегли: "Брось думать о поездке домой.
Приедешь - ностальгия твоя сразу закончится, вот увидишь. Только душу разбередишь". Но у меня случилось совсем не так. Конечно, у нас по-прежнему масса препон и рогаток не дают заниматься делом, люди просто утопают в мелочах и суете. Но творческий человек может не обращать на это внимания. Я, по большому счету, живу ради мгновений, которые вырывают меня из рутины, монотонности.
И эти творческие импульсы ощущаю только дома, на родине, на сцене. Помню, когда первый раз в 1999-м, в октябре, летел в Минск, в самолете разговорился с итальянцами. Они - музыканты, так что общий веселый разговор завязался у нас довольно быстро.
Но и коллег не щадил. Он прослушал, опустив глаза в пол, и только после этого дал согласие на увольнение. Дорогой Боря! Спасибо Вам за блестящую статью о великом Плагиаторе Борткевиче. Никто, пожалуй, его так хорошо не знает, как я. Он способен на любой подленький поступок ради осуществления своих мелких, корыстных планов.
И все последующие годы, осознав своё ничтожество, очень страдал и мучился от своей никому не нужности. Особенно хорошо он это почувствовал, эмигрировав в Америку. И вот сейчас, волею судьбы, представилась возможность наверстать то далёкое упущение. И ради этого он готов идти на всё. По своей сути, не имея абсолютно ничего интересного, о чём можно было бы рассказать людям, ему не остаётся ничего иного, как воровать и приписывать себе не только чужие мысли, но также и чужие творческие планы. Так, он договорился до того, что сообщил на весь мир о якобы совместно задуманных 30 лет назад ИМ с Мулявиным планах об исполнении музыки Дунаевского! Это же надо так придумать! Борткевич с Мулявиным вместе нечто там задумывали! Некий такой совместный творческий проект!
Общие творческие планы!! Бедный Муля, ему и впрямь не с кем было посоветоваться, кроме как с Борткевичем, и с ним осуществлять совместные творческие проекты! Каждый день он считал своим долгом мне об этом сообщать. Ну а мне, как человеку маленькому, приходилось изо дня в день покорно всё это выслушивать… Зная его очень хорошо, всё же и я, однако, такой хватки от него не ожидал. Ему удалось на сегодняшний день всех обставить и выглядеть ещё при этом героем-победителем. Это очень прискорбно. Неужели нет на него никакой управы? И как это у него так легко всё с рук сходит? С Москвой, с ансамблем, с плагиатом, враньём!
Было бы очень досадно, если всё это так и останется для него безнаказанным. Ещё раз спасибо большое за статью. Ваш В. Сам Борткевич из Минска вчера выехал, а его продюсер Юрий Цыбин сообщил: хотя скандала избежать уже вояд ли удастся, но презентацию книги в любом случае решено приурочить к концерту, который Борткевич намерен дать в Минске в ноябре. По его словам, Борткевич взял из его многочисленных интервью с Владимиром Мулявиным целые куски, выдав их за свое творчество. В целом, полагает Б. Тем не менее, доказывание этого в судебном порядке Б. Крепак считает напрасной тратой времени. Он намерен высказать свое отношение к поступку Борткевича в газетной статье.
Вайценфельд намерен отстаивать свои права в суде. Нота судьбы». Однако Фрагменты моих интервью, и самое главное, эксклюзивный, специально присланный из Москвы для нашей книги, мы, к несказанному удивлению, увидели в книге господина Борткевича, который выдал их за свои собственные. Поэтому я должен высказать и свое отношение к опусу Борткевича, — в данном случае, скорее как рецензент, а не как обвинитель. Ну, по порядку. Все началось с заявления главного редактора московского журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда в адрес главного редактора газеты «Культура» и составителя книги «Владимир Мулявин. Нота судьбы» Людмилы Крушинской. Он еще в мае-июне этого года по ее просьбе представил для этой книги рукопись «Песняры: попытка постижения феномена» расширенный вариант его же статьи «Мне не забыть той песни…», опубликованной в том же журнале в 1999 году. С автором был заключен договор.
