Новости цискаридзе про балет

Под конец не самого простого года премьер Большого театра, ректор Вагановской академии, народный артист РФ Николай Цискаридзе рассказывает «Москвич Mag» о важном, случившемся в этом году: о книге мемуаров про его личный Большой театр. Николай Максимович Цискаридзе — российский артист балета, народный артист России, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Существование мирового искусства невозможно без русского, считает народный артист России, и.о. ректора Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе. В интервью РИА Новости он рассказал о том, что, по его мнению, ждет Большой театр после назначения. Николай Цискаридзе стал исполняющим обязанности ректора Академии русского балета А.Я. Вагановой, где пять лет был ректором.

Николай Цискаридзе раскритиковал положение дел в современном балете

Николай Цискаридзе: все новости. Каким орденом наградили Николая Цискаридзе. Артист балета заметил, что он всю свою жизнь служит родной стране и русской культуре. Николай Цискаридзе — знаменитый артист балета с мировым именем. Уже больше 20 лет заслуженно носит звание народного артиста России, его награды за мастерство и артистизм можно перечислять долго. В 2023 году Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой исполнилось 285 лет. Последние десять ее возглавляет народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Николай Цискаридзе. Народный артист России, артист балета, педагог, телеведущий. Главные новости о персоне Николай Цискаридзе на. Николай Цискаридзе уволился из Большого театра семь лет назад, прослужив на легендарной сцене более 20 лет.

Николай Цискаридзе: «Я отличник, мне можно смотреть сериалы и играть в телефон»

Неплохо разбираюсь в хозяйственных вопросах. Конечно, большим подспорьем стало юридическое образование. У меня хорошие примеры и ориентиры. Всегда вспоминаю свое детство, Московское хореографическое училище, ее школу. Каждый день Софья Николаевна выходила из своего кабинета и шла в столовую — проверяла, что готовили.

Она ела с нами из общего, как говорится, котла. И теперь мои дети видят меня. Один мальчик мне однажды смешно сказал: «Все знают, что вы рыбу не любите — вот ее плохо и готовят». А я действительно рыбу не понимаю, потому что она для меня уже невкусная.

Потому теперь прошу пробовать тех, кто в ней разбирается. Одно из правил воспитанников Императорского театрального училища 1887 года гласит: «Ешь, но не объедайся, играй, но не заигрывайся, делай все в меру». А чтобы создать нечто стоящее, нужно много работать. И не только ногами, но прежде всего головой.

Удалось возродить работу методического объединения по классическому танцу и воссоздать кафедру балетоведения. После долгой и кропотливой работы два года назад в академии был создан диссертационный совет. Устранены недоделки проведенного прежним руководством ремонта: ликвидированы протечки кровли, вывезены горы строительного мусора из одного из двориков академии, и на этом месте разбит прекрасный сад, проведена реконструкция и запущен в работу корпус студенческого общежития на улице Правды. Последние два года благодаря программе «Приоритет-2030» академия получила возможность в регионах демонстрировать свои спектакли и вести на местах отбор талантливых детей.

Если я опоздал, произошло что-то чрезвычайное. Не люблю неаккуратность, несобранность.

Григоровича Мариинский театр 29 декабря — Солор, « Баядерка » Л. Чабукиани в редакции Р. Нуреева Парижская национальная опера , на сцене театра « Опера Бастилии » 15 июня — солист в «Рубинах», « Драгоценности » на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского, хореография Д. Римского-Корсакова, хореография М.

Фокина, возобновление И. Фокиной и А. Лиепы гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден 30 июня 2002 г. Иванова в редакции К. Сергеева Мариинский театр 2003 год 23 февраля — Солор, « Баядерка » Л. Петипа в редакции С. Вихарева Мариинский театр 1 октября 2004 г.

Пресгурвика , режиссёр и балетмейстер М. Массне, хореография К. Макмиллана Мариинский театр 9 июня — « Там, где висят золотые вишни [de] » на музыку Т. Вилемса, хореография У. Форсайта Мариинский театр, в рамках фестиваля « Звёзды белых ночей » 16 октября — Полифем, «Смерть Полифема», режиссёры М. Краснопольская, И. Скрябина , хореография У.

Иглинга в рамках фестиваля «Русские сезоны. Петипа в редакции В. Пономарёва и В. Чабукиани Мариинский театр 2008 год « Послеполуденный отдых фавна » на музыку К. Дебюсси, хореография по В. Нижинскому , Латвийская национальная опера , Рига 19 декабря 2009 г. Нуреева Парижская национальная опера Конкурсы, концерты и личные гастроли[ править править код ] 1995 год 28 сентября — па-де-де из балета «Корсар», хореография М.

Осака 1997 год 24 июня — «Тотем» на музыку В. Артёмова для шести ударников в исполнении Ансамбля ударных инструментов М. Пекарского , хореография С. Шуберта , хореография К. Флиндта; Кармен, Хозе, Эскамильо, концертный номер «Кармен.

