Новости мазепа при петре 1

Петр I очень долго не мог поверить, что человек, которому он безгранично доверял, оказался изменником. К более активным действиям против Петра I Мазепу подтолкнул поход Карла XII на Москву в 1708 году. Мазепа явно был искренен, когда говорил своим приближённым, что примет сторону Карла XII, только если увидит неспособность Петра оборонить не только Украину, но и саму Москву. Мазепа убедил русского царя Петра I разрешить ему вмешаться, что он успешно и сделал, захватив большую часть Правобережной Украины, в то время как Польша была ослаблена вторжением шведского короля Карла XII.

III.Деятельность и.Мазепы в годы Северной войны (1700-1709гг.)

«Петр настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепу, и на светлейшего, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши. Как результат, Мазепа стал вторым кавалером ордена Андрея Первозванного, а также, при протекции Петра І – получил титул князя Священной Римской империи. Известно же, что по указанию Петра I «Гетмана Ивашку Мазепу за такое его богомерзкое дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно».

Как гетман Мазепа царя Петра предал

Несколько человек повесили на плотах, а плоты пустили по Днепру в назидание другим потенциальным предателям. Бесславный конец Увы, Мазепа просчитался, сделав ставку на шведского монарха. Его резиденцию - крепость Батурин, где он подготовил все для зимовки шведов, взяло русское войско под предводительство м Меншикова. Хотя у шведов были определенные военные успехи, им приходилось нелегко, в том числе и из-за сопротивления партизан. В тот же день была устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана. Его официально лишили всех ранее пожалованных наград и грамот. Новым гетманом Украины стал Иван Скоропадский.

Оттуда он переправился в Бендеры. Османская империя наотрез отказалась выдать беглеца русским властям.

Карл XII решил положиться на свой излюбленный прием — внезапность нападения. Ночью 7 июля Карл отдал приказ наступать на русские позиции. Однако застать врасплох русских ему не удалось.

С наших редутов по подошедшим шведам ударил ураганный огонь из ружей и пушек. Шведы понесли большие потери и смогли лишь ненадолго захватить два недостроенных редута. Пробившихся к лагерю захватчиков ожидали русские пешие и конные полки. К утру шведам удалось частично взять еще несколько укреплений, но на этом их наступательный порыв иссяк. Инициатива полностью перешла на русскую сторону.

En Денис Мартен. Их войско беспорядочно бежало. Как сообщала «Гистория свейской войны», «швецкое войско ни единожды потом не остановилось, но без остоновки от наших шпагами и багинетами колоты, и даже до обретающегося лесу… гнаны». Шведы были наголову разбиты. Большая их часть попала в плен.

Карлу XII и Мазепе удалось бежать на территорию Османской империи в крепость Бендеры, где спустя несколько месяцев гетман умер. Разгром под Полтавой мощного шведского войска изумил европейские державы, со времен Смуты считавшие Россию слабым государством, и заставил их вновь считаться с нашей страной. После истории с Мазепой были предприняты меры по недопущению дальнейших предательств. Петр учредил Малороссийскую коллегию, взявшую на себя часть управления делами Малороссии. В среде казацкой старшины, желавшей управлять простыми казаками по-старому, подспудно зрело недовольство.

И не случайно выходцем именно из этой среды, как считают историки, в первой половине XIX века был написан псевдоисторический документ под названием «История Русов». В «Истории Русов» Мазепа возводился в ранг народного героя и борца за обретение независимого украинского государства. Вышеупомянутый момент, когда Мазепа, приблизившись к шведскому лагерю, открыл свои истинные планы удивленным казакам, авторы «Истории Русов» превратили в громкую политическую прокламацию «к войску и народу Малороссийскому» на тему независимости и нейтралитета Украины: «Мы стоимъ теперь, Братiя, при двухъ пропастяхъ, готовыхъ насъ пожрать, ежели не изберемъ пути для себя надежнаго ихъ обойти. Понятие «мазепинцы» для характеристики сторонников гетмана-предателя среди старшины было введено в оборот в 1884 году вышеупомянутым историком Костомаровым в его работе «Руина, Мазепа, мазепинцы». Политический же окрас термин «мазепинцы» приобрел в последнем десятилетии XIX века в Галиции.

Изначально галицкие русофилы употребляли его в отношении русинских политиков и общественных деятелей, чрезмерно лояльных к польской администрации Галиции. Но вскоре «мазепинцами» начали называть всех апологетов украинства — от умеренных «автономистов» до радикалов-«самостийников». В Российской империи термин «мазепинцы» распространился в 1908—1911 годах благодаря Киевскому клубу русских националистов ККРН и его председателю А. В резолюции клуба от 24 ноября 1911 года мазепинство называлось главной угрозой целостности страны. В своих докладах ККРН разделял политически активных малороссов на сторонников единства Малороссии и России, называвшихся «богдановцами» по имени Богдана Хмельницкого, и сепаратистов-«мазепинцев».

Актуальным политическим содержанием понятие «мазепинство» наполнилось в период окончательного решения «русского вопроса» в Галиции, где в 1914—1917 годах австро-венгерские власти проводили геноцид русского населения. Первые концлагеря в Европе «Талергоф» и «Терезин» были построены именно в Австро-Венгрии для уничтожения русских. В 20-е годы бывшие узники этих концлагерей издали «Талергофский альманах», описывавший зверства австрийских и местных польских властей, осуществлявшиеся при непосредственной помощи сограждан-мазепинцев: «Роль этих народных предателей, т. Детеныши национального изменника русского народа из-под Полтавы, вскормленные под крылышком Австрии и Германии, при заботливом содействии польской администрации края, в момент войны Австрии с Россией… сыграли мерзкую и подлую роль… в отношении бесконечных жертв австро-мадьярского террора и насилия над карпато-русским населением». Стоит отметить, что в слово «украинец» тогда вкладывали политический, а не этнический смысл.

Подобно «богдановцам» и «мазепинцам» Малороссии русины Галиции делились на русофилов и «украинцев». Местная польская и мазепинская печать с восторгом и злорадством сообщала всё новые известия об арестах и казнях, в особенности крестьян. Мазепинские газеты… печатали целые фельетоны о том, как вешали и расстреливали русских в провинции… и во Львове», — приводил «Талергофский альманах» свидетельство очевидца. Не правда ли, описываемая картина созвучна со злорадством современных украинствующих по поводу «горелой ваты» так на украинских интернет-форумах называли людей, сожженных националистами в Доме Профсоюзов Одессы и «оторванных лапок самки колорада» так на тех же форумах говорили о женщине с оторванными ногами в бомбардируемом киевскими снарядами Луганске? И такой донос, что тот или другой является человеком русских убеждений, довлел, чтобы его, как изменника или шпиона, сейчас же арестовали, а то и казнили даже», — свидетельствовал «Талергофский альманах».

Что, согласимся, опять-таки невероятно созвучно с распространенными ныне на Украине призывами сдавать в СБУ «бытовых сепаратистов». Весьма внятно характеризует мазепинство того времени песня, бывшая популярной среди украинских сечевых стрельцов, служивших в галицийском австро-венгерском войске: Украинцы пьют-гуляют,А кацапы умирают. Украинцы пьют на гофе [нем. Где стоит столб телефона,Висит кацап вместо колокола. Уста его посинели,Черны очи побелели,На зубах кровь застыла,Шнуры шею перетерли.

Как видим, за 25 лет до Волынской резни, за 100 лет до Одесской трагедии и войны в Донбассе мазепинство мало чем отличалось от сегодняшнего. С тех пор оно лишь дооформилось в полноценный политический концепт, ставший частью рассматриваемого нами конструкта «Украинство». Интересно, что к оформлению мазепинства сильно приложил руку главный идеолог «Организации украинских националистов» Дмитрий Донцов. В своих работах Донцов превращал Мазепу в «героя легенды»: «Имя Мазепы было флагом всех, кто не разочаровался в жизненной силе нации». Донцов заявлял, что среди всех украинских гетманов именно Мазепа особенно уникален благодаря совершенному им разрыву с Россией: «С именем Богдана Хмельницкого связаны в нашей памяти не только Желтые Воды [где казаки победили поляков], но и Переяславль, с именем Выговского не только Конотоп [где казаки сражались против русских], но и Гадяч [где гетман Выговский заключил соглашение с поляками], с именем Мазепы — Полтава, и только Полтава!

На такой бескомпромиссный разрыв, утверждал Донцов, украинцы не шли ни до, ни после Мазепы: «После Хмельницкого, Выговского и др. После Мазепы — никто. После него наступил упадок автономистской идеи. На этом фоне, на фоне общей деградации национальной жизни на Украине, наступившей в XVIII веке, личность Мазепы выделялась особенно ярко». Донцов создавал из Мазепы нового героя украинского националистического пантеона, наделяя его характер романтическими чертами и чувством исторического предназначения: «Мазепа был романтиком, возможно даже позером, подобно Наполеону, который знал и слышал, что выполняет лишь волю того мистического абсолюта, который называют разумом мировой истории», — а также идейной убежденностью, граничившей с безрассудством: «Он вошел в историю как человек, который решился пробить головой стену и с этой точки зрения напоминал своего королевского союзника [Карла XII], который однажды, когда хотел войти в закрытую соседнюю комнату, разогнался, ударил в дверь головой и упал без сознания».

