Итак, мы разобрались со статусом самозанятого – это кто и чем он может заниматься.
Условия для самозанятых в 2024 году: налоги, социальные взносы, ограничения
В статье расскажем, что значит статус самозанятого, как оформить самозанятость, какие есть налоги и обязательные платежи. При проведении налоговой проверки самозанятого работника налоговая организация обращает внимание на несколько важных факторов. Также на самозанятость может перейти физлицо в статусе индивидуального предпринимателя– для этого придется отказаться от всех других режимов налогообложения, используемых в данный момент. Статус самозанятого аннулируют с того момента, как нарушено одно из условий.
Для тех, кто ценит свое время
- Самозанятых обязали указывать данные в онлайн-рекламе
- Интерактивный помощник
- Чем удобен режим самозанятости для физлиц
- Самозанятость: плюсы и минусы в 2023 - 2024 годах -
- Кто такие самозанятые, как стать самозанятым, плюсы и минусы нового налогового режима (2024)
Полный гайд по самозанятости в России 2024
Но в этом случае ИП не сможет перейти на другой спецрежим раньше начала следующего года. Самозанятость не запрещает физлицу работать по трудовому договору. Но оказывать услуги компании или ИП самозанятый может только в том случае, если не имел с ними трудовых отношений в последние два года. Это значит, что работать в компании по трудовому договору и одновременно оказывать ей услуги не получится. Особенности ИП на режиме самозанятости Выше мы указали, что перейти на НПД и стать самозанятым может и индивидуальный предприниматель — если он подходит под требования этого режима. Различий между самозанятым гражданином и самозанятым ИП практически нет. Различия между ИП, перешедшим на НПД, и предпринимателем, оставшимся на ином налоговом режиме, существенны. Ниже в таблице привели основные из них.
В 2022 году в России количество зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход НПД составило 6,562 млн [33]. Такие сведения содержатся на платформе поставки данных Федеральной налоговой службы По данным «Яндекс. Такси», к середине марта 2019 года воспользовались специальным режимом налогообложения и зарегистрировались в приложении «Мой налог» свыше 12 тыс. Активное использование таксистами этого режима налогообложения связано с взаимной выгодой для водителей и агрегаторов, так как исключается необходимость в посреднике в виде таксопарка [35]. С 11 августа 2020 года для самозанятых водителей и автокурьеров запустилась специальная платформа «Яндекс. Про» [36]. Она помогает с оформлением статуса самозанятого, поиском заказов, бухгалтерией и налогообложением [37]. Сервис «Яндекс. Еда» также набирал самозанятых. По состоянию на 2020 год, курьеров в сервис «Яндекс. Еда» оформляли в статусе самозанятых с оплатой налога через приложение «Мой налог» , а не как сотрудников компании «Яндекс» [38]. Эта практика позволяла «Яндексу» не оплачивать курьерам отпуска и не доплачивать за переработку [38]. При этом самозанятый курьер обязан был проходить медицинский осмотр в определённой «Яндексом» частной клинике, потом с курьера деньги вычитались из заработка , а также платил «Яндексу» штрафы например, за опоздание [38]. К апрелю 2019 года каждый шестой россиянин, зарегистрировавшийся в статусе самозанятого, раньше был индивидуальным предпринимателем [39]. По данным ФНС, в 2022 году число самозанятых достигло 6,562 млн человек, что в 1,7 раза или на 2,7 млн больше, чем в конце 2021 года [33].? К 17 августа в статусе самозанятых зарегистрировалось 8,5 млн человек [41] На 1 июля 2023 года в качестве самозанятых зарегистрировалось более 95 тыс. Ежедневно в данном статусе регистрируется свыше 8,5 человек.
