Самозанятость в России появилась относительно недавно, и не всем понятно, что реально дает этот статус, какие у него плюсы и минусы и стоит ли становиться самозанятым. Самозанятый — это налоговый режим, благодаря которому вы можете стать прямым партнёром , платить меньше налога и получать справки о доходах онлайн. В этой статье ответим на главные вопросы о самозанятости в 2024 году: кто может получить такой статус, каковы преимущества и недостатки, как платить налог самозанятому.
Как стать самозанятым
Режим самозанятости позволяет работать законно и при этом существенно сэкономить. Перед тем как приступить к регистрации надо изучить преимущества и недостатки самозанятых. Как положительные, на первый взгляд, изменения для самозанятых влияют на плательщиков НПД? Можно ли считать эксперимент с самозанятыми успешным, или его свернут? | fcbg. Рассказываем, о плюсах и минусах самозанятости в 2024 году.
Кто такие самозанятые
- Читайте также на Дроме
- Плюсы и минусы самозанятости: продолжать бояться или выйти из тени
- Что изменилось в работе с самозанятыми
- Преимущества для самозанятых
- Что именно Минтруд будет считать подозрительным в работе с самозанятыми?
- Налог для самозанятых: плюсы и минусы | ФНС России | 03 Республика Бурятия
Как оформить самозанятость в 2023 году и зачем это нужно
Зачем самозанятым добровольно "лезть в петлю" и начать платить налоги — разбиралось ИА AmurMedia. 2 Какие недостатки есть у самозанятости. Самозанятость можно совмещать с основной работой: например, работаете в охране посменно и продаете резные деревянные тарелки как самозанятый.
Можно, если осторожно: шесть причин, почему бизнес опасается работать с самозанятыми
Эксперт рассказала о минусах самозанятости для россиян Эксперт НИФИ Минфина Дайнеко назвала россиянам три минуса самозанятости Источник фото: Фото редакции Эксперт рассказала о минусах самозанятости для россиян 09:35 08. Первым минусом самозанятости, по мнению эксперта, является невозможность формирования страхового стажа для будущей пенсии и пенсионных баллов. В случае, если самозанятость является единственным источником дохода, россиянам самостоятельно придется заботиться о формировании будущей страховой пенсии.
Яковлева подчеркивает, что работники, выбирая статус самозанятого, взвешивают последствия и принимают решение, несмотря на возможные риски. Она также отмечает, что компании, использующие самозанятых, часто предоставляют им более высокую оплату по сравнению с сотрудниками по трудовому договору.
Какие минусы Легализация дополнительных доходов через самозанятость может быть наилучшим вариантом для тех, кто желает совмещать этот статус с основной занятостью. Однако для тех, кто полностью обеспечивает себя за счет самозанятости, существует ряд значительных ограничений: во-первых, самозанятые лица имеют право только на бесплатную медицинскую помощь по полису ОМС. В связи с этим, отпуск по болезни и льготы по декрету для них недоступны; во-вторых, для накопления стажа и баллов для будущей пенсии, самозанятые должны самостоятельно отчислять взносы в Социальный фонд России. Неуплата взносов влечет потерю лет трудового стажа; в-третьих, самозанятые не имеют права на вычеты за лечение, покупку недвижимости и образование.
Банки также не всегда благосклонны к предоставлению кредитов этой категории граждан из-за воспринимаемой нестабильности доходов, несмотря на их легальный статус. Также следует отметить, что работодатели, нанимающие самозанятых, заключают с ними не трудовой договор, а договор гражданско-правового характера. Это приводит к тому, что взаимоотношения между сторонами регулируются не трудовым, а гражданским законодательством.
Уверен, что вся необходимая информация у налоговой уже есть. Она лишь хочет начать её открыто использовать. Но есть такой момент. В 90-х и начале нулевых все скрывали доходы, не платили налоги.
Потом людям дали возможность платить столько, сколько каждый может себе позволить. Люди поверили, открыли доходы, а в итоге пришлось заплатить гораздо больше предполагаемого. Не исключаю, что новая реформа может обернуться тем же и небольшой налог окажется лишь верхушкой айсберга. Что касается наличного расчёта, могу сказать, что многим клиентам комфортнее расплачиваться путём перевода денег на карту, а не наличными. И эта тенденция только набирает обороты. Мне, конечно, удобнее получать деньги наличными. Я говорю об этом клиентам, но не все входят в моё положение.
Однако я надеюсь, что со временем люди будут более лояльны в этом вопросе и большинство из них смогут рассчитываться именно наличными. Моё отношение к предложениям ФНС нормальное, налог для самозанятых кажется мне справедливой вещью. Считаю, что все должны платить налоги. Я, конечно, тоже буду добровольно платить, так как не хочу проблем с налоговой. Единственное, что смущает, это процентная ставка. Что касается слежки за счетами… Насколько я знаю, с июля этого года налоговая уже имеет представление о всех переводах по банковским картам. Я нормально к этому отношусь, потому что на сегодняшний день, мне кажется, других вариантов вычислить самозанятых и малых предпринимателей невозможно.
Переходить в связи со всеми этими новостями исключительно на наличный расчёт я не планирую. Сейчас рассматриваю возможность открытия ИП. Или продолжу работать в качестве самозанятого по предложенной ФНС схеме. Самозанятые и фрилансеры — это не одно и то же. Наряду новостями о повышении пенсионного возраста новости о налоге для самозанятых этим летом были в топе самых просматриваемых. Даже санкции и скачки курса рубля вызывали меньший интерес.
Фотография не понадобится; При успешной регистрации с этого же дня вы станете плательщиком НПД. Для онлайн-регистрации: Зайти в мобильное приложение банка или на его сайт и найти сервис для регистрации самозанятых; В сервисе заполнить предложенную форму и подождать, когда банк пришлет уведомление об изменении статуса. Налоговая может проверять информацию до шести дней — отсчет стартует со следующего дня после подачи заявления. Обычно все происходит почти мгновенно. При явных ошибках и противоречиях отказ приходит в день обращения. В таком случае налоговая присылает уведомление с объяснением причины. Оно поступает через личный кабинет самозанятого, приложение «Мой налог» или банк в зависимости от способа подачи заявления. При этом принимать оплаты и создавать чеки можно сразу. Как работать с личным кабинетом самозанятого Личный кабинет на сайте ФНС или в приложении совмещает налоговую инспекцию, кассовый аппарат для формирования чеков и обучающую платформу с ответами на множество вопросов о работе самозанятого. Также он позволяет увидеть всю статистику заработанную сумму, уплаченные налоги , а также получить справки о доходах и постановке на учет. Процесс выглядит так: 1. Получить деньги от заказчика наличными или безналом; 2. Зайти в личный кабинет на сайте ФНС или приложение «Мой налог» в раздел «Выручка» и добавить продажу; 3. В свободной форме обозначить, за что получена оплата — «Запуск рекламной кампании», «Экскурсия в Коломенское», «Написание текстов в блог» — и указать полученную сумму. Для работы с физлицами этого достаточно. Система запоминает их, каждый раз вводить данные не нужно; 4. Нажать «Выдать чек». Передать чек можно разными способами: Отправить по смс или через мессенджеры; Выслать на электронную почту; Дать считать QR-код на чеке; Распечатать и отдать на бумаге.
Плюсы и минусы самозанятости: продолжать бояться или выйти из тени
Региональная комиссия признает подозрительными регулярные выплаты самозанятым свыше 20 000 ₽. Как работают новые правила и как бизнесу избежать штрафов и попадания в реестр. Самозанятость – это экспериментальный налоговый режим, который появился в 2019 году в отдельных регионах, а позже распространился на всю территорию России. Зачем самозанятым добровольно "лезть в петлю" и начать платить налоги — разбиралось ИА AmurMedia. Наряду новостями о повышении пенсионного возраста новости о налоге для самозанятых этим летом были в топе самых просматриваемых.
5 минусов самозанятости
Это позволит открыто рекламировать свою деятельность, привлекать новых покупателей. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям удобнее взаимодействовать с самозанятыми, нежели работать с физическими лицами. Обычно за граждан нужно оплатить взносы, предоставлять НДФЛ. Когда ведется сотрудничество с самозанятыми, осуществлять вышеуказанные процедуры не нужно. Плательщик НПД самостоятельно предоставит все необходимые отчисления.
В чем подвох самозанятости? Недостатки применения НПД Изучая самозанятость, стоит учесть минусы режима. Они следующие: Отсутствует возможность нанимать сотрудников, заключая стандартные трудовые договора. Работать можно только на себя.
Если самозанятному необходимы услуги других лиц, придётся переходить на ведение деятельности в качестве предпринимателя или заключать гражданско-правовые соглашения. Отсутствует трудовой стаж. В результате копить пенсию придется самостоятельно. Если отсутствует достаточное количество пенсионных баллов, получать выплаты удастся только после достижения 70 лет, их размер будет минимальным.
Допустимо пополнение взносов в ПФР. Установлены ограничения на возможный доход. Если сумма превышена, размер налога значительно возрастет. Отсутствует пакет социальных гарантий и пособий.
Самозанятый не получает выплаты по беременности и родам, не может рассчитывать на оплачиваемый отпуск и больничный. Все вышеуказанные привилегии присутствуют у лиц, у которых заключен трудовой договор. Недопустимо совмещение НПД с другими налоговыми режимами. Обычно эта особенность роли не играет.
Она проявляется, если самозанятый хочет оформить ИП. Он должен будет отказаться от применения спецрежимов.
Каким образом самозанятый налогоплательщик будет проинформирован о необходимости уплаты налога? В период с 9-го по 12-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом налоговым органом автоматически формируется квитанция на уплату налога и направляется Вам в мобильное приложение «Мой налог» и в веб-кабинет «Мой налог». Если сумма исчисленного налога не превышает 100 рублей, этот налог будет включен в следующий налоговый период, пока размер налога не составит более 100 рублей. Налогоплательщик вправе уполномочить на уплату налога операторов электронных площадок и или кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами. В этом случае налоговый орган будет дополнительно направлять уведомление об уплате налога уполномоченному лицу. Кто такие «самозанятые» налогоплательщики налога на профессиональный доход? Федеральным законом от 27. В широком смысле — это форма занятости, при которой гражданин получает доход от его профессиональной деятельности, например, оказание услуг или работ, реализация произведенных им товаров, при осуществлении которых он не имеет работодателя и наемных работников.
Каким образом плательщик налога на профессиональный доход может получить справку о постановке на учет? Каков порядок снятия с налогового учета плательщика НПД в добровольном порядке? Для этого в мобильном приложении «Мой налог» необходимо в разделе «Прочее»-«Профиль» внизу нажать кнопку «Сняться с учета НПД», выбрать причину снятия с данного режима налогообложения и подтвердить свое решение. Датой снятия с учета в качестве плательщика НПД является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.
Если будут обнаружены нарушения, могут быть применены соответствующие меры ответственности, включая штрафы. И конечно, информацию о сотруднике необходимо будет отразить во всей сданной ранее отчётности в ФНС и СФР, что также повлечёт за собой неприятные последствия в виде штрафов и пени.
Как же правильно работать с самозанятыми? Нужно соблюдать важные правила. Первое: должен быть договор о том, что самозанятый оказывает вам услуги. Фактический результат этой услуги должен быть отражён в договоре. Например, не «ведение соцсетей», а «написание и публикация 10 постов в месяц, создание трёх рекламных роликов». Вариантов масса, но каждый договор с самозанятым должен отражать результат его работы.
Обязательно подписываем акт выполненных работ с самозанятым и после оплаты контролируем получение чека от него. Агентство Елены Шедис, безусловно, помогает в работе с самозанятыми.
Не получится уменьшить налогооблагаемую базу Если вы платите НПД, налог рассчитывается со всех доходов, на которые выписаны чеки. Это суперпросто, но есть нюансы — те самые, о которых говорилось в пункте про низкие налоговые ставки.
Во-первых, предприниматель на упрощёнке и патенте может уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов. Теоретически это имеет небольшое значение, ведь самозанятый их не отдаёт вовсе. Но если человек верит в государственную пенсию и перечисляет взносы добровольно, этот бонус может оказаться весомым. Например, если человек производит товар, в цене которого стоимость его работы составляет минимум.
Конечно, здесь нужно предварительно всё просчитывать для каждого конкретного случая. Допустим, мастерица шьёт шоперы — многоразовые экологичные сумки для покупок. Она оценивает свой товар в 500 рублей. Причём ткань и фурнитура обходятся в 350 рублей.
Если она продаёт шопер физлицу, то платит со сделки налог в 20 рублей, если юрлицу — 30 рублей. Если швея работает в основном с юрлицами, ей может быть выгоднее зарегистрировать ИП. Или нет, если партии у неё небольшие, потому что в уравнение ещё добавятся обязательные страховые взносы. Так что калькулятор в таких вопросах — лучший друг.
Предпринимателям юрлица доверяют больше, чем самозанятым В блоке о преимуществах мы говорили о том, что компаниям выгоднее работать с самозанятыми, чем с физлицами-нелегалами. Но выбирая между ИП и самозанятым физлицом, они предпочитают предпринимателей. И вот почему. ИП легко найти в едином реестре и убедиться, что у него есть этот статус.
Что человек самозанятый, на всём этапе сотрудничества проверить сложно. Поэтому есть риск, что придёт злая налоговая, обнаружит, что физлицо не имеет никакого статуса, и задастся вопросом, почему за него не платили налоги и страховые взносы.