Раньше Большой театр был организацией, в которой производство было выстроено так, что у нас было все свое — свои декорации, свои туфли, свои костюмы. Все было свое, и это все разрушили. И я об этом говорил последние 20 лет. Теперь мы даже искусственные цветы для спектаклей стали закупать в Китае. Пуанты покупать стало негде, а ведь это очень индивидуальная вещь. Все производство многие годы разбазаривалось. Но если вы в него зайдете, вы не увидите этих денег. У меня все время вопрос, когда я смотрю на сантехнику, на состояние репетиционных помещений... Почему так грязно, не убрано и все течет? На шее государства сидит много лишнего груза, и я уверен, что скоро будет необходимо делать ревизию. У нас в академии бюджет гораздо меньше, но спросите любого нашего педагога — и вам скажут, что зарплаты в пандемию не изменились. Я считаю, что ситуация, которая сейчас произошла, позволит перезагрузить систему балета и вообще искусства, отделить зерна от плевел. Очень надеюсь, что все наконец поймут, что «эффективные менеджеры», которые дербанили государственный бюджет, культуре не нужны, потому что они не смогут ничего сделать. Нас приравняли к сфере услуг — к сантехникам, токарям и т. Мы не могли этого допустить. Я очень много ходил по совещаниям, выступал в Госдуме. Члены правительства меня услышали. Вузы культуры не тронули, и Болонская система не распространилась на балет, на консерватории. Ваши студенты лишены плюсов системы? Все дипломы нашей страны надо переподтверждать в мире за исключением балета и музыки. Нам нет равных в балете и в музыкальном образовании. На Западе прекрасно понимают свою несостоятельность рядом с нами. С английским газоном очень сложно соревноваться, потому что его 400 лет стригут и удобряют. И то же самое с балетом: с нами сложно соревноваться. У нас 300 лет идет обучение без остановки, и идет на очень серьезном уровне. Я им ответил со ссылками на нормативные документы международного права и Конвенцию о правах ребенка, что они поступают противоправно. Понимаете, если бы они лично меня осудили, я бы промолчал. Но из их письма следовало, что они разрывают отношения с целой школой. Со школой, выпускники которой создали понятие «балет» в мире: выберите любой театр — и вы найдете там выпускников с улицы Зодчего Росси. Мне вчера позвонили коллеги из Хельсинки и сказали, что мой ответ обсуждали даже там: мол, вот что значит у Николая два высших образования и что он юрист. Но здесь кроется наша трагедия.

Жалость — чувство, которое унижает. Потому что всё равно сейчас большая нехватка педагогов. Днем с огнем не найти. А количество учебных заведений преувеличено. Дело в том, что в России много театров, которым требуется артисты. Вот мы все и работаем. Потому, когда меня начинает кто-то хвалить, рассказывая, в каком прекрасном состоянии находится Академия, я просто отшучиваюсь, что в учебном заведении очень скандальный ректор. Не переношу грязь, неточность. Сотрудники знают, если я что-то не то увижу, не поздоровится всем. Наколки были признаком людей, пришедших из мест не столь отдаленных, отличительная черта тех, кто принадлежал к криминальному миру. Я вообще не понимаю, зачем это делать на своем теле. Эта как курение, кайф которого тоже не в состоянии понять. Мне даже попробовать никогда не хотелось. Ну невкусно же. А к временным татуировкам, таким переводным картинкам на лето, отношусь с юмором.

Николай Цискаридзе создаст свою редакцию «Щелкунчика»

Но как только мы начинали спрягать глаголы, у меня поднималась температура, пришлось отказаться от занятий. В госпитале меня постоянно кто-то навещал, как говорится, народная тропа не зарастала: Элизабет Платель, Брижит Лефевр — постоянно, Маша Зонина каждый день, Катя Новикова, приезжавшая в Париж… Однажды в моей палате появился Владимир Рен. Потомок первой волны русской эмиграции, он пользовался большим уважением среди наших соотечественников в Париже и вообще во всем мире русского зарубежья. Владимир Владимирович пришел не один, а с православным священником из храма Александра Невского, что на rue Daru. Я причастился, и было такое чувство, как будто кто-то меня отпустил… Впервые за эти недели я заснул сном младенца, без укола, крепко и безмятежно. На следующий день с утра упала температура. Врачи диву давались. Иначе как чудом это никто назвать не мог. Я просто физически ощущал, как жизнь возвращается в мое тощее, слабое, измученное тело.

Когда меня отключили от капельницы, все вены на руках оказались исколоты до такой степени, что на них не было ни одного живого места Перед выпиской медсестры — Сильве и Рене — подарили мне шприц, которым меня кололи последний раз. На нем фломастером они написали свои имена и дату 18.

Я считаю, что ситуация, которая сейчас произошла, позволит перезагрузить систему балета и вообще искусства, отделить зерна от плевел. Очень надеюсь, что все наконец поймут, что «эффективные менеджеры», которые дербанили государственный бюджет, культуре не нужны, потому что они не смогут ничего сделать. Нас приравняли к сфере услуг — к сантехникам, токарям и т. Мы не могли этого допустить. Я очень много ходил по совещаниям, выступал в Госдуме. Члены правительства меня услышали. Вузы культуры не тронули, и Болонская система не распространилась на балет, на консерватории. Ваши студенты лишены плюсов системы?