Отдельно удобнее в том случае, если товар вернут. Чек оформляется на покупателя. Если самозанятый не знает, кто покупатель, чек выписывается на физлицо. В этом случае ИНН или личные данные не нужны, а чек никому не передается. Как автоматизировать учет доходов и оплату налогов самозанятого В приложении «Мой налог» можно привязать карту к счету самозанятого и настроить автоматическую оплату НДП. При этом чеки по каждому платежу все равно надо оформлять. Самозанятый может подключить автоматическую регистрацию дохода в банке-партнере или с помощью специальных платформ-партнеров ФНС. Тогда чек будет автоматически формироваться по всем поступлениям на привязанную карту. Чтобы не запутаться, удобнее завести для этого отдельную карту и не использовать ее для личных переводов. Но, если чек все-таки сформировался на личные поступления, его можно аннулировать. Налог на профессиональный доход удобно оплатить и по Единому налоговому счету ЕНС. В личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС отображается счет, с которого автоматически списываются все налоги. Там же его можно пополнить. Может ли самозанятый аннулировать чек Самозанятый имеет право аннулировать чек в следующих случаях: Был возврат денег заказчику; Чек сформирован по ошибке; В чеке указаны неверные данные и их нужно исправить. При этом, как поясняют в контакт-центре ФНС, надо написать в техподдержку приложения «Мой налог» в приложении, почему чек аннулируется. Как налоговая узнает, что самозанятый занижает доход Контрольная закупка выездная проверка. Для налоговиков это дополнительная работа, поэтому пока такие проверки редкость.
Такие данные привел сервис приема платежей ЮKassa. Реклама В компании пояснили, что снижение среднего чека связано с появлением новичков, которые устанавливают низкие цены на свои услуги. Так они надеются привлечь клиентов.
10 главных вопросов о самозанятых
Получить статус самозанятого через Госуслуги можно только при наличии подтвержденной учетной записи. Хотите узнать главное о самозанятости в 2023 году? Хотите узнать главное о самозанятости в 2023 году? На этот и другие вопросы: как получить статус самозанятого в 2023 году, какие деятельности подпадают под самозанятость и какие «плюшки» за это дают ответим в статье. Самозанятый — это налоговый режим, благодаря которому вы можете стать прямым партнёром , платить меньше налога и получать справки о доходах онлайн.
Плюсы и минусы перехода на самозанятость
Практика применения статуса самозанятого[ править править код ] По состоянию на 6 марта 2019 года 38 тыс. Газета « Совершенно секретно » в декабре 2019 года сообщала, что число самозанятых в России составляет 260 тысяч человек [32]. По прогнозу исполнительной власти, к 2024 году количество самозанятых должно составить 2,4 млн граждан. В 2022 году в России количество зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход НПД составило 6,562 млн [33].
Такие сведения содержатся на платформе поставки данных Федеральной налоговой службы По данным «Яндекс. Такси», к середине марта 2019 года воспользовались специальным режимом налогообложения и зарегистрировались в приложении «Мой налог» свыше 12 тыс. Активное использование таксистами этого режима налогообложения связано с взаимной выгодой для водителей и агрегаторов, так как исключается необходимость в посреднике в виде таксопарка [35].
С 11 августа 2020 года для самозанятых водителей и автокурьеров запустилась специальная платформа «Яндекс. Про» [36]. Она помогает с оформлением статуса самозанятого, поиском заказов, бухгалтерией и налогообложением [37].
Сервис «Яндекс. Еда» также набирал самозанятых. По состоянию на 2020 год, курьеров в сервис «Яндекс.
Еда» оформляли в статусе самозанятых с оплатой налога через приложение «Мой налог» , а не как сотрудников компании «Яндекс» [38]. Эта практика позволяла «Яндексу» не оплачивать курьерам отпуска и не доплачивать за переработку [38]. При этом самозанятый курьер обязан был проходить медицинский осмотр в определённой «Яндексом» частной клинике, потом с курьера деньги вычитались из заработка , а также платил «Яндексу» штрафы например, за опоздание [38].