Заявление появилось после того, как А. Вейценфельд обнаружил в книге Борткевича «Песняры» и Ольга» на 29! Оно уже имеется на обоих форумах поклонников «Песняров» и на сайте российского информагентства Intermedia , освещающего события шоу-бизнеса. В частности, в заявлении говорится, что «кроме этого, 17 страниц прямо украдены им Борткевичем из воспоминаний Владимира Николаева «Записки песняра», опубликованных в Вологодской областной газете «Русский Север» в 2002 году, и еще несколько страниц даны в близком к тексту пересказе из Николаева… Владимир Николаев уже поставлен в известность об этом. Издательство «Вагриус» переложило всю ответственность за факты плагиата на автора…». Заявление А. Вейценфельда заканчивается словами: «В связи с этим я хочу проинформировать общественность о данных фактах, и заявляю, что намерен защищать свои авторские права всеми предусмотренными законом способами». А, может быть, Анатолий Иванович преувеличил и раздул пожар на пустом месте? Ведь трудно поверить, что такой талантливый и уважаемый в народе солист-вокалист, как «песняр» Леонид Борткевич, не один год шедший рядом с Мулявиным, мог пойти на такое!
Я лично поверил тогда, когда, еще не имея его книги на руках, увидел отдельные фрагменты моих сугубо эксклюзивных разговоров-интервью с Мулявиным, опубликованные — за авторством Борткевича! До выхода своей книги Борткевич успел ее отдельные главы «разместить», в частности, на страницах и «Белорусской газеты». И тут А. Вейценфельд начал бить в колокола, увидев свои незакавыченные мысли-раздумья, «спетые» как по нотам знаменитым артистом. Итак, я хочу высказать и свое отношение к книге Леонида Борткевича. Высказать, как говорили древние, sine ira et studio — без гнева и пристрастия. Речь пойдет только о тех главах, которые касаются непосредственно «Песняров» и Мулявина: «Песняры» до меня», «Я в «Песнярах», «Гастроли», «Возвращение», «Гений Мулявина» — это 116 страниц, чуть меньше половины всей книги. Из них примерно 7 страниц занимают различного рода закавыченные цитаты, правда, без указания конкретного источника издания. Так, один раз он цитирует А.
Вейценфельда, один раз — В. Яшкина; пару раз дает фрагменты из интервью некого корреспондента с Мулявиным вообще без ссылок на источник — а интервью брал я, правда, к моему тексту «пришпилены» полторы страницы некоего постороннего интервьюера ; дает три выдержки из американских газет; приводит неизвестно чью цитату из «Новой газеты» и еще несколько цитат известных людей, на которых ссылался В. Яшкин в своей книге «На полпути от эстрады к театру» о ней речь пойдет позже. Остальные главы, впрямую не касающиеся ансамбля «Песняры» и Мулявина, связанные с личной жизнью автора, в том числе с его первыми шагами в музыке, с семейными отношениями с Ольгой Корбут, с жизнью в США, с какими-то приватными встречами — к разговору не относятся. Как журналиста и, в данном случае, как добровольного рецензента, эти главы меня не интересуют.
Фильмография
- Леонид Борткевич: Внебрачного сына мне родила юная фанатка
- «Как будто камертон, ни одной ноты мимо». Друзья и коллеги о «песняре» Леониде Борткевиче
- «С ПУГАЧЕВОЙ ОДНА НОЧЬ, ЗАТО КАКАЯ!»
- Леонид Борткевич — биография
- Третья жена "песняра" Борткевича решилась рассказать о его последних днях
Леонид Борткевич — биография и личная жизнь
Теперь — о Валерии Яшкине, «песняре» первого призыва. В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения. В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени. Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы. В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле».
Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя! Друг мой, брат мой как хочешь…. Самые вдохновенные строки в этой книжке — о нашей с тобой совместной работе. И вот — целые фрагменты из этих «вдохновенных строк», без ссылок на автора, перекочевали в книгу Борткевича.
Приведу пару примеров. У Яшкина: «Поэтому музыкальный сюжетный спектакль речь идет о «Песне о доле», автором либретто которой являлся Яшкин. Что касается психологических актерских планов, то их роль сознательно сведена к минимуму. Ведь перед нами не просто оперный спектакль, а его эстрадная версия…И эта условность постоянно дает о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменту «у» — типографская опечатка.