Все дипломы нашей страны надо переподтверждать в мире за исключением балета и музыки. Нам нет равных в балете и в музыкальном образовании. На Западе прекрасно понимают свою несостоятельность рядом с нами. С английским газоном очень сложно соревноваться, потому что его 400 лет стригут и удобряют. И то же самое с балетом: с нами сложно соревноваться. У нас 300 лет идет обучение без остановки, и идет на очень серьезном уровне. Я им ответил со ссылками на нормативные документы международного права и Конвенцию о правах ребенка, что они поступают противоправно. Понимаете, если бы они лично меня осудили, я бы промолчал. Но из их письма следовало, что они разрывают отношения с целой школой. Со школой, выпускники которой создали понятие «балет» в мире: выберите любой театр — и вы найдете там выпускников с улицы Зодчего Росси.

Мне вчера позвонили коллеги из Хельсинки и сказали, что мой ответ обсуждали даже там: мол, вот что значит у Николая два высших образования и что он юрист. Но здесь кроется наша трагедия. До того как в 1956 г. Большой театр выехал первый раз за границу, СССР был закрытым государством, и настоящие версии постановок до этого никто не видел. Потом мы стали их привозить, и некоторые артисты смогли сбегать — оставались после гастролей за границей. Они стали зарабатывать на русской классике: ставить свои версии русских балетов. К сожалению, в Советском Союзе никому в голову не пришло запатентовать русскую классику. Русский балет мог быть отдельной нефтяной трубой. Сейчас нет театров в мире, где бы не шли русские балеты. А после 1990-х гг.

Раньше это был эксклюзив, а теперь нет. Это как с балетмейстером Мариусом Петипа: на любом балетном конкурсе слышно — «постановка Петипа», потому что за него не надо платить. А если вы, допустим, упомянете фамилию Нуреев, вам выставят счет.

По страницам дневника. Второй вопрос-победитель звучал так: «Какой герой вам ближе — Вронский, Левин или Каренин? И почему? Я с самого начала был его поклонником. Я очень люблю этот роман, люблю его перечитывать, потому что со временем ты меняешь к нему отношение. Левин всегда вызывал у меня уважение, но его пространные размышления — это не мое. А Каренин всегда умел служить.

И с таким служением делу, с пониманием чести, долга, — этот человек мне всегда больше всех нравился. Приз в виде приглашения на два лица на вечер балета «Виват, Академия! Также, отвечая на вопросы, Николай сделал несколько ярких определений: Об одиночестве Я часто не нуждаюсь в собеседнике, и мое собственное общество меня не раздражает. Об истинной дружбе — Когда вы общаетесь с кем-то, и вы с этим человеком с удовольствием молчите, это и значит истинная дружба на самом деле. Это означает: вам этот человек так приятен, что вы можете не только болтать с ним, но и молчать. И это дорогого стоит. О назначении Валерия Гергиева — Я безумно счастлив, что мастер такого уровня, как Валерий Гергиев, наконец переступил порог моего родного театра. Потому что с того момента, как ушел Александр Лазарев и, к сожалению, скончались такие великие дирижеры, как Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Альгис Жюрайтис, никого подобного дарованию этих людей в театре не было.

Он так и говорит: «Я служу в Петербурге, а живу в Москве». Там его дом, его Фрунзенская набережная, облетевший Нескучный сад. Его любимые подруги, чьи портреты развешены по стенам и расставлены по книжным полкам — Одри, Вивьен, Эдит… Собственно, одна из них нас и свела. Еще летом я получил от Николая сообщение в WhatsApp, что он прочитал том писем Марии Каллас, который вышел с моим предисловием, и какое это было для него удовольствие. И в этом тоже Цискаридзе — он никогда не скупится на восторги и комплименты, когда ему что-то нравится. Но в данном случае мои-то заслуги были минимальны. Просто Коля всю жизнь любит Марию Каллас и искренне обрадовался найти в моем лице еще одного единоверца. Как выяснилось, мы оба с ним состоим в партии Каллас. Мы даже с ней носами похожи», — с гордостью говорит он, поворачиваясь ко мне в профиль. Да, что-то есть, подтверждаю я. Жгучая, демонская масть. К тому же сейчас он носит длинные волосы, как у рокеров Aerosmith. Прямо грива. Соль с перцем. Время от времени он то распускает их по плечам, то собирает в узел, то нетерпеливо отбрасывает назад. Во время нашего разговора он то и дело запускал пятерню в самую гущу волос, словно желая удостовериться, что его волосы на месте. А может, это инстинктивный жест собственника? Мое богатство при мне! С Николаем Цискаридзе невероятно интересно разговаривать, за ним интересно наблюдать, как за каким-нибудь экзотическим и опасным зверем, выпущенным на волю. В повседневной жизни и в общении с журналистами балетные артисты, как правило, неговорливы, застенчивы, тихи. Жмутся по углам. Слова лишнего боятся вымолвить. Речь, разумеется, не о звездах первой величины. Те приучены быть в центре всеобщего внимания. Но в большинстве случаев балетные — молчальники. Энергию перед спектаклем надо накопить. Ее нельзя транжирить направо и налево в бессмысленных интервью и праздных разговорах. К тому же в балете особо не поговоришь. Как заметил еще Осип Мандельштам: «Всякий балет до известной степени — крепостной». За всю историю только избранные рискнули против этого крепостного права восстать. Да и то без особой надежды на успех. Просто когда уже совсем было терпеть невмоготу. Проще было сбежать. И сбегали. От отчаянья, от бесправия, от невозможности распорядиться собой и своим даром, который требовал большего, чем предусматривала афиша родимого театра, и стоил большего, чем предписывало штатное расписание. Если вдуматься, то почти все великие балетные карьеры — это история про бегство. По своей воле еще задолго до революции покинула Мариинский театр Анна Павлова, уволили и прогнали вон Нижинского, выскользнула из лап ГПУ и чудом спаслась Ольга Спесивцева. Да и не в столь отдаленные времена балетные звезды использовали любую возможность, чтобы оказаться на свободе. Впервые это случилось в 1961 году, когда не вернулся с гастролей Рудольф Нуреев. Спустя восемь лет его примеру последовала Наталья Макарова. Еще через шесть лет к ним присоединился Михаил Барышников. Перечисляю лишь самые известные имена, чей сенсационный триумф был в известной степени подогрет и политическим противостоянием двух систем, и атмосферой холодной войны, и скандальными обстоятельствами их бегства. В 1990-е эти отъезды остались бы уже незамеченными.