К апрелю 2019 года каждый шестой россиянин, зарегистрировавшийся в статусе самозанятого, раньше был индивидуальным предпринимателем [39].
Главное, не оказывать услуги нынешнему или бывшему работодателю. Такой запрет действует в течение двух лет после увольнения. Режим также могут использовать госслужащие, но только для сдачи недвижимости в аренду.
Какие налоги платит самозанятый Самозанятые платят налог на профессиональную деятельность НПД. Платить НПД нужно только в том случае, если предприниматель работал и получал доход. ФНС самостоятельно рассчитывает сумму к уплате и присылает соответствующее уведомление. Налоговый период длится один месяц, по его истечении нужно внести НПД.
Если самозанятый не работал, делать взносы не придется. Никаких обязательных платежей нет. Для новых предпринимателей государство предлагает налоговый вычет. Это 10 000 руб.
Налоговый вычет применяется автоматически, никаких заявлений писать не нужно. Ограничений или специальных условий для его получения нет. Этот бонус доступен всем зарегистрировавшимся самозанятым. Он действует до тех пор, пока вся сумма не будет истрачена на уплату налога.
Часть НПД перечисляется в фонд медицинского страхования, поэтому самозанятые имеют право на бесплатную медпомощь. В пенсионный фонд отчислений нет. Предполагается, что человек сам займется накоплением будущей пенсии. Либо будет делать добровольные взносы в ПФР.
Эти ставки не будут меняться до конца 2028 года. Если человек получил статус самозанятого, но по какой-то причине он не работает и не получает доход, налог платить не нужно. Зачем получать статус самозанятого?
Назовем несколько причин. У вас будет подтвержденный доход. Вы сможете не бояться проверок налоговой инспекции, штрафов и судебных разбирательств из-за того, что не заплатили налоги или ведете предпринимательскую деятельность без регистрации.
Вам будут доступны льготные займы в государственных микрофинансовых организациях МФО. Также вы вправе претендовать на гарантийную поддержку от фондов содействия кредитованию и скидки на аренду помещений в коворкингах и бизнес-инкубаторах. Если понадобятся консультации по вопросам кредитования, налогообложения или бухучета, вы можете обратиться в государственные центры поддержки предпринимателей «Мой бизнес».
Эти центры также организуют бесплатные обучающие мероприятия по бизнес-темам в очном и онлайн-формате. Есть шанс найти новых клиентов. Компании все чаще отдают заказы на субподряд самозанятым или индивидуальным предпринимателям ИП — для них это выгоднее, чем нанимать работников в штат или по договорам.
При этом гораздо проще стать самозанятым, чем регистрировать ИП. Кто может получить статус самозанятого?
Таких больше всего интересует: может ли налоговая квалифицировать полученные на карту деньги как доход и доначислить налоги, и, соответственно, и штрафы?
Отвечаем кратко: может. Но это чрезвычайно сложно. А вот о сложностях расскажем поподробнее.
Рассказываем о сложности установления теневого дохода. Проверка доходов самозанятых осложнена отсутствием у фискалов всевластных полномочий. Да, налоговики видят почти все счета, которые открыты у гражданина.
Ведь с 2017 года все банки обязаны направлять им информацию об открываемых и закрываемых счетах. Но движение по счетам у ИФНС никак не отражается. Обратите внимание: любой гражданин, подключенный к личному кабинету налогоплательщика, может проверить, какие счета видит налоговая.
В принципе, там есть информация о вкладах, которые человек открывал в банках с давно отозванной лицензией. Для получения сведений о движении денежных средств по счетам налоговый орган должен направить соответствующий запрос в банк. А если счета открыты в разных банках — во все эти банки.
То есть в каждый банк. При этом такой запрос должен быть обоснован. Например, проведением налоговой проверки конкретного гражданина.
А сейчас этого фактически фискалам в отношении самозанятых граждан делать запрещено. Подозрения остаются подозрениями. Еще недавно в год начала пандемии и выпуска писем ФНС 2019 г.