У Борткевича: «Музыкальный сюжетный спектакль выглядел одновременно концертным, он был нами не столько сыгран, сколько спет, не столько прожит на сцене, сколько представлен. Что касается психологических актерских планов, то их роль, по замыслу Мулявина, была сознательно сведена к минимуму. Ведь это не оперный спектакль, а его эстрадная версия, и условность эстрады постоянно давала о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменты, микрофонные стойки, микрофоны в руках героев…». А вот такая интересная «трансформация» Борткевичем одного фрагмента яшкинского текста.
У Яшкина: «В каждой сцене…незримо присутствует Янка Купала, словно слышится его голос: то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный…». У Борткевича: «В «Песне о доле» зрители впервые услышали голос Мулявина-чтеца — то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный». И еще один пример «правки» яшкинского текста. У Яшкина: «В оформлении «Песни о доле» художник Л.
Бартлов сказалась конкретность, отвечающая стилю исполнения эстрадной оперы. Скупо и лаконично решено пространство сцены, лишенной декораций. Все действие сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующимся то в дорогу, то в пашню, то в мужицкую хату, то в свадебный стол, то в мужицкую «Голгофу»…». А вот как «переосмысливает» этот фрагмент Борткевич: «Декорации «Песни о доле» художника Бартлова вполне отвечали эстрадному стилю исполнения.
Все действие было сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующемся то в дорогу, то в пашню, то в свадебный стол, то в Голгофу». Подобных примеров «заимствований» можно было бы привести еще, но не буду; думаю, и так все ясно. Интересно, а чтобы сказал на этот счет сам Валерий Яшкин, будь он сегодня жив? В последние годы, живя у себя на родине, на Вологодчине, он серьезно болел.
Тем не менее написал мемуары под названием «Записки песняра» с подзаголовком «Фрагменты неизвестной жизни самого известного ансамбля», которые в прошлом году были опубликованы в вологодской газете «Русский Север». Мы выкачали их на сайте pesnyary. Нота судьбы», разумеется, с соответствующими ссылками на источник. Леонид Борткевич и здесь нас «опередил», успев-таки кардинально «поработать» с николаевским текстом и изъять из него для своей книги не то что фрагменты, но буквально целые главы, даже не меняя их названия.
И опять же — без единой ссылки на источник! О мемуарах Владимира Николаева, о самом их существовании в книге Борткевича вообще не упоминается ни единым словом! Честно говоря, в своей искусствоведческой и журналистской практике я впервые встречаюсь с таким беспардонным «заимствованием» хотел сказать «плагиатом» чужих текстов, выстраданных в непростых раздумьях и, возможно, муках их создателями, тем более и покойный Яшкин, и ныне больной Николаев были когда-то близкими друзьями-товарищами Борткевича. Или я ошибаюсь?
Так вот, три главы под теми же, николаевскими, названиями «Как мы впервые жили в капитализме», «Как мы не поехали в Японию, но побывали на Байконуре», «Как «Песняры» учили «да» и «нет» по-болгарски, фрагменты из глав «Как я стал «крестным отцом»…» и «Как «Песняры» покоряли Канны» У Борткевича «Бесплатные Канны» — целиком или с небольшой редактурой. И даже ошибка Николаева в дате «1969», когда «Песняры» впервые вышли на сцену в Москве в новом качестве на самом деле это было в 1970 году перекочевала на 93-ю страницу книжки Борткевича. Объективности ради, должен сказать, что однажды Борткевич «поправил» Николаева, который по ошибке вместо фамилии канцлера ФРГ Вилли Брандта, который на момент описываемых событий являлся канцлером ФРГ, привел фамилию Хельмута Колля, ставшего канцлером только в 1982 году. Но повторяю, все, что повествует Николаев от своего, первого лица, в книге Борткевича рассказано как бы от лица автора книги «Песняры» и Ольга».
И притом — теми же словами! И еще. У Николаева: «Но вышли они в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. Эти купальники больше походили на набедренные повязочки».
У Борткевича: «Но вышли женщины в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. У Николаева: «Ничего себе эффект! У Борткевича точь-в-точь тоже самое, вплоть до «не успел подумать я»… У Николаева: «На следующее утро я и наш певец Леня Борткевич решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы». Мы так увлеклись походом по магазинам, что не заметили, как пролетело время.
Взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем. Что делать? Ехать на такси, тратя драгоценные левы». У Борткевича: «На следующее утро мы с Володей Николаевым решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы».
Мы увлеклись походом по магазинам, взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем. Ехать на такси, тратя драгоценные левы? Интересно, сколько отличий в текстах может здесь найти привередливый читатель? Не буду больше приводить «параллели» прямых заимствований или заимствований, близких к оригиналу — такие примеры могли бы составить отдельную книжку, эдакое учебное пособие для начинающих так называемых литературных редакторов и пиар-менеджеров, «помогающих» писать мемуары популярным «звездам» эстрады, кино и театра.
Сейчас стало это очень модно — рассказывать всему миру о себе, любимых. Книжные полки просто валятся от таких мемуаров «любимцев публики» — значит, они, при соответствующей раскрутке, кому-то нужны? Даже если они порой написаны топорным языком или скомпилированы за неимением грамотного литературного помощника. Правда, многие «мемуаристы» почему-то предпочитают не указывать в выходных данных своих книг имена этих «помощников», «литературных редакторов», говоря попросту, «литературных негров».
Пусть, мол, читатель думает, что, кроме всех других талантов, автор-мемуарист является и выдающимся писателем. У Леонида Борткевича в его книге в выходных данных тоже нет таких «помощников», значит, ответственность за свою книгу несет только он один… А теперь снова про ликбез. В интервью «Белорусской газете» А. Сайфулин, — человек, который, оказывается, имеет полное отношение к появлению опуса Борткевича, сообщил, что «сигнальный тираж» — это 5000 экземпляров.
Окончил архитектурный техникум. Кинотеатр «Октябрь» в Минске [5] был спроектирован на основе дипломного проекта Леонида Борткевича. Во время учёбы в техникуме был солистом местного оркестра, в дальнейшем стал вокалистом созданного вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». Работал архитектором в «БелНИИгипросельстрой». В 1970 году включён в состав ВИА «Песняры», где проявил себя как один из лучших вокалистов ансамбля. Туда Борткевич поступил в 1980 году, в том же году из-за невозможности совмещать учёбу и гастроли покинул ансамбль «Песняры». Записывался и выступал сольно. По приглашению Юрия Денисова работал в ансамбле «Мальвы» в Киеве [6].
Он стал студентом архитектурного техникума, а после его окончания устроился на работу по специальности. Параллельно участвовал в концертах любительского музыкального коллектива «Золотые яблоки». Творчество Судьба свела Леонида Борткевича с Владимиром Мулявиным, и эта встреча стала решающей в его дальнейшей биографии. Художественный руководитель «Песняров» предложил молодому человеку сотрудничество, и вскоре Леонид в составе ансамбля участвовал в концертной программе в Москве. Для нового вокалиста Мулявин написал композицию «Александрина», ставшую впоследствии популярным хитом. Постепенно Борткевич влился в коллектив ВИА, и последующие концерты неизменно проходили с его участием. Вместе с «Песнярами» молодой вокалист объехал весь Советский Союз, и в каждом городе коллектив ждал грандиозный успех. Леонид Борткевич поет в молодости К середине 1970-х вышло около 45 миллионов пластинок белорусского ансамбля. Команда побывала с гастролями во многих странах мира, в том числе на музыкальной ярмарке в Каннах и в большом турне по США. Коллектив организовал более 140 выступлений в 15 штатах Америки, вызвав ажиотаж среди местной публики.
Приезд «Песняров» пресса окрестила «вторжением русской рок-музыки». Руководству ансамбля начали поступать предложения о выступлениях по всему миру, но существовавший на тот момент «железный занавес» не позволял творческим людям реализоваться в полной мере.
Туда Борткевич поступил в 1980 г. Записывался и выступал сольно.
В 2000 году вернулся в Беларусь. В 1999 году вновь стал солистом ВИА «Песняры» и пребывал в нём до самой смерти его руководителя Владимира Мулявина в 2003 году. Предполагалось, что именно Борткевич возглавит ансамбль после кончины Мулявина, но Министерство культуры Беларуси назначило руководителем «Песняров» Валерия Скорожонка. Сразу же после этого Борткевич вместе с несколькими участниками покинули ансамбль и стали выступать под названием «Песняры» под управлением Леонида Борткевича под эгидой российского ООО «Песняры» , продолжая традиции мулявинского коллектива.