Николай Цискаридзе: Балет в России - больше, чем балет, это достояние нашей культуры

Николай Цискаридзе видит этот спектакль политизированным и неинтересным, и его огорчает, что роли действующих лиц, вершин мирового балета, исполняют люди, которые не могут называться личностями. Артист балета Николай Цискаридзе в сцене из балета "Пиковая дама". Николай Цискаридзе рассказал, останутся ли зарубежные театры без отечественной классики. Артист балета, педагог, экс-солист балета Большого театра, Народный артист РФ Николай Цискаридзе, как и многие сегодня, перешёл на удалёнку. Он даёт уроки классического танца дистанционно. Когда Николай Цискаридзе выходит на сцену, зрители не могут сдержать восхищённых возгласов. Николая Цискаридзе можно было встретить на премьерах драматических театров, концертов консерватории, выставках художников.

Николай Цискаридзе – последние новости

Он человек очень занятой. На сайте Новосибирского театра оперы и балета указано, что стоимость билета на спектакль «Тщетная предосторожность» 31 марта составит от 3,5 тысячи до 15 тысяч рублей, 1 апреля — от 4 тыс. Так, спектакль также пройдет в 13:00, однако Николая Цискаридзе нет в списках исполнителей. Стоимость билета составит от 500 до 4 тысяч рублей. Он также является лауреатом двух государственных премий России и трех театральных премий «Золотая маска».

Вы поддерживаете теплые отношения с Ириной Винер. Есть ли между вами обмен преподавательским опытом? Николай Цискаридзе: Ирина Александровна — один из моих главных кумиров, так же как и Татьяна Тарасова, Елена Чайковская, Нина Мозер — наши величайшие спортивные тренеры. Я очень внимательно слежу за их успехами, потому что они не только большие мастера, но и люди высокодуховные и культурные.

Они для меня кумиры прежде всего как воспитатели. Все их ученики — это не только спортсмены, но еще и одухотворенные исполнители. Он — влюбился с первого взгляда, она — дождалась из тюрьмы: как Ирина Винер и Алишер Усманов 30 лет шли от любви к разводу Я ориентируюсь на их служение профессии, на огромную самоотдачу и на духовность, которая присуща исключительно русской культуре. Наши спортсмены и наш балет стоят над схваткой, и уже очень давно. Если у меня спрашивают мнение, то я всегда с большим удовольствием смотрю и даю комментарии. Ко мне часто прислушиваются, это правда. Моему вкусу доверяют. Не «ревнуете» ли вы детей, которых родители отдают в спорт?

Ведь каждая гимнастка или фигуристка — это потенциальная балерина. Николай Цискаридзе: Я восхищаюсь ими и всегда привожу в пример. Говорю: посмотрите, эти уникальные девочки мало того, что делают такое количество вращений, кульбитов и умопомрачительных прыжков — они еще работают с предметом, всегда приземляются точно. Спорт очень многое взял из балета — и художественная гимнастика, и фигурное катание, но они давно нас опередили с точки зрения техники. Когда я вижу какие-то новые разработки, которые можно позаимствовать, я всегда это делаю. Как вы относитесь к тому, что сейчас в мире «отменяют» русскую культуру? Николай Цискаридзе: Мне кажется, что на самом деле это какая-то журналистская волна. Я реальных подтверждений этой истерии не видел.

Я сейчас говорю о серьезных театрах и культурных институциях. Вообще любой запрет — это реклама. Я этого мнения придерживаюсь много лет и привожу в пример фразу Анны Ахматовой, которую она сказала, когда осуждали Бродского: «Какую биографию делают нашему рыжему! Николай Цискаридзе: На спектакли я хожу очень редко, потому что сейчас мало достойных артистов. Конечно, мне хочется видеть на сцене моего родного Большого театра качественное исполнение, но так как этого очень мало, то я каждый раз ухожу оттуда с грустью. Не только я, но и огромное количество других людей. Есть очень много высказываний известных личностей о нижайшем уровне того, что происходит. К сожалению, это так.

Меньше балета стать в моей жизни не может, потому что я каждый день имею к нему отношение. Но как зритель — прийти и получить удовольствие — давно такого не было. Если встречаю — радуюсь, но в основном просто восхищаюсь чьим-то талантом, данным от природы. А чтобы от спектакля получить удовольствие — нет. Это постыдное зрелище в последнее время.