Тем, у кого ИФНС находила более трех-четырех объектов недвижимости в собственности, фискалы массово рассылали «письма счастья». В них они почти в ультимативной форме заявляли, что гражданин подозревается в укрытии налогов, так как…сдает свою недвижимость в аренду. Все имущество гражданина, о котором известно налоговой, отражено в вашем личном кабинете налогоплательщика.
И это создает вам проблемы?
Самозанятый или ИП: что выбрать и чем отличаются
Она фиксирует расчеты и отправляет сведения о них в налоговую. Все об онлайн-кассах Перед тем как начать что-то продавать, предприниматель должен купить или арендовать кассу, заключить договор с оператором фискальных данных и зарегистрировать кассу в налоговой. Самозанятым можно работать без онлайн-кассы, чека из приложения «Мой налог» достаточно. Такие платежи не вызовут вопросов у налоговой, если вы оформляете чеки через приложение «Мой налог». На личную карту могут переводить оплату не только физлица, но и предприниматели, и ООО. Открывать расчетный счет не нужно. Можно ли быть самозанятым в нескольких банках?
Самозанятый может принимать платежи на карту любого банка. Главное — вовремя отчитываться о получении денег через приложение «Мой налог». Однако для удобства лучше принимать оплату на карту в одном банке. Через банковское приложение можно также выдавать чеки, формировать счета и рассчитывать налог. Такая опция есть у Тинькофф. Например, самозанятый-фотограф может сделать фото, подготовить макет фотокниги и отнести ее в типографию.
Типография в данном случае — подрядчик, с которым самозанятый может работать. Какие есть ограничения для самозанятых Для самозанятых есть ограничения на вид деятельности, годовой доход и наем сотрудников.
Предпринимателям юрлица доверяют больше, чем самозанятым В блоке о преимуществах мы говорили о том, что компаниям выгоднее работать с самозанятыми, чем с физлицами-нелегалами. Но выбирая между ИП и самозанятым физлицом, они предпочитают предпринимателей. И вот почему. ИП легко найти в едином реестре и убедиться, что у него есть этот статус. Что человек самозанятый, на всём этапе сотрудничества проверить сложно. Поэтому есть риск, что придёт злая налоговая, обнаружит, что физлицо не имеет никакого статуса, и задастся вопросом, почему за него не платили налоги и страховые взносы.
Есть нюансы и с расчётами. ИП деньги приходят на расчётный счёт для бизнеса, самозанятому — на личный. И для компании-заказчика такие переводы могут облагаться банковской комиссией. Нельзя сотрудничать с бывшим работодателем Иногда компания расторгает трудовой договор с работником и начинает сотрудничать с ним как с самозанятым. Это выгодно ей: не нужно платить страховые взносы, а налог с дохода человек платит сам. Для сотрудника это не очень хороший вариант: его больше не защищает трудовой кодекс. Отношения с ним могут разорвать в любой момент, ему не положены отпуска и отпускные. На больничные и пенсию тоже рассчитывать не стоит — страховые взносы же никто не платит.
Но сейчас не об этом. Чтобы работодатели не пользовались этой лазейкой в законе, появилось правило: в течение двух лет после увольнения нельзя сотрудничать с прошлой компанией как самозанятый. И иногда это может быть минусом. Например, если вы добровольно отправились в вольное плавание, но организации иногда нужны ваши услуги. ИП не может досрочно уйти с НПД на выгодный режим Самозанятый может отказаться от этого статуса в любой момент. Но физлицо становится после этого просто безработным.
Но многие из них начинают свое дело, не теряя основной работы. При этом добровольные взносы на пенсию делают только 258 тыс. Таким образом основной деятельность в статусе самозанятого является для 3,7 млн человек. В ближайшие годы ожидается, что поступления от добровольных взносов на пенсию увеличатся вдвое, это следует из заключения Счетной палаты РФ на проект бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
К 2026 году эти поступления вырастут до 2,6 млрд руб. У самозанятых есть возможность самостоятельно сформировать пенсию, добровольно уплачивая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ОПС в Социальный фонд России. Таким образом они могут сформировать страховую пенсию, которая составляет 21,8 тыс.
Как получить электронную подпись для самозанятого Для самозанятого ЭЦП не требуется. Гражданин вправе оформить электронную подпись в добровольном порядке. Для этого необходимо обратиться в удостоверяющий центр, который оказывает услуги по выпуску ЭЦП. Если самозанятый имеет статус индивидуального предпринимателя, ЭЦП потребуется для сдачи отчетности. Для ИП подпись оформляют в налоговой.
Для этого необходимо приобрести носитель токен и записаться на прием в ФНС. Как закрыть самозанятость Снятие с учета и прекращение статуса самозанятого оформляют через приложение «Мой налог». В личном кабинете необходимо выбрать пункт «Сняться с учета», выбрать причину снятия и направить заявление в ФНС. Уведомление о снятии с учета поступит в личный кабинет. Если самозанятый зарегистрирован как ИП, необходимо подать в налоговую заявление о закрытии. Форма заявления — Р26001. Его направляют удаленно через личный кабинет налогоплательщика или регистрируют лично в ФНС. Уведомление о прекращении статуса ИП направят на электронную почту.
Нужна ли самозанятому отдельная банковская карта Закон не требует наличия у самозанятого отдельной банковской карты. Учет дохода ведется в приложении «Мой налог». Гражданин вправе оформить отдельную карту для удобства разделения поступлений по самозанятости и по иным источникам дохода. Это позволит сделать доход прозрачным и избежать претензий со стороны налогового органа. Как привязать карту к самозанятости Карта самозанятого не требует привязки к приложению и иным сервисам.
Самозанятость в 2022 - 2023 годах
- Кто такие самозанятые граждане и чем они отличаются от ИП
- Кто такие самозанятые — что это за статус | Райффайзен Банк
- Самозанятых граждан в России стало больше | 360°
- При каких видах деятельности нужна самозанятость в 2023
Оплатила налоги и всплакнула: минусы перехода на самозанятость
Как самозанятому платить налоги? Как мы уже говорили выше, работать с налоговой самостоятельно вы будете через приложение «Мой налог». Допустим, вы выполнили заказ, например испекли торт, и получили за свою работу гонорар. Теперь об этом нужно отчитаться в налоговую: Откройте приложение и нажмите на кнопку «Новая продажа». Укажите наименование товара или услуги и его стоимость. Ниже выберите, в адрес какого лица вы выполнили работу — физического или юридического.
Затем нажмите кнопку «Выдать чек». Подсчитав, сколько всего денег вы заработали, примерно в середине месяца налоговая пришлёт вам в приложение уведомление об оплате налога за предыдущий месяц. Нажмите «Оплатить».
Риски повышаются, если самозанятый зарегистрировал статус плательщика НПД непосредственно перед тем, как заключить договор с вашей фирмой. Учитывайте все требования и ограничения, которые устанавливает Закон о самозанятых от 27. Например, нельзя сотрудничать с самозанятыми, которые параллельно являются работниками вашей компании. Или трудились у вас менее 2 лет назад. На выполненные работы оказанные услуги самозанятый обязательно должен выставить чек в приложении «Мой налог» и направить документ вам как заказчику.
Устали разбираться с нововведениями и контролировать наем персонала? Сервис знает , какие документы положены на самозанятых, а какие заводить нельзя. Априори по самозанятому не заполняется табель учета рабочего времени, нет таких начислений, как доплата до МРОТ, за сверхурочную работу или занятость в выходные и праздничные дни. В СБИС настроена печатная форма акта выполненных работ оказанных услуг. Прямо из программы можно проверить статус самозанятого. Хотите навести порядок в работе с самозанятыми? Безопасные значения привели в таблице.
Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских фермерских хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой , члены семейных родовых общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнство и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4. Регистрация и снятие с регистрационного учета осуществляется в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. Бланк заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию Заявления заполняются в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтруда России от 31 мая 2017 г. При регистрации в территориальных органах СФР страхователю вручается уведомление о регистрации страхователя, вступившего в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Физическому лицу, уплачивающему страховые взносы за нескольких физических лиц, вручается отдельное Уведомление в отношении каждого физического лица, за которое уплачиваются страховые взносы. Регистрация лиц, добровольно вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в качестве плательщиков страховых взносов, осуществляется по месту жительства. Уплата страховых взносов для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, производится в соответствии со статьей 29 Федерального закона 15 декабря 2001 г. Минимальный размер страховых взносов определяется как 22 процента минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, ,увеличенные в 12 раз. Для лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также для физических лиц из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся получателями пенсий за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12. В случае уплаты меньшей суммы в страховой стаж будет засчитан период, пропорциональный уплате.
Если нарушить срок уведомления, инспекторы аннулируют уведомление о постановке на учет плательщика налога на профдоход. Об этом — письма ФНС от 10. Об этом — письмо ФНС от 30. Нужно ли самозанятому применять кассу Плательщики налога на профдоход не обязаны использовать ККТ п. Но они должны оформлять чеки через мобильное приложение «Мой налог», чтобы выдавать их покупателям и передавать сведения о расчетах в ИФНС ст. При желании можно выдавать покупателю кассовый чек дополнительно к чеку из приложения «Мой налог» ст. При торговле через посредников по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам заказчик — плательщик налога на профессиональный доход не обязан передавать чек покупателю п. Посредник от обязанности применять ККТ не освобожден. Через мобильное приложение «Мой налог» можно: формировать и отправлять клиентам чеки; аннулировать и исправлять данные в чеке; смотреть все выставленные чеки за любой период, предварительную сумму налога, срок уплаты, сумму задолженности; перечислять налог с помощью банковской карты или оформлять квитанцию; подтверждать свои доходы при получении кредита или оформлении пособий. Как самозанятому формировать чек Чтобы оформить чек через приложение «Мой налог», нажмите на кнопку «Новая продажа» в разделе «Главная». Обязательные реквизиты чека перечислены в пункте 6 статьи 14 Закона от 27. После того как внесете обязательные данные, нажмите кнопку «Выдать чек». Нужно заполнить Дата и время расчета если чек формируется за прошедший период. Наименование товаров, работ, услуг например, «консультационные услуги». Фамилия, имя, отчество продавца полностью. ИНН продавца. Система налогообложения — «Налог на профессиональный доход». Когда в чеке несколько позиций, на странице чека нажмите кнопку «Добавить» и добавьте товары, работы, услуги. Если покупатель оплатил в налоговом периоде несколько покупок в безналичном порядке, можно оформить сводный чек. Сформируйте и направьте покупателю чек: в момент оплаты наличными или электронными деньгами, в том числе при оплате через онлайн-банк, мобильный банк, с помощью электронного кошелька; не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, — по безналичным поступлениям от покупателей и заказчиков. Когда продавец оформляет чек по безналичным платежам 9-го числа следующего месяца, не нужно указывать дату продажи «задним» числом, как по расчетам за прошедший период.
Кто такие самозанятые, как получить этот статус и что он дает
Чтобы оформить статус самозанятого, нужно зарегистрироваться в ФНС. Действительно, будучи в статусе самозанятого, вы никакие взносы в пенсионный фонд платить не обязаны. Госдума приняла изменения в закон о занятости, которые объясняют понятие «самозанятость» и устанавливают механизмы регулирования труда самозанятых. Справка о действующем статусе самозанятого — её можно заказать в отделении ФНС или приложении «Мой налог».