В 2008 году этот ансамбль распался. В феврале 2009 года Борткевич вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под управлением Борткевича.
Три любви, эмиграция, роман с Пугачевой. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича
ВИА «Песняры». Леонид Борткевич второй слева. Родился 25 мая 1949 года в Минске. Рано потерял отца, воспитывался матерью — бухгалтером. Способности к пению проявились в раннем детстве — был солистом в хоре мальчиков Дворца пионеров. Потом — солистом хорового ансамбля «Юность» при консерватории. До этого окончил музыкальную школу по классу трубы. Окончил архитектурный техникум.
Я уже предчувствовала что-то страшное. В ту же минуту раздался повторный звонок, и мне сообщили о смерти Лени. Раньше число 13 не вызывало у меня каких-либо предубеждений... Вторая супруга певца , гимнастка Ольга Корбут, на похороны не приехала из-за карантинных ограничений, но попросила заказать венок. Мне непросто, потому что я потеряла родного и близкого мне человека. Сыновья потеряли отца. Нам вместе надо как-то пережить этот период. Ричард сейчас поедет к себе в Питер, у него там жена и сын, которому 10 лет», — добавляет Татьяна.
Выступления ансамбля с его участием зрители встречали восторженно, популярность вновь вернулась к певцу. В 2003 году Владимир Мулявин погиб в автокатастрофе. Борткевич надеялся, что руководство ансамблем доверят ему, однако в Министерстве культуры Белоруссии назначили руководителем ансамбля Валерия Скорожонка. После чего он попытался создать свою команду, но она просуществовала недолго — распалась в 2008 году [3] В феврале 2009 года Леонид Борткевич вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» [1]. Умер 13 апреля 2023 года от сахарного диабета [4] [5]. Личная жизнь Первой женой Борткевича была Ольга Шумакова, в браке, продлившемся 5 лет, родился сын Алексей. Его второй женой стала знаменитая советская гимнастка, олимпийская чемпионка Ольга Корбут.
Решили не рисковать здоровьем будущего ребенка, и рожать за океаном. Думали, что в США лучшие в мире врачи. Однако, именно и-за врачебной ошибки мальчик родился мертвым. Что еще хуже, больше рожать Ольга Корбут не могла. Но бывшей чемпионке в Америке некогда было поддаваться депрессии. В США ее знали, помнили и обожали. Часто звали на различные мероприятия, предлагали тренерскую работу. В общем, Ольга была на виду и зарабатывала деньги. А вот Леонид Борткевич быстро понял, что не нужно было ему сюда приезжать. Мало того, что здесь его имя ничего не значило и он не был тут никому нужен, так еще и пребывать в тени успешной супруги после стольких лет звездной жизни в СССР было невмоготу. Отношения Леонида и Ольги постепенно сходили на нет. Еще оставаясь супругами, они уже каждый жили своей жизнью, не скрывая отношений на стороне. В конце концов, Борткевичу такая жизнь надоела. В Америке Ольга была звездой, а он лишь приложением к ней. Лебединая песня До прежних высот было далеко, и все же в составе «Песняров» пусть уже и постаревший и не так красавец, как раньше, Борткевич чувствовал себя здесь нужным. Его имя опять было на слуху, он выступал, пел любимые песни, наслаждался звуком оваций из зрительского зала. В том составе «Песняров» он был, пожалуй, одним из самых звездных участников. Поэтому, когда в 2003 году умер Мулявин, все прочили Борткевича на место во главе прославленного коллектива. Однако, белорусские чиновники от искусства так же неожиданно пошли другим путем. После этого обиженный Борткевич коллектив покинул, и создал своих собственных «Песняров», считая, что имеет на это право. В 2004-м Борткевич женился в третий раз. Мальчишка стал его настоящей отдушиной. Артист больше всего мечтал успеть вырастить сына и поставить его на ноги. Но и этот брак, видимо, развалился. О причинах ходили самые разные слухи. Кто-то ругал его супругу, которая якобы разочаровалась в муже, который оказался не таким успешным, как это казалось раньше.