Зубковского 29 июня — Паганини , « Паганини » на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского в редакции В.

Васильева 7 июля — Джига, « Дон Кихот » Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, Р. Прокофьева, хореография Л. Лавровского 1996 год 13 июня — солист в «Антигоне» М. Теодоракиса , хореография С. Боброва 6 июля — « Нарцисс », миниатюра на музыку Н.

Черепнина, хореография К. Григоровича дебютировал на гастролях Большого театра в Граце, Австрия 20 ноября — Призрак розы, « Видение Розы » на музыку фортепианной пьесы К. Берлиоза, хореография М. Чайковского, хореография В. Васильева с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова 1997 год 2 апреля — Принц Дезире, «Спящая красавица» П. Григоровича 22 мая — Граф Альберт, « Жизель » А. Адана, хореография Ж.

Коралли, Ж. Перро, М. Григоровича 27 декабря — в редакции В. Васильева 26 ноября — Солор, « Баядерка » Л. Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича 19 июня 1998 — Жан де Бриен, «Раймонда» А. Глазунова, хореография М.

Бизе, хореография Д. Пуни, хореография П. Жарра, хореография Р. Пети 2004 год 13 июня — фея Карабос, «Спящая красавица» П.

Мама знала, что я способный ребенок, но ленивый. Мне говорили: пока не прочтешь книгу, не пойдешь играть. Тогда это казалось издевательством, но потом я много раз сказал спасибо за это. Новый стиль воспитания — идиотизм Цискаридзе рассказал, что думает о тенденции аккуратного взаимодействия с детьми: С моей точки зрения, это идиотизм.

Когда-то Людмила Васильевна Максакова сказала мне, что ребенку можно дать только две вещи: любовь и образование, а все остальное заложено в человеке и будет развиваться по-своему. У меня в детстве было много наказаний и очень жесткая система контроля за мной. Но я, как ребенок, все равно чувствовал безграничную любовь. Про популярность Дани Милохина В современных реалиях популярным может стать кто-угодно и по щелчку пальцев. Цискаридзе поделился своим отношением к этому: Я смеялся над этим всегда, до появления Дани Милохина. Я пообщался с ним на одной съемке, и там была очень веселая ситуация. Было видно, что уровень образованности мальчика ниже уровня моря. После этого я стал наблюдать за тем, какое количество людей ему подражает, и понял, что это очень страшно.

С одной стороны, мне нравится, что можно раскрутить что-угодно, с другой, мне, как человеку, который связан с образованием, грустно.

"Интервью": Николай Цискаридзе – о балете и русской культуре

На счету Николая Цискаридзе более 40 партий в постановках Большого театра, порядка 20 партий в других театрах. Он трижды получал «Золотую маску» за лучшую мужскую роль, одна из них досталась Цискаридзе за исполнение партии Германа в «Пиковой даме». В 2000 году он был удостоен звания народного артиста России, в 2013 году — народного артиста Северной Осетии — Алании. Николай Цискаридзе регулярно появляется на российском телевидении. Он снимается в шоу «Танцы со звездами» на телеканале «Россия 1, на телеканале «Культура» ведет передачу «Шедевры мирового музыкального театра», где представляет экскурс в историю балетных постановок.

Российские звезды Legion-Media Как сообщает «Пятый канал» , Николай Цискаридзе объяснил, почему является исполняющим обязанности ректора Академии. Народный артист РФ подчеркнул, что для него важнее всего не как называется должность, а каков результат его труда.

Это все то же самое, зарплата та же. Просто, если Вам скажут, что ты должен уйти, ты просто в эту же секунду становишься не ректором. Я сказал: "Да, ради бога, мне это ничего.

В общем, я рассказал о нем одним моим небедным друзьям.

И они на все каникулы покупали ему билеты на самолет, чтобы он мог прилетать с мамой или возвращаться домой на зимние каникулы, а не ехать неделю в поезде. У меня есть определенная надежда, что программа «Приоритет-2030» даст нам возможность развивать систему набора. Как оно должно выглядеть? Я давно предложил, чтобы учебным заведениям, которым более 250 лет, не нужно было доказывать свою эффективность.

Это Российская академия художеств, консерватории — московская и петербургская, академии балета. Я про это говорил и писал письма в разные инстанции. Последний раз — 31 марта, когда в академии состоялось выездное заседание комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Сенаторы очень заинтересовались и сказали, что со мной абсолютно согласны и будут прорабатывать.

В их числе госзадание — 324 млн руб. Также шли надбавки от внебюджета, который состоял из поступлений от творческих поездок, от иностранных студентов, мастер-классов по миру и т. Сейчас мы почти все потеряли, а зарплаты педагогам нужно сохранять на определенном уровне. Еще одна сложность нашей петербургской школы: у нас здание академии — это памятник архитектуры, где ничего нельзя, но при этом его надо содержать.

И все время в это вкладывать средства. Балету нужна поддержка. Смешно сказать: если раньше все было свое, то теперь мы зависим от иностранного производства. Раньше Большой театр был организацией, в которой производство было выстроено так, что у нас было все свое — свои декорации, свои туфли, свои костюмы.

Все было свое, и это все разрушили. И я об этом говорил последние 20 лет. Теперь мы даже искусственные цветы для спектаклей стали закупать в Китае. Пуанты покупать стало негде, а ведь это очень индивидуальная вещь.

Все производство многие годы разбазаривалось. Но если вы в него зайдете, вы не увидите этих денег. У меня все время вопрос, когда я смотрю на сантехнику, на состояние репетиционных помещений... Почему так грязно, не убрано и все течет?

На шее государства сидит много лишнего груза, и я уверен, что скоро будет необходимо делать ревизию. У нас в академии бюджет гораздо меньше, но спросите любого нашего педагога — и вам скажут, что зарплаты в пандемию не изменились. Я считаю, что ситуация, которая сейчас произошла, позволит перезагрузить систему балета и вообще искусства, отделить зерна от плевел. Очень надеюсь, что все наконец поймут, что «эффективные менеджеры», которые дербанили государственный бюджет, культуре не нужны, потому что они не смогут ничего сделать.

Нас приравняли к сфере услуг — к сантехникам, токарям и т. Мы не могли этого допустить. Я очень много ходил по совещаниям, выступал в Госдуме. Члены правительства меня услышали.

Вузы культуры не тронули, и Болонская система не распространилась на балет, на консерватории. Ваши студенты лишены плюсов системы? Все дипломы нашей страны надо переподтверждать в мире за исключением балета и музыки. Нам нет равных в балете и в музыкальном образовании.

На Западе прекрасно понимают свою несостоятельность рядом с нами. С английским газоном очень сложно соревноваться, потому что его 400 лет стригут и удобряют. И то же самое с балетом: с нами сложно соревноваться. У нас 300 лет идет обучение без остановки, и идет на очень серьезном уровне.

Вернуться в обычную ленту? До 2013 года был премьером балета Большого театра в Москве. Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Еще в детстве он увлекся искусством: няня познакомила мальчика с классической литературой, сам он любил стихи, мать часто водила сына в театр. В 1984 году юноша поступил в Тбилисское хореографическое училище, через три года перешел в Московское хореографическом училище.

Николай Цискаридзе о концерте в Кремле, работе на «Первом канале» и педагогике до гроба

Первых настоящих успехов достиг в театре, там парня и заметил режиссер Фрэнсис Форд Коппола. Ему пришлось буквально отстаивать его кандидатуру для главной роли в «Крестном отце». Продюсеры долго сопротивлялись, но каков же был результат их согласия. Без сомнения, культовая роль в не менее культовом фильме.

Пусть к звездам тернист и сложен…. Еще одна работа, укрепившая легендарный статус актера — «Лицо со шрамом».

А можно посидеть дома и никуда не выходить — всегда получается по-разному. Недавно вы заменили Максима Галкина в качестве ведущего программы «Сегодня вечером» на «Первом канале». Как на вас сказалась смена профессионального амплуа? Николай Цискаридзе: Ничего нового, я работаю ведущим с 2001 года — с тех самых пор, как меня пригласили на «Первый канал» в программу «Взгляд». Но, конечно, я не бываю там регулярно: все-таки у меня есть основная профессия, которая занимает все мое время. Каждый делал эту работу сообразно своему вкусу и темпераменту.

Цискаридзе впервые высказался о хейте его работы на «Первом канале» Я тоже стараюсь делать ее так, как умею я. У каждого человека свой характер. Я ни под кого не подстраиваюсь, а просто слушаю, что говорят режиссер и редактор — над этой программой уже много лет трудится слаженная команда. Я ведь артист балета — мы всегда умеем безукоризненно подчиняться воле режиссера и хореографа. Николай Цискаридзе Не все зрители встретили выпуск положительно. Задевает ли вас критика? Николай Цискаридзе: Никогда не читаю надписи на заборах. Я работаю одним из главных артистов этой страны на протяжении 35 лет, так что научился не смотреть на то, что мне не нравится.

За последние месяцы мир российского балета потрясли сразу несколько смертей молодых танцовщиков — Алеси Лазаревой, Анны Соколовой. Врачи считают, причина всему — изнурительные тренировки. Николай Цискаридзе: Доктора, которые так говорят, абсолютно не профессиональны, ничего не смыслят в медицине. Все, что касается конкретных ситуаций — надо изучать, выяснять, что было реальной причиной. В любом случае, при поступлении в хореографические училища… я сейчас подчеркиваю — в училища, в профессиональные заведения, которые несут за учеников ответственность и дают хорошее образование, — нужно проходить медкомиссию. Всегда есть второй тур — медицинский. Детей без полной диспансеризации никуда не принимают. Я не знаю, где получали образование те артисты, которые скончались.

Если были какие-то дефекты здоровья, значит, это недогляд их учебных заведений. А в каком режиме существуют современные артисты балета? Николай Цискаридзе: Точно в таком же, какой был и 100 лет назад — они очень много работают. Недаром им всегда дают пенсию по выслуге лет. Например, я получил ее после 15 лет работы. Причем в 33 я стал не только пенсионером, но еще и ветераном труда. Это не просто так, это действительно очень серьезный физический труд. Но, если анализировать, выяснится, что все балетные — долгожители.

Мы уже говорили сегодня о Григоровиче, которому сейчас 95 лет. В последнее время в качестве замены спортзалу стали популярны студии балета для взрослых. Что такие занятия могут дать?

Три исполненные в его ходе партии — Солора из «Баядерки», Германна из «Пиковой дамы» и Нарцисса из одноименной миниатюры — он посвятил своим учителям, легендам отечественного балета, в начале карьеры подготовившим с ним эти роли: Марине Семеновой, Николаю Фадеечеву и Галине Улановой. Цискаридзе: «В балете всё непроистойно!

Среди его выступлений следующего года было безупречное исполнение партии Дроссельмейера в балете «Щелкунчик» в Парижской национальной опере, а также роли Золотого Раба в «Шехеразаде» в Театре Елисейских полей. Николай Цискаридзе в балете «Послеполуденный отдых фавна» В 2010 балетную звезду можно было увидеть на подмостках Дворца фестивалей в Каннах, через год — на сцене Михайловского театра Северной столицы и Лондонского Колизея. В тот же период он вошел в состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ. Выступление Цискаридзе на Дне города в Москве 2011 В 2012 признанный мастер сцены поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, исполнив мечту своей покойной мамы. Спустя два года он стал обладателем красного диплома юриста.

В 2014 году в Санкт-Петербургском театре оперы и балета им. Мусоргского артист исполнил партию вдовы Симоны в премьере на музыку Фердинана Герольда «Тщетная предосторожность» в хореографии классика британского балета Фредерика Аштона. Па-де-де из балета «Щелкунчик» Общеизвестно, что многие поклонники балета без «Щелкунчика» в Большом театре не могут себе представить Новый год. В день своего рождения он каждый год выходил на сцену и дарил зрителям огромный праздник, демонстрируя свое необычайное искусство, одухотворенность танца, отточенную технику и артистичность, помноженную на талант. Конфликты с руководством Большого Цискаридзе — личность творческая и неординарная.

Все, чего он добился, он добился сам. Поэтому Николай может позволить себе озвучивать резкие суждения, невзирая на авторитет его оппонентов. В 2011 танцор стал главным критиком в культурном учреждении, которому отдал большую часть своей профессиональной жизни. Он назвал «вандализмом над историческим памятником» его реконструкцию, проводившуюся в течение шести лет. С болью артист возмутился заменой старинного гипсового лепного декора, признака благородного стиля, пластмассовой подделкой, бронзовых канделябров и дверных ручек металлической имитацией, дубового паркета в фойе скользким венецианским покрытием искусственным мрамором , отсутствием окон в гримёрках и многим другим.

Большое интервью Цискаридзе о ситуации в Большом Он обвинил в некомпетентности руководство театра, выступил с критикой репертуара и всей политики гендиректора Анатолия Иксанова. Вскоре ряд культурных и общественных деятелей направили Путину письмо с просьбой о назначении директором Большого Цискаридзе. В свою очередь Иксанов в интервью интернет-журналу «Сноб» заявил о недопустимом поведении звезды мирового балета «поливание грязью театра и его сотрудников, постоянные интриги» и высказал подозрения о его причастности к публикации в сети порнографических снимков с Геннадием Яниным кандидатом на должность художественного руководителя, о которой мечтал Цискаридзе , и о возможном участии в организации нападения на худрука Сергея Филина мужчине плеснули в лицо кислотой. Эти подозрения не подтвердились. Артист же не исключал, что нападение на коллегу было подстроено самим руководством и являлось одним из элементов направленной против него травли.

Как бы там ни было, но летом 2013 Большой театр не стал продлевать трудовой договор с одним из самых титулованных своих танцовщиков. Кстати, вскоре из театра ушел и Иксанов. Педагогическая деятельность В октябре 2013 года «Бог ветра», как его назвала после американских гастролей газета New York Times, получил должность и. Назначение «московского» премьера многие восприняли в штыки — покинули свой пост ректор Вера Дорофеева и худрук Алтынай Асылмуратова. Но со временем все педагоги почувствовали высокий профессионализм нового руководителя, и спустя год он стал главой этой старейшей балетной школы в мире и уже без приставки «и.

Причем он стал первым ректором академии, который не являлся ее выпускником. Цискаридзе с учениками Среди достижений бывшего премьера Большого на новом посту балетные критики называли повышение дисциплины в учебном заведении, а также наполнение технически безупречной хореографии выпускников драматургией, что, по общепризнанному мнению, и отличает русский балет от западного. Николай Цискаридзе и Владимир Мединский В 2017 в рамках проекта «Русские сезоны» студенты академии представили в Японии сюиту из балета «Фея кукол», а педагоги дали мастер-классы в Токио, Наре и Осаке. Несколько уроков для японских педагогов провел и сам Цискаридзе. Николай Цискаридзе в Японии В январе 2019 воспитанники академии вновь побывали на гастролях в Стране восходящего солнца.

В течение трех недель они дали представления в десяти городах. Японским зрителям были показаны три балета: «Щелкунчик», «Пахиту» и «Фею кукол». Николай Цискаридзе — ректор академии им. В его ходе состоялся показ уникальных киноматериалов — фильм-балет с участием Галины Улановой «Ромео и Джульетта», документальная лента о жизни Академии им. Вагановой, исполнения ведущих партий из избранного репертуара Мариинского и Большого театров.

Николай Цискаридзе об Академии русского балета В июне того же года на сцене Кремлевского дворца прошел ежегодный вечер академии, где с приветственным словом выступил ее знаменитый ректор. Цискаридзе подчеркнул, что его ученики никогда не уезжают за границу, а выпускники-иностранцы так влюбляются в нашу страну, что стараются остаться в России. Николай не скрывает, что не любит тренировать детей звезд: Я пришел в большое искусство с улицы, я не династический ребенок, поэтому не переношу детей звезд. Во всяком случае, до тех пор, пока они не заслужат моего уважения, чтобы я обратил на них внимание. Телевидение Кроме театральных подмостков, Цискаридзе регулярно можно было увидеть на телевидении.

Впервые его пригласили в ток-шоу «Моя профессия» еще в 1997. Затем он стал ведущим программы о балете на канале «Культура». Неоднократно он был членом жюри рейтинговых телепроектов «Танцы на льду», «Синяя птица», «Танцы со звездами». Цискаридзе о русском балете Познер В 2011 Народный артист России был гостем программы «Познер», в 2013 принял участие в передачах «Собчак живьем», «В наше время!

По приятному совпадению, вы тоже в этом году отметите юбилей… Кто-то смеется над "датскими" спектаклями и публикациями. Но они же служа и реперными точками в хаотичном течении времени. А вот грядущий юбилей Пушкина - планируете отметить его в Академии? Николай Цискаридзе: Я вообще не очень люблю дни рождения, но "датские" спектакли и "датские" поводы - это, прежде всего, возможность лишний раз напомнить о яркой личности и значимом событии. А уж большего поклонника Пушкина, чем я, не может быть - еще в детстве прочел его 12 томов. Я один из тех артистов, кто станцевал Германна, и за этот спектакль был обласкан не только в нашей стране, но и в других. Жаль, что он сейчас не идет. Видимо, на него нет исполнителей. Что касается Школы, то у нас всегда проходят мероприятия, посвященные выдающимся писателям, композиторам, и мы стараемся дать нашим учащимся как можно больше информации и заинтересовать их, чтобы для них эти великие имена были не просто подписями под картинками. Фото: Михаил Логвинов А можно ли провести некую аналогию между Академией имени Вагановой и Царскосельским лицеем, с точки зрения эксклюзивности обучения? Николай Цискаридзе: Царскосельский лицей полностью вырос из той Театральной школы, которая была учреждена при царском дворе. Сначала была создана театральная школа, как хозяйственный эксперимент. А потом уже на этой основе были создан и Смольный институт и все остальные государственные императорские учебные заведения, включая Царскосельский лицей. Просто специализация этих учебных заведений была разной, а система повторяла одна другую. Что такое "классический балет" в современном мире? Чем, по сути, занимается Академия с точки зрения сегодняшнего дня? Николай Цискаридзе: Триста лет в нашей стране выделяются огромные средства на производство такого уникального организма, как артист балета. И триста лет это происходит на очень высоком, профессионально-художественном уровне. К сожалению, в Школе получают только образование. А все остальное - успехи или неуспехи - происходят уже на производстве, непосредственно в театрах. И те блистательные выпускные, которые были сделаны за 10 лет - они, слава Богу, все экранизированы, и можно проверить мои слова - это следствие работы огромного коллектива и большого профессионализма тех, кто это делал. К сожалению, сравнить нас больше в мире не с кем. За то время, что я руковожу Академией, мы выпустили очень много одаренных детей. Но итог всегда разный, и это зависит от тех, кто занимается их судьбами в театре. А с этим сегодня - одна из самых плачевных ситуаций в нашей стране. Остается надеяться, что она изменится, и наслаждаться тем образом уходящего театра конца ХХ века, который вы передали в автобиографии "Мой театр. Книга 1". Почему вам захотелось ее написать? Николай Цискаридзе: Я знаю много исторических и театральных примеров, когда очень значимых людей пытаются "стереть ластиком" из истории. Сначала я на это смотрел с улыбкой, а потом стало неприятно. И хотя я уверен, что все проходит и справедливость восторжествует, но мне хотелось рассказать о каких-то событиях с моей точки зрения. Любая автобиография - это, прежде всего, взгляд с чьей-то стороны. С моей стороны взгляд - он вот такой. И мне абсолютно безразлично, что и кто будет говорить по этому поводу.

Цискаридзе: Мне никто и никогда не мог сказать дурного слова о русской культуре

Я даже стал познавать балет, видеть искусство, классику. Николай Цискаридзе — народный артист России, премьер балета Большого театра в 1992–2013 годах и педагог. В подкасте Николай рассказал, почему решил написать книгу о театре, поделился мнением о воспитании детей и своей популярности. Николай Цискаридзе – выдающийся артист балета.

Цискаридзе – последние новости

В Москве, в кинотеатре «Октябре» после премьеры фильма состоялась встреча с премьером Большого театра, народным артистом России, ректором Академии русского балета им. Вагановой Николаем Цискаридзе. Николай Цискаридзе прошел путь от артиста кордебалета до премьера Большого театра. Более 20 лет Цискаридзе исполнял главные партии в знаменитых постановках на лучших сценах мира. Сергей Филин и Николай Цискаридзе — когда-то два этих артиста балета были очень дружны. Николай Цискаридзе видит этот спектакль политизированным и неинтересным, и его огорчает, что роли действующих лиц, вершин мирового балета, исполняют люди, которые не могут называться личностями. Я полюбил балет только потому, что это было прекрасно, когда любой спектакль был действительно произведением искусства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий