Государственный академический Большой театр России представил премьеру оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка» в концертном исполнении. «Псковитянка» — первая опера Н. А. Римского-Корсакова — одно из значительных произведений русской оперной классики. В июле «Псковитянка» прозвучала под стенами Псковского Кремля на юбилейных торжествах, посвященных 1100-летию со дня основания города. На фотографии: Лариса Шевченко — Ольга (опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова. В июле Псковитянка прозвучала под стенами Псковского Кремля на юбилейных торжествах, посвященных 1100-летию со дня основания города.
Псковитянка
В Псковском Кремле в четверг вечером состоялась постановка оперы Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка", сообщает пресс-служба регионального правительства. Опера «Псковитянка» — первое произведение великого русского композитора Николая Римского-Корсакова по сюжету одноименной драмы Льва Мея. Опера «Псковитянка» 23 февраля 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа. это опера о женском подвиге, о решительности и самоотверженности даже в условиях женского бесправия. «Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. «Псковитянка» была первой оперой в Большом театре, поставленной под управлением Евгения Светланова в 1954 году. Первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакого "Псковитянка" спустя 135 лет вернулась на сцену, на которой ее впервые увидели зрители.
опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
На импровизированной сценической площадке «выросли» Приказная палата, походная часовня царя Ивана Грозного, часть крепостной стены. Удачное воплощение режиссерского замысла позволило органично вписать в сценическое действие не только естественные памятники Кремля, но и деревья, растущие на территории детинца, газоны — без ущерба для них. Мощные прожектора и современное звуковое оборудование придали происходящему дополнительный эффект. Специально для этого спектакля были изготовлены и некоторые сценические костюмы, часть из них постановщики взяли в коллекции Большого театра. Зрители размещались в импровизированном партере, который вместил около 4 тыс. Действие транслировалось на большой экран, установленный рядом со зрительным залом. Спектакль прошел при аншлаге. Зрители отмечали также грамотно организованную систему противопожарной безопасности и профессиональную работу милиции, МЧС, медиков.
Стасова, М.
Мусоргского, В. Никольского по одноименной драме Л. Действующие лица: царь Иван Васильевич Грозный бас , князь Юрий Иванович Токмаков, царский наместник и степенный посадник во Пскове бас , боярин Никита Матута тенор , князь Афанасий Вяземский бас , Бомелий, царский лекарь бас , Михаил Андреевич Туча, посадничий сын тенор , Юшко Велебин, гонец из Новгорода бас , княжна Ольга Юрьевна Токмакова сопрано , боярышня Степанида Матута, подруга Ольги сопрано , Власьевна, мамка меццо-сопрано , Перфильевна, мамка меццо-сопрано , голос сторожевого тенор. Тысяцкий, судья, псковские бояре, посадничьи сыновья, опричники, московские стрельцы, сенные девушки, народ. Время действия: 1570 год. Место действия: Псков; у Печёрского монастыря; у реки Медедни. Первое исполнение первой редакции: Петербург, 1 13 января 1873 года. Первое исполнение третьей окончательной редакции: Москва, 15 27 декабря 1898 года.
Когда он задумал ее - в 1868 году, ему было 24 года. О первых импульсах к сочинению оперы сам композитор так рассказывает в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Помню, как, сидя однажды у себя в квартире брата , я получил его записку с назначением дня отьезда в деревню в Кашинский уезд Тверской губернии. Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси, мгновенно возбудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к ее истории вообще и к «Псковитянке» в частности и как под впечатлением этих ощущений я присел к роялю и тотчас же сымпровизировал тему хора встречи царя Ивана с псковским народом среди сочинения «Антара» я уже подумывал в то вpемя и об опере ». Примечателен факт, что «Псковитянка» сочинялась Римским-Корсаковым в то же самое время, когда Мусоргский, будучи в близких отношениях с Римским-Корсаковым, сочинял своего «Бориса Годунова». А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению...
В эту осень и зиму мы много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину «Под Кромами». Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку»». Плоды дружбы этих двух великих композиторов хорошо известны - Мусоргский содействовал в создании либретто «Псковитянки», Римский-Корсаков - в продвижении «Бориса Годунова» на оперную сцену. Но, как оказалось, это стало лишь первой ее редакцией. Композитор многим остался неудовлетворен, и потребовалось еще пять лет, чтобы сделать вторую редакцию оперы. Но и она не принесла желаемого удовлетворения и не была поставлена на сцене; лишь отдельные ее номера были исполнены под фортепиано в кругу друзей композитора, которые, несмотря на собственное деятельное участие в этом исполнении — Мусоргский, например, спел партию боярина Шелоги - довольно сдержанно отнеслись к ней. И лишь третья редакция 1892 — в ней опера ставится по сей день — принесла композитору удовлетворение.
Но даже при этом он не перестал обдумывать весь план драмы. Так, уже в 1898 году он окончательно вычленяет из «Псковитянки» сюжетную линию, связанную с боярыней Верой Шелогой, и создает одноактную оперу «Вера Шелога», являющуюся теперь прологом к «Псковитянке». Увертюра Опера начинается с оркестровой увертюры, в которой намечен основной конфликт оперы. Сумрачно, настороженно звучит тема царя Ивана Грозного. Прогневали царя Ивана люди псковские, ждать им теперь грозы. Этой первой теме противостоит порывистая волевая мелодия песни Тучи. Стремительный поток прерывается широкой, как народная песня, темой Ольги. В конце концов в борьбе этих образов побеждает тема царя.
Действие первое. Картина первая Псков. Сад князя Юрия Токмакова, наместника царя в Пскове; направо боярские хоромы; налево - щелястый забор в соседний сад. На первом плане густoe дерево черемухи. Под ним стол и две скамьи. Вдали видны Кремль и часть Пскова. Оживленное, радостное настроение. Здесь резвятся девушки - они играют в горелки.
Две мамки - Власьевна и Перфильевна - сидят за столом и ведут между собой разговор. На скамейке по другую сторону сада, не принимая участия в игре, сидит Ольга, дочь князя Юрия Токмакова. Среди веселящихся девушек Стеша, подруга Ольги. Вскоре она предлагает кончить играть в горелки и отправиться собирать малину. Все соглашаются и уходят; Стеша увлекает за собой Ольгу. Мамки остаются одни и беседуют; Перфильевна передает Власьевне слух о том, что Ольга-де не дочь князю - «повыше подымай». Власьевна не любит пустых разговоров и считает эту тему глупой. Другое дело - новости из Новгорода.
Она рассказывает, что «царь Иван Васильевич на Новгород прогневаться изволил, пришел со всей опричниной». Он безжалостно карает виновных: по городу стон стоит, а на площади за день три тысячи народу казнено было. Их разговор происходит на фоне хора девушек, который звучит за сценой. Девушки возвращаются с ягодами. Они просят Власьевну рассказать сказку. Та долго упирается, но в конце концов соглашается рассказать про царевну Ладу. Пока уговаривали Власьевну, Стеша успела шепнуть Ольге, что Туча, возлюбленный Ольги, сказал, что придет сегодня попозже и весть подаст Ольге. Та счастлива.
Власьевна начинает сказку «Начинаетcя сказка приговором да присказкой». Вдруг за соседним забором раздается резкий свист. Это Михаил Михайло Туча, возлюбленный Ольги, пришел. Власьевна испугалась громкого свиста и ругает Тучу. Девушки уходят в дом. Михаил Туча поет сначала за забором, потом забравшись на него чудесную протяжную песню Раскукуйся ты, кукушечка». На дворе становится совсем темно; из-за Кремля выплывает месяц. На звуки песни в сад выходит Ольга; она быстро идет по дорожке навстречу Туче; он же идет к ней.
Звучит их любовный дуэт. Но оба они понимают, что Ольга не может принадлежать Туче - она просватана за другого, боярина Матуту. Они обдумывают разные варианты, как решить эту проблему: уехать ли ему, Туче, в Сибирь, чтобы там разбогатеть и тогда по праву соперничать с Матутой этот вариант Ольга отвергает - она не хочет расставаться со своим возлюбленным , пасть ли Ольге в ноги отцу и признаться ему в любви к Михайло Туче и, быть может, даже сознаться в том, что тайно приходила к нему на свидание? Что делать? Их дуэт кончается страстным объяснением друг другу в любви. На крыльце дома появляются князь Юрий Токмаков и боярин Матута; они как бы продолжают разговор, начатый еще в доме. Испуганная их появлением, Ольга отправляет Тучу прочь, а сама прячется в кустах. Князь и боярин спускаются в сад.
У князя есть что сказать Матуте, и он намеревается это сделать в саду. Князь Токмаков его успокаивает и удивляется, кем это Матута напуган. Матута опасается неожиданного прихода царя в Псков. Но князя другая дума заботит. Далее он говорит о том, что Ольга на самом деле его приемная дочь. Здесь предполагается знание слушателем содержания оперы « Вера Шелога », являющейся прологом к «Псковитянке».
Кроме того, состоятся фестивали, реконструкции, Международная научно-практическая конференция Ганзейских городов, ярмарка ремесленников и многое другое. Сейчас продолжается регистрация делегаций. За два месяца до окончания приёма заявок о своём участии заявили 52 города из семи стран. Надежда Прыгина.
Чего стоит, например, появление Ивана Грозного на псковской соборной площади: пышность, золото, всеобщая суета, царь влетает, проносится к церковной паперти, вдруг резко оборачивается к толпе и застывает в живописной хищной позе. Немая сцена. Взрыв аплодисментов. Занавес падает, потом взлетает вновь — царь на том же месте. Одним словом, новая-старая «Псковитянка» не просто отчаянно живописна, а канонически живописна: псковские дали прописаны во всех деталях и синеют почище чем у Левитана, псковский кремль застроен древними белокаменными церквями по всем правилам художественной перспективы. Псковские бояре в расшитых кафтанах как один дородны и рассудительны, девушки в сарафанах всех цветов радуги кокетничают в приторной оперной манере. Иван Грозный, как ему и положено, передвигается на ястребино-орлиный манер ноги полусогнуты, руки растопырены, пальцы скрючены, борода торчком. Малюта Скуратов обряжен в такую сверкающую кольчугу, а меч у него такой длинный, что хочешь не хочешь, а устрашишься. Режиссеру с визуальным материалом господина Федоровского — изобильным и самодостаточным — и делать-то почти нечего.
Опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
На дистанционный режим переводятся: больные хроническими заболеваниями; беременные. В случае отказа в переводе сотрудника старше 65 лет или больного хроническими заболеванием, москвичи могут обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию, прокуратуру и непосредственно в Роспотребнадзор, Объединение административно-технических инспекций Москвы ОАТИ и Главное контрольное управление Москвы. Больничные листы для работающих москвичей старше 65 лет оформляются автоматически.
Рубинштейн увертюра «Иван Грозный» , М. Мусоргский оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» , А. Бородин «Князь Игорь» , П. Чайковский «Воевода» и «Опричник» , А. Серов «Рогнеда» , Э.
Направник «Нижегородцы» и ряд других сочинений. Словно некая сила влекла в те годы писателей, драматургов, композиторов, художников к осмыслению узловых моментов русской истории. Несомненно, Римского-Корсакова также захватил этот общий интерес к историческим темам и сюжетам, которые прямо или косвенно соотносились с проблемами современности. Композитор писал «Псковитянку» четыре года. В этот период он особенно сблизился с М. Мусоргским, также писавшим оперу — то был «Борис Годунов» во второй редакции. Вот что об этом сказано в «Летописи моей музыкальной жизни» Римского-Корсакова: «Я уговорился жить с Мусоргским, и мы наняли квартиру, или, лучше сказать, меблированную комнату в доме Зарембы на Пантелеймоновской улице.
Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в Министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению… В эту осень мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями». Подумать только: в одной комнате, на одном рояле, взятом в аренду, одновременно рождались две великие оперы!
Есть и другое важное свидетельство, объясняющее суть творческих взаимоотношений двух великих русских композиторов. Вот отрывок из письма композитора А. Бородина своей жене 1871 : «…Модинька с Корсинькой, с тех пор как живут в одной комнате, сильно развились оба. Оба они диаметрально противоположны по музыкальным достоинствам и приемам; один как бы служит дополнением другому. Влияние их друг на друга вышло крайне полезное. Модест усовершенствовал речитативную и декламационную сторону у Корсиньки; этот, в свою очередь, уничтожил стремление Модеста к корявому оригинальничанию, сгладил все шероховатости гармонизации, вычурность оркестровки… - словом, сделал вещи Модеста несравненно музыкальнее. И во всех отношениях… ни тени зависти, тщеславия, безучастия; всякий радуется искренно малейшему успеху другого».
Во время работы над «Псковитянкой» произошли два события, сыгравшие важную роль в жизни Римского-Корсакова: его женитьба на Н. Пургольд брак с ней оказался на редкость счастливым и приход на работу в Петербургскую консерваторию. Последнее решение явно не получило одобрения «кучкистов», многие годы враждовавших с косным ученым миром, но зато было горячо поддержано Чайковским, который назвал «подвигом» решение Римского-Корсакова не только начать учить других, но и самому учиться, расширять и укреплять свою профессиональную выучку. Вскоре после того, как «Псковитянка» была закончена, состоялась ее премьера на сцене Мариинского театра 1873. Свой первый театральный опыт опера определенно имела успех у публики , сам Римский-Корсаков счел не во всем удавшимся. Он увидел в опере изъяны драматургии, «гармонические преувеличения», «несвязность речитативов», «недостаток пения в местах, где оно должно быть» и т. Предельно требовательный к себе, композитор впоследствии писал в «Летописи»: «Моя тогдашняя композиторская техника была недостойна моих музыкальных идей и прекрасного сюжета».
В 1876—77 годах Римский-Корсаков сделал вторую редакцию «Псковитянки»: во многом изменил оркестровку и музыкальную фактуру отдельных партий, написал несколько новых сцен. Но и это не стало последним обращением композитора к любимой опере, в судьбу которой он так верил. В 1891—92 годах он осуществил новую, уже третью! Был дописан пролог — это, в сущности, одноактная опера «Вера Шелога»; она, по воле автора, могла исполняться как в составе «Псковитянки», так и отдельно от нее. Именно в этой редакции опера окончательно утвердилась на сцене. Впервые она увидела свет 15 декабря 1898 года в Частной опере С. Спектакль примечателен тем, что в роли Грозного дебютировал молодой Федор Шаляпин.
Эта роль стала одним из высочайших достижений гениального певца. Дирижировал И. Альтани, режиссер И. Василевский, художники А. Головин и Н. На генеральной репетиции и первом представлении присутствовал Римский-Корсаков. Он высоко оценил спектакль, а Шаляпин Грозный «был неподражаем».
В Большом театре «Псковитянка» в последующие годы ставилась в 1931 и 1971 годах. В ней, подобно «генам», заключены важнейшие признаки оперной эстетики композитора. Легко обнаружить связи, протянувшиеся от этой первой оперы к «Снегурочке» и «Царской невесте», к «Садко» и монументальному «Китежу». Не случайны три редакции оперы, сделанные за двадцать лет: сложнейшая структура произведения доводилась автором до совершенства. Жанр «Псковитянки» - народная музыкальная драма. Несомненно, по своей драматургии и стилю она близка «Борису Годунову» Мусоргского. Исследователи часто отмечают черты общности этих произведений, особенно выделяя те из них, которые можно объяснить «влияниями» или «подсказками» рядом работавших и постоянно советовавшихся друг с другом композиторов.
Но, пожалуй, это слишком простое объяснение. Сколь несомненно сходство двух замечательных опер, столь несомненно и их различие. Сходство — в исторической тематике произведений, в выдвижении на первый план образа народа; различие — в самой концепции, в трактовке народных хоровых сцен и, наконец, в художественных средствах, избранных авторами. Одна из центральных сцен в «Псковитянке» - народное Вече.
Их видели даже не все сотрудники Театрального музея, — говорит Наталья Костенко. Кроме того, свои раритеты для выставки предоставили Театральная библиотека и рукописный отдел библиотеки Санкт-Петербургской консерватории. В одной из витрин лежит том сочинений Льва Мея, открытый на словах из оперы «Псковитянка» «Войти иль нет? Знаменитая фраза, интонацию которой так долго и мучительно искал Федор Шаляпин, работая над образом Ивана Грозного. Сам певец вспоминает об этом в своей книге «Маска и душа»: «Для роли Грозного этот вопрос имеет такое же значение, как для роли Гамлета вопрос «быть или не быть? В ней надо сразу показать характер царя, дать почувствовать его жуткое нутро». Интонация была найдена, и образ Грозного в трактовке Шаляпина до сих пор считается непревзойденным. Говорили, что Шаляпин заколдовал эту оперу. После него певцам было трудно выходить на сцену, публика неизбежно сравнивала всех исполнителей с ним. На выставке есть несколько эскизов декораций и костюмов замечательной театральной художницы Софьи Юнович, которые она создала к «Царской невесте», поставленной в Кировском ныне Мариинском театре в 1966 году. Юнович сделала волшебный спектакль.
Солистка ансамбля Маргарита Тепонайнен вместе с коллективом представит самые популярные народные песни и наигрыши для домры в известных аранжировках. Среди них аранжировки А. Цыганкова «Мар дяндя», «Интродукция и Чардаш» , К. Шаханова «Среди долины ровныя», вальс «По Муромской дорожке» , Ю. Маркелова «При тумане, при долине», «Однозвучно гремит колокольчик». В программе примут участие и именитые «псковитянки», полюбившиеся псковским зрителям.
«Псковитянка» Римского-Корсакова
Перед постановкой волонтёры из Студенческих строительных отрядов помогали публике найти свой ряд и место. Для каждого из четырёх тысяч гостей была приготовлена программка с либретто оперы, списком солистов, участников и организаторов. Зрители разместились на площадке в районе башни Кутекрома. Публика на последних рядах наблюдала за происходящим по экрану, установленному рядом. В партере можно было услышать английскую, польскую и даже китайскую речь.
В рамках фестиваля ансамбль выступит с концертной программой «Псковитянки». В названии концерта соединились как произведения, вдохновленные величием и красотой земли псковской, так и исполнительницы, сохраняющие и преумножающие псковские традиции исполнительства на народных инструментах. Солистка ансамбля Маргарита Тепонайнен вместе с коллективом представит самые популярные народные песни и наигрыши для домры в известных аранжировках. Среди них аранжировки А. Цыганкова «Мар дяндя», «Интродукция и Чардаш» , К. Шаханова «Среди долины ровныя», вальс «По Муромской дорожке» , Ю.
С тех пор она прочно вошла в репертуар певца и была признана одним из его величайших свершений. Благодаря Шаляпину, "Псковитянку" заметила Дирекция императорских театров. Сначала она была поставлена в Большом театре премьера состоялась 10 ноября 1901 года , разумеется, с Шаляпиным в главной партии, а затем и в Мариинском в 1903 году. В 1909 году с подачи великого импресарио Сергея Дягилева "Псковитянка" с Шаляпиным завоевала европейскую публику. В 2010 году, в год 500-летия вхождения Пскова в состав Московского государства, Большой театр показал сценическую версию оперы в естественных декорациях Псковского кремля. Теперь, после продолжительного перерыва, "Псковитянка" зазвучит в концертном исполнении в историческом здании Большого театра.
Основные части — колыбельная и рассказ Веры Шелоги — были дополнены небольшими новыми сценами разговор Надежды с Власьевной, речитативы. Так возникла одноактная опера «Вера Шелога», являющаяся одновременно прологом к опере «Псковитянка». Музыкальные образы "Псковитянки" и "Веры Шелоги" Первая опера гениального русского композитора «Псковитянка» занимает в творчестве Римского-Корсакова особое место. В большинстве своих лучших опер композитор обращался к народной сказке, легенде, фантастике. Кроме того, «Псковитянка» — единственная из опер Римского-Корсакова , в которой на широком историческом и бытовом фоне показан социальный конфликт. Если в других операх Римского-Корсакова преобладают спокойные, светлые картины народной жизни, связанные со старинными обрядами, играми, отношением людей к природе, — то здесь, в «Псковитянке», взят переломный исторический момент в жизни страны. В связи с этим народные сцены построены очень напряженно, драматично; народ живет и действует не как единый монолитный оперный хор, а как возбужденная, многоликая, многоголосая толпа. Особенно выделяется в этом смысле сцена на вече, напоминающая хоровые народные сцены в «Борисе Годунове» Мусоргского. Подобно Мусоргскому, Римский-Корсаков стремился в сцене веча к реалистической обрисовке народной массы. Хор разделен на группы, спорящие между собой, возбужденно реагирующие на слова Токмакова, Тучи и новгородского гонца. В сцене встречи царя Ивана большой хор народа выражает присущие всем чувства томительного ожидания и трепета перед грозным царем. Замечательный по глубине и выразительности заключительный хор, служащий как бы эпилогом оперы, сильно отличается от предыдущих хоровых сцен. Здесь хор является не просто живым действующим лицом — толпой собравшихся на площади жителей Пскова. Оплакивая гибель Ольги и конец независимости Пскова, эпический хоровой эпилог звучит как спокойный и мудро примиряющий голос народа: "Люди русские, люди псковские, позабудемте распрю старую... Композиторы балакиревского кружка, стремясь к правдивой передаче человеческих переживаний и картин народной жизни, боролись против традиционного разделения оперы на отдельные законченные номера. Принцип сплошного музыкального развития по целым сценам лежит и в основе драматургии «Псковитянки». Отдельные хоры, ариозные моменты, дуэты и речитативы переходят друг в друга без остановок; многие сцены, построенные по этому принципу, отличаются большим, напряженным драматическим развитием как, например, «Вече» или сцена Грозного и Ольги из последнего действия оперы. Римский-Корсаков в «Псковитянке» — мудрый летописец, повествующий о прошлом земли Русской. Вот что писал об опере академик Б.
Опера "Псковитянка"
Псковский Кремль стал естественной декорацией для оперы «Псковитянка». Новости. Первый канал | Мариинский театр привез в Москву оперу Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Спектакль поставили на Исторической сцене Большого, сообщает телеканал «Известия». |
Опера "Псковитянка" | пролог (премьера) Псковитянка Дирижер - Валерий Гергиев День спектакля выдался особенным и торжественным. |
"Псковитянка" Римского-Корсакова: krest9nka — LiveJournal | Государственный академический Большой театр России представил премьеру оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка» в концертном исполнении. |
Большой театр представляет премьеру "Псковитянки" в концертном исполнении
В новом сезоне впервые за всю историю фестиваля в нем примут участие артисты Большого театра — симфоническую программу представит сводный симфонический оркестр Мариинского и Большого. Также впервые к акции масштабно присоединится Приморская сцена Мариинского театра — она представит Дальневосточный Пасхальный фестиваль, который пройдет с 9 по 14 мая в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях. Традиционными останутся обширная география и насыщенные программы — симфоническая, хоровая и звонильная.
Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I , и на это было отпущено несколько тысяч рублей.
В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается.
С тех пор она прочно вошла в его репертуар и была признана одним из величайших его свершений. Благодаря Шаляпину «Псковитянку» заметила Дирекция императорских театров. Сначала она была поставлена в Большом театре 10 ноября 1901 г. В 1909-м «Псковитянка» под именем «Ивана Грозного» — присутствие Шаляпина «обязывало» , завоевала европейскую публику, которую познакомил с ней импресарио всех времен и народов Сергей Дягилев. В Большом «Псковитянка» всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль с «Боярыней Верой Шелогой» в качестве пролога. В постановках 1901, 1932, 1945, 1953, 1971 гг. Баратов, И.
Туманов, И. Альтани, М. Жуков, С. Сахаров, Ю. Симонов, А. Головин, К. Коровин, В. Федоровский, В. Рындин и многие другие. В 2010-м, в год 500-летия вхождения Пскова в состав Московского государства, Большой театр показал сценическую версию оперы в естественных декорациях Псковского кремля.
В постановке 1903 года партию Ивана Грозного исполнял Федор Шаляпин. Музыкальные критики того времени на все лады превозносили непревзойденное мастерство великого русского баса. Партия Царя в опере, в сущности, невелика: он появляется в трех картинах из шести. Однако, партия Грозного — эпицентр, вокруг которого разворачивается все действие. Первое появление Царя-Шаляпина на сцене — верхом на коне, в шлеме и кольчуге мчащегося к самому краю сцены — уже приводило зал в состояние ошеломленного безмолвия. Именно величайшему исполнителю, чей 135-летний юбилей празднуют в этом году, и посвящена нынешняя премьера.
Но наиболее удачной признается постановка 1952 года режиссера Евгения Соковнина. Художником-постановщиком тогда выступил классик отечественной сценографии Федор Федоровский. Именно эту версию теперь взялся реконструировать н. России Юрий Лаптев. Для новой постановки по эскизам Федоровского были воссозданы роскошные костюмы артистов и декорации.
В Большом и Мариинском театрах прозвучит опера «Псковитянка»
В Англии состоялась премьера "Псковитянки" Римского-Корсакова | Сцена из оперы “Псковитянка” (постановка Мариинского театра). К 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова в Мариинском и Большом театрах прозвучит опера. |
Гергиев поставит оперу в Псковском кремле | «Псковитянка» завоевала признание зрителя в Солодовниковском театре, и оперой заинтересовался управляющий московскими казенными театрами вский. |
Опера «Псковитянка» в Мариинском театре | Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка» в том самом месте, где пять веков назад происходили события, которые и легли в основу произведения. |
В Псковском Кремле с успехом прошла постановка оперы «Псковитянка»
Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера (в первой редакции) состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года. Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. Мариинский театр привез в Москву оперу Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Спектакль поставили на Исторической сцене Большого, сообщает телеканал «Известия». Цена билетов на оперу «Псковитянка» в Санкт-Петербурге 8 сентября 2023 года от 900 до 3 000 рублей.
Гергиев поставит оперу в Псковском кремле
в Псковском кремле показали оперу Римского-Корсакова "Псковитянка" - грандиозную постановку с участием 700 артистов. Опера «Псковитянка» в Псковском Кремле. 23 июля 2010 г. (73 фото). 22 июля в Псковском Кремле состоялась постановка оперы Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» в псковском. Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка» в том самом месте, где пять веков назад происходили события, ко. Смотрите онлайн видео «Оперу "Псковитянка". Премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка» состоялась на музыкальном фестивале Grange Park Opera неподалёку от Лондона. В Псковском Кремле в четверг вечером состоялась постановка оперы Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка", сообщает пресс-служба регионального правительства.
«На слух»: Опера «Псковитянка вызвала смешанные чувства
Оперу "Псковитянка" поставили в Пскове — 📺 Genby! | Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству. |
«Псковитянка» Римского-Корсакова – Радио Орфей (Москва 99,2 FM) | К Мариинской опере у меня всегда было некоторое двойственное чувство: с одной стороны, необъятный репертуар, международный уровень труппы, умеют петь Вагнера (по крайней мере. |
Читайте также:
- Совершенствование оперы
- Видео - Творчество |
- Гергиев поставит оперу в Псковском кремле | Blog Fiesta
- Опера про единую Россию. Без кавычек
- 1873 - Псковитянка
В печатном номере
- В Псковском кремле более 4 тыс. человек посмотрели оперу "Псковитянка"
- "Псковитянка", oпера в трех действиях (постановка 1952 года). Мариинский театр. 06.10.2017
- Содержание
- Опера о женском подвиге Боярыня Вера Шелога. Псков (Мари Козлова) / Проза.ру
- Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 13.10.2017
Опера «Псковитянка»
Действие второе Картина третья Псковичи ждут встречи с царем Иваном и накрывают столы. Появляется Ольга с мамкой. Княжна признается, что подслушала разговор приемного отца с Матутой, и жалуется на свою сиротскую долю. Ольга грустна, но вместе с тем странное чувство овладевает ею. С нетерпеливым волнением Ольга ждет появление царя. Колокола гудят все громче, на площади появляется сам царь Иван Васильевич. Народ падает ниц с мольбой о пощаде. Картина четвертая Иван Грозный у входа в палаты князя Токмакова. Токмаков отвечает ему глубоким поклоном. Царя ведут на почетное место к столу.
Узнав, что у князя есть дочь, царь желает, чтобы она поднесла ему чашу. Входит Ольга, за ней — Стеша и сенные девушки с угощением. Когда Ольга поднимает голову, поднося чашу царю, Иван Грозный узнает в ней черты когда-то горячо любимой им женщины — Веры Шелоги. Царь поражен, с трудом ему удается скрыть волнение и растерянность. Оставшись наедине с Токмаковым, выспросив, кто мать Ольги, Грозный понимает, что встретил родную дочь. Это кажется ему знамением, и он милует мятежный Псков: «Да престанут все убийства!.. Много крови... Притупим мечи о камни. Псков хранит Господь!..
Девушки идут на богомолье. Ольга отстает от них, чтобы встретиться с Михайло Тучей. Ольга надеется вымолить любимому прощение у царя, однако Туча отказывается идти на поклон к Ивану Грозному и зовет Ольгу покинуть родные края. Не задумываясь, девушка соглашается. Ничто более не связывает ее со Псковом. Неожиданно появляется Матута. Он выследил Ольгу. Его холопы ранят Тучу, а девушку уносят с собой.
Покой местных жителей нарушает новость о скором прибытии в город царя Ивана Васильевича. Псковитяне обсуждают прибытие самодержца и его намерения. Княжеская дочь Ольга влюблена в сына посадника Михаила, но сосватана за другого. Влюбленным не суждено быть вместе. Тайное свидание с любимым прерывается следовавшим за ними ревнивцем, люди которого нападают на Михайло, а Ольгу против воли уводят с собой.
Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю.
Но исполнить ее в исторических декорациях — особая честь. Здесь в буквальном смысле стены помогают, стены Псковского кремля. На таком историческом фоне не пришлось строить много декораций, хотя кое-что все-таки построили, например, еще немного крепостной стены с колокольней — все потому, что по ходу оперы ее придется сжечь. Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко родом из Рязани, но на время она — та самая псковитянка Ольга, которая окажется дочкой царя. Екатерина Щербаченко, солистка Государственного академического Большого театра, исполнительница роли Ольги: «Единственный минус — репетировать было очень тяжело из-за жары под палящим солнцем. А так я пока вижу одни сплошные плюсы. Мне очень нравится: сейчас и прохладно, и сам факт исполнения этой оперы на исторической родине сюжета — это очень хорошо». Получается и опера, и во многом историческая реконструкция.