Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимовского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан «Зелёный пояс Славы».
День воинской славы — День снятия блокады города Ленинграда
Память о блокадном Ленинграде и его героических защитниках увековечена в монументальных скульптурах и музеях. 27 января День снятия блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников и жителей, которые умирали от голода, но не сдавались.
27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда
В результате блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня, была закончена. День снятия блокады Ленинграда: дата, история полного освобождения города. Новгородская наступательная операция – это часть операции по снятию блокады Ленинграда.
Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь
Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тысяч человек, перевезено 1 млн 615 тысяч тонн грузов. Но, к сожалению, далеко не всегда даже после прорыва блокады, была возможность снабжать горожан всем необходимым. До полного снятия блокады городу предстояло продержаться ещё 374 дня, до 27 января 1944 года. Но этот день стал для ленинградцев и тех, кто оказался в кольце блокады вместе с горожанами, величайшей победой Красной Армии. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Родина по достоинству оценила подвиг защитников Ленинграда. Более 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были представлены к различным орденам и медалям. Медалью «За оборону Ленинграда» было награждено порядка 1,5 миллионов человек.
Меню столовой Кировского завода состояло из котлет из свекольной ботвы, биточков из лебеды, шницелей из капустного листа, печенья из жмыха, соуса из дрожжей и супа из подорожника. Весной 1942-го, как только появилась трава, жители города воспользовались ею для приготовления пищи, и за короткий срок растительности не осталось. Дорога жизни Огромное значение для блокадников имела Дорога жизни - ледовый путь через Ладожское озеро , который функционировал с 22 ноября 1941 года по 23 апреля 1942-го. Именно эта связь с Большой землей позволила к весне 1942 года создать в городе продовольственный запас на 2 месяца, в результате которого, наконец, была увеличена норма выдачи хлеба. Дорога начала действовать в те дни, когда норму продовольствия в городе урезали до минимума, а люди массово умирали от голода. Строительство Дороги жизни стало грандиозным проектом, помогающим решить множество задач. Через Ладожское озеро были проложены телефонно-телеграфный, электрический кабели, которые обеспечивали связь с Большой землей и электроснабжение Ленинграда. На дне озера построен трубопровод для снабжения топливом, Ладожская военная флотилия защищала коммуникации, а Северо-Западное речное пароходство перевозило грузы в то время, когда льда на озере не было. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.
Попытки прорыва блокады Осенью 1941 года советские войска предприняли две Синявинские операции, но успеха они не принесли. Войска Невской оперативной группы захватили и удерживали небольшую территорию, которая известна как "Невский пятачок". С него во время второй Синявинской операции предпринимались особенно ожесточенные попытки прорвать блокаду. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не принесли результата.
Тысячу — в день! Можете себе представить, сколько людей погибло... Ларионова: — В самом начале войны ленинградцы привозили тела умерших к воротам Смоленского кладбища и оставляли возле ограды. Потом власти запретили так делать и организовали нечто вроде моргов. В одном конце барака складывали тех, кого нашли на улице, в другом — кого привезли из квартир. Тела грузили на машины, как дрова, до самого верха. Помню, я кричала сестре: «Шура, что делать? Мама хрипит и хрипит! Вызвали участкового. Он спросил: «Вы сможете жить в одной комнате с мертвецом? Так он помог нам сохранить мамину хлебную карточку до конца марта. Мы не стали маму никуда перекладывать, и я продолжала спать рядом с ней. А в конце месяца завернули тело в простыню и отвезли в тот самый барак. Карпова: — За хлебом ходила крёстная. Однажды у неё вытащили карточки на всех пятерых — вот это был ужас. Но обычно она делила весь наш паек на три раза: утро, обед и вечер. И вот вскипятит воду в кастрюльке, лаврушку туда положит, накрошит хлеб и даст нам похлебать три раза в день. По воспоминаниям мамы, в первую блокадную зиму мы ходили на поле, собирали там какие-то листья, крёстная всё это тоже рубила и добавляла в похлебку. Благодаря Клавдии Емельяновне мы и выжили. Как только самолёт приближался, мы прятались в угол, чтобы нас не достало осколками. Стёкла выбило после первой бомбёжки, вместо них была фанера. Мама вспоминала позже, что наш дом не разбомбили потому, что за нас постоянно молилась одна жительница. Наверное, только её молитва и уберегла наш дом», — рассказывала мама. Она начала своё действие в конце ноября 1941 года, как только Ладога покрылась льдом. До этого снабжение осуществлялось баржами, но им было сложно проходить между кусками льда, кроме того, осенью на Ладоге постоянно шли шторма. Когда же озеро сковал устойчивый лёд, по нему в город устремились сотни грузовых машин с продуктами — движение началось 22 ноября 1941 года. Поначалу машины курсировали эпизодически. Немцы постоянно обстреливали трассу, машины проваливались под лёд, но это не смогло прервать работу — в январе 1942 года движение по Дороге жизни стало постоянным. Из города вывозили женщин, детей, больных, стариков — всего более 1,3 млн ленинградцев за несколько месяцев работы. За это же время по Дороге жизни в Ленинград доставили 1,6 млн тонн грузов. Благодаря этому к весне 1942 года смогли увеличить норму выдачи хлеба, так как получилось наконец создать продовольственный запас на два месяца. Буксир ведёт по Ладоге баржу. Сентябрь 1942 г. Кроме того, летом 1942 года по дну Ладоги продолжили трубопровод для снабжения города горючим, а осенью — кинули энергетический и телефонно-телеграфный кабели. Защищала от немцев летнюю трассу Ладожская военная флотилия. Сколько дней длилась блокада Ленинграда Количество блокадных дней принято округлять до 900, но на самом деле их было ровно 872: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Считаются дни с самого начала блокады и до её полного снятия, несмотря на то что прорыв блокадного кольца произошёл на год раньше. Однако он позволил лишь облегчить жизнь оставшихся в городе людей, но не привёл к разгрому окруживших Ленинград войск. Как освободили Ленинград от блокады Попытки прорыва блокады Ленинграда предпринимались неоднократно. Ещё в сентябре и октябре 1941 года Красная армия провела две Синявинские операции, однако достичь успеха они не смогли. В это время самые ожесточённые попытки прорыва предпринимались с «Невского пятачка» — небольшой территории, которую захватили и удерживали войска Невской оперативной группы около 400 дней. Сегодня там стоит памятник «Рубежный камень», посвящённый защитникам «Невского пятачка», со словами: «Вы, живые, знайте, что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли. Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Ещё одну — в августе-октябре 1942 года, и вновь она не достигла успеха. Однако в её ходе удалось обескровить фашистские войска, переброшенные под Ленинград, и путём противобатарейной борьбы снизить количество обстрелов города. Кроме того, тогда же удалось сорвать план немецкого штурма Ленинграда. С апреля 1942 года Ленинградской группой войск командовал генерал-лейтенант Леонид Говоров — спустя время его назовут «маршалом Ленинградской победы».
Описание боевых действий войск Ленинградского фронта по окружению и уничтожению Петергофско-Стрельнинской группировки противника В полосе же 42-й армии, ввиду того, что именно здесь была обустроена наиболее мощная оборона, командование избрало тактику штурма отдельных опорных пунктов. К 19 января 1944 года обе армии, двигаясь навстречу друг другу в направлении города Ропша, завершили окружение Петергофско-Стрельнинской группировки. К этому времени войска Ленинградского фронта, отбросив фашистов от города на Неве, освободили около 300 населенных пунктов. Продолжая наступление, Красная Армия приступила к освобождению важного железнодорожного узла Гатчина Красногвардейск и развивала успех в общем направлении на Кингисепп. В ночь на 21 января в наступление перешла 67-я армия. Огромную роль в успехе Ленинградско-Новгородской наступательной операции сыграла артиллерия. В ходе наступления красноармейские артиллеристы разрушали фортификационные сооружения, подавляли вражеские батареи и отдельные огневые средства, уничтожали живую силу, проделывали проходы в минных полях и заграждениях, нарушали работу вражеского тыла. Для того чтобы повысить эффективность решения этих задач, советское командование уделяло много внимания разведке целей, а также постепенно — с ноября по декабрь 1943 года — сосредотачивало подавляющее число огневых средств на участках прорыва. Данное обстоятельство значительно сковывало действия авиации. Однако, несмотря на это, советские летчики приняли активное участие в боях. Они на бреющем полете наносили удары по намеченным целям, патрулировали поле боя, сопровождали танковые подразделения. Успешное применение авиации в наступлении во многом обусловлено умелому взаимодействию между разными видами войск. Еще в период подготовки операции летчики участвовали в учениях, на которых отрабатывалась передача целеуказаний от танкистов к сопровождающим их штурмовикам. Отчет о работе 13-й воздушной армии за январь 1944 года Одной из особенностей Ленинградско-Новгородской наступательной операции являлось создание ударной группировки на Ораниенбаумском плацдарме, сообщение с которым осуществлялось только по Финскому заливу. Для перевозки сюда войск были задействованы силы и средства Балтийского флота. Решение этой задачи требовало высокой организованности, строжайшее соблюдение всех мер маскировки. Вследствие этого погрузка и высадка войск проводилась только ночью без освещения и лишь в исключительных случаях днем — в условиях плохой видимости. Пункты посадки были устроены в порту Лисий Нос и на ленинградских причалах, пункт высадки — в порту Ораниенбаум. В период с 22 декабря 1943 года по 3 января 1944 года советские моряки скрытно перевезли на Ораниенбаумский плацдарм более 53 тысяч воинов, 1294 вагона различных грузов, свыше 1300 орудий и минометов. Благодаря высокому уровню организации данного мероприятия немцы совершенно не заметили перегруппировку. Другой важной задачей Балтийского флота была поддержка огнем сухопутных войск. Она была так же блестяще решена: все намеченные узлы обороны противника, по которым вела огонь корабельная и береговая артиллерия, были разрушены, а огневые средства и живая сила уничтожены или подавлены.
Новости и события Российского исторического общества
Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь | Историческая справка «Снятие блокады города Ленинграда». 27 января 1944 года над Ленинградом озарились вспышки салюта в ознаменование окончательного снятия блокады города. |
27 января — священная дата — день снятия блокады Ленинграда | День снятия блокады города Ленинграда (1944 год), установленный в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России». |
79 лет назад была полностью снята блокада Ленинграда | Рис. 3. Снятие блокады Ленинграда. В докладе или сообщении для 11 класса можно кратко подать основную информацию о блокаде Ленинграда. |
Бессмертный город над синей Невой: исполнилось 77 лет снятию блокады Ленинграда | Конец блокады. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. |
125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда
Вечная память погибшим и умершим, всем тем, кто оборонял Ленинград, проявил героизм и мужество. Здоровья, благополучия, мира нашим ветеранам!
Следующая попытка произошла в ночь на 21 сентября. И она не увенчалась успехом из-за волнений на озере. Тогда решено было отправить десант следующей ночью.
Теперь реализовать план помешала навигационная ошибка. Десант высадился в нескольких километрах от нужной точки, оказавшись в тылу 54-й армии. К тому же из-за непогоды несколько лодок перевернулось, двоих бойцов спасти не удалось. Остальные десантники вернулись на исходную позицию. Ответственный за операцию капитан-лейтенант Балтачи вскоре был отстранён от должности и по решению военного трибунала приговорён к восьми годам заключения.
Ленинградцы расчищают улицы города. Wikimedia Commons Попытки высадить десант продолжались. В ночь на 24 сентября было отправлено две группы. Первая должна была высадиться недалеко от Шлиссельбурга и выдвинуться к крепости; вторая, состоявшая из разведчиков, — на Шлиссельбургской губе. Десантникам выполнить задачу не удалось.
Катерам подобраться к берегу помешала каменная гряда. А вот разведотряд добрался до места назначения. После высадки сорок бойцов несколько километров шли по затопленной отмели. Затем они добрались до берега, рассредоточились и замаскировались. Провели разведку системы обороны, после чего ушли в расположение 54-й армии, прорвавшись через линию фронта.
Утром 25 сентября произошла очередная попытка высадки десанта. Около двухсот человек отправились к Шлиссельбургу. Скомканная подготовка привела к провалу. Противник заметил советские катера и открыл огонь. Десантникам всё же удалось высадиться и даже закрепиться на берегу.
Но потом атаку произвела вражеская авиация, следом ударили танки. Шансов на успех у десантников не было. К ночи сражение завершилось. Почти все десантники 175 человек погибли. Рано утром 27 сентября вновь был отправлен десант.
Очередная попытка привела лишь к гибели 17 человек. Остальные бойцы вернулись. После этой неудачи Жуков пересмотрел план. Он приказал отправить стрелковый батальон 1-й дивизии НКВД 200 человек с орудиями и миномётами в крепость Орешек, в которой находился советский гарнизон. А оттуда десантники должны были добраться по невской протоке до Шлиссельбурга.
Подготовка к операции заняла всего лишь несколько часов, поскольку Жуков потребовал осуществить высадку ночью этого же дня. С первого захода выполнить задачу удалось лишь одному тральщику. Ещё 130 десантников и орудия добрались до Орешка следующей ночью. Однако план так и не был осуществлён. Уже 1 октября операцию отменили, а бойцов вернули на исходные позиции.
Ополчение Ленинграда Как только началась Великая Отечественная война в Ленинграде стали раздавать повестки. Но много было и тех, кто приходил в военкомат по собственному желанию. Поскольку добровольцев оказалось много, началось формирование дивизий и полков. Так как практически никто из ополченцев не являлся военным и не проходил соответствующей подготовки, то командирами были назначены кадровые офицеры. В общей сложности, в добровольческие отряды было призвано свыше 135 тыс.
В начале добровольцев отправили на строительство стратегически важного оборонительного рубежа Кингисепп — Луга — озеро Ильмень. На участке в 175 км ленинградцы копали противотанковые рвы глубина от 10 до 15 метров , возвели 160 км эскарпов и соорудили свыше пятисот дотов и дзотов. После чего добровольческие отряды стали участниками боёв за Ленинград. Однако городское ополчение столкнулось со множеством проблем. Поскольку враг быстро добрался до города и осадил его, начались проблемы со снабжением.
Это привело к тому, что у многих добровольцев отсутствовало оружие, форма. Затем вскрылись проблемы с медицинской помощью. Но когда фашисты попытались взять город штурмом, ополченцы были отправлены на передовую. Подвоз продуктов по Ладожскому озеру. Wikimedia Commons Особенно тяжёлые бои шли против танковых дивизий.
На отдельных участках фронта неподготовленные люди просто бросали позиции из страха. Те, кто сумел пересилить себя и пошёл в бой, чаще всего погибали, поскольку остановить продвижение танков им было нечем. Потери среди добровольческих отрядов были колоссальные — ориентировочно, около 70 тыс. В сентябре немцы перешли в атаку по всему фронту от Финского залива до Пулковских высот. Основной удар пришёлся на участок Кискино-Галлерово, который предварительно обстреляли из артиллерийских орудий.
Противника встретила 5-я дивизия Ленинградской армии народного ополчения. Несмотря на огромные потери, вчерашние мирные жители не пустили немцев дальше Пулковских высот. План противника по прорыву в тыл советских войск не удался. С ожесточённым сопротивлением столкнулись фашисты на линии Лигово — Урицк, когда решили танками проложить путь к Кировскому заводу. В итоге немцы остановились всего лишь в нескольких километрах от предприятия, но оставшийся путь преодолеть так и не смогли.
Ополченцы остановили врага, подбив около трёх десятков танков. Не удалось немцам прорваться и на Лужском направлении. При этом фашисты считали, что здесь у них никаких проблем не возникнет. Ефрейтор Гюнтер даже написал в дневнике: «Нам осталось перешагнуть Неву, и Северная столица большевиков падёт». Однако этого не произошло — во многом благодаря героизму и самоотверженности ленинградского ополчения.
Спасаясь от холода, ленинградцы топили буржуйки мебелью, варили кисель из кожи и клея. Бывали случаи каннибализма. Люди теряли сознание и умирали от голода прямо на улицах, трупы возили на санках и тележках, хоронили в братских могилах под стук метронома, предупреждавшего о воздушных налетах. Я была маленькая, но помню обстрелы, уносившие тысячи жизней. В домах не было ни тепла, ни воды, ни электричества, ни канализации. Но люди продолжали жить и работать! Галина Свищева в интервью «Российской газете» член челябинского общества «Блокадное братство» По разным данным, за 900 дней и ночей блокады Ленинграда погибли от 600 тысяч до 1,5 миллиона мирных жителей. Она работала не постоянно, с перебоями, и часто простреливалась немецкими войсками. Иногда грузовики уходили под лед с провизией и людьми.
Попытки освободить Ленинград предпринимались неоднократно. Сухопутную связь города со страной удалось установить в январе 1943 года.
Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива — до конца сентября. Были введены карточки на продовольствие, нормы снабжения по которым пять раз снижались: с 20 ноября в результате последнего уменьшения нормы продовольствия рабочие получали по 250 г хлеба в день, все осталь-ные — по 125 г. Спасением стала «Дорога жизни» — единственная военностратегическая транспортная магистраль, проходившая в годы Великой Отечественной войны через Ладожское озеро в период навигации — по воде, зимой — по льду и связывавшая в сентябре 1941 года — марте 1943 года Ленинград с тылом. Осенью 1941 года по Ладожско-му озеру и по воздуху в Ленинград доставили свыше 60 тысяч тонн грузов.
После прекра-щения навигации, в ноябре 1941 года — апреле 1942 года, по ледовой дороге было эвакуировано 550 тысяч челок, промышленное оборудование и др. Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осе-нью — энергетический кабель. На территории города было сооружено свыше 4,1 тысячи дотов и дзотов, в зданиях оборудовано около 22 тысяч огневых точек, на улицах установлено свыше 35 км баррикад и противотанковых препятствий.
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
длительная военная блокада, предпринятая державами Оси против советского города Ленинграда (современный Санкт-Петербург) на Восточном фронте Второй мировой войны. Следует понимать, что «день прорыва блокады» и «день снятия блокады» Ленинграда – это разные даты. 1 марта 1944 года войсками Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского. Следует понимать, что «день прорыва блокады» и «день снятия блокады» Ленинграда – это разные даты.
День воинской славы — День снятия блокады города Ленинграда
Память о блокадном Ленинграде и его героических защитниках увековечена в монументальных скульптурах и музеях. Формулировка «900 дней блокады» закрепилась в публицистической и исторической литературе — причём, что советской, что западной (например, книга американского историка Гаррисона Солсбери, выпущенная в 1969 году, так и называлась «The 900 days. Конец блокады. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. Афиша Plus - 26 января 2023 - Новости Санкт-Петербурга -