Мазепа у Донцова — уже не просто защитник интересов народа и борец за «незалежность». Он производится в защитники западной цивилизации от «российской угрозы»: «Он понял или ощутил задачу своей эпохи — создать из земель так называемой Западной России т. Так радикал Донцов наделяет Мазепу отнюдь не свойственным тому в реальности радикализмом.

Ни копейки не поступало с Гетьманщины в казну России. Мазепа в процветавшем Левобережье дал старшине «сытую, зажиточную жизнь». Не было заселения русскими гетьманских земель. Наоборот, шла интенсивная колонизация русских территорий украинцами, которые искали защиты от поляков и крымцев. Истощение материальных и человеческих ресурсов гетьманства было намного меньше, чем в России. Но Мазепа не сумел оценить того, что дал ему Пётр I. И в этом есть его роковая ошибка. Гетьман Мазепа, исходя из восприятия России не как Родины, а как протектората, который, по его мнению, плохо выполнял главную функцию — защиту территории Малороссии, а также из убеждённости в непобедимости шведской армии, пытается «спасти» гетьманскую Украину. Мазепа обещает шведскому королю поддержку провиантом, зимними квартирами и живой силой. А шведской марионетке, кандидату на польский трон Станиславу Лещинскому, Мазепа предлагает принять Гетьманщину как «наследие своё». Этим поступком он предал свою землю. Но справедливости ради нужно отметить, что реального урона стратегии Петра I и пользы Карлу XII предательство Мазепы не принесло, оно попросту оказалось напрасным. Измена Карлу XII. Он сделал ставку на шведского короля и жестоко ошибся. Тот же, в свою очередь, ошибся в Мазепе. Находясь в очень затруднительном положении после полтавской битвы 27 июня 1709 года, Мазепа предпринимает последнюю попытку выбраться из него: через посланника предлагает царю предать в его руки Карла XII, а взамен — полное прощение и гетьманскую булаву. Это была чистой воды авантюра и сбыться ей было не суждено. После решающей битвы Шведский король, а с ним и Мазепа, бегут в Бендеры к турецкому султану. Позади взлёт карьеры, высокое положение и сказочное богатство Мазепы. Никому не известный и всеми забытый, бесславно заканчивает он свои дни на чужбине. Существует версия, что его отравили или он сам принял яд, потому что не смог перенести всего произошедшего.

Павленко, что русские войска в качестве карательной акции «спалили» Гадяч 92 , который на самом деле находился в руках шведов и Мазепы с ноября — по начало весны 1709 г. Ничего общего с карательными акциями, это, естественно не имело. Кстати сказать, при отходе из Гадяча, шведы разрушили большинство городских укреплений и сожгли дома жителей, который они подозревали в сочувствии к «московитам» 94. Более того, даже если бы сожжение Батурина было именно акцией устрашения для Украины — то соответствующая трактовка этого события русскими властями обязательно получила бы отражение в официальных документах. Между тем Г. Однако, письмо Головкина — документ полуофициального характера. Ключевое же значение в понимании политики русского правительства на Украине играет царский манифест от 6 ноября 96. Обнародованный в день выборов нового гетмана, он был размножен в типографии Киево-Печерской лавры во второй половине ноября и распространен по целой Украине 97. В «указе всему Малороссийскому народу» в первую очередь отмечалось, что великороссийские и малороссийские войска храбро противостояли шведскому нашествию, не дав Карлу XII войти в Смоленскую землю. Шведские планы относительно Украины представлялись как намерение завоевав ее, разорить жителей тяжкими налогами и податями, также как шведы сделали это с Литвой и Саксонией, войдя туда «под образом защитителя», а затем передать во владение и «порабощение» Станиславу Лещинскому. Мазепа должен был стать «самовластным князем» на Украине, видимо под верховной властью Лещинскогого. Значительное место уделялось и взятию Батурина: «Також он, изменник Мазепа, пошед к Шведу, оставил в городе Батурине сердюцкого полковника Чечеля да немчина Фридриха Кониксека и с ними несколко полков сердюцких, да из городовых полков немало число казаков в гварнизоне и, подкупя их деньгами, приказал им наших царского величества ратных людей не впускать, в том намерении, дабы тот город и в нем обретающиеся войска Запорожского великой пушечной снаряд королю Шведскому со многим числом пороху и свинцу и инных припасов отдать, дабы он тем против нас воевать и Малороссийский край поработить мог. Что мы, уведав, отправили к тому городу генерала нашего от кавалерии князя Меншикова с частью войска, которой, пришед ко оному, посылал неоднократно от себя с нашим, великого государя, указом к помянутому полковнику Чечелю и Фридриху и ко всему гарнизону говорить, чтоб войска наши в тот город впустили доброволно, без всякого супротивления, объявляя им измену Мазепину. Но они, по наущению помянутого изменника Мазепы, слушать того не похотели и по наших царского величества войсках стреляли. Того ради вышеписанной генерал наш князь Меншиков, по нашему указу, учинил к тому городу приступ и оной, милостию Божиею, приступом взял. И те единомышленники Мазепины, за учиненную нам, великому государю, противность и измену, воспримут достойную казнь» 98. Анализируя указ, можно отметить, что описание событий, связанных со штурмом Батурина согласуется с тем, что дают нам другие источники. К разряду домыслов можно отнести лишь утверждение, что батуринский гарнизон был подкуплен деньгами, хотя не исключено, что Мазепа перед выездом в шведский лагерь распорядился выплатить жалованье сердюкам сполна. Кроме того, важным представляется и то, что в указе не содержится обещаний каких-то репрессий, которые будут применены ко всем, выступившим против царя, по образу и подобию Батуринского гарнизона. Единственное обещание смертной казни в указе адресовалось тем, кто будет возить в шведский лагерь продовольствие на продажу. Штурм Батурина представлен в нем согласно восприятию самого Петра — как необходимость обезвредить стратегически важной укрепление с богатой артиллерией, которое могло достаться в шведские руки. Если бы российские власти действительно хотели бы устрашить украинское население, то в указе была бы отмечена бескомпромиссность действий русских в отношении гарнизона гетманской ставки. Между тем, там подробно освещались попытки договориться с засевшими в Батурине казаками. Значительная часть указа от 6 ноября была посвящена опровержению шведских и мазепиных универсалов, рассылавшихся по Украине. Их содержание уже приводилось выше. Реакция на них русского правительства свидетельствует, однако, что вопросы эти имели существенное значение в русско-украинских отношениях того времени. Преодолевая колеблющиеся настроения среди казацкой старшины, в манифесте подробно расписывались все последние русские победы над шведами, включая и битву при Лесной. Безусловно преувеличением надо считать заявление, что после всех поражений Карл XII был готов бежать на Волынь, «ежели б от проклятого изменника Мазепы от того бегу не удержан и в Украйне обнадеживанием его не оставлен» 99. Явным стремлением приукрасить ситуацию было сообщение в манифесте о случаях бесчеловечного обращения шведов с пленными русскими и украинцами. Напоминалось украинцам и о глумлении шведов над православным церквями в Литве. Обывателей предостерегали, что универсалы Карла XII, обещающие не трогать пожитки мирных жителей имеют своей целью ввести их в заблуждение, чтобы облегчить шведской армии сбор провианта. Поэтому Петр призывал своих украинских подданных укрываться «с имением своим в безопасные места», заботясь о том «чтоб к поживлению неприятелю ничего не оставалося», что заставит шведов как можно скорей отступить с украинской земли 100. Характерно, что Карл XII в своих универсалах украинскому народу был куда более грозен, заявляя, что тех, кто «оставивши домы уходят, или шкодити в чем воинским нашим людем покушаются, или самым делом шкодят, албо для Москвы найменшу речь чинят, и оных ложными обетницами или грозбами возмущати собе допущают, тых и их детей, и пожитки огнем и мечем, як найсрожей карати не занехаем» 101. Подобные же кары «огнем и мечем» обещались и тем, кто ослушается воли «наияснейшаго короля шведского и ясневельможного пана гетмана Мазепы», отказавшись доставлять в шведский лагерь провиант и другие припасы 102. Много внимания уделялось проблеме постоя русских войск на Украине. Петр опровергал шведские утверждения о том, что почти во все украинские города введены русские гарнизоны. В указе отмечалось, что до похода шведов на Гетманщину они находились лишь в тех городах, которые были предназначены для этого согласно «постановленным пактам» еще при царе Алексее Михайловиче — «и ни одно место сверх оного постановления войски нашими Великороссийскими до сего военного случая не осажено. А которые для обороны от неприятеля осажены, и ис тех, по изгнании неприятелском и отдалении оного, паки люди Великороссийские выведены будут, как то ис Почепа и Пагара уже учинено; а в которых ныне и есть, и ис тех також, по отдалении от оных неприятелском, Великоросийския гарнизоны выведены будут» 103. Заявления Петра I относительно нахождения русских войск на Украине до перемещения на ее земли театра военных действий можно проверить при помощи документов Разрядного приказа. На основе Глуховских статей, принятых казацкой старшиной при избрании гетманом Демьяна Многогрешного и переутверждавшимися впоследствии с некоторыми изменениями и дополнениями при избрании И. Самойловича и И. Мазепы, русские воеводы и гарнизоны размещались в Киеве, Переяславле, Нежине, Остре и Чернигове, а также в гетманской ставке — Батурине 104 , где для охраны «гетманской особы» находился полк Анненкова. В сентябре 1707 г. Наиболее крупные силы содержались в Киеве — там к концу 1708 г. Численность гарнизонов этих городов по всей видимости также примерно равнялась количеству солдат в Переяславле жалобы черниговского воеводы на малолюдство уже приводились выше. Известно также, что еще в 1700 г. Не исключено, что тогда же, в связи с началом Северной войны, были сокращены до вышеозначенного количества гарнизоны и других украинских и прилегавших к ним российских городов. Так, в Севске, который играл ключевую роль в сношениях московского правительства с украинскими гетманами и участии русских войск в обороне Украины от внешних врагов во второй половине XVII в. В Почеп, Погар, Стародуб и Новгород-Северский русские войска действительно были введены только в связи с приближением шведов к границам Украины см. Российский двор открещивался от обвинений шведской пропаганды о намеренном разорении домов и имущества украинцев. Петр заявлял, что «мы войскам своим Великоросийским под смертною казнию запретили Малороссийскому народу никакого разорения и обид отнюд не чинить, за что уже некоторые самволные преступники при Почепе и смертию казнены». Впрочем, царь признавал: «ежели что малое от жилищ их или хлеба пожечь принуждены были, по крайней нужде, дабы неприятелю ко препитанию то не досталося и дабы он тем принужден был без жилища и пищи погибать, что уже и учинилося было при Стародубе». Всем, потерпевшим убытки от военных действий обещалось их вознаградить после изгнания неприятеля из Украины 110. Приказ Петра населению уходить перед наступающими шведами, забирая пожитки и продовольствие 111 , сжигая то, что нельзя унести, вызывал повсеместное недовольство простых людей, попадавших в зону военный действий. Так Б. Шереметев жаловался в начале сентября, что крестьяне Смоленского уезда не спешат с эвакуацией. Узнав об этом Петр, разрешил военным забирать у них половину провианта, заставляя их уходить от шведов с оставшейся половиной, при этом было приказано «до совершенного наступления неприятелского строения огню не предавать» 112. Подводя итог, Петр провозглашал, что «никоторый народ под солнцем такими свободами и привилиами и лехкостию похвалитися не может, как по нашей царского величества, милости Малоросийской, ибо ни единаго пенязя в казну нашу во все Малоросийском краю с них брать мы не повелеваем, но милостиво их призираем з совими войски и иждивении Малоросийской край, святыя православныя церкви и монастыри и городы и жилища их от бусурманского и еретического наступления обороняем». В заключение Петр подчеркивал, что он сам «высокою особою своею на оборону Малоросийскому народу сюда в войско наше прибыли». В конце манифеста объявлялись награды за каждого доставленного в русский лагерь шведского пленного, начиная от солдата и заканчивая генералом 113. При этом царь готов был простить даже тех, кто был посвящен в планы бывшего гетмана, но не донес об этом, боясь Мазепу. В противном случае изменников ожидало заочное лишение имений, смертная казнь при поимке, а их семьи — ссылка. Характерно, что желающие вернуться должны были приезжать к Скоропадскому, а не ко двору Петра, что также должно было убедить их, что царь не собирается их преследовать 114. Через три дня указ об амнистии, по смыслу полностью повторявший предыдущий, был издан вновь, уже в третий раз 115. Царь требовал от них впустить в прилуцкий и белоцерковский «замки» русские гарнизоны «для лутчей обороны от неприятелского наступления и изменника Мазепы». Здесь также, в соответствии с трактовкой универсала от 6 ноября, но более коротко говорилось об осаде и штурме Батурина, гарнизон которого «ослушался» царского указа. Той же участью Петр грозил прилуцким и белоцерковским казакам если они откажутся впустить русские гарнизоны 116. Кроме того, в тот же день Петр направил письма полковникам киевскому у Федору Коровке, гадячскому Степану Трощинскому и белоцерковскому Михаилу Омельченко, увещевая их не «слушать» «прелестных писем» Мазепы 117. Гадяч привлекал особое внимание Петра, опасавшегося, чтобы Мазепа «сей город на гнездо себе не избрал» вместо уничтоженного Батурина 118. Письмо Петра к Омельченко было также продублированной указаниями киевскому воеводе разместить в Белой Церкви русский гарнизон, а находящихся там сердюков выслать к Скоропадскому. Из самой крепости Голицын должен был вывезти артиллерию и снаряжение, а крепостные валы «хотя не вовсе, разорить», сделав не пригодными для обороны 119. Впрочем, в посланном позднее, в начале декабря письме Головкина это распоряжение несколько корректировалось в сторону того, чтобы «держать» Белую Церковь, для чего в помощь Голицыну на Правобережье был послан генерал Николай Инфлянт с тремя полками конницы 120. В указе ему предписывалось «недреманным оком» следить за появлением на Украине, и особенно на Правобережье посланцев Мазепы, препятствовать переходам с Правого берега Днепра на Левый, а в случае начала на Заднепровье антироссийского восстания «смирять без пощады, и строенья оных бунтовщиков жечь» 121. Киевский воевода поспешил выполнить данное ему поручение касательно Белой Церкви. Он отправился туда немедленно по прибытии из-под Батурина и уговорил засевших там казаков впустить русский гарнизон, а их самих отослал в Киев. В награду за сдачу крепости находившийся там с сердюками полковник Бурляй получил 100 руб. Голицын А. Меншикову 21 ноября 123. В нем сообщалось об увеличении ежегодного царского жалованья сечевикам на 1 500 тыс. К слову сказать, в указе вообще не упоминалось о судьбе Батурина и не содержалось никаких угроз 124. Результаты петровской политики быстро дали результаты. Ушедшие с Мазепой старшина и казаки стали убегать от него. Он заявил, что был с гетманом «поневоле» и обещал, что генеральный есаул Дмитрий Максимович и генеральный судья Василий Чуйкевич собираются последовать его примеру 125. О верности Петру заявил в начале декабря и белоцерковский полковник Михаил Омельченко. Попутно он жаловался на Мазепу, который отягощал украинцев многочисленными податями, а, задумав измену, направил в Белую Церковь сердюцкий полк. Если бы Д. Голицын, считал Омельченко, «не занял» сердюков, «то бы нам пришло до остатной руены». Белоцерковский полковник отвечал также, что по совету со всем товариществом казаки прибыли в Киев, учинив там присягу на верность царю Петру при Д. Голицыне 126. Причину неудачи дела Мазепы нельзя сводить к тому, что на Украине стояли царские войска и что украинцы были «устрашены» примером Батурина. В этой связи интересно отметить, что ровно 60 лет до рассматриваемых событий, в 1648 г. Брюховецкого поднять восстание против московской власти. Среди казацкой старшины, но и в рядах простых казаков хватало недовольных властью Москвы, посылкой малороссийских полков в далекие походы и многим чем другим. Однако с внезапным отъездом Мазепы в шведский лагерь все реальные и потенциальные его сторонники оказались разобщены, тем более что никакого вооружения выступления гетман не готовил, а все свои планы держал в глубокой тайне. Однако еще большей неожиданностью измена Мазепы оказалась для русской стороны. Источники, опубликованные Г. Георгиевским и сведения неизвестного польского шпиона, ездившего по поручению какого-то литовского магната из окружения Станислава Лещинского, в разведывательную поездку на Украину сразу после перехода Мазепы к шведам рисуют любопытную картину той атмосферы, которая воцарилась там в те дни. Русское командование серьезно опасалось массовых народных выступлений. Так, командовавший черниговским гарнизоном полковник Иван Вельяминов-Зернов получил от князя Д. Голицына известия «о недоброй ведомости о Мазепе» то есть видимо пока только об исчезновении, но не об измене 27 октября. В тот же день это известие подтвердил ему и черниговский казацкий полковник. Вельяминов-Зернов сомневался, как жители Чернигова отреагируют на происшедшее: «А в жителях черниговских еще не мнитца чему ныне быти». Но опасаясь худшего сетовал: «Толко, государь, опасает нас безлюдство» 128. По сообщению польского лазутчика, Иван Вельяминов-Зернов заставил черниговского полковника Павла Полуботка и его казаков принести повторную присягу на верность, а также «подобно невольникам» участвовать вместе с московскими солдатами в укреплении валов черниговской крепости, располагавшейся в старой части города. Опасаясь восстания, Вельяминов-Зернов приготовил ее к обороне, сломав вокруг крепости все строения на расстоянии мушкетного выстрела, укрепив ее валы и сосредоточив там значительные запасы провианта на случай осады, как надо предполагать не только шведской, но и казацкой. Тревога у Москвы большая, из-за того, что гетман изменник», — сообщал шпион. Он даже преувеличенно, как думается, отмечал, что «русские казаков боятся больше, нежели шведов», что казачество упрекает поляков, что не пришли им на помощь, чтобы «подушить москалей». По его словам казаки в Любече, услыхав об измене Мазепы стали «бунтовать и грабить» стоявших там людей троцкого воеводы Михала Казимежа Котла. Только прибывшему из Черкасс любецкому сотнику, находившемуся видимо в отъезде, удалось успокоить беспорядки 129. В Быхове, где также стоял русско-украинский гарнизон отмечалось, что местный комендант Дмитрий Воронцов с недоверием относится к казакам, в связи с переходом Мазепы на сторону шведов 130. По сообщениям Д. Воронцова А. Меншикову в начале июля месяце в крепости насчитывалось 543 казака стародубского полка, двести из которых покинуло Быхов в ночь на 8 июля, не выдержав тягот службы. В связи с этим комендант просил стародубского полковника И. Скоропадского сменить казацкую часть гарнизона, поскольку и остальные казаки грозились покинуть Быхов, сетуя, что «живут в Быхове болше году». Вскоре из крепости бежал еще 31 казак, но в августе, наконец пришла долгожданная смена — 500 казаков черниговского и стародубского полков 131. Яков Брюс, посланный в Глухов на рекогносцировку для поиска места для базирования русских войск в самом конце октября отмечал, что когда русские войска вошли в город, то простые горожане обрадовались этому, тогда как местная старшина отнеслась к этому с недовольством, а особенно глуховский сотник, детям которого, по словам местных жителей, Мазепа приходился крестным отцом 132. О численности русских гарнизонов на Украине свидетельствует письмо от 28 ноября А. Меншикову от князя Григория Волконского, стоявшего со своими войсками в Сорочинцах: «фортеца велика, а людей зело мало, обнять ни половины не ким, и пушкорей нет» 133. Впрочем бригадир Александр Григорьевич Волконский, вошедший со своим Ингерманладским полком в Полтаву 3 декабря, отмечал, что полтавские мещане и казаки во главе с наказным полковником встретили его «ласково» перед городом 134. Показательно, что в петровском указе от 27 ноября с указанием впустить в Полтаву Волконского о расправе с засевшими в Батурине сердюками уже не упоминалось 135 , однако возможность сопротивления полтавских жителей русскому гарнизону предусматривалась в наказе Волконскому. В этом случае ему предписывалось штурмовать Полтаву 136. Возможно включение этого положения в наказ было вызвано ходившими по Украине слухами о том, что полтавский полковник И. Левенец сторонник Мазепы 137. В письме Г. Головкина от 26 ноября жителям городов Опошни и Котельвы с указанием впустить посланные для их обороны русские войска о судьбе Батурина также не говорилось не слова 138. Сословное недовольство казаков переплеталось с выступлениями социального характера. Куракин, посланный Петром в Киев в конце октября, отмечал, что «во всех местах малороссиских и селах были бунты и бургумистров и других старшин побивали» 139. Григорий Герцик — один из наиболее преданных сторонников Мазепы, арестованный в Варшаве в 1720 г. Были разграблены имения таких мазепинцев, как лубенской полковник Д. Зеленский, Д. Чечель, А. Гамалея 141. Еще более сложной для русского правительства была ситуация на Правобережье Днепра, в районе Киева. Голицын 11 ноября сообщал канцлеру Головкину, что подозревает киевского войта в сочувствии измене Мазепы, который к нему «зело добр был» и не обременял никакими налогами. Отмечая, что войт приходил к нему «в великом сумнении», воевода писал, что «на Подоле будет дворов больше 2000, а людей соберется тысячь пять и с студентами», намекая на возможные беспорядки среди киевлян. Сторонником Мазепы, по мнению Голицына, был и роменский сотник Пирожский, однако киевский воевода, сообщая об этом Головкину, рекомендовал лишь выяснить у того, для чего тот «тайно роставил около Нежина своих казаков» 142. В последующем письме от 21 ноября Голицын сообщал, что присланный Мазепой в Чигирин бывший киевский полковник Мокиевский «около Чигирина многих возмутил». Поддержка Мазепы отмечалась среди жителей многих правобережных сел и деревень «от Киева даже до Бугу и до Днестра». Голицын опасался, что волнения могут перекинуться и на Левый берег Днепра: «А ежели со обеих сторон Днепра люди возбунтуютца, зело нам тяжко будет».

Почему Мазепа изменил Петру I

Мазепа 1639 — 1709 Курс Владимира Мединского Петровские времена О выпуске По многочисленным просьбам мы подготовили внеплановый выпуск, посвященный человеку, ставшего в русской истории персонифицированным символом предательства — гетману Малороссии Мазепе. Мазепу можно по праву назвать «серийным предателем». Его умение втереться в доверие и менять как перчатки своих покровителей прошло красный нитью через всю его По многочисленным просьбам мы подготовили внеплановый выпуск, посвященный человеку, ставшего в русской истории персонифицированным символом предательства — гетману Малороссии Мазепе. Его умение втереться в доверие и менять как перчатки своих покровителей прошло красный нитью через всю его жизнь и карьеру.

Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В «Истории России» С.

В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничьих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [17].

Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [18]. По мнению современного украинского исследователя О. Ковалевской, версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [19]. Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе. В 1689 году , после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную.

Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался» [18].

Нередко говорится о том, что измены как таковой не было, а был всего лишь «разрыв союзнических отношений»... Последний тезис, впрочем, наиболее слаб: гетман Украины, как и её народ, был подданным Московского государства. По «Коломацким статьям» 1687 года, подписанным при его избрании гетманом, Мазепа обязался «быти...

Впоследствии он многократно подтверждал, что был и остаётся верноподданным русского царя. Читать далее... Биография Мазепы даёт основание для амбивалентности оценок.

Время его гетманства было, действительно, более спокойным, нежели предыдущее. Закончился, наконец, продолжавшийся несколько десятилетий период смут «Руина» ; развивались просвещение, культура и искусство, развернулось храмоздательство, пышным цветом расцвело «украинское барокко» заметим, что себя гетман не забывал в первую очередь: его годовой доход составлял более 200 тыс. Но поклонники гетмана обычно забывают главное: все успехи «мазепинской эпохи» были достигнуты Малороссией, так сказать, «под сенью дружеских штыков» — под верховной державой российских государей, без которой процветание края было бы весьма проблематичным.

Именно экономическое и культурное содружество Великой и Малой России было залогом подъёма и развития Левобережной Украины и Киева. Напомним, что Правобережная Украина оставалась под властью Речи Посполитой — там ситуация складывалась по-другому. Предательство стало финальным актом жизни Мазепы.

Оно не просто перечеркнуло позитивные моменты его гетманства и, в глазах многих современников, обрекло на погибель его душу согласно словам Христа «в чём застану, в том и сужу» , но и оказалось абсолютно бесплодным, в том числе с точки зрения гипотетического «освобождения Украины». Ещё Николай Костомаров — малоросс и украинофил — в 1882 году отмечал, что «и большинство Козаков, и весь малороссийский народ — всё пошло не за него [Мазепу], а против него... Народ инстинктивно почуял ложь в тех призраках свободы, которые ему выставляли.

Он уже и прежде лучше самого Петра и его министров раскусил своего гетмана, считал его ляхом, готовым изменить царю с тем, чтобы отдать Украину в рабство Польше. Никакие уверения изменника, никакие лживые обвинения, рассылаемые им на московские власти, не переменили к нему народной антипатии. Народ инстинктивно видел, что его тянут в гибель, и не пошёл туда.

Народ остался верен царю даже не из какой-либо привязанности, не из благоговейного чувства к монарху, а просто от того, что из двух зол надо было выбирать меньшее. Как бы ни тяжело было ему под гнётом московских властей, но он по опыту знал, что гнёт польских панов стал бы для него тяжелее». Итог показателен: военно-стратегический и политический результат мазепинщины оказался равен нулю.

Во внешней политике Мазепа отказался до поры до времени от попыток выйти из-под контроля Москвы за счет соседних государств. Благодаря своему дипломатическому таланту он смог установить тесные связи с московским правительством, в частности — с молодым царем Петром, благодаря чему добился минимизации вмешательства царского правительства во внутренние дела Гетманщины. Иван Мазепа активно помогал царю в реализации его антиосманской политики; в частности, казацкие полки участвовали в Азовский походах 1695-1696 гг. Кроме того, Мазепа давал молодому монарху многочисленные советы в части отношений с Речью Посполитой, что также стало основанием для личной дружбы между правителями. Большое внимание Мазепа уделял экономике Гетманщины. Он пытался создать богатое государство, пользуясь принципами меркантилизма. Так, гетман благоприятствовал развитию торговли как внутри своих владений, так и с соседними землями — Правобережьем, Крымом, Слобожанщиной, центральными районами Московского государства. Также Мазепа стимулировал развитие промышленности — известно 14 универсалов о предоставлении земель под рудни, кузнечные производства, селитряные заводы. Все это, вместе с политической стабильностью и отсутствием боевых действий, привело к настоящему расцвету Гетманщины, особенно в сравнении с предыдущими десятилетиями разрухи. Надо сказать, что, хоть налоговое бремя также возросло, однако даже крестьянство пользовалось значительными привилегиями в сравнении с другими регионами России и Речи Посполитой — крестьянские переходы не ограничивались, а размеры арендных платежей и отработок за пользование землей четко регулировалось гетманскими универсалами.

Огромное внимание Иван Мазепа уделял развитию культуры. Именно в конце XVII в. За счет личных средств гетмана построены либо капитально отремонтированы многие культовые сооружения. Так, Мазепа спонсировал капитальную реконструкцию Софийского собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры, церквей Выдубицкого и Михайловского монастырей — современный вид эти объекты получили именно в то время. Также за деньги Мазепы в 1699-1706 гг. Софийский собор Колокольня Софийского собора Успенский собор Киево-Печерской лавры Кроме упомянутых соборов, Мазепа профинансировал постройку множества других церквей и монастырей по всей Гетманщине. Также он опекал свою альма-матер — Киево-Могилянскую академию, построив новые корпуса и увеличив количество студентов до 2 тысяч. К культурным заслугам Мазепы нужно также отнести финансирование издания множества книг. Всего за время своего правления гетман потратил на меценатство больше 10 млн.

Мазепа, история гетмана, предавшего не только царя, но и Россию

В 1689 и 1695 годах Мазепа принимал участие в походах Петра I, которые были направлены на завоевание Крыма и Приазовья, которые, несмотря на надежды гетмана, не принесли Украине никаких благоприятных результатов. В противоположность Мазепе, Пётр изображён человеком, всецело отдавшимся общему делу. • Мазепа боялся, что Петр узнает о его переписке, и поэтому не ездил к Меньшикову на совещания. В ходе Северной войны Петр I столкнулся не только со шведской армией, но и с изменой бывшего друга – гетмана Украины Ивана Мазепы.

Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь

По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство. Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять. Кстати, украинские историки не отрицают того, что гетманщина, когда она стояла при Мазепе под протекторатом России, добилась экономического процветания. Но в те времена перемена вассальной зависимости повсюду квалифицировалась как измена и жестоко каралась. Сам документ не сохранился, но приблизительный пересказ о нем принадлежит придворному летописцу Карла Адлерфельду.

Русские войска разбили казаков, иного выхода не было, разгромили всю запорожскую сечь. Карл и Мазепа пытались зацепиться за маленькие города, была зима, их люди умирали от обморожений. Но когда города сопротивлялись, к примеру, жители Веприка не хотели пускать шведов, Мазепа был невероятно жесток.

Войска вошли в город, и шведы вели себя гуманно, Мазепа жег людей живьем, сажал их в ямы, не щадил даже женщин. В 1709 году шведские войска были полностью разбиты под Полтавой. Карл и Мазепа попросили убежища у турок. Умер Мазепа в Бендерах, для русских он был мерзким предателем. Но его племянник позаботился о почетных похоронах тела гетмана в Румынском городе Галац, в церкви Святого Георгия. Был ли Мазепа врагом России или защитником Украины? Историки склоняются к версии, что он всего лишь цинично выбирал, кто из политиков предложит условия лучше.

За что и поплатился.

Первый документально известный предок будущего гетмана, прадед Ивана Мазепы - Николай Мазепа-Колединский. Ему за военную службу был пожалован польским королем хутор на речке Каменице, впоследствии село Мазепинцы. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел многими языками. Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Когда дело Дорошенко было проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним. При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом.

Не получив поддержки со стороны казаков, Петрик привёл в Малороссию татар и попытался опереться на бедняков. Мазепа Иваненко изгнал, а в 1696 году и вовсе выступил организатором его убийства. Также гетман проявил себя как послушный исполнитель в ходе Азовских походов Петра. При этом гетман постоянно жаловался царю на сечевиков, обвинял их в склонности к измене и ходатайствовал о том, чтобы их направляли на самые опасные участки и тяжёлые работы. Благодаря доверию Петра Мазепа стал одним из богатейших людей Российской империи. В его личном владении находились около 100 тыс. Гетман стремился максимально ограничить права крестьян, продлить барщину и увеличить подати, но при этом добивался царских преференций для своего ближайшего окружения. Те казацкие должности, которые ранее были выборными, стали наследуемыми. Гетман активно содействовал торговле алкоголем и табаком, также приносившей ему немалый доход. Однако Пётр сумел сделать выводы из первых неудач и через некоторое время перешёл в наступление.

В конце 1703 года Россия уже взяла под свой контроль большую часть Ингерманландии, а в 1704-м войска Петра взяли Дерпт и Нарву. Когда российской армии в 1706 году удалось одержать победу в Битве при Калише, шведы отнеслись к этому философски: у Петра к тому моменту практически не оставалось союзников, так как Саксония капитулировала перед Карлом. По мнению шведского монарха, разгром России был делом времени. Точная дата их первых контактов неизвестна, но в сентябре 1707 года о них уже знали в ближайшем окружении Мазепы. Параллельно гетман оказался замешан в очередной истории. А такого рода отношения в то время считались разновидностью инцеста. По словам Павла Кротова, это стало настоящим предательством христианской веры. Один из наиболее могущественных и богатых людей в стране вскружил девушке голову. Она оставила отчий дом, переехала к гетману и стала его любовницей. О её дальнейшей судьбе ничего не известно, но в определённый момент Мазепе эта история оказалась выгодна.

Дело в том, что в 1707—1708 годах Петру I начали приходить письма от представителей казацкой старшины, докладывавших об измене Мазепы, — среди авторов был и Василий Кочубей. Однако Пётр подумал, что генеральный судья специально подготовил множественные донесения, чтобы отомстить гетману за дочь. Царь передал дело Мазепы на рассмотрение комиссии, в состав которой входили люди, благоволившие к гетману.

Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь

Манеры гетмана были галантными, а речь рассудительной и грамотной. Отмечали его блестящие качества наездника, а также поразительное красноречие, свойственное разве что литераторам. Известно, что Матрена была крестной дочерью Ивана, что не позволяло им заключить брак. И все же влюбленный попытался посвататься, вызвав негодование со стороны Кочубея и его жены. Родители девушки считали, что Мазепа околдовал их любимую дочь. Матрена же стала вести себя, как полоумная: рыдала, кричала на отца с матерью, била тарелки, а потом и вовсе сбежала к своему избраннику. Украинские жители горячо обсуждали эту историю, называя все происходящее большим грехом. Общественное давление вынудило Ивана пойти на попятную и вернуть Мотрю в родительский дом. Несостоявшийся жених утверждал, что к любимой не прикасался, но злые языки утверждали обратное. По Пушкину Мария тронулась умом и ушла из дома в неизвестном направлении.

На самом же деле Мотря прожила с мужем долгую жизнь, и даже побывала с ним в ссылке. Забавный факт: ее супруг оказался сподвижником Ивана Мазепы. Добившись возвращения дочери, Кочубей не оставил желания отомстить бывшему соратнику. Вскоре он настрочил на Мазепу донос — якобы тот вынашивал планы предательства России. Петр жалобе не поверил, и возможно, зря. В то самое время гетман вступил в сговор с польским монархом Станиславом Лещинским, подбираясь через него к шведам. Последних он убеждал повернуть войска от Москвы в сторону Киева, при этом обещая прислать в поддержку Карлу XII несколько обозов с провиантом, корм для лошадей и 50-тысячный казачий полк. О планах Мазепы знали лишь самые приближенные — иезуит Заленский и польская княгиня Дольская. Остальным же Иван Степанович продолжал говорить о любви к России и верности Петру.

Когда-то и Кочубей входил в круг конфидентов гетмана, и теперь его донос мог просто уничтожить Мазепу. Тогда заговорщик обратился за помощью к своим столичным друзьям, не забыв увеличить им размер вознаграждения. Вскоре царя посетили два известных сановника — Шафиров и Головкин, которые преподнесли государю собственную версию произошедшего. Они утверждали, что Мазепа ни в чем не виноват, а Кочубей попросту оговорил его из мести. Василия Леонтьевича и его помощника арестовали, после чего подвергли жесточайшим пыткам. Поговаривали, что люди Мазепы выбивали из них признание о местонахождении спрятанных ими сокровищ. В середине лета 1708 года Кочубея казнили через отсечение головы. Вскоре царь велел своему любимчику возглавить казачье войско и привести его в район Стародуба. Это не состыковывалось с планами Ивана Степановича, и он притворился больным.

Меншикову удалось выяснить, что болезнь гетмана — сплошная фикция. Когда обман был раскрыт, Мазепа бежал к Карлу XII, который уже к тому времени пересек украинскую границу.

С конца XVII в.

Заимствование мифа польского сарматизма очевидно указывает, что украинская верхушка была склонна к достижению подобного общественно-политического положения, элита довольствовалась польская шляхта. Важно, что создание исторического мифа было естественным для того времени. Самийло Величко часто цитировал документы из выдуманного диариуша воображаемого писаря Богдана Хмельницкого.

История в то время «объявляет намъ всем, что въ свете памяти достойного до насъ происходило», а казацкие интеллектуалы придирчиво не относились к реальным историческим фактам. По хазарской терминологии Украина воспринималась как что-то отдельное от Московского государства. Древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Московским государством.

Тогдашняя Украина, как и Беларусь, в части исторических источников воспринималась как «часть древней Европейской Сарматии». Эти представления и идеи принадлежали к центрально-европейскому восприятию общественной жизни, которая в то время была достаточно светской. Поэтому хазарский миф противоречил этногенетической и религиозной легенде, созданной сторонниками малороссийской идеи, по которой восточные славяне были потомками шестого сына Иафета.

Кроме того, хазарский миф секуляризировал генеалогию казачества и разорвал религиозную связь между Гетманщиной и Москвой. Хазарский миф остался в истории попыткой интеллектуального обоснования самобытности Украины раннего нового времени. Этот миф был идеологической основой борьбы украинской элиты против Российской империи, которая по своеобразной логике развертывалась очень стремительно.

Знаковой особенностью украинской истории стало то, что ранненациональный украинский миф строился в те времена, когда принято было замалчивать гетманство Мазепы, а историческая память новой украинской нации видит в нем определяющую фигуру национальной памяти. Чтобы иметь право оценивать поступок Ивана Мазепы в 1708 г. Это важно, поскольку тогдашняя христианская Европа четко поделилась на Западную, Центральную и Восточную.

В каждом из этих регионов господствовала определенная политическая культура, которая позволяла делать людям определенные поступки или выносила их за пределы здравого смысла. Например, в таких странах Центральной Европы, как Речь Посполитая, Ливония, Молдова, Украина-Гетманщина, люди, которые имели власть, думали, разговаривали и действовали в пределах «вольностей». В Восточной Европе — тогдашней России, со времен Петра I высшие представители власти представляли политику «общей пользы» — «всеобщего блага».

Реформы Петра I были в значительной степени навязыванием «общей пользы» как русским, так и украинцам. Это не нравилось как первым, так и вторым, и они сопротивлялись власти, в том числе и при помощи оружия. Однако выступление Мазепы против Петра восприняли как измену Российскому государству.

Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба. Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка. Но очень скоро подмечает, что тот имеет государственное мышление, и назначает его на должность главного есаула.

По уму и уровню стратегического мышления Мазепа превосходит своего патрона, но тщательно это скрывает и ждёт своего момента. После неудачной военной кампании против крымского ханства Голицын обвиняет в её провале Самойловича. А тут ещё донос на него: злоупотребляет служебным положением, присвоил войсковую казну. Челобитную подписали несколько человек из гетьманской старшины, в числе подписавшихся — Иван Мазепа. Самойлович, служивший царю исправно целых 15 лет, сослан в Сибирь, а его сын казнён. Хотя в доносе на гетьмана правда частично была — о злоупотреблениях, но и только. Смена патрона.

Мазепа — обладатель вожделенной булавы Царевна Софья отдала Мазепе должность Самойловича. Мазепе удаётся найти подход к любимцу царевны. Щедрые подарки князю Голицыну и казацкой старшине сделали своё дело — гетьманская булава оказалась в руках Мазепы. Измена царевне Софье и её фавориту Голицыну. Кульбит к ногам 17-летнего Петра Мазепа впервые встретился с Петром I в 1689 году и с самого начала был обласкан молодым русским царём. Он сбегает в Троице-Сергиеву лавру. На его сторону переходят не только патриарх, но и бояре, а также служилые люди.

Прежде всех спрашивали ахтырского полковника Осипова. Он был только передатчик того, что сообщили ему, и не мог сказать ничего важного и нового по самому делу. Затем, приступили к Кочубею, и тот подал на письме 33 статьи 338 доноса о разных признаках, обличавших, как думал доноситель, гетмана Мазепу в измене: 1 В 1706 году в Минске говорил ему гетман наедине, что княгиня Дольская, мать Вишневецких, родственница Станислава Лещинского, уверяла его, что король Станислав желает сделать Мазепу князем черниговским и даровать запорожскому войску желанную волю. И мы с Чуйкевичем на другой после того день порешили обвенчать наших детей поскорее. Никто не знает, где огонь кроется и тлеет, а все узнают тогда, когда вспыхнет пожар: только тот пожар не скоро угаснет». Мазепа в Киеве веселился, гулял с музыкой, вместе с полковниками, и всех заохочивал к веселости, а на другой день послан был казак с гетманскими письмами ко ксендзу Заленскому. С какой бы стати ему сноситься письменно с этим ксендзом, если бы у него не было злого намерения? Вероятно, это он сделал, услыхавши, что за Кикиным хочет приехать в Батурин сам государь, и Мазепа намеревался обороняться и отстреливаться от государя. Видно, это он делал для того, чтоб со временем иметь татар для своей услуги. И другого человека, по прозванию Быевского, посылал Мазепа в Крым и к белгородским татарам, но неизвестно зачем.

Ему на это сказали: «Не дай Бог, чтобы мы этого желали». Тогда он повторил: «Если между вами есть кто-нибудь такой, кто бы мог отчизну свою спасать, я тому уступлю; если вы на мне хотите оставить эту тягость, то извольте меня слушать и смотреть на мое руководительство: я уже пробовал ханской дружбы; был расположен ко мне бывший хан Казын-Гирей; но его отставили; а теперешний сначала было дружелюбно отвечал мне на мои письма, но потом посылал я в Крым своего посыльщика, да не получал уже никакой надежды оттуда: кажется, надобно дело наше начинать с другого бока и придется, уговорившись и постановивши свое намерение, браться за сабли». Из всех городов и сел люди уходят на правую сторону, и мать гетмана, умершая игуменья, перевела много людей в основанные ею на другой стороне Днепра слободы; от этого люди на левой стороне Днепра принуждены, с большим против прежнего отягощением, кормить конные и пехотные полки и думают также уходить на Заднепровье. Люди говорят, что так делается с той целью, чтобы города не в силах были защищаться. Тот же Русинович рассказывал, что польский коронный гетман Синявский поручил ему сказать Мазепе, что государь не удержится против шведов, и казаки, если с ним будут заодно, погибнут, а если будут за поляками, то останутся в целости при своих вольностях. Вижу, государь оскорбил Польшу, но и Украину он очень обременил; сам я не знаю, что делать с собой; если до чего придется, не в силах буду удержать казаков, когда они захотят куда-нибудь склониться"». Тот же Русинович говорил, что приезжал в Киев для размена денег мещанин львовский Гордон, шведский партизан, и Мазепа велел ему выдать из войсковой казны в размен 20000 р. Он же, Русинович, говорил, что все ляхи любят гетмана Мазепу, и когда в Люблине был выбор короля, то Синявский и другие паны подавали свои голоса, вероятно, с надеждой, что Мазепа пособит деньгами Речи Посполитой. Наконец, передавшийся на шведскую сторону пан Яблоновский часто говаривал: «Мы надеемся на Украину, потому что там есть шляхта, наша братья». Было бы довольно с него десяти городов гадяцкого полка, с которых идут ему все доходы, кроме того, у него во власти есть волости и села значительные, а он берет себе доходы с порукавичных и арендовых с большим умножением, и оттого арендаторы стали продавать дороже горилку.

Прежде, бывало, полковников избирали вольными голосами, а теперь гетман за полковничьи места берет взятки. Умер киевский полковник Солонина, оставивши внуков и племянников. Гетман отобрал у них села и отдал своей матери, и после смерти генерального обозного Борковского Мазепа отнял у жены его и у малолетних детей имение и присвоил себе. Дума эта, по указанию Кочубея, была доводом непостоянства гетмана в верности царю. Из этих пунктов ясно можно видеть, что Кочубей явился без всяких юридических улик, и донос его беспристрастным людям не мог показаться нимало основательным. Неудивительно, если после таких показаний Кочубей и его товарищ были взяты под стражу, а 21 апреля приведены к пытке. Искре сделали допрос: не был ли донос по наущению неприятеля? Искра показал, что неприятельского наущения не было, и он за гетманом никакой измены не знает, а подущал его подавать донос Кочубей в течение двух лет, и когда Искра уговаривал Кочубея отстать от своего намерения, то Кочубей отвечал, что готов умереть, лишь бы обличить Мазепу. Искре дали 10 ударов кнутом. Потом приведен был к пытке Кочубей и, не дожидаясь мук, сказал: «Я на гетмана написал донос, затеяв ложь по злобе, надеясь, что мне поверят без дальнего розыска; и на всех особ, о которых писал в доношении, писал ложно».

Ему дано было 5 ударов кнутом. Искру еще раз подвергли пытке и дали 8 ударов. Он еще раз показал, что не знает за гетманом ничего, кроме верности царю. Допрашивали сотника Кованька с пыткой два раза; на него Кочубей в своем доносе ссылался как на свидетеля относительно речей ксендза Заленского. Кованько показал, что Кочубей научил его, обнадеживая милостью государя, а сам он, Кованько, ничего не знает об измене гетмана. Тут Кочубей рассказал о том, что Мазепа, после неудачного сватовства на его дочери, похитил ее ночью тайно, а потом возвратил ее родителям с Григорием Анненковым, приказавши передать Кочубею такие слова: «Не только дщерь твою силой может взять гетман, но и жену твою отнять может». После того прельщал Мазепа дочь Кочубея письмами и чародейским действием довел ее до исступления: «Еже дщери моей возбеситися и бегати, на отца и мать плевати». Кочубей представил пук любовных писем Мазепы к Матрене. Поп Святайло, писавший донос и теперь подвергнутый пытке, показал, что действовал по приказанию Кочубея, а сам ничего не знает за Мазепой. Тогда Кочубея опять подвергли пытке и допрашивали: не было ли к нему какой-нибудь подсылки от шведов, поляков партии Лещинского, запорожцев или крымских татар?

Ему дано было три удара кнутом; Кочубей показал, что ни о чем не знает, ни с кем у него не было совета и все против Мазепы он затеял по своей злобе. Искре на пытке дали 6 ударов, допрашивая о том же; Искра по-прежнему показал, что ни от кого, кроме Кочубея, не слыхал дурного о Мазепе. С такими же вопросами пытали снова Святайла и Кованька; первому дали 20, последнему 14 ударов. Осталось переходившее из уст в уста предание, что когда сотник и поп, испытавши пытку, лежали на полу под рогожами, сотник сказал попу: «Что, отче, сладок московский кнут, не купить ли его домой женам на гостинец? Святайло отвечал: «О, чтоб тебя, Петр... Кочубей описал все имевшиеся у него деньги, долги, числившиеся на разных лицах, лошадей и скот в своих имениях. Государь приказал Кочубея и Искру препроводить к Мазепе и казнить обоих смертью перед всем запорожским войском, попа Святайло и присыланного прежде от Кочубея с доносом монаха запереть в Соловецкий монастырь, а сотника Кованька, писарей и служителей Кочубея и Искры отправить в Архангельск и поверстать в солдаты. Путь их лежал водой от Смоленска по Днепру. Преступники были скованы. Вельяминов-Зернов прибавил к этому присланному от Мазепы отряду еще солдат, взявши их у киевского воеводы, и повез осужденных в гетманский обоз.

Кочубея снова подвергли допросу об его имуществе, и он к прежним показаниям прибавил еще известие о нескольких ценных вещах, бывших у него. Тела их лежали напоказ народу, пока не окончилась обедня, а потом были положены в гробы и отвезены в Киев. Там похоронили их июля 17, во дворе Печерского монастыря, близ трапезной церкви. Жена Кочубея еще раньше, когда Кочубей был в Витебске, была взята посланцем Мазепы гадячским полковником Трощинским, вместе с детьми и невесткой, женой сына ее Василия, в Диканьке, и привезена в Батурин в старый двор своего мужа, а невестку, по приказанию Мазепы, отпустили к ее родителям, у которых в то время находился и муж ее. Жену Кочубея несколько времени держали под строгим караулом; после казни мужа она была отпущена. Петр был глубоко убежден в верности к себе Мазепы и думал, конечно, что совершил строгое, но вполне справедливое дело, предавши казни доносчиков, покушавшихся оклеветать перед царем его верного и испытанного слугу. Прошло лето; приближалась осень. По этому слуху, Петр дал распоряжение, чтобы гетман шел к великороссийскому войску на соединение, а казацкая конница преследовала неприятеля сзади и нападала на его обоз. Самого гетмана царь желал видеть начальником этой конницы во время ее военных действий. Мазепа хотел уклониться от такого поручения и, в письме своем к государю, жаловался «на подагричные и хирагричные припадки»; страшные боли мешают ему ехать верхом.

Но Мазепа, сверх того, написал царю такое соображение: «Если я особой моей гетманской, оставя Украину, удалюсь, то вельми опасаюсь, дабы по сие время внутреннее между здешним непостоянным и малодушным народом не произошло возмущение». Мазепа давал царю такой отзыв о всем малороссийском народе: «Я у здешних не только мало, но и никого так верного не имею, который бы сердцем и душой, вернее и радетельнее вашему царскому величеству по сей случай служил». Это было сказано в такт с тогдашними воззрениями Петра, который и сам опасался, чтобы прокламации Карла XII, расходясь по Малороссии, не возволновали там умов. В октябре Карл уже подходил к пределам Малороссии; Шереметев и Меншиков с русским войском находились близ Стародуба, готовые встречать идущего в Малороссию неприятеля. Сам Петр, после победы под Лесным, готовился лично идти к своей армии. Головкин, по царскому приказанию, торопил гетмана письмами, побуждая идти к Стародубу со своими казаками на соединение с царскими силами. Мазепа еще раз хотел отделаться «хирагричной и головной болезнью и многодельствием», а более всего указывал на опасность беспокойств в Малороссии. Из Лубен пишут, что там гуляки, напившись насильно взятым вином, убили до смерти арендатора и старшину чуть не убили. Стародубский полковник пишет, что в Стародубе сапожники и портные и весь черный народ напали на дом тамошнего войта с дубьем, отбили погреб, забрали закопанные в земле вина и в иных дворах побрали бочки с вином и, перепившись, побили до смерти пятьдесят жидов. В Мглине сотника до смерти приколотили и три дня в тюрьме держали: если бы товарищи, казаки его сотни, не освободили его, то он бы жив не остался; арендаторов хотели перебить, да они в лес ушли.

В Черниговском полку сын генерального есаула насилу ушел от своевольников ночью со своим имуществом... В Гадяче гуляки и пьяницы учинили нападение на мой замок и хотели убить моего управителя и разграбить мои пожитки, но мещане не допустили. Отовсюду пишет ко мне городовая старшина и просит помощи против бунтовщиков. По берегу Днепра снуют шайки, одна в 800, другая человек в 1000, — все это русские люди, а главное, донцы. Над одной шайкой атаманом Перебий Нос, а над другой Молодец. Бродяги как вода плывут к ним отовсюду, и если я с войском удалюсь в Стародубский полк, то надобно опасаться, чтоб эти негодяи не сделали нечаянно нападения на города. Да и со стороны Сечи нельзя сказать, чтоб было безопасно. По этой-то причине полковники и старшина полковая с сотниками не желают похода к Стародубу и хоть явно мне в глаза не противятся монаршему указу, но заочно ропщут на меня, что я веду их в Стародубовщину, на крайнюю погибель их жен, детей и достояний. Если и теперь, когда я внутри Украины с войском, бродяги и чернь затевают бунты, то что ж тогда, когда я с войском удалюсь? Начнут честных и богатых людей и пожитки их грабить.

Будет ли это полезно интересам его царского величества? Мазепе надобно было на что-нибудь решаться: или, оставаясь верным царю, примкнуть к великороссийскому войску, или перейти на сторону шведского короля. В Малороссии относительно измены были несколько другие понятия от тех, какие образовались впоследствии, когда эта страна теснее примкнула к России. Край присоединился сравнительно еще недавно, малороссияне еще не привыкли считать Великороссию таким же отечеством, как и свою Малороссию. Простой народ — поспольство, правда, примыкал к монархической власти, но это потому, что надеялся в ней найти опору против старшины и вообще значного казачества. При господстве в народе старого стремления всем поступать в казачество чувствовалось в монархической власти уравнивающее всех начало; оттого всегда, как только в Малороссии старшины начинали помышлять что-нибудь вразрез с монархической властью, можно было надеяться, что поспольство станет на сторону последней. У всех значных укоренился такой взгляд, что малороссийский народ сам по себе, а московский тоже сам по себе, и при всяких обстоятельствах малорусс должен идти туда, где ему лучше, хотя бы оттого «москалю» было и хуже. Уже давно существовала боязнь, что рано или поздно Москва искоренит казачество, нарушит все так называемые малороссийские права и вольности и постарается уравнить Малороссию со своими великорусскими областями. Железная рука Петра уже начиналась чувствоваться в Малороссии, хотя преобразовательные намерения государя явно не налегали на этот край. Вопрос о том, что именно побудило Мазепу перейти на сторону Карла, много раз был предметом исследования историков, и в наше время образовалась мысль, что переход Мазепы произошел внезапно, в силу такого положения, в котором гетману приходилось выбирать то или другое.

Если и прежде, в порывах негодования к Москве, бродила в его голове, как и в головах старшин, мысль о союзе с Карлом, то мысль эта едва ли бы осуществилась, когда бы сам Карл, своим движением в Малороссию, не дал ей хода. До сих пор Мазепа отделывался от требований русского правительства своими «хирагрическими и подагрическими» припадками, но дальше отвертываться нельзя было, особенно после того, когда, вслед за сообщенным гетману решением консилиума, Меншиков написал ему, что нуждается с ним видеться для совещаний. Мазепа пригласил на совет обозного Ломиковского, генерального писаря Орлика и других старшин и полковников и спрашивал, что ему делать. Мы уже сколько раз просили тебя: посылай к Карлу, а ты все медлил и словно спал; теперь — вот войска великороссийские вошли в Украину на всенародное разорение и кровопролитие, и шведы уже под носом. Неведомо, для чего медлишь». Черт вас побери! Тогда Мазепа поручил Орлику написать по-латыни инструкцию посольства к шведскому министру графу Пиперу. Мазепа в этой инструкции изъявлял радость о прибытии Карла XII к Украине, просил помощи и освобождения всего малороссийского народа от тяжкого московского ига и обещал для шведского войска приготовить паромы на Десне, у Макошинской пристани. Эту инструкцию повез, по приказанию Мазепы, управитель его Шептаковской волости Быстрицкий, свойственник Мазепы, отправившись в шведскую армию вместе с пленным шведом, посланным при нем в качестве переводчика.

Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности

Мазепа предательство петра кратко Долгое время Мазепа служил Петру I, был его близким соратником.
Мазепа, Иван Степанович Выйдя из Первой мировой войны главным ее бенефициаром, во втором десятилетии XX века Соединённые Штаты Америки пережили невиданный экономический бум.
Почему Мазепа предал Петра I? - Русская семерка Когда началось правление молодого Петра I, Мазепа быстро завоевал его доверие дельными советами в отношении Польши.

Почему Мазепа предал русских и Петра

Россия, Саксония и Дания, изрядно пострадавшие от «шведского хулигана», составили союз, начавший Северную войну. Конечно, у каждого из союзников были свои интересы. Дания пыталась усмирить протестантов, которых поддерживал Карл. Саксонский курфюрст Август Сильный был одновременно и королем Польским и намеревался вернуть себе Прибалтику, занятую шведами, а Петр I — утраченные в годы смуты Новгородские земли.

Однако Швецию поддержали Голландия и Англия. Сам Карл в какой-то момент бросил валять дурака, прекратил пьянство, мобилизовал армию и отправился воевать. Сначала он разгромил русскую армию под Нарвой, потом отправился в Польшу.

Там война была более продолжительной, через несколько лет Карл отобрал польскую корону у Августа. Следующей жертвой должна была стать Россия, которая готовилась к обороне. Петр велел вывезти из Москвы сокровища Кремля и строить по всей западной границе понятно, что она тогда была условной земляные укрепления.

При этом гетман Мазепа, к которому Петр благоволил, совершил предательство - еще до начала Полтавской битвы.

И стремились использовать любую благоприятную возможность для приобретения полной независимости. Здесь можно вспомнить первого гетмана, решившего принять российское подданство — Богдана Хмельницкого. Но ведь, наряду с этим, Хмельницкий успел присягнуть также и турецкому султану, а кроме того писал письма с обещанием поддаться шведскому королю. В пьяном виде Хмельницкий недаром такую фамилию носил! Только смерть предотвратила его сепаратное соглашение со шведским королём.

Его преемник Иван Выговский переметнулся обратно к полякам. Сын Богдана Юрий Хмельницкий присягнул Москве и снова перешёл к полякам. И так далее. Мазепа явно был искренен, когда говорил своим приближённым, что примет сторону Карла XII, только если увидит неспособность Петра оборонить не только Украину, но и саму Москву. По оценке Мазепы, такой момент настал как раз в 1708 году, когда шведская армия шла на Москву.

Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны. Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс. По мнению одних современных исследователей, это была заранее оговорённая взятка за должность, по словам других — просто дань признательности. Под властью Петра После перехода власти в России в руки Петра I Иван Мазепа вновь изменил своим прежним благодетелям, обвинив Голицына в вымогательстве и давлении на гетмана. Воспользовавшись антипатией молодого царя к сестре Софье и её окружению, Мазепа, представившись жертвой коррупции и произвола, вошёл в доверие к новому государю. Когда тот назначался гетманом, будущий император его даже не знал. В то же самое время после знакомства он проявил себя, по мнению царя, с хорошей стороны», — отметил в интервью RT доктор исторических наук профессор СПбГУ Павел Кротов. Вскоре после воцарения Петра в Малороссии поднялось восстание под руководством популярного среди местного несостоятельного населения представителя казацкой старшины Петра Иваненко Петрика , продвигавшего идею отделения от России. Не получив поддержки со стороны казаков, Петрик привёл в Малороссию татар и попытался опереться на бедняков. Мазепа Иваненко изгнал, а в 1696 году и вовсе выступил организатором его убийства. Также гетман проявил себя как послушный исполнитель в ходе Азовских походов Петра. Также по теме «Это историческое преступление»: почему Киев собирается «запретить» полководца Александра Суворова Министерство обороны Украины предложило запретить «использование имени Александра Суворова» и «пропаганду» его подвигов. По данным... При этом гетман постоянно жаловался царю на сечевиков, обвинял их в склонности к измене и ходатайствовал о том, чтобы их направляли на самые опасные участки и тяжёлые работы. Благодаря доверию Петра Мазепа стал одним из богатейших людей Российской империи. В его личном владении находились около 100 тыс. Гетман стремился максимально ограничить права крестьян, продлить барщину и увеличить подати, но при этом добивался царских преференций для своего ближайшего окружения. Те казацкие должности, которые ранее были выборными, стали наследуемыми. Гетман активно содействовал торговле алкоголем и табаком, также приносившей ему немалый доход. Однако Пётр сумел сделать выводы из первых неудач и через некоторое время перешёл в наступление. В конце 1703 года Россия уже взяла под свой контроль большую часть Ингерманландии, а в 1704-м войска Петра взяли Дерпт и Нарву. Когда российской армии в 1706 году удалось одержать победу в Битве при Калише, шведы отнеслись к этому философски: у Петра к тому моменту практически не оставалось союзников, так как Саксония капитулировала перед Карлом.

В этом соглашении был пункт 4, суть которого состояла в признании нейтралитета Запорожья и казаков Малороссии: «Запорожских козаков во истину и в правду сердцем Христианским от подданства своего и от присяги освобождают и отпущают, никакова над ними отмщения не творя и не требуя, и в оборону свою принимать и до места и до городов, там будучих вступатись вечными времены не будут и не велят; а взаимно и Великие Государи, Их Царское Величество, тех козаков за Днепром будущих, Его Королевскому Величеству належащих в Немирове и в Поволочи и около Белой Церкви живущих в оборону свою принимать и до мест и до городов, там будучих, вступатися в вечныя ж времена не будут и не велят». Между тем гетман Мазепа, возглавлявший казаков в течение 20 лет, переметнулся на сторону шведского короля. Петр, узнав о предательстве Мазепы, был вне себя и велел Александру Меншикову расправиться с предателем. Русское войско в октябре 1708 года осадило Батурин ставку гетмана , Мазепа бежал и попал в лагерь Карла. Меншиков сжег Батурин дотла и уничтожил, по разным источникам, от 9 до 15 тысяч человек. В апреле 1709 года шведы осадили Полтаву. В случае взятия города создавалась угроза Воронежу — ключевой базе снабжения и формирования русской армии. В конце мая под Полтаву прибыл с главными силами Петр. Шведам оставалось только принять бой: впереди у них был город, позади — русская армия. Впрочем, Карл и сам давно стремился дать «генеральную баталию». Петр и его генералы исключительно грамотно построили земляные укрепления.

Иван Степанович Мазепа

Известно же, что по указанию Петра I «Гетмана Ивашку Мазепу за такое его богомерзкое дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно». Петр не верил доносам, доносчиков наказывал, а дружба с Мазепой только крепла. Трагизм ситуации с предательством Мазепы Петра I заключается в том, что он служил царю верой и правдой долгих 20 лет, а тот верил Мазепе как себе, но мыслили они по-разному: Пётр в масштабах огромного государства, а Мазепа – местными малороссийскими категориями. Долгое время Мазепа служил Петру I, был его близким соратником.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий